«В гостях у Берендея» театрализованная игра. Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея

Постройки 01.10.2019

Праздник «В гостях у Берендея» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Аннинского муниципального района Воронежской области

Праздник «В гостях у Берендея»


Воспитатель МОУ Новокурлакская СОШ Гальцова И.В.

Новый Курлак – 2011г.

Дети подходят к месту проведения праздника, их встречает на поляне ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети: В лес!

Ведущий: Знаю-знаю это чудесное место. Там вы посоревнуетесь, потанцуете, покажите свою силу, ловкость и находчивость. Ждут вас в царстве Берендея мои друзья. Вот вам «лесные яблоки», они покажут туда дорогу.

Раздает каждой команде по одному яблоку. Команды идут по маршруту, указанному на конверте, при помощи «волшебных яблок».

Препятствие «Волшебные камушки»
Встречает детей водяной.

Водяной: Здравствуйте, ребятушки. Зачем ко мне пожаловали?

Дети: В лес идём, к Берендею! Пропусти нас.

Водяной: Пройдите мои «волшебные камушки», не замочите ножки, покажу вам дальше путь-дорожку.

Дети проходят по «волшебным камушкам» (по кочкам, круги на полу, обручи).Бег по кочкам туда и обратно попадая точно в «камушки», кочки.

Водяной: Молодцы, ребята! Вот вам награда – покажу, как дальше в Берендеево царство идти.

Препятствие «Волшебная кегля»
Встречает детей Соловей-Разбойник (свистит).

Соловей-разбойник: Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы!

Становитесь-ка играть

Да в кеглю попадать!

Ты попал, молодец,

Становись скорей в конец!

Дети метают мячи в кегли. Кегли стоят на расстоянии3 – 4 м, сбить кегли мячом, бегом забрать сбитые кегли и вернуться обратно.

Препятствие «Зоологические забеги»
Детей встречает Леший.

Леший: Спешите, спешите! Кто умеет веселиться, тот и горя не боится! Человек передвигается на двух ногах. Это всем известно. А как двигаются животные и насекомые? Если вы задумывались, присматривались, то знаете, что вариантов здесь много: на четырёх и на шести конечностях, ползком и прыжками, задом наперёд и боком. Я предлагаю освоить способы передвижения некоторых животных. Каждое задание будет подражанием какому-то животному или насекомому.

Препятствие «Кенгуру с детенышем»
Баба Яга: Мы надеемся, что вы помните, кенгуру – это сумчатое животное, обитающее в Австралии. Отличительная черта кенгуру – способность высоко прыгать. Благодаря своим сильным задним лапам кенгуру при движении совершает длинные прыжки, при этом бережно несет своего детеныша в сумке, которая находится у него на животе.

Для эстафеты каждой команде потребуются: мешок средних размеров (его может заменить рюкзак или, в крайнем случае, обычная сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумки или мешки привязываются участникам, начинающим эстафету, на уровне пояса. По сигналам, участники кладут в свои мешки по мячу и начинают бег, преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за «сумку с детенышем» категорически запрещается. Важно, чтобы «малыш» не выпал из мешка. Возвратившись к линии старта, первый частник передает все атрибуты следующему, и тот начинает преодолевать тем же способом тот же путь.

Препятствие « Пингвин»
Леший: Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с боку на бок. Есть у них еще одна интересная особенность – они умудряются носить между лапок своих только что вылупившихся детенышей.

Для эстафеты вам потребуется лишь теннисный мяч. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжки, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее. Смотрите не уроните мяч!

Препятствие «Тараканьи бега»
Баба Яга: Такой вид состязаний действительно существует для развлечения публики. Тараканов даже специально готовят к этому. Если вы забыли, напомним, что таракан имеет шесть лапок и бегает очень быстро. Чтобы справиться с этой эстафетой каждый участник принимает положение приседа руки сзади, передвигаться спиной вперед в таком положении туда и обратно. В таком положении надо постараться развить большую скорость. Трудно? Но вы же всё же попробуйте. Чьи «тараканы» пройдут всю дистанцию быстро и без ошибок, та команда побеждает.
Препятствие «Змея»
Леший: Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своём пути.

Для этой эстафеты вам потребуется несколько (5 – 6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки. «Змея» готова отправиться в путь. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не вставать в полный рост – иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, как вы понимаете, в природе не бывает.

