Челябинская область.История Челябинской области. Челябинск

Инженерные системы 22.09.2019
Инженерные системы

История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города.

В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 - ок. 20 тыс. человек, 1910 - более 60 тыс., 1917 - ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.

Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии - ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя - Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным - вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш».

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Был окончательно сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 г. машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 г. введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 г. запущена доменная печь № 5 - завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас - ЧМК) становится флагманом черной металлургии СССР.

Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз науки и производства. В 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинский политехнический институт (сейчас - ЮУрГУ). Его выпускники-инженеры особенно ценились как высококвалифицированные специалисты. К 1960 г. в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале - ЧелГУ был основан в 1976 г. К 80-м гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Начало 70-х гг. для Челябинска было ознаменовано развитием здравоохранения и образования. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель.

К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин.

В это время отмечается бурное развитие культурной жизни Челябинска. Открывается драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 г. Челябинск отметил 250-летие со дня своего основания. К юбилею города были открыты Геологический музей, Зал камерной и органной музыки и многочисленные памятники монументального искусства (памятник И.В. Курчатову, «На новый путь» и другие).

Первая половина 90-х гг. стала сложнейшим периодом для всей страны: банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование социальных программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. В городе, сохранившим свой статус крупного индустриального центра, несмотря на закрытие целого ряда предприятий, стали развиваться современные технологии производства. Многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск попал в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. была построена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

Во второй половине 2000-х гг. в Челябинске началась полномасштабная реконструкция и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были построены новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения.

В 2014 году в Челябинск стал пилотным городом, в котором началась реформа местного самоуправления. Впервые в современной истории фактически и юридически город был поделен на внутригородские районы. Из одного муниципалитета в Челябинске сформировалось восемь. Полномочия разделены по территориальному признаку, что дало возможность гораздо быстрее и качественнее решать вопросы, связанные с инфраструктурой и качеством жизни челябинцев.

Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди которого - представители сотни национальностей. Подробнее о современном Челябинске можно прочитать в рубрике

Из-за географического положения его часто называют воротами в Сибирь, что точно отражает его роль, как важного транспортного узла и связующего звена между российскими регионами. История создания Челябинска и его превращения в один из важнейших промышленных центров нашей страны интересна для каждого, кого интересует прошлое нашей Родины. Поэтому в статье мы расскажем о нем подробно.

История названия Челябинска

На данный момент самой правдоподобной считается версия, согласно которой топоним произошел от тюркского слова «челеби», которое переводится, как «царевич» или «образованный». Есть также мнение, основанное на рассказах потомков первопоселенцев, что крепости Челяба, назвали так из-за урочища, т. е. «силәбе» («впадина») на башкирском. Последняя версия косвенно подтверждается заметками известного средневекового немецкого путешественника Иоганна Гмелина, который побывал в Челябинской крепости в 1742 году.

Основание

Необходимость в крепости, расположенной на границе Урала и Сибири возникла еще в начале XIX века.

Официально принято считать, что год основания Челябинска — 1736-й. Именно тогда на месте крупной башкирской деревни Челябы полковник А. И. Тевкелев (Кутлу-Мухаммед) заложил русскую крепость. Она начала строиться с согласия владельца земли тархана Таймаса Шаимова. Это стало причиной того, что со временем башкиры были освобождены от податного обложения. Позже, руководство строительством Челябинской крепости было возложено на майора Я. Павлуцкого, который, по некоторым данным, несколькими годами ранее, по поручению командования, занимался поиском места для основания города.

В первой половине XVIII века

Как уже было сказано, в 1742 году Челябинск (история города содержит множество удивительных фактов) посетил И. Г. Гмелин. Он составил первое описание крепости. Согласно этому документу она находилась на южном берегу реки Миясс, и в фортификационном плане была похожа на Миясскую, однако, имела большие размеры. В то же время у нее были только деревянные стены из лежащих бревен, каждая из которых была длиной примерно в 60 саженей (160-170 м).

Весной 1748 года начали строительство первого каменного храма, ставшего главным собором Исетской провинции. Вскоре город стал активно расширяться, и там появились различные общественные учреждения.

Во второй половине XVIII века

Одно из самых значимых событий в его истории произошло в 1774-м году, когда воевода А. Веревкин смог выдержать осаду пугачевцев. Однако через несколько месяцев восставшие смогли войти в Челябинск и расправились с представителями властей. В освобождении города помог генерал И. А. Деколонг, прибывший с подкреплением.

