В России был учреждён Совет Министров. Преобразован совет министров российской империи

Элементы декора 22.09.2019

12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г.

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились.

Деятельность Совета министров была возобновлена 3 (16) февраля 1905 г. в связи с необходимостью проведения государственных преобразований. По закону 19 октября (1 ноября) 1905 г. Совет стал выступать в новом качестве высшего государственного органа страны.

Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL:

1 ноября 1905 года граф Сергей Витте был назначен первым председателем Совета Министров России. До этого председателем Совета министров был лично царь.

Николай II пошел на назначение Витте на эту должность вопреки воле своей жены Александры Федоровны дворцового окружения. «Не так страшны конституция и парламент, как граф Витте на посту председателя Совета министров. Он затмит тебя!» - говорила императрица мужу.

Тем не менее страх перед революцией и западными кредиторами (Витте имел хорошую репутацию у европейских банкиров) заставил Николая II все же назначить графа председателем Совета министров.

Первым шагом Витте на этом посту стало приглашение к себе на дачу на Каменном острове редакторов всех крупных петербургских газет, чтобы через СМИ объявить о создании коалиционного кабинета. Однако из этой затеи у него ничего не вышло. Редакторы заявили господину Витте, что «не верят правительству», и потребовали вывести из Петербурга войска.

В результате Витте не получил любви и признания ни у либеральной части российского общества, ни у окружения царя. После пяти месяцев на посту председателя Совета министров Витте попросил у царя выход в отставку. Николай II с легкостью принял ее.

Пост председателя Совета министров просуществовал до февральской революции 1917 года, его занимали семь человек.

7 председателей Совета министров Российской империи

Сергей Юльевич Витте(1849-1915)

Витте начал служебную деятельность в управлении Одесской железной дороги. Участвовал в работе Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России. В 1889 году был назначен директором Департамента железных дорог при Министерстве финансов, а в конце 1892 - министром финансов. Витте активно содействовал железнодорожному строительству, в том числе Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги. В 1897 году провел денежную реформу, введя золотой стандарт рубля, что способствовало притоку иностранных инвестиций.

Летом 1905 году Витте был направлен в Портсмут для заключения мирного договора с Японией, где он смог добиться минимальных потерь для России. За это он был возведен в звание графа.

Под руководством Витте был составлен манифест 17 октября 1905 года, провозглашавший «свободы совести, слова, собраний и союзов», и вводивший представительный орган — Государственную думу. Одновременно с обнародованием манифеста Витте был назначен первым председателем Совета министров. Он был сторонником жестких мер по подавлению революционных настроений, но в то же время пытался сотрудничать с либералами.

Иван Логгинович Горемыкин (1839-1917)

В 1895 году Горемыкин был назначен министром внутренних дел. При нем в 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения. Горемыкин выступал против политики правительства Витте, полагая, что она подрывает устои государства.

За пять дней до начала сессии Первой Государственной думы Горемыкин был назначен председателем Совета министров, после чего боролся с парламентом все 72 дня его существования. После роспуска первого созыва Думы 8 июля 1906 года Горемыкин был заменен Петром Столыпиным.

В январе 1914 года Горемыкин возвратился на должность председателя Совета министров, которую занимал еще два года. В феврале 1917 он был арестован, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Погиб во время нападения на свое имение летом 1917 года.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

С 1884 года служил в Министерстве внутренних дел. В феврале 1903-го Столыпин был назначен предводителем Саратовской губернии, где руководил подавлением крестьянских волнений. В апреле 1906 года Столыпина назначили министром внутренних дел, а в июле он занял должность председателя Совета министров. Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ, начал проведение аграрной реформы. Под его руководством был разработан ряд других законопроектов: по реформе местного самоуправления, о всеобщем начальном образовании, о веротерпимости и др.

На жизнь Столыпина было предпринято 11 покушений. После первого из них в августе 1906 года Советом министров был принят указ о военно-полевых судах. В течение девяти месяцев было вынесено больше тысячи смертных приговоров.

3 июня 1907 года 3 Николай II подписал указ о роспуске II Государственной думы. Процедура выборов в Госдуму была изменена в пользу правых партий. Третьеиюньский переворот считается концом революции 1905-1907 годов.

1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен агентом киевского охранного отделения Дмитрием Богровым. Конечных целей его реформы так и не достигли.

Владимир Николаевич Коковцев (1853-1943)

После убийства Столыпина председателем Совета министров был назначен Владимир Коковцев, который с 1904 года занимал должность министра финансов. Он считал, что до окончания столыпинской аграрной реформы в приоритете должна быть промышленность. За 11 лет управления Коковцева финансами значительно возросли государственные доходы.

В конце января 1914 года он был вынужден уйти в отставку из-за разногласий с правыми партиями и Распутиным. В качестве компенсации он получил титул графа. В июне 1918 года Коковцев несколько дней находился под арестом, а после освобождения вместе с женой эмигрировал во Францию.

Борис Владимирович Штюрмер (1848-1917)

Штюрмер был назначен председателем Совета министров 20 января 1916 года. С марта по июль он также был и министром внутренних дел, а с июля - министром иностранных дел. Штюрмер поддерживал монархистов, состоял в «Русском собрании» и «Русском окраинном обществе». В 1915 году был избран почетным членом «Отечественного патриотического союза». Боролся против революционного движения и оппозиции в Госдуме. При отставке 10 ноября 1915 года получил чин обер-камергера. Во время Февральской революции был арестован, скончался в тюремной больнице.

