Внешняя политика ссср, отношения со странами "третьего мира". Расширение советского влияния в третьем мире

Постройки 22.09.2019

Локальные войны . СССР противостоял экспансионистской политике США, расширяя собственную экспансию в страны «третьего мира». В 1960-х – нач. 1980-х гг. СССР участвовал в воору­жённых конфликтах и войнах в более чем 10 странах «третьего мира». СССР оказывал просоветским режимам этих стран «интернациональную помощь» в форме:

Отправки советских военных специалистов и контингентов;

Обучения в СССР военных специалистов из этих стран;

Поставок вооруже­ний и военной техники на огромные суммы.

Наиболее крупные локальные войны и вооружённые конфликты имели место в Лаосе (1960–1970 г.), Египте (1962–1974 гг.), Вьетнаме (1965–1974 гг.), Сирии (1967–1973 гг.), Камбодже (1970 г.), Бангладеш (1972–1973 гг.), Анголе (1975–1979 гг.), Мозамбике (1967–1969 гг.), Эфиопии (1977–1979 гг.), Афганистане (апрель 1978–1991 гг.). По западным дан­ным, СССР предоставил развивающимся странам вооружения и воен­ной техники на сумму: в 1966–1975 гг. – 9,2 млрд., в 1978–1982 гг. – 35,4 млрд. долларов. Росло количество стран – объектов этой помощи. В 1966–1975 гг. её получали 29 стран, в 1980–1984 гг. – 36. Поставки вооруже­ний производились в политических целях, с экономиче­ской точки зрения они были убы­точны для СССР. К нач. 1980-х гг. СССР занял 1-е место в мире по экспорту вооружений, опередив США.

Ближневосточный конфликт. В 1967 г. в результате «шестидневной войны» Из­раиль нанёс поражение арми­ям Египта, Сирии и Иордании, оснащённым советским оружием. СССР разорвал дипломати­ческие от­ношения с Израилем. В 1969 г. в Египет было направлено 15 тыс. советских военнослужащих («военных специалистов»). Крупную помощь оказал СССР арабским странам во время войны с Израилем в 1973 г. (войны «Судного дня»), когда Египет и Си­рия пытались вернуть утраченные территории, но вновь потерпели поражение. С 1974 г. отношения СССР и Египта ухудшились. В 1976 г. египетский пре­зидент А. Садат разорвал договор с СССР и подписал в 1979 г. Кэмп-Дэвидский мир­ный договор с Израилем (при посредничестве США). Советско-египетские отношения возобновились после убийства А. Садата в 1981 г. и избрания президентом Египта X. Мубáрака . Со­ветские специалисты вернулись в Египет. Опорой СССР на Ближнем Востоке являлась Организация Освобождения Пале­стины (ООП, глава – Ясир Арафат ).

СССР и Латинская Америка. В нач. 1970-х гг. СССР поддерживал президента Чили С. Аль­енде , рассчитывая на то, что Чили пойдёт по пути социа­лизма. Однако неудачная экономическая по­литика Альенде при­вела в 1973 г. к военному перевороту, гибели президента Альенде и установлению в Чили диктатуры гене­рала А. Пиночета .

В 1979 г. у Советского Союза появился новый союзник в Ла­тин­ской Америке – Никарагуа , где после свержения диктатора А. Сомосы к власти пришёл Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО), выбравший социалистический путь развития. СССР оказал Никарагуа военную и экономическую помощь. На практике сандинистский режим вскоре выродился в диктатуру.

СССР и Африка. В сер. 1970-х годов рухнула пос­ледняя колониальная империя: португальские колонии – Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. В 1979 г. в Эфиопии при советской поддержке была свергнута монархия и установлен режим генерала Менгисту Хайле Мариама . СССР поддерживал Судан, Сомали, Конго, Ан­голу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, объявивших о выборе социалистического пути развития. Помощь СССР государст­вам Африки выросла с 241 млн. долларов в 1965 г. до 3,5 млрд. долларов в 1974 г. (Особенно Анголе, Мозамбику и Эфиопии).

Стремление СССР увеличить число союзников привело к неразборчивости в выборе по­литических партнёров, к дружбе с режимами дикта­торского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Такую же политику проводили и США, поддерживая различных диктаторов (исходя из принципа «Он мерзавец, но он наш мерзавец»). К началу 1980-х годов Советский Союз за счёт военной и экономической помощи расширил сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфио­пии и др. государствах утвердились просоветские режимы.

Афганская война 1979–1989 гг. В Афганистане в апреле 1978 г. в результате переворота к власти пришла Народно-демократическая пар­тия Афганистана (НДПА) во главе с Н. Тараки́ . Она получила советскую военную, экономическую и по­литическую поддержку. Осенью 1979 г. в Афганистане произошёл новый переворот. Проамериканский политик Х. Ами́н убил Н. Тараки. При поддержке ЦРУ США активизировались исламские фундаменталисты, на территории Па­кистана были созданы центры по их боевой подготовке.

