Правильное употребление союзов и частиц. Произношение предлогов, союзов, частиц цели

Инженерные системы 30.06.2020

Урок в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи» Оборудование урока: презентация к уроку «Роль служебных частей речи», мульфильм «Сяпала Калуша», для презентации ­ компьютер, проектор, экран, распечатки текстов «Пуськи бятые», учебник "Русский язык. " (7 класс, 2 часть, автор С.И. Львова), Тип урока: комбинированный урок. Используемая технология: технология развития критического мышления. Этапы урока Учитель Ученик I. Фаза ВЫЗОВ (пробуждение имею­ щихся знаний, инте­ реса к получению но­ вой информации)  Информационная и мотивационная функ­ ции Показ мультфильма «Сяпала Калуша» ­ Что показалось вам удивительным в этом сюжете? В чём его необычность? ­ Текст не имеет ни одного знакомого кроме служебных частей речи. слова, ­ Правильно, Людмила Петрушевская, автор этой сказки, сохранила в ней служебные слова. Почему? ­ Потому что их невозможно заменить ничего не значащими сочетаниями букв. ­ Таким образом, вы все, наверное, догадались, о чём у нас пойдет разговор? ­ О служебных частях речи… Позади работа ­ Да, мы по­прежнему в «гостях» в разделе «Морфология». с самостоятельными частями речи, а впереди нас ждут встречи со служебными частями речи. (Слайд 2) Давайте вспомним всё, что вы знаете о служебных частях речи, обменяйтесь информацией в группах. Затем каждая группа по очереди называет одно сведение или факт по данной теме, не повторяя сказанного ранее. И всё, что вы вспомните, мы поместим в нашу «корзину идей» в виде коротких тезисов. Прием “Корзина идей” (Слайд 3) Групповая работа. Каждая группа после предва­ рительного обсуждения выска­ зывает свои предположения по данной теме. Примерные ответы детей: предлог, союз, частица, не отвечают на вопросы, не являются членами предло­ Систематизацион­ ная

(На доске нарисована корзинка, где условно собирается все, что дети знают по данной теме) жения… ­ Итак, вы вспомнили, какие части речи относятся к служебным. Молодцы! А теперь вернемся к нашей интересной сказке, перед вами распечатанный фрагмент из неё, выпишите из текста слова, относящиеся к служебным частям речи, распределив по группам. вздребезнулась, Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. И волит: ­ Калушата, Калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: ­ Оеё, оеё! Бутявка­то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: ­Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо­зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: ­ Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Л.Петрушевская (Слайд 4) Предлог по, с, от, за Частица не, ­то Союз и, а Целеполагание ­ Как вы определили? ­ Ну, тогда давайте поставим перед собой определенные цели: кто и что хочет сегодня на уроке узнать, чтобы в дальнейшем не было никаких трудностей. II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА Работа с текстом бятые » « Пуськи Ответы детей: по, с, от, за - предлоги; и, а - союзы; не, ­то - частицы. Примерные ответы детей: ­ Узнали их в «лицо», так как часто встречаются… ­ Помним… Легко было найти союзы, предлоги, так как о них мы много говорили и в начальной школе, и в 5­6 классах. Сложнее с частица­ ми… ­ Знать служебные части речи и отличать их от само­ стоятельных слов; ­ Узнавать не только «в лицо», а иметь представление для чего они нужны, какова их роль; ­ Уметь различать союзы, предлоги, частицы.

(получение информации) новой III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рож­ дение нового знания) ­ Таким образом, тема нашего урока … «Роль служебных частей речи» (Слайд 5) ­ Чтобы выяснить основные функции служебных частей речи, вам придется потрудиться. Работа со стихотворениями Задание классу: ­ Вставьте пропущенные слова: (Слайд 6) Не задать вопрос к... (предлогу). Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова – Служба в дружбу такова. (слайд 7) Служит связи слов... (союз). Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточнит, Предложения скрепит. (слайд 8) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто­нибудь произнесёт. Кто я? … (частица) Задание классу: ­ Выпишите из текстов основные функции служебных частей речи. Все ли функции в стихотворениях перечислены? Сравните с информацией из учебника (§21, стр. 73,74). Примеры выпишите из текста «Пуськи бятые». . Ответы детей: ­ предлог ­ союз ­ частица Ответы детей: Предлоги связывают слова самостоятельных частей речи в словосочетании (Сяпала (по чему?) по напушке). Союзы соединяют одно­ родные сказуемые (Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку.) + части сложного предложения (информация из учебника). Частица образует отрица­ тельную форму (Бутявок не могут трямкают.) различные выражать оттенки значения (информация из учебника). +

­ Сделайте вывод: (Слайд 9) Роль ПРЕДЛОГА ­ … СОЮЗА ­ … ЧАСТИЦЫ ­ … Это интересно! Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. ­ Ещё одно испытание, с которым, уверена, справитесь, ожидает вас. я Приём «Мозговой штурм» Ответы детей: (вместо) (до) (доза) (задача) (затор) ­ Умеете ли вы разгадывать шарады? (Слайд 10) *В конце какого предлога стоит сотня? *Какой предлог является нотой? *Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? * К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? *Начало – противительный союз. За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита. Работа в группах. Упражнение 642. ­ Выписать: 1группа­союзы 2группа­предлоги 3группа­частицы. Взаимопроверка групп. Спикер в команде остается и защищает работу группы. Переход команды из одной группы в другую. Итог урока: ­ Для чего служат предлоги, союзы в речи? ­ Какую роль играют частицы в речи? ­Могут ли самостоятельно служебные части существовать в предложении? Рефлексия: На столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, полезная и урок понравился, поставьте на вырезанную

ладонь! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или ­). Домашняя работа (на выбор): *Найти из любого художественного произведения небольшой отрывок, в котором использованы предлоги, союзы и частицы. Определить их роль. *Попробуйте сочинить предложение (или небольшой из придуманных вами слов. Используйте служебные слова. состоящее текст), *Составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке. *Упражнение из учебника №644 ­ Спасибо за урок!

Рабочие материалы по теме «Предлог» в 7-м классе Составитель Браверман С.А

вид урока

требования к уровню подготовки учащихся

теория,

глоссарий

контроль качества усвоения предмета

дом. задания

Предлог как часть речи.

Значения предлогов. Предлоги пространственные, временные. причинные, целевые, объектные. («Всё о русском языке » стр.214)

Знат ь: предлог - служебная часть речи, его роль в предложении и словосочетании, об отсутствии

предлога перед наречием, причастием и глаголом.

Знать , что предлоги не являются членами предложения, однако входят в состав членов предложения.

Предлог не так прост, он может маскироваться под другие части речи. Взять хотя бы слово напротив

1. Кинотеатр находится в доме напротив.

3. Ему хотелось смотреть телевизор, мне, напротив, хотелось в кино.

В 1-м предложении напротив -

наречие- обстоятельство.

