Что такое концепция развитого социализма определение. Политическое развитие

Постройки 20.09.2019
Постройки

Что такое социализм? Это политическая идеология, которая стремится завершить человеческую предысторию. Для этого мобилизуются ресурсы, которыми располагает государство. Данная доктрина затрагивает социальные и экономические спектры.

Собственность должна принадлежать обществу или же находиться под его контролем. Именно широкое право владения ресурсами считается ключевой характеристикой, которая вкладывает в данный способ ведения политики смысл. Пьером Лером это определение было использовано впервые в 1834 году в его труде «Индивидуализм и социализм».

С одной стороны, в сказанном мы не наблюдаем никаких скрытых подвохов. Однако так ли на самом деле хорош социализм? Почему одни страны от него отказались, а другие вполне успешно применяют основные его принципы и при этом имеют стабильную экономику и достаточно высокий ВВП? Далее поговорим об этом и других вопросах и разберемся в том, что собой представляет социализм.

Откуда растут корни

Для начала следует сказать несколько слов о самом термине. Что такое социализм, и откуда он пришел к нам? Во все времена люди задумывались об отказе от частного владения собственностью, жажда равенства присутствовала всегда.

Такое, как правило, происходило, когда народ не устраивала его жизнь. Как мы знаем, граждане довольны господствующим в стране порядком крайне редко и недолго. Просыпается жажда справедливости. Отправной точкой, с которой началось строительство социализма, считается Древняя Греция, где Платон выражал идеи в своих трудах «Законы» и «Государство».

Зерна идеологии можно обнаружить, если рассмотреть Афины шестого века до нашей эры. Свой вклад сделали и утописты Томас Мор, а также Томмазо Кампанелла. В их произведениях общество описывается именно свободным от частной собственности, все люди равны. Если рассматривать Западную Европу, построение социализма здесь началось в 19 веке благодаря Сен-Симону, Оуэну и Фурье.

Видение Карла Маркса

Маркс сделал значительный вклад в развитие идеологии. Система социализма, по его мнению, должна была обрести следующие черты:

  • Участок должен быть экспроприирован. Земельная рента использовалась для того, чтобы покрыть государственные расходы, от чего должен обогатиться пролетариат.
  • Нужно было введение высокого прогрессивного налога.
  • Упразднить право наследования.
  • Конфисковать собственность, принадлежащую эмигрантам, мятежникам и спекулянтам.
  • Должен быть централизован кредит. Это обеспечит Национальный банк, где будет содержаться государственный капитал.
  • Монополизировать весь транспорт. Пролетариат вводит диктатуру.
  • Станут более многочисленными фабрики, средства труда, пашни, улучшатся земли.
  • Сельское хозяйство и промышленность объединят в одно целое. Не должно быть особых различий между деревнями и городами.
  • Все дети воспитываются бесплатно и на общественных основах.

Ограничение передвижений

У социализма есть еще одна интересная черта: граждане не имеют права свободно передвигаться за границу и обратно. Правительство внимательно следило за тем, чтобы страну покидали максимум в рамках командировки или с целью туризма.

Некоторым людям запрещали выезжать, если они обладали информацией, которая гипотетически могла оказать важное значение, будучи распространенной.

Националистическая модель

Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.

Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.

Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.

Модель управления периода Перестройки

Развитой социализм - что это? Таким термином называли власть, которая царила в тот момент, когда общественное правление переходило в коммунизм. Относят данную схему правления к периоду застоя, когда государство переживало не самые простые свои времена.

Положительной чертой являлось то, что поддерживал в своих гражданах общительность, желание мыслить и анализировать, создавать что-то неординарное, уделять время духовному развитию развитой социализм. Что это за возможности, становится предельно ясно, если сравнивать с тем же тоталитаризмом, когда инициатива сурово пресекалась. Культурная жизнь общества шла вверх, а на прилавках в то время было пусто, и, даже заработав деньги, проблемой было что-то за них купить.

Плановое производство

Экономический социализм также называют плановым хозяйством. Ресурсная база при такой управленческой модели принадлежит всему обществу, ведется централизованное распределение.

Физические и юридические лица совершают те или иные действия по распоряжению единого экономического планирования. Свойственно это для СССР. В наши дни можно заметить данный порядок в КНДР. Все государство работает по одному плану, подобно огромной и мощной машине.