Баба Яга: Мои друзья, опять вперед,

Состязанье снова ждет!

Вы, ребята, удальцы,

Очень сильные мальцы!

Покажите вы для нас,

Кто сильнее в этот час!

Перетягивание каната.

Препятствие «Уморительное»
Встречает ребят Кикимора.

Кикимора: Давайте, ребята, рассмешите меня. Если получится, то вы сразу попадёте к Берендею, нашему царю. А не получится – не обижайтесь, защекочу.

Препятствие «У царя Берендея»

Проводит сам царь.

Берендей: Горе – горькое у меня случилось. Дочь мою любимую Поветрулю украли. Что мне делать? Может, поможете? Найдёте мою доченьку?

Тогда расшифруйте имя вора.

А теперь сразитесь с ним в честном бою.

Спасибо вам, ребята! Теперь глаз не спущу со своей драгоценной дочери.
Ведущий: Да, было путешествие далеким,

И, может, вы устали, ерунда!

Да было путешествие нелегким.

Но победили вы! И будет так всегда!

А главное, что вы все порезвились,

Что вы смогли до финиша дойти,

Хорошим настроеньем зарядились,

Сумели силы вы в себе найти.

И с этим от души вас поздравляем,

Надеемся, что не в последний раз.

Мы этими призами награждаем

За силу, ловкость и смекалку вас!

Сценарий экологического праздника подготовила КОРОБКИНА Елена Ивановна, музыкальный рукодитель высшей квалификационной категории, МАДОО Детский сад № 29, г. Верхняя Пышма Свердловской области.

Праздник «День Земли с Берендеем» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий

Дети стоят полукругом.

Ведущая:

— Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро
«Здравствуйте» скажем солнцу и птицам.
«Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.

1 ребенок :

-«Здравствуй, наша планета Земля!».
Здесь знает каждый: ты и я —
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три!

Все: — Откроем праздник День Земли!

Ведущая: — Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма.

Читает: «Мальчики и девочки, приглашаю вас в свое лесное царство. Буду очень рад видеть вас. Царь Берендей».

Ведущая: — Хотите побывать в лесном царстве? Тогда в дорогу, но чтоб нам веселей было идти, споем веселую песенку.

ПЕСНЯ «ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА».

Ведущая: — Вот мы и пришли! Где же Берендей?

Выходит Берендей.

Берендей: — Здравствуйте, ребята! Куда вы направляетесь?

Ведущая: — Здравствуй, дедушка! Нас с ребятами пригласил в гости царь Берендей. Ты не знаешь, как нам его найти?

Берендей:

— Я и есть царь Берендей – друг всех птиц и всех зверей!
По лесу весь день брожу, охраняю тишину.
И со всем лесным народом разговаривать могу.
Знаю лес и лес люблю, в гости вас к себе зову.
Я очень рад вас видеть у себя в гостях!

— Ребята, а вы природу любите? А какое сейчас время года? (Дети отвечают.) Сейчас весна – оживает земля. Что вы можете мне рассказать о весне?

Ведущая: — Мы тебе про весну расскажем стихи.

Берендей: — Ну, хорошо, сяду на пенек послушаю. (Садится на пенек.)

1 ребенок:

— Под звонкие капели
Птицы прилетели.
Зеленые косыночки
Березоньки надели.

2 ребенок:

— Скворцы спешат к скворечникам.
Всем стало не до сна.
А значит, к нам опять пришла
Красавица весна!

3 ребенок:

— Весну открывают птицы.
Вернулись с юга скворцы,
Звонче поют синицы —
Ранней весны певцы.

ТАНЕЦ ПТИЦ.

Берендей: — Ребята, какие вы молодцы! Порадовали меня! А я хочу вас спросить, как вы помогали зимой птицам? Как люди могут помочь птицам весной? Правильно! Делают для птиц домики. Ведь в скворечнике селятся не только скворцы, но и другие птицы, например, синички, воробьи. Давайте мы сейчас с вами поиграем в веселую игру.

ИГРА «ЗАЙМИ СКВОРЕЧНИК».

На полу раскладываются обручи по количеству на один меньше числа детей. Под музыку «птички» летают, с окончанием — занимают домик.

Берендей: — Молодцы! А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно – хлопайте в ладоши, если я ошибся – топайте.

