Три особенности государства как центрального института политической системы.…. Государство как основной институт политической системы общества: признаки, структура, функции

Обустройство участка 26.09.2019

Введение

Вопросы:

1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы»

2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства

3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации

4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· основные концепции происхождения и сущности государства как универсальной организации, призванной производить необходимый обществу минимум урегулированности и порядка

· структуру и функции государства как разветвленной системы учреждений и институтов, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную

· сущность и содержательный смысл парламентаризма как базового института демократии, в котором самым непосредственным образом проявляется принцип народного суверенитета

· основные типы государства, классифицированные по таким основаниям, как форма правления, форма государственного устройства

· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизнедеятельности верховенство права и закона

· сущность и основания социального государства как института, гарантирующего своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и безопасности

· место и роль в системе органов государственной власти института президентства и парламентаризма: общие черты и особенности президентской и парламентской республик

· роль и значение в организации и функционировании государственной власти института свободных демократических выборов: основные типы избирательных систем

· особенности структурно-функциональной организации государственной власти в нынешней России и реализации принципа «разделения властей»

и приобретете следующие компетенции:

· сформулировать принципиальные различия в подходах к анализу происхождения и сущности государства, характерные для марксизма и либеральной западной традиции

· раскрыть содержание принципа разделения властей как системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, обеспечивающей свободу и демократию

· дать исчерпывающую характеристику механизмов формирования каждой из ветвей государственной власти, а также их функционально-целевое предназначение

· различать (на примере конкретных стран) особенности государственного строительства в условиях унитарных государств, федераций и конфедераций



· доказать прямую зависимость возникновения и развития гражданского общества от существующей в данном государстве формы и способа правления

· соотносить такие понятия, как «парламентская республика» и «президентская республика», «абсолютная монархия» и «парламентская монархия»

· провести сравнительный анализ и сформулировать различия между системой организации государственной власти в США и в Российской Федерации

· раскрыть содержание избирательной кампании как сложного законодательно регулируемого процесса, распадающегося на целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов

· видеть «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и особенности их использования при организации выборов в нашей стране

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Государство – организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения

Законодательная власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Исполнительная власть – представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами

Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации

Мажоритарная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов



Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх. Его власть (за редким исключением) является пожизненной и передается по наследству.

Пропорциональная избирательная система – один из двух основных типов избирательной системы, при которой распределение мандатов осуществляется в соответствии с полученной долей голосов избирателей

Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными общенациональными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами

Судебная власть – представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров)

Унитарное государство – одна из двух форм территориальной организации государства. Государство является унитарным (слитым, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел 4. Государство как центральный институт политической системы. Главы: 4.1. Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» (с. 259 – 275); 4.2. Институциональные формы правления и формы государственного устройства (с. 276 – 291); 4.3. Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации (с. 292 – 317); 4.4. Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти (с. 318 – 345).

Обратите внимание на:

На важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально-критически анализировать политические явления и процессы, связанные с организацией и функционированием государственной власти в различных странах и политических системах, механизмами формирования в них политико-властных институтов и структур, распределением между ними сфер (и объемов) компетенции и ответственности и т.д.

Причем речь идет о навыках и способностях выявлять в этом анализе (с помощью методов сравнительной политологии) не только то, что является общим, роднит, но и то, что отличает, что порождает национальную специфику и связано не только с различиями в историческом опыте и традициях, но и с субъективной стороной политики, в том числе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями власть предержащих, степенью их приверженности к демократическим формам и методам правления, отношением к возможности (и необходимости) контроля со стороны общественности и пр.

«Любое правительство может позволить себе ровно столько, сколько ему позволяет народ» – этот нормативный идеал демократии потому и является идеалом, что, как и всякий другой идеал, не знает завершения. Но в той или иной мере приблизиться к нему – задача (как показывает опыт западных стран) вполне осуществимая. Но для этого необходимы как прочные знания того, по каким каналам и с помощью каких средств возможно удержание власти и властителей в рамках возложенных на них социумов обязательств, так и практические навыки разумного (рационального) пользования этими механизмами.

Если мы в России желаем действительно демократической и социально ответственной власти, то мы должны приучить наших «правителей» (больших и малых) воспринимать себя не в качестве ниспосланных Богом «пастырей паствы», т.е. народа, а только и исключительно в роли его «вышколенных слуг», профессионалов, которые нанимаются (и содержатся) народом для ведения общих дел, уполномочиваются им управлять страной по правовому (т.е. справедливому) закону во имя не частного и не корпоративного, а всеобщего блага.

