Урок по окружающему миру "Общество" (3 класс). Урок окружающего мира Что такое общество? план-конспект урока по окружающему миру на тему На вопрос что такое общество ребята дали

Озеленение 30.06.2020

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос «Что такое общество?» несложно. Действи­тельно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множест­во. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское обще­ство», «педагогическое общество». В данном случае под об­ществом мы понимаем определенную группу людей, объ­единившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «пер­вобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от ча­стного к общему), то обществом может быть и человечест­во в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это все население Земли. Ины­ми словами, общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объеди­нения.

Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более об­стоятельно.

ОБЩЕСТВО КАК СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ Начнем со второй части приведенного определения. Общество - это совокупность людей. Однако это не прос­тая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скрепленная много­численными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внеш­не это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, из­вестно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака не­сколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспо­сабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитив­ные орудия с помощью лап и зубов. Животные использу­ют эти предметы для добывания пищи, обороны, строи­тельства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизнен­ных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие жи­вые существа.) В свою очередь, деятельность человека носит практиче­скипреобразовательный характер. Человек не ограничива­ется приспособлением к существующим природным и соци­альным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человечес­кая деятельность не ограничивается приспособлением к ок­ружающей среде, а преобразует ее. Для этого используют­ся не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком (орудия труда).* И поведение животных, и деятельность человека сооб­разуются с определенной целью (т. е. целесообразны). На­пример, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве - его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними усло­виями. В основе его поведения - биологическая програм­ма поведения, инстинкты. Человеческая деятельность ха­рактеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки програм­мы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые про­граммы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.



Человеческая деятельность - это первооснова, ис­ходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллек­тивность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодейст­вием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в чело­века требует нахождения его в среде людей, общения с се­бе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мог пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере зна­ниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности по­рождает различные формы их объединения. Поэтому обще­ство может быть понято не только как совокупность от дельных видов совместной деятельности, но и как совокуп­ность различных форм их объединения для этой деятель­ности: первичных коллективов, социальных групп, общест­венных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное об­разование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем ор­ганизаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социаль­ными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отно­шениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в про­цессе общения или совместной деятельности, относят к об­щественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: ктото интересу­ется, когда будет нужная ему остановка, ктото просит ус­тупить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраивать­ся на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подоб­ные процедуры проходит каждый, кто решает ту же зада­чу, что и вы. Такие отношения - устойчиво повторяющи­еся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей - и называются обществен­ными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь рас­смотрим отношения между обществом и природой.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА Общество - это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естествен­ных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит чело­век, обладающий сознанием и волей. Природа же сущест­вует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятель­ство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само понятие куль­тура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком вторая природа, ко­торая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общест­во в своей деятельности противопоставляются природе. От­ношение к природе как к чемуто неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завое­вателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа - не храм, а ма­стерская. Человек в ней работник». К чему привела эта ус­тановка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчер­пание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества.

Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.

С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воз­действие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетель­ствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последстви­ях. Так, в свое время были осушены болота вокруг Фло­ренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и вино­градники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана,- дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних жи­вотных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. На­пример, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Видный итальянский ученый и общественный деятель XX в. А. Печчеи писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил се­бя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже по­няли также и то, что в результате такой бесконтрольной че­ловеческой деятельности жестоко пострадала некогда щед­рая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельско­хозяйственные земли все более застраиваются и покрывают­ся асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью исполь­зованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь най­ти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на кли­мате, других физических характеристиках планеты.

Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, од­нако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается рав­новесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволю­ции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собст­венную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы мо­жем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресур­сов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не без­гранична, то, очевидно, существуют какието биофизичес­кие пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присут­ствия на планете».

Итак, возвращаясь к тому определению понятия обще­ства, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Слово «культура» используется столь же часто, как слова «общество» и «природа». При этом под культурой ча­ще всего понимают какиелибо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные от­крытия, а также уровень духовных запросов отдельного че­ловека, его достойное поведение. Культурный человек - это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высо­кохудожественными произведениями искусства и т. п.

Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив ее как сотворенную че­ловеком «вторую природу». Таким образом в наиболее ши­роком смысле слова культура охватывает все виды преоб­разующей деятельности человека, направленные не только на внеп1нюю среду, но и на него самого. Это более соответ­ствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского cultura - возделывание, воспита­ние, образование.

Окружающий мир 10.11.2016

Урок 9.

Т ема: ЧТО ТАКОЕ «МОЁ ОБЩЕСТВО»?

