Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II

Озеленение 30.09.2019

Частые дворцовые перевороты, заговоры, засилье иностранцев, расточительство двора, фаворитизм, за счет которого складывались богатства отдельных выскочек, быстрые смены внешней политики, наряду с усилением крепостничества и разорением трудящихся масс, оказали отрицательное влияние на темпы экономического развития России.

Общая ситуация меняется во второй половине XVIII в. в царствование Елизаветы Петровны (1709-1761/62) и особенно Екатерины 11 (1729-1796).

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее - и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности.

Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал "всем и каждому заводить всякого рода станы". Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина И отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числом рабочих более 1200 человек.

В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.

Ведущее положение по прежнему занимала металлургическая промышленность. В основе ее развития лежали потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. Ее отличал высокий технический уровень, уральские домны были более производительными, чем западноевропейские. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа.

В 1770 г. в стране производилось уже 5,1 млн. пудов чугуна, а в Англии - около 2 млн. пудов. В последние годы XVIII в. выплавка чугуна в России достигла 10 млн. пудов.

Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.

Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная. Промышленное развитие проходило в двух основных формах

Мелкотоварное производство и крупное мануфактурное производство. Основной тенденцией в развитии мелкотоварного производства было его постепенное перерастание в предприятия типа кооперации и мануфактуры.

Развитию торговли способствовало улучшение дорог, строительство каналов, развитие судоходства. Усилилась роль торговой буржуазии. Возникли новые торговые пункты, выросло число ярмарок, базаров, торжков. Росла численность купцов. В 1775 г. купечество было освобождено от подушной подати и обложено гильдейской пошлиной в размере 1% от объявленного капитала. Купечество получило право на участие в местном суде.

Во второй половине XVIII в. в связи с отменой петровского протекционистского тарифа внешнеторговые обороты России оживились. Она торговала с Англией, Швецией, Ираном, Китаем, Турцией и др. Однако понижение ввозных пошлин ухудшило положение российских производителей, и в 1757г. был выработан новый тариф, усиленно протекционистский.

Первые банки были созданы в царствование Елизаветы Петровны в 1754г. Это Купеческий банк для выдачи ссуд русским купцам под товары из 6% годовых. Тогда же был учрежден Дворянский банк с конторами в Санкт-Петербурге и Москве. Банки создавались казной. В 1786 г. вместо них был учрежден Государственный заемный банк для ссуд под залог недвижимости, что способствовало развитию кредита. В систему кредитных учреждений России вошли также ссудные и сохранные казны (кассы), созданные в 1772 г. для получения мелкого кредита. В 1775 г. в крупных губернских городах были открыты приказы общественного призрения, т.е. казенные ломбарды. В целом эта система создавалась на сословных принципах и была малоподвижна. В 1758 г. был организован Медный банк, имевший банковские конторы в Москве и Санкт-Петербурге, однако просуществовал он недолго. При Екатерине были выпущены в обращение бумажные деньги (ассигнации) и государственные займы. Одновременно с этим российское правительство стало прибегать к внешним займам.

Просвещенный абсолютизм в России

В России* как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. - время правления императрицы Екатерины И.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.0. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, "спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, - писала она еще до воцарения,

Слава страны - моя собственная слава". Екатерина И решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина И принялась за составление своей знаменитой инструкции - "Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения". При его составлении она, по собственному признанию, "обобрала" Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление "мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей - Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.

Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее "северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины И к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: "Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". "Наказ" - компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье "О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) "О преступлениях и наказаниях".

Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. "Наказ" состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. "Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра".

В "Наказе" императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ.



1762-1796 гг. - Правление Екатерины II.

Правление Екатерины II принято назвать эпохой «про­свещенного абсолютизма» - это особый политический курс, связанный с использованием идей французских, английских и итальянских мыслителей - идеологов Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа); главной целью политики являлось приспособление старого абсолютистского режима к новым условиям, зарождавшимся буржуазным отношениям. «Просвещенный абсолютизм» как особый этап государствен­но-политического развития был связан с поиском новых форм взаимоотношений господствующего социального слоя с государственной организацией.

1762 г. - Дворцовый переворот, начало царствования Ека­терины II.

Немецкая принцесса Софья Ангальт-Цербстская, в право­славии Екатерина Алексеевна, жена Петра III, при поддержке гвардии свергла своего мужа, непопулярного в политической элите.

1764 г. - Издание указа о секуляризации церковных земель.

Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имуществен­ную самостоятельность, оказалось на содержании государ­ства. В политике Екатерины по отношению к церкви заклю­чалось: во-первых, влияние антиклерикальных (светских, антицерковных) позиций идеологов Просвещения; во-вто­рых, продолжение начатого Петром процесса превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

1767-1768 гг. - Работа Уложенной комиссии.