Ветки не ломайте, листья зря не рвите.
Цветы срывайте, в венки вплетайте.
Шумите, кричите аукайте. Громкой песней лес баюкайте.
В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костер.
Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай.

— Молодцы, все правила знаете. А вы их выполняете? А вы знаете, что такие люди, которые не берегут чистоту леса, засоряют его.

Ведущая: — Нет, Берендей, наши ребята не такие. Они никогда не разбрасывают мусор в лесу.

Берендей: — Тогда помогите мне очистить лес.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ УБЕРЕТ МУСОР».

Берендей: — Как красиво стало у меня в лесу, нарядно.

Ведущая: — Царь Берендей, а ты любишь сказки? Мы хотим показать тебе одну лесную сказку.

СКАЗКА «ХВОСТЫ».

Берендей: — Какая замечательная история. Хорошо, что все закончилось удачно.

Ведущая: — Спасибо тебе, царь Берендей, нам очень понравилось у тебя в гостях. Ты нас многому научил.

Берендей: — А сейчас я вас хочу узнать, как вы запомнили все правила поведения в лесу. Я буду спрашивать, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку накопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

Берендей: — И на прощанье я вам дам мудрый совет. Но он спрятан в волшебных карточках. (Показывает одну букву и отдает команде.)

ИГРА НА ХОПАХ И КАРТОЧКИ «ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ!».

Дети разбиваются на три команды.

— Нужно сесть на волшебный мяч и добраться до волшебных карточек с буквами, взять одну и вернуться назад. И так должен сделать каждый из команды. После того как вы соберете все с буквами, вы из них соберете слово. У каждой команды свое слово. А потом мы вместе узнаем, какой мудрый совет я для вас приготовил.

Собирают предложение.

Ведущая: — Ребята, а мы как раз и песню такую знаем.

Ребенок:

— Есть одна планета — сад…

ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ».

Берендей: — Спасибо вам, ребята, что вы пришли ко мне в гости и я хочу вас угостить.

Берендей угощает детей фруктами.

Ведущая: — Спасибо царь Берендей, мы к тебе еще обязательно придем! (Берендей уходит.)

— Славно мы повеселились,
Поиграли, потрудились.
А сейчас, детвора,
В детский сад возвращаться пора.

Дети вместе с воспитателем уходят в группу.

Валентина Крутакова
Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»

Цель :-привитие любви к природе и окружающей среде,

Расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии ,

Материалы :

Маршрутные листы для каждой команды, авторучки – для заполнения маршрутных листов , костюмы :Водяного,Лешего; Старичка Лесовичка; Кикиморы Болотной; Берендея , бумага, цветные карандаши,карточки с заданиями для ведущих конкурсов, эмблемы и грамоты для награждения, сладкие призы, карточки с разрезанными пословицами о природе в конверте, веник, скакалка, губки для посуды, тазик с водой, стакан, ракушки, рис, фасоль, мелкая вермишель, камешки, ракушки, Указ Берендея , рисунок с изображением Берендея , кегли, веник, скомканные листы бумаги, корзина для попадания «мусором» - скомканной бумагой, воздушные шары, указатели с названиями станций, счетные палочки.

Предварительная работа : в группе висит плакат с изображением Берендея , Указ Берендея .

Ведущий – воспитатель.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «В гостях у Берендея » ! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий,которые будут написаны у вас в маршрутных листах . Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе , идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. В каждом задании вам будут ставить заработанные вами баллы – от 0 до 5, по окончании игры мы подсчитаем баллы и узнаем победителя.

Кто такой Берендей ? Это могущественный царь лесов, полей, рек, природы и всех его жителей. Берендей издает указы , которые все его подчиненные (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения, водоемы и т. д.) должны выполнять. Человек – тоже часть природы, он тоже должен заботиться о природе, ее защите, поэтому люди занимаются экологией - наукой , которая защищает природу, охраняет ее. Экология– наука , об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология » состоит из двух греческих слов : «экос» , что означает «дом» и «логос» - «наука» . Поэтому можно сказать, что экология – наука о доме . Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.

Ведущий :

Всем! Всем! Всем!

Берендей издал Указ ,

Его исполнить надо враз :

На команды всем разбиться,

Чтоб в пути не заблудиться,

Быть серьезным, не сердиться,

Это очень пригодится!