Цели:

Линия 1.Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Линия 2. Чувственное отношение к миру: учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Сообщение темы урока и актуализация знаний.

Тема нашего урока «Моё общество». И я предлагаю Вам поработать в карточках.

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

………………………….

………………………….

………………………....

…………………………

………………………….

………………………….

………………………….

…………………………..

…………………………..

………………………….

…………………………..

…………………………..

…………………………..

………………………….

…………………………..

…………………………..

………………………….

………………………….

…………………………

…………………………

…………………………..

Какую колонку таблицы мы можем заполнить?

Что называется обществом?
(Обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.)

Постановка учебной проблемы.

- Мне было интересно узнать, как вы понимаете слова «моё общество», и я попросила Влада и Яну изобразить их общество. Яна вот так изобразила своё общество.

Яна: Моё общество – это братик Серёжа, мама, папа, бабушки и дедушки. А ещё я общаюсь с подружками, одноклассниками, иногда – с соседями, мамиными и папиными знакомыми. Поэтому моё общество-это «моя семья», «друзья», «знакомые».

- Докажи, Яна, что это общество.

Яна: «С членами моей семьи у меня есть общие интересы: помогать друг другу, заботиться друг о друге, любить друг друга, создавать уют в доме. Мои друзья -это ребята из нашего класса. У нас общие интересы: получить хорошее образование, с пользой проводить свободное время. Со знакомыми у нас тоже есть общие интересы. Значит это моё общество».

– Можно ли согласиться с Яной, что на рисунке изображено её общество? (Все эти люди общаются с Яной, и у них есть к ней интерес. Яна вполне может назвать их «Моё общество». )

На доске над Яниным рисунком появляется запись:

Моё общество – это те, с кем я общаюсь.

– Владик выполнял такое же задание. Он нарисовал вот такой рисунок (на доску вывешивается рисунок Влада: земной шар, на нём контур России. Вокруг земного шара Влад нарисовал фигурки людей ). При этом как, Влад, ты рассуждал?

Влад: «Общие интересы с друзьями, одноклассниками – это понятно! А вот ещё есть общие интересы со всеми жителями моей страны: развивать промышленность, науку и медицину, спорт и образование. Со всеми людьми Земли тоже есть общие интересы: обеспечение мира, предотвращение экологических катастроф, сохранение природных ресурсов, искоренение бедности. Вот это моё общество!»

– Можно ли согласиться с Владом, что на рисунке изображено его общество? (У Влада есть общие интересы с жителями своей страны, всей планеты. Влад вполне может назвать рисунок «Моё общество»).

На доске над рисунком Влада появляется запись:

Моё общество – это все люди планеты

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Название у рисунков одинаковое, а содержание рисунков получилось разное.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кого человек считает «своим» обществом?

Запишите во второй колонке карточки

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Версии детей, актуализация знаний.

– Яна считает, что ее общество – это те, с кем она общается. А Влад считает, что его общество – это те, с кем у Влада есть общие интересы. С кем бы вы согласились, с Яной или Владом, кто из них прав?

Ученики высказывают свои мнения, пытаются объяснить, как они понимают выражение «моё общество». В ходе обсуждения могут возникнуть версии:

права Яна;

прав Влад;

оба правы.

Раз вы выдвинули три гипотезы, то нам их надо подтвердить или опровергнуть.

Совместное открытие знаний.

1. Общественные группы непосредственного (узкого) круга общения человека.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике на с. 36-ой. Кто на ней изображён? (Это родители, друзья, знакомые Илюши и Анюты.)

– Что очерчивают линии на заставке? (Линии очерчивают тех, с кем общаются Илюша и Анюта.)

– То, что у брата и сестры есть разные друзья, мы уже знаем. Давайте выясним, кто изображён там, где пересекаются эти линии? (Там нарисованы родители Илюши и Анюты и ещё какие-то дети. Может быть, это двоюродные братья и сёстры, а может быть, ещё какие-то друзья.)

– Прочитайте материал учебника на с. 37 учебника и поработайте с предложенным планом.

План.
1. Найдите определение понятия круга общения в тексте учебника.
2.Запишите, кто может входить в круг общения человека?

………………………………………………………………………………
3. Как вы думаете, круг общения может меняться в течение жизни?

4. От чего зависит судьба твоего общества?

Так что же такое круг общения? (Так можно назвать всех людей, с которыми человек встречается, разговаривает на протяжении всей своей жизни.)

На доске под рисунком Яны подписать: «круг общения».

