Центральным институтом политической системы является государство государство общества. Государство как центральный институт политической системы (слайд)

Озеленение 26.09.2019

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

Понятие и признаки политического института. Политический институт как идеальная модель системы политических отношений и как организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.

Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.

Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России. Федерализм в России: проблемы и тенденции.

Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Политическая партия: определение, типы роль в механизме политической власти. Понятие политической партии. Основные отличия политической партии от других политических институтов. Признаки и типы политических партий. Генезис и процесс формирования современных политических партий. Основные тенденции в эволюции партий. Функции партии в механизме политической власти. Методы и формы влияния партий на политическую жизнь.

Сущность и разновидности партийных систем. Понятие «тип партийной системы». Однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Альтернативные и неальтернативные партийные системы. Партийные объединения, движения и блоки. Оппозиция и ее роль в политической жизни. Партийные системы стран Западной Европы, США и Китая.

Общественно-политические движения. Признаки общественно-политических движений. Типология общественно-политических движений. Взаимоотношения общественно-политических движений и партий.

Становление многопартийной системы в России. Социальная база и типология российских политических партий. Общая характеристика партийной системы в России. Тенденции развития многопартийной системы в современной России.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия

Huntington S. P. Will More Countries Become Democratic?// Political Science Quart. 1984. Vol. 99. №2 . P. 213.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин « stati » и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Общие признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Причины возникновения государства

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Рекомендуем почитать

Наверх