Что проверяет налоговая при проверке кассовой дисциплины. Ведение кассовой дисциплины по строгим правилам

Энциклопедия растений 26.09.2019
Энциклопедия растений

О правилах проведения проверки кассовой дисциплины говорится в законодательстве России. Опишем основные особенности выполнения своих обязательств налоговыми органами при осуществлении контроля за проверяемыми предприятиями в 2019 году.

Если на предприятии используется ККМ, оно обязано выполнять соответствующие нормы и законы, которые регулируют данный вопрос.

За этим пристально следят уполномоченные органы, и в случае обнаружения нарушения определяют меру наказания. Проводятся специальные проверки, о которых далее и пойдет речь.

Основные моменты

Рассмотрим, что понимают под кассовой дисциплиной и на какие нормативные акты стоит ссылаться.

Необходимые определения

При ведении деятельности хозяйственного типа предприятия могут применять различные виды расчетов. Проводимые операции являются кассовыми.

Их регистрируют в учете в соответствии с описанными в законодательстве правилами. Правительством также установлены ограничения по работе с наличными средствами.

Кассовая дисциплина организована и сформулирована так, чтобы нарушения свидетельствовали об умысле, а не ошибке.

Назначение осуществляемого мероприятия

Проверка кассовой дисциплины осуществляется налоговой инспекцией и обслуживающими банковскими учреждениями. С кассой могут работать кассиры, бухгалтеры и руководство предприятия.

Не существует ограничения по количеству проверок – налоговая инстанция вправе проверять кассу фирмы хоть ежедневно ().

Такие проверки не считаются выездными, а значит, к ним не могут применяться правила, отраженные в Налоговом кодексе. Работники налогового органа считают средним показателем периодичности проведения проверок кассовой дисциплины год.

Уполномоченными структурами составляется план, в соответствии с которым компания будет проверяться. Если вы не попали в такой список, то проверка возможно только в случае предоставления жалоб.

Перечислим ситуации, когда проверка кассы может быть чаще, чем раз в году:

  1. Если было зафиксировано нарушения ранее.
  2. Если кто-либо подаст (в том числе и о не предоставлении чеков).
  3. Если подана жалоба о получении неофициальной заработной платы или о занижении налоговой базы.
  4. Если деятельность предприятия является убыточной.

Компания должна в обязательном порядке соблюсти ограничения остатков кассы. Руководство ежегодно подает расчеты лимитов в банковское учреждение. Бланки для этого выдаст банк.

Если у фирмы имеется несколько расчетных счетов, можно подать расчеты в один банк, а в остальные представить ксерокопии. Если необходимая документация не будет подана до нового года, то лимит будет равен 0.

Стоит также осуществлять контроль за расходованием наличности, о чем стоит договориться с работниками банковского учреждения.

Следует также придерживаться лимита по расчетам между юрлицами, контролировать ведение кассовой документации, применение ККТ.

Правовая база

С начала 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций, что было утверждено .

В феврале того же года начали действовать такие регламенты:

  • относительно проверки ККТ;
  • относительно проверки кассовой дисциплины.

Руководствоваться также можно:

  1. и т. д.

Порядок проверки ККМ налоговыми органами

Финансовый директор и главбух должны строго контролировать выполнение операций, учитывая локальные изменения.

Кассиры не имеют права:

  • работать без контрольных лент, клеить их в месте обрывов;
  • разрешать посторонним лицам входить в помещение кассы, подходить к кассовым машинам (это может только директор, его замы, бухгалтер, старший кассир и техспециалисты, проверяющие органы);
  • выходить из кассовой кабины без предупреждения начальства, не отключая кассовый аппарат, не закрывая на ключ кассу;
  • вносить коррективы в программы по работе кассовых терминалов;
  • держать в кассе свои средства, что не учтены через кассовый аппарат.

Контроль за деятельность кассира может быть таким:

Если контроль осуществляется налоговым органом, стоит помнить о следующих правилах.

Сроки проверки налоговой кассовой дисциплины отражены в Административном регламенте:

При установлении сроков исполнения госфункций относительно проверяемых объектов До 20 дней с момента представления проверяемым объектам поручений
При предъявлении поручений на выполнение государственным органом своих полномочий 2 дня после вручения постановления
При рассмотрении документации До 28 дней с того момента, как представлено поручение
При проверке того, правильно ли ведется учет денег 30 дней после передачи поручения
При оформлении результата проверки, при составлении 30 дней
Жалобы, что поданы в ФНС от проверяемых лиц Будут рассмотрены в течение 30 дней после регистрации. Иногда такие сроки могут продлеваться, но не больше чем на 30 дней

За какой период нужны данные?

В административном регламенте ничего не говорится о том, какой период может быть охвачен проверкой. В говорится, что постановление о нарушении административного характера может выноситься на протяжении 2 месяцев с момента его фиксации.

Можем предположить, что налоговая служба при проверке ограничится 2 месяцами. Но есть мнения, что проверка может охватить и более длительные периоды – до 3 лет, что предшествуют году, когда проверка проводится.

Что обычно проверяют?

Проверка налоговой кассы должна осуществляться в присутствии должностного лица проверяемой организации. При этом соблюдаются нормы законодательства.

