Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. Работа со словарными словами Продолжи работу со словарной статьей

Техника для сада 03.07.2020
Техника для сада
Тема 4. Работа со словарями

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по толковому словарю,

2) подбор синонимов,

3) подбор антонимов,

4) словообразовательный анализ,

5) этимологический анализ,

6) перевод.

Приемы ознакомления учащихся с семантикой слова разнообразны, но выбор способа их семантизации обусловлен конкретными дидактическими задачами, а главное - целесообразностью использования каждого из них.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.

Виды словарных заданий разнообразны:

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка .

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило.

4) Составление упражнений, включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ними - это сопоставление, поэтому целесообразно одновременно вводить в упражнения оба слова.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответь на вопрос.

2) Словарный диктант с заданием: заменить данное предложение словом.

3) Подбор синонимов.

4) Словообразовательный анализ.

5) Включение изучаемых слов в контекст.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

В организации словарно-семантической работы следует использовать разные типы словарей.

"Толковый словарик" на уроках русского языка

Необходимо приобщать детей к пользованию словарем. Говоря о роли словарей в работе над словом, можно использовать стихи Я. Козловского:

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,

Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,

Та, которая словами, Как с другими сочетать...

Что людьми, населена. Уважаем государь

Правит ими государь По прозванию Словарь.

По прозванию Словарь, Даже Пушкин,

И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,

Словно к подданным своим. Не однажды за советом

Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.

Для объяснения значений слов можно использовать словари:

1. Толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

2. Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

3. Словарь антонимов.

4. Фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

5. Сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру , обогащает чувства ребенка, его речь.

"Толковый словарик " под редакцией Т. Г. Рамзаевой – справочное учебное пособие, расчитанное на обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников в общей системе обучения русскому языку. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность учащихся осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Приемы работы и содержательная сторона заданий неограниченны. Можно выписывать в алфавитном порядке названия животных, названия профессий людей, названия предметов, признаков предметов, действий.

Приемы работы должны быть направлены на выработку умений:

располагать данные слова в алфавитном порядке, искать в словаре слова одной тематики, находить ошибки в алфавитном расположении слов: какое слово "заблудилось"; указывать несколько букв перед буквой "ф", несколько букв после после "м"; указывать шесть последних букв алфавита, пять букв после "к", "о", "д" и т. д.

Как только значительная часть класса овладела умением отыскивать нужное слово, надо отсылать отставших детей к алфавиту, на первой страничке словарика, а в классе вести такой прием: первый ученик, нашедший по алфавиту слово в словарике, называет номер странички вслух. Работа идет быстрее, дети вполголоса перебирают буквы алфавита, тем самым запоминая его. Так экономится время на уроке.

Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми структуры словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические признаки. Лексическое значение слова раскрывается после пометы.

Далее дети должны усвоить, что прямое, или основное, значение слова раскрывается в словарной статье под цифрой 1. Если у слова несколько значений, то они раскрываются под следующими цифрами. Большая часть слов – многозначные, но есть и однозначные слова.

Слово может быть употреблено в переносном значении. Этих значений может быть несколько, и они даются после основных значений в конце словарной статьи. Отличая употребление слова в прямом значении от переносного,школьники учатся относиться к слову более внимательно.

Оперирование родовыми словами-названиями как работа синтетическая значительно продвигают школьников в развитии их мышления и речи.

В структуре словаря важное место отводится указателям синонимов и антонимов, включенных в словарь. Указатели служат своеобразным оглавлением к словарику. Надо только научить детей пользоваться им. Не каждый синоним разъясняется в словарных статьях. Отыскать их в указателе всегда можно, надо только обращаться к приложению. По мере изучения грамматических признаков частей речи по указателю синонимов и антонимов можно предлагать разнообразные задания типа "найти...", "выписать...".

Особенно необходимы указатели непосредственно перед написанием творческой работы, когда на учете каждая минута. Нет времени перечитывать словарные статьи, а синонимический ряд может предупредить многие речевые ошибки. Словарь в это время лежит на столе, им можно пользоваться.

Весьма результативной для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа с ними. Если в дано задание подобрать слова , с противоположные по смыслу, то удачным будет дополнительное задание: подобрать близкие по смыслу слова, пользуясь соответствующими словарными статьями словарика и указателем синонимов.

