Характеристика понятия субъекты образовательного процесса. Образовательный процесс как самоорганизующаяся система

Водоёмы 21.09.2019

Категория субъекта - одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы - педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Характеристиками субъекта, по С.Л. Рубинштейну, являются:

1) категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: «1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание» [с. 326].

2) познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах» [с. 326].

3) общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

4) «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

5) субъект - сознательно действующее лицо, самосознание которого - это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» [с. 335].

6) каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому.

7) каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект.

8) субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта.

9) Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности [с. 125-126].

Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих характеристик субъекта. По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле - взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.


Таким образом, основными характеристиками субъекта: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми - это активность, пристрастность; 7) субъектность – это неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность – это динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность - это категория интерпсихическая. И.А. Зимняя к этим субъектным характеристикам человека добавляет его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность.

Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса. Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели - «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы лежат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и педагогом.

Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта , то есть тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся . Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

По С.Л. Рубинштейну, важная характеристика субъекта деятельности - он и формируется, и развивается в ней - относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в взаимодополняемости и взаимоосуществляемости этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога , которое есть условие развития ученика. Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П.Ф.Каптеревым одним образовательным полем, полем учения и развития. «Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них.

Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов и др.).

Таким образом, субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.

  • § 2. Методы исследования в педагогической психологии
  • Часть II. Образование – глобальный объект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Часть III. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Часть V. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса

    Совокупный субъект образовательной деятельности

    Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятель­ности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогиче­ское сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой об­разовательной системе, учреждении администрацией, преподава­тельским коллективом, ученическим сообществом (в институ­те это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нор­мативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в фор­ме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная по­лиморфная деятельность. Общая цель образовательного процес­са как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие обще­ственного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным на­родом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направ­ленными целями передачи и приема, организации освоения это­го опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффектив­ность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

    Мотивационная сфера субъектов образовательной деятельности

    Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает ради достижения общей цели - «для уче­ников и затем для себя». Субъект учебной деятельности дейст­вует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экр­плицируемой перспективы. Общая для образовательного процес­са точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со сто­роны ученика определяет прагматический, «реально действую­щий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он ха­рактеризует действия совокупного идеального субъекта, пред­ставленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы ле­жат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и пе­дагогом.

    Предмет деятельности субъекта в образовательном процессе

    Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна­ний, способов деятельности, передача которых со стороны пе­дагога встречается с определенным способом их освоения обу­чающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятель­ность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

    Развитие и саморазвитие субъектов

    По С.Л. Рубинштейну, важная характеристика субъекта де­ятельности - он и формируется, и развивается в ней - отно­сится не только к развитию ученика (как обычно принято пола­гать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педаго­га. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика.

    Показательно, что идеальный совокупный субъект образова­тельного процесса представлен П.Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития.

    «Творческого учителя и ученика связывает потребность са­мообразования и развития. Школьный же учитель, вообража­ющий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной рабо­ты. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвое­нию и личному усовершенствованию» . Субъекты об­разовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутрен­няя сила которого служит источником и импульсом развития каж­дого из них.

    Субъект в системе отношений

    Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в си­стеме его отношений с другими. Образовательный процесс в лю­бой педагогической системе представлен самыми разными людь­ми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). «Каждый индивидуальный субъект включен од­новременно в разные коллективные субъекты. Различные сис­темы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства Я» . Именно поэтому проблема коллектив­ного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как ча­стного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Дон­цов, Е.Н. Емельянов и др.).

    Субъекты образовательного процесса характеризуются как об­щими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни во­обще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что предполагает положение о соположенности объекта и субъ­екта в познании и в деятельности?

    2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса мо­гут рассматриваться как основные?

    Литература

    Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

    Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

    Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.

    Лекторский В.А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980.

    Педагог и ученики как субъекты образовательного процесса

    Субъект УД - инициатор, деятель, способный не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые.