Это похоже на организм, приказы в отдельные части которого поступают из мозга. Планирование объемов и ассортимента производимой продукции, а также услуг контролируется государственными органами. Ими же назначаются цены, заработная плата, инвестиции. Отрицается частная собственность.

Средства производства принадлежат стране. Противоположной схемой организации воспроизведения материальных благ является рыночная экономика. К плюсам можно причислить поголовную занятость людей, никто не сидит без дела, когда царит социализм. Суть состоит в уменьшении уровня общественного расслоения. Можно сосредоточиться на создании той продукции, которая сыграет ключевую роль в случае кризиса.

Негативные стороны

У всего есть свои недостатки. Что такое социализм в этом его варианте? Это фактическое отсутствие свободы выбора занятия в жизни для человека.

Ни у производителя, ни у работника нет собственных стимулов, ведь они не выбирают свою жизнь и работу. Следовательно, постоянно чувствуют себя лишь винтиками в системе, которые и собственную судьбу спланировать не могут, кто-то уже все за них решил. К тому же создавать планы для всей страны очень тяжело и трудоемко. Для этого должны быть отобраны самые лучшие специалисты, и все равно есть возможность ошибки. Так что велика возможность риска. Система должна достичь идеального своего состояния, чтобы работать корректно.

Медленные темпы развития

Зачастую плановая экономика не может быстро и правильно применять те вещи, которых достигают благодаря прорыву науки каждый день. Обычно ставятся долгосрочные планы, в которые просто не вписывают возможность перемен. Из-за этого происходит торможение, застой, отставание.

Не используются те возможности, которые могли бы пойти на пользу в более гибкой системе. Такие схемы управления подходят при массовом производстве однотипных товаров. В данный момент рыночная экономика, с ее постоянными гонками, превосходящими друг друга предложениями рынка, считается более жизнеспособной. Ситуация меняется настолько быстро, что ставить далеко идущие планы просто нет смысла.

Больше социальной свободы

Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.

В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.

Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.

Власть в руках народа

Общественные отношения приобретают зрелость, ведь теперь люди управляют государством. Главной ценностью считается народный суверенитет. Государство руководимо обществом, руками всех людей в нем производятся общественные преобразования. Решения народных депутатов являются основой законодательства, обязательного для всех граждан. Это главный принцип правового государства, где во главу угла поставлены не личные цели правящего класса, а общественное благо.

Трудовой народ сам является властвующей силой, при этом используя институты не управленческого рода. Велика роль кооперативных и прочих организаций, в качестве задач которые ставили себе регулировку работы державы и дел народа. В качестве примера политических и общественных объединений можно привести "Народный фронт", который включает по большей мере те движения и объединения, что участвуют в политических процессах страны. С каждым годом значение таких организаций только возрастает, ведь для людей очень важно ощущать, что они сами вершат судьбу собственной страны.

Где получил распространение

Страны социализма были обозначены КПСС в то время, когда шла холодная война на территории Советского Союза. Подразумеваются те государства, что избрали дорогу социалистических перемен. Приоритетными являются идеологии марксизма и ленинизма. Режимы характеризуются достаточно устойчивой структурой.

Отношения с Советским Союзом могли быть как дружеские, так и вражеские. Также эти государства называются коммунистическим или же социалистическим содружеством (лагерем, блоком). В период 40-50-х годов прошлого столетия страны, совершающие переход между капитализмом и народным правлением, назывались государствами народной демократии. То же самое в прошлом относилось ко многим странам третьего мира, которым в 60-80-х годах двадцатого века СССР помогал ресурсами. Это были Ангола, Йемен, Афганистан, Конго, Мозамбик, Алжир, Бангладеш и многие другие.

В наши дни

По состоянию на сегодняшний день к ним можно отнести Социалистическую Лаосскую Республику, Корейскую Республику, Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам. В этих государствах политической жизнью управляет коммунистическая партия, хотя частная собственность тоже играет свою роль в экономике. 21-й век привнес социализм в Латинскую Америку. Ярко выражена эта модель власти в Непале, куда она пришла в 2008 году.

Куба – еще один яркий представитель стран, которые затронули социалистические идеалы. Рауль Кастро, глава государства, в 2010 году последовал примеру китайского правительства и перенес восточную модель правления в условия собственной страны. Дали зеленый свет предпринимательству, больше возможностей появилось для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, кубинское правительство сочетало плановую экономику с некоторой свободой для предприятий, которые хотят развиваться и зарабатывать, видя, что для государства в этом будет определенная польза.

