Презентация по всемирной истории на тему "индия после второй мировой войны". III

Энциклопедия растений 22.09.2019
Энциклопедия растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Индия после Второй мировой войны Подготовила учитель истории КГУ «Урицкая средняя школа №1» Иванова Ольга Николаевна.

2 слайд

Описание слайда:

До середины XX века Индия представляла собой княжества, зависимые от Великобритании, и территории, являющиеся британскими колониями. Индия рассматривалась Великобританией как источник сырья (угля, руды, хлопка и др.). Британская Индия и туземные княжества в 1909 году

3 слайд

Описание слайда:

Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак - индийский радикальный националист, социальный реформатор и борец за независимость. По национальности - маратхи. Первый лидер индийского движения за независимость – Индийского национального конгресса (1885 год) Свара́дж «закон» - синоним понятия самоуправления, используемый Махатмой Ганди. Обычно соотносится с концепцией независимости Индии от Великобритании, введённой Ганди. Сварадж, в основном, подразумевает политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Национально-освободительное движение в Индии - самой большой британской колонии -усилилось после Второй мировой войны. Руководили им две партии - Индийский национальный конгресс (ИНК), лидером которого был Джавахарлал Неру, и Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной. ИНК выступал за сохранение целостности страны, а Мусульманская лига требовала создания Пакистана - независимого мусульманского государства. Британцы безуспешно пытались примирить позиции обеих сторон. В июне 1947 г. был разработан план, согласно которому территорию страны предусматривалось разделить по религиозному признаку на 2 государства - Индию и Пакистан. План послужил основой для закона «О независимости Индии», принятого Великобританией. 15 августа 1947 г. британские войска были выведены с территории Индии. На карте мира возникли два новых государства - Индийский Союз (Индия) и Пакистан. Национально-освободительное движение в Индии Джавахарлал Неру Мухаммед Али Джинна

6 слайд

Описание слайда:

Границы между новообразованными государствами не отображали особенностей национального состава, что приводило к вооружённымконфликтам между Индией и Пакистаном. По приблизительным подсчётам, мигрировало более 6 млн мусульман и 4,5 млн индусов. Почти 700 тыс. человек погибли в индусско-мусульманских столкновениях. Против индусско-мусульманской вражды резко выступил Махатма Ганди, объявив голодовку в знак протеста. Однако его позицию не разделяли экстремисты из обеих партий. В январе 1948 г. М. Ганди был смертельно ранен во время одного из митингов. Его смерть заставила лидеров ИНК и Мусульманской лиги искать возможности для компромисса и примирения. В 1947-1949 гг. состоялось присоединение 555 индийских княжеств (из 601) к Индии, остальные пошли в состав Пакистана.

7 слайд

Описание слайда:

26 ноября 1949 г. была принята новая конституция Индии, которая вступила в силу 26 январи 1950 г. Индия - парламентская федеративная республика. Глава государства - президент, избираемый на 5 лет коллегией избирателей. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий на двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Правительство Индии - Совет министров - формируется парламентской фракцией партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр и правительство Индии пользуются значительной властью. Судебная власть как третья ветвь власти функционирует самостоятельно.

8 слайд

Описание слайда:

Первым Премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. Экономический курс Дж. Неру предусматривал разделение промышленности. Таким образом, промышленность Индии состояла из трёх секторов: - государственного - тяжёлая промышленность, энергетика, транспортные средства, связь; смешанного - современные отрасли экономики; частного - лёгкая и пищевая отрасли. Западные страны делились с Индией своим техническим опытом, предоставляли кредиты, вкладывали средства в индийскую промышленность. С 1955 г. в ускоренном темпе начали развиваться экономические отношения между Индией и СССР. В декабре 1953 г. было подписано первое советско-индийское соглашение об участии СССР в строительстве в г. Бхилаи металлургического завода мощностью 1 млн т стали.