Во 2-м - предлог, не является членом предложения.

В 3-м – вводное слово, не является членом предложения.

Что такое предлог.

Чем отличается от других частей речи.

Лингвистическая разминка

О бозначьте части речи в предложении:

Через минуту дворцовые кареты, неожиданно выскочившие из-за ограды, поскакали во все стороны.

Задание :

уберите предлоги.

Вывод

Для чего служат предлоги (служебная часть речи)

Повторение:

самостоятельные части речи,

синтаксический разбор предложения.

Словарный диктант

§27правило стр.152,

Классификация предлогов: производные и

непроизводные,

по структуре: простые, сложные и составные,

виды производных предлогов по словообразованию: наречные, отымённые,

отглагольные.

Морфологический разбор предлога.

Уроки изучения нового материала

Знать: способ образования производных предлогов морфолого-синтаксический. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок,

писать раздельно с существительными, прилагательными, местоимениями и числительными.

Знать : с какими падежами употребляются предлоги.

Уметь производить морфологический разбор наречия

Производные и непроизводные предлоги.

Употребление предлогов с различными падежами(упр.337)

Повторение :

падежи существительных

Четвёртый лишний

1. из-за, около , при, через

2. вокруг дома, благодаря заботе ,

вдоль трассы

Все производные, первое и третье образованы из

наречий, второе - из

деепричастия.

определение видов предлогов

в, на, через,

в продолжение урока, в течении реки, в течение дня,

к речке, для работы, из-за простуды

Учебник стр.153-154

Правописание предлогов: слитно, раздельно, через дефис

Знать : какие предлоги пишутся слитно, раздельно, через дефис.

Наблюдение упр.№342 Творческая работа №343

Запомнить

предлоги-синонимы

вследствие - из-за,

около – у,

в течение – в продолжение, за,

наподобие – вроде,

навстречу – к,

со стороны – с,

позади – за,

благодаря – из-за

Работа с орфографическим словарём

Повторение : употребление

предлогов с существительными,

местоимениями,

числительными в

форме косвенных падежей в словосочетании с управлением

Словарная работа

Пишем слитно

направились навстречу приехавшим, неурожай вследствие засухи,

антенна наподобие тарелки, корень вроде рога, справиться насчёт приёма на работу, отказать ввиду отсутствия мест, несмотря на сопротивление противника.

Раздельно

на встречу со мной, в женском роде, на счёт в банке, иметь в виду, в виду берега, в это место, не смотря в тетрадь.

Практикум. Правописание предлогов

Урок закрепления

знаний, умений и навыков/

Урок-практикум.

Запомнить написание производных предлогов.

Правило стр.157

Знать , когда ударение падает на предлог .

Выделение запятыми оборота с предлогами: несмотря на, невзирая на

Работа с орфоэпическимсловарём

Составить

словосочетания

с производными предлогами и

существ. с предлогом «в»

Отличие предлогов от сочетания существительных с предлогами

Урок усвоения нового материала

Уметь различать написание предлогов и существительных с предлогами.

Запомнить , что наречия примыкают к глаголу, а предлоги употребляются с частями речи, употребляющимися в роли существительного.

Знать, что слова, одинаково

звучащие, но относящиеся к

различным частям речи, пишутся по-разному.

Отличие предлогов от других частей речи

стр.161 №351

словарный диктант упр.№353

Описание состояния предмета

Урок развития речи

Творческая работа упр. №

Употребление предлогов в речи

Урок развития речи

Знать : употребление предлогов: в – на, из – с,

В Турцию, из Турции, в Украину, на Украину, с горы, на гору.

Употребление предлогов:

благодаря, согласно, вопреки.

Предлог вопреки означает

наперекор чему-либо, против чего- либо, несмотря на что-либо, вопреки ожиданиям, вопреки моей просьбе,

Уметь исправить ошибки, связанные с употреблением предлогов в речи

Повторение :

антонимия и синонимия предлогов.

Место предлогов

в предложении (правило стр.162

упр.№352 устно)

№352 (письменно)

Урок обобщения знаний по теме

Уметь применять изученные

Составить тесты на изученные правила по теме

Контрольная работа

Урок контроля

Проверить знания, умения, навыки

Тестирование по теме

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Урок анализа знаний

учащихся по теме

Индивидуальные

Тестирование

1.В ыписать предлоги в два столбика: производные и непроизводные:

искать под землей,

достать из-под земли,

отдыхать около реки,

построили посреди старых домов, сделать в течение недели,

договориться насчёт занятий,

отменить занятия в связи с морозами.

2. Отметить предлоги

1-ый вариант

ввести новых актёров в продолжение сериала,

получить замечание ввиду опоздания.

отличаются в роде и падеже,

пороги в течении реки

3. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор предлогов:

1-ый вариант

Вследствие травмы ноги бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи

1-ый вариант

наподобие - на подобие

2-ой вариант

иметь в виду,

игрушка вроде конструктора,

отдыхать в продолжение недели,

вмешиваться в течение мыслей

2-ой вариант

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему оставалась достижимой.

2-ой вариант

вместо - в место

Приложение

Подготовка к контрольной работе

Составление словосочетаний с предлогами

по-над пропастью

по-за лесом

вследствие

навстречу

наподобие

в области

в отношении

в течение

в продолжение

в заключение

в отличие

по поводу

по причине

за исключением

антонимия и

синонимия

предлогов

в - на

из - с

в школу - из школы

с Камчатки –

на Камчатку

в Прибалтику-

из Прибалтики

из Украины –

в Украину

Объяснительный диктант

В заключение торжественного вечера был дан концерт, в продолжение которого не смолкал смех.

Никто не участвовал в продолжении спора , вследствие чего друзья подумали, что я сдался.

По мере изучения орфографии многие дети стали писать грамотнее, а впоследствии совсем перестали делать ошибки.

Мы имели в виду , что будем плыть навстречу друг другу ,

но в итоге пришлось отказаться от этой затеи.

Что мне сказать в заключение ? в завершение?

Примечание

Выделенные слова - это предлоги.

Подчёркнутые - другие части речи.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦА» В 7-м КЛАССЕ

Составитель Браверман С.А.

урока

Теория

Материалы к уроку

задание

Частица как часть речи

Цель : дать понятие о функциях частицы как служебной части речи.

Уметь : отличать частицу от других частей речи.

Значение частицы.

Что даёт частица, что

теряет предложение, если она исчезнет.

1.Упр. по орфоэпии: алфави т, догово р, докуме нт, досу г,

катало г, кварта л, киломе тр, ку хонный, ме льком, то тчас, наме рение, позвонишь, свёкла, столяры ,

цеме нт, щаве ль. Задание: распределить слова по группам в зависимости от ударения.

2.Упр. Определить, что даёт частица: отрицает,

указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства или образует формы слов:

Я бы выучил уроки…

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию…

Я не хочу разочаровывать тебя.