Участие в маршрутной игре вам надо принять,

В ней ответы четкие давать,

Знания о природе свои пополнять!

Чтоб о Царстве Лесном побольше узнать,

Надо задания всем выполнять,

Чтобы наш Царь Берендей

Был доволен, ей же ей!

Испытания, и задания важные,

Сразятся в них пусть отважные!

Задания в них трудные,

Но вовсе не занудные,

Интересные, да веселые,

Озорные, да задорные.

Чтоб природу защитить,

Отправляйтесь в путь скорей,

Как велел Царь Берендей !

Задание Старичка Лесовичка :

Старичок – Лесовичок :

Лес – не только для нашей заботы,

Он – богатство всей нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены!

Каждый куст берегите , ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк , иль малинник густой.

Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать - где ядовитые, а где – съедобные грибы

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… (сыроежки)

Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала,

И на веточный изгиб

Положила белый (гриб)

Кто стоит на белой ножке

В красной шапке у дорожки,

Грибникам наперекор?

Отгадайте! (мухомор)

На пнях в лесу грибы растут,

Да вот забыл, как их зовут

Помогите мне, ребята!

А вы в ответ – это (опята)

В толстой шапке он стоит,

Из – под елочки глядит.

Пусть и ростом невелик-

Лучший гриб здесь - (боровик)

Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах (сморчок)

Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще . (подберезовик )

Ходят в рыженьких беретах-

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Называются. (лисички)

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

А вот кто – то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки. (мухомор) .

Конкурс Старичка Лесовичка :

А сейчас для вас конкурс : вам предлагается из счетных палочек составить, сконструировать деревце.

Кроме Старичка Лесовичка в лесу живет Леший, который следит за порядком в лесу. У него для команд есть свои задания.

Задание Лешего :

Леший :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Знаю я, ребята, что все вы любите в лес ходить, грибы, ягоды собирать, да воздухом свежим лесным подышать. А давайте – ка вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу)

Конкурс Лешего :

В моем лесу после очередного прихода туристов осталось много мусора, вам нужно его собрать, кинуть в корзину (мусор - скомканная бумага) .

Берендей : Ну что, друзья мои верные, помощники? Вижу я, с чистым сердцем вы ко мне пришли, худого не желаете. Знаете ли вы, что такое природа? А зачем ее надо беречь и охранять ? Многие ребята, чтобы научиться защищать природу, рисуют запрещающие и охраняющие, разрешающие знаки. Сейчас я проверю, как вы сможете нарисовать такие знаки (ребята рисуют) . А теперь вам надо собрать разрезанные пословицы и постараться объяснить их смысл.

Задание Берендея :

От маленькой искры большой пожар бывает.

Люби природу – она добром ответит.

Конкурс Берендея : Как известно, планета дышит, как и человек. У человека орган дыхания – легкие, а у планеты – деревья. В современном мире воздух загрязняют выхлопные газы, едкие вредные пары, вредные вещества и выбросы заводов, фабрик в атмосферу. Я, Берендей , хранитель всего живого на Земле, предлагаю вам стать легкими планеты – вам надо надуть воздушные шары.

Кикимора Болотная : Живу я в болотах, да вблизи водоемов, дружу с лягушками, пиявками, жабами, люблю прятаться в камышах, в ряске, заготавливаю травку всякую, лечебную да волшебную. А знаете ли вы травы? Вот сейчас – то мы это проверим!

Задание Кикиморы Болотной :

Кикимора Болотная читает характеристику растения, а дети должны угадать, о чем идет речь.

* Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы – крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку – липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух) .

Растение, помогающее при кашле, боли в горле, ознобе. Зимой помогает при простуде. Очень вкусное из него варенье, компот. Растет в лесу, на дачах, садовых участках. (Малина)

Лиственное дерево, цветет в конце июля, начале июля. Цветы лечебные, помогают от кашля. При заваривании раствор похож на вязкую киселеобразную жижу. Лечебные цветы и семена. Сбор продается в аптеке, как отхаркивающее средство. (Липа)

Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства его были известны еще врачам царя Петра 1. Растет оно на болотах, лугах, по берегам рек , ручьев, в зарослях кустарников, на опушках леса. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие для нервной системы. Помогает она при болезнях сердца. В аптеках продается в виде настоек. (Валериана)

Конкурс Кикиморы Болотной :

Вот какие молодцы, правильно угадали мои шифровки – путалки. А сейчас я вас немного повеселю, да погоняю, полетать на метле предлагаю! Вам надо «пролететь» на метле через расставленные на полу кегли, старясь не задеть их метлой.