И которые отстраняются (изгоняются) народом, в случае если не соблюдают (или непрофессионально выполняют) принятые на себя по социальному контракту обязательства. Если вместо того, чтобы заботиться о продвижении общих государственных интересов, действуют только и исключительно в угоду своим личным эгоцентрическим амбициям и планам.

А для этого есть только один путь – научиться реально (эффективно) пользоваться (помимо прочего) таким доступным для всех инструментом контроля и ротации власть предержащих, как свободные (альтернативные) выборы. Только через это умение выбирать достойных себя «вождей» и «управителей», а выбрав – справляться с ними, мы сможем действительно прийти к реальной демократии, демократии рационально осознанного и ответственного участия, в которой власть будет отправляться (и постоянно обновляться) свободно выражающим себя большинством.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997

2. О.З.Муштук, Е.А.Киселев. Современные избирательные системы и выборные технологии – М.: Изд-во МЭСИ, 1999 – с. 4 – 77 (Введение, главы 1 – 5)

3. Муштук О.З. Ломать – не строить. Очередные задачи власти. – М.: Обозреватель-Observer. 2002. №2 – с. 69 – 76

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях анализ структурно-функциональной организации власти РФ в рамках ее перехода к рынку и осуществления политической модернизации «по образу и подобию» того, что существует в развитых западных демократиях, в том числе факторов, которые «тянут» страну назад, и что обусловливает постоянное воспроизводство в политической практике того, от чего мы пытается уйти.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Способности-возможности политических систем как факторы-детерминанты эффективности

3. Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

4. Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

5. Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

7. Демократия как ценность и политическая форма общественного прогресса

8. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

9. Права и свободы человека и международные стандарты в этой области

10. Основные направления и результативность политической модернизации (демократизации) России

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы» – следует, прежде всего, ознакомиться с различными теориями происхождения этого института. Уяснить содержание таких из этих теорий, как:

· теократическая теория (в рамках которой возникновение государства трактуется как результат договора человека с Богом)

· патриархальная теория (в рамках которой государство венчает собой процесс межродовой и межплеменной интеграции и предстает как высшая (предельно развитая) форма патриархальной власти)

· теория общественного договора (в рамках которой государство выступает результирующим продуктом добровольного соглашения между людьми)

· теория насилия (в рамках которой появление государства связывается с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами)

· классовая теория (в рамках которой государство возникает там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические (социально непримиримые) классы).

При этом необходимо иметь в виду, что все эти теории нельзя оценивать однозначно. Каждая из них содержит рациональное зерно и по-своему (с учетом накопленных к тому времени знаний) раскрывает ту или иную сторону (или проявление) генезиса и развития государства – процессов, которые в целом носили объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности в упорядочении совместной жизни и централизации.

В юридически-правовом плане в качестве основных признаков государства выделяют: принудительность (повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам); суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношении с другими государствами); всеобщность (государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть в масштабах всего социума).

На социальном срезе – население (сообщество людей, проживающих в границах данного государства и являющихся его гражданами или подданными), а также такие институты, как правящая политическая элита (осуществляет функцию стратегического руководства обществом) и управленческий аппарат (особый слой государственных чиновников и служащих, занимающийся непосредственным государственным управлением).

В географическом смысле – четко очерченная государственными границами территория как физическая (материальная) основа государства, для которой характерны: неразделенность, неприкосновенность, исключительность и неотчуждаемость. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

На организационно-институциональном уровне – разветвленная сеть институтов и учреждений, олицетворяющих три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную, которые в демократических системах построены на принципе разделения, т.е. являются автономными и независимыми друг от друга, имея (каждая) конституционно устанавливаемый объем полномочий и прерогатив.

Что касается основных функций государства как верховного менеджера-управляющего общественными делами , то среди них необходимо различать функции внутренние (связанные с управлением отдельными сферами общественной жизни и обеспечением социальной стабильности в обществе, защитой конституционного строя) и функции внешние (направленные на обеспечение национальной безопасности и защиту интересов страны на международной арене).

Заключить изучение первого вопроса следует осмыслением того, что стоит за понятиями «правовое государство» и «социальное государство» .

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса Институциональные формы правления и формы государственного устройства – следует, прежде всего, уяснить, что означают эти понятия. Понятие «форма правления» указывает на способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между отдельными ее составляющими институтами и учреждениями, степень участия народа в формировании властных органов и контроле их деятельности. Понятие «форма государственного устройства» – на национально-территориальную организацию государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными (местными) административно-управленческими структурами.