В декабре 1979 г. советское руководство (инициаторы – Ю. В. Андропов , А. А. Громыко и Д. Ф. Устинов с одобрения Л. И. Брежнева ) приняло решение ввести в Афга­нистан «ограни­ченный контингент со­ветских войск» (около 200 тыс. человек). Советские десантники взяли штурмом президентский дворец, X. Амин был убит. К власти пришло просоветское правительство во главе с Б. Кармáлем . Фак­тически произошла оккупация Афганистана. На Ге­неральной Ассамблее ООН действия СССР в Афганистане осудили 104 государства. СССР был втянут в кровопролитную войну, в которой по­гибло по официальным данным 15.051 советский военнослужащий и более 1 млн. афганцев. 35 тыс. советских военнослужащих было ранено, около 300 пропали без вести. Местное население поддерживало моджахедов (афганских партизан, борцов за веру. В СССР их называли душманами , т.е. бандитами). Война в Афганистане нанесла удар по разрядке напряжённости, привела к росту антисоветских и антироссийских настроений в исламском мире. Из-за советской интервенции в Афганистане США и ряд других стран бойкотировали Московские Олимпийские игры 1980 г. В ответ СССР и большинство стран социалистического лагеря (кроме КНР, Югославии и Румынии) бойкотировали Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

Новый виток гонки вооружений. Военное вмешательство СССР в дела Афганистана осудило подавляющее большинство членов ООН. Резко обост­рились отношения с США. Президент США Д. Картер заявил о возможности «ограниченной ядерной войны», предусматривавшей нанесение первого удара по противнику.

В ночь на 1 сентября 1983 г. над секретными военными объектами Камчатки и Сахалина пролетел южнокорейский пассажирский самолёт Боинг-747. Он был сбит ракетами истребителя Су-15 (лётчик Г. Осипович ). Боинг-747 упал в море у берегов Японии, погибли 269 пассажиров и все члены экипажа. (Тела погибших не были обнаружены). Отношения между Запа­дом и СССР вновь резко обострились. Президент США Р. Рейган назвал СССР «импе­рией зла» и при­нял решение форсировать создание стратегической оборонной инициа­тивы (СОИ), т. е. развернуть «космический щит» над США (программа «звёздных войн»).

Таким образом , в нач. 1980-х гг. усилилось противостояние СССР и Запада, более очевидным стал кризис социалистической системы.

69. Культурная жизнь СССР в 1960–1980-е гг.:

Достижения и противоречия.

Особенности развития культуры. Развитие культуры 1960–1980-х гг. носило противоречивый характер. «Оттепель» в духовной жизни сменили «заморозки». Руководство культурой имело внешне демократиче­ские формы: регулярно про­водились съезды союзов творческой ин­теллигенции, учи­телей, науч­ные конференции и т.п., однако эти мероприя­тия зачастую имели парад­ный характер, их решения были зара­нее подготовлены и согласованы с партийными органа­ми.

Усилились цензура, идеологическое давление на культуру и контроль над де­ятельностью интеллиген­ции. Запрещались фильмы при­знан­ных в мире режиссёров, теат­ральные спектакли.

Затихла критика культа лич­ности Сталина. Из ме­муаров полководцев, в частности Г. К. Жукова, цен­зура вы­чёркнула критические отзывы о Сталине. В худо­жественных филь­мах появился положительный образ Сталина-полко­водца – победи­теля фашизма (фильм-эпопея «Освобожде­ние» и др.). Партийное руководство одобряло работы на «производственную» тему, в которых рабочий-новатор борется за технический прогресс и побеж­дает с помощью партии.

Широкое рас­пространение получили средства массовой ин­фор­мации: радио и телевидение (цвет­ное с кон. 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Это значительно расширило воз­мож­ности доступа народа к достиже­ниям за­падной мас­со­вой культуры. Расходы на культуру в 1970–1985 гг. возросли более чем в 2 раза, однако действовал принцип остаточного финансирова­ния культуры. В результате объекты социально-культурной сферы превраща­лось в «долго­строй», не рес­таврирова­лись памятники архитектуры, приходили в упадок библиотеки и музеи.

Литература .Писатели-«деревен­щики» – представители «де­ревен­ской» прозы – Фёдор Абрамов (1920-1983, трилогия «Пря́слины»), Василий Белов (1932–2012, «Всё впереди», «Кануны»), Виктор Астафьев (1924–2001, «Зáтеси», «Царь-рыба»), Борис Можаев (1923–1996, «Мужики и бабы»), Валентин Распутин (род. 1937, «Прощание с Матёрой») показали трагедию крестьянства, неистребимость народных традиций, культуры, нрав­ственности.

