Урок по обществознание политическая деятельность. Что такое политическая деятельность? Определяются ресурсами, которые власть использует

Техника для сада 30.06.2020
Техника для сада

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Будет ли изменено понятие политической деятельности НКО-иностранных агентов? Что предлагает Минюст?

Министерство юстиции РФ разработало законопроект , в котором уточняется понятие политической деятельности. Законопроект предусматривает внесение изменений в соответствующие положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», меняется пункт 6 статьи 2, в котором идет речь об иностранных агентах. Абзац первый пункта 6 остается без изменений, то есть понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, остается прежним.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Поручение уточнить понятие политической деятельности Минюсту дал Президент РФ Владимир Путин по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года.

На заседании СПЧ Президент РФ в частности подчеркнул, что «государство и дальше будет уделять особое внимание развитию правозащитных институтов и институтов гражданского общества». По его словам, в 2015 году размер грантов таким организациям составил 4,2 миллиарда рублей. Владимир Путин отметил рост интереса граждан к благотворительным, социально значимым проектам. Для поощрения развития таких проектов решено учредить ежегодную Государственную премию в размере 2,5 миллиона рублей, которая будет вручаться за выдающиеся достижения в благотворительной деятельности. Аналогичная премия предусмотрена и для правозащитников - за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности.

Забавно, что вслед за рассказом о государственной премии для правозащитников последовал пассаж Михаила Федотова , председателя СПЧ, о том, что «прокуроры… занимаются правозащитной деятельностью». Федотов недоумевает: «Тогда почему они (прокуроры - прим.автора) с таким упорством записывают правозащитные организации в так называемые иностранные агенты? Ведь если правозащитную деятельность признавать политической, то прокуроров надо увольнять, потому что им по закону запрещено заниматься политикой». Федотов также сказал, что «для настоящих правозащитников иностранные гранты - это не причина, а лишь средство выполнения своей миссии. Будут отечественные гранты - спасибо, работа продолжится за российские деньги; не будет денег вообще - она продолжится на волонтёрских началах».

QUOD LICET JOVI…

Законодательство действительно запрещает прокурорам и судьям быть «членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности», «принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности», «вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью». Политическая деятельность под запретом и для Уполномоченного по правам человека в РФ.

В Уголовном кодексе РФ политическая деятельность упоминается в контексте статьи 277 - посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенном в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Получается, что в Уголовном кодексе понятие политической деятельности шире, чем понятие государственной деятельности, и включает в себя последнюю.

Кто же тогда государственные и общественные деятели, которым можно заниматься политической деятельностью? Комментарий к Уголовному кодексу подсказывает, что государственные деятели - это депутаты всех уровней, члены Правительства РФ, заместителей министров и другие высокопоставленные должностные лица. А общественные деятели - это функционеры политических партий и общественных объединений. В этом смысле Уполномоченный по правам человека будет являться государственным деятелем.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» не единообразно используется в законодательстве. И предложенное Минюстом новое определение политической деятельности только усугубляет эту ситуацию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЙЧАС И В БУДУЩЕМ

Согласно Закону об НКО политическая деятельность - это участие НКО (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Перечень сфер-исключений на практике абсолютно не важен, так как НКО, работающие в указанных сферах, беспрепятственно . Минюст в своем законопроекте дополняет перечень оговоркой о том, что эта деятельность не должна осуществляться в политических целях. Это лишает перечень «исключений» всякого смысла.

Новым в инициативе Минюста стало указание сфер деятельности, в которых работает иностранный агент: от основ конституционного строя, федеративного устройства и до законодательного регулирования прав и свобод. Спрашивается, как Минюст представляет себе деятельность НКО, например, в сфере государственной безопасности? Возникают вопросы и при сопоставлении перечня «неполитической» деятельности и сфер политической деятельности.

Например, наука не относится к политической деятельности. Логично предположить, что наука в сфере основ конституционного строя - тоже не политическая деятельность. Однако если такой наукой занимается НКО с иностранным финансированием, то эта деятельность вдруг становится политической. Социологические исследования - обычный метод исследования для ряда научных сфер - предлагается относить к политической деятельности. Странное дело: наука - не политика, а ее методы - политика.

В любом случае назначение этого перечня также непонятно, потому что законопроект не предусматривает доказывания факта работы НКО в указанных сферах для признания его иностранным агентом.

Минюст в своем законопроекте называет формы осуществления политической деятельности, среди которых, например, указаны такие формы, как «публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики», «участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений».

