3 функции и специфика философии. Специфика философского знания

Обустройство участка 21.09.2019

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

1.2 Основные функции

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX - начала XX в. и др.).

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».

Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,

сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию.

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

34. Сравнительный анализ понятий: деизм, теизм, пантеизм, атеизм, монотеизм, политеизм.

(от лат. Deus – Бог)

форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии; восходит к Герберту Чербери. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру.

(греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

Пантеизм

(греч. pan – всё и theos Бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). ” Пантеизм – это прежде всего форма атеизма” (Шопенгауэр). Пантеизм имеет 4 осн. формы: 1) теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); 2) физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3) трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, нем. идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

(от греч. atheos – безбожный) – отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом “Бог” (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди.философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны – как тезис и антитезис.

Монотеизм

(греч.–единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. Монотеистическими религиями считаются иудаизм, христианство, ислам, бахаизм. Но в каждой из них (особенно в первых двух) видны проявления политеизма: так, в христианстве почитается не только Троица как некое единство, но и каждая из ее составляющих (ипостасей) – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а также Богородица, святые.

Политеизм

(греч. многобожие) – языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Политеизм противостоит пантеизму и теизму. Часть мировых религий – политеистична (напр., Индуизм). Привлекательность политеизма – в обещании относительной доступности того или иного бога для исполнения каких-то определенных земных нужд. Отсюда и популярное сближение богов с силами природы. Ложность политеизма возвещалась как древнеизраильскими пророками, античными философами и раннехристианскими апологетами: политеизм – тот же пандемонизм. Ф.Шеллинг: политеизм – это результат духовного кризиса человечества на одном из ранних этапов его истории, вызванного горделивым намерением строителей Вавилона “сделать себе имя”. После потери единства человеческого рода и единства веры в Бога и возник политеизм как противодействие дальнейшему распаду, как попытка сохранить единство на уровне национальном (религии народов или языков). В нынешнем увлечении восточными доктринами, в теософии, а также в мифологиях фашистского типа есть попытки ревитализации политеизма с явной антихристианской направленностью.

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики , далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология , а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты , что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является . Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение , обобщает ранее накопленные человеческие знания;

— имеет три направления исследования : природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру , которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи , являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи ;

- рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру , однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы

Специфика философского знания

Основные понятия

Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

Культура – совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.

Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа, центра Вселенной и целью всех свершающихся событий.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

1. Место и роль философии в культуре .

Понятие «культура» более широкое, чем понятие «философия». Культура – результат человеческой деятельности и сама эта деятельность, она представлена в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это то, что отличает человека от животных. Через творчество – создание новых смыслов и ценностей, человек преодолевает свою культурную и природную предопределенность.

Основаниями культуры являются:

Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке,

Ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия как компонент культуры представляет собой одновременно и знания, и ценности, является ядром (квинтэссенцией) самосознания исторической эпохи. Имея дело с постоянно меняющейся реальностью, она формирует в рациональной форме общезначимые и непреходящие смысложизненные ценности: добро и зло, истины и заблуждения, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на экзистенциальных (смысложизненных) ценностях, которые определяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия черпает свои проблемы из жизни, но всегда стремится преодолеть познанное, заглянуть за горизонт известного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Она размышляет об отражении природной и социальной реальности в других формах духовной культуры: науки, религии, искусстве и т.п., т.е. философия является таким типом общественного сознания, которое направлено на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Способ мышления философии, обращенный ко всему полю культуры называют критически – рефлексивным.

2. Предмет философия.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально – теоретическое осмысление этих связей. В природе и культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его деятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждениях.

В истории философии представление о ее предмете менялись. В рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные представления о предмете философии. Для Сократа философия была искусством самопознания . Платон считал философию познанием истинно существующего бытия – мира идей, который он противопоставляет миру материи (небытия) и миру вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей .

В средние века философия была служанкой богословия, выполняя функцию инструмента в богословских спорах. Возрождение характеризуется эмансипацией философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, соотнося философию с познающим разумом. Во второй половине XVIII в. – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того, что философия есть наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном.Гегель называл философию царицей наук, наукой о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наукой о разуме, постигающем самого себя. Кант определял предмет философии как учение о последних целях человеческого разума.

XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях, обнаруживая всеобщее в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете, она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

Можно сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии она всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах. При этом философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности.

Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил Кант, сведя их к четырем вопросам:1).что я могу знать? 2). что я должен делать? 3). на что я могу надеяться? 4). что такое человек?

Кант первым в классической философии осознал антропоцентристский характер философского знания.

Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования, что обусловливает вопросы мировоззренческого характера. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательный ответ, философские проблемы на каждом историческом этапе осмысливаются по иному.

Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которая актуализируется той или иной эпохой. Она представляет собой рационально–теоретическую форму мировоззрения, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в форме понятий, теорий. Философия создается сознательно как результат особой профессиональной деятельности.

Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

Спецификой философского мышления являются:

Рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам;

Универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления;

Тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир»;

Абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и состредоточение внимания на существенных;

Идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Также идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, представляют собой предельные случаи последних.


3. Основные функции философии
.

Главной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека в форме высших духовных ценностей.

Из мировоззренческой функции вытекает интегральная функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры.

Важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.

4. Структура философского знания .

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам, изучаемых в указанных разделах философии:

Онтологической, онтология – философское учение о бытии и сущем;

Гносеологической, гносеология – философское учение о познании;

Аксиологической, аксиология – философское учение о ценностях;

Праксиологической, праксиология – философское учение о действии;

Антропологической, антропология – философское учение о человеке.

Все разделы философских знаний существуют в неразрывном единстве. Невозможно простроить какую – либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысли на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем.

Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют исследования, соотносимые с фрагментом духовной культуры: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формируемые в «ядре» философии.

5. Основные направления философии .

Выбор исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир» определяет направление в философии. Если в качестве исходного принимается «мир», понимаемый как материя или природа, то такие философские системы называют материалистическими. Если же в качестве исходного понимается «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.

Материализм признает первичным материальное начало, что означает, что материя никак не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами ее существования.

Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механический материализм ХVII – ХVIII вв и диалектический материализм в марксистской философии. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.

Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание. Выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный.

Объективный идеализм признает исходным началом дух или идею, которые существуют вне и независимо от человека и определяют его индивидуальное сознание. Классический пример – философия Г.Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводится из содержания этого сознания. Примером является философия Дж.Беркли и Д.Юма.

6. Становление философии .

Возникновение философии относят примерно к VI в. до нашей эры. На Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Человек осознает бытие в целом, самого себя и границы своих возможностей.

Мировоззренческие проблемы: вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали людей всегда. Исторически первой формой мировоззрения является мифология, состоящая из комплекса мифов, излагающих представления о происхождении и устройстве мира, возникновении общества и человека. Для человека миф был реальностью. Он утверждал систему ценностей, гарантировал единство социума. Главное свойство мифологического сознания – синкретичность (нерасчлененность) объекта и субъекта, познания и переживания, человека и природы. В мифе сосуществовали начала объективного знания о мире, религиозных верований, искусства. Для мифологического сознания характерны алогичность, символичность, коллективность, авторитарность.

Но постепенно в синкретическом комплексе мифологического сознания формируются религия, философия, искусство. Философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем, с точки зрения разума взгляд объективности и достоверности. Философия возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа философия предлагает рациональные понятия и категории.

Отличие философии от мифа:

Философское познание не синкретично. Здесь четко и однозначно противопоставлены субъект и объект, знания и переживания, человек и природа, индивид и социальная группа;

Философское мышление не терпит противоречий;

Философия выстраивает причинно–следственные связи, не допуская метаморфоз;

Философское мышление не символично, это мышление в строгих понятиях и категориях;

Интеллектуальная составляющая любого мировоззрения – миропонимание – называется картиной мира. Миропонимание как теоретическая картина мира представлено научными, философскими, религиозными идеями.