Вопрос: А если убрать частицу из предложения?

Разряды частиц .

Формообразующие частицы.

Цел ь: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц.

Закрепить умение отличать частицы от

других частей речи.

Роль частицы в предложении.

В каких стилях речи употребляются частицы.

Синтаксический разбор предложений с формообразующими частицами.

Повторение: образование глаголов повелительного наклонения.

§ 36 стр.208- 209

№446-447,

Смысловые частицы .

Цель : показать разнообразие и функции смысловых частиц, их употребление в определённых стилях речи

Работа с таблицей

«Значение смысловых частиц»

Повторение : стили речи

Раздельное и дефисное написание частиц

Цель : определить случаи раздельного и дефисного написания частиц.

Развивать умение отличать частицы от других частей речи.

Частицы бы, ли, же пишираздельно со с ловами.

Частицы -то, -ка, -таки

пиши через дефис

Повторение : разговорный стиль речи

Лингвистическая разминка

Что за прелесть эти сказки!

Как бы узнать, что там делается за воротами?

Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни жёлтого.

Упр. Отличие частиц от частей указательных местоимений, наречий, союзов

Сравним пары предложений:

1.Что бы вы хотели узнать о частицах?

Чтобы правильно писать частицы, нужно уметь отличать их от других частей речи.

2.Частица - то пишется со словами так же , как суффикс – то в неопределённых местоимениях и наречиях, то есть через дефис.

Частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно.

3.И всё -таки она вертится.

Я решил- таки сложную задачу.

Уроки развития речи

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель: расширить знания учеников о частицах

НЕ и НИ, показать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает

положительный смысл, развивать навыки написания частицы НЕ с различными частями речи.

Развивать умение отличать частицы НЕ и НИ от составных союзов.

1.А нализ материала учебника стр.213

2. Анализ таблицы с доски (или слайдов)

Частица НИ пишется, если:

а) употреблён отрицательный глагол,

причастие или деепричастие: Он, не

говоря ни слова, вышел.

Н е отзывался ни сторож, ни его помощник/

б ) отрицание подразумевается:

На небе ни тучки.

Ни с места! Ни слова!

в) в вопросительно-воскл. предлож. только НЕ: Вам ли не знать об этом?

Кому это не известно!

г) перед неопределённой формой глагола:

пишем НЕ, когда перед нами одна неопределённая форма

и НИ, когда неопределённых форм несколько:

Он не мог не знать об этом.

Из-за болезни он не мог

ни пить, ни есть.

Повторение : обращение

К омментированное письмо с разбором предложений.

Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

А вы, друзья, как ни садитесь,всё в музыканты не годитесь.

Экзамен не должен быть ни слишком трудным, ни

слишком лёгким.

Определите, где частицы, а где союзы.

Повторение : обращение.

Пояснение к таблице учебника

Если необходимо выбрать НЕ или НИ перед глаголом-сказуемым в придаточном предложении,

следует поступать по схеме:

1.поставить подходящий по смыслу вопрос от главного предложения,

2.определить, отрицательный или положительный ответ на него;

3.если отрицательный, выбираем частицу НЕ.

если положительный – усилительную частицу НИ.

(Когда я ни зайду к нему), он всегда занят.

Захожу ли я к нему? Да . - Выбираем НИ .

(Когда я не зайду к нему), он беспокоится и звонит.

Захожу ли я к нему? Нет . – Выбираем НЕ .

Внимание : речь идёт только о придаточном предложении (чаще всего об уступительном).

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Цель: закрепить знания учеников о частице НЕ и приставке НЕ- , развивать орфографические и пунктуационные навыки .

Повторение : знаки препинания в прямой речи.

Д иктант с последующим разбором

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт .

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам .

Каких зверей, каких там только птиц я не видал !

« Не благодарная!»- промолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье,

и все учёные плоды, не чувствуя , что он вкушает их

плоды.

Так делать нечего : пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.

1.Найдите местоимения и определите их разряд.

2.Какие частицы, кроме НЕ, употреблены в предложениях?

3.Найдите союзы, объясните их написание.

Практическая работа по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ- »

Цель: закрепить знания учащихся о частице НЕ и приставке НЕ- ;

развивать навыки самостоятельной работы.

П овторение:

правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

Разбор сложно-подчиненного

предложения

О бъяснительный диктант

Не делай ошибок.

Просьба была отвергнута с не годованием.

Ни звука кругом.

Как ни старался вытащить рыбку, ни чего не получилось.

Не чему удивляться.

Куда ни посмотришь, всюду степь.

Что- то мне не всё здесь нравится.

Обозначить графически частицы, приставки, части

корня. Синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Почему выделены целиком «как ни», «куда ни»?

примеры в таблицу

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ – НИ

Цель: научить учеников различать омонимичные лингвистические единицы,

развивать орфографические и пунктуационные навыки.

П овторение:

НЕ с глаголами

Л ингвистическая разминка

Никто не виноват, ни с кем не ссоришься, ничья собака, ни о чём не расспрашивай, нигде не нашёл,

нисколько не трудно, ни слова не говоришь, ничто не беспокоит,ты нам ничем не обязана, ни перед кем не отчитываешься, никому не говори, ни один не ушёл,

ни в чём не сомневаешься, никого не беспокой, никто другой меня не интересует; не кто другой, как вы, должны поехать в командировку.

Отметить орфограммы. Обозначить части речи.

Обобщающий урок по теме «Частица»

Цель: обобщить знания по теме, развивать

орфографические и пунктуационные навыки , навыки лингвистического разбора.

К омментированное письмо

Древняя культура так же удалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звёзды.

Прислушиваться ли к совету астролога не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог бы заснуть в пустом старом доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням лестницы

Если бы не ты, я ни за что не справился бы с заданием.

Определить части речи. Синтаксический разбор последнего предложения.

Употребление частиц в речи.

Произношение предлогов, союзов, частиц

(работа со словарями)

Контрольный диктант и его анализ

Цель: проверить знания учеников по теме,

орфографические и пунктуационные навыки,

навыки лингвистического разбора.

(подготовка к сочинению

по картине)

Создание черновика

Возможное тестирование по теме

(Вариант 2- Баранов стр. 266)

Тестирование

Вариант 1

1. Отметьте частицы

а) даже б) чтобы в)если г)пускай

2. Отметьте усилительные частицы

а) бы б) вот в) уж г)ведь

3. Отметьте формообразующие частицы

а) как б) пусть в) более г) ли

4.Отметьте дефисное написание частиц

а) всё(таки) б) ответь(ка)

в) найди(же) г) (не)ходи туда

5. Отметьте словосочетания с частицей не

а) н… мешай мне б) н… минуты н… медля

в) н… бывать этому г) нет н… одного места

6. Отметьте предложения с частицами. Раскройте скобки.

а) Что(бы) уметь, надо учиться.

