Когда появился чайник. Презентация по изобразительному искусству на тему "Чайник"

Инженерные системы 30.06.2020
Инженерные системы

Савостьянова Е.

Что мы представляем, когда слышим фразу «традиционное русское чаепитие»? Блестящий самовар, баранки, красивые чашки с цветочным рисунком, варенье и, главное, улыбающуюся семью, собравшуюся вместе. Однако знаете ли Вы, что, появившийся в XVII веке в нашей стране, чай очень долго не приживался и почти полтора века употреблялся исключительно как лекарство?!

Об этом и о многом другом было рассказано на выставке «ОтЧАЯнные истории», которая проходит в рамках I Всероссийского проекта «История вещей» в выставочном зале Фонда народных художественных промыслов. Проект посвящен повествованию об истории вещей, которые ежедневно нас окружают, которые настолько глубоко вошли в бытовую культуру, что мы просто перестали замечать их уникальность и уж точно никогда не задумываемся об истории их происхождения.

Выставка «ОтЧАЯнные истории»

Экспозиция выставки посвящена чайнику – предмету быта, без которого не обходится ни один день нашей жизни, – истории его появления в разных странах и изменениям облика с течением времени. На выставке собраны чайники, выполненные исключительно из металла. Многие из экспонатов – уникальны.

Помощь в формировании экспозиции оказали самоварные мастера (В. Башкин, Нижний Новгород), известные коллекционеры (С.П. Калиничев), историки самоварного чаепития (И.А. Соколов), деятели культуры и искусства (генеральный директор фонда «Кипучая жизнь» А.Б. Орешкин, народный артист России Б.В. Щербаков).

Выставка состоит из нескольких разделов, один из них посвящен странам с древней историей чайного дела – Китаю, Японии, Индии, Непалу, Бирме, а также Европейским странам и России, которые переняли традиции чаепития у восточных культур. Экспозиция охватывает период с XVII в. по XXI в. и рассказывает о многообразии водонагревательных сосудов.

Например, одним из самых удивительных экспонатов выставки можно назвать чайник в виде слона, выполненный из меди в XVIII веке в Китае, попавший в коллекцию Б.В. Щербакова во время его путешествия в монастырь Шаолинь. Такой чайник, по словам коллекционера, преподносится в качестве подарка по особым случаям.

В Японской коллекции, помимо чайников, котлов и чаш, выделяется ритуальный чайник с гравировкой на дне сосуда. Этот чайник дошел до нас с русско-японской войны 1905 года. Его уникальность состоит в том, что во время закипания воды гравировка будто бы оживала, поднимался пар и на стене появлялись затейливые изображения, которые, словно духи, предсказывали судьбу участнику ритуала.

Европейская традиция чаепития представлена привезенной из Варшавы бульоткой «Паровоз» конца XIX века, выполненной из латуни и посеребренной. Эта бульотка, а также часть чайного сервиза из серебра рассказывает о жизни польских аристократов: раньше она присутствовала на чаепитиях, устраивавшихся в поместье князей Радзивиллов.

Бульотка – это небольшой металлический чайник с крышкой, установленный на спиртовой горелке. Она предназначена для поддержания температуры воды или уже готового напитка, что делало бульотки незаменимыми во время путешествий. Часто их использовали и для кипячения воды непосредственно на чайном столе. Бульотку можно назвать младшей сестрой самовара – они очень похожи внешне, однако самовар больше размерами и устроен иначе.

У бульотки отсутствует труба-жаровня. Поскольку в основном бульотки использовались только в аристократической среде, почти все они выполнены искуснейшими мастерами и сегодня представляют высокую ценность.

Культурное представительство при Посольстве республики Иран в РФ, являясь одним из участников выставки, предложило вниманию посетителей удивительные по красоте расписные предметы для чаепития – сахарницу, тарелку, кувшин и чашки, выполненные из меди и покрытые эмалью, а также медный с позолотой самовар.

Удивительно, что, привезенный из России в Иран, самовар там прижился, не изменив своего названия и назначения. Однако иранцы несколько изменили его, сообразно своему вкусу и традициям.

В целом значительная часть экспозиции посвящена России. Здесь представлены не только чайники и самовары, но и сбитенники, а также глинтвейники. Уникален мельхиоровый посеребренный, инкрустированный костью самовар-«баран» второй половины XIX века, выполненный на фабрике мельхиоровых изделий и бронзы Александра Кача.

Здесь же – и самовар современного мастера Владимира Башкина, который на сегодняшний день является единственным мастером самоварного дела в России. Именно его руками был создан самовар, подаренный Патриарху Всея Руси Кириллу.

На выставке можно ознакомиться с еще одним из произведений искусства этого мастера – глинтвейником из меди и бронзы.

