Имя существительное ошибки в употреблении. Подготовка к ЕГЭ

Техника для сада 30.06.2020

При употреблении имен существительных встречаются всевозможные речевые ошибки. Неправильно употребляются вариантные формы падежных окончаний существительных: Авторы пишут о неоплатном долгу каждого перед матерью… (следовало: долге). Мать выпекает хлеба (следовало: хлебы, так как имеется в виду печеный хлеб, а не злаки).

Может быть стилистически неоправданно предпочтение формам женского рода личных существительных, имеющим разговорно-просторечную окраску: « Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон… Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухидо».

А в иных случаях покажется немотивированной форма мужского рода личных существительных, получивших широкое распространение в женском роде: Материалы о первых женщинах-ударниках (следовало: ударницах).

В специальном тексте не следует употреблять формы рода существительных-терминов, отличающиеся от закрепившихся в данном случае в книжном стиле: Омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов (следует: спазма в специальном значении - мужск. р.).

Без специального стилистического задания нельзя заменять соответствующие норме формы рода и числа существительных просторечными вариантами: Набив мешок отборной шишкой, Потапов сбросил его с вершины могучей кедры (следовало:шишками (мн. ч.), кедра (мужск. р.).

Анализируя употребление грамматических категорий имен существительных, редактор устраняет речевые ошибки в выборе форм рода. Приведем примеры такой стилистической правки.

Труднее заметить ошибки в выборе форм числа, однако устранение их не требует особых редакторских усилий:

1. Способность человека, несомненно, является одной из ступеней на пути к успеху и счастью. Необходимы также целеустремленность, трудолюбие, терпение, умение распределять силы в пути, не упуская представляющейся возможности, каждая из которых может быть единственной.

1. Способности человека, несомненно, являются одной из ступеней на пути к успеху и счастью. Необходимы также целеустремленность, трудолюбие, терпение, умение распределять силы в пути, не упускаяпредставляющихся возможностей, каждая из которых может быть единственной.

2. Преклоняюсь перед мужеством наших ученых, которые сделали лучший в мире самолет Су-27 и МИГ-29. Ни в одном государстве ни одна машина такого класса, как эти самолеты, не выполняют сложнейшие фигуры высшего пилотажа-кобру и колокол. Мастерству наших летчиков, техническому уровню наших самолетов отдали должное участники авиасалона в Ле Бурже и Фарнборо, Сиэтле и Мельбурне… В скором времени авиация пополнится новыми боевыми самолетами Су-27 ИБ, которые уже проходят летные испытания.

2. Преклоняюсь перед мужеством наших ученых, которые сделалилучшие в мире самолеты Су-27 и МИГ-29. …Мастерству наших летчиков, техническому уровню наших самолетов отдали должное участники авиасалонов в Ле Бурже и Фарнборо… В настоящее время летные испытания проходит новый боевой самолет Су-27 ИБ. В скором времени авиация пополнится самолетами этой марки.

Особое внимание обращает редактор на ошибки в употреблении вариантных окончаний имен существительных, исключая просторечные и разговорные формы: В музее хранятся древние иконы и хоругви, воинские медальоны и иконостасы… Взирающие на нас с икон образа Спаса Нерукотворного и Архангела Михаила всегда были для русских воинов воплощением победы (правка:образы); В свете свеч (следует: свечей) икона предстает перед верующими живым источником духовных сил; Возможность использования Северного Ледовитого океана для военных действий подводных сил имела огромное значение… Во-первых, арктические льды обеспечивали скрытность передвижения лодок; во-вторых, на льде (следует: на льду) невозможно было разместить противолодочные силы.

Ошибки в выборе падежной формы имени существительного или всклонении встречаются значительно реже, например: Корабль имел еще одно важное новшество - всплывающая антенна (следует: всплывающую антенну); Администрация вручила юбиляру Анатолию Борисовичу Авербах ценный подарок (следовало мужскую фамилию поставить в дательном падеже - Авербаху). Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. 448 с.