    Признаки субъекта учебно-воспитательного процесса:

    · осознает и принимает цели, задачи, установки учебно-воспитательного процесса на настоящем и предстоящем этапах обучения;

    · осваивает основные процедуры интеллектуального труда;

    · организует личный бюджет времени для выполнения учебных заданий качественно, в достаточном объеме в намеченные сроки;

    · осуществляет целенаправленное самовоспитание и сомообразование;

    · достигает высоких результатов в учебно-познавательной деятельности;

    · проявляет активность в выполнении функций социальной роли и в преодолении возникающих трудностей;

    · испытывает удовлетворенность расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями, перспективами роста и самоутверждения.

    Если учащийся – субъект учебно-воспитательного процесса, то его сознание, цели, активность направлены на соучастие в данном процессе, на его совершенствование.

    Учащийся как субъект УД развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, - особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирование общих и специальных способностей, овладения основами профессионального мастерства; учащийся не рождается субъектом деятельности, он им становится под воздействием воспитания.

    В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

    1. Субъектно-объектные отношения . В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок).

    Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

    2. Субъектно-субъектные отношения содействуютразвитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

    Стили педагогической деятельности:

    1. При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности . Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

    2. При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность . Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

    3. При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам . Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

    Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования - к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

    Обратимся к краткому описанию того, что представляют собой образование, образовательный процесс и его субъекты. На наш взгляд, это необходимо в силу того, что именно в данной плоскости реализуются межличностные отношения между субъектами образовательного процесса.

    В самом общем плане образование представляет собой специально организованную систему внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. В эту систему входят учебно-воспитательные заведения, учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.

    Образование - «процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений» . Образовательная деятельность предполагает единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Заметим, что в качестве педагогов могут выступать не только учителя и преподаватели, но и родители, а в качестве учеников - родители и преподаватели. Мы это объясняем содержанием слов «педагог», «учитель», «ученик», даваемым в словаре русского языка .

    Педагог - «лицо, занимающееся преподавательской и воспитательской работой».

    Учитель - «лицо, которое обучает чему-нибудь; преподаватель».

    Ученик- «тот, кто учится чему-нибудь, у кого-нибудь» .

    На основании этого делаем заключение, что и учителя, и ученики, и их родители образуют пространство межличностных отношений образовательного процесса, выступая при этом его субъектами.

    Традиционно описывают три смысловых плоскости понимания образования: как процесс, результат и система .

    Как указывает Ю.К. Бабанский, в состав системы, в которой протекает образовательный процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия .

    Образовательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности . Считаем, что качество и эффективность образовательного процесса во многом зависит от характера межличностных отношений его субъектов, реализующихся в педагогическом взаимодействии.

    Образовательный процесс «предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования» . Полагаем, что такая «разница» достигается за счет отношений между субъектами образовательного процесса. Характер отношений будет определять качественные сдвиги, как в сфере обучения, так и воспитания.

    К закономерностям образовательного процесса относят :

    • 1) закономерность динамики образовательного процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что образовательный процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
    • 2) закономерность развития личности в образовательном процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
    • 3) закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между взаимодействующими субъектами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
    • 4) закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;
    • 5) закономерность единства чувственного, логического и практики в образовательном процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;
    • 6) закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;
    • 7) закономерность обусловленности образовательного процесса. Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (материально- технических, экономических и др.) общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

    К отмеченному выше добавим еще одну немаловажную закономерность. Это закономерность обусловленности образовательного процесса характером межличностных отношений, складывающихся между его субъектами. Суть в том, что эффективность образовательного процесса будет во многом определяться характером отношений между взаимодействующими субъектами в континууме «гармоничность - дисгармоничность».

    По мнению ученых , целостность образовательного процесса реализуется:

    • в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);
    • в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);
    • в единстве функций педагогического процесса;
    • в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);
    • в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
    • в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;
    • в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);
    • в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.

    Субъект (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - «носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта» .

    И.А. Зимняя приводит основные характеристики субъекта.