Наряду с учебной задачей, решается и практическая задача развития речи младших школьников. С помощью словарика школьник учится использовать лексические средства языка в своей речи. Следовательно, с одной стороны, он обогащает и уточняет собственный словарный запас, а с другой стороны, добивается умения пользоваться своим словарным запасом в речи и делать это лексически точно, грамматически правильно, выразительно, показывая умение тонко чувствовать смысловые оттенки слова..

Решение практической задачи обогащения словаря младших школьников осуществляется в том или ином объеме на каждом уроке русского языка в связи с предстоящей творческой работой. Обучающие творческие работы, состоящие из нескольких коротких предложений, могут проводиться довольно часто. Чтобы подготовка к ним не занимала на уроке много времени, можно рассредоточить ее на несколько уроков: знакомство с опорными словами по словарику , выполнение лексического задания в связи с грамматическим заданием упражнения, составление словосочетаний, упражнения в перестройке предложений, анализ результатов после проверки работ учителем. Когда словарный запас актуализирован, орфографическая подготовка проведена, можно приступить к творческой работе.

Такая подготовка, рассредоточенная во времени, дает возможность постепенно подготовить детей к свободному выражению мысли, к элементам рассуждения на основе сравнения и сопоставления фактов, близких к жизненному опыту детей. У учащихся есть возможность оперировать синонимами, в процессе рассуждения, противопоставляя противоположные по значению слова, учиться употреблять слово в словосочетании, предложении, тексте.

Каждое слово или группа слов, над которыми ведется работа по словарю должны иметь нацеленный выход в речевую практику. Иначе слово просто не будет запоминаться, т. к. не будет охвачено произвольным вниманием ученика. Если же написание короткого текста отсрочено, то к словарным статьям, являющимся основой будущего текста, надо обращаться как можно чаще и делать это в связи с заданиями учебника или как самостоятельное подготовительное задание к предстоящей творческой работе.

Довольно часто после выполнения грамматико-орфографических упражнений учебника детям предлагается раскрыть значение некоторых словосочетаний. "Толковый словарик" здесь служит справочным пособием.

Читая статью словарика, дети рассуждают под руководством учителя, уточняя лексико-семантические оттенки слова. Это очень важно для воспитания и развития детей. При подготовке к творческой работе учитель заранее активизирует лексику учащихся: уточняется значение слова, дети анализируют его существенные признаки, прямое и переносное значение, какими близкими по смыслу словами можно заменить слово, нельзя ли употребить противоположные по смыслу слова, устойчивые словосочетания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная метапредметная конференция

«Удивительный мир научных книг»

Секция для педагогов « Работа с научно-популярной литературой на уроке и в неурочное время…. »

" Работа со словарями на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска», Саратовской области Полякова М. В.

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке».

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Напомню, что в методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас интересуют не только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.

А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь?

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности.

Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся.

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант.

3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски)

Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память.

Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.

Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.

Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Проявить милосердие.

Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу несколько примеров возможных заданий.

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров).

3. Диктант «Угадай словечко!»

Учитель дает толкование, дети записывают само слово.

4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование.

Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.

На нескольких примерах покажем, каким образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов.

1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.

(лис - ий, син – ий, свеж - ий)

2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.

3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать, анализировать.

Опыт показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания.

1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

Отмечу, что набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто ошибочно определяют род. И здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в школе.

1. Игра «Определи словарь!»

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … .

Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Возможны такие виды упражнений:

1. Игра «Кто быстрее?»

Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

3. Игра «Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

4. Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы.

Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик – я поэт.

(А.С. Пушкин.)

5. В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несется в гору во весь дух…

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Видал он виды всякие,

Изъездил всю губернию

И вдоль и поперек.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»)

6. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

Голова – морочить голову, …

Ноги – уносить ноги, …

Глаза – мозолить глаза, …

Нос – задирать нос, …

Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.

Слова можно давать на уроках по темам: литература, театр, искусство, наука, спорт …

Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог …

Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат …

Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем идет объяснение значений новых слов (и по словарю!) , дальше ученики записывают их в свои словари, придумывают с ними предложения. Так новые слова входят в сознание учащихся.

Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять на уроках развития речи при подготовке к сочинениям.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д.

Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Приведём пример выполнения задания:

Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый

н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] – гласный

г - [к| - согласный глухой, твёрдый

Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использования справочной литературы. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре.

А интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут) отводить словарной работе. Только такое обучение может дать положительные результаты.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Литература

А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык в школе, 1992,№ 2, с.19-21.

Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.

В.В. Рогозинский. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.


Урок по теме «Толковые словари. Работа со словарной статьёй» 5 класс

Планируемый результат: знают назначение толковых словарей и умеют их использовать для определения, уточнения лексического значения слов,знают структуру словарной статьи и умеют в ней ориентироваться.

Овладевают умением использовать сопоставлять, извлекать необходимую информацию, анализировать изученные явления, вырабатывают способность свободно, правильно излагать свои мысли.

(Презентация к уроку прилагается)

Ход урока:

Учитель:

Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришёл к другому поэту, маститому Теофилю Готье; Готье спросил его: «Читает ли вы словари?» Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

И всё-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю! Ведь из них можно почерпнуть много важной и интересной информации.

Слайд № 1

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё.

А. Франс

Учитель:

Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются ЛЕКСИКОГРАФЫ. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и филологические.

Слайд № 2

Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы (затмения, землетрясения и т.д.), если вам хочется больше узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. – обращайтесь к ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ словарям. В филологических словарях содержится информация о слове.

К аждый из словарей выполняет свою определённую функцию, даёт информацию о слове соответственно своему назначению .

Этот урок мы посвящаем Толковым словарям.

1.Толковый словарь. Как вы думаете, почему он так называется?

Итак, словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

2. Работа с текстом. Определите главную мысль текста.

слайд № 3

С давних пор люди стали пользоваться словарями. Традиция создания словарей возникла тогда, когда книг стало много. Читающий человек встречал в текстах незнакомые слова, значение которых он не мог понять.

Работа по толкованию слов - сложная. Учёный-языковед должен изучить, какие значения имеет то или иное слово в разных текстах, и написать о слове так, чтобы это было понятно человеку, для которого слово незнакомо. Писать нужно кратко, иначе словарь разрастётся до таких размеров, что им неудобно будет пользоваться.

Да, создание словарей - дело трудное, кропотливое и долгое.

Над своим «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даль трудился всю жизнь.

Слайд № 4

(небольшие сообщения учащихся о создателях толковых словарей, подготовленные с помощью энциклопедического словаря юного филолога)

Первое сообщение «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля»

Слайд №5

Второе сообщение «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова

Слайд № 6

Третье сообщение «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Слайд № 7

4. Но чтобы словарь стал нашими другом и помощником, нужно научиться им пользоваться.

Работа со словарной статьёй и схемой.

Слайд № 8

Рассмотрите схему словарной статьи, расскажите, как она устроена

Поясняем понятия «пометы», «контекст»

Вывод: если научишься ориентироваться в словарной статье, как много информации о слове ты сможешь узнать из неё!

5. Практическая часть

1) Рассмотрите словарную статью, расскажите, как она устроена

Слайд № 9

Мужество , -а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество в бою.

Витязь . –я ,м. Поэт., устар . Храбрый воин, богатырь. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных. Пушкин. Руслан и Людмила.

Жюри . – нескл . Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. Постановление жюри.

2) рассмотрите словарь(если есть возможность положить каждому на парту) , выберите словарную статью, расскажите, как она устроена.

3) Сравните два определения одного и того же слова. Какое из них можно прочитать в словаре, а какое могут дать собеседники в разговоре?

Слайд №10

Котёнок- детёныш кошки

Котёнок – славный пушистый комочек.

Роза – растение с красивыми крупными душистыми цветками и стеблем, обычно покрытым шипами.

Роза - красивый колючий цветок.

    Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова.

Слайд №11

5) Прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Слайд № 12

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Выпишите слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь определить (картечь, сечь, лафет) Как вы решите эту учебную задачу? (обратимся к толковому словарю!)Обучающиеся определяют значение слов с помощью толкового словаря.