Что это означает? Любое публичное мероприятие, любое обращение к органам власти с просьбами принять или отменить закон или иной акт, любое обращение НКО в суд с заявлением об оспаривании действия или решения чиновника, размещение в интернете соцопроса, публикация статьи с критикой правительства - все это политическая деятельность. Например, направление в органы власти или артикуляция в СМИ предложения принять закон о Конституционном Собрании, который и так обязаны принять в силу части 2 статьи 135 Конституции РФ, это политическая деятельность. Даже само оспаривание решения Минюста о включении НКО в реестр - тоже политическая деятельность.

Да, эта деятельность не запрещается. Но если ею занимается НКО, имеющее иностранные источники финансирования, добро пожаловать в реестр иностранных агентов. А «найти» иностранное финансирование у НКО не так сложно, что показала практика.

Закон не предлагается менять в части указания цели деятельности - оказания влияния на государство. Но Минюст предлагает другую формулировку цели: «оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия». Это более обтекаемая формулировка. Определить попытку оказать влияние на решения и действия государственных органов гораздо проще, чем доказать «воздействие на принятие решений, направленных на изменение государственной политики». Тем более что понятие изменения государственной политики весьма расплывчато.

Конечно, государству важно защититься от реальных «иностранных агентов», которые незаметной деятельностью разрозненных НКО могут подрывать устои российского государства. Никто не спорит, что нужно бороться с такими организациями, финансируемыми нашими геополитическими противниками. Но методы борьбы должны быть адекватными и логичными. По логике же Минюста в иностранные агенты можно просто включить все НКО, финансируемые из-за границы. Для этого не обязательно придумывать новое понятие политической деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Минюст в своем законопроекте описал практически все виды деятельности НКО, за которые те попали в реестр иностранных агентов после введения соответствующей нормы в 2012 году. Политической стала почти любая публичная деятельность НКО.

2. Если СПЧ просил конкретизировать и сузить понятие «политической деятельности», то Минюст, выполнявший соответствующее поручение главы государства, наоборот, фактически расширил это понятие.

3. Новое понятие политической деятельности еще больше отдалит это понятие от унификации в рамках системы законодательства: это понятие не универсально и применимо только к НКО.

4. Понятие политической деятельности никак не связывается с деятельностью политических партий: оно не распространяется на политические партии.

5. Законопроект Минюста имеет высокие шансы на принятие, потому что будет вноситься в Государственную Думу Правительством РФ, в среднем 74% инициатив которого .

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Политическая деятельность есть форма общественного бытия политики. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляет завоевание, удержание и использование государственной власти.

Каждая сфера жизни общества: экономическая, социальная, духовная, и др. – характеризуются совокупностью присущих ей форм и видов деятельности и общественных отношений. Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политики, политической жизни. Определить содержание политической деятельности – означает дать сущностное определение политики. И начинать, видимо, это следует с определения понятия "деятельность". В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека или группы людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов: объект и субъект, цель деятельности, средства деятельности, результат деятельности. Приведенные положения могут быть целиком отнесены к политике, которая является одним из самых распространенных видов человеческой деятельности.

Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам. В свою очередь политическая деятельность предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий, которыми могут быть названы определенные поступки, акции намерения или спонтатанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.

Сущность политической деятельности раскрывается при характеристике ее структурных элементов:

Субъектами политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций – социальные группы и их организации;

Объектами политической деятельности являются существующее социальное и политическое устройство, которое и стремятся изменить, преобразовать субъекты политической деятельности. Политическое устройство есть единство социально-классовой структуры общества, всей совокупности общественных отношений и конституционального механизма политики, то есть политической системы;

Цель политической деятельности в широком смысле слова состоит либо в укреплении существующего типа политических отношений, либо в частичном преобразовании, либо в их разрушении и создании иной социально-политической системы. Расхождения целей различных социальных субъектов порождает остроту их политического противоборства. Определение целей политической деятельности является сложной научной задачей и в то же время – искусством. Абсолютно и относительно неосуществимые цели называются политическими утопиями. Однако в политике часто возможное достигается лишь благодаря тому, что ее участники стремились к стоящему за ним невозможному. Французский поэт и публицист Ламартин называл утопии "преждевременно высказанными истинами".

Мотив политической деятельности - это то, что побуждает людей к активности, то, ради чего они начинают действовать (от фр. motif – двигаю). Первостепенное значение в ряду мотивов принадлежит интересам общества в целом: обеспечение безопасности, общественного порядка. Затем следуют интересы классовые и тех социальных групп замыкают шкалу интересов интересы малых социальных групп и отдельных индивидов. Для того, чтобы политическое действие состоялось, важное значение имеет осознание социальным субъектом своих потребностей и интересов. Теоретически выраженное осознание интересов именуют идеологией.

