Общественно политическое развитие ссср 1945 1953. Последствия для страны позднего сталинизма

Инженерные системы 30.06.2020

За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия),

Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства - создание совхозов. Четвертый пятилетний план предусматривал:

Восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой;

Восстановление 8-часового рабочего дня;

Отмену обязательных сверхурочных;

Восстановление отпусков.

Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

Итоги пятилетки - быстрый рост в 1947-48 гг. - сменился замедлением, длившимся до 1954 г - все напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города, предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.

В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было.

В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.

После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» - против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.

Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключала любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры - Ахматова, Зощенко. Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание совет-ской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.

Идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились ком-мунисты в странах, освобожденных от фашизма Красной Армией, или в разрез с договоренностями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Ант лия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский

кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).

Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.

В 1949 г, СССР создал свое атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире. Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны настороженность, враждебность.

Предыдущие статьи:
  • Предпосылки образования древнерусского государства в IX - XI вв. норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.

Первыми шагами после войны стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету Народных Комиссаров (с марта 1946 г. - Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946-1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно - восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи.

Были построены новые промышленные предприятия.

В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг.

В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране.

Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.
Таким образом, все элементы тоталитарной системы - абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат - были в послевоенный период укреплены и усилены.

Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1947г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна»). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны».

В 1949 г. СССР добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам. В 55 г. создается организация варшавского договора – военно-политический союз европейских политический стран.

В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия.

44. Хрущев: на пути к власти. Общественно-политическое развитие СССР. Социально-экономическая политика в годы Хрущевской оттепели.

20 съезд и его значение (февраль 1956).

Повестка: подведение итогов деятельности партии, принятие директив по шестому пятилетнему плану, анализ международного положения.

Закрытое заседание съезда 25 февраля. На этом заседании Хрущев выступил с докладом о культе личности и его последствиях. Критикуя Сталина, Хрущев отталкивался от завещания Ленина. В соответствии с этим Хрущев оправдывает процессы против троцкистов и осуждает репрессии против честных коммунистов. Сталину вменяются в вину антидемократизм и злоупотребление властью. Значительная часть доклада посвящена фальсификации дел НКВД. Виновники репрессий названы Сталин, Берия, Ежов, соратники Сталина - честные ленинцы.

Значение решений 20 съезда.

20 съезд - звездный час Хрущева. Решения не затрагивают сути тоталитарного режима, и тем не менее это крупный шаг на пути преодоления сталинизма, очищение общества от идеологии практики гос.террора. Решения 20-ого съезда внесли раскол в международное политическое движение.

Начало десталинезации.

Судьба доклада Хрущева: он был скрыт от народа и международной общественности. 30 июня 1956 принято постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности и его последствий.

Общественная атмосфера: оживление, подъем, потепление, возрождение надежд и веры в будущее.

Реабилитация репрессированных, реабилитация ряда департированных народов.

Хрущев подчеркивал своими действиями и высказываниями, что десталинизация должна носить управляемый, ограниченный характер, не посягающий на основы советского устройства. Попытки пойти дальше в демократизации пресекались.

Десталинизация носила ограниченный характер.

Попытки реформ:

1). Экономические реформы

2). Широкие социальные программы

3). Попытки оптимизировать управление страной, элементы либерализма в деятельности партийного аппарата

4). Сокращение армии

5). Либерализация культурной жизни

6). Новые тенденции во внешней политике

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами. В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Таким образом, в этот период происходили значительные изменения в государственном аппарате.

Была принята новая программа КПСС.

В октябре 1961 состоялся 22 съезд КПСС. Партия исходит из того, что социализм в стране полностью победил. Страна вступила в период строительства коммунизма.

Программа носит утопический характер, но конкретные социальные программы (продовольственная, жилищная) выполнены. Для осуществления (построения основ) потребуется 20 лет.

Происходила дальнейшая персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.

Время Хрущева – время энергичного, но не достаточно продуманного реформирования.

45. Брежнев. Эпоха «застоя».