Если вас интересует, какой год основания Челябинска, как города, то это 1781-й - через 45 лет после основания крепости. Именно столько времени понадобилось, чтобы башкирская деревня с фортом превратилась в крупный населенный пункт. Этот факт ознаменовался присвоением ему статуса уездного города. Кроме того, указом императрицы Екатерины Второй был утвержден герб Челябинска, на котором в нижней части губернского щита был изображен навьюченный верблюд.

В 1788 году в Челябинске произошло событие мирового масштаба: группа врачей, возглавляемая С. Андриевским, изучила симптомы сибирской язвы, дала название этому заболеванию и изобрела сыворотку способную защитить человека от смертоносной болезни.

В XIX веке

Новое столетие ознаменовалось развитием торговли и ремесел. Благодаря своему географическому положению и расположению на традиционных караванных путях (герб Челябинска является отражением этого обстоятельства) к середине XIX столетия город прочно занял одно из ведущих мест в ярмарочной торговле Урала. Однако его бурный рост произошел после 1892 года. Он был связан с завершением строительства железной дороги, соединившей Челябинск с европейскими губерниями Российской Империи. Известно, что в дело вмешался сам Александр Третий, отменивший ранее предложенный проект, предполагающий проведение железной дороги через Казань - Екатеринбург - Тюмень в обход города. С 1892 года Транссибирская магистраль была продолжена, далее, на восток. Запуск в эксплуатацию железной дороги на Екатеринбург в 1896 году еще более способствовал занятию Челябинском ведущих позиций в сфере межрегиональной торговли. Достаточно сказать, что за несколько лет местная биржа стала первой в России по объемам сделок купли/продажи хлеба и второй — по торговле импортным чаем.

Челябинск к началу XX века

В 1897 году население Челябинска составляло примерно 20 000 человек. При этом наблюдался его резкий рост, который был связан с появлением все новых поселков вокруг железнодорожной станции (подробную информацию об этом можно узнать, посетив музей истории города Челябинска).

Параллельно с этим в городе модернизировались и открывались учебные заведения разного профиля, такие как духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа и пр. Были построены клуб железнодорожников и народный дом. Что касается сферы предпринимательства, то в Челябинске действовало около 1 500 торгово-промышленных заведений, общий годовой оборот которых составлял около 30 миллионов рублей. Постоянно открывались торговые конторы и десятки представительств иностранных компаний, занимающихся поставками в Российскую империю сверхсовременных по тем временам машин и оборудования.

За быструю динамику развития и ускоренный рост Челябинск (история города в XVIII-XIX веках представлена выше), даже стали называть Зауральским Чикаго. Уже к 1910-му году население города утроилось, а к 1917-му — возросло до 70 000 человек.

История Челябинска во время революционных событий и в первые годы Советской власти

После октября 1917 года город, как и вся Российская империя, оказалась в водовороте событий. Согласно сохранившимся историческим документам и воспоминаниям очевидцев власть советов рабочих и солдатских депутатов вводилась не только мирным, но и вооруженным путем.

Примечательно, что среди представителей исторической науки принято считать, что полномасштабная гражданская война началась 14 мая 1918 года после на ж/д. станции Челябинска. И даже в условиях политической нестабильности город продолжал развиваться. В частности, в 1918 году ввели в строй Челябинский элеватор, который должен был сыграть важнейшую роль в обеспечении региона зерном.

К середине 1919 года в Челябинске окончательно восстановили и создали новые органы власти, а с 3 сентября 1919 года он стал губернским центром, позже — окружным.

В довоенный период

В начале 1934 года постановлением ВЦИК была сформирована Челябинская область. Город стал ее административным центром, а в 1937 году чудом избежал переименования в Кагановичград.

В то же время ни на минуту не прекращалось промышленное развитие Челябинска. Достаточно сказать, что если к 1919 году в городе действовало только 2 предприятия, то с начала 1930-х там стали работать абразивный, тракторный, ферросплавный, станкостроительный и цинковый заводы.

Великая Отечественная война

В годы ВОВ Челябинск (история города в конце XX века будет рассказана далее) играл важную роль в деле обеспечения действующей армии бронетанковой техникой.