    • 1. Субъект предполагает объект.
    • 2. Субъект общественен по форме (средствам, способам) своего дей- ствования (познавательного или практического).
    • 3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот.
    • 4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
    • 5. Субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо.
    • 6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность.
    • 7. Субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия.
    • 8. Субъектность есть динамическое начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного).
    • 9. Субъектность есть категория интерпсихологическая.

    Как отмечает И.А. Зимняя, «вышеназванные характеристики субъекта деятельности могут быть отнесены к субъектам педагогической и учебной деятельности» .

    Считаем, что при таком подходе к пониманию субъектов образовательного процесса исчезает «психология». Субъект представляет собой «набор» абстрактных, абсолютно «не психологичных» характеристик.

    В качестве примеров приведем несколько вопросов. Можно ли относиться к другому человеку как к объекту? Полагаем, что нет, так как даже безразличное отношение к человеку будет отношением к кому-то. Выражение «субъектность как становящееся и исчезающее начало...» также вызывает ряд вопросов. Прежде всего, субъектность - начало чего? Можно также предположить, исходя из этого, что какое-то время человек был субъектом, а потом по какой-то причине он утратил свою субъектность?!

    В этом отношении приведем хрестоматийную фразу, приписываемую историку В.О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии» .

    С.А. Минюрова , развивая представление о профессионализации, описывает три аспекта анализа категории «субъектность» в отечественной психологии.

    Субъектность как содержательно-действенная характеристика активности. Субъектность предполагает активность («самодеятельность» - в терминологии В.М. Бехтерева) педагога по поиску того, что представляет смысл для его деятельности: с чем и с кем вступать во взаимодействие, что преобразовывать в собственных интересах.

    Субъектность как возникающее на некотором уровне развития новое системное качество личности, которое определяет специфику поведения человека. «В результате внутренних количественных изменений возникает новая способность осознанно производить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимости от них самому. С этой точки зрения в субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности, раскрываются своеобразие конкретного человека, его отличие от других, сила и генерализо- ванность проявлений его преобразующего потенциала» .

    Субъектность как отношение человека к себе как к деятелю. «Субъектность как деятельностное отношение к самому себе, другим людям и к миру предполагает понимание первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований... Это ощущение внутренней причинности деятельности тесно связано с образованием чувства компетентности, и именно эти два базовых ощущения определяют направления преобразовательной активности человека» .

    Как указывает С.А. Минюрова , существование человека (профессионала) как субъекта жизни раскрываются посредством двух базовых характеристик: активности и целостности.

    Активность. Предполагает согласование собственных способностей и наклонностей педагога как профессионала с требованиями окружения. Это, в свою очередь, позволяет педагогу самостоятельно направлять события, регулировать ход своей жизни, а также осуществлять преобразования окружающей действительности.

    Целостность. Эта характеристика, обретаясь в процессе индивидуального развития, выступает объективным основанием для системности всех психических процессов, состояний и свойств личности педагога.

    На основании описанного выше перед нами встала потребность в альтернативном взгляде на проблему субъекта образовательного процесса. Приведем основные положения этого аспекта.

    Субъект (субъекты) - это конкретные люди, обладающие своими уникальными, индивидуальными и типическими психологическими особенностями. Это предполагает то, что у субъекта:

    • не существует «правильного» и «неправильного» восприятия реальности;
    • его восприятие реальности и реальность сама по себе - не одно и то же;
    • он не может объективно оценивать реальность, так как он по своей природе субъективен;
    • полное взаимопонимание невозможно, а одиночество всегда неизбежно;
    • каков субъект (человек), в таких ситуациях он и оказывается;
    • то, каким он видит мир, говорит не о мире, а о нем самом . Основными качествами субъекта образовательного процесса

    выступают:

    • 1) умение ставить цели. «Без наличия конкретной цели можно получить “счастливого идиота”, но не просветленного человека» (В.А. Ананьев);
    • 2) личностная сила (уверенность, самодостаточность);
    • 3) сенсорная чувствительность. Умение видеть то, в каком состоянии находится партнер, наблюдая за его невербальным поведением;
    • 4) умение находиться в состоянии «аптайма» (рабочего транса), это умение «жить» в том процессе, той деятельности, которую выполняет человек. Это позволяет действовать более эффективно и с меньшими психологическими затратами;
    • 5) гибкость (эмоциональная, когнитивная, поведенческая). Восточные мастера говорили: «Встретил высокое - нагнись, встретил низкое - перешагни»;
    • 6) чувство юмора;
    • 7) умение сохранять «дух новичка». Суть в том, что можно учиться

    хоть у кого, если есть чему.

