Классификация игровых технологий в доу. Методическая разработка на тему: Игровые технологии в ДОУ

Техника для сада 10.10.2019
Техника для сада

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Игровая технология


Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому". Мария Монтессори итальянский педагога и психолога ()




Зайцев Николай Александрович (р.1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга Автор пособия "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.


Вадимович Воскобович инженер-физик, российский изобретатель и авторов развивающих игр для детей. Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».


Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.



Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер () разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.



Глен Доман американский врач- нейрофизиолог (1920 г.р.) Филадельфия Основатель Института достижений человеческого потенциала. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой. Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.



Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме



Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.



Достоинства игровых технологий игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре.

Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С., советский педагог и писатель

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребёнка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое и критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих профессий и занятий

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает на своём примере, как и что нужно делать

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр Примеры игр
Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного
  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.
  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу - мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.
Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.
Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу
  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.
  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.
  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.
Развивающие коммуникативные способности «Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.
Диагностические игры Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Пример упражнения на развитие техники речи и логики: ребёнку нужно определить, какое изображение больше подходит к предложенному слову

Видео: коммуникативная игра «Море волнуется раз» с подробным описанием

https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU Video can’t be loaded: Утренний эфир / Игра «Море волнуется раз» (https://youtube.com/watch?v=3Xgn2RkK9fU)

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, - это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Игрушка «Домик» помогает младшим дошкольникам развивать мелкую моторику, навыки счёта, логическое мышление

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.
    • Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).
    • Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).
    • Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).
    • А какой врач может дать справку? (Педиатр).
    • Больница находится далеко? (Да).
    • Как нам до неё добраться? (На автобусе).
    • На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).
  2. Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).
  3. Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).
  4. Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).
  5. В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).
  6. Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).
  7. Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.

Игровые технологии в работе психолога

Дошкольный возраст - чрезвычайно важное время для формирования детской личности, и участие психолога в воспитательно-образовательном процессе необходимо для соответствия учебному процессу условиям ФГОС ДО. Основной же задачей педагога-психолога в ДОУ является развитие личности ребёнка. В работе этого специалиста игра выполняет следующие функции:

  • коммуникативную, освоение ребёнком умения общаться;
  • игротерапевтическую, помогает преодолевать трудности;
  • диагностическую, помогает выявить отклонения от нормального поведения, а также способствует процессу самопознания ребёнка в процессе игры;
  • социальную, помогает ребёнку усвоить общественные нормы и включиться в систему социального взаимодействия;
  • коррекционную, что выражается в положительных изменениях личностных показателей (доброта, отзывчивость, честность и др.).

Игры с песком помогают дошкольникам преодолеть свои страхи, расслабиться и стать увереннее в себе

Тактика работы психолога с воспитанником ДОУ должны выстраиваться так, чтобы ребёнок в игре мог воспроизвести те действия и ситуации, которые являются объектом его волнения (например, проблемы в семье). В статье Шведовской А. А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании можно познакомиться с интересным исследованием, которое будет полезно педагогам-психологам в ДОУ для практического применения. Также интересную картотеку игр составила педагог-психолог из Санкт-Петербурга Суханова М. А.

Игровые технологии в работе логопеда

Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т. п.

Ягольник А. А. Игровые технологии в работе логопеда

https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/ighrovyie_tiekhnologhii_v_rabotie_loghopieda

Видео: игровые приёмы в работе логопеда

https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе логопеда. (https://youtube.com/watch?v=R_O3aJ2pbDw)

Игровые технологии в работе дефектолога

На занятиях педагога-дефектолога игра также является неотъемлемой частью обучающей деятельности. Она помогает провести диагностику нарушений детей: значительные выводы о здоровье ребёнка можно сделать, наблюдая за его поведением в игре, отношением к игрушкам и другим детям. Для интеллектуального развития ребёнка крайне важны умения следовать правилам, использовать различные игрушки по назначению (и придумывать для них новые возможности), в старшем дошкольном возрасте - умение играть заданную роль и выстраивать сюжет игры. Желательно, чтобы в кабинете дефектолога были возможности для использования элементов Монтессори-педагогики: игры на развитие сенсорного восприятия свойств предметов (цвет, форма, размер и т. п.), игры на развитие зрительного и слухового анализаторов, игры, имитирующие исполнение трудовых функций, конструирующие игры с сюжетом и др.