С самого начала войны город принял несколько сотен тысяч эвакуированных граждан. В результате население Челябинска выросло в 2,5 раза, достигнув 630 000 человек. На базе более 200 эвакуированных предприятий, путем слияния с местными производствами, были созданы индустриальные гиганты ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Кроме того, с 1941 по 1945 год Челябинск (история города в этот период — это рассказ о массовом трудовом подвиге советских людей) стал местом размещения наркомов танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения и электростанций.

В этот период произошло соединения мощностей местного тракторного завода с эвакуированными Харьковским моторостроительным и ленинградским Кировским заводами. Это позволило наладить выпуск танков Т-34 в рекордно короткие сроки. В течение ВОВ в Челябинске было выпущено 60 тысяч дизелей для боевых гусеничных бронемашин. Кроме того, на заводе имени Колющенко освоили производство знаменитых «Катюш». Предприятия Челябинска в 1941-1945-м годах производили также дизельные моторы, боеприпасы, электрооборудование для бронемашин, детали для автомобилей ЗИС и танков, а также другую продукцию, необходимую для победы.

После войны

После победы Челябинск стал поставщиком техники, оборудования и рабочей силы для восстановления Донбасса, Сталинграда, ДнепроГЭСа и других разрушенных населенных пунктов и важных промышленных и энергообъектов нашей страны.

В 1947 году был утвержден план развития города. В результате его реализации появились новые микрорайоны и промышленные предприятия.

К 1960 году в городе резко возросло и число высших учебных заведений, а в 1976 году там открылся ЧелГУ, ставший первым классическим университетом Южного Урала.

Особенно бурный промышленный рост в Челябинске был зафиксирован в начале 80-х, когда его предприятия заняли ведущие позиции в сфере производства нержавеющей стали, труб, ферросплавов и дорожных машин.

Город развивался и в культурном отношении. В частности, в 80-е там открылось новое здание драмтеатра на 1 200 мест, зал камерной и органной музыки, геологический музей, а также памятники «На новый путь» и И. Курчатову.

Современный период

Первая половина «лихих» 90-х годов стала сложным периодом для Челябинска, так как ознаменовалась банкротством предприятий, невыплатами зарплат и недофинансированием программ социальной сферы. К счастью, такая ситуация продлилась сравнительно недолго, и уже к концу этого десятилетия в городе возобновила работу промышленность, а многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. Стало наблюдаться оживление и в других сферах. В частности, в 1996 году был открыт зоопарк. В 2004 году история улиц Челябинска пополнилась новой страницей, так как знаменитая Кировка стала пешеходной и превратилась в любимое место прогулок туристов и горожан. Еще через два года переехал в новое здание ГИМ Южного Урала открыто новое здание, а в 2009 году — ледовая арена «Трактор», которая вмещает 7 500 зрителей.

Из известных событий, произошедших в Челябинске в последнее десятилетие, можно отметить падение метеорита, когда от взрывной волны пострадало 7 320 зданий.

День города Челябинска

В 2016 году этот праздник был особенным. Ведь городу исполнилось 280 лет! День города Челябинск отметил 10 сентября пышными торжествами и народными гуляниями. Всего состоялось 60 мероприятий. Так как уместить их все в 24 часа было невозможно, празднество растянулось на несколько дней и в нем приняли участие многие столичные звезды.

Теперь вы знаете, какие интересные события происходили в городе Челябинске. Сегодня он относится к числу промышленных гигантов нашей страны и уверенно смотрит в будущее.

Если вас заинтересовали история и традиции Челябинска, обязательно посетите этот город, где ваше любопытство можно будет удовлетворить, побывав в музеях и пообщавшись с местными жителями.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода. Коренное население Урала до прихода русских - башкиры, сибирские татары, манси, жили преимущественно вдоль рек. Занимались, в основном, охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством.

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому - открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к русским владениям. С этого момента началось переселение русских на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков. Они становились центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена центральной части с Уралом и Сибирью поставило задачу строительства короткого пути. Через леса и болота была проложена дорога, сократившая путь более чем на 1000 верст. Постепенно в начале XVII века строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткаческое. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII века строить на Урале железоделательные заводы. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутым методом (в горнах) с применением ручных мехов.



Административное формирование территории Челябинской области началось в XVIII веке и явилось продолжением политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению ее границ, что нашло отражение в деятельности Оренбургской экспедиции. Экспедиция в военно-торговых целях основала ряд крепостей, среди них - Верхне-Яицкая (1735 г.), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736 г.).

Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

13 августа 1737года была образована Исетская провинция (на современной карте - северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 года центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. Производя 81% российского железа, 95% меди, Урал был единственным районом по добыче золота. Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города.

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая Челябинской областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием «новой линии» крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие.

Вторая половина XIX века ознаменовалась введением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Южного горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на второй план. Конкуренция с южными районами заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Строились новые медеплавильные заводы, росла добыча золота - Урал давал шестую часть золота страны. Сельское хозяйство имело зерновую специализацию. Преобладали серые хлеба.

На рубеже XIX-XX веков территория Урала включала Вятскую, Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Их территория составляла 3,3% от общероссийской. Урал был поделен на 6 горных округов во главе с горными инженерами. Население в 1897 г. было свыше 9,9 млн. чел. и составляло 7,5% от общей численности страны. Общее количество городов на Урале - 39, самый крупный - Оренбург.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке , а затем в годы первых пятилеток. Модернизировались старые, возникали новые отрасли промышленности. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий, в том числе за счет выпуска никеля и алюминия.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов.

После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Концентрация производства значительно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет предприятий, эвакуированных из различных западных и южных районов страны. Нельзя назвать иначе, чем героизм труд рабочих, подростков, женщин, преодолевших тяготы, голод, лишения военных лет, сделавших невозможное для достижения победы на фронте.

По современному территориально-промышленному делению в Уральский экономический регион входят несколько областей (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская) и республик (Башкирия, Удмуртия). А самая последняя политическая реформа 2000 года - создание федеральных округов - объединила в Уральском федеральном округе 4 области (Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий).

Особо нужно сказать о природных ресурсах уральского края, его «подземные кладовые» поистине уникальны. До сих пор богат растительный и животный мир, сильно пострадавший в процессе индустриального развития Урала. Но главное богатство уральского края - его люди. Смекалистые и трудолюбивые, они колоссальными усилиями сумели превратить его в крупнейший экономический район России, в "опорный край державы", где неоднократно ковалась ее судьба.

От Исетской провинции до Челябинской губернии.

ИСЕТСКАЯ ПРОВИНЦИЯ (1737–81), административно-территориальное образование на юго-восточной окраине Сибири и ЗауральскойБашкирии в составе Сибирской, а с 1744 Оренбургской губернии. Название происходит от реки Исети, пересекавшей земли ее северной, наиболее обжитых и заселенных дистриктов. Имела свой герб. Решение о создании Исетскойпровинции из Окуневского, Шадринского и Исетского дистриктов Сибирской губернии было принято на совещании (ген. совете) руководителей Оренбургской губернии с озванном В. Н. Татищевым 14 июля 1737 в Мензелинске. Указом императрицыАнны Иоанновны от 13 августа 1737 создание Исетскойпровинциибыло утверждено. Она включала все земли ЗауральскойБашкирии от верховьев р. Яик и до р. Ай, простираясь в дл. на 300 верст. На востокев ее состав входили освоенные русскими еще в 17 в. окраины сибирскихземель на границе с Ялуторовским дистриктом. Севернаячасть Исетскойпровинции была ограничена Екатеринбургским ведомством, Краснослободским дистриктом и Тюменским уездом, на западе – Уфимской провинции Южная граница Исетской провинции после создания Уйской линии крепостей (кон. 40-х гг. 18 в.) проходила по р. Уй. В 1756 на этих землях были образованы 2 новых дистрикта Исетской провинции: Увельский и Куртамышский. Ближняя округа Челябинска названаЧелябинским уездом.

ГЕРБ ИСЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ . Возникновение относится к началу существования Исетской провинции (к. 30-х гг. 18 в.). Инициатором его создания выступил известный российский историк, географ и государственныйдеятель В. Н. Татищев который, используя книгу "Символы и эмблематы” (1705), составил 2 проекта гербаИсетской провинции: "В черном поле стена каменная белая в знак утверждения сей страны новопостроенными крепостями, к той стене прикован пес в знак покорения башкир…”; "В черном поле белой палисад, перед которым к приколу привязан верблюд, значит то же, над считом та же корона татарская или графская, а над нею верблюжья голова”. Политическаянаправленность герботворчества Татищева объясняется тем, что в момент их создания он принимал участие в под авлении башкирского восстания 1735-1740г.

рис1.

рис2.