6) Выпишите 5 незнакомых слов и формулировки их значения из толкового словаря. Составьте с ними связный текст

6. итоги Учитель:

Слова, слова, слова.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А не “утонуть” в этом море вам помогут СЛОВАРИ

Слайд № 13

Советы помощника

Если вы не помните или не знаете значения слова, обратитесь к словарям:

В.И.Даль «Словарь большого великорусского языка»

Д.Н. Ушаков « Большой толковый словарь современного русского языка»

С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Дом.задание: Составьте устное высказывание

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение ) и имена прилагательные (безвольный , беззаветный, бескорыстный, беспечный ),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов (смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж );

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый" );

6) перевод (интернациональный - международный ).

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить , признание - признательность , связный - связанный и др .

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов . С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем , а кого посланником ? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными , а каких честолюбивыми ?

2) Подбор синонимов (ср. невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ) .

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

Словарной работе на занятиях по дисциплине «Культура речи. Риторика» , безусловно, должно отводиться значительное место, особенно в той части курса, которая связана с изучением норм современного русского литературного языка. Данное положение определяется тем, что по опыту работы можно отметить отсутствие необходимой лексикографической компетенции у современных студентов-нефилологов.

Существует ряд проблем, которые преподаватель культуры речи должен решить, стараясь приобщить студентов к грамотному пользованию словарями.

Основная проблема, с которой обычно сталкиваются при обращении к словарной работе со студентами-нефилологами , заключается в том, что после школьного курса студенты знают весьма ограниченный набор словарей, к которым они и предпочитают обращаться в любых затруднительных случаях. «Лидером» здесь выступает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, с которым они в большинстве случаев успели поработать в школе. Обращение к этому словарю обычно не составляет особых трудностей для большинства студентов. Они представляют его структуру и способы представления информации в нем, знают, что в данном словаре можно не только справиться о значении слова, но и подчерпнуть дополнительную, сопутствующую информацию: правописание, некоторые грамматические формы, правильную постановку ударения. Но при этом выхода на уровень осознания словаря как «целого мира в алфавитном порядке» не происходит.

Второй словарь, который называют студенты, это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, однако представление о способе подачи информации, структуре словарной статьи в этом словаре у них достаточно смутное. А ведь концепция данного словаря заключалась не только в демонстрации лексического богатства русского языка, но и в стремлении В.И. Даля «показать «дух» русского языка, т.е. словопроизводственные отношения, чему отвечает гнездовой принцип расположения слов, а также отобразить духовные и нравственные взгляды русского народа, черты его характера, обычаи и нравы».

Таким образом, в курсе «Культура речи. Риторика» для студентов-нефилологов представляется важным не только познакомить студентов с различными типами словарей, научить их извлекать из словарной статьи требуемую информацию, но и сформировать у них представление о языковой картине мира русского народа.

В связи с таким подходом встает проблема отбора тех типов словарей, которые преподаватель будет рассматривать на занятии. Нельзя объять необъятного, и как бы не хотелось познакомить студентов с необычными для них словарями и с той информацией, которую они содержат, все же приходится отбирать те словари, к которым студенты в дальнейшем действительно будут обращаться. Из всего многообразия словарей следует познакомить студентов со словарями, отражающими лексический состав русского языка (толковые словари, словари синонимов, антонимов и др.), словарями трудностей (грамматических, произносительных и др.), историческими словарями. Хорошо воспринимается студентами работа с «Русским ассоциативным словарем». В принципе на занятиях по культуре речи можно использовать практически любой тип словаря, главное, чтобы алгоритм работы с ним был объяснен преподавателем, а анализ его материала органично включался в содержание занятия.

Знакомство со словарями обычно начинают уже на первом занятии. Способы работы здесь могут быть разными. Это может быть и сравнение представленной информации в энциклопедических и толковых словарях, и обзор разных типов словарей (трудностей, синонимических, антонимических, исторических и т.п.). Следует отметить, что, например, обзор различных типов словарей может проводиться не только под преимущественным руководством преподавателя или как домашнее задание, но и проходить в виде творческой работы, как конкурс на лучшее представление своего словаря. На занятие преподавателем приносится несколько словарей разных типов (6-7).

Студенты делятся на рабочие группы, а преподаватель задаѐт параметры анализа представленной в словаре информации (адресат словаря, количество единиц, структура словаря и словарной статьи, цели и задачи словаря, дополнительная информация в словарной статье и т.д.). Ограничением выбора словарей для такого типа работы может служить лишь материальная база института и учет специфики аудитории – нефилологи. Наверное, лучше отобрать несколько толковых словарей, фразеологические, синонимические и прочие словари, отражающие парадигматические связи лексики. Интересным представляется анализ исторических и учебных словарей. По результатам аналитической работы студенты каждой группы должны выступить с кратким представлением своего словаря.