Средства политических действий в словарях определяются как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения целей. Что касается методов, то в политике в качестве средств (методов) можно рассматривать любые акции, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей политической реальности. Достаточно полный перечень средств в политике дать невозможно, но некоторые из них такие: митинги, демонстрации, манифестации, выборы, референдумы, политические речи, манифесты, собрания, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, переговоры, путчи, революции, контрреволюции, террор, войны.

Результаты политического действия выражаются в тех изменениях в социально-политическом устройстве, которые явились следствием предпринятых акций, как общего, так и местного масштаба. Конкретно они могут выражаться в зависимости от типа существующих политических действий – революция, реформа или переворот, – их результатами могут быть различной степени изменения в системе организации власти: замена субъекта власти (революция); изменения силы власти (реформа); увеличение объема власти, персональные изменения во власти (переворот).

В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия, можно выделить три основных типы действий:

Революции, восстания, контрреволюции как политические действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения – сменой правящего социального класса; в сфере власти – сменой правящей группы путем насилия по отношения к прежним группам;

Реформа и контрреформа как политические действия ведут не к уничтожению основ существующей власти господствующих групп, а фиксируют лишь уступки с их стороны, они осуществляются "сверху" с использованием легальных средств;

Политические перевороты – государственный или "дворцовый" переворот, путч, заговор как политические действия приводят к изменению только внутри существующей власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения.

Все три названных типа политических действий важны для организации политической жизни, но еще более существенное значение имеют действия, осуществляемые правящей элитой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и, прежде всего, государства и именуемых внутренней и внешней политикой.

Возможно и иное структурирование политической деятельности, когда в ней выделяются такие основные блоки как:

Профессиональная политическая деятельность, в свою очередь реализующаяся как политическое функционирование (деятельность политической бюрократии, чиновников, аппаратов) и политическое руководство - составляющее ядро управления социальными процессами в обществе. Однако отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления неправомерно. Основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность политического и гражданского общества;

Политическое участие обозначает разнообразные виды индивидуальной и групповой непрофессиональной деятельности, связанной с политикой. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие. Наиболее значимыми видами политического участия могут быть: деятельность в политических организациях, движениях, партиях; посещение политических собраний; электоральная деятельность. В литературе различают: прямое и опосредованное участие; автономное и мобилизованное. Важнейшая функция политического участия – формирование политики и контроль за ее осуществлением, формирование и утверждение политической культуры, контроль за поведением политических элит.

Политическая деятельность людей неразрывно связана с их поведением. В литературе нет однозначного понимания категории "политическое поведение", отмечается три точки зрения по данному вопросу:

1. Поведение есть внешнее проявление политического действия;

2. Политическое поведение и политическое действие – тождественные понятия;

3. Политическое поведение есть специфическая форма политической деятельности.

Специфика политического поведения состоит в следующем:

Это прежде всего субъект-субъектное отношение, тогда как политическая деятельность – это прежде всего субъект-объектное отношение;

Политическое поведение – такой тип активности, которая направлена на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.

Г.П. Предвечный рассматривает поведение как вид активности, направленный на изменение состояние субъекта, а не на изменение того, что находится вне субъекта.

Сказанное позволяет отметить, что понятие "поведение" относится к любым политическим действиям, характеризующим состояние субъекта во время деятельности. Такая трактовка данного понятия соответствует его определению с психологической точки зрения. Специфика политического поведения в отличие от деятельности, проявляется в конкретных разновидностях его субъектов. Такими выступают индивиды, группы, массы, толпа. Соответственно различаются виды поведения: индивидуальное, групповое, массовое. Кроме того, поведение может быть классифицировано: по мотивам – осознанное, неосознанное, произвольное, стихийное; по ситуативным особенностям – стабильное, нестабильное, кризисное, неожиданное; по способам проявления – бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности – длительное, кратковременное; по направленности – сознательное, контролируемое, неконтролируемое (импульсивное, патологическое).

Таким образом, несмотря на то, что политическое поведение неотделимо от политической деятельности, его анализ не дублирует объяснение политической деятельности, а позволяет раскрыть состояние субъектов различных уровней и модификаций в различных процессах этой деятельности.

Литература

1. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Мн., 1996. – Гл. 9. – § 1.

2. Зеркин Д.Л. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1997. – С. 306-325.

3. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1999. – С. 301-316.

4. Демидов А.К. Политическая деятельность. – Саратов, 1987.

Главная проблема в определении политической деятельности - его частая подмена совершенно другим понятием - политическим поведением. Между тем не поведение, а деятельность является формой Поведение - понятие из психологии. Деятельность же подразумевает социальный, общественный или политический контекст.

