Политическая система советского типа. Политическая система советского общества

Постройки 22.09.2019

Сущность политической системы СССР

Ядро Политической системы советского общества составляет Коммунистическая партия Советского Союза. При ее руководстве функционируют все остальные звенья данной системы: Советское государство; комсомол; профсоюзы; кооперативные и другие организации общества, которые отражают единение и своеобразность интересов всех уровней населения.

Замечание 1

Происходящие в СССР изменения революционного характера и процессы обновления общества социализма вели к выводам о необходимости реформаторства системы политики советского общества, которая была направлена на закрепление и развитие основных принципов государственности социализма, рожденых Великим Октябрем.

Система политики советского общества должна освобождаться от всего, что связывается с последствиями культов личностей, командно-административными методиками управления, бюрократизмом, отстранением рабочих от власти. Она должна становиться динамичной, которая способна к своевременному обновлению при учетеизменяющихся условий международной и внутренней жизни.

Новым образом предстает роль КПСС. В соответствии с ленинской концепцией партии как политического авангарда класса рабочих, всех трудящихся, она призывала, на основании марксистско-ленинского учения разработать стратегию и теорию развития общества, внешнюю и внутреннюю политику, формировать идею социалистической новизны, проводить организаторскую и политическую работу в массах, расстановку и воспитание кадров.

Развитие политической системы СССР

При жизни В. И. Ленина и под его руководительством партия так и существовала. Но после его кончины произвелось отхождение от ленинских принципов, от выработанного им концепта социалистического устройства. Данное положение в какой-то мере сохранилось и в годы застоя. Это отрицательно сказывалось на реализации основного функционала партии, сводило к ослабленности ее идейного и политического воздействия влияния, делало острыми множестводругих проблем развития общества. КПСС находила в себе силы самокритичной оценки создавшегося положения. Партия устремлялась создавать такие механизмы политики и гарантии, исключающие в будущем возможности нарушения ленинских принципов руководства партии обществом.

Ключевым вопросом политики партии является развитие и закрепление советской социалистической государственности. Устанавливается задача завершения создания социализма правового государства, в котором верховным принципом будет являться безусловная подчиненность всего и всех законодательству.

Замечание 2

Главное значение в этом плане имеет раздел функционала государственных и партийных органов, рождение полновластия Советов народных депутатов как базиса государственности социализма и самостоятельного управления в нашем государстве. Важное значение в этой связи отдается усовершенствованию форм народного представления в Советах. Огромную роль в этом деле призвана играть реформа избирательной системы.

Основным значением обладает передача на рассмотрение и разрешение Советов абсолютно всех вопросов хозяйственной, государственной, социальной, культурной жизни. В этой связи является необходимость расширения материальных возможностей местных Советов, открытость и гласность их деятельности, утверждения подлинного верховенства Советов над исполнительными органами.

Важной предпосылкой эффективной жизнедеятельности системы политики в советском обществе является преобразование верховной власти в стране. В качестве верховного властного органа страны представляется съезд народных депутатов СССР, который образует Верховный Совет СССР, - работающий на постоянной основе распорядительный, законодательныйи контрольный орган. Утверждается пост Председателя Верховного Совета, который избирается съездом.

Демократизация советского общества являет необходимость перестроения аппарата государства, всех управляющих органов. Устанавливается вопрос о том, чтобы добиваться:

  • ликвидации лишних звеньев;
  • сокращения численности данного аппарата;
  • упразднения в нем командно-нажимных методов, формализма и бюрократизма.

В резолюции 19 Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвинута задача, чтобы советская государственность полностью соответствовала понятию сущности общенародного государства, чтобы все дела в государстве могли быть решены народом, его полномочными представителями, находились под его абсолютным и действенным контролем.

Перестройка системы политики советского общества предполагает демократизацию изнутри и увеличение роли в процессе политики организаций общества. Их основной задачей партия находит в том, чтобы они развили социальную, политическую активность, могли удовлетворить разнообразные интересы граждан, раздавали навыки самоуправления обществом.