9 слайд

Описание слайда:

Реформы Джавахарлала Неру. Развитие государственного капитализма (смешанная экономика) Аграрные преобразования Совершенствование системы здравоохранения и просвещения Всесторонне развитие отношений со всеми государствами мира Административно-политические реформы (закон о реорганизации штатов)

10 слайд

Описание слайда:

В стране начали развиваться новые современные отрасли промышленности - аэрокосмическая, приборостроение, нефтехимическая. В аграрном секторе экономики положение дел было значительно хуже. Главная социальная проблема индийского села - малые наделы земли у большинства сельских тружеников - решалась с огромными трудностями. Правительство ликвидировало институт посредников, арендовавших землю у помещиков, а затем отдававших её в субаренду крестьянам, имело фиксированную арендную плату, выкупило часть земель помещиков и передало ее крестьянам. Однако сущность аграрной политики ИНК сводилась к поддержке развития больших высокопроизводительных хозяйств. В росте производства зерновых определённую роль сыграла «зелёная революция» - комплекс агротехнических мер по применению высокоурожайных сортов культур, удобрений, современной с/х техники. Однако «зелёная революция» носила ограниченный характер.

11 слайд

Описание слайда:

ИНК в 1947-1964 гг. занимал чёткую позицию в таких принципиальных вопросах, как борьба за мир, безопасность и сотрудничество с другими странами, противодействие агрессии, колониализму и расизму. Дж. Неру и его страна стояли у истоков движения неприсоединения. По инициативе Индии, Индонезии и Югославии в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась Первая конференция руководителей государств и правительств 25 не присоединившихся стран. Однако в то время серьёзно осложнились отношения между Индией и Китаем. В конце 50-х - начале 60-х годов КНР предъявила претензии на некоторые местности в Гималаях. Это стало причиной побега из Тибета в Индию далай-ламы - «живого бога» всех буддистов. Поддержка далай-ламы индийским правительством ухудшила отношения между государствами, что привело к вооружённому конфликту. Китайские войска захватили часть индийской территории в Гималаях. Эти неурядицы пагубно повлияли на состояние здоровья Дж. Неру, и в мае 1964 г. он умер.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1973 г. - начале 1974 г. вследствие мирового энергетического кризиса многоразово увеличились расходы на импорт нефти, за счёт которой покрывались 2/3 потребности Индии в этом виде сырья. Резко снизился уровень производства в энергетической отрасли. В связи с инфляцией росли цены. Страшная засуха нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Жизненный уровень населения, и без того невысокий, снижался. Несмотря на объявленный правительством Индиры Ганди курс на достижение экономической самостоятельности, Индия вынуждена была брать крупные иностранные ссуды. В условиях экономического кризиса нарастало сопротивление оппозиции. В такой ситуации 26 июня 1975 г. правительство ввело в стране чрезвычайное положение.