Если проводится проверка правильности использования ККМ (расчеты с населением, правильность исчисления налоговых платежей):

Устанавливается организационно-правовая форма компании, его название, выявляется факт предоставления услуг или продажи товара населению, проверяются ценники, выясняется, используется ли ККТ, выдаются ли чеки Если покупатель даст добро, будет просмотрено чек – проверяется полнота и четкость реквизитов и фирменного знака. Осуществляются контрольные закупки, что будут оформлены соответствующими актами
Руководству будет предъявлено документ Который подтвердит право проведения проверки.Будет проверено:
  • лицензии, позволяющие реализовать подакцизный товар;
  • документацию, что подтвердит право собственности на здание, земельный участок;
  • удостоверения личности каждого продавца (работника), а также справки, что подтвердят их принадлежность к данной организации;
  • справки о регистрации фирмы и постановке ее на учет в Налоговой инспекции и т. д.
Если проверяющий орган не обнаружит лицензию, будет определено и зафиксировано размер выручки Что получена при ведении деятельности, чтобы в дальнейшем взыскать незаконно полученную прибыль

На что налоговые работники обратят внимание, и как будут действовать:

При проведении проверки устанавливается Есть ли в компании кассовая техника, является ли она зарегистрированной
Проверяется Есть ли техническая документация и регистрационные карточки на кассовые аппараты
Сверят сведения компании Что отражены в книге учета ККМ в налоговой инстанции, с документацией, что была подана руководством. Будет рассмотрено, совпадают ли сведения (номера паспортов, заводские номера кассовой техники, номера счетчиков, места установок аппаратов). Если данные не совпадают, инспектор будет искать причину, а результат проверки отразит в акте. Компании же будет предложено устранить неточности
Будет проверено, правильно ли эксплуатируется ККТ Четко ли отражаются сведения на чеках. Если чеки будут иметь ненадлежащий вид, налоговики приложат к документам и такие чеки
Проверяются ленты Будет обращено внимание – есть ли порядковый номер, дата, время проведения операции, количество гашения счетчика и особенности его проведения
Пересматриваются нулевые чеки Количество, время, когда прибыли (если на протяжении 1 смены, то какова причина)

Осуществляется выборочная проверка соответствия стоимости на продукцию, что отражена в накладных на поступление товара, стоимость, что отражена на ценниках

Работник налоговой обратит внимание, есть ли на ценниках подписи ответственных лиц, что заверяются печатями. Название, сорт, марта должны быть одинаковыми

Если будет обнаружено ККМ, что не прошла регистрацию в налоговой службе, стоит проверить, не эксплуатируется ли такой аппарат скрыто.

Для этого налоговые представители запрашивают паспорт на такую технику, документацию о ее покупке, данные суммирующего счетчика, контрольную ленту по таким устройствам.

При проверке ремонтных работ ККМ обращают внимание:

  • есть ли ;
  • ведутся ли записи в ;
  • регистрируются ли выполненные работы в форме 30 Типового порядка по использованию ККТ.

Если компания имеет право использовать бланки строго отчетности, они будут проверяться налоговой инстанцией. Если такие документы не утверждены законодательством, то фирма не получает освобождения от применения ККТ.

Проверяя прейскурант на предоставляемые услуги, инспектор определит, обоснованным ли является документ (когда и кем утверждался, для каких отраслей, ведомств, предприятий).

Осмотрит, как оформлен (четкие ли данные, есть ли необходимые подписи, штампы), и является ли доступным для клиентов.

Проверяющие структуры имеют право:

  • без препятствий подходить к ККМ и другим объектам проверки;
  • истребовать документы, которые имеют отношение к использованию ККТ и учету денег;
  • проверять наличные средства в кассе и наличие БСО;
  • получать сведения о БСО, заполнении бланка, автоматической подготовке документации, что приравнивается к кассовому чеку;
  • истребовать объяснение, справку, данные по вопросам, что возникают при проведении проверки;
  • работать совместно с органом внутренних дел;
  • получить пароль ККМ, что нужнее для снятия отчета показания фискальной памяти;
  • привлечь к ответственности нарушителей.

Перечислим документы, которые могут быть затребованы налоговой инстанцией:

  1. Журнал КМ-8.
  2. , в котором стоит отметка ФНС.
  3. Журнал КМ-4.
  4. Кассовая книга КО-4.

Чего стоит бояться

Стоит учесть несколько нюансов. Если проверяющие органы найдут личные средства сотрудников, они посчитают их неоприходованными наличными деньгами.

Такие средства будут зачисляться в прибыли фирмы. Ответственные же лица должны будут дать разъяснения, почему в кассе есть излишки (п. 27, 37 Порядка).

Организацию также привлекут к ответственности – назначат штраф. Наказание в виде штрафных санкций предусмотрено и при других нарушениях.

Возникающие нюансы

Выясним, какие вопросы являются актуальными для фирм, применяющих ККТ.

Если обнаружена недостача

При проведении ревизии кассы комиссией пересчитываются наличные средства, проверяются иные ценности. Затем остатки сверяются со сведениями, что отражаются в кассовой книге.

Если выявлено недостаток, такой факт, как и сама сумма, обстоятельства ее появления будут отражены в акте, что будет составлен по окончанию проверки.

Видео: налоговые проверки

Кассир дает письменные объяснения, почему средства в кассе не совпали с учетными сведениями. Недостача будет взыскана с виновника.

Если имеет место серьезное нарушение законов, материалы проверки передаются следственному органу. Может также возбуждаться производство по административным правонарушениям.

Часто задаваемые вопросы по налоговой кассе

Как быть, если организацией было принято от покупателя деньги в выходные дни, ведь не всегда возможно передать выручку в банк?

Хранение средств в кассе допустимо (и нее считается нарушением законодательства) в таких случаях:

  • в день выдачи заработка, стипендии и т. д.;
  • в день перечисления средств социального плана;
  • в выходные, праздничные дни.

Стоит инкассировать выручку не позже 1 рабочего дня. Как быть, если не удается инкассировать средства в первый рабочий день? Выдайте средства подотчет. При сдаче выручки подотчетное лицо будет возвращать подученные средства.

Какой срок давности для подачи по ревизии кассы? Такой срок составляет 2 месяца. Есть ли штраф за работу кассового аппарата не по месту, где он зарегистрирован? К примеру, ККТ используют не в офисе, а на складе, где отпускается товар.

Нарушения в этом нет. Даже если кассовая техника расположена в обособленных подразделениях, которые не находится на отдельных балансах, а регистрация ККМ осуществлена по месту учета фирмы в ФНС , штраф также не назначается.