б) (Не) обижайся на меня,

в) Нет (ни) желания, (ни) возможностей.

г) Куда (ни) глянешь- везде люди.

Развитие речи

Подготовка к сочинению по картине

Анализ материала упр.№474 - 475

Составление плана сочинения

    На переднем плане картины.

    Описание берёзок (ствол, листва)

    На земле.

    Какое настроение передаёт художник?

    Совпадает ли это настроение с вашим? Так ли вы представляете себе весенний лес? Бывали ли вы когда-нибудь в весеннем лесу?

Чтение учащимися черновых материалов к сочинению. Анализ.

написать сочинение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 7 классе по теме «СОЮЗ»

Документ

... РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ, ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» в 8 «А» КЛАССЕ Составитель Браверманн С.А. № содержание теория словарь материалы ... , выраженные существительными с предлогом . Обособляются обстоятельства, выраженные...

  • Документ

    Публичных материалов по теме составителей класса» Браверман , Аратский, Бреус и... , под предлогом , что он... , чиновники, рабочие коммунальных служб, ...

  • Документ

    Публичных материалов по теме : Еврейское... Исраэль" Примечание составителей : читайте... ресторан высшего класса» .) Несомненно, ... .; заместители главы Госимущества Браверман , Аратский, Бреус и... , под предлогом , что он... , чиновники, рабочие коммунальных служб, ...

  • По гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

    Учебное пособие

    Предложенную Браверманом ; концепцию... тем , патриархат несет важную функциональную нагрузку по отношению к капитализму, помогая раскалывать рабочий класс по ... о составителе или... вполне благовидным предлогом (женское... При анализе материалов по проблемам...

  • Григорий Петрович Климов Божий народ Аннотация Григорий Петрович Климов Божий народ Суть проблемы Интервью Григория Петровича Климова по случаю его 80 летия

    Интервью

    И по сей день. По тем же... непогрешимости. Предлог для... крепко привяжет рабочий класс к государственным... смоленских, шлайферов, браверманов , уринсонов, зеленских, ... располагаю доказательным материалом только для... приписывается его составителями Моисею, – ...

  • вид урока

    требования к уровню подготовки учащихся

    теория

    словарная работа

    контроль качества усвоения предмета

    задание

    1 С оюз как часть речи.

    Общие сведения о союзе как служебной части речи. Синтаксические возможности союза.

    Союзы по употреблению:

    одиночные, двойные, повторяющиеся.

    Союзы производные и непроизводные

    Урок изучения

    нового материала

    Знать: союз - служебная часть речи. Что соединяет союз: однородные члены и простые предложения в составе сложных. Производные союзы

    произошли от других частей речи- точно, когда и др.

    Непроизводные союзы: а, но, да и др.

    оттого что

    потому что

    вследствие того что

    благодаря тому что

    до тех пор как.

    Одиночные союзы: но, чтобы …

    Повторяющиеся : ни…ни, то…то и др.

    Двойные : как…,так и

    дл того чтобы

    Словарный диктант

    упр.353

    2 Р азряды союзов.

    Р оль смыслового ударения, вариативная постановка запятой.

    Синонимичные предложения с союзами.

    Урокизучения новогоматериала

    К акие отношения выражают союзы в предложении? -

    Причинно-следственные,

    целевые, условия, отношения сопоставления и др.

    Т аблица видов подчинительных

    3 С очинительные союзы

    Связь равноправных по смыслу предложений и однородных членов.

    Виды сочинительных союзов.

    У рок усвоения нового материала и повторения

    К акие значения вносят различные виды сочинительных союзов в предложения. Анализ и лингвистический разбор

    предложений

    не только… , но и

    как … , так и

    тоже то же

    также так же

    4 В иды подчинительных союзов.

    Изъяснительные и обстоятельственные союзы

    У рок усвоения нового материала

    К аковы отличия сочинительных и подчинительных союзов.

    Роль подчинительных союзов в предложении.

    о ттого что

    для того чтобы

    с тем чтобы

    затем чтобы

    ради того чтобы

    что бы ты сделал?

    5 - 6 П равописание союзов.

    Отличие в написании союзов и местоимений с предлогами.

    Морфологический разбор союза -учебник стр.183

    У рок-практикум

    К ак отличить союз от созвучных ему слов других частей речи.

    Анализ таблицы упр.№399

    Синонимия союзов упр.№397

    к ак будто

    в то время как

    несмотря на то что

    невзирая на то что

    потому что

    причём - кстати

    О бъяснительный диктант:

    На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмёрки», также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же , как надёжность

    Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Делай то же , что указано в рекомендации.

    Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить проблему.

    М орф..

    подготовка к словарному диктанту-упр.№403

    7 З апятая между простыми предложениями в составе союзного сложного.

    Таблица стр. 189

    Схема к упр.414

    У рок закрепления знаний

    К акова разница в постановке знаков препинания в предложениях с сочинительными и подчинительными союзами.

    Отличие сравнительного оборота от предложения с сравнительным союзом

    В чём разница в структуре предложений?

    Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного сада.

    Как дерево роняет тихо листья,

    так я роняю грустные слова.

    Как золотистые светляки, заблестели на траве росинки.

    Запомнить: в сравнительном обороте нет сказуемого в отличие от придаточного предложения.

    391(у.)

    8 О бобщающий урок по теме «Союз»

    У рокзакрепления знаний

    Знать: значение союза и правописание.

    Уметь производить лингвистический разбор.

    Обратите внимание на написание следующих выражений:

    то же … что

    то же самое

    одно и то же

    точно так же, как

    всё так же

    всё то же

    Итак , я жил тогда в Одессе.

    Мы промокли и так устали, что

    решили заночевать в деревне.

    Для прогулки было холодно, притом и тучи появились.

    Можно заменить:

    причём и тучи появились …

    вместе с тем и тучи появились...

    к тому же и тучи появились…

    При чём же ты останешься?

    (с чем ты останешься…)

    При том заявлении приложены документы. (При каком заявлении?)

    однако - вводное слово или сочинительный союз, синонимичный союзу но?

    или – союз, который соединяет

    однородные члены или присоединяет пояснительные члены предложения?

    Смотри, однак о,будь осторожна. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.

    Это был Александр Тимофеевич,

    или попросту Саша. Флексия, или окончание, бывает только у

    изменяемых частей речи.

    Задание ; придумать примеры,

    чтобы союз или соединял однородные члены предложения

    Запомнить : союзы не пишутся через дефис:

    как будто

    потому что

    Словарный диктант

    упр.403

    правило стр.193

    9 П одготовка к контрольной работе

    У рок обобщения знаний

    Сравните : Мне грустно оттого ,

    что праздник кончился. (потому …)

    От того леса мы шли пешком.

    (от какого?)

    С оюз зато имеет синоним –

    союз но .

    Он мал, зато удал (но удал).