Концепция развитого социализма – идеология застоя.

Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.

Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого социализма » и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм , эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях.

Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которым обосновывалась в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовало «уточнений» в идеологии. В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

На рубеже 60-х – 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии - Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение – все, конечная цель – ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым "периодом застоя".

Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

Литературная и публицистическая деятельность и философские взгляды Герцена
Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. С 1842 по 1847 год он помещает в "Отечественных Записках" и "Современнике" статьи: "Дилетантизм в науке", "Дилетанты-романтики", "Цех учёных", "Буддизм в науке", "Письма об изучении природы". Здесь Герцен...

Судоустройство и судопроизводство России в XVII в.
Обозрение изменений в отечественном судоустройстве и судопроизводстве, осуществленных Петром I до начала судебной реформы, необходимо начать с прояснения вопроса о том, какую же судебную систему законодатель получил в наследие от Московского царства. Необходимо – хотя бы в общих чертах – понять, как был организован и как функционировал...

Женское образование в первой половине XIX в.
Поступательное культурное развитие страны еще во второй половине XVIII века поставило перед царским правительством вопрос о женском образовании. Однако решение его было сугубо сословным. Признавалось возможным давать государственное образование лишь особам дворянского происхождения. В закрытых учебных заведениях. Такими заведениями в пе...

УЧЕБНИК «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско- ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция «развитого социализма» призвана была, во- первых , «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.


Новая Конституция

Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязыва­лось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определе­ние политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Консти­туции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствова­ния социалистической демократии, и как реальное подтвержде­ние этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуж­дение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки.

Таким образом, видимость демократического процесса была со­блюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководя­щей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных органи­заций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавлива­ло членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции осо­бой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.

Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обосно­ванием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социаль­ная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы - рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» - интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными.

На самом деле советское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая некую социальную пирамиду.

Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отношению к власти. Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межна­циональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения на­ций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность - со­ветский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни национальности носят конституционный статус нации, а другие - народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной республики, другим - лишь автономной, а третьи не имели даже этого.

Власть номенклатуры. Организаторами смещения Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС были председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев и другие члены высшего партийного руководства. После снятия Хрущева Брежнев и занял его место. Вскоре первый секретарь стал генеральным, как это было при Сталине. Смена названия должности в известной мере отражала и смену ориентиров: вместо реформирования - курс на сохранение по возможности сложившихся в обществе отношений, вместо десталинизации - попытки восстановить образ Сталина как выдающегося партийного деятеля.
Такое изменение ориентиров отражало не только весьма консервативные взгляды Брежнева, но - и это главное - интересы партийно-государственной бюрократии. Эту бюрократию называют также номенклатурой. Почти все руководящие должности в государственном и хозяйственном аппарате требовали партийной рекомендации. Они именовались номенклатурными, т.е. входившими в перечень должностей, находившихся в ведении партийных инстанций. Без ведома этих инстанций нельзя было стать председателем колхоза и директором завода, ректором института и директором школы, тем более - министром. Министры относились к сфере деятельности ЦК КПСС, кого назначить директором школы, решалось на уровне райкома партии. По существу, номенклатура представляла собой, по выражению югославского диссидента М. Джиласа, «новый правящий класс».
То, что в стране установилась «диктатура номенклатуры», нашло отражение в шестой статье новой Конституции СССР, принятой в 1977 году. Она гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Даже туристическая поездка гражданина СССР в социалистические страны требовала согласования с партийными органами. Судьба страны зависела от армии чиновников, многие из которых были партийными и комсомольскими выдвиженцами, не имевшими должной профессиональной подготовки.
При Брежневе, особенно в последние годы его пребывания во главе партии и государства, все вопросы не только готовились аппаратными
работниками, что, конечно, было и при Хрущеве, но, как правило, и предрешались ими. Тем более что с 1974 г. здоровье генерального секретаря год от года ухудшалось, он стал с трудом говорить и плохо воспринимать суть государственных дел. В 1978 г. на праздновании 60-летия комсомола дряхлеющий Брежнев, вручая памятное знамя, чуть не выронил его из своих слабеющих рук. В последние годы его жизни в принятии важнейших государственных решений большую роль играло ближайшее окружение генсека, в которое входили члены Политбюро ЦК КПСС - глава КГБ Ю. В. Андропов, министр иностранных дел А. А. Громыко, ведущий идеолог партии М. А. Суслов, министр обороны Д. Ф. Устинов, секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко.
Проблемы экономики. Нельзя было сразу свернуть начатые Хрущевым и объективно необходимые стране экономические реформы. Они продолжались во второй половине 60-х гг., их осуществление связывалось с именем председателя Совета министров А. Н. Косыгина. Суть реформирования заключалась во внедрении экономических рычагов управления предприятиями. Предусматривалось уменьшение количества планируемых показателей, индивидуальный подход к оплате труда, поощрение работников за счет доходов от прибыли. Вместе с тем произошел отказ от системы территориального управления промышленностью (так называемых совнархозов), которая была введена при Хрущеве. Восстанавливалась жесткая ведомственная централизация всех отраслей хозяйства, что приходило в противоречие с провозглашаемыми принципами реформирования. В конечном счете бюрократизация экономической жизни одержала верх над ограниченной свободой деятельности предприятий.
В течение 70-х - первой половины 80-х гг. в экономике страны все в большей степени стали наблюдаться застойные явления. Прежде всего это выражалось в снижении темпов развития. Так, по сравнению с 8-10% ежегодного прироста промышленного производства с 1956 по 1965 г. он составлял всего около 4% в 1976-1980 годах.

