Типы социальной динамики рассматриваются в современном обществознании. Большая энциклопедия нефти и газа

Элементы декора 26.09.2019
Элементы декора

динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.


























Факторы (причины) изменения социума стр, заполнить таблицу: ФакторыСущность взглядов Природные Духовные Материальные Техногенные Комбинирован- ный подход


Факторы изменения социума ФакторыСущность взглядов Природные Климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности Духовные «Идеи правят миром». Отдельные личности способны править миром Материальные Прежде чем заниматься философией, люди должны пить, есть, иметь жилище, а значит, производить все это Техногенные Техника и технологии определяют ход развития человечества Комбинированный подход Следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития




РОЛЬ НАРОДА Стр Кого относят к категории народных масс ученые? Как трактовал понятие «народ» Ключевский? Что утверждал по этому поводу Герцен? Какова точка зрения Бердяева? Ясперса? Что известно о теории элит?


Роль социальных групп и общественных объединений, стр Какое определение социальным группам давал Гоббс? Приведите примеры социальных групп С какой целью социальные группы создавали общественные объединения? Что мы понимаем под общественными объединениями? Приведите примеры. Какую роль играют политические партии в историческом процессе?


Роль исторических личностей стр В чем состоит универсальность исторического процесса? Что мы понимаем под термином «историческая личность»? Прокомментируйте мнение Плеханова. Как можно оценивать историческую личность? Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения Ключевского?

— это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания , изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики , факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса , которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура . Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ . Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общественного прогресса.
2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития.

Социальная динамика – это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

1. Понятие общественного прогресса

Общественный прогресс (лат. progressus – движение вперед) – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии:
развитие человеческого разума,
совершенствование нравственности людей,
развитие производительных сил, включая самого человека,
прогресс науки и техники,
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.

Гуманистические критерии:
средняя продолжительность жизни человека,
детская и материнская смертность,
состояние здоровья,
уровень образования,
развитие различных сфер культуры,
чувство удовлетворенности жизнью,
степень соблюдения прав человека,
отношение к природе.

Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса

Мыслители Сформулированные ими критерии прогресса
Французский просветитель
де Кондорсе́ (полное имя – Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́) Развитие человеческого разума.
Социалист-утопист Клод Анри Сен-Симон Критерии прогресса – счастье большего количества людей, реализация своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации.
Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг Постепенное приближение к правовой организации общественной жизни как к условию реализации свободы.
Немецкий философ Георг Гегель Критерий прогресса – в осознании свободы.
По мере роста осознания свободы человека происходит поступательное развитие общества.
В современных условиях критерии общественного прогресса все больше сдвигаются в сторону гуманитарных параметров.

Противоположное прогрессу понятие – регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Сторонники концепции прогрессивного развития человеческого общества выделяют две основные формы общественных преобразований: эволюция (основной способ эволюции – реформа) и революция.
Формы общественного развития
эволюция (лат. evulutio – развертывание) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс).
В узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные количественные изменения, противопоставляя его развитию как качественному сдвигу, т.е. революции.
Социальная эволюция – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным.
революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии общества, природы, познания. Например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике.
Социальная революция – кардинальное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции.
реформа (лат. reformo – преобразовываю) – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Развитие общества

Эволюция Революция
Реформа
Виды Виды
Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные
60–70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III Февральская революция 1917 г. в России Неолитическая революция – 3 тыс. лет.
Промышленная революция XVIII–XIX вв.

Точки зрения мыслителей о развитии общества
Немецкий философ К. Маркс считал революции «локомотивами истории».
Российский философ Н.А. Бердяев писал: «Все революции кончались реакциями. Это – неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».
Современный российский историк П.В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство; во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей; в-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций; в конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

Существуют также циклические концепции развития общества. Согласно им, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