При изготовлении печати Исетской провинции за ее основу был взят 2-й проект герба со значительными изменениями. Об официальном символе Исетской провинции говорится в челябинской анкете, составленной по просьбе Петербургской АН в 1761: "А герб хотя и есть, токмо не на одну ту Челябинскую крепость, но состоящий и на всю Исецкую провинцию; для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати, а знаменует: в щиту стоящего верблюда, а около того щита по сторонам знак воинского оружия и знамена, а сверх щита государственная корона, а около короны и оружия вокруг надпись такова: "Ея императорского величества печать Исецкой, или Зауральской провинции”. Герб Исетской провинциипросуществовал до ее упразднения в 1781. академик И.Г.Гмелин.

Основание Челябинска


Основание Челябинска (13 сентября 1736), произошло во время работы Оренбургской экспедиции, ускорившей процесс русскойколонизации Башкирии и Зауралья. Башкирское восстание в 1735 выявило отсутствие надежных коммуникаций между строящимся на башкирских землях Оренбургом и русским Поволжьем и Зауральем, служившими опорой для Оренбургской экспедиции Известны 2 неудачные попытки отправить продовольственныеобозы к Оренбургу из Теченской слободы (ныне село Русская Теча Челябинскойобласти) в 1735. В этой слободе располагался главный заготовительный пункт, куда зауральские монастыри и государственные крестьяне свозили хлеб для Оренбургской экспедиции. 16 июля 1735 отсюда выехал к Оренбургу обоз, перевозивший 16 тыс. пуд ржаной муки (более тысячи крестьянских подвод). Обоз сопровождал вооруженный конвой из 100 чел. Близ озераУклы-Карагай (к юго-западу от современного с. Уйского) обоз подвергся нападению нескольких сотен вооруженных башкир. Они сразу захватили 44 подводы, убив при этом 4 крестьян-подводчиков и ранив 14. Затем башкиры преградили обозу путь и пытались взять его приступом. На помощь осажденным подошел Сибирский драгунский полк в составе 469 человекс 5 пушками, а также отряд из Оренбурга численностью в 700 человек. Усилиями этих воинских команд обоз был освобожден 15 августа и через 2 недели прибыл в Оренбург. Обратно в Теченскую слободу обоз добирался с 7 сентября по 8 октября и в связи ранними холодами потерял много лошадей. Для зимовки гарнизонам Оренбурга и Верхояицка (Верхнеуральска) требовался дополнительныйзапас хлеба, поэтому 2 декабря1735 из Теченской слободы был отправлен 2-й обоз. В его составе были 642 крестьянские подводы, груженые мукой и фуражом для лошадей, и 376 чел. пешего вооруженногоконвоя с 3 пушками. 22 дек. в 60 верстах от Верхояицкой пристани обоз снова подвергся нападению башкир. Пользуясь численым преимуществом, башкиры вынудили повернуть назад и обоз, и пришедшую ему на помощь вооруженнуюкоманду. 23 янв. 1736 обоз вернулся в Теченскую слободу. В результате весь гарнизон Верхнеяицка погиб от голода, из 800 чел., эвакуированных из Оренбурга по той же причине, умерли в пути 558 человек, а 230 обморозились. На всем 300-верстном пути от Теченской слободы до Верхояицкой пристани было лишь 1 русское селение –Б родоколмак, расположена в 20 верстах от слободы. Поэтому строительство крепости, под защитой которых обозы смогли бы совершать свои дневные переходы, стало очевидной необходимостью. Кроме того, крепости способствовали бы лучшей охране русской границы от набегов степных кочевников. Построенная в 1736 Челябинская крепость служила для выполнения указанных задач и была одной из несколькихкрепостей, построенных в 1736–42 на пути от Теченской слободы к Верхнеяицку. 26 августа 1736 на правый берег р. Миасс , приблизительно в 1 версте от впадения в него рекиЧелябки из Миасской крепости прибыл отряд полковникаА. И. Тевкелева, состоявший из 600 человек с 5 пушками. В течение недели шли подготовительные работы (обустройство временноголагеря, расчистка территории, заготовка материалов), а 2 сентября (13 сентября по н. ст.) произошла закладка Челябинскойкрепости. В отличие от большинства южноуральских крепостей, построенных из земли, Чел. была деревянной. Скорее всего это произошло из-за нехватки времени, так как земляное строительство не могло быть закончено к зиме имевшимися в наличии силами

Челяба - центр Исетской провинции

В 1737-38 годах было завершено строительство Южноуральской линии крепостей. Они были объединены в Исетскую провинцию . Местом пребывания воеводы и провинциального правления была назначена Чебаркульская крепость. Но в качестве столицы провинции Чебаркуль оказался неудобен. Во-первых, потому, что лежал в стороне от торговых троп. Во-вторых, рядом с ним располагались многочисленные башкирские и татарские поселения, в которых в ту пору было неспокойно. Поэтому в Чебаркуле поселился только воевода. Сначала им был назначен И. Н. Татищев (брат градостроителя), затем - Пётр Бахметьев. Правление же провинции продолжало оставаться в Теченской слободе.

