Сегодня рассмотрим самый простой и самый древний способ домашней заготовки...
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотноше-ний людей, их нравственные ориентации, пове-дение, но и сам дух общества в целом, его своеобразие и отли-чие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудо-любие, ответственное отношение к делу, свобода предпринима-тельства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во вза-имоотношениях людей, богатство, власть, образование, духов-ность, здоровье и т. д.
Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего - избегать и т.д. Уко-ренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.
К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрица-тельно относиться к производству заводами продуктов с высоким содержанием жира, к физической пассивности людей, к неправиль-ному питанию и увлечению алкоголем и табаком.
Разумеется, далеко не вес одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опе-кает и контролирует своих граждан) - высшая справедливость, а для других - ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэто-му индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различ-ны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и форми-руют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.
В отличие от социальных ценностей социальные нормы но-сят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют , а в других прямо требуют соблюдения опреде-ленных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную Жизньв обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.
Неформальные социальные нормы - это естественно скла-дывающиеся в обществе образцы правильного поведения, кото-рых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придержи-ваться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие эле-менты духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обря-ды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, до-стойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.
Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные" нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.
К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.
Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм - и т. п.), а также благодаря здравомыс-лию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каж-дого человека.
Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения (например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Осо-бое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нормам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, об-щественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, г. с. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольне-ние, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.
Социальная норма (от лат. norma - правило, образец, мерило) - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм:
1) Являются общими правилами для членов общества.
2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
5) Возникают в процессе исторического развития.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
2) Предписание - указание на требуемое действие.
3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Виды социальных норм
Наименование вида | Его сущность |
Примеры социальных норм |
Обычаи | Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. | Празднование Нового года. |
Традиции | Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. | Регулярные встречи выпускников учебного заведения. |
Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая) | Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения. | Ритуал посвящения в рыцари в Средние века. |
Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами) | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. | «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности») и др. |
Правовые нормы (законы и подзаконные акты) | Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме - в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. | «Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др. |
Религиозные нормы |
Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. | «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др. |
Политические нормы |
Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. | «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др. |
Эстетические нормы |
Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. | Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности, и др. |
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
По степени обязательности социальные нормы делятся на:
1) побуждающие;
4) императивные (от лат. imperatives - повелительный).
Функции социальных норм:
1) Регулируют общий ход социализации.
2) Интегрируют личность в социальное окружение.
3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.
4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
5) Контролируют отклоняющееся поведение.
Развернуть
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
Социальные нормы и ценности – это правила поведения людей, установленные в обществе. Их можно назвать образцами, эталонами, своего рода ориентирами, границами, очерчивающими рамки дозволенного применительно к тем или иным условиям человеческой жизнедеятельности. Не стоит забывать, что для людей одним из главных условий существования в окружающем их мире является умение взаимодействовать с себе подобными.
Социальные нормы принято делить на несколько видов:
- правовые;
- морали;
- политические;
- религиозные;
- эстетические.
Давайте рассмотрим их немного детальнее. Например, правовые нормы – это правила поведения, имеющие конкретную форму. Они устанавливаются государством и поддерживаются всеми законными методами, в том числе и силовыми. Стоит особо отметить, что эти нормы в обязательном порядке выражены в официальной форме, например, в виде законов. В каждом конкретном обществе, то есть государстве, может существовать только лишь одна правовая система.
Нормы морали – это правила поведения людей. Они являются четким выражением представлений, например, о хорошем и плохом либо о добре и зле и так далее. В обществе традиционно их нарушение встречают с неодобрением. Как правило, человеку, не соблюдающему данные нормы, приходится сталкиваться со всеобщим осуждением.
Политические – здесь название говорит само за себя. Поэтому в данном случае можно обойтись кратким пояснением. Они, по сути, регулируют политическую деятельность внутри общества.
Религиозные – это правила поведения, которые были сформированы нашими предками и записаны в священных книгах. Ну а эстетические нормы закрепляют представление человека о прекрасном и безобразном, об изящном и грубом и так далее.
Если говорить в целом, то нужно сказать, что современное общество устанавливает четкие рамки и границы поведения людей. Они, конечно же, могут отличаться в разных странах, однако главные особенности здесь, по сути, одинаковы для всех. Нарушившего нормы законодательства (то есть правовые) человека могут отправить в тюрьму. С другими же не все столь однозначно. Например, нарушителя религиозных норм вполне способны отлучить от церкви, однако об ограничении свободы речь здесь уже не идет.