13 слайд

  1. 1. В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, поз- волившая британскому парламенту принять Закон о независимости Ин- дии, который вступил в силу 15 ав- густа 1947. В этом документе изла- гались принципы раздела, согласно ко- торым ряду областей предоставля- лась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Па- кистан и декларировалось право каж- дого из этих доминионов на само- управление с правом выхода из Содру- жества. Прекращался также сюзе- ренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними догово- ров. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Запад- ной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.
  2. 2. Сразу после обретения незави- симости в Индии было сформи- ровано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедент- ные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происхо- дило массовое переселение мусуль- ман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столк- новениям добавились экономиче- ские и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были пере- резаны государственными грани- цами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управле- ния страной и безопасности граж- дан. 30 января 1948, когда нару- шения общественного порядка пош- ли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.
  3. 3. Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в сос- тав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего боль- шинства малых княжеств не вызва- ла осложнений. Но мусульманинни- зам, стоявший во главе самого бо- гатого и многонаселенного княже- ства Хайдарабад, где численно пре- обладали индусы, заявил о своем желании править независимой суве- ренной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индий- ские войска, и под давлением цент- рального индийского правитель- ства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.
  4. 4. Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преиму- щественно мусульманским населени- ем, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его при- соединения. В октябре 1947 около 5000 вооруженных мусульман всту- пили в пределы Кашмира. Остро нуж- давшийся в помощи магараджа под- писал документ о включении кня- жества в состав Индии. Индия обви- нила пакистанскую сторону в агрес- сии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения ог- ня по ее состоянию на 1 января 1949. 17 ноября 1956 Учредительным соб- ранием Кашмира была принята Кон- ституция, в соответствии с кото- рой штат Джамму и Кашмир объяв- лялся составной частью Индии.
  5. 5. Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспан- сией, американцы заключили военный союз с Пакистаном. Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. Индий- ско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгово- го договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на огра- ничение влияния США в Афро-Азиат- ском регионе.
  6. 6. 26 января 1950 Индия была провоз- глашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигну- тые успехи за время независимого раз- вития страны. Относительно прос- тая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений боль- шинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осущест- вления реформ. При Дж. Неру, кото- рый был также главой плановой ко- миссии, были осуществлены три пя- тилетних плана. Промышленная поли- тика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в ведущих отраслях допускалась только госу- дарственная собственность. Это правило коснулось предприятий обо- ронной промышленности, черной ме- таллургии, тяжелого машинострое- ния, добычи полезных ископаемых и др.
  7. 7. Курс на стимулирование развития промышленности сочеталась с поли- тикой осторожных реформ в аграр- ном секторе. Плановая комиссия нас- тоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать за- щиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки аренд- ной платы, установить «потолок» для площади индивидуальных земле- владений и реорганизовать на коопе- ративной основе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном буду- щем, возможно, и агропроизводство. С 1953 началась реализация програм- мы общинного развития, ставившей, в частности, задачу организации се- ти учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйст- венного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов.
  8. 8. Правительство откладывало дости- жение компромисса в вопросе о ре- организации территориально-адми- нистративного деления на лингвис- тической основе, а когда в 1956 на базе доминирующих языков были об- разованы 14 штатов, проявилось не- довольство других этнических общин. В 1960 серьезные волнения в штате Бомбей заставили центральные влас- ти пойти навстречу требованиям о его разделении на два новых штата – Гуджарат и Махараштру. Сикхам уда- лось добиться успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен на штат Пен- джаб, в котором сикхи составили большинство, и штат Харьяна с пре- имущественно индусским населением. Еще резче встала этническая проб- лема в северо-восточной пограничной полосе, где некоторые местные пле- мена требовали независимости и поднимали с этой целью вооруженные восстания.
  9. 9. Компромисс с ведущими кастами серь- езно ограничил возможности прави- тельства в проведении социальных преобразований в деревне. Законы об аграрной реформе, получившие одоб- рение в штатах, содержали значи- тельные пробелы, позволявшие, с од- ной стороны, вгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положе- ние о верхнем пределе площади земле- владений. Медленное развертывание преобразований обусловило хрониче- скую нехватку аграрной продукции, по- вышение цен на продовольствие и сок- ращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финан- совый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК.
  10. 10. Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после втор- жения китайских войск на терри- торию Северо-Восточного погранич- ного агентства и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспе- чить связи между Синьцзян-Уйгур- ским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заста- вить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Каш- мире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площа- дью 37,5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обра- титься за военной помощью к США. Ладакх
  11. 11. Пришедший на смену Неру в качестве премьер-министра Шастри был выд- винут на этот пост группой партий- ных лидеров под названием «синди- кат», которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. В 1965 эксперты Всемирного банка обусловили предоставление финан- совой помощи проведением комплекса экономических реформ. За полтора го- да пребывания на посту премьер-ми- нистра Шастри принял решения о переориентации главного потока госу- дарственных инвестиций с тяжелой индустрии на сельское хозяйство; ак- цент на интенсивное земледелие и мелиорацию; стимулирование с по- мощью системы цен и выделения суб- сидий деревенским хозяйствам, спо- собным модернизировать производ- ство; повышение роли частных и иностранных инвестиций в промыш- ленности. Экономика стала особенно зависимой от финансовых поступ- лений из-за рубежа, когда на страну легло дополнительное бремя военных расходов во время второй войны с Па- кистаном в 1965.