Такое разделение столицы продолжалось до 1743 года . В этом году начальник Оренбургской комиссии И. И. Неплюев получил задание спроектировать соединение Оренбургской и Сибирских линий крепостей. При проектировании Неплюев особое внимание уделил вопросам административного устройства.

Для знакомства с состоянием дел начальник комиссии проехал по всем крепостям Исетской провинции. Проезжая Чебаркуль, он отметил, что он не совсем удачно расположен для ведения военных действий. Близкое соседство с лесом и озером делали крепость незащищённой от нападения. Кроме того, это не позволяло ей развиваться как городу. Расположение Миасской крепости у высоких холмов делало невозможным использование артиллерии для ведения боевых действий.

А вот Челябинская крепость была построена на каменистом плато, что было удобно для дальнейшего градостроительства. Водой город обеспечивала протекающая рядом река.

В то же время болотца, окружавшие каменное плато, затрудняли нападение конных отрядов противника. Для применения артиллерии также не было никаких препятствий. Удачным оказалось и географическое расположение Челябы – посередине между Екатеринбургом и Оренбургом. Город мог стать удобным перевалочным и торговым пунктом. Поэтому выбор Неплюева пал на Челябинскую крепость. "Она жилом всех довольней и просторней, и как к Башкирии, так и к русским жилам сподобнее", - писал он в сенат, предлагая перенести центр провинции в Челябинск.

Кроме предложения о переносе центра провинции Неплюев предоставил законодателям штатное расписание провинциального правления. Он рекомендовал назначить воеводой оренбургского полковника П. Бахметьева , асессором капитана Ареева , ввести должности канцеляристов, копиистов, секретаря и даже переводчика с башкирского и татарского языков. Для охраны провинциального правления он предложил создать роту в сто человек. Неплюев подумал и об усилении экономического значения Челябинской крепости . С этой целью он считал необходимым организовать ярмарочный рынок.

Все предложения Ивана Неплюева, направленные в марте 1743 года в Сенат, уже в августе были утверждены.

После этого Неплюев приказал исетскому воеводе построить новую крепостную стену, обнести её заплотами и рогатками, а перед крепостью построить три башни с проездными воротами.

Обустройством новой крепости занималась рота в сто человек. К весне 1744 года новая крепость была построена. Внутри крепости на площади Ярославского (ныне площадь перед театром Оперы и балета) были построены дом воеводы и канцелярия.

В 1744 году уездное правление переехало в Челябинск. Через некоторое время сюда же было перенесено и духовное правление, которое находилось в ведомстве тобольских архиереев.

После того, как Неплюев организовал между Челябинском, Троицком и Оренбургом почтовый тракт, жизнь в уездной столице заметно оживилась. Через Челябу на юг Оренбургского края пошли караваны с продуктами и оружием. Открылась ярмарка, на которой тратил свои деньги чиновный и служивый народ. На базар стали стекаться башкиры с окрестных сёл, предлагая охотничьи трофеи.

Таким образом, Челябинск постепенно становился настоящим городом , центром Исетской провинции.

Губернская реформа Екатерины II

Пугачёвское восстание показало слабость имперской власти. Одним из мероприятий, направленных на укрепление этой власти, стала губернская реформа. В ходе этой реформы Исетская провинция была отнесена сначала к Пермской, а потом к Уфимской губернии. Закрепить это положение вещей должен быть герб провинции.