Получается, что человеку, с одной стороны, предоставляется определенная свобода действий. Вместе с тем с другой – существуют четкие рамки и границы, выходить за которые крайне нежелательно. Естественно, что люди, действуя в рамках определенной свободы, все равно ведут себя по-разному. При этом чем более развитым является общество, в котором он живет, тем шире предоставляемая там свобода, но, тем не менее, выход за пределы дозволенного карается также гораздо жестче.
Здесь стоит отметить один очень важный момент. Общество в любом случае воздействует на поведение человека с помощью установленных социальных норм – в подавляющем большинстве случаев люди просто вынуждены им подчиняться. Те, кто нарушает правила, должны быть готовы к тем или иным санкциям в свой адрес. Все очень просто – существование в обществе требует уважительного отношения к установленным нормам. В ином случае ситуация может полностью выйти из-под контроля.
В обществе социальные нормы имеют чрезвычайно важное значение, поскольку они способствуют объединению индивидов в группы, регулируют общий процесс социализации, являются эталонами поведения и контролируют разного рода отклонения. Иными словами, это хранители ценностей и стражи порядка, отображающие то, что наиболее ценно для этой группы индивидов или для общества.
Социальные ценности
Теперь давайте рассмотрим еще один аспект. Если с нормами, в принципе, все понятно, то социальные ценности – это гораздо более широкое и многогранное явление. Они априори важны для каждого человека, ведь однажды принятые решения в большинстве случаев становятся линией поведения, которую люди затем стараются придерживаться ежедневно на протяжении всей их жизни. Получается, что социальные ценности являются способом детерминации и регуляции поведения индивида. Они помогают человеку отличить существенное от бессмысленного, значимое от ненужного, и так далее.
Подробно изучавший социальные ценности российский психолог Дмитрий Леонтьев выделил 3 формы существования:
- общественные идеалы;
- их предметное воплощение;
- мотивационные структуры.
При этом ученый отметил, что каждая из них способна перетекать в другую.
В жизни человека часто бывает так, когда одна система ценностей подтверждается, тогда как другая просто отбрасывается из-за своей несостоятельности. В итоге возникает своеобразная иерархия, содержащая в себе понятия, применимые для каждого человека.
Социальные ценности у каждого формируются индивидуально, поскольку даже в пределах одного общества очень сложно найти двух людей, у которых они бы были абсолютно одинаковыми. Зачастую человеку приходится сталкиваться с достаточно сложным моментом, когда его принципы не соответствуют или даже полностью противоречат новым системам. Кроме того, нередки ситуации нестыковок между реальной жизнью и теоретическими основами. Здесь уже начинается процесс формирования многослойных систем, в которых зачастую провозглашаемые ценности расходятся с реалиями.
Социальные ценности формируются у человека, начиная с раннего детства. Главную роль в данном процессе играют люди, окружающие того или иного индивида. Особо стоит выделить семью, поскольку именно подаваемый родителями пример формирует в голове у ребенка те или иные ценности. Конечно, по мере взросления ребенка, определенные изменения просто неизбежны. Тем не менее те базовые основы, которые были заложены родителями, такие, например, как представление о хорошем и плохом, будут оставаться с человеком в течение всей его жизни.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Признаки социальных ценностей:
- 1) Являются общими правилами для членов общества.
- 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
- 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
- 5) Возникают в процессе исторического развития.
- 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:
- 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- 2) Предписание - указание на требуемое действие.
- 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно
условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.
В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.
Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.
Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.
Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.
Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.
Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.
классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.
По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.
Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.
Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
- то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
- то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
- определение природы человека, идеал личности;
- картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
- место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
- отношение человека к человеку;
- характер общества, идеал общественного устройства.
Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.
Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.
Класс: 11
Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Тип урока : изучение нового материала.
Ход урока
План:
- Социальные ценности и нормы.
- Социальные санкции.
I. Изучение нового материала.
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
1. Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?
Классу предлагается из слов собрать целое понятие.
Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:
Класс делится на три группы.
Задание 1 . Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).
Задание 2 . Изучив материал § 6 «Социальные нормы», составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
- дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
- предписание - указание на требуемое действие;
- запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?
Социальные нормы
Виды |
Пример |
Традиции |
Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение) |
Правовые нормы |
«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет) |
Моральные нормы |
Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание) |
Политические нормы |
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, |
Эстетические нормы |
Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет) |
Религиозные нормы |
«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет) |
Правила этикета |
Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание) |
Мода на одежду спортивного стиля (дозволение) |
2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.
Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.
II. Закрепление изученного.
Ответить на вопросы:
- Что такое социальная норма ?
- Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
- Какую роль играют социальные санкции?
Домашнее задание: § 6, выучить.
Приложение 1 . Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»