Вторая часть экспозиции знакомит посетителей с чайниками, связанными с необычными историями и личностями. Интересно было увидеть кофейник из викторианского сервиза, подаренного Бернарду Шоу его близкими после вручения ему Нобелевской премии. Представилась возможность полюбоваться предметами чайного сервиза начала XX века, которыми пользовался поэт, композитор и исполнитель Александр Вертинский, проживая в номере «Грандъ Отеля».

Чай любили попить и вожди пролетариата. На выставке представлен чайник В.И.Ленина, который он использовал во время жизни в Разливе, а также удивительный водогрей из гильз, с которым связана самая романтичная история выставки.

Солдат, вернувшийся живым с Гражданской войны, из оставшихся гильз сам выплавил чайник и две чашки, на которых выгравировал свое имя. Этот чайный набор он подарил своей невесте, дождавшейся его с фронта, в качестве свадебного подарка. Потомки этой семьи привезли сохранившийся набор на выставку.

На выставке посетители познакомились и с чайной упаковкой. В частности с жестяными упаковками для чая начала XX века, деревянным коробом для чая «А.К. Кузнецов» XX века, со старинными фантиками от конфет, дореволюционными вывесками и прейскурантами чайных домов. Современный период представлен работами студентов художественных ВУЗов, которые попробовали себя в роли дизайнеров оригинальной упаковки для чая.

Из истории чайника

История чайника непосредственно связана с историей чая и идет она из Китая и Японии, где чай, был не только напитком, но и частью жизненной философии. Прародителями современного чайника считают китайский хо-го и японские котлы. Хо-го – китайский самовар, он имеет вид котла, сужающегося книзу. В центре котла находится труба, в которую закладывается горящий древесный уголь. Эта труба позволяет поддерживать температуру воды или бульона, предварительно нагретого при помощи горелки, установленной под котлом. Хо-го, в отличие от русского самовара, не используют для приготовления чая – в нем варят блюда из мяса и рыбы. Первые хо-го находят и сегодня, эти древние изделия были изготовлены из керамики и относятся к периоду Троецарствия (220 — 280 гг.)

Вообще первые чайники появились лишь в XIV веке, когда в Китае возник новый способ заваривания чайных листьев – их заливали кипятком и давали настояться, — а для этого понадобились сосуды с крышками, которые сохраняли напиток теплым. В этот период чайники изготавливались из особого сорта пористой глины — зиши, которая и по сей день добывается в китайском городе Исин, славившимся своим гончарным делом еще с X века. Именно эти первые чайники из зиши и послужили прародителями современных чайников.

Культ чая в Японии в XVI веке привел к повышению спроса на чайники. В связи с этим появилась целая не только индустрия производства чайников, но и произошла настоящая революция в способах декорирования. Чайники, украшенные картинами природы и буддийскими сутрами стали цениться как настоящие предметы искусства. В этот период японцы стремились к овладению гончарным делом, для чего охотно приглашали китайских мастеров в качестве наставников. Со временем в Японии были разработаны новые самобытные способы изготовления чайников.

В Европе чайники появились в XVII веке, они были привезены голландцами, имевшими торговые связи с Китаем. Однако сами голландцы смогли создать чайник, устойчивый к горячим температурам, лишь в конце столетия, и только после этого началось промышленное производство чайников в Европе.

Первые европейские чайники были выполнены в грубой манере, они были тяжеловесными и неудобными. Поэтому Китай все еще оставался лидером по изготовлению фарфора. Только в начале XVIII века английские и немецкие мастера научились создавать не уступающий по качеству фарфор, а немного позже в Европе появилась металлическая чайная посуда.

Металл позволил создавать очень изысканные предметы, особенно популярным стало серебро. Возникла мода на серебряные чайные сервизы, обладание подобным предметом говорило о высоком статусе хозяина. Однако серебряные чайники очень сильно нагревались и были неудобными в использовании, а, кроме того, излишне высокая температура портила вкус чая. Одновременно появились оловянные чайники, которые смогли себе позволить все те, кто не мог приобрести более дорогие сервизы.

Форма заварных чайников менялась от круглых к квадратным и овальным, и лишь к концу XVIII века чайник приобрел все основные черты, присущие ему сегодня.

На Руси чайник появился даже раньше чая. Только он был видоизменен и имел другое название – сбитенник, а варили в нем традиционный русский напиток на основе меда – сбитень. Сбитенник внешне похож на чайник, но внутри у него расположена труба для закладки угля. Поэтому, когда в XVII веке на Русь пришел чай, посуда была приспособлена для его приготовления.

Первый чай был привезен в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана. Сначала он не пришелся по вкусу царю и знати – слишком был горький и терпкий. Однако позже они заметили, что этот напиток помогает долго оставаться бодрым, и его стали принимать в качестве лекарства. В конце века были заключены торговые контракты с Китаем на поставку в Россию сухих чайных листьев. Простой же народ поначалу к чаю относился настороженно, как и ко всему чужеземному, к тому же стоил он очень дорого. На рынках продавали чай самого низкого качества, поэтому долгое время народ продолжал пить травяные чаи из земляники, мяты, и душицы.