– Круг нашего общения состоит из нескольких групп.

Какие группы записали вы?

Какие группы выделила Яна в своём кругу общения? (Семья, друзья, знакомые) Проверьте Яну, все ли группы своего круга общения она записала?

Проверка осуществляется по тексту фрагмента « Общество, где ты всех знаешь », ориентируясь на выделенные слова, дети называют те же самые группы.

– Вы в своём кругу общения тоже можете выделить такие группы? (Да. ) Назовите людей, входящие в каждую из них. (Несколько детей называют членов своей семьи, друзей, знакомых.)

Получается, что круг общения у всех разный или одинаковый?

А как он меняется в течение жизни?

От чего зависит судьба твоего общества?
-Какое золотое правило надо соблюдать при общении с людьми?

– Права ли Яна, называя всех этих людей «моё общество»? (Права, только правильнее было бы сказать, что это её круг общения, где она всех знает и все знают её).

На доске около рисунка Яны ставим знак «+».

Физминутка.

«Что нас объединяет?» (игра-шутка)

Кто любит танцевать, танцуем. (Звучит музыка)

Те, кто любит сладкое, должны попрыгать на одной ноге 5 раз.

Любители футбола должны вскинуть руки вверх и закричать: «Го-ол!»

Любители петь могут спеть 1 куплет песни «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шёл медведь к себе домой…»

Кто любит компьютерные игры, наклоны туловища в каждую сторону по 5 раз.

Кто любит учиться, дружно хлопаем в ладоши.

Кто готов продолжать урок, спокойно садимся на места.

Как вы думаете, почему вы не ссоритесь, комфортно ощущаете себя в классе?(Потому что много общих интересов)

2. Общественные группы опосредованного (широкого) круга общения .

– Как вы понимаете слово «общение»? Что значит «общаться»?

Ученики высказывают предположения, проверку которых осуществляем по словарю в конце учебника на с 122-ой: общение – так можно назвать все контакты, все связи между людьми, которые возникают для того, чтобы обменяться сведениями, договориться об общих действиях, понять другого человека.

– Когда вы видите на магазине объявление «Сегодня магазин работает до 16 часов», вы знаете, кто написал его? (Нет.)

А тот, кто написал, знал, что именно вы прочитаете это объявление? (Нет.)

Вы незнакомы, но можно ли сказать, что вы пообщались с тем, кто написал объявление? (Да, потому что мы получили сведения.)

Когда писатель создаёт произведение, он знает, для кого он пишет? (Нет.) -А когда вы читаете, всегда ли вы знакомы с писателем? (Нет).

- Можно ли сказать, что вы общаетесь с ним через его произведения? (Да, потому что возникает связь, интерес, попытка понять друг друга.)

- С кем ещё можно пообщаться не лично, а через сообщение, произведение и т.д.?

-Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты. (Дети могут назвать журналистов, дикторов телевидения, ведущих теле- и радиопрограмм, всех тех, кто пользуется телефонами и Интернетом, смотрит телевизор и слушает радио. Ученики должны прийти к выводу, что все люди планеты связаны между собой общением, даже если они незнакомы друг с другом лично.)

– Прав ли Влад, называя всех людей на планете «моё общество»? (Прав, это тоже круг общения, только более широкий, чем у Анюты. С большей частью людей этого круга Влад незнаком, но имеет общие интересы.)

На доске около рисунка Влада ставим знак «+».

– Какие группы своего общества (своего круга общения) выделила Яна? (Семья, друзья, знакомые.) Как вы думаете, в обществе, которое нарисовал Влад, тоже можно выделить группы? (Можно, но, скорее всего, дети их не назовут .)

Янину работу мы назвали круг общения. А как назовём работу Влада?(Общественные группы)

– Давайте обратимся к схеме на с. 38-ой. Какие общественные группы входят в тот круг общения, где мы знаем не всех? (Земляки, соотечественники, человечество.) – Как вы понимаете каждое из этих слов?

Уточним ваши представления, прочитав материал в учебнике на с.39-ой.

Самостоятельное применение знаний.

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Кого человек считает «своим» обществом?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?(Для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения)

Давайте сравним свой вывод с выводом в учебнике.

Запишите вывод в третьей колонке.

Как вы думаете, какой круг общения будет узким? (У Яны)

В науке его называют непосредственный.

А широким? (У Влада)

В науке его называют опосредованный.

Работа в учебнике.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 2-5 после текста.

Домашнее задание.

Параграф 8, отвечать на вопросы

Итог урока. «6 шляп»

Какие эмоции вы переживали на уроке?