Что такое длящиеся нарушения? В том случае, когда не соблюдены законодательные нормы кассовой дисциплины, компания может получить административный штраф ().

Он назначается в течение 2 месяцев. Если имеет место длящееся правонарушение – с того момента, как оно выявлено (). Перечислены длящиеся нарушения в пункте 1 ст. 4.5 КоАП.

При операциях с наличными средствами не идет речь о длящемся правонарушении. На что нельзя тратить наличность из кассы:

Система штрафов

Самые частые нарушения:

  • нет первичной кассовой документации, или она оформлена с нарушениями правил;
  • произведено перечисление средств подотчетному лицу на основе документации, что подтверждает затраты, но не оформлено авансовый отчет;
  • не выполнен установленный лимит расчета наличностью между компаниями;
  • выявлены ошибки в расчетах оборотов и остатков в учетном регистре, если ведение учета осуществляется вручную;
  • не в полной мере оприходовано средства.

Размер штрафа:

Если организация не перечислила налоги из-за неоприходования выручки в кассу, ФНС начислит штраф в соответствии со или 15.1 КоАП.

Но стоит учесть, что за одно правонарушение лицо не может привлекаться одновременно к налоговому и административному виду ответственности.

Но вот налоговые органы поступают так – организацию штрафуют по ст. 122 НК, а руководителя и главбуха – по ст. 15.1 КоАП.

Могут ли нагрянуть без предупреждения?

Работники налоговой службы проводят проверку, предупредив руководство компании. Хотя не будет считаться нарушением, если ФНС нагрянет с проверкой без предупреждения.

Компания должна особое внимание уделять кассовой дисциплине. В противном случае есть риск нарваться на неприятности от работников налогового органа.

Ведь за нарушения законодательных норм придется понести ответственность административного характера. Следите за проведением операций, контролируйте работу кассира, своевременно выполняйте свои обязательства.

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этап их проверки является весьма трудоемким, однако однообразие операций упрощает процедуры проверки. Изучив фактическое наличие денежных средств и ценностей, хранящихся в кассе, а также обследовав кассовое хозяйство, проверяющий сосредоточивается на кассовых операциях, применяя, как правило, сплошной способ проверки. Он обращает внимание на порядок ведения учета денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе, соблюдение кассовой дисциплины, достоверность и законность операций с наличными денежными средствами в национальной и иностранной валюте. Прежде всего, следует определить, применяются ли в организации для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и заполнены ли все ее обязательные реквизиты. Анализ сведений, содержащихся в учетных регистрах по счету 50 «Касса», позволяет установить объем и характер кассовых операций по поступлению денежных средств и их расходовании за проверяемый период.

Затем изучаются:

а) сохранность чеков и корешков к ним в чековых книжках;

б) правильность определения остатков денег в кассе, переноса их да следующий день по кассовой книге и подсчета в ней итоговых сумм по приходу и расходу за отчетный период;

в) полнота отражения в кассовой книге и отчетах кассира всех операций с денежным средствами, их взаимное соответствие;

г) использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению;

д) своевременность и полнота возврата в банк неиспользованных денежных средств;

е) соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе;

ж) использование кассовой выручки на текущие нужды в пределах установленных норм.

Одной из задач проверки является определение правильности оформления документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денежных средств.

Все кассовые приходные и расходные ордера (Приложение А), другие документы должны быть заполненью четко, ясно, без помарок (никакие подчистки и исправления в этих документах не допускаются), а приложения, являющиеся основанием для приема или выдачи денег, -- погашены штампами «Получено» или «Оплачено», датированы и подписаны кассиром.

Факты отсутствия штампов погашения необходимо отразить в рабочем документе, так как это создает условия для повторного использования документов.

На платежных ведомостях должны стоять разрешительные подписи на выплату денег получателям с указанием срока выплаты, а также подписи лиц, получивших денежные средства, или отметка «Депонировано», если деньги не получены.

Проверяющему следует убедиться в том, что кассовые приходные и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и были выписаны в бухгалтерии в момент совершения операции.

Наряду с этим изучаются наличие и подлинность подписей должностных лиц и получателей денег на кассовых ордерах и других денежных документах, законности произведенных из кассы выплат денежных средств.

Выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими и выдачи кассиру незаполненных чеков для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.

Необходимо проверить достоверность приходных и расходных кассовых ордеров. Известно, что недобросовестные кассиры могут осуществлять кассовые операции на основании подложных документов или повторно использовать кассовые ордера.

Следует установить, кто производит регистрацию выписанных кассовых ордеров в организации. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь приходные и расходные кассовые ордера заполняются и еще до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходные и расходных кассовых ордеров. По усмотрению руководителя и главного бухгалтера организации таких журналов может быть два (отдельно на приходные и расходные ордера) или один общий журнал.

Если регистрация осуществляется посредством технических средств, необходимо установить, имеется ли в выходной форме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях», составляемой за соответствующий день, информация для учета движения наличных денег по целевому назначению. Проверяющий должен ознакомиться с документооборотом по кассовым операциям, с системой кодов, содержанием входной, промежуточной и выходной информации, порядком бухгалтерской обработки кассовых документов.

В каждой чековой книжке (в том числе неиспользованной) подсчитываются листы и проверяется, нет ли дефектов в переплете и креплении отдельных листов. Исследованию подвергаются вклеенные в чековую книжку испорченные чеки, изучается последовательность их номеров. Это позволяет выявить злоупотребления -- замену корешка или испорченного чека новым из другой чековой книжки. Ведение кассовой книги должно осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

В организации разрешается открывать только одну кассовую книгу, и она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью, а количество листов в ней заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Проверяется регулярность ведения кассовой книги и составления отчета кассира.

Следует иметь в виду, что при совершении операций на общую сумму от трех и более базовых величин оплаты труда отчет должен составляться ежедневно, а менее указанной суммы -- за период три -- пять дней.

Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления должны заверяться подписями кассира, главного бухгалтера или лица, его замещающего. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег отдельно по каждому приходному или расходному ордеру.