    Субъектность человека предполагает умение «быть на границе». В этом отношении приведем достаточно интересную позицию, описанную Ю.М. Лотманом, которую он обозначил «дурак и сумасшедший» . Сделаем одно важное замечание: «дурак» и «сумасшедший» - это образное выражение поведения человека.

    Дурак - «лишен гибкой реакции на окружающую ситуацию. Его поведение полностью предсказуемо. Единственно доступная ему форма активности - это нарушение правильных соотношений между ситуацией и действием. Действия его стереотипны, но он применяет их не к месту. Ничего нового он придумать не может. Поэтому поступки его нелепы, но полностью предсказуемы» .

    Промежуточную позицию между «дураком и «сумасшедшим» занимает «умный», поведение которого определяется как «нормальное».

    Нормальный человек - «думает то, что надлежит думать по обычаю, правилам ума или практическому опыту. Таким образом, его поведение тоже предсказуемо, оно описывается как норма и соответствует формулировкам законов и правилам обычаев» .

    Сумасшедший. «Его поведение отличается тем, что его носитель получает дополнительную свободу в нарушении запретов, он может совершать поступки, запрещенные для «нормального» человека. Это придает его действиям непредсказуемость. Последнее качество, разрушительное, как постоянно действующая система поведения неожиданно оказывается эффективным в моменты остроконфликтных ситуаций» .

    Таким образом, субъекты образовательного процесса могут вести себя «по правилам», реализуя традиционные нормы. В этом случае разрешение межличностного противоречия между субъектами образовательного процесса может достигаться искусством выполнения правил.

    Но есть и другой путь. Это путь «умного-сумасшедшего». Здесь разрешение противоречия будет обусловлено изобретательностью, остроумием, хитростью и обманом, в конечном счете - аморальностью. Умный - «это тот, кто совершает неожиданные, непредсказуемые для его врагов действия. Ум осуществляется как хитрость» . Непредсказуемость действий в трудных ситуациях, возникающих между субъектами образовательного процесса, может быть эффективной, потому что выбивает оппонента из привычных для него ситуаций, создавая таким образом обстановку, в которой стереотипное поведение оказывается бессмысленным и не эффективным.

    Далее обратимся к описанию социальных и ситуативных установок педагога как субъекта образовательного процесса. Как отмечает Р.В. Овчарова, «уровень социальных установок учителя, воспитателя можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и ситуативные, проявляющиеся в непосредственном взаимодействии с детьми» .

    Установка - это «устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям» .

    Аттитюд - это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Аттитюд имеет сложную структуру и включает ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления). Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство .

    Социальный стереотип - «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде» .

    К базовым социальным установкам педагога относятся :

    • 1) сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация). «У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению, признанию со стороны детей гиперболизировано и остается надолго» ;
    • 2) «центрация на администрации» образовательного учреждения. Особую значимость приобретает мнение и оценка директора школы, ректора вуза, декана и т.п.;
    • 3) ориентация не мнение, оценку коллег;
    • 4) «центрация на родителях» как ориентация на мнения, оценки родителей воспитанников;
    • 5) «центрация на методике» как сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности. Как указывает Р.В. Овчарова, «методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство» ;
    • 6) «центрация на воспитаннике, или гуманистическая центрация». Особое внимание педагогом уделяется развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям. «Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии» ;
    • 7) «центрация на коллективе», предполагающая доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности.

    По мнению Р.В. Овчаровой, «мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению -? акцентировка на содержании воспитания, обучения -*? повышенный интерес к способам педагогической работы -? преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка» .