По-настоящему чай вошел в русский быт уже в середине XVIII века, однако приверженцы старообрядческой традиции не приветствовали чаепития. Сложилось сообщество, призывавшее пить только исконно русские напитки: сбитень, медовуху, травяные чаи. Члены этого сообщества носили перстни-печатки, на которых были изображены черти, пьющие чай, в знак осуждения традиции чаепития. Но, несмотря ни на что, чай стал в России истинно национальным напитком.

В это время появляются заварочные чайники, самовары и самовары-чайники. Первые русские чайники изготавливались из меди, латуни и серебра. Металлические чайники, впрочем, как и самовары, были настоящим произведением искусства, они изготавливались поштучно и стоили дорого. Самовары-чайники можно назвать предками современных термосов: они состояли из двух отсеков: в одном из них горел древесный уголь, а в другой наливалась горячая кипяченая вода. Таким образом, постоянно поддерживалась теплая температура воды, но, в отличие от самовара, воду не доводили до кипения.

Несомненно, главным атрибутом традиционного русского чаепития является самовар. Производство самоваров было налажено в середине XVIII века в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Ярославле и Туле. Именно в Туле, которая считается столицей самоваров, в 1778 году в первом в городе самоварном заведении братьями Иваном и Назаром Лисицыными был изготовлен первый в стране самовар. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который, хотя и работал на оружейном заводе, построил собственную мастерскую и занялся работами «по меди». Так что, с возраставшей популярностью традиции распития чая, кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

Самовары изготавливали разных форм и размеров, они были латунные, мельхиоровые и медные, многие из них являются настоящими шедеврами самоварного дела. Кроме вместительности и красоты самовары ценились за их «певучесть»: перед закипанием они издавали звуки, создававшие за столом особую атмосферу теплоты и уюта. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились и другие виды самоваров, например, керосиновые или электрические. Однако знатоки уверены, что самый вкусный чай получается только при заваривании его водой из самовара на древесных углях.

Сегодня настоящий самовар можно увидеть только в глухой деревушке или в музее, к сожалению в нашей стране их производством почти не занимаются.

Владимир Башкин изготавливает самовары сам, в своей мастерской в Сормовской слободе недалеко от Нижнего Новгорода. Сначала мастер заготавливает восковые, деревянные или металлические модели деталей будущих самоваров, некоторые элементы выполняются из пластилина. Затем они отливаются из латуни и «подгоняются», после чего их спаивают серебром, а готовое изделие полируют или покрывают другим металлом, например, никелем. На полное изготовление самовара требуется несколько месяцев.

Традиция русского чаепития издавна была не просто способом утоления жажды, но особым временем, проводимым в кругу близких. За чаем традиционно решались семейные вопросы, заключались брачные союзы и даже торговые сделки. Именно этим русская традиция отличается от исконной культуры чаепития в Японии, в которой преобладает философия созерцания.

Японская чайная церемония

В рамках выставки «ОтЧАЯнные истории» представителями чайной школы «Урасэнке» был проведен мастер-класс по искусству японской чайной церемонии. Как известно, обычай пить чай попал в Японию из Китая, однако культура чаепития была не просто перенята, но переосмыслена и возведена в ранг искусства, и знания правил чайного действа в стране стали передаваться от учителя к ученику.

Уже в XVI веке европейские путешественники, вернувшись из Японии, рассказывали о необычном ярко-зеленом горьковатом напитке «маття», который они попробовали на изысканных чайных церемониях. Называлось имя Сэн-но Рикю, известного чайного мастера того времени. Именно он, на протяжении всей своей жизни изучая искусство чайной церемонии, развил стиль «простоты», в котором вместо богатой китайской утвари использовалась простая японская, и преобразовал чайную практику в философию жизни. Это знание лежит в основе современного искусства «Тядо» — Путь Чая.

Чайная церемония начинается с прибытия гостей. Сигналом того, что все готово, служат слегка приоткрытые ворота чайного комплекса и опрыснутая водой дорожка из камней, ведущая к нему. После прибытия гости оказываются в прихожей, где они могут оставить все лишнее и сменить обувь, затем они проходят в сад.

Тихий чайный сад оформлен как горная тропинка посреди растений и цветов. Гости, гуляя по саду, настраиваются на безмятежность и покой, освобождая свое сознание от проблем и забот. Поприветствовав хозяина перед чайным домиком, гости совершают обряд омовения рук и рта в специальном небольшом колодце, символизирующем очищение духа и тела. Чтобы оказаться внутри помещения, гости вынуждены буквально протискиваться сквозь маленький вход – это также является своеобразным ритуалом переходом в мир спокойствия: ни один входящий, из-за размеров прохода, не сможет пронести внутрь оружие. Перед приходом гостей хозяин в специальной нише в стене – «токонома» — вывешивает свиток с изречением мастера Дзэн, которое отражает тему и настроение сегодняшней чайной встречи. В бронзовом очаге разводится огонь и ставится котел с водой.

