Субурбанизация - это что за понятие? Чем отличаются урбанизация, дезурбанизация и субурбанизация? Страны с высокой долей городского населения.

Постройки 13.10.2019
Постройки

Предыдущая12345678Следующая

Рост городских процессов в развивающихся странах в силу их специфики оказывает большое сдерживающее влияние на качественные стороны развития мировой урбанизации, резко усиливает её пространственную дифференциацию. Ведь в этой группе стран подавляющая часть горожан – вчерашние сельские жители, которые часто способствуют “деревенизации” города, привнося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Глубокие структурные сдвиги не следуют автоматически за сменой среды, например, при переезде из деревни в город, тем более когда речь идёт о переселении большой массы населения в короткий срок.

Сказанное в первую очередь относится к странам с низкой в недавнем прошлом долей городского населения и с наиболее высокими темпами прироста численности горожан в 1950-1990 гг., такими как Нигерия (её столица Лагос за этот период выросла почти в 27 раз и, по прогнозам демографов ООН, к 2000 г. выйдет на 8-е место среди агломераций мира) , Турция или Иран, а также к странам, обладающим наибольшей “городской массой” с высокими темпами её прироста в этот период – Китай, Индия, СССР, Бразилия, Мексика, Индонезия.

На другом полюсе находятся развитые и наиболее урбанизированные страны Северной Америки, Западной Европы и Япония с высокой долей городского населения и вместе с тем с достаточно значительными темпами роста во второй половине ХХ в. (особенно в Японии, США, Франции). Вместе с тем мощные силы выталкивания из деревни и успехи экономического роста обусловили весьма высокую долю горожан в общей численности населения ряда развивающихся стран: в Венесуэле (92,9% в 1995 г.), Уругвае (90,3), Аргентине (87,5), Чили (85,9), Бразилии (78,7); в Объединённых Арабских Эмиратах (84,0), Саудовской Аравии (80,2), Ираке (75,6); в Ливии (86,0), Тунисе (59,0% в 1995 г.).

Следует иметь в виду, что в большинстве развивающихся стран из-за чрезмерного притока населения в города в них часто живёт значительно больше населения, чем они в состоянии “переварить” , развитие городов сопровождается ростом численности не ассимилированных ими городских жителей и увеличением разрыва между ростом городского населения и его реальным включением в городской образ жизни (по характеру занятости, уровню образования, культуры и т.д.) . Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу в современных отраслях, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоёв, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются, в сущности неурбанизированными. Наблюдается явление, обозначаемое в литературе как “ложная урбанизация”. Однако в развивающихся странах урбанизация всё-таки больше связана с развитием промышленности и индустриализации, чем может показаться на первый взгляд, только эта связь не такая прямая и непосредственная, какой она была в Западной Европе и США. Поэтому отмеченные диспропорции в развитии городов не означают, что в странах Азии, Африки и Латинской Америки вообще нет подлинной урбанизации, а то, что происходит, – это “ложная урбанизация”. Напротив, указанные черты объясняют своеобразие процесса урбанизации в развивающихся странах (по сравнению с Западной Европой и Северной Америкой) , фокусирующего все стороны их развития, может быть, в ещё большей степени, чем в развитых странах.

С середины ХХ в. в мире быстро растут крупнейшие города и агломерации с населением свыше 1 млн жителей; их количество увеличилось в 1950-1990 гг. с 77 до 275, а суммарная численность населения – соответственно со 187 до 800 млн человек. Начался этап “сверхкрупногородской” урбанизации с формированием очень больших агломераций и надагломерационных структур расселения. В результате в 1990 г. в агломерациях — “миллионерах” проживала 1/3 всех горожан мира. Особенно быстро растут они в странах Азии, Латинской Америки и Африки. В Азии (1990 г.) насчитывалось 115 таких агломераций, больше всего в Китае (38) , Индии (24) , Пакистане, Индонезии и Южной Корее (по 6 в каждой стране) ; в Латинской Америке – 40, в Африке – 24.

Предыдущая12345678Следующая

Степень урбанизации регионов мира

⇐ previous12345Следующий ⇒

число городских поселений умножилось. Интенсивный процесс проектирования новых городов охватывал все регионы мира, за исключением зарубежной Европы (где городская сеть находится до начала 20-го века.

на самом деле, он уже был создан). В то же время городские поселения были сильно сформированы в плохо отрегулированных районах, с созданием новых городов "с самого начала", а также путем преобразования крупнейших сельских поселений в города, в которых развиваются городские функции, т. е. урбанизация распространяется по широте. Но постепенно, в уже очень урбанизированных районах, увеличилась доля городских поселений, состоящая из сложных систем с существующими городами.

Эта форма поселения называлась городской агломерацией.

Первые городские агломерации, созданные во второй половине XIX века.

или в крупных городах (Лондон, Париж, Нью-Йорк и т. д.) или в районах, близких к расположению большого числа относительно небольших отдельных городов (побережье Нидерландов, рурский угольный бассейн в Германии и т. д.). Агломерация первого вида называется моноцентрической (поскольку у них есть один главный центр), а другой тип — полицентрический (у них больше центров примерно одинакового значения). Широко распространена моноцентрическая агломерация, хотя полицентричность в современном мире очень велика — особенно в горном типе бассейна происхождения.

К концу 20-го века.

Городские агломерации стали основной формой поселения в наиболее урбанизированных регионах мира, которые почти полностью заменяют изолированные города (которые содержатся в относительно плохо урбанизированных районах, но сосредоточены только на небольшой части городского населения). Городские агломерации быстро развиваются в средствах массовой информации и даже в слабо развитых странах, но их мало.

Очень часто это только одна агломерация, сформированная вокруг самого большого государства страны (капитала или экономического капитала).

Таким образом, городские агломерации — взаимосвязанные группы поселений, особенно городские, объединяющие рабочие, культурные, бытовые, рекреационные, инфраструктурные, производственные и другие связи. Наиболее важными являются рабочие отношения, которые в дневном цикле посредством отдельных колебаний населения соединяют отдельные поселения с единым целым.

