Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш. Правописание ЖИ - ШИ

Обустройство участка 23.09.2019
Обустройство участка




- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: « Сказочный лес».


Цель:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]
- определять позиции звука в словах;
- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.


Оборудование: картинки, мольберты, елки, мяч, кубики, конверт, заяц.


Ход занятия:

1. Организационный момент:
Послушайте слова: шишка, шепот, шорты, шум, шкаф. Как вы думаете какой звук повторяется во всех словах? ([Ш]) Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ш]. Садитесь, к нам в гости сегодня пришел Зайчишка. А я знаю историю про Зайчишку-огородника.


Это случилось в лесу. Скакал по лесу зайчишка, а на кустиках только-только начали появляться листочки, голодно зверям лесным. И вспомнил зайка, что люди сами еду выращивают и решил тоже огород посадить. Взял лопату и пошел на поляну.

Упражнение «Лопатка»


Копает и вдруг слышит, кто-то шипит:
- Эй, зайчишка, ты чего делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду вырастить.
Змея подняла голову, осмотрела все и похвалила зайчишку.

Упражнение «Веселая змейка»


Вдруг мимо ежик бежит, и видит грибок засушенный.

Упражнение «Грибок».

Упражнение «Вкусное варенье».


Все лето зайка ухаживал за огородом, вырастил столько много капусты, что пришлось лошадку вызывать, чтобы урожай увезти.
Упражнение «Лошадка»

Все звери были довольны, только змея зашипела громко и сердито, потому что она капусту не ест: ш-ш-ш-ш, а потом тихо: ш-ш-ш-ш.
Уползла змея и звук [Ш] с собой забрала. Расстроился зайка, теперь он стал не зайчишка, а зайчика. Давайте поможем отыскать звук [Ш]. Но змея отдаст его только тогда, когда вы выполните ее задания. А для этого мы отправимся в сказочный лес.


Сначала потренируемся слышать звук [Ш].
1. Я буду называть слова и если вы услышите [Ш], пошумите погремушкой.
Возьмите погремушки. Шуметь, картошка, шуба, автобус, шоколад, сыр, вишня, дом, шорты.


2. Вижу, вы готовы и мы отправляемся в путешествие, садимся в поезд и поехали:
По-шел, по-шел, по-шел. Приехали.
Послушайте, как шумят деревья и повторите:
Ши-ша-шу аш-ош-уш
Шта-што-шту шка-шки-шку
Аша-ошо-ушу ишк-ашк-ошк


3 . Посмотрите, змея мяч оставила на поляне и хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи слово». Я говорю начало слова, а вы добавляете слог «ШКА».

Мы - шка нору - шка
Лягу - шка кваку - шка
Матре - шка неваля - шка
Карто - шка Анто - шка
Ми - шка зайчи – шка


4. Физминутка:
Мы по лесу шли-шли,
Много шишек нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка -
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.


5 . Посмотрите, елочки стоят без шишек, шишки вот лежат, но они не простые, а с картинками. Отберите картинки, в названии, которых есть звук [Ш]. А теперь надо повесить шишки на елки: (Шар, шарф, шкаф, каша, крыша, лягушка, карандаш, камыш, финиш, каштан, катушка, брошь, шина).
- на первую елку картинки, в которых звук [ш] в начале слова;
- на вторую елку картинки, в которых звук [ш] в середине слова;
- на третью елку картинки, в которых звук [ш] в конце слова.


6. А вот змея письмо оставила с заданием: Назовите картинку так, чтобы появился звук «Ш»:

Домик - домиШка Заяц- зайчиШка
Орехи - ореШки Горох-гороШек
Петух - петуШок Хлеб – хлебуШек
Корова-коровуШка
Гнездо-гнездыШко
Рыба-рыбеШка

7. Есть у белочки дупло
Там уютно и тепло.
В дупле белочка без спешки
Грызет вкусные орешки.
Белочка убежала, а орешки оставила, отдадим их белочке. Для этого вы должны вспомнить и назвать слова со звуком «Ш». Называйте слово и поднимайтесь на следующую ветку.


8 . Звук [Ш] мы с вами вернули Зайке и стал он опять Зайчишка. Благодарит вас он, но мне жалко его, потому что ему жить негде. Давайте поможем ему построить дом. А стены у домика должны быть из картинок со звуком [Ш].


9. Ребята, вы звук [Ш] нашли, а есть еще буква [Ш]. Чем отличается звук от буквы. Звук мы слышим и говорим, букву видим и пишем. Покажите Зайчишке букву [Ш]. Выложите на листочке.


Молодцы! Все задания выполнили и зайчишка доволен и змея вас хвалит, и приготовили они для вас угощения. Что у меня в руках? (Мешочек) А в мешочке? (орешки) Сколько орешков? (шесть) Возьмите поровну.
Какой звук мы сегодня искали? ([Ш])
Какое задание змеи вам запомнилось?
В какую игру вы хотели бы еще поиграть?