Персонажи сказки «Колобок» могут быть собраны из конструктора в процессе изучения темы домашних и диких животных

Видео: игровые приёмы в работе с «неговорящими» детьми

https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw Video can’t be loaded: Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми (https://youtube.com/watch?v=OROmbj6Qwjw)

Игровые технологии по экологии в детском саду

Экологическое образование в работе с дошкольниками стало крайне важным после появления постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм.

Игровой набор позволяет детям формировать городскую среду, продумывать расположение объектов, а также придумывать приключения для жителей городка

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

В моей практике интересные результаты показала игра «Помоги малышу вернуться домой». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми существами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, щенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб (щука, ёрш, карась). Игра была предложена подготовительной группе детей. Любопытным наблюдением было то, что многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой.

Игровые технологии в патриотическом воспитании

Воспитание любви к Отечеству является одной из значимых задач в системе образования. Для дошкольников это чувство проявляется в познавательном интересе к национальным праздникам и традициям, уважении культуры своей страны, желании беречь достижения и ценности своего народа. Для этого можно применять дидактические игры на разучивание фольклора, изучение истории своей улицы и города, а также природы родного края.

Со старшими дошкольниками проводили интересную игру «Собери из фрагментов Герб Санкт-Петербурга» для закрепления знаний о символах города и развития логического мышления. Картинка состояла из 16 кусочков. По итогам сбора ребятам нужно было кратко описать словами элементы герба и рассказать об их значении.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Видео: театральная постановка «На привале» к празднику 9 Мая

https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc Video can’t be loaded: Театральная постановка На привале МАДОУ 364 (https://youtube.com/watch?v=DgOB5zPplAc)

Игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

  • просмотре спектаклей и беседе по ним;
  • участии детей в играх-драматизациях;
  • коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;
  • отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Постановка сказки помогает детям не только лучше запомнить содержание, но и прочувствовать эмоции и характер персонажей

Видео: музыкально-театрализованная деятельность в детском саду

https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o Video can’t be loaded: Музыкально -театрализованная деятельность в детском саду (https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o)

Проведение занятия с использованием игровых технологий в ДОУ

Продолжительность занятия в детском саду зависит от возраста воспитанников и может составлять от 10–15 минут в младших группах до 25–30 минут в старшей и подготовительной.

Временной план занятия

Для всех видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) временной план занятия можно разделить на 4 основных блока:

  1. Введение (до 3 минут). На данном этапе можно использовать игрушки или короткие игры в качестве мотивационного начала занятия. Хорошо подходит мотив помощи: задание детям даёт воспитатель от имени игрушки или сказочного персонажа, который попал в сложную ситуацию. Например, в начале художественного занятия к ребятам приходит Иван Царевич и рассказывает, что ему необходимо раздобыть чудесную птицу, но он понятия не имеет, как она выглядит. Дети должны помочь ему её отыскать. Далее воспитатель предложит рассмотреть картинки с птицами, изображёнными в разных стилях живописи и самим нарисовать их. Другой пример: на занятии по теме «Пара» (цель - уточнить понимание детьми понятия пары как двух предметов, имеющих общие признаки) детям предлагается помочь кукле Маше собраться на прогулку. Воспитатель выводит на слайд картинки с одним носком, одной варежкой, одним ботинком и спрашивает детей, чего же не хватает, чтобы Маша пошла гулять. Малышам нужно догадаться, что у изображённых предметов не хватает пары.
  2. Основной блок (до 15 минут). Во время подачи нового материала также не стоит пренебрегать играми. На занятии по развитию речи можно дать воспитанникам подготовительной группы задание по составлению слов из фишек с буквами. Также короткие игры стоит использовать во время физкультминуток для разминки (например, пальчиковые игры или подвижная игра «Третий лишний»).
  3. Закрепление (до 10 минут). Благодаря разнообразным играм на отработку изученного навыка материал урока намного лучше откладывается в памяти ребёнка. Например, для подготовительной группы хорошо подойдёт игра «Обратный счёт» на занятии по формированию элементарных математических представлений: дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, при этом называя число (например, 10). Этот ребёнок должен назвать число меньше на один и передать мяч другому обучающемуся.
  4. Заключение (до 2 минут). На этапе подведения итогов занятия важно похвалить детей за их активность и любознательность, проговорить итоги игр, вклеить детям в дневники достижений (если таковые ведутся) поощряющие наклейки, ведь для дошкольников это во многом заменяет оценивание за счёт игровой формы.