С точки зрения форм правления следует различать государства в виде монархии (наследственная власть) и в виде республики (выборная власть). Монархии бывают двух видов: абсолютные и конституционные . В абсолютных монархиях никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках одного человека (короля, царя, султана и т.д.). Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации, отсутствуют.

В конституционных монархиях власть монарха уже не является всеобъемлющей и ограничена в сфере законодательства представительным органом, т.е. парламентом (дуалистическая, или двойственная, монархия) , или же является «чисто» символической (формальной) властью, когда монарх как бы «царствует», но не правит, реальная власть концентрируется не в руках монарха, а в руках всенародно избираемого парламента и формируемого им на партийной основе правительства во главе с премьер-министром – лидером победившей на выборах партии (или блока партий) (парламентская монархия) .

Среди республик также следует различать республики с президентской формой правления и республики с парламентской формой правления . Но при этом необходимо иметь в виду, что в «чистом виде» эти два типа республик встречаются редко и большинство их из ныне существующих относятся к разряду смешанных (президентско-парламентских или парламентско-президентских республик).

В этой связи целесообразно сравнить порядок формирования и статусные полномочия законодательной и исполнительной власти в разных по типу республиках. Что в этом плане характерно для США как президентской республики классического типа, Франции – как полупрезидентской республики, ФРГ – как парламентской республики. А также для разных по типу монархий: Саудовской Аравии – как абсолютной монархии, Иордании – как дуалистической монархии, Великобритании – как парламентской монархии.

Следует различать также типологическую неоднородность государств с точки зрения форм государственного устройства . По этому критерию они подразделяются на государства унитарные ,федеративные иконфедеративные . Первые преобладают, последние единичны и, как правило, недолговечны. При этом важно учесть, что та или иная форма государственного устройства обусловлена бесчисленным множеством факторов (социальных, политических, экономических, исторических, культурных, географических и т.д.). Чем разнообразнее условия жизни отдельных стран и народов, тем больше вероятность не унитарной, а федеральной или конфедеративной форм государства, тем больше между ними специфических особенностей даже в пределах одного типа. И для того, чтобы уяснить различия между унитарными государствами и федерациями с точки зрения централизации и децентрализации властных полномочий и прерогатив, надо провести их сравнительный анализ на примере тех же США или ФРГ (федеративные республики) и Великобритании или Франции (унитарные государства).

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации – следует, прежде всего, обратиться к Конституции Российской Федерации, всенародно принятой в 1993 г., как основному Закону страны, в соответствии с которым Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. И на этой основе необходимо рассмотреть:

· Юридически-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и вытекающие из этого статуса первого должностного лица в государстве функции по представительству страны на международной арене и определению основных направлений внешней политики, его полномочия и прерогативы, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, взаимоотношениями с другими ветвями власти (законодательной и судебной)

· Место и роль в системе организации и функционирования государственной власти Федерального Собрания Российской Федерации – института, олицетворяющего собой парламентаризм как систему руководства, основанную на принципе разделения властей, выступающего в качестве представительного органа, призванного выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России, играющего роль законодательного учреждения, наделенного исключительным правом принимать законы

· Различия в порядке формирования и статусных полномочиях между двумя палатами Федерального Собрания – верхней в лице Совета Федерации, призванной выражать интересы всех субъектов Российской Федерации, и нижней в лице Государственной Думы, представляющей интересы населения страны в целом. Особого внимания заслуживает вопрос о возможностях и каналах влияния обеих палат на исполнительную власть на стадии формирования, а также о формах контроля текущей деятельности

· Порядок формирования и статусные полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти, а также возможности его отставки со стороны Государственной Думы, учитывая, что Правительство РФ рождается не из парламента (участие последнего в процессе формирования правительства сводится только к утверждению кандидатуры премьер-министра). Ключевой фигурой в этом процессе является Президент РФ

· Юридически правовой статус и различия сфер компетенции трех составляющих судебную систему РФ на федеральном уровне инстанций – Конституционного суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда.

Особо следует остановиться на вопросах, связанных с федеративным устройством российского государства , и уяснить, что входящие в состав РФ республики не обладают статусом суверенных и независимых. Суверенитет Российской Федерации неделим и распространяется на всю ее территорию, что проявляется (помимо прочего) и в том, что на всей территории РФ имеют верховенство не республиканские конституции и республиканское законодательство, а именно Конституция Российской Федерации и федеральные законы. И первые (т.е. республиканские конституции и законы) не должны противоречить вторым (т.е. федеральным законам и федеральной Конституции).

