Переселение из аварийного жилья: судебная практика. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Адресная программа по переселению из аварийного жилья

Инженерные системы 27.11.2023
Инженерные системы

Последние новости о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в 2019 году говорят о том, что основные моменты уже пересмотрены и порядок осуществления данной процедуры будет совершенно иным, чем в прошлые периоды.

Сегодня расселение ветхих и аварийных построек осуществляется за счет бюджетных ассигнований, что дает возможность владельцам, независимо от размера своего заработка, получить новую квартиру бесплатно. Этой части внесенные поправки не коснулись в текущем году, но существенно изменили порядок признания многоэтажек непригодными для проживания. Рассмотрим новые положения подробнее и выделим те моменты, на которые следует обратить внимание.

Согласно действующим законодательным нормам, в России, начиная с будущего года, будут действовать иной порядок признания жилья ветхим и аварийным.

Основанием для отнесения строения к непригодному для жизни жилью могут выступать следующие характеристики:

  1. У дома наблюдается деформация фундамента и не подлежит восстановлению или ремонту.
  2. В помещении отсутствуют коммуникации, к примеру, электропроводка или водопровод.
  3. Дом не подключен к центральной отопительной системе, а каждая квартира отапливается индивидуально.
  4. В квартирах нет окон, что не дает достаточно света для поддержания нормального состояния здоровья у жильцов.
  5. Жилплощади содержат большое количество токсичных веществ, что противоречит нормам РФ.
Если хотя бы одна из характеристик присутствует в определенном строении, то дом считается непригодным для проживания и в обязательном порядке подлежит сносу.

Правила расселения жильцов

В рамках действия государственной программы расселение граждан в период 2016-2020 годов будет проходить согласно новым правилам:

  1. Новая жилплощадь должна соответствовать старой по площади или установленным государством критериям – 18 кв. метров на одного проживающего. К примеру, если семья из 4 человек поживала в помещении в 40 кв. метров, то она может рассчитывать на получение нового жилища площадью от 72 кв. метров и больше.
  2. Переселение граждан должно проходить в такие дома, где условия проживания не будут хуже, чем были в старой квартире.
  3. В первую очередь, новое жилье получают лица, у которых нет других вариантов для проживания.
  4. Если собственник жилья проживает в другом месте, а строение, в котором располагается квартира, внесен в перечень аварийных домов, новая жилплощадь ему не полагается, а выплачивается компенсация.

Изменения после 2019 года

По завершении текущего года госпрограмма переселения перестанет действовать в прежнем виде. При новом порядке получения квартир для собственников предусмотрена дополнительная плата за жилплощадь.

Основной целью такого новшества является повышение ответственности населения за новые квартиры. Кроме того, смысл введения оплаты предполагает возможность выбора жилплощади, куда будут заселяться владельцы ветхого жилища. К примеру, если гражданин желает остаться проживать в старом районе, то ему придется внести некоторую сумму в счет постройки нового жилья.

Для жителей исторических районов госпрограмма предусматривает отдельные условия участия, при которых собственники смогут выбрать новое место жительства самостоятельно.

Если собственники не смогут внести необходимую сумму?

Вероятность того, что владельцы не смогут внести нужную сумму денег, очень высока. В этом случае предусмотрен другой вариант получения жилья – подписание соглашения соцнайма. Данный способ предполагает оформление некоммерческой аренды жилого помещения с последующим выкупом. Иными словами, проживающее лицо вносит плату только за коммунальные услуги. На такой вариант смогут рассчитывать:

  • жильцы с инвалидностью;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • лица пенсионного возраста.
Все остальные группы граждан, выбравшие соцнайм, обязаны будут помимо коммунальной платы вносить ежемесячную арендную плату – до 70 процентов от рыночной аренды жилого помещения.

Важно отметить, что бесплатно новые квартиры от государства перестанут предоставляться с сентября 2019 года. Новый порядок будет применяться по отношению к жилплощади, которая будет признана непригодной для проживания в октябре.