Пока вода в котле нагревается, гостям подается угощение – «кайсэки». Блюда очень просты и, вместе с тем, изысканны – целью угощения является избавление от чувства голода и, соответственно, от дискомфорта. В конце подаются сладости «омогаси», которые, как и «кайсэки», приготовлены небольшими порциями для удобства вкушения.После этого гости на некоторое время покидают чайный домик, чтобы подготовиться к главной части церемонии – подаче густого чая. В это время хозяин меняет свиток с изречением в «токонома» на цветы и совершает все необходимые приготовления к чаю.

Главное действо начинается с символического очищения утвари хозяином, что позволяет гостям полностью проникнуться его настроением и начать дышать в ритме его движений. После этого керамическая чаша прогревается горячей водой для того, чтобы чай получился нужной температуры. В этой же воде омывается венчик. Затем хозяин протирает чашу, и при этом неторопливо в неё смотрит – в ней он видит свое сердце.

В чашу добавляется чай «маття», заливается горячей водой и взбивается венчиком так, чтобы получилась густая масса. Кланяясь, хозяин передает чашу с готовым чаем своим гостям, начиная с самого старшего или с самого почетного. Гость принимает чашу правой рукой, кивает следующему за ним гостю, ставит чашу на левую ладонь, покрытую шелковым платком, и, повернув чашу два раза по часовой стрелке, отпивает из нее. Поворачивается чаша для того, чтобы украшающий её рисунок был отвернут от гостя и при питье не был намочен – так гость оказывает уважение дому, стремясь сохранить передающийся из поколения в поколение сервиз. Затем гость откладывает шелковый платок, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт ее своему соседу. Эта процедура повторяется каждым гостем, после чего чаша возвращается к хозяину.

Все гости пьют чай из общей чаши, таким образом, создается атмосфера полного единения. После того, как чаша оказывается у хозяина, он снова передаёт ее гостям, чтобы каждый из них мог полюбоваться украшающим её рисунком и оценить мастерство изготовления.

Затем хозяин готовит легкий чай для каждого гостя, тем самым начиная новый этап церемонии – этап отдыха и неторопливой беседы. Во время беседы не говорят о заботах и делах, а обсуждают красоту чайной утвари, уют в домике, изречение на свитке, вкус чая и красоту цветов. Непосредственно перед подачей чая гостям предлагают сладости, а после окончания чаепития гости снова осматривают чаши, которые были поданы специально для легкого чая. Когда беседа завершена, хозяин, поклонившись, покидает гостей, давая понять, что церемония окончена. Перед уходом гости еще раз осматривают чайную комнату, очаг, цветочную композицию – по правилам цветы в «токонома» к концу церемонии должны распуститься, напоминая всем о времени, проведенном вместе. Хозяин провожает гостей, молча, кланяясь им у входа в домик, а после их ухода возвращается в чайную комнату, где еще некоторое время предается воспоминаниям о проведенной встрече. Затем он убирает цветы, протирает очаг, уносит всю утварь и уходит. Уборка – символ подведения окончательного итога, важно, чтобы церемония сохранилась лишь в памяти участников, не оставив никаких внешних следов в домике.

Невозможно представить культуру Японии без прекрасной традиции чайной церемонии, но так же и понимание русской культуры неразрывно связано с чаепитием у самовара. На первый взгляд, между двумя этими традициями существуют огромные различия – тогда как японская церемония предполагает безмятежное спокойствие и получение эстетического удовольствия, а русское чаепитие обычно шумное, сопровождается шутками и разговорами. Но, тем не менее, чай во всех культурах выполняет единую функцию – он объединяет людей. Возможно, именно сегодня, в век высоких скоростей и общения на расстоянии, когда люди стали пользоваться электрическими чайниками и заваривать чай из разовых бумажных пакетиков, и стоит вернуться к истокам — собраться всей семьей, пригласить гостей на неторопливое чаепитие, чтобы почувствовать удивительную теплоту и уют домашнего очага.

Литература:

1.​ Варебрус Л. Радиофильм «Самоварные страсти Володи Башкина». URL: http://www.radiorus.ru/news.html?rid=4342&date=28-04-2013&id=646570 Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/russian/169755.htm (дата обращения: 04.05.2013).

2.​ Музей «Дом Чая». URL: http://www.bloxa.ru/exbr/exbrseptember/traders/muzei_chainika/

3.​ НП «Тяною» Московское представительство чайной школы Урасэнке URL: http://www.chanoyu.ru/action/action.html

4.​ НП «Тяною» Московское представительство чайной школы Урасэнке URL: http://www.chanoyu.ru/culture/culture.html

5.​ Региональная Общественная организация развития культурных связей с Ираном. URL: http://persia.ru/main/?page=559 (дата обращения: 03.05.2013).