    Спрячься за то дерево (за какое дерево?)

    10 – 11 К онтрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

    12. Вариант возможного тестирования по теме «Предлоги и союзы».

    Вариант № 2 - Баранов стр.265

    Материалы для возможного тестирования

    Вариант 1

    1. Отметьте предлоги

    а) около б) чтобы

    в) если г) благодаря

    2. Отметьте производные предлоги

    б) в продолжение

    в) из-за г) согласно

    3. Отметьте составные

    предлоги

    а) из-под б) вокруг

    г) в связи с

    д) наподобие

    4. Отметьте сочинительные союзы

    а) словно б) что

    в) либо г) зато

    5.Отметьте причинные

    подчинительные союзы

    а) потому что

    б) для того чтобы

    в) благодаря тому что

    г) лишь только

    6. Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно. Определите часть речи.

    а) Что(бы) такое съесть?

    б) Ты то(же) любишь футбол?

    в) Дождливо, за(то) тепло.

    г) Делай так(же), как я..

    Творческая работа.

    1.Составьтепредложения ссоюзами в задании 5.

    2. Составьте словосочетания с предлогами:

    согласно

    благодаря

    Обратите внимание на падеж существительного после предлога.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе

    «Употребление предлогов»

    Подготовила

    учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна

    г. Воронеж

    2011

    Цели урока:

      сформировать у учащихся навык правильного употребления предлогов в речи.

      воспитание любви и уважения к русскому языку; сознательного отношения к языку как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

      развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

      освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

      формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

      применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Задачи урока:

      формирование умений и навыков по употреблению предлогов в речи;

      попутное повторение синтаксиса простого предложения, причастных оборотов и знаков препинания при них.

    Оборудование:

      Презентация «Предлог. Употребление предлогов».

      Карточки для самостоятельной работы.

      Раздаточный материал.

    Ход урока

      Оргмомент.

      Проверка домашнего задания. Повторение.

    Дома вы составляли текст научного стиля об особенностях служебных частей речи (упр. 289 ). Послушаем некоторые из составленных текстов и ответим на вопрос, соответствуют ли они заданию. (2 учащихся читают тексты, составленные дома, класс анализирует, соответствуют ли они стилю (научный ), какова содержательная сторона.)

      Повторение.

    Вспомним правописание наречий.

      Работа по карточкам на листочках (3 уч.).

    Карточка № 1

    Тронуться в путь (по) прежнему напр..влению, тосковать (по) настоящему делу, (по) настоящему отдохнуть, воспринимать (по) своему, идти (на) цыпочках, изобр..зить (на) память, исчезать (по) немногу, поделить (по) ровну, идти (по) осеннему лесу, (по) осеннему хмурые дни, поймать (на) лету, выт..реть (до) суха.

      Работа по карточке у доски .

    Карточка № 2

    Задание

    Карточка № 3

    Задание

    Ре зиденция, пе риод, изо бра зить, возра жение, пора жение.

    Слово резиденция заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, где оно обозначало «местопребывание».

    В своей ре зи денции в С очи пре зи дент Р оссии принял де ле гаци ю молодежи .

    Найдите в предложении предлоги. Назовите словосочетания со словом резиденция , укажите главное слово ((в чьей?) в своей резиденции , в резиденции (какой?) в Сочи) .

      Работы по карточке № 1 собрать.

      Проверка работы по карточкам у доски .

    Из - за холмов , покрытых ч е рною ма сс ой лесов 1 , тихо 3 подымались какие -то 2 белесоватые обл а ка . 4 (В. Г. Короленко.)

    Тихо – наречие.

    I. Подымались (как?) тихо; признак действия.

    II . Неизм.

    III. Подымались как? тихо.

      Тема урока: «Употребление предлогов».

    На прошлом уроке мы с вами говорили о предлоге как части речи. Давайте вспомним:

        Фронтальный опрос.

        На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные и особая часть речи междометие )

        Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложений ).

        Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица )

        На какие группы делятся предлоги? (простые и составные, производные и непроизводные ).

      Проверим, кто из вас самый догадливый. Ответьте на вопросы-шутки :

      Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до )

      Какие два предлога определяют положение тела? (по-за )

      Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за ).

      Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за )

      Работа с презентацией.

    В русском языке около 200 предлогов . Все они употребляются с определенными падежами:

    с Р.п . – примерно 115 предлогов

    Т.п . – 24 предлога

    В.п. 20 предлогов

    Д.п . – 19 предлогов

    П.п. 7 предлогов

    Многозначные предлоги (их 8 ) употребляются не с одним падежом: 6 – с двумя, 2 – с тремя падежами.

    Об употреблении предлогов прочитаем в § 49 на стр. 134.

    При употреблении в речи часто путают предлоги в и на . Как же выбрать, какой предлог использовать? По значению! Предлог в используется при обозначении ограниченного пространства , а предлог на – если такое значение отсутствует . Более подробно объясняет употребление этих предлогов таблица в рабочих материалах к уроку.

      Работа с учебником . Выполним упр. 290 (комментированное письмо). Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, используйте предлоги в или на (только с первыми глаголами, со вторыми - дома). Проверяйте себя по таблице (см. «Материалы к уроку»).

    Работать на фабрике, на заводе, в больнице, в библиотеке, в магазине, на бирже, в цехе; учиться в школе, в техникуме, на курсах, в лицее, в институте, на историческом факультете; жить в Сибири, в Заполярье, на Урале, на Алтае, в Москве.

      Предлоги с и по употребляются с тремя падежами. С какими? Прочитаем материал во второй рамочках на стр. 135 :

    когда? после чего? по окончании, по прибытии

    Запомните:

    по (= после ) + П.п.

    Прочитаем в «Материалах к уроку» и запомним, с какими падежами сочетается предлог по при глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, горевать, плакать, соскучиться, тосковать, тужить и др.):

      с существительными в Д.п .

      с личными местоимениями 1, 2 лица в П.п .

      • 3 лица ед . числа в Д.п., П.п .

        3 лица мн . числа в Д.п.

  • Тренировочные упражнения .Работа в тетради (раздаточный материал).

    Задание : Составьте словосочетания, ставя существительные в нужном падеже. Первая группа – составить с любым из словосочетаний сложное предложение.

    Отсутствовать по уважительной причине, поступить по окончании школы, отсутствовать по болезни, тоскует по ней, встретиться по прибытии, обсудить по возвращении, соскучился по вас.

    Самопроверка по презентации. Чтение составленных предложений.

    • Редактирование текста (по презентации).

    Задание : исправьте ошибки.

    1. Школьники вернулись с Москвы оживленные, полные новых впечатлений. 2. Письма с Крыма приходили регулярно. 3. С магазина мама принесла хлеб и молоко. 4. Сегодня я пришла со школы домой рано.

    Ключ.