В период выдачи наличных денег на оплату труда, для выплаты стипендий и т.п. остаток кассы выводится по учтенным в кассовой книге приходным и расходным кассовым ордерам. По строке «В том числе на оплату труда» указывается сумма остатка наличных денег, не выплаченная по платежной ведомости. При этом сумма выданных за день наличных денег по платежной ведомости на оплату труда, выплату стипендий и т.п. расходным кассовым ордером не оформляется и не отражается по колонке «Расход» в кассовой книге. Платежная ведомость на оплату труда в обязательном порядке хранится в кассе вместе с остатком наличных денег и является документом, подтверждающим отсутствие недостачи наличных денег в кассе:

Таблица 1 - Бухгалтерские записи по кассовым операциям ОАО «Белшина» за 02.12.2009г.

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

50 «Касса»

52 «Валютный счет в российских рублях»

50 «Касса»

52 «Валютный счет в евро»

Получены денежные средства в кассу по ПКО № 0052973 от 04.11.2009

71/2 «Расчеты с подотчетными лицами в российских рублях»

50 «Касса»

71/2 «Расчеты с подотчетными лицами в евро»

50 «Касса»

Выданы денежные средства из кассы на выплату командировочных расходов за ноябрь 2009 года

Если процесс ведения кассовой книги компьютеризирован, то необходимо установить, как обеспечиваются сохранность кассовых документов и защита программных средств от несанкционированного доступа, проверить наличие выходных форм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» (Приложение В, С), которые должны составляться одновременно на конец рабочего дня, иметь одинаковое содержание и все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги на этих выходных формах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

Необходимо проверить, печатается ли в последней выходной форме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц (год) общее количество листов кассовой книги за период и установить их наличие, узнать, сдается ли форма «Отчет кассира» вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами в бухгалтерию под расписку во «Вкладном листе кассовой книги». Вкладные листы кассовой книги должны храниться кассиром отдельно за каждый месяц.

По окончании календарного года (или по мере необходимости) они брошюруются в хронологическом порядке, общее количество их листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, и кассовая книга опечатывается.

Проверка подсчета в кассовой книге итоговых сумм оборотов кассовых операций по каждой странице и за день, а также правильности переноса их на другую страницу обусловлена распространенными случаями ошибочного или умышленного искажения в оборотах и перекосах сумм с одной страницы на другую.

Наряду с этим изучается соответствие записей в кассовой книге данным отчета кассира и документов, на основании которых производились записи.

Сверка приложенных к кассовым ордерам оправдательных документов с отчетом и кассовой книгой, позволяет обнаружить возможные противоречия между ними по приходным и расходным операциям.

Полноту отражения в кассовой книге и кассовом отчете документов по приходу и расходу наличных денег проверяющий устанавливает, сопоставляя приходные и расходные кассовые ордера и приложенные к ним оправдательные документы с данными кассовой книги и отчета кассира. Это позволяет выявить факты неполного оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и от работников организации за оказанные услуги, а также факты неполного списания их в расход.

После проверки правильности ведения кассовой книги определяют реальность и достоверность записей об остатках денег в книге и в отчетах кассира на начало и конец изучаемого периода.

Остатки денежных средств на отдельные даты устанавливают, используя данные учетных регистров по счету 50 «Касса», Главной книги и балансов:

Таблица 2 - Остатки по кассе ОАО «Белшина» на 02.12.2009г

Для того чтобы убедиться, что в организации не практикуется списание в расход денег по кассе на основании документов, изъятых из архива, проверяющий обращает внимание на цвет бумаги кассовых документов, однородность чернил, однообразие почерка, даты -- число, месяц и год составления документов, а при возникновении сомнений выясняет причины значительного расхождения между датами кассовых ордеров в приложенных к ним документов.

Факты пропуска в нумерации кассовых ордеров или отсутствия на них подписей должностных лиц либо отдельных исполнителей являются поводом, чтобы потребовать от кассира и бухгалтера объяснений.

После этого производится исследование документов, приложенных к кассовым ордерам, по существу отраженных в них операций. По всем сомнительным операциям делаются рабочие записи, чтобы более детально их проверить в период изучения соответствующих разделов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Проверка документов по существу отраженных в них операций предполагает установление адекватности хозяйственных операций действующему законодательству, правилам выполнения этих операций, утвержденным нормативам и прогнозным показателям, а также определение их хозяйственной целесообразности.

Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь лимит остатка наличных денег в кассе, порядок и сроки сдачи наличных денег, норма использования выручки на неотложные нужды устанавливаются учреждениями банка, в котором открыты расчетный и валютный счета.

Вся денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в банк для зачисления на счет:

Таблица 3 - Бухгалтерские записи по инкассации наличных денежных средств сверх установленного лимита остатка кассы

Срок сдачи наличных денежных средств считается ежедневным, лимит остатка кассы -- нулевым, а не сданные в банк наличные денежные средства -- сверхлимитными для клиентов банка, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и на оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступившей в кассу в срок, установленный обслуживающим банком.

Наряду с этим юридические лица имеют право хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не более трех рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, -- не более пяти рабочих дней), включая день получения денег в обслуживающем банке либо день наступления указанных выплат при использовании по согласованию с обслуживающим банком на эти цели выручки.

По истечении этого срока (т.е. на 4-й и 6-й рабочий день соответственно) не использованные по назначению суммы наличных денег должны быть депонированы и сданы в обслуживающий банк.

Для проверки соблюдения указанного порядка используются данные кассовой книги, учетные регистры по счету 50 «Касса», коллективный договор (в нем указываются дни выплаты заработной платы), разрешение банка на определенный лимит остатка денежных средств.

Соблюдение лимита проверяется сопоставлением его с фактическими остатками наличных денежных средств в кассе.