В условии перестройки возникала необходимость в полном объеме воплощать идеи ленинизма по организации контроля, придавая ему действенность. В данной связи представляется разумным создание одной, подчиняющейся выборным властным органам системы общественного государственного контроля.

Немаловажное значение приобрел вопрос о принятии назревающих мер по последующему развитию советской федерации. При том ключ к последующему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплочения советского общества - органическое объединение самостоятельности автономных и союзных республик, пр. национальных образований с их ответственностью за общие союзные интересы.

Партия неуклонно проводила линию демократизации управления, процессов разработки и принятия решений государства, которые обеспечивают выбор их оптимальных вариантов, сопоставление и учет разнообразных предложений и мнений трудящихся. Расширяется круг вопросов, решения по которым могут приниматься лишь после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в организациях общества. Получает дальнейшее развитие практика общенародного обсуждения, голосования по важным вопросам жизни государства.

Особенности политической системы советского государства. Конституция 1936 г. и советское общество

Основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период Гражданской войны и интервенции. В молодом советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков, члены которой возглавили армию, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. д. Таким образом, произошло сращивание партийного и государственного аппаратов. В 20-х годах этот процесс был фактически завершен: наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП(б) и только после этого закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов, которые возглавляли так же члены ЦК М. И. Калинин (председатель ВЦИК с марта 1919 г.), Л. Д. Троцкий (нарком по военным и морским делам), Л. Б. Каменев (заместитель председателя СНК), И. В. Сталин (нарком по делам национальностей) и др. РКП(б) стала ядром политической системы общества. Это привело к еще одной существенной особенности политической системы в СССР – фактическом отсутствии разделения властей на независимые ветви (исполнительную, законодательную, судебную). Ни правительство, ни Верховный совет не могли принять решений отличных от директив коммунистической партии. Формально все советские конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице выборных Советов. Однако на деле это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 20-х годов единоличной власти Сталина привело к складыванию культа личности. По всей стране Сталину воздвигались памятники, его именем назывались колхозы, улицы, школы и города. По существу, он стал богом еще при жизни. Газеты были полны хвалебных статей о мудром руководстве «вождя, учителя, друга». «Пусть живет отец, да здравствует наш отец родной – Сталин-солнышко!» – писала «Правда» в марте 1939 г.

Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремясь контролировать все сферы его жизнедеятельности через созданную систему массовых организаций (пионерские и комсомольские организации, профкомы, месткомы, женсоветы, объединения ученых, физкультурников, художников и пр.). Созданная система поддерживалась широкими репрессивными акциями, и конец 1930-х годов стал, пожалуй, самой кровавой страницей в советской истории. В 1936 г. состоялся первый процесс над внутрипартийной оппозицией – Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Список обвинений был длинным и тяжелым: убийство 1 декабря 1934 г. С. Кирова (секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б)), заговор с целью убийства Сталина и свержения советской власти. Всем им был вынесен суровый приговор – расстрел. Репрессии ширились, в обыденный обиход прочно вошло словосочетание «враг народа». С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел: следствие длилось 10 дней, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. К концу 30-х годов маховик репрессий был запущен на полную мощность: в 1937 г. состоялся суд над большой группой высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским (всего 40 тыс. офицеров Красной армии), а в 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