В основе категории числа имён существительных лежит противопоставление единственности и множественности, которое по-разному проявляется у конкретных, вещественных, собирательных и отвлечённых существительных. Ошибки наи более часто встречаются в следующих случаях: 1) образование не существующих в нормативном языке форм множественного и единственного числа; 2) использование такой формы числа, которая неуместна в данном контексте.

1) При употреблении собирательных существительных мы сталкиваемся со странным явлением: единственное число вы ражает множественность . Этот лингвистический парадокс влечёт за собой ошибку понимания, и на её основе возникает и ошибка говорения (письма): «Всё вокруг заросло кустарни ками малины». Собирательное существительное «кустарник», единственное число которого обозначает множественность, употреблено в предложении неправомерно и должно быть заменено существительным «кусты ». Аналогичному переосмыслению часто подвергают слова, служащие для обозначения родовых понятий (так называемые гипонимы ): «оружие», «по суда», «продовольствие», «скотина», «обувь», «одежда» и т.д. Сравните, «У старшего брата было много скотин, а у младше го − только осёл » (правильно − «было много скота»).

Образование форм множественного числа отвлечённых существительных вызвано стремлением выразить формой множественного числа реальную повторяемость действий: «Ребята криками и свистами прогнали собаку» (правильно − «кри ками и свистом»).

Конкретные существительные типа «брюки», «сани», «нож ницы» употребляются только в форме множественного числа, которая при этом оказывается двузначной: обозначает как единственный предмет, так и их множество: «мастерская по пошиву курток и брюк» (много предметов) – «не могу найти свои серые брюки» (предмет один). При употреблении таких существительных часто исходят из формального внешнего признака (окончания), который указывает на реальную множественность предметов. Поэтому если предмет один, то происходит процесс преобразования числа существительного в форму единственного по аналогии с именами, имеющими обе формы: «У нас во дворе качель сломалась». Конкретное существительное «качели» не имеет единственного числа, но по аналогии с конкретными же существительными «стол», «дверь», которые во множественным числе принимают форму с окончанием -и (-ы) , образуется форма единственного числа с нулевым окончанием.

Для вещественных существительных лежащее в основе категории числа противопоставление «один» − «много» невозможно, поэтому та или иная форма числа закреплена за ними традицией и является немотивированной. В речи она часто заменяется на противоположную: «Окна выкрасили бе лилом» (правильно − «выкрасили белилами»).

2) Для существительных, которые в нормированном языке обладают обеими формами числа, одна из них в определённых контекстах оказывается более предпочтительной. Так, слово «обед» в сочетании «готовить обед» употребляется только в форме единственного числа даже в том случае, если речь идёт о фактах, многократно повторяющихся. А существительное «цель» в сочетании «использовать в... целях» может быть употреблено только в форме множественного числа даже тогда, когда речь идёт об одной-единственной цели.

Довольно часто встречаются ошибки в склонении существительных. Наиболее распространённая − неправильный выбор варианта падежного окончания . Дело в том, что ряд существительных имеет вариативные формы падежа: «стакан чая» – «стакан чаю», «жить в лесу» – «говорить о лесе», «посетить цехи» – «посетить цеха» . В связи с эти появляются следующие речевые недочёты:

а) использование формы окончания на -А(-Я) у существительных с суффиксом субъективной оценки, относящихся ко 2-му склонению и употреблённых в родительном падеже единственного числа: «налейте мне чайка, положите сахарка» – правильно «налейте чайку, положите сахарку». Одинаково возможны формы «сахара» и «сахару ». Реже, но встречаются и неправомерные формы обратной замены: «Земля от холоду (правильно – «холода») стала крепкой» .

б) ряд существительных 2-го склонения имеет двойные формы предложного падежа: для обозначения места используется ударное окончание -у (-ю) «на берегу», «на лугу», а в других значениях (например, объекта) – безударное окончание «о луге», «о береге». В речи не всегда эти окончания используются в соответствии с нормой, и возникают выражения типа: «У меня на глазе был ячмень» или «Листья шелестят на ветре».