Сумму оборотов по кассе можно уточнить по учетным регистрам, сверяя при этом одновременно остатки па начало и конец месяца с данными кассовой книги или Главной книги. В случае обнаружения неоднократного несоблюдения остатков денежных средств в кассе проверяющий составляет накопительную ведомость нарушений, установленных при проверке.

Факт использования денежных средств не по целевому назначению устанавливается сличением данных на корешках чеков в чековой книжке с информацией об их расходовании в отчетах кассира, журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также в учетных регистрах по дебету и кредиту счета 50 «Касса». Результаты оформляются в соответствующей таблице.

В ходе исследования кассовых операций проверяются полнота и своевременность оприходования денежных средств в кассу, полученных со счетов организации в банке. Сопоставляются суммы, отраженные на корешках чеков или в квитанциях на взнос наличными, в кассовых приходных и расходных ордерах, отчетах кассира, выписках банка, учетном регистре по счету 50 «Касса»:

Таблица 4 - Проверка правильности и своевременности отражения по кассе получения наличных денежных средств ОАО «Белшина»

Все операции с наличными денежными средствами учреждение банка отражает в выписках под специальным шифром (кодом). С учетом этого необходимо обращать внимание на наличие исправлений, подчисток, случаи обведения шифров операций с наличными денежными средствами чернилами, шариковой ручкой или на принтере (копировальном аппарате). Одновременно сверяются номера чеков, указанные на корешках и в выписках учреждения банка.

Наряду с этим можно сличить остатки денег в кассе на первое число месяца с показателями баланса, а также обороты по приходу и расходу счета 50 «Касса» Главной книги с данными о месячных оборотах по дебету и кредиту этого счета. Исходная информация для определения месячных оборотов содержится на корешках чеков (дебет) и в квитанциях на взнос наличными (кредит). Результаты проверки соответствия данных обслуживающего банка записям в кассовой книге оформляются специальной таблицей. Отдельно изучается правильность использования и соблюдения порядка выдачи наличных денег под отчет. Объектом внимания проверяющего является срок, на который выдаются подотчетные суммы: иногда он может свидетельствовать о незаконном авансировании работников организации: Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь руководители организаций вправе распоряжаться выдачей наличных денежных средств под отчет на предстоящие расходы, но сроки, на которые выдаются средства, ограничиваются:

Не более 3 рабочих дней -- на расходы, производимые в месте нахождения организации;

Не более 10 рабочих дней -- на расходы, производимые вне места расположения организации;

До 30 рабочих дней -- в сумме, не превышающей размера одной базовой величины.

Лица, получившие наличные денежные средства под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки (исключая день прибытия) предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные денежные средства.

Проверка документов на взнос в кассу подотчетным лицом сумм неизрасходованных авансов производится во взаимной связи с операциями, характеризующими сумму утвержденного авансового отчета.

Сопоставлением данных авансовых отчетов подотчетных лиц с данными приходных кассовых ордеров, кассовой книги и отчета кассира проверяется правильность и реальность поступивших в кассу денежных средств:

Таблица 5 - Проверка правильности отражения поступления неизрасходованных подотчетных сумм за 02.12.2009г. в российских рублях

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Передача выданных под отчет наличных денежных средств одному лицу другим запрещается.

Для проверки этих операций исследуются записи в учетном регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», в котором ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами:

Таблица 6 - Бухгалтерские записи по кассовым операциям ОАО «Белшина» за 02.12.2009г.

Соответствующие записи внесены в кассовую книгу, а также отражены в Журнале-ордере и Ведомости по счету 50 «Касса» за декабрь 2012 года.

При проверке кассовых операций отдельно осуществляется контроль по расходу наличных денежных средств, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего представления отчетов и оправдательных документов об использовании денежных средств

Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам организации за наличный расчет. Проверяющему целесообразно исследовать не только приходные кассовые ордера, но и документы, характеризующие отпуск материальных ценностей на сторону (накладные, счета, товарно-транспортные накладные и др.). Одновременно проводится сопоставление оборотов по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Проверка документов на поступившую выручку в кассу за выполненные работы и услуги начинается с анализа приложенных к кассовым ордерам расчетов, характеризующих объем выполненных работ или услуг, обоснование цены и общей стоимости. Это могут быть калькуляции выполненных работ, счета-фактуры, справки бухгалтерии, финансового и планового отделов, другие документы. Проверяющий обращает внимание на законность выполнения данных работ или предоставления услуг, объективность причин для выполнения операций, правильность составления сметно-финансовых расчетов или калькуляций, обоснованность цен на материалы и услуги. В необходимых случаях производится обследование объекта и контрольный обмер выполненных работ или оказанных услуг. При этом важно оценить качество работ, количество и качество израсходованного материала, объем трудовых затрат. По результатам обследования объекта и проведения контрольного обмера составляется соответствующий акт.

В условиях использования ПЭВМ сопоставляются данные машинограмм о поступлении денег в кассу и об отпуске товарно-материальных ценностей со склада, а также их реализации па сторону.

Расхождения показателей говорят о возможности отпуска сырья, материалов и других ценностей без оплаты либо о присвоении выручки.

Следует проверить отчеты о движении товарно-материальных ценностей и записи по счетам их учета и реализации.

Дебетовые записи по счету реализации сверяются с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации -- с дебетовыми записями по счету кассы. Наличные денежные средства за проданные населению товарно-материальные ценности должны вноситься в кассу организации, а отпуск со склада материалов производиться только при наличии накладной со штампом кассы «Оплачено».

Особого внимания проверяющего заслуживают операции по выплате заработной платы.

Источниками для проверки обоснованности списания денежных средств в расход по кассе служат расчетно-платежные ведомости, документы по промежуточным расчетам в случаях увольнения или ухода в отпуск, выплатам внеплановых авансов и т.д. При исследовании расчетно-платежных ведомостей проверяющему следует убедиться в наличии и достоверности подписей в получении денег, правильности подсчета итогов сумм выданной и депонированной заработной платы. Достоверность подписей можно установить их сличением с подписями на аналогичных документах, либо в ведомостях прошлых месяцев, либо на документах отдела кадров. В отдельных случаях производится опрос получателей денежных средств.