Водяной : Как и все живое, вода и водоемы тоже очень нуждаются в защите. Реки мелеют, рыбы в реках и морях становится меньше. В воду попадают вредные и химические вещества, сбросы вредных заводов…Поэтому водоемы тоже надо охранять, очищать берега рек , убирать мусор и т. д. Я предлагаю вам выполнить такое задание : вам надо ответить на мои вопросы.

Задание Водяного :

Ребятам нужно ответить на вопросы и дать быстрые ответы :

Назовите цветные моря (Красное, Черное, Белое) .

Какое растение – цветок растет на болоте? (кувшинка, лотос) .

Вспомните стихотворение, вставьте пропущенные слова :

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик по (быстрой реке,

И скачут …. (лягушки) за мной по пятам,

И просят меня :

«Прокати, капитан!» .

Кто живет в болоте? (пиявки, лягушки, жабы) .

Какая птица приносит детей? (аист) .

Какой будет ворона, сидящая на деревне под дождем? (мокрой) .

С чего, по словам известной детской песенки, начинается река? (с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки) .

-Как вы думаете : как правильно говорить :

«У рыб нет зуб» , «У рыбов нет зубов» , «У рыбьев нет зубьев» ? (правильный ответ : «У рыбы есть зубы» ).

Конкурс Водяного :

Молодцы, ребята, верно справились с заданием на смекалку. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вам нужно из рассыпанных на столе предметов отделить одно от другого : перебрать ракушки, камешки, рис, мелкую вермишель, фасоль.

Воду нужно использовать строго по назначению, беречь ее и экономно использовать. Сейчас я проверю, как вы умеете экономить воду. Вам, по очереди, надо в тазике намочить губку, перелить воду из губки в стакан, стараясь как можно меньше пролить воды мимо стакана.

Хорошо, ребята, с правились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист и дети отправляются дальше.

После прохождения командами всех испытаний, ведущий подсчитывает все заработанные баллы, происходит награждение команд грамотами, медалями «В гостях у Берендея » , дети получают сладости.

Итог игры :

Берендей :

Хорошо вы потрудились,

Вижу, знания вам не зря пригодились,

Задания четко и точно выполняли,

Кругозор свой расширяли.

Природа – наш друг,

Природа – наш дом,

Жить надо в мире, согласии в нем.

Так давайте же вместе природу беречь !

До свидания, ребята, до новых встреч!

Маршрутный лист . Команда № 1. Команда ___

№ п/п Кикимора Леший Водяной Берендей Старичок

Болотная Лесовичок

Маршрутный лист . Команда № 2. ___

Берендей Кикимора Водяной Леший Старичок

1 Болотная Лесовичок

Праздник-игра «В гостях у Берендея

Цели: способствовать приобщению детей к природе, расширению познавательных интересов, развитию творческих способностей; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: на доске карта маршрута путешествия: топкое болото, дремучий лес, заколдованная поляна, поляна эльфов; старшеклассники в костюмах Русалки, Бабы-яги, Лешего, Эльфа, царя Берендея.

Ход игры

Ведущий. Ребята, мы собрались, чтобы прочитать письмо, которое к нам сегодня пришло. Горе случилось в лесу. Заболел царь Берендей, ни заговоры, ни снадобья ему не помогают.

Письмо

«Други мои! Рад бы я вас в гостях потчевать, да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне недужится и нету лекарства : от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечесть лесная, поделила на части и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда, смелые, добрые, умные мои. Не покиньте пеня в такой беде, выручайте!

Ваш царь Берендей».

Ведущий. Ну что ребята, выручим царя? Но только знайте, нечисть лесная кусочки яблока просто так не отдаст... Согласны в дорогу отправиться?

На доске открывается плакат с надписью:

«Направо пойдешь - в болото попадешь».

«Налево идти - себе смерть найти».

«В кусты продерешься - страху не оберешься».

«Прямо ходить - обманутым быть».

Дети выбирают себе маршрут и начинают по нему воображаемое путешествие. В пути детей встречают сказочные герои (русалка, баба-яга, леший и эльф). Выполнив задание на каждой станции, дети получают кусочек яблока (оно сделано в форме мозаики).