В 1936 г. была принята новая Конституция, в которой Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян. Ведущая роль при этом отводилась рабочему классу. Все эксплуататорские классы признавались ликвидированными. Сталинская модернизация требовала огромного количества рабочей силы, что привело к росту городского населения, однако не улучшило его социального положения. В апреле 1929 г. была введена карточная система на многие виды продовольствия, позднее она распространилась и на промышленные товары. В 1929 г. рабочему полагалось: 600 г хлеба в день (членам семьи по 300 г), 1 кг сахара в месяц, 30-36 м ситца в год. Проявление недовольства жестко подавлялось – рабочих увольняли, что влекло за собой лишение карточек, выселение из общежитий, арест. На страницах периодической печати все трудности объяснялись «вредительством», рабочих призывали быть бдительными. По стране прокатились судебные процессы: «шахтинское дело» (1928), «дело врачей» (1933) и др. Отмена карточек в 1935 г. не привела к улучшению жизни. Если в 1913 г. среднемесячная заработная плата рабочего позволяла купить 53 кг мяса, то в 1935 г. – всего 19 кг. Результатом раскулачивания и коллективизации стало устранение социальной градации в крестьянской среде: исчезли кулаки, середняки и бедняки. Положение крестьянства было крайне сложным и тяжелым. На протяжении 30-х годов существовали твердые цены на зерновые, тогда как цены на промышленные товары постоянно увеличивались. Это приводило к разорению колхозов, переводу их в разряд должников. Доходы колхозников исчислялись трудоднями, деньгами труд колхозников практически не оплачивался. С 1935 г. колхозникам было разрешено иметь приусадебный участок, корову, двух телят и свинью с поросятами. Тем не менее крестьяне в 30-х годах продолжали оставаться самой бесправной категорией населения. Они были лишены свободы передвижения и выбора занятий, поскольку не имели паспортов. По сути, это было восстановление крепостного права. Между классом рабочих и классом крестьян по Конституции 1936 г. признавалось существование трудовой, или народной, интеллигенции – «прослойки». Официальная статистика причисляла к этой группе чиновников, учителей, врачей, инженеров и пр. В социальной структуре советского общества в 1930-е годы сформировалась еще одна группа, получившая название «номенклатура». Формально, будучи равноправными гражданами общества, номенклатурные работники фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными, пользуясь в условиях ограниченных средств многими материальными льготами.

Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – перечень наиболее важных должностей в государственных и общественных организациях СССР, назначение на которые осуществлялось решением партийных организаций соответствующего уровня. Номенклатурный принцип формирования управленческого аппарата начал складываться сразу после прихода в октябре 1917 г. большевиков к власти и просуществовал до конца 1980-х годов.

В исторической науке, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались попытки определить характер сложившейся в 1920-1930-е годы советской политической системы.



Первая точка зрения . В СССР было создано реальное социалистическое общество.

Вторая. После октября 1917 г. Россия стала первой страной в мире, начавшей переход к социализму. Однако в силу ряда причин была создана особая его модель сталинская, характеризовавшаяся сосредоточением власти в одних руках. Эту модель по-разному называют в исторической науке: феодальный социализм, казарменный социализм, государственно-бюрократический социализм, грубый социализм.

Третья. В СССР был построен государственный капитализм, где эксплуатация государства была жестче, нежели при капитализме «чистом».

Четвертая. На рубеже 20-30-х годов в СССР сформировалась тоталитарная система управления, венцом которой была личная власть Сталина (культ личности). Черты тоталитарной системы: однопартийность; отсутствие разделения властей; единообразие всей общественной жизни и др. Пятая. Ее сторонники оценивают политическую систему в СССР с позиций цивилизационного подхода, отмечая преобладание в ней восточных черт (сильная вертикаль власти, сосредоточение ее в руках одного человека, отсутствие диалога власти и общества и др.).

Отметим, что социально-политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1930-х годов, была довольно противоречива. В сжатые сроки, невероятным напряжением всех сил общества было создано сильное индустриально развитое государство – сверхдержава, способная конкурировать со странами Запада. Однако высокие темпы экономического роста были обеспечены за счет сверхцентрализации отраслей народного хозяйства, создания системы административно-командного управления, огосударствления всех сфер жизни общества, в том числе и частной жизни граждан. Широкое провозглашение демократических свобод (Конституция 1936 г.) сочеталось с массовыми репрессиями; применение принудительного труда заключенных – с энтузиазмом стахановского движения. Неоднозначный характер происшедших в СССР перемен отчетливо проявится в период страшного испытания для советского народа – в годы Великой Отечественной войны.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. как тогда считалось, навечно.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР.