По ходу проверки кассовых операций, связанных с выплатой заработной платы, целесообразно делать рабочие пометки, чтобы вернуться к возникшим вопросам и основательно изучить их при проверке организации труда и заработной платы.

Сверка расчетно-платежных документов с данными отдела кадров показывает обоснованность включения в ведомости отдельных работников. Выборочным способом по табелям учета рабочего времени устанавливаются лица, работающие в организации и внесенные в расчетно-платежные ведомости на основании приказов о зачислении па работу и увольнении. В платежных ведомостях также проверяются итоги в графе «К выдаче на руки».

Ошибки и злоупотребления могут допускаться путем увеличения итога без изменения сумм, отраженных построчно, и с их изменением, т.е. когда искусственно увеличивается сумма одному из получателей денежных средств.

Проверяя документы на выдачу наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе, важно изучить возможные отметки в расходном кассовом ордере, наименование и другие реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя (номер, кем и когда выдан). При необходимости проверяющий принимает меры по установлению места жительства получателей денежных средств и выясняет у них возникшие вопросы.

В процессе исследования кассовых операций по выплате заработной платы временным работникам и совместителям обращается внимание на достоверность документов, подтверждающих количество отработанного времени, правильность оформления трудовых соглашений, реальность факта выполнения работ, обоснованность применяемых расценок. Уточняется объективная возможность выполнения работ данным лицом с учетом его квалификации и места нахождения в период, когда данные работы производились. Проверяющий должен установить, не получают ли штатные работники денежные средства по расходным кассовым ордерам за выполнение разовых работ, которые непосредственно входят в круг их должностных обязанностей.

Особого внимания требуют операции по депонированным суммам заработной платы и прочей кредиторской задолженности.

Следует проверить наличие штампа или записи «Депонировано» в платежной ведомости против фамилий лиц, не получивших заработную плату, убедиться, что реестр депонированных сумм составлен и все суммы в кого записаны. Проверяются также правильность ведения книги депонированной заработной платы и своевременность отражения в ней соответствующих сумм.

Для выявления случаев повторных выплат заработной платы и выплат депонентской задолженности подставным лицам целесообразно провести встречную проверку: сопоставить платежные ведомости, по которым была депонирована сумма, с книгой учета депонентских сумм, расходными кассовыми ордерами на выдачу депонентской задолженности, а также с дебетовыми записями в лицевых счетах работников проверяемой организации.

Аналогичные действия производятся, если к расходному кассовому ордеру приложены квитанции, подтверждающие перечисление депонентской задолженности почтовыми переводами, либо есть подозрения, что почтовый перевод выписан подставному лицу, а перечисленная сумма отражена в книге учета депонентских сумм как погашение задолженности. В таких случаях для проверки достоверности, перечисленной получателю суммы делаются письменные запросы или организуется посещение лиц, за которыми числилась депонентская задолженность, или осуществляется встречная проверка в отделениях связи по корешкам почтовых переводов. Особое внимание проверяющий должен уделить соответствию корреспонденции счетов действующим положениям и правилам ведения бухгалтерского учета. Это осуществляется па основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах с целью выявления хозяйственных операций с неправильной корреспонденцией счетов, которые ведут к искажению учета и отчетности или списанию похищенных сумм.

В завершение проверки кассовых операций необходимо изучить корреспонденцию счетов по каждой кассовой операции, полноту отражения сумм на соответствующих счетах, правильность подсчета итогов построчно и в каждой графе соответствующих регистров бухгалтерского учета по счету 50 «Касса, взаимосвязь с корреспондирующими счетами, отражаемыми в других регистрах.

Каждая итоговая сумма учетного регистра сопоставляется с итогами по приходу и расходу денег соответствующего кассового отчета, затем проверяется правильность разноски операций из отчета кассира в учетные регистры по корреспондирующим счетам. В случае обнаружения нарушений кассовой и расчетно-платежной дисциплины проверяющий составляет накопительную ведомость.

Типичные ошибки и недостачи учета, встречающиеся в процессе проверки кассовых операций:

Расчеты с населением осуществляются без применения контрольно-кассовых машин;

Отсутствует договор с кассиром о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности;

Документы, являющиеся основанием для приема или выдачи денег, не погашены штампами «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;

Превышен лимит остатка кассы;

Превышен предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;

Отсутствуют документы, подтверждающие факт инвентаризации кассы;

Движение наличных денежных средств отражается в кассовой книге за несколько дней на одном листе;

В приходных (расходных) кассовых ордерах не указаны основания получения наличных денежных средств;

Отсутствует журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

Кассовая книга не прошита, ее листы не пронумерованы;

Наличные денежные средства выдаются из кассы под отчет при отсутствии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу;

Не указан документ, удостоверяющий личность получателя при выдаче наличных денежных средств из кассы;

Отсутствуют подписи лиц, получивших наличные денежные средства из кассы;

Отсутствуют доверенности на получение денежных средств из кассы;

Особенности проверки кассы и кассовых операций в условиях автоматизированной формы бухгалтерского учета и пути их совершенствования

Развитие и рационализация бухгалтерского учета характеризуются совершенствованием применяемых форм учета. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обуславливается развитием предприятия. Применение персональных компьютеров в учетной работе дает возможность автоматизировать рабочее место бухгалтера, что повышает производительность труда учетных работников, обеспечивает оперативность получения данных. Кроме того, появляется возможность совершенствовать проведение экономического анализа. Этим самым создается информационная база для принятия эффективных управленческих решений.

Использование персональных компьютеров позволяет автоматизировать обработку учетных данных от их ввода до формирования выходных форм. Пользователь производит ввод данных первичных документов, которые затем с помощью специальных программ группируются и обобщаются непосредственно на компьютере. В результате можно получить различную информацию, эквивалентную по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета, и использовать ее многократно.