В то же время такие необычные мигранты работают или учатся в основном в столице (ядре) агломерации, но живут в других населенных пунктах.

Культурное сообщество и рекреационная связь между поселениями в основном реализуются в рамках еженедельного цикла, хотя масса может превышать ежедневную часть поездки. Инфраструктурные связи возникают при разделении населенных пунктов агломерации большей транспортной инфраструктуры (железных дорог, аэропортов и т. Д.), Городских сооружений (насосных станций, очистных сооружений). Промышленные коммуникации осуществляются между компаниями в контексте сотрудничества, когда дочерние компании, поставщики компонентов, продуктовые склады, исследовательские и испытательные объекты переходят из одного места в агломерацию (как правило, ее главный центр) в другие населенные пункты агломерации.

Ученые из разных стран подходят по-разному определение границ городских агломераций. За границей внешняя граница агломерации во многих случаях определяется после окончания непрерывного городского развития.

В этом смысле агломерация совпадает с фактическим сайтом и часто называется conurbation. Таким образом, население московской агломерации (городище) оценивает европейских ученых на уровне 10-11 миллионов.

человек. Внутренние ученые в рамках агломерации включают все населенные пункты, которые связывают значительную часть населения с рабочими поездками со столицей агломерации. Как правило, такие точки составляют не более 1,5 часов поездки от ядра агломерации.

При таком подходе население московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. Человек. Люди. В стандартных столичных статистических регионах США (SMSA), которые назначены как агрегированные расчеты, которые в полной мере включают первичные территориальные единицы (муниципалитеты), которые соответствуют определенным критериям связи с капиталом, должны иметь не менее 50 тысяч. Жители (зарегистрированное и непрерывное развитие, трудовые отношения и плотность населения).

В конце концов, независимо от методов определения границ городских агломераций в развитых странах текущие оценки населения предназначены именно для агломераций, а не для мест в пределах их юридических ограничений.

3.3. Размещение городского и сельского населения

То же самое относится к крупнейшим городам развивающихся стран. Действительно, распределение отдельных поселений в агломерации "если смотреть со стороны" (вне агломерации) неразумно, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная юридически установленными правовыми границами (границами отдельных поселений).

Таким образом, население Парижа в настоящее время составляет около 2 миллионов человек в пределах юридических ограничений города. Но никто не сомневается, что многие формально независимые поселения за пределами города (например, площадь Небоскребов Дефанс) также являются Парижем. И общая численность агломерации в Париже ("Большой Париж") оценивается в 11-12 миллионов.

человек. Список крупнейших городских агломераций в мире с начала XXI века. представлен в таблице. 4,3.

Стоит отметить, что в начале 20-го века. Крупнейшей столицей на Земле был Лондон (с населением 4,5 млн. Человек), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, население Лондона выросло примерно 2,5 раза в сто лет. И первая агломерация с населением более 10 миллионов человек. в 40-х годах.

стал Нью-Йорк, который в настоящее время занимает 7-е место. Для 20-го века. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего Токийского лидера возросло примерно 100 раз за 100 лет. Однако население большинства современных крупных городских агломераций возросло в 100 раз и более за последние 100 лет (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. Д.). Такие высокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (примерно 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) составили современный список крупнейших в мире агломераций, из которых почти две трети находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации в мире

Да. агломерация Население, млн. страна
1 1 Токио 31,0 Япония
2 2 Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото Кобе +17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
8 8 Дели +16,7 Индия
Mumbai +16,7 Индия
Лос-Анджелес +16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Российская Федерация
Шанхай 11,9 Китай
Рейн-Рур 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Соединенное Королевство
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

Со временем пригородные поселения в агломерациях начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе путем перемещения населения из центрального города в пригород.

Эта процедура называется Субурбанизация (от латинского слова пригород — пригороды). В этом случае, "Выйти" жители центральных городов, сложная экологическая ситуация, преступность, высокие затраты на недвижимость, высокие налоги и другие условия, которые намного лучше в пригородных поселениях.

Существенным условием для субурбанизации является развитие транспорта, обеспечивающего транспорт между местом проживания и местом работы, поскольку большинство иммигрантов продолжают работать в столице.

Поэтому в развитых странах появились первые признаки субурбанизации в развитии пригородных железнодорожных перевозок в них. Интенсивная субурбанизация началась только с массы автомобиля, поскольку только пассажирский автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения и места работы.

Первоначально наиболее благополучие слоев населения, элиты общества, мигрирует в пригород.

Таким образом, они создают модель поведения для остальной части населения, которая не реализуется по материальным соображениям. Но, по мере роста благосостояния общества, все больше и больше населения занимается расселением. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многих в развитые страны "вторичный" класс.

После переселения населения он переезжает в пригород промышленности и других областях занятости.

Движение торговли и услуг напрямую связано с переселением населения и почти в одно и то же время. Они в определенной степени продвигаются в пригородах и административных функциях. Тем не менее, переезд в пригороды рабочих мест по-прежнему ниже, чем переселение населения.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли этап приватизации.

В результате большая часть городского населения в этих странах живет в пригородах. Кризис крупных городов, который является одной из причин оживления прибуривания, еще более усилился. Крупные города потеряли значительную часть налоговой базы, а количество рабочих мест сократилось. Соответственно, это увеличило безработицу, увеличило концентрацию маргинальных групп населения с низким доходом и т. Д. D. Поэтому в первые десятилетия после Второй мировой войны большинство развитых стран осуществили национальные программы по передаче народонаселения и экономике, которые поощряли субурбанизацию, правительство, за последнее десятилетие. Местные программы направлены на оживление городских центров.

Хотя в основном это не место жительства, а как места концентрации различных прогрессивных действий.

Но городские агломерации не являются конечной формой городского развития. В некоторых районах, которые особенно привлекательны для развития городов, соседняя агломерация распространяется и объединяется с их периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадают в область влияния более крупной агломерации, становясь агломерациями второго порядка.

Разработаны системы 3-5 агломераций урбанизированных районах. В России эти районы находятся вокруг мегаполиса Москвы, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Урала, в Кузбассе.