6.​ Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации. URL: http://www.fond-narprom.ru/7

7.​ Энциклопедия «Что есть что». URL: http://what-is-what.ru/veshi/42-bulotka.html

Слайд 2

Родина чаепития

Искусство чаепитиявозникло и развивалосьв древнем Китае. Хотя на сегодняшний день в мире более знаменита японская чайная церемония. Первые китайские керамические чайники изготовлялись из особой красной исинской глины, которая считалась лучшей для заваривания чая.

Слайд 3

Иссинская глина

Иссинской называют глину, которую на протяжении веков добывают в городке Иссин. Этот город находится в Цзянсу, провинции Китая. Чайники из иссинской глины особенно ценятся. В них удается приготовить необычайно вкусный чай, благодаря уникальным свойствам иссинской глины. Иссинская глина имеет мелкопористую структуру, которая позволяет воздуху проникать сквозь стенки, не пропуская воду. Таким образом, чай во время заваривания "дышит" - насыщается кислородом, что необычайно позитивно влияет на его вкус.

Слайд 4

Удивительные сосуды

В порах иссинской глины со временем накапливаются ароматические масла и другие компоненты чая, которые со временем начинают "усиливать" вкус завариваемого чая. По легенде после многолетнего использования в чайник можно просто налить горячую воду и выливать чай.

Слайд 5

Первые европейские чайники

В начале XVIв. чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Это был небольшой горшочек, рассчитанный только на одну порцию чая.

Слайд 6

Внешний вид

Европейский чайник обязан своим видом турецкому кофейнику и испанским винным сосудам.

Слайд 7

Немецкие чайники

Европейские мастера, состязаясь друг с другом в фантазии, выпускали чайники самых различных форм и видов.

Слайд 8

Необычные чайники

Прямоугольные и квадратные, в форме домиков и зверушек, с драконьими головами вместо носиков… Иногда в таком сосуде, собственно, и чай заваривать было уже невозможно!

Слайд 9

Чайный ритуал в Японии

  • Слайд 10

    В узбекской чайхане

  • Слайд 11

    Традиционное английское чаепитие

  • Слайд 12

    Англия. Викторианская эпоха

  • Слайд 13

    Появление чайников в России

    В России чайники появились в 17 веке. Это были большие чайники, маленькие заварочные чайники, и конечно, самовары - чисто русское изобретение.

    Слайд 14

    Сколли Народное чаепитие

  • Слайд 15

    Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах

  • Слайд 16

    Традиции русского чаепития

  • Слайд 17

    В гостях - только чай!

  • Слайд 18

    Семейное чаепитие

  • Слайд 19

    Анна Боганис Чаепитие

  • Слайд 20

    В русской чайной

  • Слайд 21

    Символ России

    Самова́р - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр.

    Слайд 22

    Народная традиция

    Родиной самовара в России является Урал. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778г. братьями Иваном и Назаром Лисицыными. В 1850 г. в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год!

    Слайд 23

    Царские самовары

    Любили пить чай и русские цари.

    Слайд 24

    Изменение формы чайника

    Долгие годы воду в чайнике нагревали, ставя его на огонь. Затем появились чайники со свистком, чайники из жаропрочного стекла.

    Слайд 25

    Современные чайники

    Современные чайники и самовары имеют самую разнообразную форму.

    Чайник - обязательный предмет на каждой кухне. Если на кухне нет собственно чайника, значит существует предмет, его заменяющий.

    История изобретения этого предмета покрыта тенью древнего Китая. Первые чайники появились еще до нашей эры в провинции Цзянсу, города Исин. Они были изготовлены из чудесной по своим показателям исинской глины, которая обладала не только пористой поверхностью, что позволяло чаю «дышать» но и была достаточно прочной чтобы выдерживать горячую воду.

    Позже появились чугунные чайники, мастера быстро поняли, что чугун быстро нагревается и долго удерживает тепло. К тому же, чугун куда прочнее глины, изделия получались долговечными, а чай крепким.

    В те времена особенно ценились маленькие чайники. В идеале эта посуда должна умещаться на ладони. Чем меньше чайник, тем вкуснее и ароматнее выходит напиток. Чем старше глиняный заварочный чайник, тем он лучше. Ведь он хранит в себе память о чае, который заваривался в нем несколько лет назад. Глина имеет пористую структуру и прекрасно сохраняет аромат чая.

    Через несколько сотен лет в Китае изобрели фарфор, и вот теперь из него начали изготавливать чайники. Фарфор покрывался белоснежной эмалью, на которой расцветали лотосы, поселялись драконы, мастера придумывали и запечатляли на стенках чайников не только картины, но и геометрические узоры.