В России по-прежнему действовало Соборное уложение 1649 г. Требовалось создать новый свод законов, отобрав ре­ально действующие положения. В комиссию вошли предста­вители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Подоб­ного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

Комиссия не оправдала надежд императрицы: каждое со­словие отстаивало свои корпоративные привилегии, зачастую противоречащие друг другу. Поняв, что Уложенная комиссия не может выполнить поставленные перед ней задачи, Екате­рина распустила ее под предлогом начала войны с Турцией в 1769 г. Окончательно упразднена была комиссия в 1774 году.

1768-1774 гг. - Первая русско-турецкая война.

Фактором ухудшения отношений с Османской империей стал рост русского влияния в Польше, введение российских войск на территорию Польши (Речи Посполитой). В 1770 г. состоялось сражение на реке Ларге (приток Прута, террито­рия Молдавии), где русская армия под командованием Петра Румянцева обратила в бегство турецкие войска и крымскую конницу. Второе знаменитое сражение, в котором отличился Румянцев, произошло на реке Кагул. Здесь удалось разгро­мить противника, который по численности в 5 раз превышал русские силы. Успешными были действия русского флота. Балтийский флот под командованием адмирала Григория Спиридова обогнул Европу и в Средиземном море атаковал турецкий флот в Чесменской бухте, у Хиосского пролива. Ту­рецкая эскадра была уничтожена. По Кючук-Кайнарджий- скому мирному договору Россия получила полоску черно­морского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду; Крым стал независимым от Османской империи; Молдавия и Валахия перешли под российское покровительство; Турция платила России контрибуцию.

1772 г., 1793 г., 1795 г. - Участие России в разделах Речи Посполитой.

Упадок могущества раздираемой внутренними противоре­чиями Речи Посполитой на протяжении XVIII века предопре­делил раздел ее территории Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего, окончательного раздела Австрия за­владела Малой Польшей с Люблином; к Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой; Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь (украинские земли).

1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Крупномасштабное казацко-крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, объявившегося себя Пе­тром III, началось на Яике (Урал), и обрело такой размах, что историки называют его крестьянской войной. Ожесточен­ность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием войны стали новые реформы, которые привели к укреплению того строя, против которого направлялось народное возмущение.

1775 г. - Областная (губернская) реформа.

Количество губерний возросло с 23 до 50, провинции были ликвидированы, а губернии делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор, а группу из 2-3-х губер­ний (наместничество) - наместник или генерал-губернатор. Губернское правление состояло из Казенной палаты, ведав­шей промышленностью, доходами и расходами, и Приказа общественного призрения, отвечавшего за содержание школ и больниц (богоугодных заведений). Была сделана попытка отделить судебную власть от административной. Судебная система строилась по сословному принципу: для каждого со­словия - свой выборный суд.

Губернская реформа привела к ликвидации многих кол­легий (кроме Иностранной, Военной, Адмиралтейской), по­скольку их функции перешли к местным губернским органам. Таким образом, делалась попытка децентрализации власти. Губернская реформа привела к увеличению числа городов, так как ими были объявлены все центры губерний и уездов.

1783 г. - Присоединение Крыма к России; подписание Геор­гиевского трактата о протекторате России над Восточной Грузией.

В 1777 г. в результате вторжения русских войск в Крым на ханский престол был избран российский ставленник Ша- гин-Гирей, но для упрочения положения в Крыму Екатерина направила Григория Потемкина. После переговоров крым­ский хан отрекся от престола и передал Крым России. За ди­пломатическую победу Потемкин получил титул «князь Тав­рический» (Крым - Таврида в древности). В 1783 г. Восточная Грузия заявила о желании перейти под покровительство Рос­сии, что зафиксировал Георгиевский трактат. Грузинский царь Ираклий II стремился обезопасить страну от мусульман­ских Турции и Персии.

1785 г. - Издание Жалованной грамоты дворянству и Жало­ванной грамоты городам.

Пытаясь реализовать основополагающий принцип фи­лософии Просвещения - верховенство права и закона, Ека­терина делает шаги по регламентации правового положения сословий. Дворянам даруется свобода от телесных наказа­ний, подушной подати, обязательной службы; право неогра­ниченной собственности на имения и в том числе землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности; лише­ние дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с утверждением главы государства; имения осужденных дворян не подлежали конфискации; расширялись полномочия сословных учреждений дворянства. По существу дворянство получило самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями.

Не случайно правление Екатерины нередко называют «золотым веком дворянства». Жалованная грамота городам подтвердила дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний. Городское население делилось на шесть разрядов, составлявших «градское общество»: купцы, мещане (мелкие торговцы ремесленники), духовенство, дворяне и чи­новники. Горожане избирали городского голову, членов маги­страта и гласных (депутатов) общей градской думы.