В некоторых случаях количество присоединенных агломераций обычно можно рассматривать как основные маршруты движения.

Такие основные формы городского поселения называются урбанизированных зон или мегаполисов. Мегаполис — это первоначальное название его первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х годах.

Французский урбанист Г. Готман на северо-востоке Соединенных Штатов. Позднее аналогичные образования были сформированы в других регионах Земли. В таблице представлены характеристики крупнейших мегаполисов Земли. 4.4.

⇐ previous12345Следующий ⇒

Площадь составляет 244 тыс. Км2.

Население составляет 58,1 миллиона человек.

Столица — Лондон.

Соединенное Королевство является страной, состоящей из четырех административных единиц: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Глава государства — королева, которая скорее является символом государства, чем его лидером. Реальная власть в стране принадлежит парламенту и премьер-министру. Эта форма правления называется конституционной монархией.

Урбанизация за рубежом

Государство управляет сообществом, которое объединило свои бывшие колонии. Жители Соединенного Королевства являются протестантскими христианами на основе религии.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы

Страна расположена на британских островах (самая большая из которых — Соединенное Королевство), расположенных на перекрестке важных международных морских и воздушных маршрутов. Благоприятным обстоятельством является туннель под Ла-Маншем, который напрямую соединяет страну с континентальной Европой.

Поверхность севера и запада преимущественно гористая, а юг и восток — плоские.

Климат умеренно океанический, влажный. Естественные условия способствуют развитию скота в частности.

Государство недостаточно обеспечено минеральными ресурсами. Исключениями являются месторождения кокса, каменной соли и каолина.

В семидесятые годы в Северном море было много запасов нефти и газа.

население

Население Великобритании одно национальное: 80% — английский, остальные — шотландский, валлийский. 5% населения составляют иммигранты. Официальным языком является английский.

Великобритания отличается высокой степенью урбанизации: 4/5 жителей являются городскими жителями, которые живут преимущественно в крупных городах и городских агломерациях.

(Мы называем их самыми большими). Для сельских поселений наиболее важными являются отдельные плантации на фермах.

объекты

Великобритания — высокоразвитая страна с исключительным господством промышленности в сельском хозяйстве. В последние годы это была единственная европейская страна, поддерживающая высокий уровень производства. Недавно развитая угольная промышленность заменила новую нефть и газ, которая сосредоточена на шельфе Северного моря.

В настоящее время Соединенное Королевство является одной из крупнейших стран в мире по производству газа и нефти.

Ведущей отраслью обрабатывающей промышленности в Великобритании является машиностроение. Они разработали электротехническое и радиоэлектронное производство, различную транспортную технику, судостроение и производство сельскохозяйственных машин.

Практически все отрасли сосредоточены на экспорте продукции. Открытие нефтяных и газовых месторождений в Северном море сильно стимулировало развитие химической промышленности. В то же время старейшая ветвь британской текстильной промышленности потеряла смысл.

Сельское хозяйство почти полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии, хотя доля работников в нем самая низкая в мире.

Основной отраслью является скот: разведение мясного и молочного скота и свиноферм, выращивание овец и домашней птицы. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит зерновым. Там есть ячмень и пшеница. Важные области для картофеля.

Транспорт. Международные отношения

Положение островного государства определило развитие морского и более позднего воздушного транспорта. Почти все районы Великобритании связаны с морскими портами, и около 150 аэропортов построены для поддержания ряда рейсов в стране.

В Великобритании есть большой торговый и пассажирский флот. Многие суда под его флагом служат транспорту других стран.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров в стране. Основные транспортные маршруты объединяются с промышленными центрами, среди которых столица — Лондон.

Лондон отлично подходит в этом районе, но очень низкий.

Многие районы, кварталы и даже улицы города настолько различны, что, похоже, они принадлежат к различным поселениям, различным странам и различным периодам. .. Существует ряд судебных и финансовых округов, зон встреч и демонстраций, улиц крупных газет в стране и т. Д. В последние годы передача котлов в газ резко сократила количество известных туманов в Лондоне — смог.

Характеристика Великобритании — зависимость от внешней торговли.

Основными внешнеторговыми партнерами являются страны Западной Европы, а также Соединенные Штаты.

Выводы:

Наиболее экономически развитые европейские страны — Германия, Великобритания, Франция и Италия включены в «семь основных» стран мира.

Ведущей отраслью экономики развитых стран является отрасль, которая использует сильно импортированное сырье.

ФРГ и Великобритания — мощная промышленная страна, развитие которой формируется лицом Европы.

Прочтите главу

В этих странах большая доля городского населения. Урбанизация - это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. Высокоурбанизированными могут считаться те страны, где доля городского населения превышает 50 %. В эту группу входят фактически все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран.

Уровень урбанизации мира

Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %, например Великобритания, ФРГ, Швеция, Австралия, Аргентина, ОАЭ. Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство развивающихся стран Азии (Китай, Индия, Индонезия и др.), Африки (Египет, Марокко, Нигерия и др.) и некоторые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала и др.).

Слабоурбанизированные страны - это страны, где доля городского населения ниже 20%. В нее входят наиболее отсталые страны мира, преимущественно в Африке. В некоторых из них (Бурунди) в городах живет менее 10 % всех жителей

Урбанизация-это процесс сосредоточения населения в городах, с переселением из сельской местности.

Высокоурбанизированные страны- страны с большим процентом городского населения

В этих странах очень большое кол во людей живёт в городах

Урбанизация — это глобальный процесс

Основной экономической мощи в мировой экономике являются рабочие ресурсы. Первый фактор, они влияют создание рабочего пространства — воздействие на окружающую среду. Половина населения мира живет в низинных районах, 1/3 — в прибрежных районах. Большинство жителей поселяется на берегах рек. Люди населяют районы с приятным климатом. Поэтому они являются наиболее густонаселенной страной в субтропическом и субэкваториальном климате, а также в южном умеренном состоянии.

Другой фактор — Экономические. Доступность ресурсов (земля, лес, полезные ископаемые и т. Д.) Всегда привлекала людей, что объясняет развитие низинных людей. Третий фактор Занятость населения. В промышленных регионах гораздо больше населения, чем в других, с аналогичными условиями. Основная форма распределения населения люди в современном мире постепенно становятся городами.