Болото. Встречает РУСАЛКА. Она предлагает детям свои задания.

    Придумать заговор на хорошую погоду.

    Отгадать загадки.

По небесам оравою Бредут мешки дырявые,

И, бывает, иногда Из мешков течет вода! (Тучи.)

Ни вода, ни суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. (Болото.)

Дождь и снег, гроза и ливень -

Одним словом, как назвать Чтоб загадку отгадать. (Осадки.)

Много рек, озер, морей Он в себя вобрал,

Ты подумай и ответь,

Что за великан? (Океан.)

Кругом вода, а с питьем беда!

Кто знает, где это бывает? (Море.)

По воде идет, идет,

Как до берега дойдет Сразу тут и пропадет. (Волна.)

    Назовите рыб, которые водятся в наших водоемах. (Кара, окунь, щука, сазан, линь, сом, пескарь, карп...).

Заколдованная поляна, встречает БАБА-ЯГА.

    Ответить на вопросы.

    Умеют ли слоны плавать? (Да. И нырять тоже .)

    Назовите растения, в названии которых упоминаются животные. (Волчья ягода, вороний глаз, медвежье ушко, конский щавель.)

    Почему крокодил никогда не высовывает язык? (Он прирос):

    Многие животные выделяют пахучие вещества, зачем? (Чтобы отпугивать врагов.)

    Почему ночные цветы белые? (Они заметны насекомым.

    Из каких ядовитых растений можно приготовить лекарств Дурман, белена, вороний глаз.)

    Придумать приворотное зелье. Рассказать, из чего делает и для чего применяется.

Дремучий лес. Появляется ЛЕШИЙ. Его задания не совсем обычнь

    Отгадать топографические знаки (по выбору).

    Напугать страшным смехом.

    Подражание голосам птиц и животных.

Поляна ЭЛЬФОВ. Задание отгадать загадки.

Отгадайте все загадки

И скажите нам отгадки.

Отгадаете - все отдадим,

Если нет - защекотим...

Какой напиток пили древнегреческие боги? (Нектар.)

Древнеегипетский бог Осирис всегда изображен сидящим на цветке. Каком? (Лотос.)

Для какой героини цветок был постоянным местом отдыха, домом? (Дюймовочка.)

Детям предлагается несколько картинок с изображением цветов, шжно вспомнить их названия.

После того как дети прошли все и преодолели все препятствия, гвляется царь Берендей.

Берендей. Заждался я вас, други мои добрые! Успешно ли...было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? А яблочко заветное нашли?

Дети дают кусочки яблок, и царь снова становится веселым и здо ро - в ым.

Татьяна Геннадьевна Протасова,

методист по экологическому

и природоохранному направлению

детского и юношеского творчества

Сценарий эколого-познавательной игры

«В царстве Берендея»

Задачи:

ü активизировать умственную и познавательную деятельность детей в процессе повторения и закрепления знаний о растениях и природных явлениях;

ü развивать творческое воображение, логическое мышление;

ü воспитывать чувство бережного и ответственного отношения ко всему живому на Земле;

ü содействовать сплочению детского коллектива .

Материалы и оборудование:

ü таблички с названиями станций: «Болото», «Дремучий лес», «Поляна Эльфов», «Заколдованная поляна», «Бюро погоды»;

ü таблички с указателями направления дорог: «Направо пойдёшь – в болото попадёшь», «Налево идти – себе неприятности найти», «В кусты продерёшься – страху не оберёшься», «Прямо ходить – обманутым быть», «Здесь останешься – лесной нечисти достанешься»;

ü письмо царя Берендея в виде свитка;

ü корзинка;

ü маршрутные листы с указанием названия станций;

ü картонные «молодильные яблоки», разделенные на 5 частей по типу мозаики;

ü большой плакат с местами для прикрепления «молодильных яблок»;

ü шест на «треноге» для прикрепления табличек с указателями направления дорог;

ü таблички с экологическими знаками;

ü гербарий лесных и травянистых растений;

ü картинки или муляжи грибов;

ü плакат с зашифрованной пословицей;

ü сценические костюмы сказочных героев: Берендея, Лесовичка, Русалки, Лешего, Эльфов, Бабы Яги, Кикиморы.