    1. Школьники вернулись из Москвы оживленные, полные новых впечатлений. 2. Письма из Крыма приходили регулярно. 3. Из магазина мама принесла хлеб и молоко. 4. Сегодня я пришла из школы домой рано.

      Вопросы для любознательных .

    Проверим, кто из вас больше знает о предлогах.

      С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголом )

      Какие предлоги не могут быть приставками? (для, кроме )

      С каким падежом больше всего употребляется предлогов? (с Р. п .)

      Сколько предлогов употребляется с двумя падежами? (6: в,на – В, П.п.; за, под – В., Т.п.; о, (об, обо) – В., П.п.; между (меж) – Р., Т.п.) С тремя? (2: с - Р., В., Т.п., по - Д., В., П.п.)

  • Контроль умений и навыков.

    Проверим, как мы научились употреблять предлоги.

    Самостоятельная работа (на листочках). Задание : выбрать нужный предлог, поставить существительное в нужном падеже, вставить пропущенные буквы.

    Поступить (в, на) школу, (в, на) курсы, (в, на) институт. Работать (в, на) фабрике, (в, на) заводе, (в, на) библиотеке. Скучать по (мама) ___________, по (он) ________, по (они) ________, по (мы) ________. Встретиться по прибыти…, отсутствовать по уважительн… причин…, зайти по окончани…, ошибиться по рассеянност… .

    Работы сдаются, оценки будут объявлены на следующем уроке.

    1. Домашнее задание : § 49, упр. 290 (закончить), 294.

      Сообщение учащихся.

    Предлог – служебная часть речи, но роль их в тексте очень важна. Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали о предлогах?».

    Известный лингвист Валерий Петрович Абрамов в своей книге «Созвездия слов» так писал об употреблении предлогов.

    Выдающийся советский филолог Виктор Владимирович Виноградов говорил, что слова связаны друг с другом, и образуют, таким образом, целые «созвездия».

    В таких созвездиях есть слова, которые активно используются, и слова, редко употребляемые. Узнать о том, как часто встречается то или иное слово в тексте или каких частей речи больше в текстах, можно в частотных словарях.

    «Частотный словарь русского языка» под ред. Засориной (1977 г.) выявил, что наиболее часто употребляются слова: в , и, не, на , я, быть, что, он, с , а. На первом месте оказались служебные слова. Предлоги – первое, четвертое, девятое слово из десяти. Как мы видим, они хоть и представляют немногочисленный класс слов, но играют большую роль в оформлении текста.

    Служебные слова – главные оформители текста. Знаменательные – главные составители текста (они наполняют текст информацией). Значит, нет «главных» и «второстепенных» слов в языке. Все слова являются важными. И грамотное употребление каждого слова показывает вашу культуру владения языком.

    Что нового вы узнали о предлогах?

    Какие предлоги являются самыми частотными словами? (в – 1 место, на – 4 место, с – 9 место)

      Оценки за урок .

      Выводы по уроку:

      тренировались правильно употреблять предлоги в, на, по с существительными и местоимениями;

      работали с текстом, исправляя ошибки в использовании предлогов.

    Карточка № 2

    Задание : спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограммы, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор. Расскажите о знаках препинания при причастных оборотах.

    Из (за) холмов покрытых ч..рною ма(с, сс)ой лесов тихо подымались какие (то) белесоватые обл..ка. 4 (В. Г. Короленко.)

    Список использованной литературы

      Абрамов В.П. Созвездия слов. – М.: 1989

      Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: 2004.

      Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М.: 1987.

      Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс. – М.: 2001.

      Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: 1999

      Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Русский язык/ Авт. В.В. Волина. – М.: 1997.

    Урок направлен не только на умение п равильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения и умение делать правильные выводы. Материал расчитан на обучающихся со невысоким уровнем знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц

    Цели урока: 1) расширять представление об орфоэпических нормах, регулирующих

    Произношение служебных частей речи;

    2) тренировать учащихся в правильном произношении служебных слов;

    В умении добывать информацию, систематизировать её и использовать;

    3) воспитывать семейные ценности.

    Ход урока:

    1 .Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и надеюсь на плодотворную совместную работу на уроке. Каждому из вас я желаю удачи!

    (слайд №1)

    3.После изучения каждого раздела морфологии мы переходим к уроку Культуры речи. Какую цель преследуют такие уроки? (научиться правильно употреблять в речи изученные слова)

    Предлагаю вам эпиграф к нашему уроку :(слайд №2)

    Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами,

    нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

    Н.А. Добролюбов

    4. Дан эпиграф, есть раздел «Культура речи». Кто сможет предложить тему сегодняшнего урока?

    (Правильное употребление в речи предлогов, союзов, частиц)(слайд №3)

    5. Ребята, вы все хотели бы иметь счастливую семью в будущем? Предлагаю вам

    поработать с текстом – притчей (в раздаточном материале)

    Какое задание вы могли бы предложить к этому тексту?

    Определить тему,

    Определить основную мысль,

    Найти служебные части речи и выписать их в отдельные столбцы (Слайд № 4)

    Тепло семейного очага

    Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

    « Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена семьи.

    Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

    Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж- то ей хочется за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

    Спросило счастье сына хозяйки: « А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, и буду счастлив, если велосипед- то будет у меня», - и получил мальчик велосипед.

    У же на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: « А чего же ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

    И счастье в течение минуты выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

    6. Проверка :

    Тема семьи.

    СПРАВКА: Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН, а произошло это 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день семьи" был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество

    Основная мысль: главное в семье понимание и одна цель

    Крепка бывает та семья, где нету места букве Я. Где правит только слово "Мы", где есть совместные мечты!

    Предлоги: из, по, за, в течение

    Союзы: но, что, и, если, чтобы, потому что, где

    Частицы: уж, то, же, не

    (Слайд № 5)

    Вывод 1 : служебные части речи необходимы для смыслового выражения слов и предложений.

    7. В разделе Культура речи открываем Орфоэпическую страничку .

    Часть речи, которую в русском языке называют термином предлог , в английском, во французском, в немецком и в испанском соотносятся по образованию и назначению со словом препозиция , восходящим к лат. prae (перед, впереди) + positio (положение). Проведите эксперимент: опустите в словах текста предлоги, сохранится ли их строение и смысл? Нет.

    Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [за-город], [на-зиму]. (Слайд № 6)

    8. Познакомимся с теорией на стр.171 вверху. И выполним у.858 .

    Основное правили при выполнении упражнения?

    – быть внимательным при чтении задания.

    Проверка. стихотворный ритм помогает прочитать словоформы нужды и счастлива в соответствии с нормами ударения поэтической речи XIX века.

    Найдите слова и формы слов, употребляемые преимущественно в разговорной речи и просторечии: разг. житьё (хорошая, привольная жизнь), разг. у ней (нейтр. у неё ), разг. мясное (блюдо из мяса, мясная пища), разг. в минуту (очень быстро, мгновенно), прост. стянуть (утащить, украсть).