    В Европе чайники появились лишь в шестнадцатом веке, эти неудобные, тяжелые изделия приобрели привычную для нас форму только к началу восемнадцатого века. Тогда в Европе начали производить фарфор. Но и это не стало окончанием истории. Традиционный европейский чайник начала двадцатого века- оловянный или серебряный. Сдержанность формы и средние характеристики чая.

    Электрический чайник был придуман изобретательным немцем. Нагревательный элемент, как и в современных чайниках находился снизу. Единственным принципиальным отличием от современного чайника было отсутствие автоматического выключения, однако и его скоро придумали.

    Чайник пришел к нам издалека, и претерпел множество изменений, различные материалы, формы, и даже способы применения. Есть чайник для кипячения воды, для заваривания чая, чайник-термос, а в Перевясле-Залесском, в музее чайников существует даже чайник-самогонный аппарат.

    Давайте позаботимся о том, чтобы наш чайник был чистым, красивым и безопасным, дарил нам радость и хорошее настроение каждый день.


    Удивительно! Но ручное производство чайников из жаропрочного стекла просто поражает качеством, красотой и точнейшей работой мастера.

    Каждое утро, первым делом после пробуждения, мы отправляемся на кухню и нажимаем на кнопку, включая электрический чайник. Процедура настолько проста, что человек не задумывается, какой огромный исторический путь прошла привычная вещь перед тем, как попасть в современный дом.

    2700 г. до н.э. – 1500 г. н.э. Вари, вари, котелок

    Прародителем нынешних ёмкостей для кипячения воды считается китайский походный котёл на треножнике, использовавшийся для приготовления травяных отваров. Именно в него, согласно легенде, в 2737 году до н.э. случайно упали листья чайного дерева, подарив миру уникальный ароматный напиток.

    Долгое время после «открытия» чай существовал как средство от недугов, и лишь в пятисотые годы нашей эры он приобрёл широкое распространение. Однако особых традиций или церемоний так и не возникло – листья кидали в котелки, кипящие на огне.

    Уже гораздо позже, в XIV веке, в Китае появились первые чайники. Правда, придуманы они были не для кипячения воды, а исключительно для заваривания напитка. Тогдашние экземпляры делались вручную из исинской глины, отличающейся красивым тёмно-красным цветом. А вот для нагрева воды использовалась медная утварь, но она искажала вкус получавшегося чая. Проблему решили японцы – на рубеже XV-XVI веков они придумали чугунные ёмкости и назвали их тэцубины. Такие чайники нравились хозяйкам не только за способность долго поддерживать температуру воды, но и потому, что их не нужно было мыть. Ведь чем толще на тэцубине слой старой заварки, тем вкуснее из него чай.

    А как сейчас?

    Заварочные чайники из исинской глины существуют до сих пор. Традиции их изготовления передаются из поколения в поколение. Мастера создают не предметы быта, а поэтические образы, загадки или пожелания, стоимость которых достигает сотен тысяч рублей. Именно такие заварники считаются наилучшими для проведения традиционного китайского чаепития.

    По-прежнему известны и тэцубины. Сегодня их используют и сами японцы, и представители других культур. Но в нашей стране чугунные чайники всё же раритет – заметить их на полках магазинов практически невозможно. Причина кроется в большом весе изделий и длительном времени нагрева.

    1500-1800 гг. Красота, изящество и металл

    Новый виток эволюции чайников начался с совершенствования ёмкостей для заваривания – в Китае изобрели фарфор и начали изготавливать из него посуду. Материал не уступал по своим качествам исинской глине – он быстро нагревался и долго удерживал тепло. Совсем за небольшой срок после открытия фарфор распространился по миру – Саксония, Англия, Франция и Россия. У нас тонкий, но прочный материал делали на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.

    Тонкостенные, звенящие, с просвечивающей изнутри подглазурной росписью заварники стали предметами роскоши и, конечно, никак не сочетались с котелками, чугунками и медными чайниками «лебединой» формы. Так что ёмкости для кипячения воды тоже поменяли свой внешний вид. Началось царствование прекрасных форм, изящных длинных носиков, симпатичных крышек и драгоценных металлов. Появились так называемые бульотки, дно которых подогревалось спиртовой горелкой.

    Но, конечно, в обычных домах «произведения искусства» не встречались. Воду кипятили в металлических сосудах. В нашей стране быстрыми темпами стало расти производство медной утвари, так как были открыты залежи руды в Карелии и на Урале. Люди пользовались «чайнико-самоварами», которые имели два отсека – в одном горел древесный уголь, а в другой наливалась вода. Такой предмет обихода умел не только делать кипяток, но и надолго сохранять его горячим. Позже появились угольные самовары.

    Сегодня всю упомянутую утварь можно увидеть в музее «Дом чайника», который находится в селе Веськово Переславского района Ярославской области.

    А как сейчас?