Ход мероприятия

Ведущий . Лето – это самая долгожданная и самая любимая пора года.

Над лугами зной стоит,

Пчёлка над цветком жужжит.

Речка, лес, фруктовый сад

Нас к себе сейчас манят.

Скажут все, что это

Наступило… (лето).

Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, время чудесных встреч и поездок. Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время купания в речке, шумных игр. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой.

Лето таит в себе множество тайн и загадок, отгадать которые под силу только самым наблюдательным и любознательным, а вы, ребята, относитесь к таковым?

Тогда попробуйте отгадать вот эти летние загадки:

1. Бежал по тропинке луговой – кивали маки головой.

Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер)

2. Кто-то утром не спеша надувает красный шар.

А как выпустит из рук – станет всё светло вокруг. (Солнце)

3. Вертится Антошка на одной ножке,

Где солнце стоит, туда и он глядит. (Подсолнух)

4. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего. (Тропинка)

Ведущий: Сколько летом всего удивительного, стоит только внимательнее присмотреться и можно такое увидеть! Взять, например, лес. До чего же хорошо в жаркий денёк оказаться в прохладном и затенённом лесу, познакомиться с удивительными лесными историями.

Удивителен наш лес. В нём полным–полно чудес.

Хотите вы про всё узнать, чудеса те разгадать?

Собирайтесь и пойдём, лес расскажет обо всём…

Ребята, давайте призовём на помощь своё воображение, подключим фантазию и, как будто отправимся на прогулку по лесу по воображаемой «лесной тропинке».

По тропиночке пойдём и вскоре в чащу попадём…

В густой дремучий лес.

Туда, где сосны рослые касаются небес;

Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы;

Где ягоды поспели и выросли грибы.

(Входит Лесовичок, в руках у него корзинка и свиток)

Лесовичок: Куда это вы собрались без моего ведома? Я – Лесовичок, хранитель лесных тайн и богатств. Я пришёл к вам, чтобы прочитать письмо, которое нашёл сегодня в лесу. Беда случилась в лесу – заболел царь Берендей, ни заговоры, ни снадобья ему не помогают. А вот это письмо:

«Други мои! Рад бы я вас в гостях подчевать да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне неможется, и нету лекарства от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечисть лесная, поделила на части, и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда – смелые, добрые, умные мои. Не покиньте меня в такой беде, выручайте! Ваш царь Берендей»

Лесовичок: Ну что, ребята, выручим царя Берендея, отправимся в путь за молодильными яблоками? Но только знайте, нечисть лесная кусочки яблока просто так не отдаст…Много препятствий ждёт вас в пути. Однако лесной царь Берендей надеется, что вы справитесь со всеми заданиями, соберёте из кусочков молодильные яблоки и вернёте ему здоровье.

Чтобы вы не заблудились в нашем лесу, для вас приготовлены специальные маршрутные листы, на которых обозначены все лесные станции, через которые вы должны обязательно пройти: станция «Дремучий лес», где будет ждать вас Леший; «Болото» с Русалкой; на «Заколдованной поляне» вы встретитесь с Бабой Ягой; а на «Поляне Эльфов» - с Эльфами; на станции «Бюро погоды» вас ждёт не дождётся Кикимора.

Не забудьте на каждой станции получить кусочек молодильного яблока. Бережно храните все кусочки, а собранное из кусочков яблоко доставьте нам для передачи царю Берендею.

(Капитаны команд получают маршрутные листы, записывают название команды)

Лесовичок: Итак, вы готовы отправиться в путь-дорожку? Дорожек в лесу много и по какой вам сначала идти – выбирайте сами:

«Направо пойдёшь – в болото попадёшь»,

«Налево идти – себе неприятности найти»,

«В кусты продерёшься – страху не оберёшься»,

«Прямо ходить – обманутым быть»,

«Здесь останешься – лесной нечисти достанешься».

Не хотите лесной нечисти достаться? Тогда отправляйтесь по другим дорожкам.

Команды выходят на маршруты по станциям. В пути детей встречают сказочные герои – Русалка, Леший, Эльфы, Баба Яга, Кикимора. Выполнив задание на каждой станции, капитаны команд получают кусочек «молодильного яблока». Все команды проходят пять станций.

Станция «Болото»

(Русалка предлагает выполнить задания)

Русалка:

1. Придумать заговор на хорошую погоду.