в) в течение последнего столетия, как отмечают исследователи (Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976. – С. 116-120.), конкурируют между собой формы окончаний на -а(-я) и -ы(-и) существительных 2-го склонения в именительном падежа множественного числа. Так, в XIX столетии обычным считалось употребление формы «домы», «докторы», «учите ли», «поезды» .

В ряде слов форма на -а(-я) закрепилась – «доктора», «поезда», «учителя», в других удерживает свои позиции форма на -ы(-и) «инженеры», «слесари ». В ряде слов наблюдается колебание: «тракторы» – «трактора», «цехи» – «цеха». Вследствие многообразия вариантов возникают речевые ошибки: «Нам нужны проводы для уроков фи зики», «Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты». Употребление форм существительных «шофера», «торта», «ин женера» объясняется и воздействием на литературный язык просторечия.

г) широко распространены ошибки при употреблении формы родительного падежа множественного числа. Здесь возможны три варианта окончаний: -ов (-ев), -ей и нулевое . Выбор того или иного варианта зависит от типа склонения и последнего звука основы. Самое продуктивное окончание – -ов (-ев), поэтому часто оно ставится вместо нулевого окончания, и возникает речевая ошибка: «Мальчик был разведчи ком у партизанов» (правильно – «был разведчиком у партизан»). Использование нулевого окончания вместо продуктивного -ов (-ев) является тоже весьма распространённой речевой ошибкой: «У сестёр было много красивых платий».

д) под воздействием просторечия довольно часто появляются ошибки в употреблении несклоняемых существительных: гласный основы отбрасывается, и слово изменяется по одному из типов склонения. Например, «Я напою тебя какаом» или «Мама укрыла тесто пальтом».

е) встречается в речи и ненормативное употребление форм разносклоняемых существительных на -мя . В основе именительного падежа единственного числа данных существительных отсутствует суффикс -ен-, тогда как во всех остальных формах он есть. Причина возникающих ошибок – уподобление этих форм форме именительного падежа единственного числа: «Сколько время?»

ж) у ряда существительных основы единственного и множественного числа различаются. Например, значительное число существительных мужского рода в основе имеют звук «и» «колос» – «колосья » [й"а], «стул» – «стулья» [й"а]. Распространено унифицирование форм: от основы единственного числа образуется форма множественного числа: «Мы набрали много листов клена и ясеня». При этом в именительном падеже окончание -а(-я) меняется на -ы(-и). Например, «Браты-боровички дружно высыпали на опушку леса» . Основа единственного числа ряда существительных отличается от основы множественного числа наличием суффикса -ин-. В речи встречается уподобление основы единственного числа основе мно жественного: «Он попал домой только благодаря своему одно сельчану – Санчо Пансе» . Не менее распространено и обратное явление – уподобление основы множественного числа основе числа единственного: «У северянинов принято ездить на оленях и собаках» .

Большая группа существительных, которые имеют значение «невзрослости» , характеризуется противопоставлением в основах единственного и множественного числа суффиксов -онок- (-ёнок-) и -ат- (-ят-): «медвежонок» – «медвежата», «ослёнок» – «ослята» . Распространенной ошибкой является уподобление основы множественного числа основе единственного числа: «Сначала мы будем октяб рёнками, а потом пионерами».

з) вызывает затруднение и образование некоторых форм существительных, которые по разным причинам лишены одной или нескольких форм . Это явление называется «пустыми клет ками в парадигме», оно присуще не только имени существи тельному . Так, например, отсутствует форма родительного падежа множественного числа у существительных «мечта», «тахта», «мольба», «дно» , между тем в речи бывает необходимо употребить эти слова в данной форме и получаются такие предложения: «Нельзя предавать своих юношеских мечт». Некоторые существительные лишены формы единственного числа, хотя их лексическое значение нисколько этому не противодействует. Речь идет о весьма распространенных словах «девчата», «зверята», «ребята», «домашние», «родители», «родные» и т. д. Ошибка возникает тогда, когда образуют единственное число от данных слов: «На собрании объявили, что каждый родитель должен принять участие в дежурстве». Форма «родитель» отмечается в словарях как устаревшая (то же, что и «отец») или разговорная.