Сторонники теории циклов

Николай Данилевский
(1822–1885)
русский публицист и социолог Работа «Россия и Европа» (1869)
В истории общества выделял отдельные «культурно-исторические типы», или цивилизации.
Каждая цивилизация проходит следующий цикл развития: возникновение – процветание – распад.
Освальд Шпенглер
(1880–1936)
немецкий философ, культуролог Работа «Закат Европы» (1918)
В истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур».
Каждая индивидуальная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает.
Фаза упадка именуется «цивилизацией».
Арнольд Тойнби
(1889–1975)
английский историк и философ истории 12-томный труд «Постижение истории» (1934–1961)
Всемирная история представляет собой систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые циклы от рождения до гибели.
Развитие цивилизаций циклично; однако в целом развитие общества прогрессивно – в истории человеческого общества наблюдается прогресс духовности и религии.
Питирим Сорокин
(1889–1968)
российско-американский социолог и культуролог Работа «Социальная и культурная динамика» (1937–1941)
Выделяет 2 типа циклов:
1) полные – конечная фаза превращается в первую, и цикл начинается заново;
2) относительные – направление повторяющегося процесса не совпадает полностью с направлением серии подобных предшествующих процессов.
Исторические циклы означают не полное повторение, а скорее новое воплощение лежащих в их основе принципов. «История повторяется, но ее темы выступают во все новых вариациях, когда изменяются не только содержание, но ритм и темп».

Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Стагна́ция (лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – застой, отсутствие развития; явление в экономике страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации (фр. moderne – новый, современный).
Термин «модернизация» употребляется в следующих основных значениях:
1) изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами;
2) процесс перехода от традиционного общества к обществу модерна, от аграрного – к индустриальному;
3) целостное обновление общества.

2. Типы обществ. Формационный, цивилизационный и стадиальный подходы к проблеме общественного развития

Все многообразие обществ, существующих сейчас или уже исчезнувших, разделяют на определенные типы. Существуют различные подходы к анализу общественного развития и множество способов классификации обществ.
Наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются формационный, цивилизационный и стадиальный.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Формационный подход сложился в марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Ключевым понятием марксистской концепции общества является понятие «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация – «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития», взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Для характеристики общественно-экономических формаций в марксизме вводятся понятия базис и надстройка.
Под базисом понимается экономическая система общества, то есть производительные силы и производственные отношения;
надстройка - это все государственные, политические и социальные институты, культура, религия, философия, наука, форма которых непосредственно зависит от базиса. Кроме того, надстройка включает в себя семью в ее конкретной исторической форме.

Общественно-экономическая формация

Основной характеристикой базиса, т. е. экономической системы общества является способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
Средства производства – средства труда и предметы труда, которые в единстве используются при производстве материальных благ.
Средства труда – это те предметы, при помощи которых человек оказывает воздействие на предметы труда, то есть инструменты, машины, приспособления, станки, а также вспомогательные средства, без которых невозможно производство (линии электропередачи, сети связи т. д.).
Предметы труда – это все то, на что направлен труд человека, то есть сырье, а также предметы, которые уже подверглись воздействию человека и вновь были включены в процесс производства (например, детали, заготовки).
Что касается людей, то они должны обязательно обладать определенным профессиональным опытом, трудовыми навыками и определенным количеством знаний, необходимых в процессе производства.
Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и по его поводу, а также относительно распределения, потребления произведенных благ и обмена ими.
Основными производственными отношениями являются отношения собственности на средства производства. Именно они определяют экономическое положение господствующего класса, а также другие производственные отношения. В частности, класс, обладающий собственностью на средства производства, получает и прибавочную стоимость продукта – часть цены, которая не входит в затраты на сырье и выплату заработной платы, а следовательно, имеет возможность приобретать больше материальных благ. В этом проявляется неравенство при распределении произведенных продуктов.
Пока производственные отношения соответствуют уровню развития производительных сил, они способствуют дальнейшему повышению этого уровня. На определенном этапе развития любая экономическая формация является прогрессивной, так как отражает реальные потребности общества и его экономическое состояние.
Однако если производительные силы постоянно и стремительно меняются и развиваются, производственные отношения остаются неизменными. В конце концов, стабильные производственные отношения начинают препятствовать развитию производительных сил. Со временем, когда несоответствие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями достигает критического уровня, происходит смена экономической формации. Она может происходить как в результате революций, так и мирным путем. В первом случае производственные отношения подвергаются резкой, коренной ломке, во втором случае этот процесс протекает постепенно. Однако в любом случае производственные отношения должны быть приведены в соответствие уровню развития производительных сил.
Изменения базиса, включающего производственные отношения и производительные силы, приводит и к трансформации надстройки. Дело в том, что, с точки зрения марксизма, основная задача надстройки состоит в обеспечении сохранности существующего положения вещей. Собственники средств производства в условиях данной общественно-экономической формации обладают властью, как экономической, так и политической, а потому, естественно, не хотят отказываться от обладания добавочной стоимостью на производимые продукты. По этой причине они используют культуру, мораль, религию, философию, а также социальные институты для того, чтобы сохранить и поддержать свою власть.

К. Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности):
1) первичная формация (архаические доклассовые общества);
2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая
азиатский,
античный,
феодальный,
капиталистический способы производства;
3) коммунистическая формация.
Основное внимание Маркс уделил «экономической» формации, а в ее рамках – буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим («базису»), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе – коммунизму.

Владимир Ильич Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил концепцию общественно-экономических формаций, отождествил их со способом производства и свел к системе производственных отношений.
В советском марксизме (историческом материализме) утвердилась концепция пяти общественно-экономических формаций:
первобытнообщинной,
рабовладельческой,
феодальной,
капиталистической,
коммунистической.

В своем устоявшемся виде концепция общественно-экономических формаций вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) употребляется в научной литературе в разных значениях.

Основные подходы к определению «цивилизации»

Суть подхода Авторы Примеры
Цивилизация – это ступень, этап исторического развития Льюис Генри Морган,
Фридрих Энгельс,
Элвин Тоффлер Американский этнограф и антрополог Льюис Генри Морган (1818–1881) предложил выделять три этапа развития общества: дикость, варварство, цивилизация
Цивилизация – это определенная стадия в развитии локальных культур Освальд Шпенглер Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) считал, что каждая локальная культура проходит в своем развитии этапы возникновения, роста и упадка. Фаза упадка культуры именуется цивилизацией
Цивилизация как синоним культуры Николай Данилевский
Российский исследователь Николай Данилевский (1822–1885) считал, что основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» или «цивилизации», проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Цивилизация как уровень развития отдельного региона или этноса Арнольд Тойнби Английский историк и философ Арнольд Тойнби (1889–1975) развивает теорию локальных цивилизаций – т.е. цивилизаций, присущих тому или иному региону, той или иной стране, тому или иному народу (вавилонская, китайская, исламская, христианская). Их множество, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, определяются географическими, этническими, религиозными и другими особенностями.
Цивилизация как мировое сообщество в целом Современные концепции глобализации Цивилизация – это общество во всей его целостности и взаимосвязи его сторон (всемирная цивилизация).

Для всех цивилизационных концепций характерны такие особенности, как:
отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества;
вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность;
утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Любая цивилизационная концепция основывается на выделении определенного числа локальных, более или менее замкнутых культурных образований. Каждое из таких образований проходит определенные этапы развития и гибнет. В целом мировой исторический процесс с точки зрения цивилизационного подхода оказывается нелинейным, поскольку этапы рождения, развития и гибели цивилизации затрагивают отдельный культурный организм, не связанный с другими.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
Соотношение материальный и духовных сфер общественной жизни Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества Духовные или идеальные факторы (ценностные установки, мировоззрение и т.п.) играют не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Направленность исторического развития. Представление о прогрессе Общество движется от более низкой ступени развития к более высокой.
Главные критерии прогресса – совершенствование производительных сил и производственных отношений Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия.
Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общественной жизни.
Применительно к духовной культуре это понятие может использоваться очень ограниченно
Достоинства позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
человеческая история предстает как единый процесс;
позволяет выявить определенные закономерности общественного развития;
предлагает четкую периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
позволяет всесторонне изучить историю культуры рассматриваемого общества, проанализировать присущую ему систему ценностей, выявить национальные особенности;
ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки многие народы не проходили в своем развитии через все или через большинство формаций;
большинство процессов политического, духовного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов невозможно проанализировать всемирную историю как единый процесс развития человечества в целом;
сведена к минимуму возможность исследования закономерностей исторического развития человеческого общества


СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Во второй половине ХХ века приобретает популярность стадиальный подход к развитию человеческого общества, сторонники которого стремятся выделить определенные стадии прогрессивного развития человечества. В качестве основного критерия для выделения таких стадий, как правило, выступает технико-технологический.
Примером стадиального подхода к развитию общества является концепция «Стадий экономического роста» американского социолога, экономиста и историка Уолта Уитмена Ростоу, изложенная им в работе «Стадии экономического роста» (1960).
Исходя из идеи о решающей роли технико-экономических показателей в развитии общества, У. Ростоу делит историю человечества на пять указанных ниже стадий экономического роста.
1. «Традиционное общество». Это аграрное общество с примитивным уровнем развития сельского хозяйства и «доньютоновским» уровнем науки и техники, которое ограничивает возможности производства продукции на душу населения. Общество с такими характеристиками охватывает в истории человечества, если воспользоваться классификацией Маркса, три общественно-экономических формации (первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную), а также распространяется на колониальные и полуколониальные, слаборазвитые страны мира по их состоянию в первой половине ХХ века.
2. «Переходное общество». У. Ростоу рассматривает его как период создания предварительных условий для следующего промышленного сдвига. В этот период возникают предпосылки для перехода общества на более высокую ступень развития: рождаются научные открытия и изобретения, способные повлиять на рост производства, а также появляются предприимчивые люди, готовые использовать эти новшества для получения большей прибыли. Решительное и инициативное меньшинство выступает, по мнению У. Ростоу, подлинной движущей силой, «переводящей традиционное общество» на рельсы промышленного развития. Таким образом, «экономические изменения» Ростоу рассматривает как «последствие неэкономических человеческих порывов и устремлений».
3. «Стадия сдвига», или «промышленная революция». Эта стадия знаменуется повышением доли накопления капитала и быстрым развитием ведущих отраслей промышленности. По мнению У. Ростоу, на этой стадии Англия находилась в конце XVIII века, Франция и США – в середине XIX века, Германия – во второй половине XIX века, Россия – в 1890–1914гг., Индия и Китай – с середины ХХ века.
4. «Стадия зрелости». На этой стадии значительно возрастает уровень капиталовложений, повышается национальный доход, бурно развивается промышленность, возникают новые, неизвестные ранее отрасли производства. Доля городских жителей в структуре населения достигает 60–90 %. Увеличивается доля квалифицированного труда, качественно изменяется структура занятости. По мнению У. Ростоу, Англия достигла данной стадии в середине XIX века, США – в 1900 г., Германия и Франция – к 1910 г., Япония – в начале 40-х годов, а СССР лишь к началу 50-х годов ХХ в.
5. «Эра высокого массового потребления». На этой стадии в центре внимания общества ставятся проблемы потребления и благосостояния населения в самом широком смысле этих слов. На базе достигнутой технической зрелости возникает общество, характеризующееся массовым потреблением товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.). Производство этих товаров, а также развитие сферы услуг становится главным в экономике общества. Первыми указанной эры, считает У. Ростоу, достигли США, а за ними – страны Западной Европы и Япония. Советский Союз, по мнению У. Ростоу, стоит на пороге новой эры. Когда же он переступит этот порог, произойдет вырождение существующего там социально-экономического строя. Ибо коммунизм, пишет У. Ростоу, «по своей сущности склонен к тому, чтобы завянуть в эпоху высокого массового потребления» .

В настоящее время наиболее распространена типология, выделяющая три типа общества:
традиционное (аграрное);
индустриальное;
постиндустриальное.