Можно усложнить задачу. Преподаватель выбирает одно слово, и студенты, помимо общего обзора словаря, рассказывают, как представлено это слово в словаре и какие особенности явления или предмета, названного данным словом, зафиксированы словарѐм. Чем разнообразнее состав словарей на данном занятии, тем интереснее результаты. Для полноты картины можно привлечь орфоэпические и даже орфографические словари. Таким образом, обобщая итоги работы с разными типами словарей, студенты создают лексикографический портрет отдельного слова. Результатом такой работы становятся:

  • знакомство с различными типами словарей;
  • приобретение первичных, элементарных навыков работы со словарем;
  • описание фрагментов языковой картины мира по данным словарей русского языка.

Наиболее интересными для такого типа анализа являются слова, которые могут иметь в своем значении идеологический компонент или коннотацию (например, лакей, пролетарий «бездомок, безприютный, захребетник» у Даля), или слова, обозначающие абстрактные понятия (истина, правда, честность и др.), т.е. слова, испытавшие влияние времени или вызывающие затруднения в их точном определении.

Если говорить о работе со словарями грамматических трудностей, то их в последнее время появилось достаточно много, и цель словарной работы в данном случае носит скорее ознакомительный, нежели аналитический характер. При изучении раздел «Грамматические нормы современного русского литературного языка» следует больше уделять внимания работе со справочниками и справочными пособиями, где не только приводятся правильные варианты, но и раскрываются закономерности в становлении той или иной нормы. Например, это касается выбора окончаний множественного числа Именительного и Родительного падежей, определения рода неизменяемых имен существительных, где важно наметить тенденцию в преобладании того или иного варианта. В противном случае приходится сталкиваться с тем, что, определив по словарю род слова пони как мужской, студент зачастую затрудняется определить род в схожих случаях, например кенгуру, гризли, какаду .

Работа с разными типами словарей важна при изучении темы «Трудные случаи в системе норм словоупотребления». Виды работы со словарями и сам выбор словарей здесь многообразен. В зависимости от темы занятия или упражнения, выполняемого студентами, привлекаются синонимические, антонимические, фразеологические словари, словари иностранных слов и т.п. Как правило, использование данных типов словарей не вызывает затруднения у студентов, поэтому работа с ними обычно носит характер домашнего задания с формулировкой: «при выполнении данного упражнения обратитесь к словарю синонимов, паронимов, иностранных слов и др.».

Одной из интересных составляющих словарной работы по теме «Лексические нормы» является аналитико-поисковый вид работы, когда студентам на основе анализа материала словарной статьи предлагается сделать вывод, углубляющий их представление о языке и преодолевающий стереотип восприятия словаря как справочника, существующего отдельно от живой, повседневной речи.

Например, из курса школьной программы студенты знают, что некоторые слова имеют ярко выраженную стилистическую принадлежность. Это такие слова, как неологизмы, архаизмы, диалектизмы и т.п. Также они уверенно оперируют понятием лексикон, а вот какие слова составляют лексикон современного русского человека и их собственный лексикон в том числе, они зачастую затрудняются ответить.

При знакомстве студентов с понятиями активного и пассивного словарного запаса можно предложить им проанализировать страницу любого толкового словаря и распределить все слова по трем группам:

  1. знаю и употребляю,
  2. знаю, но не употребляю,
  3. не знаю.

Таким образом, после выполнения этого задания студентам становится очевидно, что представляет собой современная лексическая система языка, какие жизненные сферы она обслуживает, что входит в активный словарный запас современного носителя языка, а какие слова и по каким причинам относится к пассивному словарному запасу. Кроме того, данная работа носит еще и творческий характер, основывается на желании студентов узнать свой словарный запас, сравнить его с результатами работы других студентов, что повышает их заинтересованность в работе со словарем.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что словарная работа на занятиях по культуре речи не только учит студентов правильно и осознанно пользоваться словарями, но и повышает их лингвистическую компетенцию, помогая проникнуть в сам язык и увидеть его тесную связь с жизнью человека, его культурой и бытом.

Рекомендуем почитать

Наверх