1787-1791 гг. - Вторая русско-турецкая война.

Причины войны: 1 - стремление вернуть Крым; 2 - за­ключение русско-австрийского союза. Россия и Австрия планировали расчленить Турцию и создать на принадлежав­ших ей территориях с православным населением «Грече­скую империю» во главе с представителем династии Рома­новых. Выдающаяся победа была достигнута войсками под руководством Суворова у р. Рымник. Полководец применил тактику внезапности, которая помогла обратить в бегство 80-тысячную турецкую армию. Победы сухопутной армии были подхвачены на море. В 1790 г. флот под командованием Ф. Ушакова одержал победу в сражении у острова Тендра, тур­ки потеряли 4 линейных корабля. Летом 1791 г. Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В декабре был заключен Ясский мирный договор. Он подтвердил передачу России Крыма и российское покровительство Грузии; Бесса­рабию, Молдавию, Валахию пришлось вернуть Турции, что­бы не обострять отношения с европейскими державами, не­довольными усилением русских позиций на Дунае.

1788 г. - Взятие турецкой крепости Очаков.

Крепость Очаков считалась ключом к Черному морю.

1790 г. - Взятие турецкой крепости Измаил войсками под руководством А. Суворова; выход книги А. Радищева «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

Главным событием русско-турецкой войны стало взя­тие крепости Измаил в декабре 1790 г. Суворов организовал штурм считавшейся неприступной крепости. По преданию, комендант Измаила в ответ на ультиматум Суворова сказал: «Скорее Дунай потечет вспять, чем падут стены Измаила».

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев впервые определил крепостное право как страшное и безус­ловное зло. Сочинение Радищева выходило за рамки просве­тительской идеологии с ее представлениями о мирном, эво­люционном пути развития. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщик, хуже Пугачева».

1796-1801 гг. - Царствование Павла /.

Павел пересмотрел многие реформы Екатерины II: упо­рядочил и ужесточил дворянскую службу, в частности долго­срочные отпуска; отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду, ликвидировал дворянские собрания. Был изменен порядок престолонаследия: трон передавался по мужской линии старшему сыну царствующего императора или следующему по старшинству брату, что привело к стаби­лизации положения в данном вопросе.

1797 г. - Манифест о трехдневной барщине.

Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также за­прещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этим манифестом Павел I «положил пер­вое ограничение помещичьей власти» (С.Ф. Платонов).

1798-1799 гг. - Участие России в антифранцузских коали­циях, Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова.

Россия стала участницей антифранцузского союза с Ан­глией и Австрией (1795 г.), а затем в 1798-1799 г. антифран­цузской коалиции вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании францу­зов из Северной Италии, завоеванной генералом Бонапартом во время похода в 1797 г. Русско-турецкая эскадра во главе с Ф. Ушаковым изгнала французов с Ионических островов в результате взятия крепости Корфу.

В том же году началось наступление русско-австрийской армии под командованием А. Суворова в Северную Италию (Итальянский поход). Разбив французов, войска освободили Милан и Турин. Суворов готовился к вступлению во Фран­цию, но Австрия настояла на том, чтобы войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с русским корпусом А. Римского-Корсакова.

Русские солдаты совершили уникальный переход через заснеженные Альпы, овладели Сен-Готардским перевалом. Но корпус Римского-Корсакова и австрийцы были разбиты французами, и Суворов с армией оказался в окружении, из которого с трудом вырвался. Павел I отозвал русскую армию на родину, так как расценил поведение англичан и австрий­цев как предательство.

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Татьяна Понька

Архитектура . Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал). В честь славной победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г. один из залов Большого Петергофского дворца был Ю.М. Фельтеном переделан в Чесменский зал. Главным украшением зала стали 12 полотен, исполненные в 1771―1772 гг. немецким живописцем Ф. Гаккертом, посвященных сражениям русского флота с турецким. В честь Чесменского сражения Ю.М. Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777―1780). Дворец и церковь, построенные в готическом стиле, создают единый архитектурный ансамбль.

Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38―1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически.

В этот период Екатерина задумывает строительство в Кремле Большого Кремлевского дворца, и В.И. Баженов назначен его главным архитектором. Проект В.И. Баженова подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец, Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, соединялся с улицами Москвы. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

Проходит несколько месяцев, и В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Дом Пашкова расположен на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку и представляет собой архитектурный шедевр эпохи классицизма. Усадьба состояла из жилого дома, манежа, конюшен, служебных и хозяйственных построек и церкви. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738―1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы. Центральное пространство Колонного зала, предназначенного для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усиливается сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка. После революции здание было отдано профсоюзам и переименовано в Дом Союзов. Начиная с похорон В.И. Ленина, Колонный зал Дома Союзов использовался в качестве траурного помещения для прощания с государственными деятелями и знаменитыми людьми. В настоящее время в Колонном зале проводятся общественные собрания и концерты.

Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.― И. Е. Старов (1744―1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова ― Таврический дворец (1782―1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал―галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744―1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два "всхода". В 1792-1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806―1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1743―1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын - будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. После тщательных измерений им были проложены главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделены места для рощ и полян. Живописные и уютные уголки соседствуют здесь с небольшими светлыми строениями, не нарушающими гармонии ансамбля. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме. Следуя российским традициям, архитектору удалось "вписать" архитектурные сооружения в живописную местность, объединить рукотворную красоту с естественным природным великолепием. Павловский дворец лишен вычурности, его окна с высокого холма спокойно смотрят не неспешно текущую речку Славянку.

Последний по времени зодчий XVIII в. В. Бренна (1747―1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

Бренне Павел I доверил руководство работами во второй своей загородной резиденции ― Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик (внешним видом напоминающий поленицу березовых дров), Порта Маска и Фермерский павильон.

Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Павел всегда хотел жить там, где он родился. В 1797 г. на Фонтанке, на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (в котором родился Павел) состоялась закладка дворца в честь архангела Михаила ― покровителя небесного воинства ― Михайловского замка. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка ― четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. При дворце имелись обширный сад и плац, где в любую погоду проводились смотры и парады. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

Скульптура . Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740―1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

Первое произведение Ф.И. Шубина после возвращения ― бюст А.М. Голицына (1773, ГРМ) ― одно из самых блестящих произведений мастера. В облике образованного вельможи читаются ум, властность, высокомерность, но в то же время и снисходительность, и привычка к осторожному "плаванию" на волнах переменчивой политической фортуны. В образе знаменитого полководца А. Румянцева-Задунайского за совсем не героической внешностью круглого лица со смешно вздернутым носом переданы черты сильной и значимой личности (1778, Гос. художественный музей, Минск).

Со временем интерес к Шубину угасает. Исполненные без прикрас, его портреты все меньше нравились заказчикам. В 1792 г. по памяти Шубин создает бюст М.В. Ломоносова (ГРМ, Академия наук). В лице великого русского ученого нет ни чопорности, ни вельможной надменности, ни излишней гордости. На нас смотрит чуть насмешливый человек, умудренный житейским опытом, проживший жизнь ярко и сложно. Живость ума, одухотворенность, благородство, в то же время ― грусть, разочарование, даже скепсис - вот основные качества, присущие великому русскому ученому, которого Ф.И. Шубин очень хорошо знал.

Шедевром портретного искусства Ф.И. Шубина является бюст Павла I (1798, ГРМ; 1800, ГТГ). Скульптору удалось передать всю сложность образа: надменность, холодность, болезненность, скрытность, но вместе с тем, страдание человека, с детства испытавшего всю жестокость венценосной матери. Работа Павлу I понравилась. Но заказов уже почти не было. В 1801 г. сгорели дом Ф.И. Шубина и мастерская с работами. В 1805 г. в нищете скульптор умер, его смерть осталась незамеченной.

В это же время в России работал французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791; в России ― с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти.

Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

В творчестве замечательного русского скульптора М.И. Козловского (1753 ―1802) сочетаются черты барокко и классицизма. Он также был пенсионером в Риме, Париже. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений ― из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799―1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800―1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев ― побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.

Живопись . Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.

Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36―1808). Он происходил из крепостных крестьян, но получил вольную от своего помещика. Мастерство живописи он постигал на работах П. Ротари. Молодому художнику повезло, его покровителем стал первый президент Академии художество И.И. Шувалов. По рекомендации И.И. Шувалова Ф.С. Рокотов в 1757 г. получил заказ на мозаичный портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке) для Московского университета. Портрет имел такой успех, что Ф.С. Рокотов получает заказ на портреты великого князя Павла Петровича (1761), императора Петра III (1762). Когда на престол взошла Екатерина II, Ф.С. Рокотов был уже широко известным художником. В 1763 г. художник написал императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой обстановки. Рокотов написал и другой портрет императрицы, поясной. Он очень понравился императрице, она считала, что он ― "из самых похожих". Екатерина портрет пожаловала Академии наук, где он находится и поныне. Вслед за царствующими особами портреты Ф.С. Рокотова пожелали иметь Орловы, Шуваловы. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях: Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых. Рокотов не стремится подчеркивать внешние достоинства своих моделей, главным для него внутренний мир человека. Среди работ художника выделяется портрет Майкова (1765). В облике крупного государственного чиновника за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум. Колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, создает впечатление полнокровности, жизненности образа.