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти – следует иметь в виду, что, хотя без выборов нет демократии, далеко не всякие выборы являются проявлением таковой, а только такие, которые строятся на:

· свободе избирательного права , т.е. всеобщем и равном избирательном праве по принципу: «один человек – один голос»

· свободе выдвижения кандидатур и связанных с ней альтернативности и честной соревновательности выборов

· свободе и равенстве всех зарегистрированных участников предвыборной гонки в правах на информацию и ведение предвыборной агитации

· свободе самоопределения каждого потенциального избирателя по поводу личного участия в выборах (на уровне как активного, так и пассивного избирательного права)

· обязательности и периодичности , когда выборы проводятся не от случая к случаю, а регулярно – в сроки, оговоренные законом.

Выборы – это довольно сложный законодательно регулируемый процесс, включающий в себя целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов . В этой связи необходимо различать и четко представлять себе содержание:

· начального этапа , связанного с объявлением даты проведения выборов и формированием их институциональной инфраструктуры

· выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы и на выборные государственные посты

· организации и проведения предвыборной кампании (агитации) кандидатами и избирательными объединениями

Особое внимание следует обратить на финансовую сторону выборов и существующие в этой области правовые регламентации и «табу» в том, что касается формирования избирательных фондов и их источников, ограничения круга юридических и физических лиц, наделенных правом добровольных пожертвований в эти фонды, правил и принципов использования поступивших денежных средств и т.д.

Такого же внимания требует и вопрос об избирательных системах . Здесь необходимо выяснить суть двух из наиболее широко распространенных систем, а именно: мажоритарной системы (или системы большинства) и пропорциональной системы (или системы пропорционального представительства), а также «плюсы» и «минусы» каждой из них в том, что касается возможностей реального представительства действующих в стране политических сил и отражения воли большинства, создания дееспособных правительств, развития тех или иных типов партийно-политических систем и пр.

Заключить изучение темы следует рассмотрением практики организации и проведения выборов в Российской Федерации , обратившись к соответствующим законодательным актам. И, прежде всего, к Федеральным законам: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (В.С.Соловьев – русский философ) . «Государственное устройство, оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить» (А.И.Солженицын – русский писатель) . «Даже плохое государство лучше анархии» (Кирилл – митрополит Смоленский и Калининградский ). С учетом этих высказываний, продумайте ответ на вопросы:

1. Какие факторы объективно обусловливают необходимость государства как политического института?

2. Что стоит за определением государства как «особой организации силы»?

3. Какие функции выполняет государство как верховный «менеджер-управляющий» общественными делами?

4. Отрицает ли демократия необходимость сильного государства и в чем должна проявляться эта сила?

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Каковы основные постулаты марксизма в вопросе о происхождении и сущности государства?

2. Что характеризует парламент и парламентаризм как базовые институты представительной демократии?

3. Какие факторы обусловливают необходимость федеративного устройства государства

5. Каково функциональное предназначение административного аппарата государства и как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

6. Как формируется правительство РФ и кто в этом процессе играет ключевую роль?

7. Из каких структурных элементов и технологий складывается предвыборная кампания кандидата и избирательного объединения?

8. За счет каких источников денежных средств формируются избирательные фонды кандидатов и какие в этом плане существуют законодательные запреты и «табу»

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 4. Государство как центральный институт политической системы из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с.331 – 339

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы

"Государство как институт политический системы"


Происхождение и сущность государства

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Око - центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.

Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции.

Теократическая теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.

Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.

Все указанные теории находят подтверждение в истории цивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук в руки, на смену одним завоевателям приходили другие. Первые государства облекались в религиозные формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной властью. Отношение к государственной власти, как к отеческой, прочно утвердилось в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.

Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.

Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.

Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетиям до н.э. в Месопотамии, в Горном

Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями, в условиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного, социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменном обществе, власти - власти с органами управления, контроля.

История становления и развития государства - сложный, многообразный процесс, протекавший своеобразно в разных регионах земного шара. Тем не менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства у большинства народов в основном совпадает.

На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной организации общества с элементами прямой демократии. Уже на ранних этапах государственности возникают различные формы правления - республиканские и монархические. Основным социальным различием является деление на свободных и рабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная, имущественная дифференциация. Государство выполняет две основные функции:

1) обеспечивает господство свободных над порабощенным населением и 2) ведает устройством "общих дел" свободных граждан (ХIII-ХVI вв).

