Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. Картотека (старшая группа) на тему: Игры и упражнения направленные на социально- коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

Элементы декора 10.10.2019
Элементы декора

МБДОУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко»

Тема проекта

«Игра как средство

социально-коммуникативного

развития детей

дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС»


Воспитатель: Жанна Викторовна Алюшина.



АКТУАЛЬНОСТЬ

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.


НОВИЗНА моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.

ЦЕЛЬ:

помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста; приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.; развить коммуникативные навыки.


ЗАДАЧИ:

1.Формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2.Формирование основ собственной безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3.Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5.Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.


ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

выстраивание индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;

развитие компетенций педагогов в работе по ФГОС в социально-коммуникативном развитии дошкольника.


Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

(стр.6 ФГОС подпункт 2.6)


ПРОБЛЕМА.

Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми.

У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.


Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

Диалоговые, коммуникативные навыки:

Социальные навыки:

  • вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
  • невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
  • умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
  • умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ:

  • недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;
  • неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.);
  • отсутствием умения управлять своим поведением;
  • наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению).

ГИПОТЕЗА

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.


Роль воспитателя в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр.

Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно

нём участвовать.

Учить детей сообщать, передавать

информацию

в процессе межличностного общения.

Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.


Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.


КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР.

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

Обучающие игры

  • Сюжетно -дидактические;
  • Подвижные;
  • Музыкально – дидактические;
  • Учебные.

Игры-экспериментирования

Тренинговые игры

  • Игры с природными объектами;
  • Игры с игрушками;
  • Игры с животными.
  • Интеллектуальные;
  • Сенсоматорные;
  • Адаптивные.

Досуговые игры

  • Интеллектуальные;
  • Игры - забавы;
  • Театрализованные;
  • Празднично – карнавальные;
  • Компьютерные.

Сюжетные игры

  • Сюжетно - ролевые;
  • Режиссёрские;
  • Театрализованные.

Досуговые игры

  • Игрища;
  • Тихие игры;
  • Игры – забавы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Как игра повлияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников?


СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.

Магазин




Дочки-матери

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.


ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ.

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.


НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.


ВЫВОДЫ:

  • Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
  • При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

Список литературы

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)

3. «Из детства - в отрочество.

Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»

Т.Н. Доронова, Л.С.Голубева, Т.И.Гризик. (Москва 1997г.)

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.


Игры по социально-коммуникативному

развитию старших дошкольников

«Рассказ про школу»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила : Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Ход : Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

«Вежливые слова»

Цель : развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход:: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне, позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

«Знакомство»

Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.

Описание игры : С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке?

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

«Баба Яга»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: -

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

«Волшебные очки»

Цель:

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».

«Конкурс хвастунов»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила:

Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.

Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».

«Волшебная нить»

Цель : Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход : Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Добрые волшебники»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.

«Комплименты»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплементы своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Кто сказал»

Цель :

Правила

Ход: Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.

«Радио»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила :

Ход : Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, серёжки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Ожившие игрушки»

Цель : переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила: запрещение разговора между детьми.

Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от неё, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.

«Общий круг»

Цель : переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.

Правила : запрещение разговора между детьми.

Ход: Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Переходы»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила: Быть максимально сосредоточенным.

Ход: А) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним с права, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить. Б) Задание то же, но дети должны поменяться по цвету глаз.

«Зеркало»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила : Быть максимально сосредоточенным.

Ход: Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы могли узнать, как вы сегодня выглядите, идёт ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдётся? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причёсывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторить все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем!» Воспитатель встаёт в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

«Упрямое зеркало»

Цель

Правила: Быть максимально сосредоточенным.

Ход: Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, вы просыпаетесь утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно - опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно - другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребёнка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. После этого дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

«Запрещённое движение»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила : Быть максимально сосредоточенным.

Ход : Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

«Царевна- Несмеяна»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила : Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть каждый подойдёт к Царевне- Несмеяне и постарается утешить её и рассмешить. Царевна изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку у царевны». Затем дети меняются ролями.

«Если бы я был королём»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила : Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут всё? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королём, то подарил бы тебе.». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарить красивую куклу? - а вот если летающий корабль. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королём и подарить своему соседу ваш собственный подарок».

«Слушай хлопки»

Цель . Развитие внимания, произвольности поведения.

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»

Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.

Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

«Что слышно»

Цель . Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий : взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.

Четыре стихии”

Цель. Развитие внимания.

Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся - выходит из игры.

Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».