Темпы прироста ряда экономических показателей в СССР (в %)

1966-1970

1971-1975

1976-1980

1981-1985

Национальный доход

Реальные доходы на душу населения

Розничный товарооборот государст­венной и кооперативной торговли

Объем реализации бытовых услуг населению

В условиях, когда на Западе активно протекала научно-техническая революция (НТР), была развернута массовая компьютеризация, в СССР наращивался выпуск традиционной продукции (выплавка металла и т. п.), сохранялась высокая удельная доля неквалифицированного труда. Лучше обстояло дело с высокими технологиями в советском военно-промышленном комплексе (ВПК), в просторечии именуемом «оборонкой». Этот сектор разрастался за счет других, и бремя военных расходов тормозило развитие тех отраслей промышленности, которые работали на нужды населения. В советском экспорте преобладала сырьевая продукция. Экономика страны и жизненный уровень населения в значительной степени поддерживались за счет нефтедолларов, т.е. валютной выручки, получаемой от продажи на экспорт нефти и газа. Но на все нужды этой выручки не хватало, постепенно происходило изнашивание и старение промышленного оборудования.
Особенно наглядно проявлялось отставание в аграрном секторе. Сельский труженик жил главным образом за счет своего приусадебного участка и личного хозяйства. Хотя в колхозах перешли от системы трудодней к помесячной выплате зарплаты, труд колхозников и рабочих совхоза был малооплачиваемым. Невысокой была и урожайность, огромное количество выращенной продукции пропадало в период уборки и во время хранения. Отсутствие материальной заинтересованности, мелочная партийно-советская опека, плановые и финансовые ограничения в использовании имеющихся средств, массовая бесхозяйственность вели к упадку сельского хозяйства. В стране не хватало продуктов питания, и власть не могла решить продовольственную проблему.
Кризис догматизированной идеологии. Партийному руководству было ясно, что программа строительства коммунизма, принятая в 1961 г., невыполнима. Но оно не могло решиться на ее официальный коренной пересмотр. Чтобы как-то примирить «социалистическую реальность» и коммунистическую утопию, было провозглашено, что в СССР построен «развитой социализм» и перед советским обществом стоит задача его совершенствования. Однако все пропагандистские усилия по созданию благополучного фасада общества «развитого социализма» сводились на нет реальностью: невысокими показателями качества жизни советского человека, бюрократизацией и коррупцией партийно-государственного аппарата, нарушениями социальной справедливости как декларируемой моральной нормы, нарастанием критического отношения к официальной идеологии и партийному руководству.
Многие люди больше не прислушивались к «голосу партии». Они обращались к другим голосам: к проникнутым неприятием советской действительности магнитофонным записям песен А. А. Галича и В. С. Высоцкого, к передачам зарубежных радиостанций, к идеям, почерпнутым из «запрещенной литературы», к анекдотам, высмеивающим вождей и систему. В стране существовали две идеологии: официальная марксистско-ленинская и неформальная, демократическая, ориентированная на незашоренную, свободную человеческую мысль.
Диссидентство. Процесс десталинизации, начатый докладом Хрущева на XX съезде КПСС, продолжался и при Брежневе. Однако внутреннее содержание этого процесса стало иным - он приобрел характер оппозиционного сопротивления режиму.
Осенью 1965 г. были арестованы писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль, тайно переправлявшие свои художественные произведения за рубеж и печатавшиеся там под псевдонимами. На основании содержания этих произведений литераторов обвинили в «антисоветской агитации». 5 декабря 1965 г., в День советской конституции, небольшая группа молодых людей протестовала на Пушкинской площади в Москве под лозунгами «Требуем гласного суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте советскую конституцию». Так родилось правозащитное движение, ставшее важнейшей составной частью новой формы оппозиции - советского диссидентства (инакомыслия). В ходе судебного разбирательства Синявский и Даниэль были осуждены (на 7 и 5 лет строгого режима соответственно), хотя и не признали себя виновными.