В чем суть внесенных изменений

С одной стороны, многим людям, участвующим в проекте, покажется, что данные меры очень жесткие и приняты специально для лишения граждан их жилплощади, однако своя логика в принятом решении тоже есть. Очень часто в госпроекте участвуют люди, которые специально приобретают старое жилье, чтобы затем получить новую квартиру и выгодно ее реализовать.

Действие программы рассчитано на предоставление людям, которые действительно в этом нуждаются, новой жилплощади. Нововведения позволят решить эту проблему намного быстрее и в тоже время получить квартиру семьям, особенно в этом нуждающимся, не обращаясь в банк за ипотечным займом.

Заключение

Начиная с будущего года, программа переселения будет действовать на других условиях, и люди уже не смогут получить новое жилище полностью бесплатно. Ужесточатся требования и в отношении признания построек ветхими и аварийными. Лица, которые не смогут внести необходимую плату за новое жилье, будут иметь возможность подписать договор соцнайма, однако оплачивать за пользования жилплощадью все равно придется, но уже ежемесячно.

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2025 года включительно. При этом в случае превышения совокупного размера этапов таких программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину этого превышения. Размер этапа 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Особенности определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения наблюдательного совета Фонда, принятого в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, или решения, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данного лимита и изменение его прогнозного увеличения не учитываются для целей определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством . Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

10. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такие программы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение, в совокупности не должно быть менее указанного в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количества граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими региональными адресными программами, не должна быть меньше общей площади аварийного жилищного фонда, указанной в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Получение новой жилплощади всегда связано с множеством вопросов. А когда речь идет о расселении, их количество стремительно увеличивается. В настоящей статье мы подготовили подробную инструкцию порядка осуществления переселения из ветхого жилья с учетом всех необходимых нюансов процедуры.

○ Понятие ветхого и аварийного жилья.

В законодательстве не закреплено определение ветхого жилья, но на практике к данной категории относится недвижимость, износ которого составляет:

  • 65% для деревянных строений и мансарды.
  • 70% для кирпичных зданий.

При этом несущие конструкции не представляют угрозу жизни и здоровью проживающих. Главное отличие аварийного жилья от ветхого заключается именно в том, что износ конструкций превышает нормативы, создавая угрозу обрушения.

Для определения состояния здания, в специально создаваемую межведомственную комиссию направляется заявление на оценку жилплощади. После получения ходатайства, у комиссии есть 30 дней на вынесение постановления. Решение может быть следующим:

  • Признать жилплощадь пригодной для дальнейшего проживания.
  • Провести капитальный ремонт и/или реконструкцию/перепланировку.
  • Признать жилье непригодным для проживания из-за несоответствия установленным законодательным нормам.
  • Присвоить дома статус аварийного и признать подлежащим реконструкции либо сносу.

○ Программа переселения.

Расселение ветхих домов входит в целевую федеральную программу «Жилье », которое изначально рассчитывалось на 2002-2010 гг. Однако не все регионы смогли справиться с поставленным задачами в срок, поэтому действие программы продлили до 31 сентября 2017 года. После ее завершения жильцы ветхих и аварийных домой должны иметь благоустроенную жилплощадь в черте населенного пункта, в котором было расположено предыдущее.

○ Кто осуществляет переселение.

Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома. При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.

Помимо заявления от проживающего требуется:

  • Правоустанавливающие документы (копии).
  • Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  • Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.
  • Иные документы по усмотрению заявителя.

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

○ Этапы переселения.

Расселение предполагает прохождение определенных этапов.

✔ Реестр непригодного жилья.

Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр. Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению. Также по-прежнему можно узнать внесен ли тот или иной объект в реестр, обратившись в органы местного самоуправления либо специально созданные ими структуры. Переселение осуществляется в сроки, предусмотренные муниципальными программами. При этом существует возможность подать прошение об уменьшении сроков, если дальнейшее проживание представляет реальную угрозу для жизни.

✔ Выбор жилья для расселения.

При переселении жильцам предлагается жилплощадь в зданиях, которые возведены специально по программе расселения ветхого жилья. При этом площадь нового места проживания не должна быть меньше предыдущего (для собственников) и соответствовать принятым государственным нормам на одного человека (для нанимателей). В редких случаях возможно переселение в квартиры из вторичного жилого рынка.