2. Отгадать загадки:

Ни вода, ни суша – на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь. (Болото)

По небесам оравою бредут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков течёт вода! (Тучи)

Дождь и снег, гроза и ливень, одним словом как назвать,

Чтоб загадку отгадать. (Осадки)

Кругом вода, а с питьём беда!

Кто знает, где это бывает? (Море)

По воде идёт, идёт. Как до берега дойдёт – сразу тут и пропадёт. (Волна)

3. Назовите 5 рыб, которые водятся в наших водоёмах . (Карась, окунь, щука, сазан, пескарь. сом, карп…)

4. Сказать скороговорку: «Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща».

Станция «Дремучий лес»

(Леший предлагает выполнить задания)

Леший:

1. Отгадать 5 экологических знаков по выбору.

2. Напугать страшным смехом.

4. По гербарию назвать 5 лесных растений.

5. Какой из грибов лишний и почему: лисичка, подосиновик, мухомор, опёнок, боровик?

(Мухомор, так как он ядовитый гриб)

6. Сказать скороговорку: «Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще».

Станция «Поляна Эльфов»

(Эльфы предлагают выполнить задания)

Эльфы:

1. Отгадать загадки о цветах:

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

Видел я такой цветок – золотистый ободок.

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик)

Если летом на болоте нежные цветы найдёте,

Не теряйте ни минутки, собирайте… (Незабудки)

Летом, посреди реки, трепеща, как поплавки,

По воде плывут пушинки – тёмно-жёлтые … (Кувшинки)

2. Сказать скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на траве».

3. Какие цветы называются первоцветами? Назовите их.

4. Назвать 5 луговых цветов.

Станция «Заколдованная поляна»

(Баба Яга предлагает выполнить задания)

Баба Яга:

1. По гербарию назвать 5 травянистых растений.

2. Отгадать загадки о лекарственных растениях и рассказать при каких заболеваниях они применяются:

Тонкий стебель у дорожки, на верху его – серёжки.

На земле лежат листки – махонькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

(Подорожник: от порезов, ран, мозолей, болей в желудке)

Сверху листик гладкий, но с бархатной подкладкой.

(Мать-и-мачеха: от кашля.)

Весной – растёт, летом – цветёт, осенью – осыпается, зимой – отсыпается. А цветок-то - медок… (Липа: от температуры, кашля)

Обжигает без огня и тебя, и меня. (Крапива: кровоостанавливающее)

3. Сказать скороговорку 3 раза подряд: «Шесть мышат в шалаше шуршат».

4. Отгадать поучительную зашифрованную пословицу: (Красна ягодка, да на вкус горька).

Станция «Бюро погоды»

(Кикимора предлагает выполнить задания)

Кикимора:

1. Закончить предложение на знание примет погоды:

Хорошую погоду следует ожидать, если:

Тучи или облака идут быстро:

Сильная роса и туман утром;

Дым от костра (или из труб) поднимается столбом вверх;

Паук плетёт паутину;

Вечером сильно стрекочут кузнечики;

Ласточки и стрижи летают высоко.

Дождливую погоду следует ожидать, если:

Перистые облака движутся с запада;

Серый вечер и красная утренняя заря;

Дым стелется низко;

Воробьи среди дня нахохлились;

Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

2. Назовите отличия в природе в дождливую и хорошую погоду.

3. Отгадайте загадки:

Кто всю ночь по крышам бьёт, да постукивает

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

На дворе переполох: с неба падает горох. (Град)

Только дождик удалился, в небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой. (Радуга)

4. Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

5. Какой летний месяц называют «макушкой лета»? (Июль)

После того, как команды прошли все станции, они собираются снова на полянке, откуда и был дан старт игры.

Там их встречает царь Берендей, ему передают «молодильные яблоки».

Берендей прикрепляет «яблоки» на плакат.

Царь Берендей: Заждались мы вас, ребята дорогие! Успешно ли было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? Яблочки заветные все нашли? А за то, что вы принесли мне «яблочки молодильные», я хочу отблагодарить вас лесными дарами. Запасайтесь кузовками и, конечно, с родителями или бабушками и дедушками отправляйтесь в настоящий лес. А уж там я помогу вам отыскать и грибы, и орехи и ягоды. С полными кузовками вернётесь домой!

Рекомендуем почитать

Наверх