    Ситуативные установки реализуются в непосредственном взаимодействии педагога с другими субъектами образовательного (учебно-воспитательного) процесса. «Установки этого уровня направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками» . В ситуативных установках педагога, по мнению Р.В. Овчаровой , реализуются:

    • личностное (пристрастное) отношение к субъектам образовательного процесса (например, к учащимся, их родителям, студентам, магистрантам и др.);
    • значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности;
    • стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для других субъектов образовательного процесса (например, учащихся, их родителей, студентов, магистрантов и др.) содержанию, важному и интересному также для себя;
    • установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, коллегами и др.).

    Рассматривая педагога как личность, как субъекта образовательного процесса, необходимо обратиться к описанию проблемы его идентичности как профессионала. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

    1. Понятие о субъекте педагогического процесса.

    2. Роль субъекта в педагогическом процессе.

    3. Требования к субъекту.

    4. Характеристика отдельных субъектов педагогического процесса.

    Педагогический процесс бывает стихийным и организованным. Организованный педагогический процесс, как видно из названия, организуется. Тот человек, кто его организует, называется субъектом. К ним относятся: учитель, классный руководитель, завуч, ректор, декан, воспитатель, староста и другие должностные лица учебного заведения. Однако перечень субъектов этим не ограничивается. Ведь педагогический процесс организуется во многих местах. Поэтому к субъектам можно перечислить и родителей, и руководителей коллективов, представителей правоохранительных органов, дружинников, просветителей, лекторов, наставников, консультантов, рекламистов, министров и т.д. Субъектов педагогического процесса великое множество.

    Для полноценного представления субъекта приведем один пример. Во время общения двух человек может возникнуть педагогический процесс. Допустим, один из них спрашивает у другого: «Сколько время?» Кто из них субъект? Тот, который задает вопрос? Ведь он был инициатором диалога или тот, кто ответил на его вопрос? Многие могут ответить: конечно, тот, кто спрашивает, без его вопроса педагогический процесс не состоялся бы. Однако такой ответ будет неправильным. Субъектом является тот человек, который ответил на вопрос. Почему? Педагогический процесс считается состоявшим только при наличии его результата. В данном случае только действием ответчика получается результат. Именно его действием возникает педагогический процесс. Действие человека, обратившего с вопросом, не вызывает педагогический процесс. Ведь ответчик мог пройти, не отвечая на его вопрос. Поэтому субъектом данного педагогического процесса является, тот человек, который ответил на вопрос. Именно он снабжает того человека со знанием.

    Субъекту в педагогическом процессе принадлежит важная роль. От его мастерства, воспитанности во многом зависит качество педагогического процесса.

    Он, как компонент педагогического процесса, имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, может отсутствовать. Такое наблюдается во время стихийного педагогического процесса. В этом случае педагогический процесс не организуется кем-то, но происходит. На человека влияют окружающая среда, события, факты, процессы, из-за чего у него появляются кое-какие знания, эмоции, умения, отношения, черты характера и т.д. Именно поэтому люди разных регионов, разного социального окружения отличаются друг от друга. Отрицательные черты, вредные привычки, свойства, обычно, возникают из-за стихийного педагогического процесса. Некоторые люди, например, не могут объяснить, откуда у них появились привычки курить, воровать.

    Второй особенностью является то, что субъект педагогического процесса способен превращаться в объект. Учитель, если во время общения со своим учеником получает новую информацию, становится объектом. И тогда, когда смотрит телевизор, читает газету - превращается в объект. Способность субъекта превращаться в объект помогает ему постоянно совершенствоваться как человек и как организатор педагогического процесса.

    В-третьих, субъект и объект могут быть одновременно в одном лице. Такое наблюдается во время так называемого «самовоспитания». В этом случае человек сам себя учит, развивает, т.е. самостоятельно получает знания, умения, навыки, черты характера, эмоции, отношения. Такое положение субъекта можно считать показателем высокого уровня организованности. Это позволяет человеку без посторонней помощи, а также без особых материальных затрат заниматься педагогическим процессом.

