Что такое субъекты предпринимательства. Общая характеристика субъекта предпринимательской деятельности

Обустройство участка 26.09.2019
Обустройство участка

Что такое предпринимательство? Это особенный вид экономической активности, и под ним следует понимать целесообразную деятельность, организованную для получения прибыли, и основанную на собственной инициативе, предпринимательской идее и ответственности. В условиях нынешней рыночной экономики сложно вести предпринимательскую (хозяйственную) деятельность без понимания основных понятий и принципов, прежде всего, это объекты и субъекты предпринимательства.

Субъекты предпринимательства. Это такие субъекты в гражданских правоотношениях, которые осуществляют деятельность на собственный страх и риск. Такая деятельность направлена на получение прибыли путем использования имущества, выполнения каких-либо работ, продажи товаров, а также оказания услуг. Субъекты предпринимательства должны быть официально зарегистрированы и могут работать как в качестве физических или частных, так и юридических лиц, а также государственных, муниципальных организаций и органов, которые выдают разрешения на право заниматься предпринимательством.

Физические лица. Важные субъекты хозяйственной деятельности - граждане, они же - физические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью посредством регистрации себя в налоговых органах в статусе индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица. Предприятия или организации, занимающиеся предпринимательством, образуются и работают в разных организационно-правовых формах, таких, как акционерные общества, хозяйственные товарищества и общества (самая распространенная форма), а также производственные кооперативы (основываются на членстве, паевых взносах) и унитарные предприятия (бывают государственными или муниципальными).

Объединения субъектов предпринимательства. На практике, вместе с юридическими лицами, предпринимателями и иностранными компаниями, в России существуют и такие субъекты предпринимательства, как объединения субъектов предпринимательства. Их нельзя называть отдельной организационно-правовой формой, хотя они выступают особенным способом организации коммерческой деятельности.

Союзы, ассоциации, финансово-промышленные группы. Среди объединений субъектов предпринимательской деятельности особое значение имеют союзы и ассоциации, представляющие собой объединения нескольких юридических лиц, основывающиеся на корпоративных началах для координации своей работы и защиты интересов участников. Отдельно следует сказать о финансово-промышленных группах - это такие объединения предприятий, которые работают как одно основное и одно или несколько дочерних обществ, либо могут полностью или частично объединить свои нематериальные и материальные активы путем подписания соответствующего договора.

Объекты предпринимательства. Виды деятельности, которыми занимаются предприниматели, называются объектами предпринимательства. При этом деятельность может быть любой, если она не запрещена законодательством. Для осуществления некоторых видов коммерческой деятельности требуются специальные разрешения местных управляющих органов, например, квалификационный аттестат. Объекты и субъекты предпринимательства по сути своей являются разными сторонами одного и того же процесса - процесса извлечения прибыли. Субъекты - это сами предприниматели, а объекты - это то, чем они занимаются.

Как экономическая категория предпринимательство характеризуется установлением субъектов и объектов. Предпринимательство в рыночной экономике может осуществляться в трех формах: индивидуальной, коллективной и государственной. Если первая означает осуществление ее гражданами, то есть физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора», то вторая форма предпринимательства – коллективная – предполагает. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительных документах и уставе соответствующих форм предприятий. Субъектами индивидуальной деятельности являются частные лица (организаторы единоличного, семейного и более крупного производства), субъекты коллективной формы предпринимательства – это хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), общества (с ограниченной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются субъектами государственной предпринимательской деятельности.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность.

Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Т.е. Объектами предпринимательской деятельности является все, что способно приносить прибыль. Это имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения науки, литературы, «ноу-хау»).

Объекты предпринимательской деятельности, как правило, могут продаваться и покупаться свободно. В виде исключения купля-продажа отдельных объектов может быть запрещена либо ограничена законом (например, торговля оружием, наркотиками, ядами, природными ресурсами территориальных вод и континентального шельфа).

Объектами предпринимательской работы являются также предприятия имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Под предприятием в России понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основными признаками предприятия являются:

Определенная обособленность;

Юридический статус;

Название предприятия и его организационно-правовая форма.

Предприятие, таким образом, - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и обособленным имуществом.

Деятельность предприятия (любая предпринимательская) регулируется в России следующим комплектом документов: гражданский кодекс, закон об обществах с ограниченной ответственностью, закон об акционерных обществах, закон о защите прав потребителей, постановление о лицензировании отдельных видов деятельности, закон о производственных кооперативах, закон о кооперации и др.

Осуществлять предпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:

а) граждане России, не ограниченные в своих правах;

б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;

в) объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры).

Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, должностным лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено заниматься этой деятельностью по приговору суда.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Субъекты предпринимательской деятельности - это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. Предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается.

Субъект предпринимательской деятельности - это любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направленная на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.