Теме Великой Отечественной войны посвятили свои произведения Юрий Бондарев (род. 1924, роман «Горячий снег»), Василь Быков (1924–2003, повесть «Обелиск»), Борис Васильев (1924–2013, повести «А зори здесь тихие...», «В спис­ках не значился») и др. Заметным явлением стало творчество Юрия Трифонова (1925–1981, «Дом на набе­режной»), Андрея Битова (род. 1937, «Пушкинский дом»), Чингиза Айтматова (1928–2008, «Буранный полустанок»). В 1965 г. Михаил Шолохов удостоен Нобелевской премии.

Театр и кинематограф. В кинематографе работали выдающиеся режиссёры Сергей Бондарчук (1920–1994, создатель фильмов «Война и мир» – премия «Оскар» 1967 г., «Они сражались за Родину»), С. И. Ростоцкий (1922–2001, «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...»), Т. Н. Лиóзнова (1924–2011, «Семнадцать мгно­вений весны»), А. А. Тарковский (1932–1986, «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Зеркало»), Э. А. Рязанов («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Жестокий романс»), М. Л. Захаров («Обык­новенное чудо»), Г. Н. Данелия («Мимино», «Осенний марафон»), Л. И. Гайдай (1923–1993, «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»).

Завоевали народное признание артисты театра и кино А. Абдулов (1953–2008), О. Басилашвили, А. Баталов, Ю. Богатырёв (1947–1989), С. Бондарчук (1920–1994), О. Борисов (1929–1984), М. Боярский, Л. Броневой, Г. Бурков (1933–1990), Р. Быков (1929–1998), Г. Вицин (1917–2001), Н. Гýндарева (1948–2005), О. Даль (1941–1981), А. Джигарханян, Е. Евстигнеев (1926–1992), Н. Ерёменко (1949–2001), О. Ефремов (1927–2000), Г. Жжёнов (1915–2005), А. Кайдановский (1946–1995), Н. Караченцов, М. Кóнонов (1940–2007), С. Крамаров (1934–1995), Л. Куравлёв, К. Лав­ров (1925–2007), В. Лановой, Е. Леонов (1926–1994), В. Ливанов, А. Миронов (1941–1987), Н. Михалков, Н. Мордюкова (1925–2008), Ю. Никулин (1921–1997), А. Папа­нов (1922–1987), Т. Пéльтцер (1994–1992), Л. Полищук (1949–2006), М. Пуговкин (1923–2008), А. Райкин (1911–1987), И. Смоктуновский (1925–1994), В. Соломин (1941–2002), О. Табаков, М. Терехова, В. Тихонов (1928–2009), М. Ульянов (1927–2007), Л. Филатов (1946–2003), А. Фрейндлих, И. Чурикова, В. Шукшин (1929–1974), С. Юрский, Ю. Яковлев, О. Янковский (1944–2009) и др.

Выдающиеся мастера балета: М. Плисецкая, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова (1939–2009), М. Барышников, Р. Нуриев (1938–1993).

Оперные певцы: И. Архипова (1925–2010), Г. Вишневская (1926–2012), Е. Образцова, Б. Штоколов (1930–2005).

Популярные исполнители песен: Л. Зыкина (1929–2009), М. Магомаев (1942–2008), В. Толкунова (1946–2010), А. Пуга­чёва, И. Кобзон, С. Ротару, В. Леонтьев и др.

Живопись и скульптура. Выдающиеся художники: И. Глазунов, А. Шилов, скульпторы: Е. Вучетич (1908–1974, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде), М. Аникушин (1917–1997, памятник А. Пушкину), Л. Кербель (1917–2003), Н. Томский (1900–1984) и др.

«Альтернативная культура». Представители: писатели В. Аксёнов (1932–2009), А. Солженицын (1918–2008), Ф. Искан­дер, В. Войнович, поэты И. Бродский (1940–1996), А. Галич (1918–1977), В. Высоцкий (1938–1980), худож­ник М. Шемякин , скульптор Э. Неиз­вестный , композитор А. Шнитке (1934–1998), кинорежиссёры А. Тарковский (1932–1986), К. Муратова, А. Герман, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанов (1924–1990) и др.

Образование . В 1960–1970-е гг. был взят курс на по­вы­шение образо­вательного уровня населения, осуществлён переход к всеобщему полному средне­му образованию. Были пересмотрены школьные про­граммы, внедрялись новейшие методы обучения. Учителя-новаторы В. Шата­лов, Ш. Амона­швили и др. пытались преодолеть форма­лизм в учёбе. Однако закостенев­шая система обра­зова­ния не бы­ла рассчитана на новые методы обучения. Реформа в 1987 г. была свёр­нута.