Урбанизация — это процесс городского роста и городского населения, укрепление их экономической роли, расширение городского образа жизни. Аграрное население в мире традиционно больше, а в 21-м веке число жителей сел и городов увеличилось (3,4 миллиарда.

сельские районы и 3,4 миллиарда городов). К 2050 году ожидается значительное увеличение численности городского населения. В то же время люди занимают лишь 3% площади суши. Влияние мирового сообщества на урбанизацию стало наиболее заметным в экономически развитых регионах мира. Таким образом, степень урбанизации в Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке и Европе уже превысила 80%.
Среди менее развитых регионов в Латинской Америке и Карибском бассейне (78%) была достигнута чрезвычайно высокая степень урбанизации.

Напротив, в Африке и Азии доля городского населения составляет 38% и 41%. Ожидается, что в следующем десятилетии урбанизация повысит эффективность во всех ключевых областях, в то время как в Африке и Азии этот процесс будет проходить быстрее,

Городское население в основном сосредоточено в ограниченном числе стран. В 2007 году три четверти из 3,3 миллиарда жителей города проживали в 25 странах, а в городском населении 29 миллионов человек в Южной Африке достигли 561 миллиона человек.

человек в Китае. Первые три страны с наибольшим числом городских жителей: Китая, Индии и Соединенных Штатов Америки . В этих странах проживает 35% городского населения мира. В список 25 стран также входит Россия. ГОСТИ (неофициальные данные за 2015 год с неизвестными.

источник)

Урбанизация тесно связана с концепцией крупных городов.

Созданы спутники больших городов агломерация . Самая высокая связь в процессе урбанизации стала мегаполизированной. мегаполис является горизонталью больших и малых городов, сгруппированных в одну линию. Линейность — одна из характеристик мегаполиса из мегаполиса. В настоящее время существует такое явление, как Субурбанизация .

Это перемещает часть богатого населения в пригород. Например: Автомагистраль Рублев в Москве. Плотность населения тесно связана с урбанизацией. В мире в среднем 40 человек. на км2. Но в целом, все население земли расположено на 7% площади материка.

90% населения живет в северном и восточном полушарии. В сегодняшнем мире миграция стала обычным явлением.

Список стран по городу

миграция — это перемещение населения. Выезд людей из своей страны на постоянное место жительства называется эмиграцией, въезд — иммиграцией. Естественным бедствием для Европейского союза с 2013 года стал процесс миграции людей Азии и Африки в Европу.

По официальным оценкам, по состоянию на январь 2015 года 1,2 миллиона человек ищут убежища в странах ЕС. Беспрецедентный доход стал серьезным бременем для многих стран Европейского союза. К концу 2016 года ожидается, что новая волна эмиграции достигнет 3 миллионов человек. Это больше, чем население Литвы, Словении, Латвии, Эстонии, Кипра, Люксембурга или Мальты.

Бремя получения и обслуживания мигрантов различается в разных странах по-разному. Самое серьезное — в ФРГ, Франции и Швеции.

В Германии они стремятся, как демократическое государство с сильной экономикой, страной, где можно играть сильную роль, они могут быть христианством и религиозной свободой, которые получат хорошее образование и адекватную медицинскую помощь. Основным мотивом мигрантов при перемещении является найти место для использования работы.

Эти миграции называются трудовыми миграциями. В XIX веке было много сокращающихся стран «Бережливые мышцы, «Слив мозга»

12-е место

Урбанизация – всемирный процесс

Основная экономическая сила в мировом хозяйстве – трудовые ресурсы. Первый фактор, влияющий на формирование трудового ресурса — влияние окружающей среды.

Половина населения мира проживает на низменностях, 1/3 – на прибрежных территориях. Большинство населения селится вдоль берегов рек. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому, самые густонаселенные государства находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного. Второй фактор – экономический. Наличие ресурсов (земля, лес, полезные ископаемые и т.д.) всегда привлекало людей, этим объясняется освоение людьми низменностей.

Третий фактор – занятость населения. В промышленных районах значительно больше населения чем, в других со сходными условиями. Главной формой размещения населения людей в современном мире постепенно становятся города. Урбанизацией называется процесс роста городов и городского населения, усиление их экономической роли, широкое распространение городского образа жизни. Сельского населения в мире традиционно насчитывается больше, но в 21 веке население сел и городов уровнялось.(3,4млрд.

сельского и 3,4 млрд. городского) К 2050 году ожидается значительный прирост городского населения. При этом горожане занимают только 3% поверхности суши Глобальный эффект урбанизации стал наиболее заметен в экономически развитых регионах мира.

Так, уровень урбанизации уже превысил 80% в Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке, Европе.
Среди менее развитых регионов чрезвычайно высокий уровень урбанизации (78%) достигнут в Латинской Америке и Карибском бассейне. Напротив, Африке и Азии доля городских жителей составляет соответственно 38% и 41%.Ожидается, что в ближайшее десятилетие показатели урбанизации возрастут во всех основных районах, при этом в Африке и Азии этот процесс будет идти быстрее.

Городское население в значительной степени сконцентрировано в ограниченном числе стран. В 2007 году три четверти из 3,3 млрд. горожан на Земле проживало в 25 странах, городское население которых составляло от 29 млн. человек в Южной Африке до 561 млн. человек в Китае. Первая тройка стран с наибольшим количеством городских жителей: Китай, Индия и Соединенные Штаты Америки .

Ныне в этих государствах проживает 35% городского населения мира. В списке 25 стран находятся также Россия. ГОРОДА-ГИГАНТЫ (неофициальные данные на 2015г с неизв. источника)

Урбанизация тесно связана с понятием огромных городов.

Спутники больших городов образуют агломерации . Высшим звеном процесса урбанизации стали мегалополисы.