На утверждение императрице Екатерины предоставили несколько вариантов герба (см.выше) 6 июня 1782 года был утверждён окончательный вариант герба: щит, разделённый на две части. В верхней половине изображена бегущая по зелёному полю огневая куница. Она являлась символом Уфимской губернии и в гербе Исетской провинции указывала на соподчинённость земель. Кроме того, изображение куницы говорило о развитии пушного промысла в уральских лесах. Куница, лесная охотница, символизировала также дух древних обитателей горнолесной зоны Урала - лесных охотников и рыболовов. Огненный цвет служил показателем смелости и отваги, проявленных уральцами в годы Отечественной войны 1812 года. В нижней половине щита на серебряном фоне был изображён золотистый навьюченный верблюд. Он стоял на зелёном степном поле. Верблюд с давних пор служил символом торговли, прокладывания новых путей, караванных троп. Он стал напоминанием о проходившем по склонам Уральских гор от Перми и до самой Индии древнем торговом пути.

В то время верблюд являлся ещё и символом торговли с азиатскими странами. И в этом виделось предназначение старой Челябы. Золотой цвет верблюда был и сейчас остаётся символом богатства, а серебряный фон - атрибутом чистоты.

Короны у Исетского герба решено было не делать, так как провинция не обладала самостоятельным управлением, а подчинялась Уфе.

Герб Исетской провинции предопределил путь развития Челябы как торгового и купеческого города.

23 марта 1797 года Уфимское наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию, а в мае 1865 года из неё выделена Уфимская губерния .


у Челябинска появляется свой герб

В 1781 году по указу императрицы Челябинск стал уездным городом Уфимской губернии и получил высочайше утвержденный герб. Он отражал основную особенность города, показывал его роль и значение в государстве.
На бело-серебристом фоне в верхней части герба изображена бегущая куница, а в нижней - нагруженный вьюком верблюд. И куница, и верблюд изображены среди безлесной, почти равнинной местности. Куница символизировала богатства края пушниной, верблюд - караванные пути, шедшие через город.
"В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят". "Высочайше утвержденъ: 6-го iюня 1782 года."

В 1785 г. Челябинск стал уездным городом Екатеринбургской провинции Пермского (затем Уфимского) наместничества. Были открыты городской магистрат и земский суд, а затем и городская дума, городское депутатское собрание. В городе практиковал врач С.С.Андреевский. Разрабатывая методы борьбы с массовыми заболеваниями, он в 1788 г. сделал себе прививку сибирской язвы.

Город постепенно рос. В 1801 г. в нем было 500 дворов, а в I860 г.- 656. Занимались горожане всякого рода кустарным промыслом, отчасти земледелием и торговлей. Первая школа появилась в 1780 г., первое уездное училище - в 1833 г., первое на Урале женское училище - в 1861 г., реальное училище - в 1902 г.

Промышленное значение Челябинск стал приобретать в середине XIX в. после открытия залежей каменного угля. Интенсивные его разработки начались с пуском железной дороги Самара - Златоуст. В 1842 г. заработал механический завод «Столь и К°» (впоследствии завод дорожных машин). К 1881 г. действовало уже 18 заводов, был создан общественный банк (1866).

Свидетельством культурной жизни XIX - XX вв. было открытие публичной библиотеки, татаро-башкирской библиотеки, книжного магазина, типографии. Сословное представительство было разнообразным. По переписи 1870 г. значилось лиц мужского пола: мещан - 1185, военных - 424, крестьян - 366, дворян - 174, купцов - 152, духовенства - 49. В городе было 5 церквей и женский общежительный Одигитриевский монастырь.

Советская власть в Челябинске установилась 8 ноября 1917 г. Во главе военно-революционного комитета стоял В.К.Блюхер. В годы гражданской войны в городе находились войска адмирала А.В.Колчака.

В 1919 г. была образована Челябинская губерния, затем округ в составе Уральской области, а в 1934 г.- Челябинская область.

Современный Челябинск и Челябинская область

Челябинская область , в Российской Федерации, Площадь 87,9 тыс. км 2. Население 3656,4 тыс. человек (2001), городское 81%. 30 городов, 30 поселков городского типа.

Административный центр - Челябинск . Другие крупные города: Магнитогорск, Миасс, Златоуст. Образована 17 января 1934. Входит в состав Уральского федерального округа, в экономический Уральский район.

Карта Челябинской области

Герб Челябинской области был принят 8 января 2002 года. В червленом (красном) поле навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина. Герб области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой расположена территория современной Челябинской области. Красный цвет поля созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков и энергетиков, технологические процессы которого связаны с тепловыми реакциями. Это дополняет содержание герба области как промышленно развитого региона. Золото в гербе показывает южноуральскую природу, богатство недр области. Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации. Две ленты ордена Ленина, которым Челябинская область награждена в 1956 и 1970 годах, показывают заслуги области.