Росло число вузов. В 1985 г. в СССР насчитывалось 69 уни­версите­тов, в том числе Ивановский государственный университет (с 1973 г.).

Наука . Сеть научных учреждений значительно расшири­лась. Была поставлена задача интенсификации научных исследований и усиления связи науки с произ­водством. Многие научные разработки были связаны с обороной. Под руководством пре­зидента Акаде­мии наук А. Александрова (1903–1994) созданы научно-производствен­ные объединения (НПО) для выпуска новейших образцов военной техники – Ленинградское оптико-ме­ханиче­ское объединение (ЛОМО), НПО «Энергия» и др. К 1985 г. существовали 250 НПО. Построены новые АЭС (Ленинградская, Курская, Чернобыльская на Украине, Билибинская на Чукотке, Кольская под Мурманском и др.), крупнейший в мире атомный ледокол «Аркти­ка». Развивались квантовая электроника, лазерная техника, генетика. Лауреатами Нобелевской премии стали экономист Л. Канторович (1912–1986) в 1975 г. и физик П. Капи́ца (1894–1984) в 1978 г. В 1963 г. совершила полёт первая женщина-космонавт В. Терешкóва (р. 1937). В 1965 г. А. Леонов (р. 1934) совершил первый выход в открытый космос. Всего за период 1967–1981 гг. на орбиту были выведены 40 кораблей «Союз», из них 38 – с экипажами.

С другой стороны, советская наука неук­лонно теряла позиции. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить вы­пуск нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. Высад­ка в 1969 г. на Луну американских астронавтов во главе с Н. Армстронгом (1930–2012) положила конец советской программе освоения Луны. Затягивался запуск космиче­ского корабля «Буран».

Таким образом , несмотря на противоречия и трудности «брежневского» периода, советская культура обогатила мировую культуру.

СССР и страны третьего мира

4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.

4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем , для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

Выводы

5.1. За годы перестройки и нового политического мышления произошло ослабление международной напряженности , и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения холодной войны принадлежала Советскому Союзу.

5.2. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни : разрушение психологии осажденной крепости, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

5.3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

5.4. Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу , в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР , утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.

5.5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря господствующего положения СССР в Восточной Европе, а также уход из третьего мира.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Проиллюстрируйте на конкретных примерах проявление нового мышления в советско-американских отношениях. Покажите, в чем проявились противоречия данной концепции?
  2. В чем заключались ошибки и просчеты советской дипломатии в рассматриваемый период?
  3. Чем можно объяснить потерю позиций СССР в странах третьего мира?
  4. Какое значение для стран Восточной и Центральной Европы имели навшиеся в СССР модернизационные процессы?
  5. Существует мнение, что в результате реформ (в том числе во внешней политике) СССР проиграл холодную войну. В качестве победителя называются Соединенные Штаты Америки. А какова ваша точка зрения? Ответ аргументируйте/
  1. Горбачев М.С. Новое политическое мышления для нашей страны и всего мира. - М., 1987.
  2. Внешняя политика СССР и России.- М., 1995.
  3. Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов.- М., 1989.
  4. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории.1941-1991. Ч.V. Р.2. М., 1999.
  5. Хазанов А.М., Х. Хамди. Политика СССР в третьем мире. Азия и Африка в годы холодной войны. - М., 1997.
  6. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.). -М., МПГУ, 1996.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы.

Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.

После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".

Новый генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв и его сторонники, министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и заведующий международным отделом ЦК А.Н. Яковлев, резко изменили характер внешней политики СССР. После долгих и трудных переговоров с Рейганом 8 декабря 1987 г. было заключено советско-американское соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности.15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Горбачёв полностью отказался от поддержки просоветских режимов в Восточной Европе, и в результате "демократических революций" к 1990 г. "восточный блок" перестал существовать. В "холодной войне" двух сверхдержав, начавшейся в 1946 г., победили США. СССР (после августа 1991 г. - Российская Федерация) отказывается от статуса сверхдержавы, предпочитая сосредоточить все силы на внутренних политических и экономических реформах. В октябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал «Пакт о Капитуляции» России перед США, после чего Российская Федерация обрела статус экономической «колонии».

4.4.1. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР . Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

4.4.2. В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

4.4.3. В третьем мире интересы СССР столкнулись такжес интересами Китая , который заметно укрепил здесь свои позиции.

4.4.4. Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы ).

Итоги внешней политики.

4.6.1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

4.6.2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

4.6.3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

4.6.4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

ИТОГИ

5.1. В результате экономических реформ второй половины 60-х гг. и отказа от крайностей политики 40-х и 50-х гг., СССР в начале 70-х удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему удалось достичь ощутимого повышения уровня жизни населения ,.