При автоматизированной форме учета технологический процесс делится на четыре этапа:

Сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки на компьютере;

Ввод данных первичных документов в компьютер;

В течение отчетного периода формирование регистров оперативного учета в виде машинограмм или отображения требуемой информации на экране монитора;

Получение результатов за отчетный период в виде регистров синтетического и аналитического учета, справок по бухгалтерским счетам, аналитических таблиц, бухгалтерского баланса и других форм отчетности в зависимости от возможностей конкретного программного комплекса.

Выходные данные могут быть представлены в виде различных регистров по форме журналов-ордеров, ведомостей и др. и отличаться в зависимости от конкретной программы автоматизированной обработки информации («1С: Бухгалтерия», «Галактика», «Ветразь» и др.). Различны также и приемы ввода первичных данных. Вместе с тем, всех их объединяет то, что они функционируют на основе взаимодействия элементов метода бухгалтерского учета: документации, инвентаризации, счетов, двойной записи на счетах, оценки и калькуляции, баланса, отчетности. В ОАО «Белшина» применяется журнально-ордерная и автоматизированная форма учета.

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим нормативным документам Российской Федерации.

Кассовые операции проверяют сплошным методом, так как именно в этом участке учета возможны нарушения и злоупотребления.

Источниками проверки кассовых операций являются:

· нормативные документы

· бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств);

· приказ об учетной политике предприятия;

· регистры учета кассовых операций (ведомость № 1 и журнал-ордер № 1);

· первичные документы по учету кассовых операций (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, книги учета приходных и расходных кассовых ордеров, платежные ведомости).

Аудиторская проверка кассовых операций организуется в следующей последовательности:

1. инвентаризация кассовой наличности и исследование условий хранения денежных средств;

2. проверка правильности документального оформления операций;

3. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

4. проверка правильности списания денег в расход;

5. проверка соблюдения кассовой дисциплины;

6. проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

7. оформление результатов проверки.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера предприятия.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег в одной кассе за счет других, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные кассовые документы комиссии предъявлены полностью и к моменту инвентаризации в кассе неоприходованных или не списанных в расход денег нет.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

В результате инвентаризации денежной наличности в кассе могут быть обнаружены излишки или недостачи. Бухгалтер должен отразить результаты в бухгалтерском учете в течение 10 дней. Так излишки денег приходуются и относятся на финансовые результаты (Д 50 «Касса» К 91 «Прочие доходы и расходы»). Недостачи относятся на кассира (при наличии его объяснительной), то есть составляются проводки: Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 50 - при выявлении недостачи, Д 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К 94 - при отнесении недостачи на кассира.

Одновременно с инвентаризацией проводиться проверка условий хранения денежных средств. В ее ходе аудитор должен выяснить:

· обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

· имеется ли для хранения денег в кассе сейф или несгораемый шкаф;

· соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа или несгораемого шкафа. Так в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от сейфов печати хранятся у кассиров, которым запрещается передавать посторонним лицам или изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей хранятся в опечатанных кассиром пакетах, шкатулках у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводиться их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

· соблюдается ли установленный лимит денег в кассе;

· имеется ли договор о полной материальной ответственности кассира.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководством предприятия. Лимит остатка кассы для предприятий с 1 января 1998 года устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита кассы предприятия. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам предприятия. В районах Крайнего Севера этот срок продлен до 5 дней

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников предприятия и других.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера, в условиях исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются печатью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Использование денежных средств и их целевое использование предприятие определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных средств. Согласно действующему законодательству меры ответственности к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование полученных денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от продажи продукции, работ, услуг. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордеров с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по продаже продукции, работ, услуг.

Правила осуществления расчетов в России и предельные расчеты наличными деньгами устанавливает Центральный банк РФ. В настоящее время предельный расчет наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами установлен в размере 60000 рублей.

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными деньгами между предприятиями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Аудиторская проверка показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, которые подписывает руководитель и главный бухгалтер. Все выдачи денег должны содержат подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а сам доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям аудитору следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками предприятия.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

При проверке расходования денег аудитор проверяет операции по выдаче денег подотчет.

Подотчетные лица - это работники предприятия, получающие наличные деньги из касс на хозяйственные и командировочные расходы. В бухгалтерском учете для расчетов с подотчетными лицами используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В Порядке ведения кассовых операций указано, что подотчетные лица обязаны в течение 3-х рабочих дней, после совершения последнего расхода или по возращению из командировки, предоставить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор должен проводить процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли на предприятии погашают подотчетные суммы. Если проверкой будут выявлено, что подотчетные суммы числятся за работниками, получившими их, дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в облагаемый оборот по налогу на доходы физических лиц.

Все случаи нарушений по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором в рабочей документации. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 «Касса» для определения уровня существенности ошибок.

В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении расчетов с населением» при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации все предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять контрольно-кассовые аппараты (ККМ). Только некоторые предприятия, в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения, могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ.

Для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые аппараты аудитор сверяет идентичность суммы по данным кассовой ленты, книги кассира-операциониста и кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета продаж.

Контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. За нарушение порядка ведения кассовых операций предприятие может быть оштрафовано в сумме от 400 до 500 МРОТ.

Аудитор должен предупредить руководство предприятия о возможных негативных последствиях, в связи с нарушением порядка использования контрольно-кассовых аппаратов.

11 октября

Название документа:

Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

Комментарий:

С текущего года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение). Напомним, что данный порядок распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Пояснения, касающиеся соблюдения Положения предпринимателями, ФНС России давала ранее в Письме от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@ (подробнее см. выпуск обзора от 12.01.2012). В комментируемом Письме рассмотрены вопросы длительности и периодичности проверки кассовой дисциплины, а также ведения кассовой книги обособленными подразделениями.

Периодичность и сроки проведения проверок кассовой дисциплины

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые инспекции (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Длительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления организации (предпринимателю) поручения руководителя налогового органа (его заместителя) на проведение проверки (п. п. 19, 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент)).