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшие органы власти в СССР.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями с согласия Президиума Верховного Совета.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР – Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их закону, который на практике нередко нарушался.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы. Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений. По форме эта Конституция была самой демократической. Но она была бездействующим Основным Законом: ее демократические принципы были перечеркнуты чрезвычайными мерами, и в реальной жизни большинство ее положений воплощения не имели.

Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Конституция РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России. Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики. Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждением Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего сведения. Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору СССР.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА советский политический механизм в условиях социализма. Ядром Политической системы советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза *. Под ее руководством функционируют все другие звенья этой системы - Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативные и иные общественные организации, отражающие единство и своеобразие интересов всех слоев населения.

Происходящий в СССР процесс революционной перестройки, обновления социалистического общества подвел к выводу о необходимости реформы Политической системы советского общества, направленной на укрепление и развитие основополагающих принципов социалистической государственности, рожденных Октябрем. Политическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом, отчуждением трудящихся от власти. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с учетом меняющихся условий внутренней и международной жизни.

В свете этого по-новому предстает роль КПСС. Согласно ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся, она призвана, основываясь на марксистско-ленинском учении, разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, формировать идеологию социалистического обновления, вести политическую и организаторскую работу в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководством партия так и действовала. Однако после смерти Ленина начался отход от ленинских принципов, от разработанной им концепции социалистического строительства. Такое положение в той или иной мере сохранялось и в застойные годы. Это отрицательно сказалось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влияния, обостряло многие проблемы общественного развития. КПСС нашла в себе силы самокритично оценить создавшееся положение. Партия стремится создать такие политические механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленинских принципов партийного руководства обществом.

Ключевой вопрос политики партии - развитие и укрепление советского социалистического государства. Ставится задача завершить создание социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону. Ключевое значение в этом плане имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. Большое значение в связи с этим уделяется совершенствованию форм народного представительства в Советах. Важную роль в этом деле призвана сыграть реформа избирательной системы.

Первостепенное значение имеет передача на рассмотрение и решение Советов всех без исключения вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. В связи с этим необходимо расширить материальные возможности местных Советов, гласность и открытость их деятельности, утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами.

Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования Политической системы советского общества явится преобразование высшей власти в государстве. Предусматривается в качестве высшего органа власти страны - съезд народных депутатов СССР, образующий Верховный Совет СССР, - постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Учреждается пост Председателя Верховного Совета, избираемого съездом.

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма.

В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвигается задача, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала понятию общенародного государства, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полним и действенным контролем.

Перестройка Политической системы советского общества предполагает внутреннюю демократизацию и повышение роли в политическом процессе общественных организаций. Их главную задачу партия видит в том, чтобы они развивали социально-политическую активность, удовлетворяли многообразные интересы граждан, прививали навыки общественного самоуправления.

В условиях перестройки возникает необходимость в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенность. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно- государственного контроля.

Большое значение приобретает вопрос о принятии назревших мер по дальнейшему развитию советской федерации. При этом ключом к дальнейшему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплоченности советского общества является органическое соединение самостоятельности союзных и автономных республик, др. национальных образований с их ответственностью за общесоюзные интересы.

Партия неуклонно проводит линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений и предложений трудящихся. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в общественных организациях. Получит дальнейшее развитие практика всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны, а также использование др.

каналов развития прямой демократии: собраний граждан, наказов избирателей, выступлений печати, радио, телевидения, писем трудящихся и др. средств выявления общественного мнения.

Принципиальное значение КПСС придает расширению гласности, как действенной формы всенародного контроля, а также развитию такого испытанного инструмента социалистической демократии, как критика и самокритика.

Важную роль в создании социалистического правового государства должна сыграть реформа судебной системы и др. институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества.

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматривает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезд! КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества.

Политическая система советского общества действует и развивается в рамках Конституции СССР и советских законов.

Говоря о необходимости перестройки Политической системы советского общества, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что «речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее качественно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы успешное развитие нашего общества».