7. Религиозная картина мира . Религия представляет собой внутренне интегрированную систему верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

Философия и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. Но существует принципиальное различие в способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в доказательной форме.

Религия постигает мир иначе, в ней акцент делается на веру, нет доказательства и аргументации. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных наглядно–чувственных формах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, дает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, а в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не допускает критики и трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия же не дает гарантии, что ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а в философии нет ничего подобного.

Философию и религию объединяет то, что любая развитая религиозная доктрина представляет собой систему. Религия представляет собственную версию картины мира, принципиальной особенностью которой является удвоение мира на естественный и сакральный (сверхъестественный). Сакральное – первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ, обряды, молитвы, а местом является храм. Центр религиозной картины мира – Бог или множество богов. Власть бога безгранична. Он творит и управляет миром, он и его замысел не познаваемы.

Религиозная картина мира предлагает человеку единственный приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Вера и правильное поведение являются руководством на пути спасения как конечного смысла человеческого существования.

8. Научная картина мира. Наука оказывает исключительно большое влияние на мировоззрение современного человека. В истории науки начиная с XVII в. происходит смена механистической картины мира на современную, в которой Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей, а наука изучает взаимодействия, а не отдельные замкнутые объекты. Развитие психологии, биологии, генетики вернуло человека в научную картину мира. Взгляд современной науки перестал быть тотально объективистским, новые научные достижения показали, что человеческое сознание вплетено в систему объективных связей вещей и явлений и влияет на саму реальность. Один из центральных принципов новой органической парадигмы утверждает, что мир устроен таким образом, что появление в нем человека является закономерным. Современные представления физики рассматривают единый пространственно – временной континуум, где свойства пространства – времени зависят от позиции наблюдателя, скорости протекающих процессов и масс материи. Последняя существует как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны одновременно как взаимодействия частиц и как волновые процессы. Т.о. в рамках новой научной парадигмы Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек – как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира. Современная научная картина мира формируется, поэтому в ней множество противоречий. Однако очевидна тенденция изменений – от статики к динамике, от разделенности к взаимосвязанности, от механического дуализма человеческого и природного миров к органическому монизму.

9. Философская картина мира . На стадии формирования философское знание было тесно связаны с научным. В современной философии существуют разделы, которые напрямую связаны с научным знанием – так называемые проблемы конкретно – научных дисциплин. Философия, так же как и наука направлена на сущность, в ней присутствует логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений. Знание и в науке, и в философии выражено в рациональной форме, в виде понятий, суждений, умозаключений. Сходство науки и философии еще и в том, что они опираются на рационально – теоретические методы исследования, вырабатывают достоверные, общезначимые принципы и положения.

Но в отличие от философии наука не носит мировоззренческого характера, она не говорит человеку о его идеалах, смысле жизни, не решает вопросы о свободе, истине или красоте. Ни одна наука не выявляет универсальные связи и не проясняет фундаментальные предпосылки бытия. Именно поэтому, философию не следует отождествлять с наукой.

Философские картины мира чрезвычайно разнообразны. Фундамент философской картины мира составляет та или иная концепция бытия. Есть материалистические и идеалистические, рационалистические и волюнтаристские, монистические и плюралистические варианты философской картины мира.

Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. В философии отсутствует понятие сакрального. В ней принципиально отсутствует идея личного бога, но при этом в некоторых философских системах предлагается понятие Абсолютной идеи, или Мирового духа. Философия использует все данные естественных и общественных наук для решения принципиальных мировоззренческих вопросов, но никогда не замыкается в сфере эмпирической конкретики. Любая философская картина мира является лишь приглашением к размышлению и самостоятельному поиску, а не окончательной версией мироздания.

Контрольные вопросы

Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии?

Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

В чем специфика философского отражения мира в отличие от мифологического, религиозного, научного?

Как соотносится научная и философская картины мира?

Если философия рассматривает мир как целое и взаимодетерминацию форм бытия, то, что это дает человеку?

Почему философия не дает окончательных ответов?

В чем проявляется исторический характер философского знания?

Какую функцию выполняет философия, обосновывая высшие духовные ценности эпохи?