Лекция 20 Ошибки в употреблении форм имен существительных

В лекции рассматриваются основные ошибки, связанные с употреблением имен существительных, и основные способы их преодоления.

Ошибки в употреблении форм имен существительных

В лекции рассматриваются основные ошибки, связанные с употреблением имен существительных, и основные способы их преодоления.

План лекции

20.1. Определение рода несклоняемых имен существительных.

20.2. Определение рода имен существительных, называющих людей по профессии, должности.

20.3. Образование падежных форм единственного числа имен существительных.

20.4. Образование падежных форм множественного числа имен существительных.

20.1. Определение рода несклоняемых имен существительных

При определении рода несклоняемых имен существительных надо иметь в виду, что

1. Неодушевленные существительные относятся преимущественно к среднему роду : (новое ) колье, кашне, такси, метро, резюме, интервью, бра, кашне, депо ; (современные ) жалюзи, бигуди и т.п.

Исключения

2. Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех нарицательных существительных, которыми они могут быть заменены:

Тбилиси (город ) - муж. р . - старый Тбилиси

Колорадо (река ) - жен. р . - быстрая Колорадо

Онтарио (озеро ) - ср. р ..- чистое Онтарио

3. Род несклоняемого сложносокращенного слова (аббревиатуры) определяется по роду основного слова этого наименования. Например:

ЦСУ (центральное статистическое управление )-ср. р .-ЦСУ установило количество

АТС (автоматическая телефонная станция ) - жен. р .- АТС подключила абонентов

МГУ (Московский государственный университет ) - муж. р.- МГУ провел набор

Некоторые сложносокращенные существительные (вуз, загс, МИД, БАМ ) стали склоняемыми и по нулевому окончанию в И.п. относятся к мужскому роду . Сравним:

И.п. вуз, МИД, БАМ, И.п. стол

Р.п. вуза , МИДа , БАМа, Р.п. стола

Если для большинства говорящих аббревиатура не соотносится с тем сочетанием, из которого она образовалось, слово, как и другие неодушевленные несклоняемые слова, является существительным среднего рода: жесткое самбо (вид борьбы).

4. Одушевленные существительные, обозначающие лиц относятся к…

5. Несклоняемые названия животных, птиц, насекомых относится к мужскому роду

(кенгуру, шимпанзе, пони, коала) , но при обозначении самки возможно употребление их как слов женского рода: быстрая кенгуру. Существительные киви, колибри (виды птиц), иваси (сельдь), цеце (муха) относятся к женскому роду.

20.2. Определение рода имен существительных,

называющих людей по профессии, должности

Петрова - хороший врач или Петрова - хорошая врач?

Так как в настоящее время среди женщин распространяется все большее число профессий, слова, грамматически относящиеся к мужскому роду (врач, директор, инженер, адвокат ит.п.), употребляются для названия лиц женского пола по профессии, должности, занятиям, званиям.

В языке и речи эти слова ведут себя по-разному. Из них можно выделить:

Слова, не имеющие парных

образований женского рода

Слова, имеющие парные

образования женского рода, приятые в нейтральной речи

Слова, имеющие парные образования женского рода, принятые в разговорной речи.

Например:

доцент, педагог, агроном, мастер, техник, оператор, судья, адвокат, депутат, кандидат наук, юрист, мастер спорта

Например:

артист - артистка

лаборант - лаборантка

учитель - учительница

продавец - продавщица

спортсмен - спортсменка

Например:

бухгалтер - бухгалтерша

директор - директорша

доктор - докторша

парикмахер - парикмахерша

секретарь - секретарша

Несмотря на то, что существительные типа бухгалтер, доктор, инженер в равной мере могут использоваться для названия лиц мужского и женского пола, они остаются словами мужского рода. Поэтому определения согласуются с ними в мужском роде.

Значит, Петрова - хороший врач.

20.3. Образование падежных форм единственного числа имен существительных

В родительном падеже у существительных мужского рода могут быть разные окончания

Сахар - сахара

сахару

Окончание у (ю ) появляется:

  1. при значении меры и количества (ложка меду, чашка чаю )
  2. при значении неопределенной множественности (много свету, мало шуму )
  3. в устойчивых сочетаниях слов (ни слуху ни духу, прибавить шагу )

В современном языке формы на -у(ю) сохраняют оттенок разговорности.