В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ). Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем и была обыкновенной помещицей.

Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735―1822) ― создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.

В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, П.А. Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе ― вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке ― доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.

В начале 1770-х гг. Левицкий исполняет семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц ― "смолянок" (все в ГРМ), славящихся своей музыкальностью. Эти портреты стали высшим достижением художника. В них с особой полнотой проявилось мастерство художника. Е.Н. Хованская, Е.Н. Хрущова, Е.И. Нелидова изображены в театральных костюмах во время представления ими изящной пасторали. В портретах Г.И. Алымовой и Е.И. Молчановой одна из героинь играет на арфе, другая показана сидящей рядом с научным прибором с книгой в руке. Помещенные рядом, эти портреты олицетворяли пользу «наук и художеств» для разумной, мыслящей личности.

Высшей точкой зрелого творчества мастера стал его знаменитый аллелогический портрет Екатерины II, законодательницы в храме Правосудия, повторенный художником в нескольких вариантах. Это произведение занимает особое место в русском искусстве. В нем воплотились высокие представления эпохи о граждансвенности и патриотизме, об идеальном правителе ― просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Сам Левицкий так описывал свое произведение: «Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которую, в виде Законодательницы, е.и.в., сжигая на алтаре Маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание и уходит из Академии художеств. Одним из поводов для этого послужило увлечение художника мистическими течениями, получившими достаточно широкое распространение в России конца XVIII в. и его вступление масонскую ложу. Не без влияния новых идей в обществе около 1792 г. был написан портрет друга Левицкого и его наставника в масонстве Н.И. Новикова (ГТГ). Удивительная, не свойственная героям портретов Левицкого живость и выразительность жеста и взгляда Новикова, фрагмент пейзажа на дальнем плане ― все это выдает попытку художника овладеть новым, более современным изобразительным языком, присущим уже иным художественным системам.

Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757―1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве ― сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Его нередко называют высшим достижением сениментализма в русской живописи. С портрета смотрит молодая девушка. Ее поза непринужденна, простое платье свободно облегает стан, свежее лицо исполнено очарования и прелести. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, томный, чуть насмешливый взгляд девушки. В портрете Лопухиной художник смог показать подлинную красоту ― душевную и лирическую, присущую русским женщинам. Черты сентиментализма проявились у В.Л. Боровиковского даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет "законодательницы" со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке вместе со своей любимой собачкой.

В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр ― пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

Ф. Алексеев (1753/54-1824) положил начало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя счастливо и свободно.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ― разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются большой достоверностью.

Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода ― "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.

Гравюра . Во второй половине века работают замечательные мастера―граверы. "Подлинным гением гравюры" был Е. П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности "живописной" трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. автопртрет, рисунок пером).

Декоративно-прикладное искусство . Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика ― изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий ― от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.

Но самыми удачливыми были братья Терентий и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые заводы и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с ручной формовкой и росписью, остаются только крупные фабрики. С начала 1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские, артели. Подлинное возрождение гжельского производства начинается в 1945 г. Была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) роспись.

В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер основал лучший из частных фарфоровый завод. Он утвердил свой престиж первого среди частных фарфоровых производств, создав в 1778―1785 г. по заказу Екатерины II четыре великолепных орденских сервиза, отличающихся чистотой и строгостью декора. Завод также выпускал фигурки персонажей итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало новый этап в развитии гарднеровского фарфора. Художники завода отказались от прямого подражания европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Огромную популярность приобрели гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г. В 1820 г. началось производство жанровых статуэток, изображающих народные типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала "Волшебный фонарь". Это были мужики и бабы, занятые привычной крестьянской работой, крестьянские детишки, городской трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики. Этнографически точно делались фигурки народов, населяющих Россию. Статуэтки Гарднера стали зримой иллюстрацией истории России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий, в котором ампирные формы сочетались с жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции завод стал называться Дмитровским фарфоровым заводом, а с 1993 г. ― "Фарфор Вербилок".

Федоскинская миниатюра . В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И. Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком. С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В. Лукутин. Вместе со своим сыном А.П. Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Федоскинские мастера табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три - четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Кроме табакерок на фабрике изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Изделия федоскинских миниатюристов были очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Таким образом, во второй половине XVIII века ― в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената.

15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись его полномочия и структура. Сенат лишался законодательных полномочий, сохраняя лишь функции контроля и высшего судебного органа.