Мегалополис представляет собой горизонталь больших и малых городов слившихся в единую линию. Линейность одна из отличительных черт мегалополиса от мегаполиса. В настоящее время наблюдается такое явление как субурбанизация . Это переезд части обеспеченного населения в пригороды. Например: Рублевское шоссе в Москве. Плотность населения тесно связана с урбанизацией. Среднемировой показатель – 40 чел.

на км2 . Но в основном все население суши размещается на 7% площади континентов. 90% населения проживает в Северном и Восточном полушариях. В современном мире рядовым явлением стали миграции. Миграция – это переезд населения. Выезд людей из своей страны на ПМЖ называют эмиграцией, въезд – иммиграцией.

Стихийным бедствием для Евросоюза с 2013 года стал процесс миграции жителей Азии и Африки в страны Европы. По официальным оценкам, с января 2015 года убежища в странах ЕС попросили 1,2 млн. человек. Беспрецедентный наплыв мигрантов стал серьезной нагрузкой для многих стран Евросоюза. До конца 2016 года, ожидается новая волна эмиграции до 3 млн.

человек. Это больше, чем население Литвы, Словении, Латвии, Эстонии, Кипра, Люксембурга или Мальты. Нагрузка по приему и обслуживанию мигрантов по-разному распределяется между странами ЕС. Самая серьезная ложится на ФРГ, Францию и Швецию. В Германию стремятся, поскольку это демократическая страна с сильной экономикой, страна, где сильна роль, как христианства, так и религиозной свободы, и в которой можно получить как хорошее образование, так и соответствующее медицинское обслуживание.

Основной мотив мигрантов при переезде – поиск места приложения труда. Эти миграции получили название трудовых миграций. В XIX веке из многих отсталых стран шла «утечка мускулов», в постиндустриальном обществе «утечка мозгов»

Двадцать первый век – это век урбанизации, когда происходит стремительное изменение не только самого человека, но и изменение системы ценностей, норм поведения, интеллекта. Такое явление охватывает социальную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру. Понять, что такое урбанизация, не сложно, важно узнать, какие последствия она несет.

Урбанизация - что это?

Урбанизация – это увеличение городских поселений и распространение городского образа жизни на всю часть поселений. Урбанизация – это многосторонний процесс, в основу которого положены исторически сложившиеся формы общественного и территориального разделения труда. Урбанизация означает рост больших городов, повышение городского населения в стране. Такое сосредоточение тесно связано с ложной урбанизацией.

В разных странах увеличение поселений проходит с различной динамикой, поэтому все страны мира условно делят на три группы:

  • высокий уровень урбанизации – 73%;
  • средний – больше 32%;
  • низкий – меньше 32%.

Согласно такому разделению Канаду по уровню урбанизации относят к четвертому десятку, здесь ее уровень составляет более 80%. В России уровень составляет 73%, хотя увеличение поселений не всегда связано с положительными моментами. В нашей стране такой уровень возник из-за значительных противоречий:

  • неспособности принимающих городов адекватно решить вопрос с миграцией;
  • сложного экономического положения;
  • нестабильности в политической сфере;
  • неравенства в развитии регионов, когда жители из деревень стремятся в мегаполисы.

Ложная урбанизация

Ложная урбанизация – это стремительный рост населения, при этом такое явление не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест, поэтому появляются толпы безработных людей, а недостаток жилья приводит к появлению неблагоустроенных городских окраин, где царят антисанитарные условия. Такое явление нередко затрагивает страны Африки и Латинской Америки, где наряду с высокой концентрацией населения уровень жизни везде низкий. Возросшая социальная напряженность увеличивает рост преступности.

Причины урбанизации

Мировая урбанизация привела к тому, что сельское население из близлежащих сел и мелких городов все чаще обращается в крупные города по бытовым или культурным вопросам. Существуют следующие причины урбанизации в настоящее время:

  1. Развитие промышленного производства в крупных городах.
  2. Избыток рабочей силы.
  3. Более благоприятные условия проживания в больших городах по сравнению с сельскими.
  4. Формирование широких пригородных зон.

Плюсы и минусы урбанизации

Качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.

Плюсы урбанизации

Большая часть населения проживает в больших городах и причиной тому послужили положительные стороны урбанизации:

  • Повышение производительности труда;
  • Создание мест для научных исследований и отдыха;
  • Квалифицированная медицинская помощь;
  • Санитарно-гигиенические условия.

Минусы урбанизации

На сегодняшний день поселения начали резко возрастать. Этот процесс сопровождается ростом крупных городов, загрязнением окружающей среды, ухудшением условий проживания в регионах. В атмосфере больших городов содержится больше концентрации токсичных веществ по сравнению с сельскими местностями. Все это вызвало отрицательные стороны урбанизации и привело к:

  • нарушению равновесия в распределении населения на территории;
  • поглощению крупными городами самых плодородных и продуктивных участков планеты;
  • экологическому нарушению;
  • шумовому загрязнению;
  • проблемам транспорта;
  • уплотнению застроек;
  • снижению рождаемости;
  • росту безработицы.

Урбанизация и ее последствия

По причине того, что большая часть сельских жителей перебралась в большие города, сельское хозяйство перестало удовлетворять все потребности населения. И для того чтобы повысить урожайность почв производства начали использование искусственных удобрений. Такой нерациональный подход привел к тому, что почва перенасытилась соединениями тяжелых металлов. В двадцатом веке население потеряло устойчивость в процессе прироста. Влияние урбанизации привело к крупномасштабному развитию энергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Экологические последствия урбанизации

Урбанизация считается главным фактором загрязнения окружающей среды, жители больших городов называют их смогополисами, они на 75% загрязняют атмосферу. Ученые исследовали химическое влияние урбанизации на природу и выяснили, что шлейф загрязняющего воздействия от крупных городов прослеживается еще на расстоянии пятидесяти километров. Недостаток необходимых средств служит тяжелым препятствием на пути к улучшению городской среды, переход к малоотходным технологиям, строительство перерабатывающих комбинатов.

Автомобиль является самым большим источником загрязнения атмосферы. Главный вред исходит от угарного газа, помимо этого люди ощущают на себе негативное влияние углеводов, окислов азота, фотохимических окислителях. Урбанизированный человек ежедневно подвергается кислородной недостаточности, раздражению слизистых оболочек, глубоких отделов дыхательных путей, в результате чего может возникнуть отек легких, простуда, бронхит, рак легких, коронарная болезнь, врожденные пороки.