    9. (Слайд № 7) Прочитайте предложение и отметьте ударение:

    Она ни о ком не грустит.

    Ударные ли частицы?

    Следующее предложение:

    Он не жил в родном краю уже 20 лет.

    Ударная ли здесь частица?

    10. Подкрепите своё мнение теорией на стр.171-172

    11. Где мы можем узнать о перечисленных в упражнении 860 словах. (в словарных статьях). Работаем со статьями.

    12. Находим в ряду пар рифмующихся слов «лишнюю пару», в которой рифма отсутствует (не былá – послáла ).

    13.(Слайд № 8)

    ФИЗМИНУТКА

    Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

    Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2.

    Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4.

    Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6.

    Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8.

    Сделать два хлопка руками над головой. 9–10.

    Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12.

    Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14.

    Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз.

    Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

    14. (Слайд №9)

    Прочитайте данные ниже сочетания слов вслух.

    • За уши не оттащишь, слушать во все уши;
    • без году неделя;
    • бок о бок;
    • водить за нос, бормотать под нос;
    • зуб на зуб не попадает, зуб за зуб;
    • идти рука об руку, брать ребенка на руки, посмотреть на (свои) руки;
    • хватает за душу, на душу населения, посмеялись от души;
    • сжить со свету, сесть ближе к свету.
    1. Что можно о них сказать?
    2. Какие из данных сочетаний слов можно отнести к фразеологизмам
    3. Как показать, что вы понимаете значение фразеологизмов?

    Памятка: Есть два пути: а) дать толкование фразеологизма; б) ввести фразеологизм в контекст (предложения, мини-текста), который позволяет распознать значение слова или сочетания слов.

    (Слайд №9)

    Вывод 2:

    1. Многие предлоги, частицы и союзы являются безударными.

    2. Предлоги: за, под, из, без, от, на- могут быть ударными.

    3. Частицы НЕ и НИ чаще безударные.

    4. НЕ+ жить, дать, быть, пить (пр.вр без жен.р.) = ударные

    5. НИ в устойчивом сочетании - ударная

    (Слайд №10 )

    «Говори правильно!»

    Следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;

    Говоря вслух, слушай себя как бы со стороны - это помогает избавиться от произносительных ошибок;

    Если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь либо спроси у учителя; если нет возможности узнать в данный момент, как произносится слово, то постарайся исключить его из речи, заменив синонимом, пока не узнаешь, как надо произносить это слово;

    Чтобы не ошибиться в дальнейшем, почаще произноси «трудные слова» вслух правильно;

    Вежливо исправляй своих товарищей по классу, школе, если заметишь ошибки в их речи; с благодарностью воспринимай, если обоснованно исправят тебя;

    Учись говорить выразительно и правильно у дикторов телевидения и радио, актёров, чтецов;


    Помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и неправильно писать.

    Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами .

    Дополнительный материал

    Задание: прочитайте текст, правильно расставляя ударение в словах. (Устно)

    Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать .

    Прочитайте правильный вариант произношения. (За правильный ответ выставляется оценка) .

    Молодая мама балУет дочку. Она завязывает ей огромные бАнты, надевает платье из крУжев. С бАнтами в косах малышка так нарядна. Даже завИдно! Вот идёт из Яслей. Малышей можно немного побаловАть.

    Пословица неспроста молвится

    Дом вести - не рукавом трясти.

    Когда семья вместе и сердце на месте.

    Дети не в тягость, а в радость.

    Семейные нелады доведут до беды.

    В родной семье и каша гуще.

    Птица рада весне, а дитя матери.

    Семья в куче – не страшна и туча.

    Не нужен и клад – когда в семье лад.

    Дом вести – не бородой трясти.

    Когда семья вместе – и сердце на месте.

    В семье и каша гуще.

    Один в поле не воин.

    Не родись красивой, а родись (счастливой).
    - У семи нянек дитя (без глаза).

    Гость на пороге - счастье в... (доме).
    - Дом без хозяйки... (сиротка).
    - Дом вести... (не бородой трясти).
    - Яблоко от яблони... (не далеко падает).
    - Чем богаты, ... (тем и рады).
    - В гостях хорошо, ... (а дома лучше).


    Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Предлоги. Союзы. Частицы»

    Общедидактическая цель: Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий учащихся.

    Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.

    Образовательные аспекты урока:

    Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

    Методы обучения: словесные (информационно - развивающие, наглядные), практические.

    Урок проводится на: конструктивном уровне.

    Используемые технологии: технология личностно – ориентированного развивающего обучения, ИКТ.

    Оборудование: карточки, интерактивная доска, таблицы, репродукция картины, компьютер.

    Ход урока

    Орг. момент: Вступительное слово учителя.

    Сегодня, ребята, у вас необычный урок. На нём присутствует много гостей. Повернитесь, улыбнитесь им. Молодцы! Думаю, что ваши улыбки и прекрасное весеннее утро принесут вам приподнятое настроение, и вы будете активны, эмоциональны в течение 45 минут. А девизом нашего занятия пусть станут слова: «Вы все способны и талантливы». Прежде, чем начнётся наш урок, который будет состоять из трёх «микроуроков», я хочу напомнить, что сегодня заключительный урок по теме «Предлоги. Союзы. Частицы».

    Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?

    /учащиеся формулируют цель, учитель ещё раз подчёркивает обучающую цель/.

    Позвольте представить виды работ, над которыми вам предстоит работать на уроке.

    /слайд/

    Вас устраивают такие виды работ?

    Хотели бы вы что - нибудь добавить, изменить?

    /учитель выслушивает предложения учащихся/

    Ну что же постараемся осуществить ваши предложения в ходе занятия.

    А начнём мы с этапа всесторонней проверки знаний. Первая работа «Словарный диктант». Сегодня он пройдёт в форме «орфографической дуэли». Давайте выясним, хорошо ли вы усвоили написание слов и словосочетаний в ходе изучения темы. Внимание на доску, пишем в строчку через точку с запятой.

    /слайд/ Самопроверка. Проверили, поставили себе оценки.

    Ну что ж, молодцы! А сейчас переходим к «микроурокам», структура которых будет состоять из двух блоков – теоретического и практического.

    Первая тема «Предлог». /слайд/

    Чтобы проверить знание теории, предлагаю вам закончить предложение.

    Перед вами часть предложения, его надо закончить.

    Как графически мы выделяем предлоги?

    Ну что ж хорошо, молодцы! Переходим к практическому блоку . Вас ожидает «свободная работа». На доске вы видите таблицы, их можно использовать при работе над заданием из «коробки», «конверта», в работе над «походным» диктантом, за компьютером. Приступаем?

    /учащиеся самостоятельно выбирают вид работы, работают, свободно передвигаясь по классу/. – Не забудьте графически выделить предлоги.

    Диктант из «коробки» и «походный» диктант.