Спасибо, занятие окончено.


Тема: «Звук [Ш]»

Цель

Задачи :

Оборудование:

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель - логопед

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед

Ребенок

Учитель - логопед

2. Основная часть:

Учитель - логопед :

Учитель - логопед Улыбочка-хоботок

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Ребенок выполняет).

Учитель - логопед:

Игра «Не перепутай»:

Учитель - логопед:

Учитель- логопед:

Ребенок: Ш - ш - ш (повторяет несколько раз).

(Повторяем 2 раза)

(Слайд 3).

Учитель- логопед:

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед

Ребенок:

Учитель - логопед:

Гимнастика для глаз.

Учитель - логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

Учитель - логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель - логопед

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель - логопед

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

Закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную моторику;

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

Практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

Развивать звукобуквенный анализ слов.

Воспитывать навыки самоконтроля;

Воспитывать активность и внимательность на занятии;

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель – логопед : - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед : - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок : - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

Учитель - логопед : - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед : - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед : - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок ». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка ». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

Давай дадим характеристику звуку Ш?

Какой он гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед : - А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

3-я Звук Ш стоит в конце слова.

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед : - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед : - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Ишмухаметова Лия Зуфаровна

учитель–логопед

МАДОУ ЦРР д/с № 254

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Коррекционно-образовательные: – обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля; – закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”; – закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие: – автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах; – развитие фонематического слуха и восприятия; – улучшение мелкой и общей моторики и координации движений; – развитие дыхания и голоса; – развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: – воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: Картинки со звуком Ш, Изображение героя – Нюши; Картинки « На что похожа бука Ш»; Наборное полотно с буквами; схема — характеристики звука. Сундучок с предметными картинками; конверты на каждого ребенка: конверт № 1 «Отыщи буку Ш»; конверт № 2 буква Ш, слоги ША, ШУ из разрезной азбуки; конверт № 3конструктор буквы; конверт №4 с трафаретом заглавной и строчной буквы.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Сядет тот, в чьем имени есть звук Н, К, М, А. 2.Сообщение темы занятия. (К нам на занятие сегодня пришла гостья и принесла картинки. Назовите картинки и определите общий звук в словах. Правильно. Сегодня на занятии мы вспомним звук Ш, и познакомимся с буквой Ш; Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш?)

Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос) - губки свободны;

Губки бубликом.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

3.Характеристика звука по акустическим признакам. (Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке?) Звук [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. 4. Игра “Поймай звук ” (–Нюша хочет посмотреть к, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Ш], хлопните.)

р, б, ж, ш,р, с,з, ш…; ра, жа, шу, ры, со, ши..; ар, ош, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, шуба, игры, камыши, топор, чемодан. (Молодцы! Вы очень внимательные!)

5.Определение места звука в слове. (Нюша приготовила для вас сундучок с заданием, достаньте картинку и найдите место звука Ш в слове.Молодцы, с заданием справились.)

6. Знакомство с буквой Ш. (Звук Ш обозначается буквой Ш Вспомните правило о звуках и буквах. (Выставляется карточка с изображением буквы «Ш»). Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Посмотрите на букву и попробуйте придумать, на что она похожа.

Нюша тоже любит играть с буквами, вот что у нее получилось!)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

Буква «Ш» совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

7. « Найди букву».

(Нюша собирается пойти погулять вместе с букой Ш, на улице холодно, а у буквы нет шапки, давайте подарим букве Ш настоящую шапку. Достаем конверт под номером … находим букву Ш и рисуем ей шапочку. Теперь буква Ш может смело идти гулять.)

8.Физминутка. « У жирафа пятна»

9.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. (Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)

10.Чтение слогов и слов. Давайте вставим букву Ш в кассы букв. Буква Ш подружилась с буквами А, У. Достаем из конверта букву Ш и слоги и поселим в домик. А теперь давайте прочитаем их для Нюши.

ША УМ МАМА МАША

ШУ АМ МАРА ШУМ

АШ МА МУРА ШУРА

УШ МУ РАМА УРА

11.Обведение и штриховка буквы в тетрадях.

(Нюша предлагает обвести букву Ш в тетради. Открываем тетради, Нужно отступить две клетки сверху, две клетки слева, в этот уголок приставляем заглавную букву Ш, левой рукой крепко прижимаем букву к тетради, она

должна быть неподвижной. Берем карандаш и аккуратно обводим букву. Линии проводим 1 раз, обводим. От заглавной буквы отступаем две клеточки вправо, прикладываем Маленькую букву ш, выравниваем по нижней линии и обводим ее. После обводки буквы будем штриховать вертикальными линиями. Посмотрите на доску: ставим карандаш в верхний левый угол и ведем вдоль клеточки вниз, проводим вертикальные линии. Штрихуем. Кто заштриховал, убираем тетради на край стола).

12. Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие задания мы выполняли?