Структурно Сенат был разделен на 6 департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Но вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для законодательной работы. Главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это противоречия представителей разных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. В декабре 1768 г. последовал указ императрицы о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге Екатерина II самостоятельно занялась правотворчеством и продолжала управление государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, по которому монастырские земли вместе с населением были изъяты у церкви и подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось в государственных служащих.

Екатерина II ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-террриториальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России). В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине и был назначен в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете перехода украинских крестьян от одного помещика к другому, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.

В 1791 г. императрица установила черту оседлости для еврейского населения, которая ограничивала права евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства явилось приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления.

Местное управление в результате губернской реформы (1775) приобрело более четкую и организованную структуру. Число губерний увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему. Были разделены административные и судебные функции. Создавались особые губернские Палаты уголовного и гражданского суда. Некоторые должности стали выборными.

Губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить некоторые коллегии.

В 1782 г. была проведена полицейская реформа, согласно которой за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственый контроль.

Завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам (1785), ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. В деле службы подтверждено право выбора или отказа от службы, особые права сохранялись в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.

Жалованная грамота городам была направлена на формирование в России «третьего сословия». Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировалось право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута.

В 1786 г. была проведена образовательная реформа: создана система образовательных учреждений.

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, осуждая их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и на каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что явилось одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в ХVIII в. казацко-крестьянскую войну.

9.2. Казацко-крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775)

В период правления Екатерины II в стране обострились социальные противоречия, вызванные усилением крепостного гнета в отношении различных категорий крестьян и расширением привилегий дворянства. Довольно часто вспыхивали народные выступления под антикрепостничекими лозунгами, массовый характер приобрело бегство от помещиков доведенных до отчаяния крестьян.

Центром социального недовольства стали южные регионы государства. Движение началось в среде казачества. Его возглавил Емельян Иванович Пугачев. Под его знамена становятся крепостные крестьяне, работные люди, а также инородцы Поволжья (башкиры, татары, марийцы, удмурты и др.).

На территориях, находившихся под контролем пугачевцев, создавались органы власти по типу казачьего круга (общины) с выборными атаманами, старостами и другими должностными лицами.

Война имела три основных этапа:

I этап (сентябрь 1773 г. – март 1774 г.): неудачная 6-месячная осада г. Оренбурга Е. Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

II этап (апрель-июль 1774 г.): движение войск Пугачева от г. Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани; сражение за Казань (12–17 июля 1774 г.). Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.М. Михельсона.

III этап (июль 1774 г. – январь 1775 г.): 31 июля 1774 г. вышел указ Е. Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов; движение Е. Пугачева от Казани на юг; неудачная осада Е. Пугачевым г. Царицына; 25 августа 1774 г. – решающее поражение восставших у Сальникова завода; войско Е. Пугачева перестало существовать; 18 сентября 1774 г. – захват Е. Пугачева казацкой верхушкой и выдача его царским властям; 10 января 1775 г. Е.И. Пугачев и его ближайшие сподвижники были казнены в Москве.

Крестьянская война в России во второй половине XVIII в. была самым крупным выступлением народных масс против крепостничества и являлась, по существу, разновидностью гражданской. Все это свидетельствовало о кризисе феодально-крепостнической системы в стране.

9.3 Внешняя политика Екатерины II

Во второй половине XVIII в. внешняя политика России была ориентирована на решение задач по двум основным направлениям: южному и западному.

На южном направлении происходила острая борьба России с Османской империей за Северное Причерноморье и обеспечение безопасности южных границ. Это привело к двум русско-турецким войнам.

Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Причиной войны стало вмешательство России в дела Польши, что вызвало недовольство Турции. 25 сентября 1768 г. Турция объявила войну России.

Боевые действия начались зимой 1769 г., когда союзник Турции крымский хан вторгся на Украину, но его нападение было отражено русскими войсками под командованием П.А. Румянцева.

Военные операции велись на территории Молдавии, Валахии и на море. Решающим в войне стал 1770 г., в котором были одержаны блестящие победы русской армии.

Флот под командованием адмирала Г.А. Спиридова и графа А.Г. Орлова обогнул Европу, вошел в Средиземное море и в Чесменской бухте у берегов Малой Азии 24–26 июня 1770 г. полностью уничтожил турецкую эскадру.

На суше ряд побед одержала русская армия во главе c П.А. Румянцевым. Летом 1770 г. им были одержаны победы на притоках Прута – реках Ларга и Кагул, что дало возможность России выйти к Дунаю.