У жильцов есть право отказаться от предлагаемой жилплощади и получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилья.

✔ Заключение договоров.

Собственники заключают с местными властями договор мены, согласно которому:

  • Стороны договариваются о площади новой жилплощади и уровне ее благоустроенности;
  • Проживающему предоставляется квартира в том же районе, где находилась прежняя;
  • По соглашению участников договора может быть предоставлено жилье за пределами района, но оно обязательно должно располагаться на территории региона, в котором находилось ветхое жилье.

Если проживающий владеет жильем по договору социального найма, он заключает с властями новый договор на тех же условиях. В данном случае размеры жилья определяются на основании положенного количества квадратных метров на человека.

✔ Переезд.

Переселение в новые квартиры осуществляется в течение 1 года с момента вынесения экспертного решения о необходимости сноса дома и в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора. Расселение происходит в порядке строгой очередности постановки на учет и по мере возведения новых многоквартирных домов.

Расходы, возникающие во время переезда, компенсируются местными органами власти.

○ Выплата жильцам покупной цены.

При сносе аварийного жилья можно отказаться от переезда и получить денежную компенсацию. В этом случае осуществляется выкуп жилплощади государством и квартира реализуется на торгах. Владельцу положено выплатить сумму, соответствующую рыночной стоимости жилья. При этом должны быть учтены и убытки, которые несет гражданин при переезде.

Выплата осуществляется в предусмотренные договором сроки в форме безналичного расчета и носит целевой характер. Соответственно, полученные финансовые средства должны быть потрачены только на покупку нового жилья. Если у гражданина уже имеется квартира, деньги можно потратить на иные цели, но только при условии получения соответствующего разрешения от муниципалитета.

○ Особенности переселения:

Законодательством предусмотрены нюансы переселения для собственников аварийного жилья и его нанимателей.

✔ Для собственников.

Если проживающий приватизировал жилплощадь и является его собственником, он может рассчитывать на следующие права при расселении:

  • Аналогичная по размерам жилплощадь (по площади и количеству комнат).
  • Получение жилья в том же районе.

При этом собственник может отказаться т получения новой квартиры и потребовать компенсацию в размере ее рыночной стоимости.

✔ Для нанимателей.

Если жилплощадь используется по договору социального найма, при расселении проживающие могут рассчитывать на:

  • Площадь по количеству установленных законом квадратных метров на человека;
  • Благоустроенность жилья;
  • Расположение в пределах того же населенного пункта.
  • «Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении (ст. 89 ЖК РФ)».

В нашей стране ещё есть граждане, которые проживают в не комфортабельном и ветхом жилье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как государство решает эту проблему? Если ли какие-то государственные программы?

Объекты недвижимости

На сегодняшний день, в нашей стране действует федеральная программа по переселению граждан, проживающих в ветхом или аварийном жилье. Эта программа была рассчитана на период с 2013 года по 2019 год.

2017 год уже наступил, а такого жилья в России ещё очень много. Поэтому было принято решение продлить программу, но по каждому конкретному региону.

Но, теперь расселять, в первую очередь, будут тех граждан, которые находятся в сложном имущественном положении.

То есть, они не имеют другого жилья в собственности, и не имеют средств купить его без государственной поддержки.

Кто может рассчитывать

Россияне могут пользоваться жильём либо имея его в собственности, либо заключив с государством .

Но, если жильё признано аварийным и непригодным для проживания, право на расселение и получение благоустроенного жилья имеют и те, и другие.

Очерёдность предоставления муниципального жилья (реже в собственность) в нашей стране следующая:

То есть, те граждане, которые живут в аварийных дома, расселяются государством в первую очередь.

Если жильё предоставляется по договору соцнайма, то после признания его непригодным для проживания, собственник должен предоставить проживающим иное жильё, но соответствующее нормам законодательства.

Если же помещение находится в собственности, то владелец может требовать от государства компенсации в размере рыночной стоимости или предоставления равноценного благоустроенного жилья.

Кроме того, учитывается и имущественный фактор, то есть материальное положение переселенцев.

Если они состоят на учёте как малоимущие и как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то им будет предоставлено новое жильё в первую очередь.