Прежде чем приступить к основным терминам в статье, необходимо провести ревизию понятия «политика». Если рассматривать политику с точки зрения деятельности, то это интегрированное понятие: и управление людьми, и наука, и выстраивание отношений - все ради завоевания, удержания и реализации власти.

Одним из главных признаков политики, равно как и политической активности, является рациональность, определяющая уровни политической деятельности. Рациональность - это всегда понимание и осознанность, планирование сроков и средств. Рациональность обычно поддерживается сильной идеологией: люди и сообщества должны хорошо понимать, зачем и почему они занимаются той или иной политической активностью. Сильная идеология определяет вектор и скорость активности субъектов на политической арене.

Основы политической деятельности

С этим понятием и так связано бессчетное число определений, теорий и течений. Поэтому вместо еще одной «авторской» формулировки лучше представить уже существующие. Читателю придется потерпеть, здесь их три:

Это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественных политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Во втором варианте «людоедства» меньше:

Это действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств).

И самая подходящая формулировка в контексте данной статьи:

Цели и средства

С целями политической деятельности разобраться легче: они всегда связаны либо с сохранением, либо с изменением общественно-политических отношений. Вся политика, равно как и политическая активность, существует и направлена на выполнение целей. Цели, средства и результаты - главные и единственные компоненты в политической активности.

К средствам политической деятельности относятся различные ресурсы и инструменты, с их помощью достигаются политические цели. Разнообразие политических средств огромно, они могут быть совершенно разной природы и разного масштаба: выборы, восстания, финансы, идеология, ложь, законодательные акты, человеческие ресурсы, подкуп и шантаж - список можно продолжать до бесконечности.

Сегодня к этому списку присоединились новые средства - Интернет и социальные сети с ярчайшими результатами и примерами политической деятельности: Арабская весна, выход Великобритании из Европейского Союза или референдум за независимость Каталонии.

Нельзя не вспомнить и знаменитое высказывание, что «цель оправдывает средства». Печальная история этого утверждения связана, прежде всего, с большевистским террором. Этот подход свойственен тоталитарным режимам, радикальным группировкам и другим сообществам, склонным к экстремизму и насильственным методам воздействия.

С другой стороны, участники политических процессов попадают в ситуации, когда необходимо принять решение об очень жестких мерах для сохранения, например, безопасности. Трудно определить, где находится абсолютный предел морали в таких случаях. Поэтому политику часто называют искусством компромиссов и эксклюзивных решений - каждый случай должен быть рассмотрен отдельно с учетом всех внешних и внутренних факторов воздействия.

Одно точно: цели политической деятельности никаких средств не оправдывают.

Объекты и субъекты в политическом интерьере

В этом параграфе - самая высокая концентрация философского контента, ведь объекты и субъекты - глубоко излюбленная философская тема в течение долгого времени. Разобраться в лабиринтах высоких научных рассуждений не всегда просто, но попытку сделать можно.

Объект - это часть политической реальности, на которую направлена деятельность политических субъектов. Объектами в данном случае могут быть как социальные группы с различными институтами, так и политические отношения. Объектом может быть и личность - лишь бы эта личность была включена в политический контекст.

Субъект политической деятельности - это источник активности, направленной на объект (группы, институты, отношения, личность в политическом контексте и т. д.). Интересно то, что субъектами могут быть все те же лица: личности, институты, различные группы людей и их отношения.

Объекты и субъекты политической деятельности вполне взаимозаменяемы и не только. Они взаимно влияют друг на друга. Объект политической деятельности определяет пространство и методы воздействия субъекта, который, в свою очередь, тоже меняет объект.

Варианты политической активности

Огромное число видов политической деятельности объясняется субъективностью этого понятия. Их можно объединить в три крупные разновидности:

  • Политическое отчуждение (эскапизм). Несмотря на экзотическое название, встречается намного чаще, чем это можно предположить. Более того, эскапизм разной окраски можно найти у совершенно противоположных по своим установкам представителей общества - от Сергея Шнурова с его манифестациями из разряда «я кладу на вашу возню» до правящих партий, которые находятся у власти продолжительное время.

"Пофигизм по-шнуровски" - удобная и выгодная позиция: ты чист и свободен от выбора и ответственности. На самом деле такое поведение нельзя отнести к позитивным моментам общественной жизни. Приправа в виде куража - не политическое геройство, а вовсе даже наоборот - это не что иное, как политическое отчуждение.

Отчуждение правящей партии проявляется именно в сокращении политической составляющей ее деятельности. Действия сводятся к обслуживанию собственных интересов, которые все больше обособляются от общественных политических (нередко такое отчуждение наступает незаметно для правящих элит).