Александр Федорович Трепов (1862-1928)

В 1915 году Трепов стал главой Министерства путей сообщения. При нем строилась Мурманская железная дорога, на широкую колею была переведена ветка Вологда-Архангельск. Трепов учредил Управление шоссейных дорог в составе министерства. Пытался бороться с влиянием Распутина, добиться отставки министра внутренних дел А. Протопопова. Сам был отправлен в отставку 27 декабря 1916 года. После Октябрьской революции эмигрировал, стал одним из лидеров белого движения. Умер в Ницце.

Николай Дмитриевич Голицын (1850-1925)

С 1871 года занимал различные должности в Министерстве внутренних дел. С 1914 года - действительный тайный советник. В 1915-м Голицын был назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским военнопленным, которому покровительствовала императрица. По ее требованию 27 декабря 1916 года Голицын был назначен председателем Совета министров. Он также пытался добиться отставки Протопопова, зато был против роспуска Государственной думы.

Во время Февральской революции Голицын был арестован вместе с другими министрами, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. После этих событий он остался в России, но перестал заниматься политической деятельностью, работая сапожником и охранником общественных огородов. В начале 1920-х Голицына трижды арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности, на третий раз по постановлению Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) он был расстрелян.

Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года.

Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Порядок формирования

1. Департаменты Государственного совета до 1906 года

Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.

Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.

Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.

Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859

Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.

Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.

Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.

2. Государственный совет в 1906-1917 годах

Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.

Департаменты Государственного совета в 1906-1917 годах

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

новых законов или законодательных предположений;

вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;

вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;

ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);

отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);

чрезвычайных финансовых мер и пр.

Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего "управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

До того, с 1861 года, существовал орган с таким же названием под председательством императора - наряду с Комитетом министров. Он расматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.

После февральской революции 1917 года был заменён Временным правительством.

Совет министров возглавлялся Председателем совета министров.

Совет министров Российской империи
Общая информация
Дата создания 19 октября 1905 года
Предшествующее ведомство Комитет министров Российской империи
Дата упразднения 27 февраля 1917 года
Заменено на Временное правительство России
Председатель Совета Министров С. Ю. Витте (первый)
Георгий Львов (последний)

Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи , созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками , ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

Состав

Совет министров возглавлялся Председателем совета министров .

В Совет министров входили:

  • Министр путей сообщения
  • Министр императорского двора

1-й период

  1. Александр II (1857-1881)

2-й период

  1. Витте, Сергей Юльевич (19 октября 1905 - 22 апреля 1906)
  2. Горемыкин, Иван Логгинович (22 апреля - 8 июля 1906)
  3. Столыпин, Пётр Аркадьевич (8 июля 1906 - 1 сентября 1911)
  4. Коковцов, Владимир Николаевич (11 сентября 1911 - 30 января 1914)
  5. Горемыкин, Иван Логгинович, повторно (30 января 1914 - 20 января 1916)
  6. Штюрмер, Борис Владимирович (20 января - 10 ноября 1916)
  7. Трепов, Александр Фёдорович (10 ноября - 27 декабря 1916)
  8. Голицын, Николай Дмитриевич (27 декабря 1916 - 27 февраля 1917)

1-й период

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

Примечания

Литература

  • Государственность России . М., 2001, кн. 4, стр. 136-139.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. Статья Водовозова В. В.

Wikimedia Foundation . 2010 .

СОВЕТ МИНИСТРОВ, высший правительственный орган Российской Империи. Первоначально (окт. 1857) Совет министров был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным Советом и Комитетом министров. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного Совета и председатель Комитета министров, а также - по особому назначению царя - другие высшие чиновники. Председателем Совета министров был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение Совета министров всех вопросов. Совет министров обсуждал дела общегосударственного характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др.

Большинство заседаний Совета министров проходило в 1858-64. В 1870-х его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании Совета министров (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа Совета министров возобновилась только в янв. 1905. В июне-июле 1905 Совет министров обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещательного учреждения, которое именно в совете получило название Государственной думы.

19 окт. 1905 Советом министров был утвержден подготовленный председателем Комитета министров С. Ю. Витте проект закона «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». По этому закону Совет министров был преобразован, и на него было возложено «направление и объединение действий Главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет Министров, кроме того, рассматривал предварительные предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Государственную думу и Государственный Совет; «всеподданнейшие» доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегосударственное значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене главных должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

В состав Совета министров входили министры, главноуправляющие, государственный контролер, обер-прокурор Синода, а также председатель Государственного Совета и наместник Кавказа. Председатель Совета министров назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство Совета министров велось постоянной канцелярией Совета министров (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета министров. Председатель Совета министров получил огромные права первого чиновника в государстве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в Совете министров министры: военный, морской, двора и государственный контролер, имевшие право выносить на рассмотрение Совета министров лишь те меры, которые находили нужными обсудить совместно. Заседания Совета министров проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в специальных журналах. С 1906 компетенция Совета министров расширилась. По ст. 87 Основных законов Российской Империи от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Государственного Совета и Государственной думы Совет министров обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как «высочайшие указы», которые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало принятие любого закона без обсуждения в Государственной думе и Государственном Совете. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 - февр. 1907) через Совет министров было проведено 59 чрезвычайных «указов» по ст. 87. После упразднения Комитета министров 24 апр. 1906 большая часть его административных функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др. - всего 42 категории дел в 1909) была передана в Совет министров.

Рекомендуем почитать

Наверх