    Рассказывает Елена Крылова , эксперт компании POLARIS, одного из крупнейших в России поставщиков малой бытовой техники:

    – Бульотки и самовары кажутся раритетными вещами, которых не встретишь в обычной жизни. Но, как показывает практика, всё новое – это хорошо забытое старое. Идея кипячения и последующего поддержания температуры воды в наши дни успешно реализована в термопотах. Хотя, безусловно, прогресс ушёл далеко вперед – прибор работает от электросети и сочетает в себе десятки полезных функций. Например, у нашей новинки PWP 4013CL пять температурных режимов для разных сортов чая и два способа розлива воды – автоматический и ручной. Термопот оснащён функциями повторного кипячения и отложенного старта.

    1880-1960 гг. Правление стали

    Появление в XIX столетии газовых плит значительно продвинуло чайники по эволюционной лестнице. Благодаря английскому инженеру-изобретателю Генри Бессесеру практически на каждой кухне поселились стальные сосуды, покрытые эмалью. Подобные ёмкости популярны и по сей день, так как они не уступают по экологичности, долговечности и дизайну изделиям из других материалов.

    В 1913 году в качестве альтернативы бессемеровской стали начала использоваться «нержавейка», которая представляла собой сплав железа, хрома и углерода. Получается, привычным каждой хозяйке блестящим кастрюлям и чайникам совсем немногим больше века.

    В начале 1920-х годов нью-йоркский пенсионер Джозеф Блок предложил идею выпуска чайников со свистком. Эта простая и низкозатратная оптимизация кухонной утвари стала настолько популярной, что только в США продажи «звучных» предметов обихода составляли 35 тысяч штук ежемесячно. В конце 70-х годов XX века дизайнер Рихард Заппер сотворил шедевр искусства чайного свиста: немец, живший в Милане рядом с судоходной рекой Ламбро, решил увековечить гудок парохода. Звук получился на любителя, и широкого распространения такие изделия не получили.

    А как сейчас?

    Сегодня можно смело заявить, что обычные, неэлектрические чайники достигли вершины своего развития. Они делаются из высококачественной нержавеющей стали (чаще всего 18/10) и обладают совершенной «пузатой» формой, позволяющей воде быстрее закипеть. Ручки выполняются из не нагревающихся материалов, крышки сделаны плотно прилегающими к резервуару. Такие мелочи делают чайник удобным и безопасным в использовании.

    1880-1960 гг. Альтернативный путь, или Борьба за независимость

    Параллельно с развитием и совершенствованием обычных чайников изобретатели искали способ сделать ёмкости для кипячения воды автономными, как самовары и бульотки. Так в 1885 году в Германии появился первый электрический чайник. По сути, инженеры дополнили традиционный массивный сосуд с длинным изогнутым носиком и дугообразной ручкой электроплиткой.

    Технологический прорыв в развитии электрочайников произошёл в 1922 году, когда нагревательный элемент стали помещать прямо в воду, вблизи дна. Тогда же была разработана автоматика, исключавшая нагрев при отсутствии воды в чайнике. Такая полезная функция, как автоматическое отключение при закипании, впервые появилась в моделях 1930 года, но полноценно была реализована лишь в 1956 г., когда удалось встроить в чайник биметаллическую пластину, которая и поныне является ключевым элементом прибора.

    1960 г. – наше время. Расцвет электричества и вершина эволюции

    С середины прошлого столетия электрические чайники стремительно развиваются, захватывая всё большую долю рынка. Инженерам пришлось решить сразу две задачи – обеспечить безопасность и удобство использования. Вначале изобретатели сконструировали подставку с боковым разъёмом для шнура. Позднее усовершенствовали её до центрального контакта, который позволяет легко установить ёмкость с водой. Ближе к концу прошлого века шнур стал полностью убираться в подставку, а крышка чайника снабжалась специальной блокировкой, предотвращающей спонтанное открывание. Появились окна контроля уровня воды, правда, с ними постоянно возникали казусы – «экраны» запотевали, подтекали и мутнели. К нашему времени от неприятных явлений удалось избавиться.

    Параллельно с конструкцией совершенствовалась и форма чайников. В середине 1950-х из «лебедей» приборы стали превращаться в полусферу с коротким носиком, потом – в укороченный цилиндр, и после – в кувшин, который и завоевал сердца домохозяек.

    ольшое внимание учёные уделили и материалам, из которых изготавливаются электрические чайники. «Первые модели делались из пластика, этот материал активно используется и сейчас. Также популярна и нержавеющая сталь, – говорит Елена Крылова (POLARIS). – А специалисты нашей компании объединили два решения в одно – так появился чайник PWK 1515CWr. Его наружная колба сделана из полимера, а внутренняя – из металла. Между стенками существует воздушный зазор, благодаря которому поверхность прибора не нагревается выше 400С, а вода долгое время сохраняется горячей. Кроме того, в чайнике есть съёмный стальной фильтр для очистки воды от известковых соединений, крышка открывается плавно, без вылета брызг кипятка, а ручка прорезинена – не нагревается и не скользит в руке. Немного позже мы расширили ассортимент чайников с двойными стенками изделиями, выполненными полностью из нержавеющей стали».