С другой стороны, отчуждение может произойти и на другой стороне - если это гражданские группы, то их отчуждение от политической жизни может стать весьма неприятным и даже опасным фактом для власти.

  • Политическая пассивность (конформизм) - сознательно или бессознательно субъект находится под полным влиянием общественных стереотипов или мнения других. Никаких инициатив и намеков на самостоятельное поведение. Если говорить о политическом аспекте конформизма, то это чистой воды приспособленчество: без принципов и собственных позиций. Одна из интереснейших разновидностей конформизма - «подданическая политическая культура»: авторитет власти признается полностью, участие в политической жизни нулевое.

Самой благодатной почвой для политической пассивности с давних пор были тоталитарные и авторитарные режимы. Конформизм и сейчас никуда не делся. К нему относятся политические приспособленцы - партийные функционеры в немалом количестве, которые перемещаются из партии в партию в поисках самого выгодного «места под солнцем».

  • Политическая активность - это, прежде всего, реализация политических взглядов. Это оптимальный способ политической деятельности, до которого нужно суметь «дорасти». Речь не о простой активности, а о политической, которая подразумевает целенаправленные, осознанные и протяженные во времени действия.

«Соглашайся, иначе убью»

Насилие - древнейший политический инструмент разрешения многих социальных конфликтов. В древнем мире форма была одна - прямое физическое насилие, уничтожение противников и тех, кто попросту мешал жить. Вторым, более прогрессивным этапом стало осознание того, что противника выгоднее заставить делать то, что нужно. «Соглашайся, иначе убью» - в этом заключался не только рабский труд, но и согласие с политическими условиями. Третьим, самым продвинутым этапом стала взаимовыгодная экономическая мотивация и социальный обмен: сделай то, а я сделаю это.

Казалось бы, объем насилия в целом должен снижаться параллельно и пропорционально смене социальных методов решения конфликтов. К сожалению, логика здесь не работает, политическое насилие до сих пор остается «методом».

Политический экстремизм - тоже политическая деятельность с достижением своих целей. Просто средства немного другие - насилие. Объектами экстремизма являются либо существующий государственный строй, либо существующие партии, либо части существующего общества.

Если говорить о политическом терроризме, то сначала нужно отделить его от понятия «террор». Террор бывает индивидуальным, когда ликвидируются неугодные люди, вовлеченные в политический процесс. Гибель жертвы в этом случае предполагала окончание этого процесса. Массовый же террор всегда имел профилактический характер - внушение страха широким массам населения с помощью казни тех или иных отдельных групп.

Современный политический терроризм - «смесь» индивидуального и массового террора. «Чем больше, тем лучше» - уничтожить неугодного человека и «зацепить» побольше народу вокруг. Со временем терроризм в качестве политической деятельности имел под собой все более выраженную идеологию.

Одна из разновидностей - государственный терроризм, когда власть применяет насилие против гражданского населения с помощью репрессивного аппарата.

Процессы в политике

Политический процесс - это совокупность взаимодействий субъектов на политической сцене. Эти субъекты реализуют свои политические интересы и играют свои политические роли. Создается впечатление, что сколько ученых политологов занимались теорией политического процесса, столько и концепций осталось после них. Одни связывают процесс с борьбой группировок за власть, другие - с реакцией политической системы на внешние вызовы, третьи - с изменением статусов субъектов. Все трактовки так или иначе основаны на изменениях.

Но самой распространенной и логичной выглядит концепция конфликта - источника большинства опций взаимодействия политических субъектов. В данном случае конфликт следует рассматривать в качестве конкуренции политических сторон за власть, полномочия и ресурсы.

Главным актором политического процесса всегда выступает государство. Его визави - гражданское общество. Второстепенными акторами выступают партии, группы и индивиды.

Факторы, определяющие масштаб и скорость политических процессов, делятся на:

  • Внутренние - цели и намерения акторов, их персональные характеристики, реальное распределение ресурсов и т. д.
  • Внешние - политические события, правила игр и т. д.

Политические изменения

Политические изменения всегда связаны с новым регулированием власти в обществе. Это новое может появиться в результате постепенных трансформаций, а может - в результате полной смены одной системы на другую. Такие политические изменения называются революцией - самой радикальной формой.

Революцию следует отличать от государственного переворота. Переворот не несет в себе глубокий и принципиальных изменений в политическом укладе стран - это всего лишь насильственная смена властных элит.

Самой оптимальной и распространенной формой изменений являются постепенные корректировки политического влияния либо внесение конституционных поправок - все, что можно определить двумя словами - легитимность и эволюция.