С отставкой Н.С. Хрущева завершился

процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились

начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-

вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал

Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-

те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения

Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего

стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна-

чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми-

нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-

водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого

социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества

к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со-

единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала

сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе,

сти в Программе КПСС.

Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились

критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-

линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-

ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и

зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые

последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в

СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-

ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о

складывании новой исторической общности - советского народа. Одна-

ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес-

публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени-

ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше-

ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре-

подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю-

щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных

традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас-

тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само-

сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас-

сматривались как проявление местного национализма.

К концу 60-х г. экономическая реформа, начатая в 1965 г., пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%.

Застой был обусловлен рядом причин, в числе которых субъективные и объективные. Сам Брежнев был консерватором, симпатизирующим сталинской эпохе. С его приходом время энергичных перемен сменилось временем стабильности. Опора на командно-бюрократическую систему была непоколебимой. «Кадры решают все» - этот принцип привел к тому, что у власти закрепился узкий слой номенклатуры, сосредоточивший в своих руках всю власть. На международной арене реализовывалась доктрина Брежнева (ограничение суверенитета соцстран).

Декларируя миролюбивую политику СССР наращивал военный потенциал, оказывал поддержку союзникам, стремился сохранять паритет с США.

Разрядка – новая волна потепления международных отношений. Ограничение стратегичеких вооружений. 1979 г. – договор об ограничении стратег. Воор. Установление потолка стратег. Наступательных средств.

46. Перестройка: планы и реализация.

Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985-1986, 1987-1988, 1989-1991 гг.

1985-1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством - знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось.
1987-1988гг.: «гласность» и перестройка.

В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

В 1987г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов.

1989-1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Между тем к 1990-1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

1990-1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В 1989-1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.

Перестройка потерпела крах.

Великая Отечественная война закончилась победой над сильным и жестоким противником. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. Война создала сложные проблемы во всех сферах жизни советского общества. Общий экономический ущерб, нанесенный государству, составил 2,6 трлн. рублей. В стране полностью или частично были разрушены 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, лишились крова свыше 25 млн. человек. Оккупанты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприятий. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству, разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Проблемы, порожденные войной:

1) усиление потоков мигрантов, репатриированных. На 1 февраля 1946 г. в СССР было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданских лиц;

2) изменение соотношения мужского и женского населения. Число трудоспособных мужчин в 1946 г. уменьшилось по сравнению с 1939 г. в 2 раза;

3) необходимость трудоустройства миллионов демобилизованных военнослужащих тринадцати возрастов (к 1948 г. было демобилизовано более 8 млн. человек из 11,2 млн. находившихся в армии);

4) засуха 1946 – 1947 гг. породила проблему обеспечения продовольствием. По данным И.М. Волкова, план хлебозаготовок по СССР на начало 1947 г. был выполнен на 78,8%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,5 млн. голов, свиней – на 2 млн., овец и коз – на 2,9 млн.;

5) необходимость приведения в порядок финансов, сокращения денежной массы, деноминации рубля, уменьшение размера гос. займов;

6) упразднение некоторых наркоматов оборонного комплекса, восстановление нормального рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков;

7) упразднение деятельности чрезвычайных верховных органов власти, действовавших в годы войны, восстановление нормальной деятельности советских органов в центре и на местах.

Перспективные цели послевоенного экономического развития И.В. Сталин изложил в речи на собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Судя по объявленным в этой речи приоритетам, предполагалось сохранить основные черты экономической модели, сложившейся в СССР до войны, так как она, по мнению советского руководства, доказала свою эффективность. Таким образом, сохранялся мобилизационный характер советской экономики.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: ежедневным, без выходных, трудом, сверхурочными работами; сверхнапряжением управленческого аппарата; обширным применением принудительного труда. Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным, часто надуманным поводам, то после войны их заменили военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев), заключенные ГУЛАГа, «перемещенные лица», которых насчитывалось более 5 млн. человек (советские пленные, угнанные на работы в Германию и др.).

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в полном объеме в 1946 г. В годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено вновь 6,2 тыс. крупных промышленных предприятий. На 25% поднялась производительность труда. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г., а в 1950 превзойден на 73%. Быстрому восстановлению предприятий в определенной степени способствовало и использование трофейной техники и оборудования, полученных из Германии согласно репарации. Новые предприятия возникали на Урале, Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь».