ФНС России указала, что проверка кассовой дисциплины не относится к выездным проверкам, поэтому положения налогового законодательства в данном случае не применяются.

Так, действующими нормативными правовыми актами не ограничена периодичность проведения проверок полноты учета выручки. Соответственно, инспекция может проводить такие ревизии несколько раз в год.

Следует отметить, что налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы (п. 29 Регламента). Если в рамках налоговой проверки затребованные инспекцией документы в срок не представлены, то налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Однако поскольку, как указала ФНС России, нормы Налогового кодекса РФ не применяются при проверке кассовой дисциплины, то привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление каких-либо документов в ходе такой проверки инспекция не вправе.

Кроме того, из комментируемого Письма следует, что законодательством не определен период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины. Для налоговых проверок такой период не может превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), но, как разъяснила ФНС России, это требование на проверки полноты учета выручки не распространяется. А значит, инспекторы могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при такой проверке, не всегда получится в связи со следующим.

Как напомнила ФНС России, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением. Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам) установлен, в частности, за накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В ст. 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Несоблюдение кассовой дисциплины не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Соответственно, если инспекторы при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств установят превышение лимита остатка, допущенное более двух месяцев назад, то в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такие правонарушения штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на организацию или предпринимателя не может быть наложен. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@.

Ведение кассовой книги обособленными подразделениями организации

ФНС России со ссылкой на Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 указала, что содержащееся в Положении требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.

Напомним, что при получении или выдаче наличных денег кассир осуществляет записи в кассовой книге 0310004 по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 или расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 5.2 Положения). В соответствии с п. 5.6 Положения для контроля соблюдения лимита остатка кассы обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает юрлицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Такие листы подбираются и брошюруются организацией по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).

Следует отметить, что организации (предприниматели) определяют лимит остатка наличных денег самостоятельно в соответствии с формулой, приведенной в приложении к Положению. Если у обособленных подразделений нет собственных расчетных счетов, то организация определяет такой лимит с учетом наличных денег, хранящихся в подразделениях (п. 1.3 Положения). Обособленные подразделения, имеющие банковские счета, для совершения кассовых операций отдельно устанавливают размер предельного остатка денег в кассе (п. п. 1.2, 1.3 Положения).

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс » и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» - информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области



С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения , утвержденный 132н . Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду - проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент ), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» .

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно - один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом .

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

КоАП РФ;

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Федеральным законом № 54-ФЗ;

Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Проверяющие имеют право:

Иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

Проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

Получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

Получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

Взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

Привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна - при исполнении соблюдать положения Административного регламента .

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом ;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

Обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые обязаны:

Обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

Рассмотрение проверяющими необходимых документов;

Проверка полноты учета выручки денежных средств;

Оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте , в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

Журнал кассира-операциониста;

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Приходные и расходные кассовые ордера;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Авансовые отчеты;

Кассовая книга;

Справка-отчет кассира-операциониста;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;

БСО, копии БСО, корешки документов;

Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки БСО;

Книга учета БСО;

Акт о списании БСО;

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Глядя на список документов, которые могут затребовать проверяющие, хотелось бы отметить, что он обширен и открыт. Это означает, что представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих. Конечно, в Административном регламенте сказано, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, но проводить грань между тем, что относится к предмету проверки, а что нет, тоже будут сами проверяющие.

Если вспомнить проверки кассовой дисциплины банками, тогда представлялись документы за последний квартал и только те, которые относились непосредственно к кассовым операциям: кассовая книга, отчеты кассира, лимит остатка кассы, авансовые отчеты. ККТ банки вообще не проверяли, это изначально была прерогатива налоговых органов, регистры бухгалтерского учета банками также не изучались.

В Административном регламенте ничего не сказано о том, в каком виде будут истребоваться документы для проверки. Если проводить параллель с налоговыми проверками, там прописан конкретный порядок истребования документов: выставление требования о представлении документов, порядок их представления, сроки и ответственность за непредставление. Отметим, что данные проверки проводятся налоговыми органами не в рамках налогового законодательства, и порядок их проведения устанавливается Административным регламентом .

В рассматриваемом же случае проверяемому лицу предъявляется только поручение на проведение проверки. Можно предположить, что запрашивать документы проверяющие будут в устной форме, но тогда чем они будут подтверждать сам факт запроса? При этом в Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки .

Обратите внимание:

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии).

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Сроки проведения проверки

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Административная процедура Срок выполнения административной процедуры
Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Проверка полноты учета выручки денежных средств Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Оформление результатов проверки, составление акта проверки Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента , некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом , существенно отличается от привычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины. Данное отличие заключается в том, что кроме непосредственно соблюдения кассовой дисциплины в привычном понимании проверяется и ККТ и БСО и полнота учета выручки. Помимо этого, исследуются регистры как бухгалтерского, так и налогового учета.

Отдельно встает вопрос о частоте рассматриваемых проверок. Если до 2012 года проверки кассовой дисциплины проводились банками регулярно один раз в два года, как часто будет проводить такие проверки ФНС?

И еще один не менее важный вопрос, о котором ничего не сказано в Административном регламенте : какой период будет охвачен проверками? Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Можно предположить, что налоговые органы при проверках полноты учета выручки денежных средств ограничатся двумя месяцами для целей привлечения к ответственности по КоАП РФ. Но более вероятным представляется вариант, согласно которому проверкой будет охвачен более длительный период - три года, предшествующих году проведения проверки. Именно этот период можно проверить в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ ). При наличии нарушений проверяющие привлекут к ответственности по КоАП РФ, а данные о нарушениях, повлекших занижение налоговой базы, будут являться информацией для аналитической работы и подготовки выездной налоговой проверки. Пока этот вопрос остается открытым, ответ на него мы получим, как только начнутся проверки.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Рекомендуем почитать

Наверх