Традиционное (аграрное) общество – это общество, в котором основной сферой экономики было сельское хозяйство. В таком обществе в аграрной сфере занята основная масса населения, господствует натуральное хозяйство, товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного социального слоя элиты. В таком обществе преобладает ручной труд, основанный на примитивной технологической базе. Главное богатство в таком обществе – земля, а основной элемент социальной структуры – земледельческая община. Община, с одной стороны, ограничивает свободу человека, с другой – обеспечивает ему защиту и гарантирует минимум благ.
В традиционном обществе наблюдается приоритет коллективистских ценностей, интересы целого – социальной общности, группы – преобладают над интересами отдельного человека, он «растворяется» в обществе, не выделяет себя из социального окружения. Изгнание из группы в таких обществах равносильно социальной смерти.
Традиционное общество ориентировано на воспроизводство (повторение) самого себя: существующих социальных порядков, традиций, приемов труда. Поведение человека строго регламентируется законом, моралью, религией. Главная ценность в таком обществе – стабильность, следование заветам предков.
В истории человечества существовало множество обществ – Древний Египет, Шумер, Древняя Индия, Древний Китай, арабо-мусульманский Восток, средневековая Западная Европа – культура которых была традиционной. Иногда понятие «традиционное общество» отождествляют с понятием «восточное общество», «Восток», т. к. общества такого типа ранее всего сформировались именно на Востоке.
Все традиционные общества развиваются очень медленно, процесс их перехода к индустриальному обществу называют модернизацией.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции, которая раньше всего начинается в странах Западной Европы (прежде всего, в Великобритании). Его основа – капиталистический способ производства, частная собственность, индивидуальное предпринимательство, конкуренция. Основной отраслью экономики в таком обществе является крупное промышленное производство, именно в этой сфере занята основная масса населения. Городское население в обществах такого типа преобладает над сельским. Развитие промышленного производства приводит к активному вмешательству общества в природные процессы. Формируется потребительское отношение к природе, что порождает экологические проблемы.
Индустриальное общество часто именуют «западным», имея в виду регион его возникновения.
Переход от традиционного общества к индустриальному связан с возникновением новой системы ценностей. К ним относятся инновация, новизна, эффективность. Возникает идея автономии личности, растет ценность индивидуализма, человек «освобождается» от сословных, корпоративных связей, что, с одной стороны, позволяет ему быть свободным, с другой стороны порождает одиночество и неуверенность в завтрашнем дне, ведь в случае трудностей он может рассчитывать только на самого себя.
Концепция индустриального общества была сформулирована известным французским философом и социологом Раймоном Ароном (1905–1983). Его работа «Лекции по индустриальному обществу», первоначально изданная на французском языке (1964), а затем переведенная и изданная на английском (1968), получила широкую известность.
Р. Арон показывает, что социальный прогресс характеризуется переходом от прежнего отсталого «традиционного общества» (т. е. аграрного общества, в котором господствовали натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому, промышленному развитому «индустриальному» обществу. По мнению Р. Арона, определяющими характеристиками индустриального общества следует считать:
1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры;
2) коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания;
3) господство машинного производства и реорганизацию производства на фабрике;
4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве;
5) урбанизацию общества;
6) рост массовой грамотности;
7) предоставление избирательных прав населению и институционализацию политики вокруг массовых партий;
8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательную рационализацию социальной жизни.
В 1980-х гг. американский футуролог Элвин Тоффлер (р. 1928) в книге «Третья волна» (1980) изложил свое понимание индустриального общества. Согласно общеисторической схеме, предложенной в этой работе, «сельскохозяйственная цивилизация», именуемая «первой волной», на заре Нового времени «отхлынула», уступив место «второй волне» – «индустриальной» цивилизации. На смену ей в условиях чрезвычайных изменений в обществе конца XX века приходит «третья волна» – грядущая цивилизация, которой, однако, Э. Тоффлер не сумел подыскать адекватного названия.
Э. Тоффлер отмечает, что ядром индустриальной цивилизации выступает машинное производство, массовое и сильно специализированное по своей сути. Для того чтобы дорогие по своей стоимости машины быстрее окупились, их лучше сосредоточить в одном месте (чтобы быстрее получить целостный законченный продукт, чтобы сэкономить на складских помещениях, транспортировке отдельных узлов и деталей по линии обработки и сборки и т.п.). Так что специализированное машинное производство должно быть крупным по самой своей природе. Специализация машинного производства воспроизводит себя во всех других сферах и структурах общественной жизни: в здравоохранении, образовании, охране порядка.
Специализация производства предъявляет высокие требования к его стандартизации, а также к синхронизации жизни людей. И эта характеристика опять же проецируется на все стороны общественной жизни.

Начиная с 1960-х гг. мировая цивилизация входит в новый этап развития, который исследователи называют информационным, или постиндустриальным обществом.

Основные концепции, характеризующие современный этап общественного развития

А) теория постиндустриального общества Дэниэла Белла (1919–2011);
б) информационное общество Мануэля Кастельса (р. 1942);
в) «третья волна» Элвина Тоффлера (р. 1928);
г) «общество риска» Ульриха Бека (р. 1944).

Понятие «постиндустриальное общество» ввел в употребление американский социолог Дэниэл Белл (1919–2011). В начале 1970-х годов он указал на определяющие черты складывающегося нового общественного устройства. Д. Белл предложил пять параметров, на основании которых можно говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному:
в экономическом секторе на смену товаропроизводящей приходит обслуживающая экономика;
в профессиональной системе все большее значение приобретают люди, занятые умственным трудом: ученые, инженеры, высококвалифицированные специалисты;
центральное положение в обществе занимает теоретическое знание, которое является источником нововведений и определяет политику;
большое внимание уделяется контролю над технологией и технологической оценке нововведений;
появляется новая интеллектуальная технология.

ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Признаки
(линии сравнения) Традиционное (аграрное) общество
Индустриальное Постиндустриальное
Способ хозяйствования Натуральное хозяйство
Товарное хозяйство
Преобладающая сфера экономики
Сельское хозяйство Промышленное производство Сфера услуг
Уровень механизации производства
Ручной труд, примитивные механизмы Механизация и автоматизация производства Компьютеризация
Занятость населения В сельском хозяйстве занято более 75 % населения В сельском хозяйстве занято около 10 % населения, в промышленности – около 85%
В сельском хозяйстве – до 3 %, в промышленности – около 33 %, в сфере услуг – около 66 %
Главные социальные институты
(по Д. Беллу)
Церковь и армия Фирма и корпорация Университет
Ведущая социальная группа
(по Д. Беллу)
Священнослужители и феодалы Бизнесмены Ученые и специалисты
Главный фактор управления
Физическая сила Деньги Знание

Общество динамично, и социология достаточно давно изучает процессы его изменения. В настоящее время сформулированы четыре основные теории, описывающие происходящие изменения. Это ризомообразный тип социальной динамики, цикл, линия, спираль.

Социум: все циклично

Подобное представление сложилось еще с первобытных времен. Во многом это было обусловлено внешними факторами, сильно влияющими на сознание человека: времена года сменяли друг друга, Солнце закатывалось и снова всходило. Аналогичные процессы были замечены и в социуме. Преимущественно законы, известные с давних пор, направлены на поддержание стабильного состояния общества. Именно по этой причине образ жизни человека, принадлежащего к древним сообществам, так слабо менялся с течением веков. И в настоящее время циклический тип социальной динамики привлекает внимание многих исследователей.

По прямой: вперед, только вперед

Линейный тип социальной динамики базируется на идеях, впервые озвученных в период Средних веков. Люди начали понимать, что прошлое существенно отличается от будущего, а события, которые произошли раньше, вероятно, никогда уже не будут повторены. Классический пример - момент сотворения мира, случившийся однажды и ставший точкой отсчета. Также есть будущее, которое однажды наступит, хотя и не ясно, в какой момент это случится. В представлении средневековых европейцев такой завершающий пункт - Страшный суд.

Этот пример типа социальной динамики хорошо отражает направленность к цели. В представлении жителей эпохи Средневековья завершающей точкой должно было стать божье царство на нашей планете. При этом прежде доминировавшая идея круга резко переформатировалась в четкую прямую. История получила смысл и цель, стала проще для восприятия отдельного человека.

По спирали: вперед, но не совсем

Спиралевидный тип социальной динамики впервые был сформулирован в кругу немецких философов, автором этой идеи выступил Гегель (1770-1831 гг.). Отличительная особенность теории - одновременно наличие специфических признаков как линии, так и окружности. Сложно отрицать, что история с годами повторяется, но имеет определенные отличия на очередном витке - качество меняется, многие аспекты совершенствуются.

Для спирали характерно наличие цели, что делает систему близкой линейной. Для этого типа социальной динамики кратко цель можно сформулировать как создание совершенного, безупречного государства. Философы считали, что идея существования социума заключается в организации максимально разумного общества, где будет править безупречная справедливость. Сообщество мечты - этакое царствие свободы.

Ризомообразная система

Этот тип социальной динамики впервые озвучен постмодернистами. Наименование его пошло от биологического специфического термина «ризома», под которым принято понимать корневую систему многолетнего растения. Отличительная особенность биологического строения - отсутствие стержневого корня. Для ризомы свойственно обилие сплетенных побегов. Их направления совершенно невозможно предсказать, есть отмирающие ветви, появляющиеся вновь.

Когда говорят о ризоме как типе социальной динамики, тем самым отражают хаотичность нашего сообщества. Процессы, протекающие в социуме, с точки зрения постмодернизма совершенно бессмысленны. Эта идея нашла отражение в основных постулатах подхода.

Специфические особенности

Чтобы разобраться, в какой момент истории какой тип социальной динамики имел место, необходимо ориентироваться в направленности соцразвития, характере протекающих внутри сообщества процессов. Развитие - это изменение качеств, подчиняющееся определенным законам, имеющее конкретное направление. Говорят о прогрессе, регрессе. Первое предполагает движение вперед, второе - противоположное направление. При прогрессе социум совершенствуется, снизу движется вверх, усложняется. Регресс, соответственно, включает в себя упрощение, последовательное ухудшение системы.