В творительном падеже у существительных на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно могут быть разные окончания.

при склонении названий, при склонении фамилий, населенных пунктов:

В предложном падеже у существительных мужского рода могут быть разные окончания

Окончание - у в нейтральной речипоявляется у существительных после предлогов в , на и используется для выражения различных обстоятельственных значений (места, времени, состояния): на краю, в прошлом году, вишни в цвету. Окончание -е имеет значение дополнения (рассказывать о лесе ).

20.4. Образование падежных форм множественного числа имен существительных

В именительном падеже множественного числа у существительных мужского рода могут быть разные окончания:

стол - столы

берег - берега

Стилистически нейтральным является употребление слов с окончаниями

равнозначны

директора

инженеры

паспорта

профессора

бухгалтеры

договоры

инженеры

редакторы

то рты

вексели - векселя

годы - года

инспекторы - инспектора

инструкторы - инструктора

кузовы - кузова

неводы - невода

пекари - пекаря

свитеры - свитера

секторы - сектора

цехи - цеха

штормы - шторма

Слова с окончаниями -а(я), -у(ю) могут различаться по лексическому значению:

листья (на деревьях) - листы (бумаги)

лоскутья (кусочки разорванной ткани) - лоскуты (остатки бумаги, ткани)

меха (шкуры) - ме хи (кузнечные)

образа (иконы) - о бразы (литературные)

пропуска (документы) - пропуски (занятий)

тормоза (устройство) - то рмозы (препятствия)

сыновья (дети) - сыны (представители страны)

учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)

Окончания существительных родительного падежа множественного числа требуют особого внимания

Существительные мужского рода

ботинок

носков

партизаны

гренадеры

апельсины

баклажаны

мандарины

помидоры

килограммы

Таблица 2

Таблица 3.

Существительные среднего рода

заявления

побережья

заявлений

морей

кружевца

подмастерья

Болотцев

полотенца

зеркальца

щупальца

Блюдец

У существительных, употребляющихся только во множественном числе, являются нормативными такие формы: будней , заморозков , клипсов , нападок , панталон , потемок , сумерек , яслей .

Дата: 2010-05-18 10:44:52 Просмотров: 10015

5.1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.

Пример Комментарий Правильный вариант
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предложениях после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?). Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМ человека.Согласно сложившимся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не летом, а зимой.

Запомните:

1) Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:

одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету;

действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;

прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию;

мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;

поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей;

броситься наперерез (КОМУ?) понесшемуся вскачь коню.

2) Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.

5.2. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.

Пример Комментарий Правильный вариант
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа. По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь.

Запомните: по прибытиИ , по окончаниИ , по завершениИ , по истечениИ , по приездЕ , по прилётЕ .

5.3. Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.

Глагол Вопрос, задаваемый от этого глагола к имени существительному Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола
ОПЛАТИТЬ что? нельзя: за что? оплатить телефон, оплатить проезд (нельзя сказать: оплатить за телефон, оплатить за проезд)
УКАЗЫВАТЬ на что? нельзя: о чём? указывать на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках)
ПРИЗНАТЬСЯ в чём? нельзя: о чём? признаться во всём (нельзя сказать: обо всём признаться)
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему? нельзя: на что? уделять внимание изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение)
ОТЧИТАТЬСЯ в чём? нельзя: о чём? отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе)
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ по ком? нельзя: по кому? грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать: грустить по вам, скучать по нам)
ПОРАЖАТЬСЯ чему? нельзя: чем? поражаться твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением)
УПРЕКАТЬ в чём? нельзя: чем? упрекать в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием)
УДИВЛЯТЬСЯ чему? нельзя: чем? удивляться рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами)
УСТАНОВИТЬ что? нельзя: о чём? установить причины аварии (нельзя сказать: установить о причинах аварии)

Следует запомнить управление при следующих именах существительных.

Рекомендуем почитать

Наверх