5.2. В то же время, первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно-командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели были уже исчерпаны . Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем, как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий.

5.3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства, вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

5.4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80-х годов в значительной степени было связано с проведением военно-стратегической и внешнеполитической линии на закрепление за СССР статуса супердержавы .

5.5. В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя . Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социо-психологической атмосфере не угрожал властной системе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в экономической и духовной жизни СССР.
  2. Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР и как власти реагировали на зарождение диссидентства в стране?
  3. В чем проявился кризис мировой социалистической ситемы?
  4. Чем объяснялись столь значительные вложения средств в развитие военно-промышленного комплекса СССР?

5. Ознакомьтесь с таблицей. Прокомментируйте представленные в ней данные. Сделайте вывод о характере развития советской экономики.

Таблица . Удельный вес средств производства и предметов потребления в общем объеме промышленного производства в СССР (1940-1986 гг.) и России (1992 г. 1 квартал 1994 г.), в процентах

Основы внешней политики КПСС

Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х-середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляю­щая» сила советского общества. В документах и материалах съез­дов и пленумов КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностран­ных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:

1) укрепление и расширение социалистического лагеря, един­ство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;

2) поддержка национально-освободительного движения, ком­мунистических и рабочих партий, решительный отпор агрес­сивным силам;

3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны расширение взаимовыгодных деловых контактов.

Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на оче­редное пятилетие. Так, XXIV съезд (март-апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую док­трину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:

Ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и меж­дународного произвола; заключение международных соглаше­ний о неприменении силы и угрозы ее применения для урегу­лирования спорных вопросов;

Окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осу­ществление коренного поворота к разрядке и миру на этом кон­тиненте, созыв и успешное проведение общеевропейского со­вещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных груп­пировок в Европе или их военных организаций;

Запрещение ядерного, химического и бактериологическо­го оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного ору­жия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разору­жению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение во­оруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокраще­ние военных расходов;

Полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апар­теида;

Развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.

Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,

Основные принципы внешней политики Советского госу­дарства были закреплены в ст. 28, 29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные поло­жения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а так­же США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения стро­ятся на основе принципов: суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного уре­гулирования споров; невмешательства во внутренние дела; ува­жения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добрососедского выполнения обязательств, вы­текающих из общепризнанных принципов и норм международ­ного права, из заключенных СССР международных договоров.

Социалистический интернационализм

Одним из основополагающих принципов советской внеш­ней политики было «уважение суверенитета и независимости, равноправие и невмешательство во внутренние дела друг дру­га». И если этот принцип СССР строго соблюдал с сильными странами и их союзниками, то со странами «третьего мира», а тем более с соцстранами он дополнялся обязанностью единства действий, всеобщностью социалистических интересов, интер­национальной солидарностью. Но на практике столь сущест­венное дополнение могло перечеркнуть главные принципы внешнеполитической деятельности, даже теоретически обосно­вать или развить ленинские принципы, в зависимости от поли­тической обстановки и конъюнктурных соображений советских руководителей. Так, на самостоятельность политического курса Албании был наложен глухой кодпак безмолвия. Начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» позволила советским теоретикам марксизма исключить огромную страну из между­народной жизни социалистического содружества. В ответ на «Пражскую весну» (1968 г.). последовала вооруженная акция пя­ти государств - участников Варшавского Договора, прервав­шая процесс демократических преобразований в Чехословакии. Таким образом социалистический интернационализм в дей­ствии утверждал «авторитет» марксистско-ленинской теории со­циалистического строительства. Так утверждался и командно-административный стиль руководства.

Процесс политического «единства» дополнялся военной и экономической интеграцией стран социалистического содруже­ства. В 1970 г. государствами СЭВ был создан Международный Инвестиционный Банк, который предоставлял долгосрочные кредиты на осуществление мероприятий по кооперированию производства, строительство и расширение ведущих отраслей промышленности и производство вооружений. В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и со­вершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В середине 70-х годов СССР являлся крупней­шим рынком для товаров стран социалистического содружест­ва, на их долю приходилось 58,5% объема всей внешней торговли Советского Союза, а доля СССР в общем объеме торговли СЭВ составляла 28,6%.

В тесной связи с внешнеполитическим и экономическим со­трудничеством укреплялась Организация Варшавского Догово­ра. В 1969 г. был создан Комитет министров обороны и приня­то новое положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании ОВД. Основу Объединенных во­оруженных сил составляла Советская Армия с мощнейшим ра­кетно-ядерным оружием, во главе Объединенного командова­ния ОВД неизменно стоял Маршал Советского Союза.