В завершении занятия можно выполнить игровой ритуал дружбы, что способствует сплочению воспитанников

Таблица: пример конспекта занятия по игровым технологиям «Поможем гномам» в средней группе (фрагмент)

Автор Захарова Н., воспитатель МАДОУ ДСКН №6, г. Сосновоборск, Красноярский край.
Цель Обобщение полученных знаний по ФЭМП.
Задачи
  • Учить классифицировать по трём признакам: цвет, форма, величина;
  • закрепить счёт до четырёх;
  • развивать умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • формировать и развивать умение работать сообща в командах;
  • формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход занятия Упражнение на рабочий настрой «Мы стоим рука в руке…». Дети становятся в круг, взявшись за руки.
  • Мы стоим рука в руке,
    Вместе мы - большая сила.
    Можем мы большими быть, (Поднимают руки вверх)
    Можем маленькими быть, (Приседают)
    Но никто один не будет. (Исходное положение).
  • Что вам понравилось?
  • Что было труднее всего выполнить?

Марина Алексеевна Гаврильченко

Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Для успешного развития детей дошкольного возраста актуальны игровые технологии .

Раньше в ДОУ проводились занятия в урочной форме с использованием игровых элементов . Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений , которые тесно переплетаются в зависимости от темы.

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик , объединенных одной темой.

Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

В работе с детьми в нашем ДОУ используются традиционные печатные настольные игры (лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д., а так же элементы современных игровых технологий .

Методика Марии Монтессори.

Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию. Она интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.)

Мы знаем, что маленькие дети учатся, совершая какие-либо действия. В то время, когда взрослый может научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию. Ребенок же всему обучается практически только через собственное действие.

В данной методике весь дидактический материал можно разделить на пять зон :

Зона практической жизни (здесь дети учатся обслуживать себя и окружающих) ;


В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.) В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние;


Математическая зона объединяет материалы, помогающие ребенку усвоить математические операции (сложение, вычитание, деление, дроби) ;


В языковой зоне дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку всегда доступны карандаши, сборный алфавит, магнитная доска, буквы различной величины.


В космической зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры, с историей культуры разных народов.


Данная методика не ограничивает рабочее пространство. Воспитанники могут перемещать игрушки.


Однако стоит помнить, что каждая игра заканчивается уборкой, т. к. порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.


Так же в нашем ДОУ применяют элементы игровой технологии Никитиных . Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов)

Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.

Ниболее популярны в нашем ДОУ такие игр, как «Сложи узор» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» .

Игра «Сложи узор» включает в себя 16 кубиков одного размера, каждая из граней которых покрашена в синий, белый, желтый и красный цвет, а оставшиеся две грани имеют диагональное разделение (желто-синее и красно-белое)


Игра «Уникуб» состоит из 27 кубиков. Каждая из граней покрашена в желтый, синий и красный цвета. В итоге должно получитья по 54 грани красного, желтого и синего цвета.


Эта игра больше рассчитана на старший дошкольный возраст. Благодаря этой игре в будущем ребенку легко будет освоить такие науки, как математика и черчение.

Игра «Сложи квадрат» выглядит, как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собрать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.


Как правило, сначала требуется активное участие взрослых, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. При этом нельзя ему подсказывать, надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если у ребенка не получается, то следует упростить задание, либо временно оставить эту игру.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех цветов (синий, красный и желтый)


Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со взрослым.

Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.

Можно использовать специальный вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с блоками произвольно.

Параллельно с блоками Дьенеша в ДОУ используются палочки Кюизенера . Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см.


Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие» . Они помогают ребенку научиться :

Различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху) ;

Осознать математические понятия («число» , «больше» , «меньше» , «столько же» , «фигура» , «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

Осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

Освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

К сожалению, готовое пособие очень дорогое, поэтому воспитатели изготовили это пособие из двухстороннего картона.

Не могу не отметить дидактические игры Воскобовича.

На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. В нашем ДОУ применяются игры «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича, которые воспитатели сделали своими руками.

Игра «Геоконт» представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 канцелярских кнопок.


Игра «Квадрат Воскобовича» представляет собой гибкое поле, на которое приклеено 32 треугольника двух или четырех цветов.

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком.


Эта игра учит конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Методика Сегена представляет дидактические кубы, доски с вырезанными на ней окошками.


В эти прорези вставляются различные вкладки. Нами используются как купленные пособия по методике Сегена, так и сделанные своими руками.


Изготовлены они из различного материала. Но хотелось бы подробнее остановиться на таком интересном материале, как фоамиран. Это достаточно новый материал, в состав которого входит винилацетат, который представляет собой вспененную резину, еще его называют пластичной замшей.


Из этого материала изготовлены такие пособия, как шнуровки, доски Сегена, игра «Собери квадрат»

Палитра цветов позволяет фантазировать. Этот материал хорошее подспорье такому материалу, как фетр. Он значительно дешевле.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий , положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью : на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Игровые технологии в детском саду Выполнила: Воспитатель МАДОУ КВ Д/С «Светлячок» п. Любохна Дятьковского района Брянской области Максимова Т. Е 2013год


Игровые технологии в детском саду. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.» Фридрих Фребель. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.


Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. В соответствии с ФГТ презентация опирается на научные принципы построения.


Виды технологий: «Здоровьесберегающая» технология Развивающая технология Технология «Проблемного обучения» Технология «Марии Монтессори». «Игровая» технология и др.


Основные требования (критерии) технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость


«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенчиским навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.


Классификационные параметры игровых технологий. По уровню применения-все уровни По философской основе-приспосабливающаяся По основному фактору развития-психогенные По концепции усвоения опыта-ассоциативно-рефлекторные По ориентации на личностные структуры По характеру содержания По типу управления По организационным формам По подходу к ребёнку-свободное воспитание По преобладающему методу-развивающие, творческие, поисковые По направлению модернизации-активизация По категории обучаемых-массовая, все категории


Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические:расширение кругозора,познавательная деятельность,формирование определённых умений и навыков,развитее трудовых навыков. Воспитывающие:воспитание самостоятельности,воли,сотрудничества,колликтивизма,коммуникативности. Развивающие:развитие внимания,памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопостовлять, находить анологии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.


Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Функции игры: развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная: всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития


Группы игр: Деление по виду деятельности физические(двигательные) По характеру педагогического процесса Обучающие, тренировачные,обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие,репродуктивные,коммуникативные,диагностические. По характеру игровой методики предметные, иммитационные,сюжетные,ролевые,игры-драматизации По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии Игровая среда: игры с предметами,без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с ТСО, с различными средствами передвижения.


Игровая технология-строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


Игровые технологии в образовательном процессе взрослому необходимо обладать: доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрение любой выдумки и фантазии ребёнка.


Особенности игровых технологий: Труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.


Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.


Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.


С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление


Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.


Список литературы: Елена Синякова « Игровые технологии в ДОУ» Валитова И.Е «Психология развития ребёнка дошкольного возраста» Некоз И.Л «Развиваем личность ребёнка в игре»


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Консультация для воспитателей

Воспитатель
Мокан Галина Васильевна

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Ее задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно – познавательной направленностью.
Виды педагогических игр разнообразны.
Они могут различаться:

  1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;
  2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
  4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
  5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.


Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Ее значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;
Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и использует ее в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например: в образовательной деятельности «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же».
В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было» и др.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б.П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Используя технологии развивающих игр Никитина воспитателю удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Воспитатель в игре решает сразу несколько проблем связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Однако одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалисты в сфере раннего обучения ИКТ воспитатель использует через игру.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование воспитателем ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.
Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.



Рекомендуем почитать

Наверх