Влияние урбанизации на биосферу

Прирост городских поселений отрицательно воздействует на биосферу, из года в год такое воздействие возрастает. Выхлопные газы транспортных средств, выбросы промышленных предприятий, тепло и электростанции – все это следствия урбанизации, из-за чего в атмосферу попадает диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды, бензапирен, пыль. В крупных городах мира уже перестали обращать внимание на смог. Не многие до конца понимают, что такое урбанизация, и какую опасность несет. Если бы улицы городов озеленили, отрицательное воздействие на биосферу снизилось.

По мере того как нарастает техносферизация, удаляются естественные первоосновы биосферы, которая отвечает за воспроизводство и распространение жизни на Земле. Вместе с тем, как человечество постепенно переходит к техногенезу, биосферное биологическое вещество существенно трансформируется, что отрицательно сказывается на формирующихся из него организмах. Искусственно созданные техносферно-биологические компоненты могут самостоятельно эволюционировать и их невозможно устранить из естественной среды.

Влияние урбанизации на здоровье населения

Создавая урбанистическую систему, люди создают вокруг себя искусственную среду, повышающую комфорт жизни. Но это отрывает людей от естественной природной среды и нарушает природные экосистемы. Негативное влияние урбанизации на здоровье человека проявляется тем, что понижается физическая активность, питание становится нерациональным, некачественные продукты приводят к появлению ожирения и диабета, развиваются сердечно сосудистые заболевания. Городская среда негативно влияет на физическое и психосоматическое здоровье людей.

Самые урбанизированные страны

В древности самый урбанизированный город был Иерихоном, где девять тысячелетий назад проживало приблизительно две тысячи человек. Сегодня такое количество можно отнести к крупному селу или небольшому городку. Если свести количество проживающих в десяти самых населенных городах планеты к одному целому, то сумма составит почти двести шестьдесят миллионов человек, а это 4% всего населения планеты.

Человек - существо, безусловно, социальное, стремящееся к обществу других людей. Вот почему продолжает стремительно "перетекать" в большие города. С другой стороны, человек - существо природное. Он является неотъемлемой частью, звеном естественного, природного ландшафта. Таким образом, города и - без промышленности и остаются сегодня двумя главными осями, вокруг которых и вращается жизнь современного общества.

В этой статье мы рассмотрим понятия, относящиеся к разделу урбанистики. Что такое субурбанизация, дезурбанизация и урбанизация? В чем заключается смысл трех этих понятий?

Значение понятия "урбанизация"

Термин "урбанизация" происходит от латинского слова "urbanus", что переводится как "городской". Под урбанизацией (в широком смысле) понимают рост роли города в жизни человека и общества. В более узком смысле это процесс роста городского населения и "перетекания" жителей из - в города и мегаполисы.

Об урбанизации, как о социально-экономическом феномене и процессе, активно начали говорить в середине ХХ века, когда процент городского населения стал стремительно возрастать. Причиной этому стало развитие промышленности в городах, появление в них новых а также развитие культурных и образовательных функций в городских поселениях.

Ученые выделяют несколько аспектов урбанизационных процессов, а именно:

  • отток населения из сельской местности - в города;
  • трансформация сел и деревень - в поселения городского типа;
  • формирование крупных и целостных пригородных районов расселения.

На вопросы "что такое субурбанизация, урбанизация, дезурбанизация, рурализация?" отвечает наука геоурбанистика - один из важных разделов современной общественной географии.

С понятием "урбанизация" тесно связан так называемый феномен ложной урбанизации, которая характерна для таких регионов мира, как Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. Что представляет собой ложная урбанизация. По сути, это необоснованный ничем рост городов, который не сопровождается необходимым ростом рабочих мест и развитием соответствующей инфраструктуры. В результате сельское население просто напросто "вытесняется" в крупные города. Ложная урбанизация, как правило, сопровождается всплеском безработицы и появлением в черте города так называемых "трущоб" - непредназначенных для нормальной жизни человека городских кварталов.

Уровень урбанизации в разных странах мира

Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам ежегодно готовит очередной рейтинг урбанизации стран мира. Эти исследования проводятся, начиная с 1980 года.

Уровень урбанизации - это процент городского населения к общей численности жителей той или иной страны. И он неодинаков в разных государствах мира. Так, самые высокие показатели урбанизации (если не брать во внимание карликовые государства, состоящие из одного города) зафиксированы в Катаре, Кувейте, Бельгии и Мальте. Во всех этих странах показатели урбанизации населения превышают 95 %. Также уровень урбанизации довольно высокий в Исландии, Аргентине, Японии, Израиле, Венесуэле и Уругвае (выше 90 %).

Показатель России в этом рейтинге по оценкам ООН составляет 74 %. Внизу рейтинга урбанизации расположилась Папуа-Новая Гвинея и Бурунди (с показателями урбанизации 12,6 и 11,5 % соответственно). В Европе самый низкий урбанизационный показатель характерен для Молдовы (49 процентов).

Понятие городской агломерации

Городские агломерации - это феномен, который неразрывно связан с процессом урбанизации. Это процесс объединения соседних городских населенных пунктов, в одну сложную и целостную систему. Внутри этой системы формируются устойчивые и интенсивные связи: производственные, транспортные, научные и культурные. Городские агломерации - это один из закономерных этапов урбанизационных процессов.

Существует два основных типа агломераций:

  • моноцентрические (образованные на основе одного центрального города-ядра);
  • полицентрические (скопление нескольких равнозначных городских поселений).

Для городской агломерации характерны следующие отличительные черты:

  1. Соединение центрального города с примыкающими к нему другими городами и поселениями (без значительных территориальных разрывов).
  2. Доля застроенных территорий в агломерации должна обязательно превышать процент сельскохозяйственных земель.
  3. Для любой агломерации характерны ежедневные маятниковые миграции - трудовые, учебные, культурные и туристические.