Кризисные явления социалистической системы хозяйст­вования в 70-80-е годы стали проявляться не только во внут­ренних процессах стран социалистического содружества, но и в их взаимоотношениях. Летом 1980 г. социально-эконо­мический и общественно-политический кризис в Польше вы­лился в открытый конфликт между властью и народом. Со­ветское руководство пыталось представить его как результат империалистического вмешательства, подрывных действий ЦРУ и антисоциалистических контрреволюционных сил. При­остановило социально-политический кризис введение воен­ного положения в Польше по решению первого секретаря ЦК ПОРП и Председателя Совета Министров ПНР В.Ярузельского.

Осложнились отношения Советского Союза с Венгрией, ко­торая, пытаясь уйти от надвигающегося социально-экономиче­ского кризиса, начала в конце 60-х годов экономическое ре­формирование. Румыния выражала недовольство в связи с поставками со­ветской нефти и газа (по нефтепроводу «Дружба» с 1964 г. и газопроводу «Союз» с 1979 г.). Конфликт между СССР и Китаем не просто углублялся, на­растала его идеологизация и милитаризация. СССР был объяв­лен врагом № 1.

Таким образом во взаимоотношениях СССР с социалисти­ческими странами проявлялся интернационализм: «...никто не вмешивается в конкретные меры по совершенствованию соци­алистического строя в различных странах социализма, - отме­чал С.Ковалев в статье "Суверенитет и интернациональные обя­занности социалистических стран". - Но дело коренным обра­зом меняется, когда возникает опасность для самого социализ­ма в той или иной стране» («Правда». 1968 г. 26 сент.). Иначе говоря, сам выбор социалистического пути развития обрекал страну на окончательный и бесповоротный путь, изменить ко­торый можно было лишь всем сразу и никому в отдельности. Главным же криминалом являлся отход от «единственно верно­го» учения марксизма-ленинизма и пренебрежение опытом и советами из Московского Кремля.

Помощь СССР развивающимся странам

К концу 60-х-середине 70-х годов резко усилилась борьба народов с колониализмом и неоколониализмом. «В целом, - констатировал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в докладе "Великий Октябрь и прогресс человечества", - коло­ниальную систему империализма в ее классических формах можно считать уже ликвидированной». По мнению советского ру­ководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактором его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было ак­тивизировать наступление социализма в странах, еще не опре­делившихся в своем дальнейшем пути развития.

Исходя из решений партийных форумов, выступлений Л.И.Брежнева, других руководителей Коммунистической пар­тии и Советского правительства, политика СССР в отноше­нии развивающихся стран включала: активную поддержку сил, ведущих борьбу против империализма, за ликвидацию остат­ков колониального господства, против неоколониализма, ра­сизма, апартеида, сионизма, за политическую независимость и экономическую самостоятельность, подлинное равнопра­вие в международном разделении труда, за право самим рас­поряжаться своими природными ресурсами; равноправие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами; неприз­нание и решительное осуждение расистских режимов, анти­народных диктатур, участие во всех видах бойкотов и санк­ций против них.

Учитывая то, что освободившиеся страны неоднородны по своей политической ориентации, исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную поддержку, но и военную помощь.

С 1967 г. СССР методически вел политическую и диплома­тическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским на­родам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, выте­кавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. И все же вмешательство во внутренние дела другого государства, тем более военное, ве­ло к гражданской войне, в которой каждая из противоборству­ющих сторон считала себя правой, к гибели невинных людей. Наглядный пример тому - события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии, но самый кровавый после Вьетнама - введение «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Важнейшей составной частью интернациональной помощи раз­вивающимся странам стало экономическое сотрудничество, осо­бенно интенсивное в конце 60-х-70-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах со­здавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетики, машиностроении, геолого-разведочных работ, сельском хозяйстве.

СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в со­ветских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.

Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Со­ветский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.

Таким образом, в основе отношений СССР с развивающи­мися странами лежали не экономический расчет и человече­ское сострадание, а идеологическая догма марксизма-лениниз­ма, ради которой партийно-советское руководство посылало на смерть своих солдат и обирало своих подданных.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами

В середине 60-х-70-х годах «холодная война» между Восто­ком и Западом достигла опасных пределов, преступив которые можно было ввергнуть мир в термоядерную войну. К тому же поддержание военного паритета значительно отражалось на бла­госостоянии человечества.

Особое значение в стабилизации международной обстанов­ки имели отношения СССР и США, которые возглавляли про­тивостояние капиталистических и социалистических стран и об­ладали наибольшей военной мощью, способной уничтожить мир или предотвратить катастрофу.