  12. 12. Потери, понесенные ИНК на парла- ментских выборах в 1967, не лишили его победы с небольшим перевесом на общенациональном уровне, но приве- ли к поражению в 8 штатах. В шта- тах Керала и Западная Бенгалия ИНК был отстранен от власти коалицией во главе с Коммунистической партией Индии. В обоих штатах левые прави- тельства ограничили деятельность полиции, и там развернулись выступ- ления арендаторов и сельскохозяйст- венного пролетариата против поме- щиков и фабричных рабочих – против руководства предприятий. Револю- ционно настроенные коммунисты поддерживали вооруженные кресть- янские бунты в нескольких штатах, где действовала КПИ. В конце 1960-х годов они организовали выступления малых народов в штате Андхра-Пра- деша и членов зарегистрированных племен и каст в Западной Бенгалии, которые были подавлены армией.
  13. 13. Следующий премьер-министр страны Индира Ганди не могла более пола- гаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной моло- дежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации крупней- ших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентирован- ной на помощь бедным слоям населе- ния. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих по- зициях в Южно-азиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстри- ровавшие возросшую военную мощь страны.
  14. 14. В 1971 правительство восстановило право парламента вносить изменения в Конституцию, отмененное в 1967 постановлением Верховного суда. В принятой 26-й поправке указывалось, что любой закон должен соответ- ствовать основополагающим стать- ям Конституции, исходящим из прин- ципов социальной и экономической справедливости. Когда в апреле 1973 поправка была отвергнута Верховным судом, правительство сместило трех самых старых судей, голосовавших против нее, и назначило председате- лем суда одного из его членов, кото- рый высказался за принятие поправки. Лидеры всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели в этом акте угрозу установления авторитарного режи- ма. Лидером оппозиции стал Дж. Нара- ян, старейший последователь Махат- мы Ганди. Нараян развернул агита- ционную кампанию в Гуджарате, кото- рая привела в январе 1974 к отставке министров и роспуску законодатель- ного собрания штата. Столь же энер- гичная кампания была проведена в Би- харе.
  15. 15. Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положе- ние, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната, представлявшая собой блок оппози- ционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвы- чайном положении. Однако вскоре пра- вительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава М. Де- саи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парла- ментских выборах Ганди вновь пришла к власти.
  16. 16. Участие электората в выборах 1980 сократилось примерно до 55% при уве- личении числа конфликтов во время избирательной кампании. В Западной Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала КПИ. Центральное прави- тельство столкнулось с возрожде- нием сепаратистских движений на северо-востоке, с рядом религиозно- общинных волнений в Уттар-Прадеше. Во всех случаях для наведения порядка пришлось прибегать к военной силе. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен его привер- женцев, укрывшихся в храме. Реши- тельная акция Ганди была с одобре- нием встречена в других частях Ин- дии, но восстановила против премье- ра сикхов. 31 октября 1984 И. Ганди была убита двумя своими охранника- ми-сикхами. На посту главы прави- тельства и в качестве лидера ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убеди- тельную победу.
  17. 17. На выборах 1989 партии, высту- пившие против ИНК (И), объединились вокруг бывшего министра финансов В.П.Сингха, который затем возглавил правительство меньшинства. Прави- тельство Сингха опиралось на создан- ную в 1988 партию Джаната дал и поддерживалось индусской национа- листической Бхаратия джаната пар- ти (БДП) и двумя коммунистическими партиями. Коалиция распалась в нояб- ре 1990, когда из нее вышла БДП. Сле- дующее правительство Чандра Секха- ра ушло в отставку четырьмя месяца- ми позже, поскольку ИНК (И) не одоб- рил проект государственного бюдже- та.
  18. 18. Раджив Ганди погиб от бомбы, бро- шенной ланкийским террористом- тамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на се- вер Шри-Ланки в 1987 для проти- водействия тамильским сепаратис- там. Новый премьер-министр Нара- симха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Ме- нее успешной была деятельность пра- вительства Рао по предотвращению межобщинных столкновений, возник- ших после разрушения ортодоксальны- ми индусами мечети в Уттар-Праде- ше в декабре 1992.
  19. 19. Выборы в апреле-мае 1996 привели к распределению мест в парламенте между тремя главными фракциями: ИНК (136 депутатских мандатов), БДП (160) и коалицией левой ориентации, получившей название Объединенный фронт (111 мандатов). После того как БДП отказалась войти в правитель- ство большинства, новый премьер-ми- нистр Х.Д.Деве Говда привлек к учас- тию в нем ИНК. Основу правитель- ства составили представители регио- нальных и левых партий.
  20. 20. В апреле 1997 ИНК отказался поддер- живать коалицию, возглавляемую Гов- дой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утверж- денный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерали- зацию экономики и рост экономиче- ских показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отстав- ку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коали- ция, состоящая из 18 партий, в кото- рой лидирующее положение занимала БДП.
  21. 21. Главной задачей нового премьер- министра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правитель- ства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кри- зис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Ин- дийского национального конгресса, большинство в парламенте получил Национальный демократический аль- янс, возглавляемый БДП. Премьер-ми- нистром вновь стал Ваджпаи. Прове- денные Индией ядерные испытания ос- ложнили ее отношения с большин- ством государств мира. В современ- ной неустойчивой обстановке факто- ром стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран пред- ставитель бывшей касты «неприка- саемых» Кочерил Раман Нараянан, ра- нее занимавший пост вице-прези- дента при Ш.Д.Шарме, который при- надлежал к касте брахманов.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945-1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947-1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения - политической независимости - привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК - Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ-ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х - начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести аграрную реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г. левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно

Изменение настроений в Индии после прихода к власти лейбористов

Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии изла­галась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.

Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов свое­го кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Му­сульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна по­лагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения между ИНК и Лигой закончились не­удачей.

15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в ап­реле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собра­ния. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось созда­ние федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был от­вергнут и Мусульманской лигой, и ИНК.

В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депута­ты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульман­ская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провоз­ глашение Пакистана.

В Бенгалии и в Синде, где у власти находились правительства Му­сульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активис­ты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мас­терские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте, - было убито около 20 тыс. человек. В тот же день волнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсю­ду происходили резня и поджоги, за 4 дня, по официальным данным, было убито свыше 6 тыс. человек. С большим трудом М.К. Ганди, ис­пользуя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в од­ном, то в другом месте.

2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правитель­ство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голо­довкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.

Положение в Индии после окончания Второй мировой войны

Сразу после окончания войны, помимо острых разногласий между ре­лигиозными общинами, Индия столкнулась с рядом других проблем.

Первая связана с офицерами бывшей Индийской национальной ар­ мии (ИНА). Сам С.Ч. Бос незадолго до окончания войны погиб в авиа­катастрофе, но сотни офицеров оказались в плену и против них в но­ябре 1945 г. были начаты судебные процессы. В Индии многие считали их патриотами, к ним относились с сочувствием. В защиту офицеров ИНА прошли массовые выступления, так, в ноябре 1945 г. состоялась всеобщая стачка в Калькутте, затем подобные акции неод­нократно повторялись.

Вторая проблема связана с использованием после войны индийских войск в Индонезии и во Французском Индокитае. С осени 1945 г. в Ин­дии развернулось движение протеста против использования индийских войск для подавления национального движения в других странах. Про­тестующие требовали возвращения индийских войск на родину и ско­рейшей их демобилизации. Пик движения пришелся на февраль 1946 г.

В это время объявили забастовку военные летчики, требуя демоби­лизации и протестуя против расовой дискриминации индийцев; в Бомбее началась стачка военных моряков, требующих немедленно­го вывода войск из Индонезии. Выступления моряков в Бомбее были поддержаны всеобщей забастовкой, объявленной 22 февраля 1946 г. Только Валлабхаи Пателю удалось уговорить бастующих вернуться к работе - конфликт был разрешен.