Главный актор - государство

Политическая деятельность государства бывает внутренней и внешней - это классика политического жанра. Кажется, что эти две ипостаси четко разделены и по целям, и по функциям, которые выполняются абсолютно разными государственными органами. На самом деле международные отношения любого государства есть точное зеркальное отражение как внутренней политики, так и внешней. К внутренней политической деятельности относят:

  • Охрану и поддержку правопорядка.
  • Налогообложение.
  • Социальную поддержку населения.
  • Экономическую деятельность.
  • Поддержку культуры.
  • Защиту экологии.

Цели внешней политической деятельности следующие:

  • Оборона (безопасность, суверенитет, целостность территории).
  • Мировой порядок (регулирование международных конфликтов).
  • Международное сотрудничество (экономические, культурные и другие связи).

Будет ошибкой думать, что политическая деятельность власти и государства принципиально отличается от таковой со стороны оппозиционных политических сил. Структура, цели, средства и желаемые результаты остаются неизменными, такова природа политической активности. Речь, конечно, идет о цивилизованных государствах с демократическими принципами управления.

У современных государств появились и новые функции в рамках политической деятельности:

  • Всемерная поддержка предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.
  • Влияние на экономические процессы с помощью административных средств.
  • Новые социальные услуги, особенно цифровые форматы таких услуг.

Политическое руководство

Политическое руководство - одно из важнейших направлений политической деятельности. Оно проводится с помощью государственной или партийной деятельности и всегда состоит из этапов:

  • Определение целей с точки зрения политического субъекта.
  • Выбор методов, тактики и средств достижения запланированных целей.
  • Коммуникации и управление людьми.

Важное понятие в современной политологии - политическая платформа. Это неотъемлемая часть политического руководства, она содержит главные идеологические положения, политический курс, программы, требования, лозунги и т. п. Обычно политическую платформу создают государственные и партийные органы совместно. Политическая стратегия, содержащаяся в платформе, очерчивает долговременные задачи, способы их решения и ожидаемые результаты во времени, разработанные на основании анализа и политических прогнозов.

Стратегии разнятся по своим направлениям: научные, экономические, внешнеполитические, культурные и т. п. В свою очередь, каждая из профильных стратегий тоже может состоять из подразделов.

Политическая жизнь в обществе

В данном случае название говорит само за себя. Общественные объединения граждан самого разного толка могут выступать в роли как политических субъектов, так и политических объектов. Их довольно сложно классифицировать, поэтому начать можно с простых примеров.

Самыми привычными формами политической деятельности граждан являются демонстрации, пикеты, митинги и многие другие кампании. Мероприятия такого формата сегодня наблюдаются на улицах намного чаще, чем буквально несколько лет назад. Все это - общественно политическая деятельность партий и иных организаций. Основная цель - привлечение внимания к определенной социальной проблеме или выражение определенного настроения в общественной жизни по тому или иному поводу.

Общественно-политическое лидерство - весьма распространенная разновидность политической деятельности. Такое лидерство предполагает признание большими массами граждан одного человека или группы людей, это способ взаимодействия лидеров и масс.

Еще один вид политической деятельности - выборы. Иногда выборы напоминают лишь ритуал и не влияют на общественную политическую жизнь общества - такая ситуация наблюдается, к сожалению, во многих государствах даже сегодня. Если же говорить о настоящих выборах с высокой конкуренцией между кандидатами, непредсказуемостью и выраженной интригой, то такого рода политическая деятельность может поспорить с популярными сериалами и развлекательными шоу.

Выборы всегда сопровождаются голосованием. Политическая роль (значимость) выборов зависит от способа голосования в стране. Если это прямые формы демократии, то в голосовании побеждает большинство, и значимость выборов относительно низкая.

Значение выборов как вида политической деятельности человека трудно переоценить: часто бывает, что всеобщие выборы являются единственным политическим событием и реальным участием людей в политической жизни страны. За выборами в какой-либо стране следят во всем мире - это чуткий индикатор социального пейзажа в обществе.

Особенности современной общественной политической деятельности следующие:

  • Рост альтернативных форматов политической активности в виде общественных движений вместо привычных партийных организаций с их жесткими установками и поведенческими кодексами.
  • Взаимодействие понятий «политическая деятельность и общество» сфокусировано сегодня больше не на какой-то партии, а вокруг определенной проблемы. Объединяться могут люди с разной идеологией. Их интересует другое - возможные общей проблемы.
  • Чрезвычайно интересная социальная трансформация среди молодого населения. Это независимая индивидуальная политизация, которая стала главным форматом процесса политической осознанности. Граждане активны, но стремятся действовать независимо, вне рамок каких-либо политических сил. Такую возможность им дают, прежде всего, социальные сети.