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Логопедическое подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед : Н.В. Абашина

Тема: Автоматизация звука [ш] в словах разной слоговой структуры

Форма проведения : Игра - путешествие

Задачи:

  • Образовательные:
  1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  2. закрепление понятия "согласный звук";
  3. формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  1. упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
  2. развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  3. формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
  4. развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
  5. развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции;
  6. развитие мелкой и общей моторики через упражнения на тактильные ощущения, динамические паузы;
  7. выработка правильного (долгого плавного) выдоха через упражнения на дыхание;
  8. развитие зрительного восприятия и памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении.
  • Коррекционно-воспитательные
  1. воспитание желания говорить красиво, правильно.
  2. активация словаря: звук, животные

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

обучение анализу прямых слогов.

Оборудование: зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком «ш»,символы звуков (звуковички), коробочки с крупами, набор букв, схема анализа звука, схема артикуляции звука, набор для звуко-слогового анализа, мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами, дидактические игры, компьютер с аудиозаписью, гимнастикой для глаз.

Ход занятия

I .Организационный момент. Подготовка артикуляционного аппарата.

Логопед: Ребята, начинаем наше занятие! Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки и слова, для этого мы выполним гимнастику для губ и языка. (картинки на экране компьютера, логопед сопровождает выполнение стишками)

Артикуляционная гимнастика.

Картинки символы (со словами)

" Хоботок"

Подражаю я слону, губы хоботком тяну

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Картинки без словесной инструкции

«Качели», «Вкусное варенье»

Итак, мы подготовили наш язык к работе!

II. Сообщение цели и темы занятия.

Логопед : Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:

Лягуш ка, миш ка, пара мыш ат

Ехать в путеш ествие хотят.

Сели у окош ка,

Ждут ш меля, лош адку, кош ку.

Тут мартыш ка подоспела,

Тоже ехать захотела.

«Тиш е, тиш е!» - ш епчет мыш ка,

«Не ш умите слиш ком!

Маш инист даёт сигналы,

Все готовы ехать с нами?»

Какой звук часто повторяется?

Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.

Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].

Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.

III . Актуализация знаний.

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:

Вспомним, как мы произносим звук [ш].

1) артикуляция звука по символам: (дети показывают)

губы трубочкой;

зубы заборчиком, немного разомкнуты;

язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;

воздушная струя тёплая (символы).

Звук [ш] какой?

2) Характеристика звука (по схеме):

гласный или согласный (почему);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

3) обозначение буквой

Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:

показываем в городе звуков и букв;

находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».

Молодцы, ребята! Наши животные убедились, что вы готовы к путешествию.

А поедем мы сегодня в деревню, где живут герои мультфильма. А что это за деревня, и кто в ней нас ждёт, вы узнаете позже.

Чтобы добраться до деревни и познакомиться с героями, мы по пути будем выполнять задания, если справимся с заданиями, прибудем к месту назначения.

- Итак , мы отправляемся в путь

4) Дыхательная гимнастика

вдохнули через нос выдохнули со словами:

Чух-чух-чух, изображая руками движение колёс

5) Речевая гимнастика

Чтобы было веселей ехать, давайте проговорим дружно чистоговорки:

Ша-ша-ша - дорога хороша

Шу-шу-шу - в гости я спешу

Шо-шо-шо - ехать хорошо

На нашем пути первая остановка.

6) Упражнение на слуховое восприятие

Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.

(аудиозапись: звуки леса)

I V. Автоматизация звука в словах.

    Остановка «Лесная полянка» (садим на полянку белок и зайцев)

Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Наш мишка предлагает угостить животных.

Игра «Накорми зайцев»

- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка , миска, кошка , кувшин , каска, шуба , машина , маска, жёлудь, каша , мишка.

Игра «Угости белок»

Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

Игра «Засели полянку».

Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку:

Выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)

Дети проверяют друг друга

Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].

Физминутка «Весёлые мартышки» (компьютер)

  • Следующая остановка «Цветочная поляна»

На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы)

Садим пчёлку на нужный цветочек.

(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Итак , мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.

  • Пункт назначения «Деревня Простоквашино»

Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали? В имени какого героя есть звук, который мы сегодня учимся говорить

Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:

А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев; посчитай мышей: одна мышь, две мыши…, посчитай шарики.

Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало

Зрительная гимнастика (солнышко в Простоквашино, компьютер)

В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)

Итак , герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.

Д) Задание на дом: вам Шарик приготовил свои фото с охоты, вам надо будет найти предметы со звуком [ш] и раскрасить их, выполнить задания.

V . Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Сегодня все много путешествовали, играли и проголодались. Вам надо приготовить обед

В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед

Из магнитных букв дети составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?

VI .Слоговой состав слов

Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:

1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);

2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);

3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)

Все заняли свои места, мы отправляемся…

Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки

VI . Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

VII. Оценка работы ребенка. Рефлексия

Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии.

Рекомендуем почитать

Наверх