Выделяют следующие группы субъектов предпринимательства:

1) основные: коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные, унитарные предприятия) и ИП. Цель деятельности некоммерческих организации - это ведение нехозяйственной, не направленной на извлечение прибыли деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограниченна.

ИП в части государственного регулирования деятельности, порядка регистрации во многом подчинены тем же правилам, что и коммерческие организации . Так же их роль схожа в части объединения и использования капитала и использования иных видов материальных ресурсов. К субъектам предпринимательства относятся граждане, которые без регистрации оказывают услуги, производят товары, используют своё имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода. В случае возникновения спора суд будет рассматривать таких граждан в качестве субъекта предпринимательства и применит правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2) иные субъекты предпринимательской деятельности:

· филиалы

· представительства

и иные структурные подразделения коммерческих организаций.

Филиалы как обособленные подразделения осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения, поэтому результаты их деятельности и эффективность оцениваются как консолидировано, так и обособленно от иных подразделений. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения её органов управления. Сам факт открытия представительства свидетельствуют о постоянстве и долгосрочности интересов организации в месте нахождения представительства

Производственные хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги), простые товарищества и иные объединения не имеющие статуса юридического лица. Предпринимательские объединения занимают особое место среди субъектов предпринимательства, т.к. они обеспечивают концентрацию капитала и его использования в одних интересах через заключение гражданско-правового договора или через преобладающую часть одного лица в капитале других. В этом случае возникают отношения по экономическому контролю, субординации и подчинении между внешними и зависимыми юридическими лицами


3) лица, являющиеся частью инфраструктуры рынка и создающие политические, правовые, организационные условия функционирования экономики: товарные фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, органы власти и местного самоуправления и т.д.

Легитимация предпринимательской деятельности

Правовые условия для осуществления предпринимательской деятельности по сути представляют собой ограничения.

К ним относят:

1) наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности. Правосубъектность - состоит из правоспособности гражданина и дееспособности.

2) государственная регистрация субъектов предпринимательства. Требование государственной регистрации распространяется как на организацию, так и на гражданина. Государственная регистрация необходима для ведения учёта предпринимателей и обеспечения прав и интересов их кредиторов.

Порядок регистрации юридического лица регулируется ФЗ о государственной регистрации юридических лиц, а так же ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, гражданским кодексом. При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании учредительных документов и заявлении о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов плюс квитанция об оплате государственной пошлины.

Закон предусматривает возможность судебного решения о признание регистрации незаконной и недействительной.

Информационное письмо президиума верховного арбитражного суда РФ от 9 июня 2000г №54 о сделках юридического лица регистрация которого признанна судом недействительно.

Бывают случаи, когда условием для регистрации коммерческих организаций является согласие федерального антимонопольного органа или его последующие уведомления.

3) получение специального разрешения для отдельных видов деятельности (лицензирование). Лицензия - это разрешение на осуществление предпринимателем определённого вида деятельности на условиях указанных в формально-определённом документе. Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдачи, приостановлению или аннулированию специальных разрешений по осуществлению надзора за соблюдением их условий. некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию содержатся в ст. 17 Закона о лицензировании. Перечень лицензируемых видов деятельности динамично изменяется, поэтому в законе изложены общие принципы и требования к процедуре лицензирования.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности

· открытость и гласность лицензирования

· осуществления законность при осуществлении лицензирования

· установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдаётся сроком на 5 лет. В случае выявления неоднократных нарушений условий лицензирующий орган может приостанавливать действие лицензий. Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа если в установленный срок (до 6 месяцев) лицензиат не устранил нарушение, а так же если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасностью государства.

Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнения обязанностей.

Основанием ответственности предпринимателя является наличие совокупности юридических фактов, представляющее собой состав правонарушения и включающая противоправность поведения предпринимателя, нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц, причинная связь между противоправностью поведения и нарушением законных прав частных лиц; вину правонарушителей.

Можно выделить несколько общих существенных признаком понятия ответственности в предпринимательской сфере:

· применение мер ответственности всегда носят принудительный характер.

· принуждение выражается в основном в установленным государством нормам права

· ответственность всегда сопровождается санкцией имущественного характера

Меры ответственности можно разделить на 2 группы:

1) имущественные санкции

2) санкции в виде ограничения или прекращения права субьектности предпринимателя, хотя это косвенно затрагивает имущественные интересы

Не все санкции в предпринимательском праве являются мерами юридической ответственности. Например: изъятие имущества из чужого незаконного владения или возмещение продавцом покупателю его расходов на устранение недостатков.

Ответственность в сфере предпринимательства - это совокупность мер государственного принуждения, предусмотренного нормами права и влекущее для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав и имущества в следствии нарушения им права порядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Введение

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности.

Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст.10 Гражданского кодекса РК).

Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к: -субъектам малого предпринимательства;

  • -субъектам среднего предпринимательства;
  • - субъектам крупного предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица, могут существовать только в следующих организационно-правовых формах: *Полное товарищество *Коммандитное товарищество *Товарищество с ограниченной ответственностью *Товарищество с дополнительной ответственностью *Производственный кооператив.

Субъекты предпринимательства

  • 1. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Членов кооператива должно быть не менее двух. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива дополнительную (субсидиарную) ответственность. Производственный кооператив вправе осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательными актами для частного предпринимательства. (Ст.1, 2, «О производственном кооперативе»).
  • 2. Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (Глава2. Создание общества. Статья 5. Учредители общества. Закон РК

Хозяйственное товарищество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане. Основные особенности отдельных видов хозяйственного товарищества следующие.

Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества образуют уставный капитал, размер которого должен быть не менее двадцати пяти размеров расчетного показателя, законодательно установленного в Республике Казахстан на момент внесения участниками вкладов в уставный капитал.

Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Уставный капитал коммандитного товарищества составляется из вкладов полных товарищей и вкладчиков и должен быть не менее пятидесяти размеров месячного расчетного показателя, законодательно установленного в Республике Казахстан на момент внесения участниками вкладов в уставный капитал.

  • 3. Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников товарищества с ограниченной ответственностью не должно превышать ста. Товарищество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица. Первоначальный размер уставного капитала ТОО равен сумме вкладов учредителей и не может быть менее суммы, эквивалентной ста размерам месячного расчетного показателя на дату представления документов для государственной регистрации товарищества.
  • 4. Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам. Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами. В остальном, к товариществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса о товариществе с ограниченной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан. Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Также законодательством Республики Казахстан предусмотрено понятие индивидуального предпринимательства, то есть - инициативной деятельности физических лиц, направленной на получение дохода, основанной на собственности самих физических лиц и осуществляемой от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом (ст. 7 "О частном предпринимательстве").

  • § При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется.
  • § В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

Индивидуальное предпринимательство на основе совместного предпринимательства осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом (ст. 7 "О частном предпринимательстве").

При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства. Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и(или) распоряжение имуществом.

Формами совместного предпринимательства являются:1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Таким образом, организационно-правовая форма юридических лиц учреждаемых в Казахстане зависит от рода деятельности, которую предприниматели намерены осуществлять в Казахстане.

  • 5. Акционерное общество - юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств, для осуществления своей деятельности (Глава 4. Статья 12, 13, 14, 15. Данные статьи рассмотрены ниже подробнее).
  • 6. Закрытое общество - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей и заранее определенного круга лиц, в порядке, установленном настоящей статьёй. Закрытое общество вправе размещать на выпускаемые им акции только закрытым способом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Число акционеров закрытого общества не должно превышать ста, за исключением случаев, когда закрытое общество является некоммерческой организацией.
  • 7. Открытое общество - акционерное общество, участники которого вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, является открытым обществом. Открытое общество вправе размещать акции закрытым, частным и открытым способом. Число акционеров открытого общества не ограничено (Ст. 3, 5, 6, «Об акционерных обществах»). 8. Религиозные объединения - местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения и монастыри.
  • § Местными религиозными объединениями (общинами) в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.
  • § Религиозные управления (центры) в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений). (Ст.1, «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»).

Физические лица - граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. (Ст.12, ГК РК).

Юридическое лицо - организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

  • § Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (некоммерческая организация).
  • § Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива. Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.
  • § Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счёт государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения (Ст.33, 34, ГК РК).

Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 4451 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее - Закон о предприятиях), в преамбуле которого было записано: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности». Однако названный Закон не содержит определения понятия «субъекты предпринимательства». В ст. 2 дан лишь перечень субъектов предпринимательской деятельности, а ст. 3 посвящена формам предпринимательства. Такое положение вряд ли случайно. Дело в том, что рассматриваемая категория, несмотря на обилие публикаций, исследована недостаточно и даже поверхностно.

Ученыецивилисты (по понятным причинам) избегают использовать это понятие в своих научных исследованиях. Наука гражданского права оперирует такими категориями, как «субъекты гражданского права», «граждане», «юридическое лицо». Спорным до сих является вопрос о соотношении понятий «субъект гражданского права» и «субъект гражданского правоотношения». Равным образом нет единства взглядов среди ученых по поводу содержания категории «субъект права».

Представители науки хозяйственного (предпринимательского)
права предлагают различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности».

Субъекты предпринимательского права - носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности2. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

По мнению сторонников концепции предпринимательского права, особое место среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это внутренние подразделения (цех, отдел и др.), а также внешние (обособленные) - представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утверждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи входят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение далеко не бесспорно.

В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансовопромышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.