Третья проблема - крестьянское движение, которое началось в княжествах в самом конце войны. Наиболее массовыми были вы­ступления в самом крупном княжестве - Хайдарабад (в Телингане), где крестьяне выступили против того, чтобы у арендаторов отбирали землю. В 1946 г. это движение было поддержано и в колонии, особен­но в Центральных провинциях. Волнения проходили и в другом кня­жестве - Кашмире. Там протесты были направлены против деспотии князя, сатьяграха принимала даже форму отказа от уплаты налогов. Лидеры ИНК и лично М.К. Ганди неоднократно вмешивались в дела Кашмира, требуя от князя освободить арестованных активистов На­циональной конференции - организации, пользовавшейся большим авторитетом в Кашмире.

Четвертая проблема связана с разразившимся в Индии после оконча­ния войны продовольственным кризисом, переросшим в настоящий го­лод (по некоторым данным, им была охвачена третья часть населения).

Таким образом, Индию раздирали глубокие противоречия, многие из которых грозили стать неуправляемыми в обозримом будущем, что, безусловно, усиливало стремление Англии как можно скорее по­кинуть этот регион.

Завершение переговоров о предоставлении независимости

9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зи­мой 1946/47 г.

В начале 1947 г. вице-король Уэйвелл пришел к заключению, что невозможно сформировать единую центральную власть в Индии. Он рекомендовал английскому правительству либо сохранить контроль над Индией по крайней мере еще на 10 лет, либо предоставлять неза­висимость постепенно, провинции за провинцией. Английское прави­тельство такой вариант явно не устраивал, и 22 марта 1947 г. оно назна­чило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объ­явлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.

Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) - слишком поздняя дата, к этому моменту на­силие станет неконтролируемым. Английское правительство согласи­лось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.

Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, раз­делив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состо­ял из двух частей - западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная погранич­ная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1 / 4 всей про­винции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2 / 3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был про­веден референдум.

Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в ко­тором объединялись самые разные народы с общей религией.

Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским кня­ жествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав ан­глийской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана - решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.

Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тща­тельное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демарка­ции под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать райо­ны, отходившие к соседнему государству.

В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги за­полнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противо­положных направлениях и время от времени пытались сводить сче­ты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане - на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила ог­ромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане - в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.

Много недоразумений происходило при разделе финансов, дело­производства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промыш­ленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана - 71 млн. че­ловек.

И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств - Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором - Ч. Раджагопалачария, правительст­во Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал гене­рал-губернатором.

Предоставление независимости Индии и Пакистану оказало ог­ромное влияние и на соседние английские колонии. 4 февраля 1948 г. была провозглашена независимость Цейлона (Шри Ланки). Тогда же обрели государственный суверенитет Непал и Бирма. Завершался дли­тельный этап колониальной зависимости от Англии.

Выводы

/. Начавшаяся в 1939 г. война прервала процесс постепенного ухода англичан из Индии. В разразившемся конфликте с колониальными властями ИНК попы­тался оказать давление на Англию, используя неблагоприятные для нее об­стоятельства. Лидеры национального движения в Индии были убеждены, что главное - добиться ухода англичан, а все остальные проблемы разре­ шатся сами собой.

    Мусульманская лига, приняв в 1940 г. Лахорскую резолюцию о Пакистане, не присоединилась к бойкоту английских властей. Заполнив вакуум после ухода в отставку правительств, сформированных ИНК, она занялась пропагандой идеи раздела страны, в чем немало преуспела.

    Индия внесла существенный вклад в победу антифашистской коалиции, став для Англии главным поставщиком продовольствия, сырья и промышленных товаров. За время войны изменилась к лучшему ситуация в национальной эко­ номике, ускорился процесс вытеснения из нее английского капитала, окрепли финансовая система Индии и позиции местных предпринимателей.

    После 1945 г. непрерывно ухудшающаяся ситуация в Индии вынудила англичан ускорить процесс предоставления стране независимости. Резня 1946-1947гг. окончательно убедила общество, что обретение независимости страной воз­ можно только в случае ее раздела на два государства: Индию и Пакистан.

Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.

Рекомендуем почитать

Наверх