Тест – задание:

Теоретическим ядр ом, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют..

Искусство;

Философию;

Мифологию.

Философия

Служит выражением самосознания конкретной эпохи

Подтверждает свои положения экспериментом;

Исходит из примата веры над разумом;

Имеет догматический характер;

Стремится к систематической целостности знания.

Мировоззрением – это:

Совокупность духовных ценностей;

Совокупность идей, объясняющих поведение человека;

Система представлений, определяющая поведение человека.

Какой тип мировоззрения является наиболее ранним?

Религия;

Философия;

Мифология.

Философия – это:

Теоретическое мировоззрение;

Сжатое изложение науки своего времени.

Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется…

Теорией;

Парадигмой;

Гипотезой;

Картиной мира.

Для мифологии как исторического типа мировоззрения характерно

Паранаучное мышление;

Абстрактно – понятийное мышление;

Наглядно – образное мышление.

Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…

Мифологических представлений;

Философских идей;

Данных научных исследований;

Священного писания.

Философия отличается от религии тем, что

Является формой мировоззрения;

Вырабатывает определенную систему ценностей;

Является теоретической формой освоения мира человеком;

Исследует проблему смысла жизни человека.

Для научно картины мира характерно (а)

Истинное знание причин;

Уверенность в существовании Мирового разума;

Отождествление веры и знания;

Безоговорочное влияние идей ведущих ученых.

Проблемы, решаемые философией

Имеют отношение к сверхъестественному нереальному миру;

Могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины;

Не имеют ничего общего с жизнью обычных людей;

Имеют всеобщий предельный характер.

Какое из суждений является правильным?

Ценностью обладают предметы сами по себе, независимо от того, полезны они для человека или нет;

Ценность выражает значение предмета дл человека, поэтому не существует вне человеческого отношения к нему;

Вещи обладают ценностью лишь потому, что отношение человека к ним является выражением отношения к другому человеку.

Разделом философии не является…

Онтология;

Искусствознание;

Обоснование ценности личности, прав и свобод связано с ________ функцией философии

Эвристической;

Гуманистической;

Методологической;

Эстетической.

Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, –

Мировоззренческая;

Прогностическая;

Критическая;

Методологическая.

К методологическим функциям философии относятся

Интегрирующая;

Объяснительно – информационная;

Координирующая;

Логико – гносеологическая.

Творческое задание

Открытие философии заключается в том, что любой человек живет в мире своих ценностей больше, чем в мире реальных связей. Философия обосновывает высшие духовные ценности человека и общества. Какова диалектика (противоречивое единство) сущего (того, что есть) и должного (того, что должно быть) в бытии общества и человека в философской картине мира?

Предмет философии. Круг философских проблем.

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле­ния к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Первой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.
С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:
· Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;
· Гносеология – теория познания;
· Логика – наука о формах последовательного мышления.
Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом


изучения этики является мораль


как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетикаизучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей. Человек, человечество, человечность – вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей.

Философия как любовь к мудрости.

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания , в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
2. носит предельно общий, теоретический характер;
3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
11. опирается на категории – предельно общие понятия;
12. неисчерпаемо по своей сути;
13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Философия дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в первом тысячелетии до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.
Слово «философия» происходит от греческого «фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия – это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.
Философия – это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно – лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.
В философии изначально обозначились два основных комплекса проблем, определивших направление философских исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое – разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблемы определяют ценностно-ориентирующий смысл философии и определяют ее непреходящее значение для развития общества.
Специфика философского знания заключается в том, что:
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условием превращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и к самому себе.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий, которое особенно разительным стало в 19 - 20 веках. Однако представляется возможным вычленить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.Это: 1) исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Философское учение о бытие получило название онтология. 2) анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир, каковы возможности, методы и цели познания, что есть истина и др. Вопросы, которые исследуются в философском учении о познании - гносеологии. 3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Проблемы общественной жизни изучает социальная философия. 4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, раздел получивший название философской антропологии. Всё это позволяет определить философию как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Рекомендуем почитать

Наверх