    Сейчас, помимо «двойных» колб, есть ёмкости из стекла и керамики. Последние, кстати, придутся по душе поклонникам ретро-стиля. Внешне они напоминают старые добрые заварочники с эмалевыми рисунками.



    Чайники никуда не денутся с кухонь, а будут лишь плотнее интегрироваться в среду обитания человека: принимать сообщения со смартфонов, по беспроводным сетям сообщать о своей готовности, поддерживать комфортную температуру напитков и просто, по старинке, бесперебойно снабжать кипятком.

    Наслаждаясь ароматным чаем, мы и не задумываемся о таких банальных вещах как чашки, чайники. А ведь у этой столовой посуды есть своя история возникновения и распространения, о которой многие современники знают очень мало. Современную кухню, а тем более чаепитие невозможно себе представить без чайника. На рынке представлено огромное их количество: фарфоровые, стеклянные, металлические, традиционные и электрические изделия.

    Чайник быстро и основательно вошел в жизнь человека, став его неотъемлемой составляющей. И в сегодняшней статье хотелось бы более детально рассмотреть историю происхождения этой популярной домашней утвари.

    Первые экземпляры чайников

    Из этой статьи вы узнаете:

    История появления первых чайников тесно переплетена с самим чаем. Впервые ароматный и тонизирующий напиток стали употреблять на территории Китая, несмотря на то, что спустя несколько столетий известность приобрела именно японская культура чаепития. Учёные установили, что первые экземпляры чайников приходилось делать мастерам, используя красную исинскую глину. В те времена поклонники чая полагали, что этот материал как нельзя лучше подходит для заваривания великолепного напитка.

    Материал добывали в окрестностях городка под названием Иссин. Отличительная черта глины состоит в том, что ее структура пористая. Она без проблем пропускает внутрь посуды воздух из вне, но не позволяет воде вытекать наружу. Чай при заваривании насыщается кислородом, что позволяет ему полноценно раскрыть свои вкусовые и ароматические качества.

    Со временем поры таких чайников насыщались заваркой, впитывали в себя эфирные масла, а также полезные ферменты. При каждом последующем заваривании напиток становился только вкуснее. Даже сейчас в Китае есть несколько экземпляров старых чайников, в которые можно налить горячую воду и настоявшись 3-5 минут она превратиться в полноценный чай.

    Японские традиции

    Чайная продукция стремительно популяризировалась и в производственном сегменте образовалась самостоятельная индустрия чайников. К 16 веку культ чая доходит до японцев, благодаря которому возникло много новых методик заваривания этого ароматного напитка. Каждый чайник воспринимался мастерами как произведение искусства и соответствующим образом декорировался. Их украшали настоящими картинами, мастерство специалистов было впечатляюще высоким.

    Местная провинция Бидзен стала олицетворением самых последних достижений в сегменте японских керамических изделий, важной частью которых были и чайники.

    Появление чайной посуды в Европе

    Чай появился на территории Европы лишь в первой половине 16 столетия. Естественно, на тот период его уже «сопровождал» неизменный «спутник» – чайник. По форме это изделие скорее напоминало небольшой глиняный горшок, и в такой посуде можно было заварить не более 1 порции чая. Визуально он был более похож на что-то среднее между винным сосудом из Испании и кофейником из Турции.

    Собственное производство чайников в Европе датировано концом 70-х годов 17 века. Мастера из Голландии впервые смогли реализовать изделие, которое не разрушалось под влиянием высокой температуры. Спустя несколько десятилетий появились первые экземпляры металлической посуды. Свои традиционные черты чайник приобрел лишь к концу 18 века. С тех пор они остались практически неизменными.

    Современные экземпляры

    Первые модели электрических чайников появились в Германии, и произошло это лишь в 19 века. Основой новой конструкции изделия был нагревательный элемент, который находился в нижней части чайника. С того времени он претерпел много изменений: форменных, конструкционных, функциональных.

    Практически все электрочайники современного образца имеют в своем распоряжении функцию отключения при закипании воды в автоматическом режиме. Все образцы посуды устанавливаются на специальные подставки внутри которых и располагается электрокабель, питающий нагревательный элемент. Новые модели чайников позволяют владельцу самостоятельно задавать температуру воды. Более того, появилась возможность дистанционного управления кухонной утварью, используя для этого приложение, установленное на компьютере, мобильном телефоне или планшете.

    С момента возникновения чайника прошло несколько столетий. За это время корректировалась форма изделия, его функционал и материалы изготовления. Но это по-прежнему неизменный и незаменимый атрибут жизни человека.


    Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!
  • Рекомендуем почитать

    Наверх