Наиболее быстрыми темпами восстанавливалась металлургическая и топливно-энергетическая база страны. В короткие сроки была восстановлена крупнейшая в Европе электростанция - Днепрогэс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС. Построены первые газопроводы (Саратов – Москва и др.).

Денежная реформа, проводившаяся с 16 по 22 декабря 1947 г., стабилизировала денежное обращение. Деньги старого образца обменивались на новые в соотношении 1 новый рубль за десять старых. Это позволило сократить количество денег с 63,4 до 43,6 млрд. рублей. Общий государственный долг снизился со 158,8 до 58, 8 млрд. руб.

Менее значительны были успехи в восстановительный период в сельском хозяйстве. Положение в нем сильно усугубила засуха 1946/1947 гг., поразившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 – 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней погибло около 1 млн. человек. Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. кв. метров жилой площади, расширение сети вузов, успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

В послевоенный период сохранилась мобилизационная система, которая обеспечила кратковременную возможность форсированного развития экономики в первые послевоенные годы. В начале 50-х гг. ее возможности были практически исчерпаны. Страна стояла на грани значительных экономических потрясений, о чем свидетельствовали резко ухудшившиеся в 1951 – 1953 гг. все хозяйственные показатели, создававшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Переход на мирные условия жизни потребовал преобразования существовавшего государственного аппарата. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются СНК СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства республик. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 г. – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти. В феврале 1947 г. созданы постоянные комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета СССР.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: с одной стороны – попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, обострение внутренней борьбы в руководстве, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; с другой стороны – вторая (после 1937 – 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Сталинское руководство не могло смириться с возможностью появления инакомыслия, особенно среди кругов интеллигенции.

Лекция 7. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.

В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя). Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками). Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

  • 1. Были сделаны минимальные шаги в сторону "демократизации" общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти - ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.
  • 2. Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам - возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.), по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н.А. Вознесенский. Последним актом репрессий стало "дело врачей" (январь 1953 г.), обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны.

Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары). Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. "апогеем сталинизма ". Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.

Источниками ресурсов для восстановления были:

  • 1. Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).
  • 2. Репарации с Германии и ее союзников.
  • 3. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.
  • 4. Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.
  • 5. Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса, игравшего все более заметную роль в условиях начинавшейся холодной войны. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели - восстановление страны было в целом завершено.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. Однако, несмотря на засуху 1946 г., государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за посягательство на государственную или колхозную собственность. Были значительно увеличены налоги. Все это привело к тому, что сельское хозяйство, которое, в начале 50-х гг. с трудом достигло довоенного уровня производства, вступило в полосу стагнации (застоя).

Таким образом, послевоенное развитие экономики продолжилось по пути индустриализации. Альтернативные варианты, предусматривавшие преимущественное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (проект Г.М. Маленкова - Председателя Совета Министров СССР), были отвергнуты из-за сложной международной обстановки.

В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя). Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками). Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

    Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.

    Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам – возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.), по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н.А. Вознесенский. Последним актом репрессий стало «дело врачей» (январь 1953 г.), обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны.

Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары). Все эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма ». Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.

Источниками ресурсов для восстановления были:

    Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).

    Репарации с Германии и ее союзников.

    Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.

    Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.

    Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса, игравшего все более заметную роль в условиях начинавшейся холодной войны. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели – восстановление страны было в целом завершено.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. Однако, несмотря на засуху 1946 г., государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за посягательство на государственную или колхозную собственность. Были значительно увеличены налоги. Все это привело к тому, что сельское хозяйство, которое, в начале 50-х гг. с трудом достигло довоенного уровня производства, вступило в полосу стагнации (застоя).

Таким образом, послевоенное развитие экономики продолжилось по пути индустриализации. Альтернативные варианты, предусматривавшие преимущественное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (проект Г.М. Маленкова – Председателя Совета Министров СССР), были отвергнуты из-за сложной международной обстановки.

Рекомендуем почитать

Наверх