Какие видите недостатки в уроке?

Что положительного было в уроке?

Что можно изменить в уроке?

О чём стоит подумать, изучив тему урока?

Что нового вы взяли для себя с урока?

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений:

Мы вместе сочиним урок!

Меня зовут Лидия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Мы начинаем наш урок. Вместе с нами продолжает учиться семья Анюты и Илюши. Вот какой разговор произошёл у Илюши и папы.

Пап! – сказал Илюша. – Мне тут приятель много интересного про охоту на медведей рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников?»

И не жалко тебе будет зверушек убивать? – спросил папа. Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных запишитесь»

Я что-то совсем запутался в этих обществах. Ты говорил об одном обществе или о разных?

Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный.

- О каких обществах говорили папа и Илюша?

А шла ли речь ещё о каком-то обществе? Послушайте ещё раз повнимательнее.

(На слайде: общество охотников общество защиты животных, над ними: общество)

Какой возникает вопрос?

Что такое общество? (формулируют дети). Это и предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.

Сегодня на уроке мы узнаем … Что такое общество, что объединяет нас с людьми нашего общества

Сегодня на уроке мы научимся… взаимодействовать друг с другом, мыслить, работать в группе, оценивать себя.

Ребята, вы узнали этого героя? Кто это?

Какие слова часто повторял кот Леопольд?

Эти слова мне хотелось бы взять девизом нашего урока, а почему? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации нашего учебника на стр. 28

Что объединяет людей на третьем рисунке? (они болельщики команды «Спартак»)

Можно ли их назвать общество болельщиков команды «Спартак»?

Что объединяет людей на втором рисунке? (они болельщики команды ЦСКА)

Можно ли их назвать обществом болельщиков команды ЦСКА?

Что вы видите на третьем рисунке? (те же люди, что болели за разные команды, вместе болеют за сборную России)

Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за одну команду – российскую)

Они являются представителями российского общества?

Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения «обществом»

Что такое общество? (Дети высказывают свои предположения, на экране под темой урока появляются ключевые слова: интерес, взаимодействие, общение).

Для того, чтобы проверить наши предположения, давайте обратимся к тексту учебника. (текст читают дети вслух)

Подтвердились ли наши предположения?

Что объединяет людей в обществе?

Какой вывод можно сделать? Что такое общество?

(Общество – это группы людей, у которых есть общие интересы.)

Какие у вас могут быть интересы с разными людьми?

Я знаю, что некоторые из вас занимаются в спортивной секции. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кто-то занимается танцами. А здесь, какие интересы объединяют вас?

Некоторые занимаются музыкой. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кот Леопольд предлагает вам стать членами одного из обществ, название которых вы видите на мониторе и определить какие интересы объединяют людей в выбранном вами обществе

1.Спортивное общество «Динамо»

2.Общество охраны природы.

3.Россияне

4.Человечество.

Дети объединяются в группы, каждая группа получает карточку с заданием.

  1. Сохранение памятников мировой культуры.
  2. Защита границ своего государства
  3. Сохранение редких видов птиц, животных
  4. Восстановление чистоты рек, озёр
  5. Сохранение мира на планете
  6. Развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры
  7. Строительство новых спортивных площадок, стадионов
  8. Участие в различных соревнованиях.

Представитель каждого общества зачитывает ответ.

(Если какое-то общество осталось невыбранным: давайте с вами вместе определим, какие интересы могут объединять людей в обществе…)

Молодцы! Вы справились с заданием. А у кота Леопольда возник вопрос. Он утверждает, что ваш класс, как и любой другой обществом назвать нельзя. Верно ли его утверждение?

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание №1 в вашей тетради стр. 15

(задание выполняется детьми самостоятельно, проверка производится самостоятельно, правильный ответ –на экране)

Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно и не сделал ни одной ошибки.

Кто допустил ошибку?

Вы много работали, я предлагаю вам отдохнуть под весёлую песенку кота Леопольда.

А сейчас, внимание на экран: кот Леопольд предлагает вам подумать, в каком значении употреблены слова мир и свет в пословицах

Мир не без добрых людей

Свет не без добрых людей

(Люди подразумевали под этими словами: общество)

Если мы заменим эти слова словом общество, какое предложение тогда получится?

(Общество не без добрых людей)

Вспомним тему нашего урока. (Что такое общество?)

(Это группа людей, у которых есть общие интересы)

А могут ли быть у всех людей одни и те же интересы?- Что происходит, если интересы у людей не совпадают?