Горячий мяч”

Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Игры по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников
«Рассказ про школу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Правила: Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Ход: Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход:: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.
«Знакомство»
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.
После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке?
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
«Баба Яга»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)«Веселые человечки»
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно -
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки: -
Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
«Волшебные очки»

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».
«Конкурс хвастунов»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы с вами проведём конкурс хвастунов.
Выиграет тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом».
«Волшебная нить»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Добрые волшебники»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.
«Комплименты»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплементы своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Кто сказал»


Ход: Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.
«Радио»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, серёжки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдёт к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
«Ожившие игрушки»
Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила: запрещение разговора между детьми.
Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от неё, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.
«Общий круг»
Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.
Правила: запрещение разговора между детьми.
Ход: Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
«Переходы»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: А) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним с права, на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить. Б) Задание то же, но дети должны поменяться по цвету глаз.
«Зеркало»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы могли узнать, как вы сегодня выглядите, идёт ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдётся? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причёсывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторить все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем!» Воспитатель встаёт в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.
«Упрямое зеркало»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, вы просыпаетесь утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно - опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно - другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребёнка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. После этого дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.
«Запрещённое движение»
Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.
Правила: Быть максимально сосредоточенным.
Ход: Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.
«Царевна- Несмеяна»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Пусть каждый подойдёт к Царевне- Несмеяне и постарается утешить её и рассмешить. Царевна изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку у царевны». Затем дети меняются ролями.
«Если бы я был королём»
Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут всё? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королём, то подарил бы тебе.». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарить красивую куклу? - а вот если летающий корабль. Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королём и подарить своему соседу ваш собственный подарок».
«Слушай хлопки»
Цель. Развитие внимания, произвольности поведения.
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»
Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.
Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.
Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.
«Что слышно»
Цель. Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.
Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.
Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.
Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.
“Четыре стихии”
Цель. Развитие внимания.
Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся - выходит из игры.
Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».
“Горячий мяч”
Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.
Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.
“Фигуры”
Цель. Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.
Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.
Комментарии: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.
Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.
“Полет бабочки”
Цель. Развитие внимания, выразительности движений.
Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.

Коммуникативные дидактические игры тренингового характера способствуют преодолению трудностей в общении. Важно только опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.

«Змей Горыныч»

Цель коммуникативной дидактической игры: дать детям представление о том, что в каждой проблемной или конфликтной ситуации есть несколько вариантов (или стилей) поведения, учить их находить выход из различных ситуаций, гибко изменяя стиль поведения.

Оборудование: игрушка Змей Горыныч.

К детям прилетает Змей Горыныч (мягкая игрушка). Это необычный Змей Горыныч, все головы у него разные. Одна голова очень добрая - Добруля, другая очень злая - Злюка, а третья голова - Задавака, потому что она очень любит задавать детям вопросы.

В ходе игры воспитатель предлагает детям различные проблемные и конфликтные ситуации, которые по-разному разрешают Добруля и Злюка, а Задавака задает детям вопросы, выясняет, как бы поступили они в данной ситуации. Важно, чтобы дети не просто описывали свои действия, а демонстрировали их, показывали, что и как они сделают. Ситуации, к примеру, могут быть такими.

Ситуация 1. Ссорятся двое детей из-за новой игрушки. Добруля говорит, что отдала бы игрушку другому ребенку, ведь ему так хочется поиграть. Злюка утверждает, что ни за что бы не уступила, ведь ей самой тоже очень нравится игрушка и хочется с ней играть. Задавака задает вопрос: «А как бы поступили вы?»

Ситуация 2. Дети чистят зубы, а у одного ребенка нет зубной щетки…

Добруля отдала бы свою зубную щетку этому ребенку».

Злюка ни в коем случае не отдала бы щетку, она ей и самой нужна, да к тому же зубная щетка - предмет индивидуального пользования. Так что ни за что и никогда! Задавака выясняет у детей, как бы поступили они.

Со временам роли Добрули, Злюки и Задаваки могут исполнять дет. Можно даже организовать командную игру. Команды Добрули, Злюки и, например, Мудрули обсуждают и высказывают свои точки зрения, демонстрируют поступки.

«Испорченный, телефон»

Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.

Вариант 1. Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.

Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.

Коммуникативная дидактическая игра «Просьба»

Оборудование: игрушки.

Вариант 1. Дети стоят в кругу, а один ребенок с игрушкой в руках - в центре круга. Дети по очереди просят его дать им поиграть с игрушкой. Игрушку получает тот, кто, по мнению водящего, лучше всего высказал просьбу. При этом водящий должен объяснить, почему он отдал игрушку именно этому ребенку.

Вариант 2. Дети делятся на пары. У одного - игрушка, а второй должен уговорить его дать поиграть с ней. Затем дети меняются парами и ролями. Далее нужно выяснить, почему кому-нибудь не дали игрушку.

«Отказ»

Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.

Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.

Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.

«Приглашение»

Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.

Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе-мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр.» - «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.

«В кругу симпатий»

Цель: развивать способность видеть положительные качества сверстников и делать им комплименты

Оборудование: мяч.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты.». Детям, стоящим или сидящим в кругу, воспитатель объясняет правила игры: игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и т. д.

«Волшебное кресло»

Цель: учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать свое к ним.

Оборудование: «волшебное кресло».

Дети по очереди садятся на «волшебное кресло». Как только ребенок садится в кресло - «высвечиваются» его достоинства, внешние и внутренние. Дети описывают хорошие качества ребенка (по очереди), высказывая свое доброе отношение в таких выражениях «Мне нравится, что…», «Я всегда рад видеть ее, потому что…», «Мне приятно, когда она …» и т. п.