    К сожалению, среди ученых и учителей встречаются теоретические ошибки в объяснении субъекта педагогического процесса. Это, даже отражается в определении о воспитании: В учебнике «Педагогика», изданного под редакцией Ю.К. Бабанского, например, говорится, что «воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни». (Эта же мысль повторяется в учебнике И.П. Подласого ). В этом определении утверждается, что субъектом педагогического процесса может быть только старший по возрасту человек. А ведь и у молодого человека можно научиться чему-то. Значит, и он может быть субъектом.

    Допускается переоценка положения «субъект и объект в одном лице». Выдвинув ложную «идею о деятельностном подходе», ее авторы призывают не давать учащимся «готовых» знаний, а вовлекать их в деятельность – по самостоятельному добыванию знаний, умений, навыков. Мы, не отрицая роли и значения «самообразования», в то же время не допускаем недооценки вооружения учащихся «готовыми» знаниями. Если предоставить им полную самостоятельность в этом деле, то замедляется темп обучения. С другой стороны, зачем тогда учителя, школы?!

    Встречается переоценка роли и возможностей субъекта. В этом случае утверждается, что все зависит от учителей, родителей. Тем самым принижается роль самого объекта педагогического процесса. Данная ошибка, например, проявляется в чрезмерной опеке воспитанника, в необоснованном избавлении его от посильных дел, поручений, в недоверии и т.д. Иногда учащиеся свои плохие ответы на экзаменах оправдывают словами: «Мы этого не проходили». Такой подход мешает формировать у учащихся самостоятельности, ответственности.

    Для полного представления о субъекте педагогического процесса рассмотрим деятельность какого-нибудь субъекта. Возьмем классного руководителя. Его функции, цели, содержание деятельности законодательно отражается в «Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Типовом положении об общеобразовательном учреждении», «Уставе муниципального общеобразовательного учрждения средней общеобразовательной школы», «Квалификационной характеристике классного руководителя» («Должная инструкция классного руководителя»), и других документах. Вот, например, что записано в «Должностной инструкции классного руководителя»: « Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    1. Организация деятельности классного коллектива.

    2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

    3. Организация внеучебной жизни класса.

    4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

    5. Социальная защита школьников.

    6. Работа с родителями».

    Функции и обязанности родителей как субъектов педагогического процесса также определены в законодательном порядке. Они затрагиваются почти во всех основополагающих документах, определяющих деятельность общеобразовательных школ. В статье 38 Конституции Российской Федерации говорится, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации конкретизирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования» .

    Имеются также локальные документы, определяющие деятельность родителей как воспитателей. К ним, например, можно отнести «Положение о родительском комитете школы (класса)», «Положение о собрании родителей» и т.д.

    Из истории знаем, что раньше, когда не было школ, отдельные люди бесплатно или за незначительную плату распространяли знания среди населения, путешествуя по населенным пунктам. Таких людей называли просветителями. Народ их любил. Ярким представителем таких просвещенцев является Мифтахетдин Акмулла (1831-1895). Он исколесил весь Башкортостан, Татарстан, Казахстан, обучал детей. Нельзя считать, что такое просветительство изжило себя. Оно есть. Особенно проявляется оно перед выборами. Тысячи людей – агитаторы начинают просвещать избирателей, обучая их за кого голосовать, анализируют минусы и плюсы социально-экономической жизни страны, объясняют перспективы развития.

    Деятельность театров, клубов, редакций газет-журналов, общественных организаций также относится к просветительской деятельности. Режиссеры, артисты, писатели, композиторы, журналисты и многие другие также выступают как субъекты педагогического процесса.

    Руководители коллективов, главы администраций населенных пунктов, президенты, министры являются субъектами педагогического процесса. От воспитанности подчиненных, от их подготовленности, профессионализма, квалификации зависит качество работы. Поэтому руководитель занимается воспитанием работников, старается формировать у них добросовестное отношение к делу, честность, бережливость и другие качества.