Видео: переселение из аварийных домов продолжается

Жилищный кодекс

В жилищном кодексе есть и ЖК РФ, которые регулируют предоставление других помещений для проживания граждан, если их дом сносится или признан непригодным для проживания.

Но, так как текущая программа по переселению заканчивает своё действие в 2019 году, планируется ввести поправки в . Эти поправки несколько изменят условия переселения граждан.

В частности:

  • государство предлагает таким гражданам стать соинвесторами в строительстве нового жилья;
  • ускорение процесса строительства нового жилья за счёт собственных средств граждан.

По мнению властей, такие меры помогут понять гражданам, что новое жильё. это не подарок от государства, а ответственный шаг, за который нужно нести и материальную, и финансовую ответственность.

Программа расселения аварийного жилья в России

В каждом регионе РФ действует своя программа по расселению граждан из жилья, которое признано непригодным для проживания.

То есть, решение об отнесении дома к категории аварийного или ветхого жилья, принимается местными властями. Они же решают вопросы с предоставлением другого жилья переселенцам.

После 2019 года расселение непригодного жилья продолжается. Это касается тех домов, которые были признаны таковыми до 01. 01. 2012 года.

Но, число такого жилья возрастает с каждым годов. Поэтому приходится увеличивать темпы расселения и разрабатывать новые программы.

Федерального значения

На федеральном уровне разработаны общие принципы действия программ по расселению непригодного для жизни граждан имущества.

Региональные власти решают вопросы о сносе аварийных домов, о расселении граждан из ветхого жилья, а также предоставление им нового, благоустроенного жилья.

Также разрабатываются региональные программы расселения аварийного жилья и по привлечению граждан к строительству новых жилых комплексов.

Так, например, в тех районах, где ещё стоят «хрущёвки» можно возвести несколько комфортабельных домов, этажность от 10 до 25 этажей с устроенной инфраструктурой.

Но, дело в том, что большинство граждан, которые проживают в таких домах, это люди преклонного и пенсионного возраста, и они не знают, как в нашей стране действуют государственные программы и рынок жилья в целом.

Поэтому сначала нужно разработать методы максимального ознакомления с действующими и разрабатываемыми программами, а потом инструменты информационной поддержки таких соинвесторов.

Владельцев квартир

Если в расселяемом доме расположены квартиры, находящиеся в собственности, то принцип действий местных властей с владельцами таких квартир следующий:

  1. Обязательное письменное уведомление каждого собственника.
  2. Проведение независимой оценки расселяемой квартиры.
  3. Подписание соглашение с собственником.

Дело в том, что собственник квартиры имеет право на компенсацию — в натуральном или денежном эквиваленте.

Если владелец квартиры решит, что ему нужны деньги, то государство обязано будет их выплатить.

Для этого и проводится независимая оценка расселяемой квартиры. Затем владельцу предлагают выкупную цену. Здесь можно и «поторговаться», так как закон на стороне собственника.

Если же владелец хочет получить новое благоустроенное жильё, он может рассчитывать на такое же количество квадратных метров, какое он занимал в «старой» квартире.

Но «угадать» с метражом довольно сложно! Поэтому, чаще всего, берут квартиры большей площади, доплачивая за «лишние» квадратные метры.

Стоимость «государственных» квадратных метров несколько ниже, чем на рынке недвижимости. Кроме того, можно воспользоваться государственной поддержкой.

Муниципальной собственности

Но есть ещё такие квартиры, которые используются гражданами на основании социального найма.

Если расселяют такой дом, то государство должно предоставить переселенцам благоустроенное жильё, исходя из количества прописанных в квартире.

Такая норма даёт повод для мошенничества со стороны нанимателя и его родственников.

Они стараются прописать к себе в аварийное жильё как можно больше людей, чтобы потом получить большую квартиру и приватизировать её.

Если собственник жилья, то есть государство, «увидит» в этих действиях факт умышленной прописки, наниматель может вообще не получить нового жилья.

Но, после 2019 года, государство не вообще больше не планирует передавать переселенцам новое жильё на праве собственности. Исключение — если собственники являются соинвесторами строительства.