По данным ООН, на нашей планете насчитывается не менее 450 городских агломераций, в каждой из которых живет не менее одного миллиона человек. Самой крупной агломерацией в мире признана городская агломерация Токио, в которой живет около 35 миллионов человек. Странами-лидерами по общему количеству городских агломераций являются: Китай, США, Индия, Бразилия и Россия.

Городские агломерации в России

Интересно, что в России на государственном уровне не ведется никакого учета городских агломераций в пределах страны. Поэтому фактические данные по этому поводу могут несколько отличаться друг от друга.

Тем не менее, на территории России принято выделять 22 агломерации. Крупнейшими из них являются следующие (в скобках указана приблизительная численность населения):

  1. Московская (около 16 млн).
  2. Санкт-Петербургская (5,6 млн).
  3. Самарско-Тольяттинская (2,3 млн).
  4. Екатеринбургская (2,2 млн).
  5. Ростовская (1,7 млн).

Для российских городских агломераций типична высокая индустриализация территории, высокий уровень развития инфраструктуры, большое количество научно-исследовательских и высших учебных заведений. Основная часть агломераций в России являются моноцентрическими, то есть у них есть один, ярко выраженный центр, в подчинении которого находятся все остальные поселения и пригороды.

Субурбанизация: определение понятия

Теперь стоит рассмотреть и другие понятия, активно применяемые в урбанистике. Субурбанизация - это что за понятие и в чем его суть?

Этот термин вошел в активный обиход во второй половине ХХ века. Субурбанизация - это явление, сопровождающееся активным развитием пригородов - зон, расположенных вокруг крупных мегаполисов.

Ближе к концу прошлого века всё большее количество людей стало перебираться на окраины городов, подальше от шумов заводов и грязного воздуха и поближе к природным ландшафтам. В то же время такие "переселенцы" не начинают вспахивать землю и разводить курей. Они продолжают работать в городе, ежедневно тратя несколько часов, чтобы добраться к месту работы. Разумеется, субурбанизация стала возможна только благодаря развитию массовой автомобилизации.

От урбанизации - к субурбанизации!

Недавно журналом "The Economist" была опубликована любопытная статья под названием "Планета пригородов". Согласно тексту этой статьи, субурбанизация - это не что иное, как "замаскированная" урбанизация! Ведь во всем мире на сегодняшний день города и мегаполисы разрастаются исключительно за счет пригородов. Исключением "The Economist" называет лишь два современных мегаполиса - это Лондон и Токио.

И сейчас мы можем наблюдать интересную картину: если еще 30-40 лет назад окраины стали "домом" для более бедных слоев населения, то сегодня всё диаметрально изменилось. И теперь кварталы элитного жилья все чаще можно увидеть в пригородных зонах.

Что такое дезурбанизация?

Наконец, нужно разобраться с еще одним понятием. Дезурбанизация - это процесс, противоположный урбанизации (с французского "dez" - означает отрицание).

Дезурбанизация характеризуется процессами расселения населения за пределами городов. В более глобальном смысле, этот термин также означает отрицание позитивной роли города в жизни общества. Главная цель теории дезурбанизации - заключается в ликвидации всех

В заключение...

Урбанизация, дезурбанизация, субурбанизация... Все эти понятия очень тесно связаны друг с другом. Если урбанизация - это процесс повышения роли города в жизни общества, то субурбанизация - это, наоборот, отток населения в пригородные зоны.

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках - географии, экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урабанизационных процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России, остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Мировые процессы урбанизации в XX в.

Как уже отмечалось выше, урбанизация - это усиление значения городских поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени урабанизационными процессами оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном виде это проявляется в формировании и всё более широком распространении современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей видимости, охватит все человечество. Но образ жизни - это качественная характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

Количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

Численность городского населения;

Доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении XX в. представлено & табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля ^плотную приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более 20 городов и городских агломераций с численностью населения более 10 млн. человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже каждый пятый человек на Земле проживает не просто Р городе, а в очень крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек. В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей урбанизации не ожидается.

Таблица 4.1 Изменение основных показателей урбанизации в XX в.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации - рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных размеров, концентрацию населения во все более крупных городских образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее обобщенным является последний показатель, который характеризует городское население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е. отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо отдельной территории или на Земле в целом.

Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации.

1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно невелики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.

2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает сельское расселение (т. е. территория слабо урбанизирована), но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.

3. Когда уровень урбанизации достигает 50%, то городское расселение начинает преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.

4. По достижении уровня урбанизации 75% городское расселение начинает явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности - начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.

5. По достижении уровня урбанизации Ш)% территория становится практически полное -п.к» урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселении, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизиро-ванных странах (США, Германия, Франция - доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около 14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.

В начале XXI в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика, но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до 75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее и в настоящее время различия по доле городского населения хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились показатели уровня урбанизированное™ Северной и Латинской Америки, Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия показателя между этими регионами превышали "3 раза, а в середине века -1,5 раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных государств, самым крупным по численности населения из которых является Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно не благоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизиро-1нным африканским государством является Джибути, где деется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

Таблица 4.2

Уровень урбанизации регионов мира

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все регионы мира, кроме зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские поселения в слабо урбанизированных районах - как путем основания новых городов "на пустом месте", так и путем преобразования в города наиболее крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции, т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в. или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в районах близкого расположение большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа - полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров). Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и полицентрических в современном мире довольно много - преимущественно в районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают - в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) - это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация Население, млн. чел. Страна
Токио 31,0 Япония
Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото-Кобе 17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
Дели 16,7 Индия
Бомбей 16,7 Индия
Лос-Анджелес 16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Россия
Шанхай 11,9 Китай
Рейнско-Рурская 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Великобритания
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась только с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реализуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все более широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах "среднего" класса. Вслед за переселением жителей начинается перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени перемещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов.деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3-5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в

других регионах Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов Земли представлены в табл. 4.4.

И страны. Урбанизация - это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. Урбанизация сопровождается концентрацией в городах социально-экономических функций, повышением их роли во всей жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием сетей и систем расселения.