Учитывая важность космического пространства, еще не по­деленного человечеством, СССР и США в январе 1967 г. под­писали Договор о принципах деятельности государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, в апре­ле 1968 г. - Соглашение о спасении космонавтов... Их резуль­татом явился советско-американский космический эксперимент в июле 1975 г. В 1968 г. был подписан Договор о нераспростра­нении ядерного оружия. «Наступает эра переговоров», - отме­тил президент США Р.Никсон в январе 1969 г.

Особо значительными и продуктивными в советско-амери­канских отношениях являлись встречи на высшем уровне. В мае 1972 г. в Москве состоялась первая встреча президента США Р.Никсона и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.Бреж­нева. Обе стороны отметили, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». СССР и США подчеркнули, что на них лежит особая обязанность «делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных уси­лить международную напряженность». Важнейшим элементом упрочения двусторонних отношений являлось расширение торго­во-экономических связей. Была принята программа сотрудни­чества в научно-технической сфере и в области культуры. Сто­роны заявили, что они «не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах». Встреча в верхах и приня­тый документ заложили основу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США, что должно было стаби­лизировать международную обстановку. Контакты на высшем уровне стали традиционными.

В результате принятых решений на советско-американских переговорах в 1972-1974 гг. США заняли второе место среди западных торговых партнеров СССР. Однако дискриминаци­онные торгово-кредитные санкции, высокие таможенные по­шлины США, а также военное обострение на международной арене к концу 70-х годов свели товарооборот СССР и США почти к нулю.

Начало новому этапу отношений между странами Востока и Запада положил договор между СССР и ФРГ, подписанный в августе 1970 г. (вступил в действие в 1979 г.). Договор открывал перспективы для решения проблем безопасности в Европе и для нормализации общеевропейского сотрудничества. В октяб­ре 1971 г. были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Документ подтверждал нерушимость ны­нешних границ; невмешательство во внутренние дела; равенст­во; независимость; отказ от применения силы или угрозы ее применения. Обе стороны уделяли постоянное внимание со­вершенствованию отношений в области экономики, торговли, культуры. В июле 1973 г. была разработана советско-француз­ская программа промышленного сотрудничества сроком на 10 лет. Темпы роста советско-французской торговли в 197.5- 1976 гг. составляли около 30% в год, а объем ее был равен раз­меру всего товарооборота за предыдущее пятилетие.

Основой укрепления взаимного доверия и устранения конф­ронтации, укрепления мира и безопасности стали встречи ру­ководителей 33 государств Европы, США и Канады, начало ко­торым положил форум в Хельсинки (1975 г.). Немалый вклад в улучшение добрососедских отношений внесли декларация «За новые рубежи в международной разрядке, за укрепление без­опасности и развитие сотрудничества в Европе» (1976 г.) и Мос­ковская декларация (1978 г.), принятые Политическим Консуль­тативным Комитетом государств-участников Варшавского До­говора.

Однако катализатором двусторонних отношений, как и меж­дународной обстановки в целом, явился приемлемый полити­ческий компромисс противоборствующих идеологий, или обо­стрение военного противостояния двух противоположных со­циально-экономических систем.

Идеологическое соревнование СССР и Запада

Одним из основных тормозов нормализации международ­ных отношений продолжало оставаться идеологическое противо­борство. В середине 70-х годов Советский Союз, по заявлению его руководителей, вступил в стадию «развитого социализма» при том, что в стране с середины 60-х годов шел спад экономи­ки. Партийно-советское руководство упорно твердило о нара­стании общего кризиса капитализма и наступлении социализма по всему фронту. Последнему содействовало всеми имеющи­мися средствами: политической поддержкой, материальной, пар­тийной помощью, экономическим стимулированием, военным оснащением и др.

Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах стала не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные от­ношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС факти­чески руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Средне­го Востока. В июне 1975 г. советский правозащитник академик А.Д.Сахаров в книге «О стране и мире» писал: «О советском обществе. Именно недостаточным пониманием того, что скры­вается за его фасадом, непониманием потенциальных опасно­стей советского тоталитаризма объясняются многие иллюзии западной интеллигенции и в конечном счете удивительные просчеты и неудачи западной политики, без боя отдающей ку­сок за куском своему партнеру по разрядке». Главным фронтом идеологического противоборства явилось классовое толкование прав человека, вероломное нарушение не только деяний, но и элементарных желаний людей. «Абсолютная - для большинст­ва - невозможность заграничных поездок, даже туристических, для учения или лечения». А.Д.Сахаров отстаивал естественные права человека, в том числе «Законодательное подтвержде­ние права на отделение союзных республик, права на обсуж­дение вопроса об отделении». По твердому убеждению А.Саха­рова «защита прав человека во всем мире с равными мерками для всех стран должна стать предметом заботы не только отдель­ных энтузиастов, но и правительств и международных органи­заций».