Те ученые, которые исповедуют идеи коммерческого права (В. Ф. Попондопуло, Б. И. Пугинский, В. В. Ровный), основывают свои взгляды на цивилистическом учении о лицах. Так, В. Ф. Попондопуло пишет: «...предприниматель - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя»1. Круг предпринимателей строго ограничен: это физические и юридические лица (прежде всего коммерческие организации).

На наш взгляд, субъекты предпринимательской деятельности - это прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от неосновной. Так, многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности являются коллективные образования, не обладающие статусом юридического лица. К ним относятся финансовопромышленные группы, холдинги и др.

Статус ФПГ (холдингов) весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданскоправовой категории «юридическое лицо». Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК) представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности.

В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном (обособленном) балансе. Возникает проблема вещноправовой принадлежности имущества, закрепленного за представительством и филиалом. Гражданский кодекс хранит на этот счет «обет молчания». Статья 216 дает не исчерпывающий перечень вещных прав. В частности, в Кодексе перечислены (помимо вещных прав, связанных с владением земельными участками, права хозяйственного ведения и оперативного управления) и другие вещные права, например право пользования жилым помещением членов семьи собственника.

Другой вопрос: представительства и филиалы вправе иметь текущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. При этом руководитель представительства (филиала) осуществляет на основании выданной доверенности функции распоряжения денежными средствами.

И, наконец, в силу п. 5 ст. 36 АПК «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». Однако в этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Представительство и филиал, не обладая признаками юридического лица (ст. 48 ГК), не являются процессуальной стороной в суде.

Прежнее налоговое законодательство рассматривало представительства и филиалы в качестве плательщиков налогов на прибыль, т. е. субъектов налогового права. С принятием нового Налогового кодекса РФ (ст. 19) ситуация изменилась: филиалы и представительства российских организаций исполняют обязанности последних по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов (представительств).

Правовое положение представительств и филиалов в контексте Налогового кодекса РФ создает дополнительные трудности в интерпретации и применении ст. 19 НК. С одной стороны, Налоговый кодекс устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют в порядке, предусмотренном Кодексом, обязанности этих организаций;
с другой - Кодекс не содержит никаких правил относительно такого порядка1. Имеются и другие трудности практического характера.

Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства. Однако мы не разделяем мнение о том, что внутренние структурные подразделения (цех, отдел) коммерческой организации можно также отнести к субъектам предпринимательской деятельности.

Публичные образования, равно как органы государственной и местной власти, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юридической литературе. Так, С. Э. Жилинский рассматривает публичные образования в качестве субъектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности2. По его мнению, существует три направления предпринимательской деятельности с участием публичных образований: а) участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации (например, унитарные предприятия);
б) участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества; в) занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федeрации»1 орган по управлению государственным имуществом от имении Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с такими выводами.

Здесь наблюдается смешение двух разных, но пересекающихся понятий - «субъекты гражданского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Публичные образования действительно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК). В соответствии с п. 2 ст. 124 ГК на публичные образования распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК).

Быть субъектом предпринимательской деятельности - это означает то, что государство, субъекты Федерации и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве. Акционеры, участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акционера, его права и обязанности определены в Законе об акционерных обществах.

Сказанное в равной степени относится и к учредителям (участникам) обществ с ограниченной ответственности (ООО). Участник 000 и предприниматель - это не одно и то же.

Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 1450 «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» сформулирована следующая правовая позиция:
«По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли». В определении также отмечается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публичноправовых образований: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публичноправовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц. Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст. 1018 и 1023 ГК), что противоречит публичноправовой природе этих образований.

О публичноправовой природе государства, субъектов Федерации и муниципальных образований говорится в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. № 1390 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе».

Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135ФЗ «О защите конкуренции» (п. 3 ст. 15) запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью, т. е. быть субъектами предпринимательской деятельности. Более того, ряд федеральных законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в качестве учредителей общества, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 155ФЗ1), п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 138ФЗ)2.

Существует запрет на совмещение предпринимательства с функциями государственных служащих. Закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 11) предусматривает, что государственный служащий не вправе заниматься предпр3инимательской деятельностью лично или через доверенных лиц3. Соответствующие правовые запреты содержатся, например, в федеральных законах от 10 января 1996 г. № 5ФЗ «О внешней разведке» (ст. 18) (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122ФЗ), от 18 апреля 1991 г. № 10261 «О милиции» (ст. 20) (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232ФЗ) и др.

И в заключение несколько слов о соотношении понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». На наш взгляд, это - не совпадающие понятия. Они соотносятся между собой точно так же, как соотносятся экономическая (хозяйственная) и предпринимательская деятельность. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социальнокультурной и т. д.

Поэтому здесь следует использовать термин «хозяйственная деятельность».

Рекомендуем почитать

Наверх