Совет музея МОУ СОШ №104.

Технический редактор Заборская Е.В.

Редактор Коротыч Н.И.

Город Челябинск был основан более 260 лет назад (в сентябре 1736 года) на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром крупной Исетской провинции. С февраля по апрель 1774 год Челябинская крепость перешла на сторону Пугачевцев. До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки.

Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского края. Казаки выехали из него, основав неподалеку небольшие станицы. Некоторые из них позже вошли в городскую черту. В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи участвовали в составе 3-го Оренбургского полка. Они участвовали в битвах под Лейпцигом, сражались за Париж и принимали участие в других сражениях.

В этот период Челябинск был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные в последствии большевики: И. Сталин, А. Бубнов, Е. Преображенский и др.

Известность Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

В 1896 году была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. За несколько лет население города выросло в несколько раз. Вокруг станции появилось много поселков, площадь города увеличилась на треть.

Вокруг железнодорожного вокзала в это время возник переселенческий городок. В нем была построена собственная церковь, больница, жилые бараки и другие необходимые сооружения. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения населения, своеобразными воротами Сибири. Стремительно начали развиваться промышленность и образование.

Стала действовать женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и Клуб железнодорожного собрания.

Во время Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) Челябинск играл большую роль в обслуживании воинских частей. В период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) Челябинск был одним из центров подготовки армейских резервов: в трех военных городках шло обучение и формирование воинских частей.

В ходе гражданской войны недалеко от города между частями 3-й Красной Армии под командованием Тухачевского и армией адмирала Колчака произошло сражение, которое закончилось победой красных.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния, преобразованная в 1924 году в Челябинский округ Уральской области. В последствии губерния была укрупнена, в связи с чем, 17 января 1934 года была образована Челябинская область. В нынешних границах область существует с 6 февраля 1943 года, после того, как из ее состава была выделена Курганская область.

В период первых пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало лишь два предприятия, то в течение нескольких лет вступили в действие заводы: тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый.

В 30-е годы Челябинск был известен всей стране строительством гигантов индустрии. За этот период в городе побывали многие именитые люди, в их числе: Молотов, Ворошилов, Каганович, Бубнов. К 40-ым годам в Челябинске продукцию выпускали уже десятки предприятий.

Большое значение имел Челябинск во время Великой Отечественной войны, как тыловой город. В этот период Урал был опорой действующей армии. Сюда были эвакуированы многие заводы из центра страны. В Челябинске выпускали, ставшие в последствии известными всему миру, Катюши и танки Т-34.

В первых боях под Гродно (июнь 1941 г.) погибла вся 85-я Челябинская дивизия. Осенью на фронт вылетело несколько полков ночных бомбардировщиков, сформированных в Челябинске.

В 1943 году в городе и области из числа добровольцев были сформированы 4 артиллерийские дивизии прорыва, 6 артиллерийских бригад, несколько артиллерийских полков; 4 тяжелых самоходных артиллерийских полка, укомплектованных выпускниками Челябинского танкотехнического училища.

В послевоенное время Челябинская область также имела неоценимое значение для страны, так в феврале 1954 года на целину был отправлен первый отряд комсомольцев области.

В последующие годы Челябинск продолжал хорошеть и разрастаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, в частности, в 1984 году был выпущен миллионный трактор на Челябинском тракторном заводе. Произошли изменения и в культурной жизни области: открылись новые кинотеатры, музеи, развилась целая сеть образовательных учреждений искусства и культуры. Из провинциального городка Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Урала.

В 1987 году археологами было сделано историческое открытие: на раскопках в южной части области был обнаружен уникальный памятник бронзового века Аркаим. Он представляет собой крепость так называемой Страны Городов (состоящей из двадцати крепостей) и относится к временам Месопотамской и Египетской цивилизаций. Раскопками на территории Челябинской области еще в начале ХХ века занимался Н.К. Минко. В окрестностях Челябинска им было открыто и частично изучено несколько сотен сарматских курганов бронзового века. На берегах озер Смолино, Исаково и Синеглазово Н.К. Минко и его последователями было обнаружено большее число курганов. Археологическая находка 1987 года и другие находки лишь доказывают, что еще в глубокой древности территория современного Челябинска и области была обжита древними людьми.

Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. И если первыми жителями сторожевой крепости были казаки, то к XXl веку - город населен представителями около ста национальностей.

Рекомендуем почитать

Наверх