В 1771 г. русские войска под командованием князя В.М. Долгорукова взяли Крым. В 1772–1773 гг. между воюющими сторонами было заключено перемирие и начались переговоры о мире. Однако они ничем не завершились. Война возобновилась. Русские перешли Дунай, в этом походе блестящие победы летом 1774 г. одержал корпус А.В. Суворова. Турция заговорила о заключении мира. 10 июля 1774 г. в ставке российского командования, в местечке Кючук-Кайнаржи, был подписан мирный договор, по которому Россия получила причерноморские земли между Днепром и Бугом; право строительства русского военного флота на Черном море; контрибуцию от Турции в размере 4,5 млн. рублей; признание независимости Крымского ханства от Османской империи.

Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Противостояние России и Османской империи продолжилось. Турецкий султан Селим III стал требовать возвращения Крыма, признания Грузии своим вассалом и досмотра российских торговых судов, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 августа 1787 г., получив отказ, он объявил войну России, которая выступила в союзе с Австрией.

Военные действия начались с отражения нападения турецких войск на крепость Кинбурн (неподалеку от Очакова). Общее руководство русской армией осуществлял глава Военной коллегии князь Г.А. Потемкин. В декабре 1788 г. русские войска после долгой осады взяли турецкую крепость Очаков. В 1789 г. А.В. Суворов с меньшими силами дважды добился победы в сражениях при Фокшанах и на реке Рымник. За эту победу он получил графский титул и стал именоваться граф Суворов-Рымникский. В декабре 1790 г. войсками под его командованием удалось добиться взятия крепости Измаил – цитадели османского владычества на Дунае, что явилось главной победой в войне.

В 1791 г. турки потеряли на Кавказе крепость Анапа, а затем проиграли морской бой у мыса Калиакрия (близ болгарского города Варна) в Черном море русскому флоту под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Все это вынудило Турцию заключить мирный договор, который был подписан в г. Яссы в декабре 1791 г. Этот договор подтверждал присоединение к России Крыма и протектората над Восточной Грузией; получение Россией земель между Днестром и южным Бугом; вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Реализация политики в западном направлении заключалась в укреплении позиций России в Европе и была связана с участием в разделах Польши, а также с противодействием Франции, в которой в 1789–1794 гг. произошла буржуазная революция и чьего революционного влияния опасались европейские монархические государства, и прежде всего Российская империя.

Инициатором раздела ослабевшей Польши выступила Пруссия. Ее король Фридрих II предложил Екатерине II разделить Речь Посполитую между ее соседями, тем более что Австрия уже начала раздел, так как ее войска находились непосредственно на территории этого государства. В итоге была заключена Петербургская конвенция от 25 июля 1772 г., санкционировавшая первый раздел Польши. Россия получила восточную часть Белоруссии и часть латышских земель, входивших ранее в Ливонию. В 1793 г. состоялся второй раздел Польши. Россия завладела центральной Белоруссией с городами Минском, Слуцком, Пинском и Правобережной Украиной, включая Житомир и Каменец-Подольский. Это вызвало в 1794 г. восстание польских патриотов под предводительством Тадеуша Костюшко. Оно было жестоко подавлено русскими войсками под командованием А.В. Суворова. Произошел третий и последний раздел Речи Посполитой в 1795 г. К России отошли земли Курляндии, Литвы, Западной Белоруссии. В итоге Россия захватила более половины всех польских земель. Польша более чем на сто лет утратила свою государственность.

В результате разделов Польши Россия приобрела огромные территории, перенесла государственную границу далеко на запад к центру континента, что значительно усилило ее влияние в Европе. Воссоединение с Россией белорусского и украинского народов избавило их от религиозного гнета католичества и создало возможности для дальнейшего развития народов в рамках восточно-славянской социокультурной общности.

И наконец, в конце XVIII в. главной задачей внешней политики России стала борьба против революционной Франции. Екатерина II после казни короля Людовика XVI разорвала дипломатические и торговые отношения с Францией, активно помогала контрреволюционерам и совместно с Англией попыталась оказать экономическое давление на Францию. Только польское национально-освободительное восстание 1794 г. помешало России открыто организовать интервенцию.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. носила активный и экспансионистский характер, что позволило включить в состав государства новые земли и укрепить позиции в Европе.

9.4 Россия при Павле I (1796–1801)

Взгляды Павла сложились под влиянием многих факторов и претерпели определенную эволюцию в течение жизни. Наследник престола рос романтическим юношей и верил в идеалы просвещенного абсолютизма до того момента, пока не увидел много несоответствий в политике Екатерины II по сравнению с провозглашенными идеалами. Постепенно в нем росло критическое отношение к деяниям своей матери. К этому скоро добавились и другие факторы: отчуждение между Павлом и Екатериной II, которая не собиралась делиться с ним властью и даже подумывала о том, чтобы лишить сына престола и передать его любимому внуку Александру. Все это привело к изменению его взглядов и характера. Он становится нервным, вспыльчивым, подозрительным и деспотичным.