В семнадцатом столетии впервые была озвучена мысль о совершенствовании социума. При этом внимание обращали не только на типы социальной динамики (обществознание для современных школьников - предмет, дающий полноценное понимание вопроса), но и на свободу социума, отдельных личностей, а также возможность развивать разум. Философы той эпохи особенно фокусировались на производительной силе. Все перечисленные критерии считались показателями прогресса. Одновременно были и теории регресса, доказывающие, что техническое совершенствование стимулирует духовный упадок. Наиболее яркий приверженец этой идеи - Жан-Жак Руссо, в работах которого рефреном звучит мысль о разращении индивидуума цивилизацией.

Изменения: какие?

Исторические процессы, типы социальной динамики позволяют говорить о двух характерных группах изменений:

  • эволюция;
  • революция.

Под эволюцией принято понимать постепенные совершенствования, отражаемые количественными показателями. Это не синоним реформ, которые не влияют на основы нынешней структуры. Эволюция противоположна революции (как и реформа, но в других аспектах). Основной признак этого типа социальной динамики - постепенность.

Революция - такой тип соцсовершенствования, когда изменения глубокие, качественные. Развитие претерпевает резкий прыжок вверх. Нередко понятием характеризуют социум как единое сообщество, но могут применять и к конкретным элементам. Из истории известна, к примеру, аграрная, культурная, научная революция. Первая принадлежит к социуму как единому объекту, два вторых термина описывают соцэлементы.

Модели изменений

Философы, социологи сформулировали несколько моделей, отражающих особенности указанных выше четырех типов социальной динамики. При моделировании уделяют внимание революционным изменениям, прогрессированию социума, его элементов, аспектов. Автор модели формулирует свое мнение относительно того, имеет ли цель история, при положительном решении также сообщает свой взгляд на то, что является конечным объектом стремления.

Одна из довольно известных и популярных моделей - формационная. Авторы основали ее на изречениях Карла Маркса. Постулаты, выведенные при моделировании, устанавливают, что индивидуумы находятся между собой в производственных отношениях, формирующих сложную экономическую систему. В сочетании с современным представлением о типе социальной динамики можно вывести, почему образ индивидуумов, социума в целом именно таков, каким мы его наблюдаем. Экономический базис - это фундамент подобного взгляда, на нем основывают правовые постулаты, идеи, теоретические аспекты, моральные теории марксизма.

Формации общества, экономики

Как следует из марксизма, общественная история подчинена условиям экономики, материального положения. На основании конкретных условий можно разграничить пять базовых формаций:

  • первобытная община;
  • рабовладельчество;
  • феодальная структура;
  • капиталистический социум;
  • коммунизм.

Прогресс наблюдается при последовательном переходе между указанными формациями. Основная цель такого социума - достичь состояния равноправия, отсутствия классов.

Как это происходит?

Марксизм декларирует, что формации могут меняться только при наличии остро выраженных процессов борьбы угнетенных с угнетающими. Это означает, что рабы должны восстать против своих владельцев, крестьяне - против феодалов, рабочие - против капиталистов. Для ликвидации феодализма социуму потребовалась революция, в результате аналогичного события должен прийти к власти, как следует из теоретических положений, коммунизм. Марксисты твердо убеждены, что рабочий класс в силах полностью искоренить буржуазное сообщество, для чего достаточно лишь поднять мощную революционную волну.

Противоположность формации - цивилизация. Термин этот имеет много значений, но ключевых три:

  • временной этап развития социума;
  • локальный тип социума, культуры;
  • этап культурного прогресса, противоположный дикости, варварам.

Когда говорят о стадиях, локальном моделировании, имеют в виду два первых значения термина.

Позиции Тоффлера

Рожденный в 1928 г., этот социолог стал исключительно важным мыслителем - на сформулированных им постулатах базируются многие теории современной социологии. Особенно интересны его выкладки, связанные с аграрной революцией. Как следует из высказанных предположений, именно она создала нашу цивилизацию со всеми ее атрибутами и традициями, характерными особенностями. А вот индустриальная базируется на экономике с применением машин и автоматов. Ее основной двигатель - массовая культура.