Средневековье и начало Нового времени были для европейских стран периодом усиления и централизации государственной власти. Фундаментом этого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидация полицентризма власти, объединение провинций вокруг единого центра. Постепенно возникает государственно-территориальная организация общества с организованным государственным аппаратом управления, со свойственными ему служебными отношениями и функциями, заменившими вассальные связи, отношения личной зависимости, свойственные раннему Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавелли термин "государство" (stato) заменяет применявшуюся дотоле терминологию - "республика", "княжество", "городская община" и т.д. В XVII в. окончательно складывается понятие "государство", абстрагированное от конкретных форм правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).

В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляются централизованные национальные государства и создаются условия формирования гражданского общества и правового государства. Процесс разграничения государственной власти и саморегулирующегося гражданского общества занял длительное время и у многих народов не завершен и поныне.

Структура и функции государства

Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино все многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:

в обязательности ее решений для всего населения;

в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;

в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

Важнейшими институтами государства являются:

представительные органы (парламент);

исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

надзорно-контрольные органы;

судебная система;

органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

вооруженные силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

Формы государственного правления

С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень участия населения в их формировании.

Основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

Принадлежность верховной власти одному лицу, которое пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов).

Власть передается по наследству. Наследование верховной власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиять на ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах политической борьбы Средневековья так распространены убийства неугодных аристократии монархов?

Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления. The king can not wrong - ("Король не бывает неправ") - гласит средневековая английская юридическая максима.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.

Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).

В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").

Выполнив свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание и превратился в тормоз естественно развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом, которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась трансформацией абсолютных монархий в конституционные.

Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Для них характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательную функцию.

Конституционная монархия имеет две разновидности:

Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.

Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.

Монархии сохранились в тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом компромиссов между сторонниками "старого порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.

Для республики характерны:

выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

В зависимости от объема властных полномочий, принципов отношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США, Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными - президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия), парламентско-президентскими (Швейцария).

Формы государственного устройства

Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне провинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

Наиболее распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

Большинство стран мира, в том числе Украина, являются унитарными государствами.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:

верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации;

субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;

субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации;

федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики;

парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;

внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:

а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;

б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра;

в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.

Империя была еще одной формой территориально-административной общности на протяжении тысячелетий. Империи представляли собой систему, в которой под началом строгой централизованной власти объединялись разнообразные этнонациональные и административно-территориальные образования. Отношения в рамках империи строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики.

В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до второй половины XX в. и были сметены в результате европейских социальных революций и национально-освободительного движения. Однако политическая наука обошла своим вниманием это явление мировой истории. "Империя никогда не была ни предметом теории, ни даже предметом мысли, она не имела ни своего Гегеля, ни своих легистов, ни своих профессоров права" (Б. Бади). Тем не менее в западной науке достигнуто согласие относительно определяющих характеристик имперского правления. "Термин "империя", - пишет С.Н. Айзенштадт, - обычно используется для обозначения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный как в личности императора, так и в центральных политических институтах, образовывал автономную единицу".

Основными признаками империи являются:

возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;

включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;

этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;

дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;

власть в империи монолитна и находится в руках одного лица или партии.

Важнейшей чертой всякой империи является территориальная экспансия. Именно с ней, с ее масштабами зачастую связаны претензии имперской элиты на мировое величие. "В само понятие империи входит представление об ответственности перед входящими в нее народами и долге перед человечеством в целом... возможность использования этого долга прямо связана с расширением территории и укреплением господства. Нельзя, разумеется, ставить величие в прямую зависимость от величины. Тем не менее величина территории - неотъемлемый элемент идеи империи" (Дж. Мериэт).

Масштабы империи, неоднородность (экономическая, культурная, религиозная) ее составляющих остро ставят вопрос о механизме политических, социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих ее целостность. Распад империй обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и периферии. Рано или поздно развитие экономики провинций (окраин) и неизбежное при этом формирование новых групп интеллектуальной, профессиональной и экономической провинциальных элит приводит к выравниванию экономического имперского пространства, провинций и центра, вследствие чего неэквивалентный обмен между ними становится невозможен, империя распадается. Имперская система существует до тех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический, экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центром своих системообразующих функций приводит империю к краху.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).

1. понятие, признаки, теории возникновения гос-ва.

2. функции гос-ва.

3. формы правления.

4. форма территориального устройства.

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Вшироком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин "государство" стал использоваться в полити­ческой науке примерно со второй половины XVI в. До это­го времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "ко­ролевство", "республика", "империя" и др. Одним из пер­вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма­киавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествля­ется с определенным этносом, с админис­тративно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Признаки государства

Большинство современных авторов считают, что госу­дарство - это организация публичной власти, которая об­ладает суверенитетом, действует на определенной террито­рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.