    Представители правоохранительных органов также являются субъектами педагогического процесса. Они контролируют соблюдение законности, в необходимых случаях привлекают людей к ответственности, корректируя их поведение. Одним словом занимаются перевоспитанием.

    Возникает вопрос, каким должен быть субъект педагогического процесса?

    Назовем главные требования к нему. Во-первых, он должен быть примером для воспитанника. Такого человека уважают. «А кого уважают, то и слушают», - говорится в пословице. Во-вторых, он должен быть подготовлен к организации педагогического процесса.

    К сожалению, не все субъекты соответствуют этим требованиям. Известный ученый-педагог В.А. Сластенин несколько лет тому назад писал: «Уровень психолого-педагогической культуры «типичного» учителя сегодня далеко не удовлетворяет запросы современного общества, не отвечает нуждам и надеждам реальных людей, школьников, их родителей, самих педагогов. Положение в сущности критическое и кризисное, так как психолого-педагогическая некомпетентность наставника проецируется, многократно возрастая на умы, души и судьбы учащихся, равно как и окружающих их людей. Этот разрушительный и неуправляемый процесс решительно противопоказан образованию в его классическом понимании и общественно необходимом функционировании» .

    Эти слова, к сожалению, до сих пор сохраняют свою актуальность.

    Среди таких субъектов педагогического процесса, как главы администраций населенных пунктов, сотрудники правоохранительных органов наблюдаются факты взяточничества, коррупции, злоупотребления служебным положением т.д.

    Самоустранение от воспитания собственных детей, применение насилия, нарушение норм морали, законов, пьянство, алкоголизм – довольно широко распространенные явления среди сегодняшних родителей. Даже некоторые вполне нормальные родители не подготовлены к организации воспитательной работы.

    Рост преступности, коррупции, кризис семьи, отставание экономики, бедность, усиление конфликтности среди населения, локальные войны свидетельствуют о низком уровне руководителей страны как субъекты педагогического процесса. Еще одним фактом, свидетельствующим о слабости субъектов педагогического процесса, является небрежное отношение населения к своему здоровью. Ведь здоровье – самое дорогое для самого человека. А мы, обучая его 16-20 лет, не можем внушить ему вкус жизни.

    В чем же кроется причина такого результата?

    Одной из главных причин является отсутствие в стране эффективной системы подготовки населения к выполнению педагогических обязанностей. Даже будущие педагоги в высших учебных заведениях не получают соответствующую подготовку. Содержание изучающих в нем педагогических дисциплин ненаучное.

    Второй причиной является отсутствие в стране эффективной системы оценки педагогического труда. При этом не учитывается уровень развития воспитанников. Для того чтобы считаться хорошим педагогом достаточно: а) аккуратно проходить программу учебных дисциплин; б) иметь хорошие отношения с руководством; в) хорошо проводить уроки. С помощью необъективных критериев определяются победители конкурса «Учитель года». Тем самым создаются ложные идеалы для подражания.

    Существующая система повышения квалификации могла бы устранять недостатки в подготовленности педагогических кадров, однако она сама больна этими же болезнями. Ведь в ней работают те же вчерашние выпускники вузов, получившие слабую подготовку.

    Некому помогать и руководителям, родителям в усвоении основ педагогики и психологии, без которых трудно управлять производственным и семейным коллективами. В связи с этим актуальной становится задача педагогического всеобуча, который может осуществляться под лозунгом «Долой педагогическую безграмотность!».

    Каждый гражданин должен пройти «школу воспитателя». Для этого необходимо ввести в учебные планы всех учебных заведений, в том числе общеобразовательных школ, предмет «Основы педагогики».

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Что такое субъект педагогического процесса?

    2. Какую роль выполняет субъект в педагогическом процессе?

    3. Какие требования предъявляются к субъекту?

    4. Дайте характеристику отдельным субъектам педагогического процесса.

    5. Как вы оцениваете уровень профессиональной подготовленности педагогических кадров?

    6. Как ошибки допускают родители как субъекты педагогического процесса?

    7. Что означает выражение «объект и субъект в одном лице»?

    Рекомендуем почитать

    Наверх