Тоффлер рассматривал и модернизацию - таким термином он охарактеризовал смену культуры на индустриальную. Впрочем, нужно быть внимательным: в работах других социологов это слово иногда применяют для обозначения перехода к постиндустриальному сообществу. А вот по Тоффлеру постиндустриальное - это та третья волна, которая еще только захватывает наш мир в настоящее время. У некоторых мыслителей, социологов она называется информационной. Удивительного в терминологии ничего нет, ведь во многом наша цивилизация создана именно компьютерным прогрессом, доступом к высокоточным электронным машинам, массовым коммуникациями. Биологические технологии, возможности генной инженерии - все это меняет социальную культуру.

Современность: быть на гребне волны

Еще не так давно основной движущей силой была мускульная. Хоть машинный труд постепенно входил в жизнь социума, первое время его влияние было достаточно незначительным. В наше время основная деятельность человека - умственная занятость и решение задач информатизации. В условиях такого социального совершенствования наиболее значимой ценностью стала информация. Под ее влиянием меняются воспитательные, образовательные системы, сам характер труда.

Информация применительно к экономике может быть смело названа самым активно развивающимся сектором. Она доминирует над политикой, темпы развития давно превысили свойственные духовным процессам. Не последнюю роль в этом играет возможность коммуникации людей вне зависимости от географического положения. Основной инструмент, безусловно, представлен Всемирной паутиной.

Маклюэн: теории середины прошлого столетия

Канадский философ (род. в 1911 г.) считал, что организация человеческого сообщества определяется коммуникационными технологиями, методами и видами. Например, когда речь шла о племенном устройстве, практиковалась устная коммуникация, ограничивающая локальность, наличие сильных традиций, авторитет и веру в него. Со временем появился алфавит, что позволило перейти к культуре зрения. Еще большее развитие это получило, когда человечество изобрело машины для печати текста. Стала возможной массовость, применение подходов стандартизации, людям теперь доступно использование различных механизмов.

Наша эпоха - это, как говорил Маклюэн, электронная цивилизация. Уходят в прошлое присутствовавшие ранее меж людьми границы. Пространство, время больше не представляют серьезной сложности, отдельные особи могут быть намного ближе друг к другу. Книги уступают место аудио, визуальной продукции, культуре, выработанной компьютерами и довольно сходной с племенным устройством социума. Как считал Маклюэн, наше будущее - этакая в которой больше нет разделения на нации, страны, словом, никаких границ.

Социология по Данилевскому

Существенный вклад в философию и науки, рассматривающие процессы в обществе, внес живший в девятнадцатом столетии русский деятель Данилевский. Он говорил о десяти типах развития культуры, истории, выделяя их по державам и нациям:

  • Египет.
  • Китай.
  • Вавилон, Ассирия, Финикия.
  • Индия.
  • Иран.
  • Греция.
  • Аравия.
  • Европа.
  • Еврейский тип цивилизации.

Всякий из них он сравнивал с биологическими организмами, которые вынуждены сражаться со средой обитания и конкурентами. Жизнедеятельность цивилизации - последовательность классических этапов: создание, развитие, старение, умирание.

Данилевский и Шпенглер

Немец Освальд Шпенглер, родившийся в конце девятнадцатого столетия и творивший в первой трети двадцатого, высказывал идеи, во многом близкие теории российского философа. Он не считал, что реально возможна общечеловеческая культура, а историю оценивал как постоянную борьбу между разными цивилизациями, у каждой из которых есть около тысячелетия на весь жизненный цикл. Расцвет всегда приводит к кризису и разрушению, а творчество сменяется бездушностью. В какой-то момент культура может похвастаться богатством, но оно сменяется формальностью.

Зрелости, как считал Шпенглер, удалось достигнуть культурам Египта, Индии, Вавилона, Китая, греков и римлян, Византии, Западной Европы и майя. Шпенглеровские идеи активно развивал в двадцатом столетии англичанин Тойнби, деливший цивилизацию на пять культурных типов: Запад, Православие, Ислам, Индуизм, Дальний Восток. Всякий из перечисленных типов был, по его мнению, жизненным порывом, обусловленным историческими кризисами. Как только энергетический порыв исчерпывает себя, наблюдается гибель цивилизации. Кризисную ситуацию по Тойнби можно преодолеть, попытавшись уйти от локальных ценностей к более высокому мировому уровню. Мыслитель полагал, что мировые ценности наиболее полно выражаются через религию.

Рекомендуем почитать

Наверх