«Магнитофон»

Цель: формировать умение в доброжелательной форме высказывать пожелания другим людям, учитывая их индивидуальность, желания, стремления.

Оборудование: магнитофон.

Игроки высказывают свои пожелания сверстникам, близким, друзьям, знакомым, персонажам сказок и мультфильмов (Красной Шапочке, Серому Волку, Незнайке, Карабасу Барабасу, Карлсону, Малышу и т. п.), чтобы записать их на магнитофон и отправить адресату.

«Поздравления и пожелания»

Цель: воспитывать желание доставлять радость окружающим своими поздравлениями и пожеланиями; высказывать их, соблюдая нормы речевого этикета.

Вариант 1. Участники игры делятся на две команды. Игроки одной команды будут «поздравляющими», игроки другой - «желающими». Они образуют пары. По сигналу первый игрок произносит поздравление, а второй дополняет его пожеланием. Например, «Поздравляю с Новым годом!», - «Желаю счастья в Новом году!»

Поздравления и пожелания произносятся парами по очереди. Можно выбрать наиболее удачные поздравления и пожелания, ведь каждый должен придумать что-то свое, не повторяясь.

Вариант 2. Проводится концерт по заявкам. Каждая пара после поздравлений и пожеланий исполняет для кого-либо концертный номер: дети поют, танцуют, читают стихи.

«Помогай»

Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать ее, соблюдая все правила речевого этикета.

Дети идут друг за другом по кругу со словами:

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Всем и каждому помог

Помогай чем только мог.

Один из детей - Помогай - идет внутри круга в противоположном направлении. По окончании текста дети останавливаются. Тот ребенок, рядом с которым остановился Помогай, демонстрирует какое-либо действие (подметает пол, забивает гвозди, несет тяжелое ведро, стирает, поливает грядки, красит забор и т. д.). Помогай должен угадать, что он делает, и предложить свою помощь, обращаясь к ребенку по имени и придерживаясь правил вежливости. Ребенок с благодарностью принимает помощь и сам становится. Помогаем.

«Волшебные заросли»

Цель: формировать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения, вербальными и невербальными.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями», (всеми остальными участниками игры). «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут раздвинуться и пропустить участника в центр круга, если он говорит хорошие слова, а могут и не пропустить, если их «просят плохо». Затем следует обсуждение, когда и почему водоросли расступились, кого пропустили, а кого - нет.

Ульянова Александра Анатольевна
Игры на социально-коммуникативное развитие.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

1. Игра «Пиктограммы» .

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог : «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так : «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» . Ребенок ловит мячик и говорит : «Я радуюсь, когда….» , затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит : «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

3. Упражнение «Способы повышения настроения» .

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4. Игра «Лото настроений» . Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор : рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор : белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

5. Игра «Испорченный телефон» . Все участники игры , кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры .

После этого ведущий опрашивает всех участников игры , начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игры на развитие коммуникативных способностей

1. Игра Слепец и поводырь

Цель : развить умение доверять , помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары : “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

2. Игра Вежливые слова

Цель : развитие уважения в общении , привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

3. Игра Коврик примирения

Цель : Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения» , чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

4. Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало» , которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

5. Игра «Веселая сороконожка»

Цель : развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

6. Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

7. Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра» , «кто любит сладкое» итак далее.

8. Игра «Ау!»

Цель : развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих : 5-6 человек.

Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ИГРЫ НА СПЛОЧЁННОСТЬ , СОТРУДНИЧЕСТВО

1. Игра «Клубочек»

Материалы : клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.

Когда песенка заканчивается - все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

2. Игра «Паровозик»

Ход игры . Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик» , преодолевая различные препятствия : едет по мостику, через кочки.

3 Игра «Здравствуй друг»

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами : «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

4 Игра «Добрые волшебники»

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : "В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль "заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

5 Игра «Аплодисменты по кругу»

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

1 Игра Игра : «Знакомство»

Цель : Обучение вежливому приветствию.

Вступление : Как мы говорим : «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека) .

Ход игры : разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

2 Игра Игра : «Разговор по телефону»

Цель : формирование культуры ведения диалога.

Ход игры : разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

1 Игра СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры : В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель : дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель : а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

2 Игра КОВРИК МИРА

Цель : научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры : для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель : ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира» , а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре) . Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани : «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т. к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения :

1. почему так важен для нас «коврик мира» ?

2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

3. почему недопустимо применение в споре насилия?

4. что вы понимаете под справедливостью?

3 Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита» ). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

4 Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» .

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее.» , - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игры по формированию доброжелательных отношений

"Жизнь в лесу"

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию :"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. ". Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно , следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы"

Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.

Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.

"Ожившие игрушки"

Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель :"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать , кто какую игрушку изображал"

Рекомендуем почитать

Наверх