Какова мотивация людей, ступающих на политическую стезю? Считается, что у сегодняшнего политического феномена гражданской активности три причины:

  1. Реализация собственных интересов - инструментальная модель.
  2. Высокая миссия - желание помогать другим, улучшение качества жизни вокруг.
  3. Социализация и реализация персональных качеств - «образовательный» мотив.

Чаще всего встречается смешанная мотивация, она всегда рациональная и одновременно инструментальная. Граждане стараются влиять как на принятие государственных решений, так и на поиск и выбор лучших представителей власти всех уровней.

У каждого гражданина есть право участвовать в политической деятельности. Для этого нужно совсем немного: политическая осознанность, рациональность и идеологическая мотивация. Важнейшим фактором является обстановка в обществе и в самом государстве. Только при взаимодействии субъектов возможная эффективная политическая деятельности, которая приведет к модернизации процессов и общим благам.

Понятие «политика» возникло в Древней Греции, первоначально обозначая различные формы общественного (государственного) правления. Трактат Аристотеля «Политика» дос­ловно так и назывался - «То, что относится к государству». Обще­ственные и государственные дела в нем именовались «политикой».

Аристотель (греч. философ) первым ввёл этот термин. Его трактат «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.

Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.

Политика – это искусство возможного.

Политика – это искусство управлять государством.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами, личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти.

О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».

П. Моруа: «Политика есть умение добиваться равновесия».

М. Вебер: «Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

ПОЛИТИКА - это деятельность государственных органов, полити­ческих партий и общественных объединений, направленная на обеспече­ние классовых или иных общественных интересов с целью завоевания политической власти или ее удержания.

Политика - это явление историческое. Она существовала не всегда. Появление политики связано с выделениемсобственности, что явилось принципиально важным моментом в развитии общественной жизни. Политика при помощи государства и его аппарата ста­ла тем механизмом, с помощью которого произошло регулирование взаи­моотношений человека и государства.

Функции политики многообразны, однако наиболее существенны­ми являются:

- объединительная, направленная на сохранение целостнос­ти и устойчивости общественной системы;

- мобилизующая, заключающаяся в определении и достиже­нии сознательно поставленных целей общественного развития;

- регулятивная, распределяющая политические роли между участниками политического процесса;

- социализаторская, помогающая не только включать лич­ность в мир социальных отношений, но и стимулировать личность стремиться к совершенствованию этого мира и его изменению.

ФУНКЦИИ (РОЛИ) ПОЛИТИКИ:

Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

Обеспечение социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;

Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо;

Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе.

*- Кто ведёт политическую деятельность на политической сцене ? Какие же «актёры» действуют на ней? Или по научному, кто может быть субъектом политики ? (Этими субъектами политики являются люди).

Немецкий учёный М. Вебер рассматривал три степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность.

Степень вовлечённости в политику, по М. Веберу (нем. социолог)

Политики «по случаю»

Политики «по совместительству

Профессиональные политики

Это доверенные лица, правления партийно-политических союзов, члены парламента, «работающие на политику» только во время парламентской сессии. Все они занимаются политикой в случае необходимости, и она не стала для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении

Это профессиональ-ные политические деятели, для которых политика – главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

**- Запишите: Субъектами политики являются: люди, народные массы людей, политические организации и объединения, государство, политическая элита.

Мы можем вспомнить исторические события в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы людей , объединённые общим интересом.

Для того чтобы влиять на политику, люди создают политические организации и объединения (Например ,политические партии : в Великобритании лейбористы и консерваторы; в США демократы и республиканцы; или многопартийная система партий в России ХХ века и др.)

Самым активным субъектом политики является государство . В учебниках истории мы постоянно знакомимся с внутренней и внешней политикой государств, правительств, политических деятелей.

Небольшие группы людей, оказывающие набольшее влияние на принятие политических решений, называютполитической элитой . ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА – часть общества, которая непосредственно осуществляет политическое руководство страной. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средств массовой информации и т.п.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества.

М. Вебер считал, что «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает» .

Надо признать, что некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства» , поэтому говорят, что «политика – грязное дело» .

На вопрос: *- Допустимы ли любые средства для достижения благих целей? В разные времена отвечали по разному:

Н. Макиавелли : «Ради сохранения государства часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия… Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла» . Другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось .

На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жестокие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества.

*- А как думаете вы?


Похожая информация.


Обществознание, 10 класс профильный

Урок № 50-52

ПОЛИТИЧЕСКАЯ деятельность

Д.З.: § 20, ?? (с.211),

задания (с.211-213);

- повторить § 17-20 по?? (с.13-216)

© ред. Колмаков А.И.


ЦЕЛИ УРОКА

  • способствовать формированию понимания роли политической деятельности в развитии человека и общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать политическую информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по политической проблематике;
  • способствовать выработке грамотной мотивированной политической позиции.