Основными структурными элементами госу­дарства являются органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и час­тично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, террито­рией и населением.

Так же признаками государства являются:

1. Принуждение. Никто не может произвольно принимать решения о своем существовании вне государства, о неподчинении государственной власти. Принадлежность к государству является общественно необходимым, вынужденным (“Родину не выбирают”) и регулируется государственным и международным правом.

С точки зрения последнего, апатритизм (безгосударственность) рассматривается как нежелательное и ненормальное явление. Следует иметь в виду, что произвольное решение государственной властью о лишении гражданства какого-либо человека так же является нарушением международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

2. Право на применение насилия – легитимное насилие. Рассматривается многими как ключевой признак государства. М. Вебер писал по этому поводу: “Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области претендует на монополию легитимного физического насилия”.

Следует иметь ввиду, что цель легитимного насилия со стороны государства – в обеспечении порядка, в ограждении общества и граждан от произвольных действий отдельных индивидов (групп), наносящих вред обществу и гражданину.

Легитимизация насилия обеспечивается тем, что оно может применяться только:

    центральной властью;

    теми, кому дано такое право;

    строго в рамках закона;

    для наведения и поддержания порядка в обществе.

3. Суверенитет (верховная власть). Суверенитет – независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

Таким образом, понятие государственного суверенитета имеет внешнее и внутреннее измерение.

С точки зрения внешнего измерения, суверенитет означает невмешательство в дела государства всех других государств, уважение его самостоятельности, сохранение целостности.

С точки зрения внутреннего измерения суверенитет означает, что государство располагает высшей властью по отношению к внутренним субъектам и лучше всего конкретизируется следующим признаком государства – всеобщностью.

4. Всеобщность. Государство охватывает своим влиянием людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств.

Иными словами, граждане других государств обязаны подчиняться законам того государства, на территории которого они находятся.

5. Право. Выступает обязательным атрибутом государства. Любое государство действует в рамках установленного правопорядка. Право дает легитимацию всем действиям государства, в том числе и по применению насилия. Система права определяет порядок и технику деятельности государства, порядок регулирования отношений и сосуществование граждан, организаций, учреждений и т.д.

Правовым документом №1 в государстве является конституция, которую не случайно называют основным законом государства.

Конституция определяет:

    основные принципы деятельности государства;

    структуру государства;

    организацию органов власти и их полномочия;

    характер взаимоотношений между государством и обществом, государством и личностью.

В Российской Федерации действует Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. в результате всеобщего голосования.

6. Публичная власть. Каждое государство имеет разветвленную систему органов и учреждений государственной власти. К числу основных из них относятся:

    представительно-законодательные;

    исполнительно-руководящие;

    судебные;

    государственного контроля и прокуратуры;

    бюрократия (администрация).

Бюрократия, понимаемая в данном случае как особый слой людей, специализирующийся на управлении государством, – обязательное явление в государстве. Задача общества заключается в том, чтобы найти способы контроля над деятельностью бюрократии, не дать ей превратиться в замкнутую касту, живущую за счет общества и манкирующую своими обязанностями перед государством.

7. Территория. Каждое государство “привязано” к определенной территории, отделяется границами от территории других государств. Кроме того, во внутренних границах государство имеет определенное административно-территориальное устройство.

8. Народ, населяющий территорию данного государства. Исторически сложившаяся национальная или многонациональная общность людей, на которую распространяется право и политическая власть государства.

9. Налоги. Обязательный атрибут любого государства. Только оно имеет право устанавливать и собирать налоги. Через налоги демонстрируется суверенитет (высшая власть) и всеобщность государства. Это сильный способ контроля за гражданами и показатель влияния государства. Налоги используются государством:

    на выполнение своих функций, социальных в первую очередь.

10. Денежная единица. Каждое государство имеет свою денежную единицу. Только оно имеет право на эмиссию (выпуск) денег. Это дает возможность государству контролировать экономическую систему общества.

11. Государственная символика. В число важнейших символов государства входят государственный герб, флаг, гимн. Герб и флаг – официальные отличительные знаки государства, описание которых устанавливается законом. Они являются символом суверенитета государства. Государственный герб изображается на флагах, печатях и монетах. Государственный флаг представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или другими эмблемами, знаками. Государственный гимн – торжественная песня (мотив), прославляющая данное государство.

Рекомендуем почитать

Наверх