Наиболее известными фигурами диссидентского движения стали один из создателей советского термоядерного оружия А. Д. Сахаров и писатель А. И. Солженицын. Академик Сахаров в книге «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и других выступлениях развивал идею конвергенции двух систем - социализма и капитализма, которые могли бы заимствовать друг у друга достижения и положительные стороны. Солженицын получил всемир-ную известность благодаря своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» (ГУЛАГ - Главное управление лагерей), в которой на основе документов и воспоминании узников воссоздавалась картина сталинских репрессий и лагерной жизни.
Среди диссидентов были люди разных взглядов: социалистических и либеральных, религиозных и националистических. Но всех их объединяло неприятие советской действительности и коммунистической партии, стремление отстаивать права человека и демократические идеалы. Диссидентов было немного, они не участвовали ни в каких организациях. Деятельность правозащитников заключалась главным образом в акциях протеста и распространении издававшейся за рубежом («тамиздат») и нелегально в СССР («самиздат») критической по отношению к советским порядкам литературы.
Диссиденты подвергались преследованиям: арестам и судебным расправам, заключению в лагеря, ссылке, высылке за границу, помещению в психиатрические лечебницы. К началу 80-х гг. диссидентское движение усилиями КГБ было почти ликвидировано, но идеи правозащитников уже пустили корни в общественном сознании.
Углубление кризиса «развитого социализма». В первой половине 80-х годов кризисные явления в жизни советского общества становились все более очевидными. В условиях, когда на Западе продолжалась научно-техническая революция, происходил переход к постиндустриальному обществу, СССР все больше отставал в технико-экономическом отношении. Но правящая партийная верхушка в лице преклонных по возрасту членов Политбюро не хотела, да и не могла ничего изменить. Принимались различные программы (например, продовольственная), однако дефицит продовольственных товаров (особенно мясных продуктов) не только не уменьшался, но, наоборот, возрастал. Импортную одежду и обувь (отечественная была некачественной и немодной) покупали «из-под полы» по спекулятивным ценам (в магазинах этих товаров почти не было). Из продажи исчезало самое необходимое - мыло, зубная паста и т. п. Процветал «черный рынок» товаров и услуг.
С высоких трибун провозглашались демагогические лозунги, вовсю работала пропагандистская машина обкомов и райкомов партии, общества «Знание», газет и журналов, радио и телевидения, но людей, веривших лозунгам и обещаниям, становилось все меньше. Убеждение в том, что «советское - это лучшее», сменилось другим: «советское - значит худшее».
Но, пожалуй, больше всего людей раздражали бюрократический произвол и беспомощность высшей партийно-государственной номенклатуры. После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран 68-летний член Политбюро Ю. В. Андропов, в течение длительного времени возглавлявший Комитет госбезопасности. На высшем партийном посту тяжелобольной Андропов пробыл всего около полутора лет. Предпринимавшиеся им меры по повышению трудовой дисциплины, а также борьбы с коррупцией не были результативными и в силу кратковременности, и в силу того, что они осуществлялись командно-бюрократическими методами. В феврале 1984 г. Андропов скончался, и пост генсека достался очередному состарившемуся, немощному и к тому же не обладавшему достоинствами государственного деятеля члену Политбюро К. У. Черненко.

Рекомендуем почитать

Наверх