    В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит тёмно – синей полосой, чуть – чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из –за горизонта выплывает огненный шар.

    Диктант из «конверта».

    (В)течении(е, и) многих лет; (в)продолжении(е, и) уроков; (в)следствии(е, и) непогоды; шёл (по)тропинке; (не)смотря под ноги; узнал (в)последствии(е, и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; имей это (в)виду.

    Работа за компьютером.

    /Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу предлоги или приставки/

    1. Он, видимо, устал, прсел____конец скамейки и вздремнул. _____ конец все собрались _____столом и _____говорили.
    2. Да мы _____ все об этом говорили, но стучали _____ все двери.
    3. Не _____ силу надейся, а _____ знания. _____ силу добился он ____ значения ______ дежурство.

    /самопроверка – те, кто выполнял диктант из «коробки», «походный»; взаимопроверка – те, кто взял задание из «конверта»; учитель совместно с классом проверяет работу ученика, работавшего за компьютером/.

    Какие оценки поставили себе за этот «микроурок»?

    /слайд/ - Следующая тема «Союзы».

    Теоретический блок. Докажите, верно ли утверждение?

    /слайд/ Учащиеся доказывают верность утверждения, приведённого на доске.

    Как графически выделяем союзы? Переходим к практическому блоку .

    /слайд/ /На доске задание/

    Как вы думаете, ребята, какое задание можно предложить для этой формы работы?

    Верно, найти соответствия, синонимические пары. Например, так же – таким же образом. Работаем в парах.

    … - Только ли союзы встретились вам в этом задании?

    /слайд/ Проверка.

    Сегодня замечательное утро. Встаньте, пожалуйста, и посмотрите за окно. Ярко светит весеннее солнышко, звонко щебечут птички. Хорошо, правда?

    Сравните ваши впечатления с изображением природы ….

    Попробуйте составить предложение, употребив один из союзов из предыдущего задания.

    /Учащиеся называют предложения, выбирают лучшее, записывают на доске и в тетрадях, делают полный синтаксический разбор предложения/.

    Какие оценки вы поставили себе за этот урок.

    /слайд/. - Переходим к теме «Частицы».

    Проверим теоретические знания с помощью взаимного опроса.

    /учащиеся опрашивают друг друга, ставят оценки/

    Какие оценки получили? /Выясняем результаты опроса/.

    Как графически выделяем частицы?

    Переходим к практической части.

    /слайд/ - А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Выберите в каждом ряду и запишите лишнее написание.

    Хорошо, молодцы!

    А теперь предлагаю вам поработать над таким видом работы, как «цифровой диктант». Цель его – уметь различать предлоги, союзы, частицы.

    1. Как весело щебечут пташки! 2. Неужели тебе не интересно? 3. После зимы всегда бывает весна. 4. Не желаете ли отдохнуть? 5.Пусть льётся музыка весны! 6. Замёрзший пруд блестит, как зеркало. 7. Возле дома сделали скамейку. 8. Брат объяснил, что я должен выполнить обещание.

    /слайд/ Проверка.

    Наш урок подходит к завершению. Мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, все свои знания, полученные при изучении темы «Предлоги. Союзы. Частицы», смогли реализовать и в следующей творческой работе, сочинении – миниатюре. Составьте тексты по теме «Наступление весны», предлоги, союзы, частицы графически обозначьте.

    /Учащиеся выполняют работу под музыку, слабоуспевающий ученик получает карточку, затем слушаются работы нескольких учащихся/.

    Поставьте себе оценки за этот «микроурок».

    А теперь поставьте себе оценки за весь урок. – Каков результат урока?

    Домашнее задание /слайд/ Уровневое Д/З

    Рефлексия «Сердечко общения»

    Самоанализ урока.

    Тип моего учебного занятия – систематизация и обобщение учебного материала. Для того, чтобы привлечь внимание детей к теме урока, я немного изменила его структуру, предложив им три «микроурока» в одном учебном занятии. Считаю, что любой нетрадиционный элемент (в моем случае – это структура урока, словарная работа в форме орфографической дуэли, творческая работа) повышают познавательный интерес в обучении. Все дети с удовольствием включились в работу, так как у большинства учащихся этого класса тип восприятия эмоциональный и абстрактный, у остальных конкретный.

    Соответственно этому типу учебного занятия я ставила следующие цели:

    1. Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах, частицах.
    2. Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи служебные слова, осуществлять самоконтроль.
    3. Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.

    Реализация данных целей осуществлялась через использование различных форм работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная. Выбору именно таких форм способствовала применяемая мной на уроке технология личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. В таком виде, как «свободная работа», ребята работали в индивидуальном темпе и ритме, сами выбирали вид деятельности, соответственно своему уровню развития. Что – то не понятно – спрашивают друг у друга, и только в том случае, когда не могут сами справиться, обращаются ко мне. В этой ситуации я всего лишь консультант. Сегодня ко мне никто не обратился – значит, справились без моей помощи. Ценность такой работы я вижу в том, что дети пишут самостоятельно, при этом концентрируется их внимание, развивается зрительная память, осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.

    В своей работе я стараюсь использовать также исследовательский подход в обучении. Проверяя знания учеников по теории в каждом из «микроуроков», я увидела, что материал учащимися усвоен. Дети смогли сформулировать цели урока, продолжили предложения, доказывали утверждения, опрашивали друг друга. В этом, я считаю, и осуществлялся исследовательский подход, направленный на реализацию приёма сопоставления, доказательства, обобщения. Исследовательский характер носило и творческое задание, ведь я всего лишь помогла ученикам увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, представить картину природы, результатом же стали сочинения – миниатюры учащихся.

    Считаю, что характер деятельности способствовал типу учебного занятия, выбранные мной методы (информационно – развивающие, наглядные, практические, ИКТ) и формы позволили мне выяснить степень сформированности ЗУН учащихся по теме «Предлоги. Союзы. Частицы». На уроке была создана тёплая, дружеская, спокойная атмосфера общения. Время использовалось рационально за счёт письменной и устной работы. Цели, поставленные на уроке, удалось достичь и реализовать.

    Урок проводился на конструктивном уровне. Помимо заданий повышенной и средней трудности, было предусмотрено задание для слабоуспевающего ученика. Ученики показали умение оценивать не только свои собственные знания, но и давать оценку своим одноклассникам. Количество положительных оценок, эмоций и впечатлений, которыми поделились дети во время рефлексии «сердечко общения», говорят о том, что урок прошел для детей интересно и плодотворно.

    Аннотация:

    Учебник «Русский язык» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская. ООО «Дрофа» М.: 2004

    Класс: седьмой

    Четверть: четвёртая

    Список литературы:

    1. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. М.: 1999
    2. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках.-М.: 1991
    3. Уроки русского языка в 7 классе М. М, Разумовская/ Волгоград: Учитель, 2006.
    4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1996.

    Рекомендуем почитать

    Наверх