Примечания редакции проекта

* Как сказано у Ильфа и Петрова, устами Скумбриевича: «вся эта работа ведется "в порядке миража"». Подобное же реформирование – в порядке бреда – претерпела политическая система советского общества: она была лишена своего ядра, вокруг которого строилась и, разумеется, распалась в труху. Произошла ликвидация государства как института. Его заменила частная корпорация-государство, которая занялась распилом бюджета. Однако приведенная выше статья показывает тогдашнее представление (или мечтание) о намечавшихся преобразованиях политической системы.

Октябрьская революция 1917 г. утвердила в России власть новых органов власти – Советов, утвердила Советскую республику. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стали политической основой Российского государства.

Первая советская Конституция 1918 г. юридически закрепила систему советской государственности. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим органом исполнительной власти и управления был Совет Народных Комиссаров (СНК), ответственный перед Съездом и ВЦИК. Губернские, областные, уездные, городские, волостные съезды Советов, а в период между съездами – их исполнительные комитеты, являлись местными органами власти. Советский парламентаризм и советские правительственные учреждения стали составлять основное сущностное содержание советской государственности.

    Сущность советской политической системы.

Советы составляли основу советской политической системы, Коммунистическая партия – ее стержень, ядро, выполняя руководящую роль (Конституция СССР 1977 г., ст. 6). Действовала целая система политических институтов – профсоюзы, комсомол, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. Сложилась однопартийная политическая система. Ее сущностью было народовластие, т.е. осуществление интересов трудящихся и привлечение их к управлению государством.

Вопрос 18.Коренные изменения политической системы в начале 90-х годов.

В 1989 г. руководство Советского Союза, осуществлявшее реформаторскую политику "перестройки", оказалось в состоянии кризиса доверия к нему со стороны большинства населения страны. Попытки Генерального секретаря ЦК КПСС, а с 1990 г. – Президента СССР, М.С.Горбачева провести экономические и общественно-политические преобразования провалились, т.к. у него не было четкой программы "перестройки". В этих условиях 15 республик СССР решили самостоятельно выходить из затяжного экономического кризиса, для чего им требовался государственный суверенитет. В СССР начался "парад суверенитетов", т.е. одностороннее решение целого ряда союзных республик (Латвийской, Литовской, Эстонской ССР и др.) о самоопределении и создании независимых национальных государств. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.

12 июня 1991 г. всенародным голосованием из шести кандидатур был избран первый президент РСФСР – Б.Н.Ельцин. Это событие означало в сущности зарождение в Советском Союзе двоецентрия: в Москве одновременно действовали правительство СССР и правительство РСФСР. Открытое столкновение между ними было делом времени. Политический кризис был разрешен посредством так называемого "августовского путча". 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) первые лица Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о прекращении существования СССР, об образовании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР в связи с отсутствием Советского Союза как государства. Советский Союз исчез из реальной действительности, на его месте появились 16 новых суверенных государств. В этот же день Верховный Совет РСФСР принял новое наименование республики – Российская Федерация.

В Российской Федерации, как самостоятельном государстве, первоочередными становились теперь следующие задачи: осуществление радикально-рыночной экономической реформы и введение нового государственного устройства. Проведение радикальных рыночных реформ, начавшихся с 1992 г., вызвало обострение социальной напряженности, политическое противостояние в обществе, рост протестного движения, кризис власти.

К осени 1993 г. Российская Федерация оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. В президентских структурах разрешение кризисной ситуации решили осуществить через принятие новой Конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику. Ввиду этого Президент Б.Н.Ельцин перешел в решительное наступление: 21 сентября 1993 г. он подписал Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", объявлявший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Издав этот Указ, Президент сознательно пошел на превышение своих властных полномочий, установленных Конституцией и Законом "О Президенте РСФСР". Тем самым он осуществил государственный переворот, т.е. захват государственной власти, принадлежавшей Съезду и Верховному Совету.

3 октября в Москве введено чрезвычайное положение. В столицу вошли войска, блокировавшие Белый дом. 4 октября проельцинские силовики начали штурм здания парламента – Дома Советов. Произошел военный переворот.

Рекомендуем почитать

Наверх