Но не всегда инвесторов привлекает та недвижимость, которая строиться на государственные нужды.

Если будут приняты такие поправки, то те граждане, которые не смогли или не захотели стать соинвесторами строительства, смогут получить новое жильё только на основании договора соцнайма.

Получить квартиру даже в соцнайма будет не просто. Такая возможность будет предоставлена только нескольким категориям граждан:

  • малоимущим;
  • многодетным;
  • пенсионерам;
  • другим социально незащищённым категориям.

Как происходит расселение

Для того чтобы произвести расселение конкретного дома, необходимо признать его непригодным для проживания в нём граждан.

Если весь дом будет признан таковым, то и все квартиры в нём «автоматически» становятся непригодными.

Для этого необходимо написать заявление в жилищный отдел администрации. Лучше писать коллективное заявление, но можно писать и от каждого собственника или нанимателя.

Затем следующий порядок действий:

К заявлению каждый владелец или наниматель прикладывает документы. Но, прежде чем вызывать межведомственную комиссию, стоит обратиться к местной власти для проведения экспертизы состояния дома.

Экспертизу проводят уполномоченные органы, имеющие действующий допуск СРО. По окончании работ они выносят заключение, и передают инициативной группе от дома.

Нужно сделать несколько копий этого документа — ровно столько сколько собственников или нанимателей в этом доме.

Этот документ будет прикладываться к заявлению на создание межведомственной комиссии. Заверить копию могут в экспертном бюро, поставив на каждой свою печать.

Что положено взамен

За расселение и лишение граждан жилплощади, они имеют право на получение компенсации.

Компенсация может быть предоставлена как в денежном, так и в натуральном эквиваленте. Это зависит от того на каком основании пользуются расселяемой квартирой.

Если она находится в собственном владении одного или нескольких граждан, то они имеют право на получение как денежных средств, так и другой, аналогичной по площади, квартиры.

Сумма выплачиваемых денежных средств зависит от состояния жилья, от района, где оно расположено и от других факторов.

Если же квартира муниципальная, то государство должно предоставить взамен другое жильё.

Его площадь будет зависеть от того, сколько человек имеют постоянную регистрацию в этой квартире, и от нормы предоставления, установленной в этом регионе.

Чем больше человек прописано, тем больше будет квартира. Хотя на практике такое встречается всё реже и реже.

А с 2019 года государство вообще может перестать выдавать квартиры в соцнайм. Переселенцам будет предложено стать соинвесторами строительства нового жилья, куда они въедут.

Предоставляемое взамен жильё должно быть благоустроенным, вне зависимости от того, в каких условиях проживали расселяемые граждане. Благоустроенным — это комфортабельным, с удобствами и инфраструктурой.

Для ускорения процесса

Процесс расселения граждан и предоставление им другого, благоустроенного жилья, довольно долог и кропотлив.

Но государство даёт возможность гражданам значительно ускорить этот процесс. Ускорение происходит за счёт привлечения личных средств расселяемых граждан.

Им предлагается стать соинвесторами в строительстве нового дома или жилого комплекса, куда они переедут после того, как дом будет построен и сдан в эксплуатацию.

Согласившиеся граждане могут использовать заёмные средства банка для участия в строительстве, или обратиться в АИЖК за субсидией или иной государственной поддержкой.

Как правило, государство оказывает помощь тем гражданам, которые нуждаются в жилье именно по причине расселения.

И в банках, и в АИЖК есть несколько выгодных ипотечных программ для помощи тем гражданам, которые нуждаются в жилье по причине признания их дома аварийным или ветхим.

Не обязательно покупать квартиру такой же площадью, государство не ограничивает желания расселяемых.

Если есть возможность, то можно купить и квартиру большей площадью. Инвестирование собственных средств граждан происходит на начальном этапе строительства, то есть «на уровне котлована».

Поэтому стоимость квадратных метров намного ниже, нежели в готовых домах. Кроме того, после 2019 года государство вообще не планирует «дарить» расселяемым жильё.

Новое жильё будет предоставляться только на основании участия граждан в строительстве.

Рекомендуем почитать

Наверх