Современная урбанизация - как всемирный процесс - обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран.

Первая черта - быстрые темпы роста городского населения (табл. 22).

Таблица 22

Динамика городского населения мира в XX - начале XXI в.

Из таблицы следует, что в течение XX в. численность горожан в мире увеличилась в 13 раз! Только в 1950-1970 гг. она возросла более чем на 80%, а в 1970- 1990 гг. - почти на 70 %. В наши дни городское население растет примерно в 3 раза быстрее сельского из-за массовой Миграции в города и административного преобразования сельских поселений в городские. Эта тенденция должна сохраниться и в первой четверти XXI в. Согласно прогнозам, в 2025 г. число городских жителей превысит 5 млрд человек, а их доля в мировом населении поднимется до 61 %. Это значит, что нагрузка на окружающую природную среду еще более возрастет.

Вторая черта - продолжающаяся концентрация городского населения прежде всего в больших городах. Это объясняется характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием, развитием непроизводственной сферы. Большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к информации.

В начале XX в. в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 100 тыс. жителей), в которых проживало лишь 5 % всего городского населения. В конце 1980-х гг. таких городов стало уже 2,5 тысячи, а доля их в мировом населении превысила У3; к началу XXI в. число больших городов достигло 4 тысяч. Среди больших городов принято особо выделять крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн жителей. В начале XX в. их было всего 10, в начале 1980-х гг. - более 200, а к началу XXI в. стало примерно 400. В России в 2009 г. насчитывалось 11 городов-миллионеров.

Третья черта - «расползание» городов, расширение их территории. Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к городским агломерациям - компактным пространственным группировкам городских поселений, объединенных многообразными и интенсивными производственными, трудовыми и культурными связями. Ядрами таких агломераций обычно становятся столицы, крупные промышленные, портовые, административные и другие центры. В последнее время для характеристики крупнейших городов мира, как правило, используются данные об образованных ими агломерациях, т. к. такой подход является более правильным (табл. 23).

Многие из этих агломераций трансформировались в еще более крупные образования - мегалополисы (скопления агломераций), урбанизированные зоны.

Уровни и темпы урбанизации . При среднемировом уровне урбанизации, составляющем ныне 50 %, отдельные регионы сильно различаются по этому показателю (табл. 24).

Еще более велики различия между отдельными странами.

Таблица 23

Агломерация Млн жителей Агломерация Млн жителей
1. Токио 33,8 11. Осака 16,7
2. Сеул 23,9 12. Кол ката 16,0
3. Мехико 22,9 13. Карачи 15,7
4. Дели 22,4 14. Гуанчжоу 15,3
5. Мумбаи 22,3 15. Джакарта 15,1
6. Нью-Йорк 21,9 16. Каир 14,8
7. Сан-Паулу 21,0 17. Буэнос-Айрес 13,8
8. Манила 19,2 18. Москва 13,5
9. Лос-Анджелес 18,0 19. Пекин 13,2
10. Шанхай 17,9 20. Дакка 13,1

Таблица 24

Уровень урбанизации по регионам мира в 2008 г.

Высокоурбанизированными могут считаться те страны, где доля городского населения превышает 50 %. В эту группу входят фактически все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %, например Великобритания, ФРГ, Швеция, Австралия, Аргентина, ОАЭ.

Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство развивающихся стран Азии (Китай, Индия, Индонезия и др.), Африки (Египет, Марокко, Нигерия и др.) и некоторые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала и др.).

Слабоурбанизированные страны - это страны, где доля городского населения ниже 20%. В нее входят наиболее отсталые страны мира, преимущественно в Африке. В некоторых из них (Бурунди) в городах живет менее 10 % всех жителей.

Различия в уровне урбанизации между развитыми и развивающимися странами весьма велики: соответственно 75 % и 42 %. Совершенно иное положение складывается с темпами урбанизации. В экономически развитых странах мира и в некоторых развивающихся странах Латинской Америки, где уровень урбанизации очень высокий, доля городского населения либо вообще не растет, либо растет медленно. В развивающихся странах, напротив, в последние десятилетия происходит настоящий «городской взрыв»: здесь быстро растет как число городов, так и их людность. Например, в 1990 г. в Азии было уже 115 агломераций- «миллионеров», в Латинской Америке - 40, в Африке - 24. Из таблицы 23 следует также, что развивающиеся страны уже вышли в лидеры и по числу сверхбольших агломераций. Если в 1950 г. из 20 крупнейших агломераций мира только 7 находились в развивающихся странах, то в 2005 г. - уже 15 (в том числе 6 из них входили в первую десятку).

В результате общая численность горожан в этой группе стран увеличилась с 304 млн человек в 1950 г. до 1,9 млрд человек в 2005 г., или в 6,7 раза, а в 2010 г. скорее всего превзойдет 2,5 млрд человек. Уже в 1975 г. численность горожан в развивающихся странах превысила их численность в развитых странах, а к 2005 г. этот перевес увеличился до 1 млрд человек.

При этом, однако, нужно учитывать, что рост доли городского населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки намного опережает реальное развитие этих стран. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные, где подобные мигранты пополняют ряды обездоленных людей, живущих в нищете. Поэтому такой тип урбанизации иногда называют «ложной урбанизацией».

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Объясните понятие «демографический взрыв». Где и почему он получил распространение?
2. Что называют воспроизводством (естественным движением) населения? Охарактеризуйте первый и второй типы воспроизводства населения и особенности их распространения.
3. Что входит в понятие «качество населения»?
4. Назовите крупнейшие народы мира.
5. Дайте краткую характеристику мировых религий и назовите число их приверженцев.
6. Покажите по карте наиболее и наименее заселенные районы мира и объясните причины их возникновения. Расскажите о контрастах показателя плотности населения, относящихся к крупным регионам и странам.
7. Охарактеризуйте географию современных международных миграций населения.
8. Какие существуют формы городского и сельского расселения?
9. Приведите примеры высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран и объясните закономерности их размещения.
10. Назовите крупнейшие города мира.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Рекомендуем почитать

Наверх