С вступлением Павла I на престол начинается переориентация внутренней политики и прежде всего системы государственного управления.

Преобладающее значение в этой сфере стала играть централизация, основанная на административно-бюрократических методах. Павел I заменил дворянские выборные должности на назначаемые бюрократическо-чиновничьи и усилил контролирующие функции прокуратуры. Он восстановил ряд государственных ведомств, занимавшихся экономикой: берг-, мануфактур-, камер-, коммерц-коллегии.

Ввел новую систему престолонаследия. 7 апреля 1797 г. он издал указ о наследовании российского престола, в соответствии с которым отменялся указ Петра I от 1722 г. о назначении действующим императором своего наследника. Теперь вводился принцип (действовавший до 1917 г.), предусматривавший передачу престола по наследству согласно праву первородства по мужской линии.

Серьезному изменению подверглась система местного управления: были закрыты городские думы, палаты гражданского и уголовного суда вновь были слиты в одну, а некоторые судебные инстанции упразднены.

Подверглись пересмотру административно-территориальное деление страны и принципы управления национальными окраинами. 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и область Войска Донского, на Украине и в прибалтийских губерниях вновь вводились традиционные органы управления.

Тенденция в павловской политике к централизации включала в себя такие крайние проявления, как стремление к сплошной унификации и регламентации в жизни общества. Специальными указами предписывалось носить определенные фасоны одежды, запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек и прочее. Усиливается цензура. В 1797–1799 гг. было запрещено 639 изданий. Резко сократился выпуск книг в России, и был введен запрет на их ввоз из-за границы.

Особое внимание Павел I уделял армии, решив реформировать ее на прусский манер. Он ввел в армии новую форму, полностью копирующую прусскую, навел порядок в строевой подготовке, были разработаны новые уставы, ужесточена дисциплина.

Сословная политика также строилась на отличных от екатерининских принципах. Для Павла I была неприемлема сословная свобода, которой пользовались дворяне благодаря реформам Екатерины II. Он обязал дворян служить, разрешал подвергать их телесным наказаниям, отменил губернские дворянские собрания, а уездные утратили многие полномочия. Вводились ограничения при переходе дворян с военной службы на гражданскую: для выбора гражданской службы вместо военной требовалось разрешение Сената, утвержденное царем. Дворян обложили сбором на содержание губернской администрации.

Существует некая сумма исторических фактов, которую можно трактовать как заботу монарха о народе, например: появился манифест о трехдневной барщине в неделю; впервые в истории страны крепостным было приказано присягнуть вступившему на престол Павлу I вместе с вольными; отменялись некоторые рекрутские наборы (в 1796 и 1800 гг.); снимались с крестьян и мещан недоимки по подушным сборам; запрещалась продажа крепостных без земли; разрешались крестьянские жалобы. Но известны и другие исторические факты. В начале его царствования в ряде губерний вспыхнули волнения крестьян, которые были жестоко подавлены. Крестьянам предписывалось безропотное повиновение помещикам.

Для царствования Павла характерна массовая раздача казенных крестьян частным лицам в качестве награды.

Не сохранилось никаких архивных исторических документов, свидетельствующих о горячем желании Павла отменить крепостное право.

В целом внутренняя политика Павла I носила противоречивый характер и была направлена на нивелирование екатерининских реформ, что в принципе сделать не удалось, так как период пребывания Павла I у власти был недолгим.

Внешняя политика Павла I носила непоследовательный характер. В начале своего царствования он заявил о нейтралитете в отношении революционной Франции и отказался послать туда русский корпус для проведения военных действий. Однако после захвата Наполеоном в 1798 г. острова Мальта Павел I решил участвовать в борьбе против Франции в составе коалиции с Англией, Австрией и Неаполитанским королевством. Но в 1800 г. он идет на сближение с Францией, став при этом противником Англии, так как ее войсками был захвачен «дорогой» для русского самодержца остров Мальта.

Нарушая международные правила, Павел распорядился наложить арест на все английские торговые суда.

В декабре 1800 г. Павел I направил без фуража, без необходимых карт, без знания местности 40 полков донских казаков (22 500 человек) на завоевание британской Индии, обрекая их на гибель.

Непредсказуемая противоречивая политика Павла I, неуверенность высших сановников и окружения за свое будущее привели к возникновению скрытой оппозиции и формированию политического заговора. Информирован был о заговоре и наследник престола Александр. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики проникли в резиденцию Павла I – Михайловский замок – и убили императора.

12 марта 1801 г. был обнародован манифест о смерти Павла I и вступлении на престол Александра I.

Рекомендуем почитать

Наверх