Универсальные

учебные действия

  • Знать: характеристику политической деятельности, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений.
  • Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Понятия, идеи

  • политика;
  • власть;
  • политическая власть;
  • легитимность власти;
  • политические действия;
  • властвование;
  • харизма

Изучение нового материала

  • Власть и политика.
  • Типология властных отношений.
  • Легитимность власти.

Вспомните. Что собой представляет сфера политики? В чём заключается смысл понятия «власть»?


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

политики как одной из четырёх основных сфер жизни общества

политики как особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношения, связанные с властью, государством, управлением делами общества.

политики как один из видов деятельности, т. е. активность её субъектов - участников политической жизни.


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛИТИКА - это деятельность государственных органов , политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

ПОЛИТИКА - разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий , движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ:

  • во-первых, деятельностный характер политики;
  • во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп , а также партий и государств ;
  • в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

В ходе политической деятельности её участники

вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.


Субъекты политики

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

  • сотрудничество;
  • союз;
  • взаимная поддержка;
  • противостояние;
  • конфликт;
  • борьба

Объекты политики

Внутренняя политика

Внешняя политика

международные отношения

мировое сообщество

культура

кадры

экономика

экология

национальные отношения

социальная сфера

общество в собственной стране

Политика воздействует на всё общество, на все стороны его жизни. Политическая деятельность имеет огромное значение в развитии общества.

отношения с другими странами


ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды политических целей:

  • актуальные, (приоритетные) / неактуальные;
  • реальные / нереальные.

А каковы средства политической деятельности ?

Прочтите пункт 2 (с.132) и ответьте на поставленный вопрос. На сколько цель в политике оправдывает средства ?

Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными .

РАЦИОНАЛЬНЫЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ

это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и

необходимых средств.

это действия, мотивированные главным образом

эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.

Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт).


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • убеждение;
  • изучение общественного мнения;
  • конструктивный диалог различных политических сил;
  • контроль за соблюдением правовых норм;
  • прогнозирование последствий тех или иных политических действий.

Всё это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.


ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЛАСТЬ - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет , право , а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения .

Прочтите п.4 определите чем отличается политическая власть от других видов власти?

«Властвование есть тонкий, художественно слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле».

(И. А. Ильин, русский философ )

ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.

Властная деятельность - это, по существу, политика власти, воздействующая на все социальные общности, на все сферы жизнедеятельности людей, на общество в целом.


Определяются ресурсами, которые власть использует.


Компоненты властной деятельности

ВЛАСТНАЯ ВОЛЯ

ВЛАСТНОЕ РЕШЕНИЕ

ВЛАСТНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ

ВЛАСТНЫЕ АКТЫ

(т. е. законы, указы, постановления, приказы государственных органов).

Ключевые компоненты властной деятельности:

  • властная воля;
  • властное решение;
  • властные действия;

Политические деятели современной России


ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Классическая типология легитимности властвования (отдельных лиц)

/разработана немецким ученым М. Вебером (1864-1920 гг.)/

  • Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти.
  • Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово « харизма » греческого происхождения, означает «божественный дар»).
  • Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону.

Американский политолог Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам:

  • Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей.
  • Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима.
  • Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима.

Властвование - это вид политической деятельности, и ему также присущи все те черты, которые характеризуют политику как деятельность


Проверь себя

1) Каковы признаки политики как особого вида деятельности?

2) Как связаны цели и средства в политике?

3) Как можно классифицировать политические действия?

4) Что такое власть?

5) Чем отличается политическая власть от других видов власти?

6) Какая власть признается легитимной?

7) Чем характеризуются основные типы легитимности?

8) В чём заключается властная деятельность?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Вариант I

Вариант II

1. Какие признаки следует дополнить к необходимым элементам определения понятия «человеческая деятельность»? 1) Проявление активности; 2) ........................; 3) .........................

2. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности? 1) Целеполагание; 2) мотивы; 3) приспособление к окружающей среде; 4) преобразование окружающей среды.


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II

3. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, - это: 1) игра; 2) поведение; 3) отношение; 4) деятельность.

4. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это: 1) познание; 2) изучение; 3) творчество; 4) копирование.


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II

Как вы понимаете данное выражение? Свой ответ аргументируйте.


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II

Сделайте анализ одной или нескольких сказок, которые подтверждают указанное утверждение.


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II

. Приведите собственный пример какой-либо деятельности и раскройте на этом примере общие черты любой деятельности.

. Напишите три предложения , содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях .


Тест. Политическая деятельность

Вариант I

Вариант II

Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию - трудолюбие».


  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Рекомендуем почитать

Наверх