На Западе были созданы различные общественные органи­зации по защите прав человека, издавалась периодическая пе­чать, выходили специальные труды. Однако Советский Союз не признавал их, а правозащитную деятельность игнорировал. Те же работы, которые становились известны советским людям, подвергались резкому осуждению специально созданной армией научных работников по критике буржуазной историо­графии.

Идеология, применяемая к конкретным ситуациям с пози­ций марксизма-ленинизма, охватывала все стороны человече­ского бытия, становилась руководством к действию. В между­народных отношениях идеологическое противоборство приво­дило к воинственности противостоящих сторон, что грозило перерасти в открытое вооруженное столкновение.

Военное противостояние СССР, Запада, Китая

Идеологическая непримиримость и жестокое противоборст­во двух систем, нестабильность международной обстановки со­здавали взрывоопасную напряженность между основными бло­ками - НАТО и ОВД. Советская политика «наступления соци­ализма» и американская - «сдерживания коммунизма» не иск­лючали открытого военного столкновения при ясном понима­нии, к чему может привести широкомасштабное применение ядерного оружия. Таким образом, важнейшей проблемой меж­дународных отношений оставалось устранение угрозы мировой войны. Хотя война уже шла в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и в ней пря­мо или опосредованно участвовали США и СССР, применяя тактику «гибкого реагирования».

В конце 60-х годов политическое противостояние СССР и Китая переросло в вооруженные столкновения. В марте 1969 г. на советско-китайской границе погибло более 1 тыс. человек. Сближение Китая с США вызывало международную миротвор­ческую активность Советского Союза. В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР были признаны неруши­мыми.

Достигнутый Советским Союзом в конце 60-х годов паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам привел к со­ветско-американским переговорам по их ограничению. Временный Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в мае 1972 г., на пять лет ограничил для обеих сто­рон число межконтинентальных и баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРИЛ). Договор ОСВ-1 касался лишь ракет с разделяющимися боеголовками, а не числа ядерных зарядов. Исходя из этого СССР, оставлял за собой пра­во, как и США, совершенствовать ракетное оружие. И все же ОСВ-1, хотя и не останавливал гонку вооружений, являлся пер­вым шагом взаимного доверия.

В 1973 г. СССР и США подписали Соглашение о предотвра­щении ядерной войны. В том же году закончилась война, нача­тая США, во Вьетнаме. Возобновились переговоры ОВД и НАТО о сокращении вооружений в Европе, которые скоро вновь за­шли в тупик. США отказались учитывать новый тип своих воо­ружений - крылатые ракеты. СССР был против включения в соглашение своего нового бомбардировщика, именуемого на За­паде «Бэкфайр». Имелись и другие советско-американские раз­ногласия: «о военном бюджете», о «доле расходов на вооруже­ние»... В 1978 г. страны НАТО приняли решение о ежегодном увеличении военных расходов на 3% процента. И хотя ОСВ-2 в июне 1979 г. был подписан президентом США Д.Картером и Л.Брежневым, договор не был ратифицирован американским сенатом, который был возмущен вторжением советских войск в Афганистан, а сам договор ОСВ-2 считал уступкой Советскому Союзу.

В ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, НАТО в декабре 1979 г. приняло «двойное решение»: продолжать переговоры по ОС В, но в слу­чае их провала установить в Западной Европе до конца 1983 г.

572 крылатые ракеты «Круиз» и «Першинг», способные пора­жать объекты на территории СССР за очень короткое подлет­ное время. 18 ноября 1981 г, президент США Рейган предложил «нулевой вариант»; отменить решение о размещении в Европе ракет «Першинг-2» и «Круиз» в обмен на вывод советских ра­кет СС-20, СС-4 и СС-5 из стран Восточной Европы.

В начале 80-х годов усилия Советского Союза были направ­лены на то, чтобы не допустить развертывания американских ракет в Западной Европе, поскольку считалось, что это нару­шит стратегическое равновесие, закрепленное ОСВ-2, еще более подорвет экономический бюджет советского народа. Одряхлев­шее партийно-советское руководство продолжало отстаивать «за­коны классовой борьбы», удерживать в идеологической узде свой народ, своих союзников и потенциальных противников. Оно не в состоянии было поступиться принципами марксизма-лени­низма даже перед опасностью самоуничтожения.

Источники и литература

Александров-Агентов A.M. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.

Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). М., 1991.

Ахромеев С. Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и диплома­та: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992.

Брежнев Л.И. О внешней политике КПСС и Советского го­сударства: Речи и статьи. М, 1978.

Громов Б. Ограниченный контингент. М., 1994.

Громыко А.А. Во имя торжества ленинской внешней полити­ки: Избранные речи и статьи. М., 1978.

Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: Офи­циальные версии и уроки правды. М., 1993.

Рекомендуем почитать

Наверх