Знаете ли вы, как называется такая ситуация, когда желания людей не совпадают?

Кот Леопольд советует вам обратиться к учебнику и там найти ответ на этот вопрос.(Самостоятельное чтение статьи учебника)

Как же называется такая ситуация?

Где могут возникнуть конфликты?

Попробуйте разрешить конфликты, предложенные котом Леопольдом.

(работа в группах) Вы сейчас будете работать в группах, выберите сами того человека в вашей группе, который озвучит конфликтную ситуацию и выход из неё.

  1. Вы сидите на уроке. Одному ученику жарко – он хочет открыть окно, а другой, который сидит у окна – не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Помогите ребятам договориться.
  1. Ребята играют в футбол на спортивной площадке. К ним подходит ещё одна группа ребят, которые говорят, что это их площадка, они на ней играли ещё утром. Помогите ребятам разрешить такой конфликт.

Представьте себе, что вы с друзьями попали на планету, где активно развиваются два общества. Всё больше и больше жителей планеты присоединяются либо к одному, либо к другому. Члены одного общества призывают: «Технику – на службу человеку! Только электронные домашние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей, капризных детей!»

Члены второго общества имеют другое мнение: «Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что даёт нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах». Что бы вы посоветовали членам этих обществ?

Есть разные способы разрешения конфликтов. Они перед вами на экране. Выберите тот способ, который вы считаете наилучшим.

Если возникает конфликт, попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта!

Если возникнет конфликт, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит!

Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда человечество будет успешно развиваться..

Чтобы выйти из конфликтной ситуации говорят: нужно найти компромиссное решение. Кто знает: что такое компромисс?

А знаете ли вы, где можно найти ответ на этот вопрос? (в словаре)

Каком словаре? (толковом). Один из учеников берёт словарь, читает, что обозначает слово компромисс, предложение появляется на экране.

Да, ребята, очень важно помнить, что мы живём в одном человеческом обществе, у нас могут быть разные интересы, необходимо помнить не только свои интересы, но и интересы другого человека или целого общества.

Как вы думаете, почему девизом нашего урока стали слова «Давайте жить дружно!»

(Дружно – значит без конфликтов, не ссориться, уважать не только свои интересы, но и интересы других людей)

Наш урок подходит к концу. У меня для вас есть ещё одно задание: продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал (а), что

Сегодня на уроке я научился (ась), чему

Самым интересным было…

Осталось непонятным…

А для того, чтобы всем стало всё понятно, я предлагаю вам следующее домашнее задание: прочитать текст учебника стр.28 – 31.

А ещё задания по выбору: по желанию нарисуйте эмблему какого-либо общества, а одноклассники на следующем уроке угадают для какого общества вы выполняли «заказ», либо же выполнить одно из заданий вашей рабочей тетради на стр.15-17. Кто уже определился и для себя решил, что он будет рисовать эмблему?

Приближается Новый год. А значит пришло время наряжать ёлку. Не будем и мы с вами нарушать эту традицию. Мы сейчас оценим свою работу на уроке и нарядим ёлочку.

Если на уроке вам было комфортно, если вы довольны собой, у вас всё получалось – выберите оранжевый шарик, если временами вам было непросто, не всё получалось так, как хотелось бы – выберите жёлтый шарик, если на уроке было сложно, многое не получалось – выберите красный шарик. Какая замечательная у нас получилась ёлка. Я, ребята, согласна с вашими оценками.

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Предварительный просмотр:

1.Спортивное общество 2. Общество охраны природы 3. Россияне 4.Человечество

Отметь знаком «+» правильное утверждение Общество состоит из людей, которые имеют общие интересы. Люди, входящие в общество действуют каждый сам по себе, ничем друг с другом не связаны. Общество – это не только общие интересы, но и общие заботы, общие проблемы, которые члены общества решают вместе сообща. Все мы живём в человеческом обществе и должны уважать интересы друг друга. + + +

Мир не без добрых людей Свет не без добрых людей

Общество – это группа людей, у которых есть общие интересы.

Конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество

Если возникнет конфликт… Попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта! Не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит! Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда общество будет успешно развиваться…  

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Давайте жить дружно!!!

Сегодня на уроке я узнал(а) … Сегодня на уроке я научился (ась)… Самым интересным было … Осталось непонятным …

Домашнее задание Стр. 28 – 31 Задания по выбору: нарисовать эмблему какого-либо общества стр. 15 – 17 тетрадь (одно)


Рекомендуем почитать

Наверх