Курганская область.История Курганской области. Зауральская генеалогия

Элементы декора 22.09.2019

Древние века

Древнейшая история Зауралья начинается с конца древнего каменного века — палеолита.
Самая древняя стоянка в Курганской области находится у бывшей деревни Шикаевка Варгашинского района. На глубине около 2 метров найдены кости мамонта, волка, зайца, птиц, а также каменные орудия из зеленой и красной яшмы. Возраст стоянки — более 11 тысяч лет. На подобных стоянках большие коллективы первобытных охотников жили веками, применяя способы загонной охоты. В Западной Сибири известны только три стоянки верхнего палеолита, одна из которых находится в Зауралье.
Неолитических поселений (периода нового каменного века, VI-IV тыс. до н.э.) в Зауралье известно гораздо больше, чем стоянок предшествующих эпох. Это поселения у деревень Кошкино и Охотино в Белозерском районе, у села Ташково Шадринского района, у села Белый Яр недалеко от г. Кургана. Жилища того времени походили на полуземлянки и землянки, население занималось в основном охотой и рыболовством.
Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период XVII — VIII веков до н.э. В настоящее время на территории нашего края известно несколько сот памятников бронзового века. Во II тысячелетии до н.э. здесь обитали племена, которые принято называть алакульскими — по первому раскопанному могильнику у озера Алакуль в Щучанском районе. Позже было найдено несколько поселений у сел Камышное и Раскатиха в Притобольном районе, села Язево Куртамышского района, села Субботино Сафакулевского района и др. Население занималось в основном скотоводством и земледелием. Жилища алакульцев располагались по кругу, в центре которого была площадь. Такие поселки были тесно связаны друг с другом, зарождалась протогородская цивилизация. По своим размерам зауральские поселки-протогорода не уступали известным древним городам Востока и Европы.
В середине I тысячелетия до н.э. местные племена познакомились с железом. Улучшилась обработка земли, ускорилось развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного. В эту эпоху лесостепное Зауралье населяли оседлые и полуоседлые племена племена скотоводов-земледельцев. О появлении племенной знати свидетельствуют погребения того времени — курганы. Их в нашем крае более тысячи, однако крупных — высотой от 5 до 10 метров раскопано не очень много. Один из них - Царев курган, который дал название нынешнему областному центру. Русскими первопроходцами рядом с ним было основано поселение Царево Городище, которое позже стало называться Курганской слободой, а затем городом Курганом.

Курган в XIII-XVI вв.

В XIII веке территория нашего края вошла в сферу влияния Золотой Орды, а позже — в состав Сибирского ханства.
Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV веке. В процессе русской колонизации Зауралья сначала преобладала частная инициатива новгородских, впоследствии московских торговых людей, промышленников, приобретавших пушнину в обмен на русские товары. На этих путях постепенно создавались промышленные поселения — слободки, зимовья, городки. Шли на восток и христианские миссионеры.
Движение русских людей за Каменный пояс до XVI века шло очень медленно, и только после падения Казанского и Астраханского ханств оно ускорилось. В 1574 году Иван Грозный выдал купцам Строгановым жалованную грамоту на владение зауральскими землями по реке Тобол. Однако на пути землепроходцев стояла преграда — Сибирское ханство во во главе с ханом Кучумом. В разгроме ханства видную роль сыграл поход Ермака в Сибирь, который снарядили Строгановы. Поход начался осенью 1581 года и продолжался в течение года. Под командованием Ермака была взята столица ханства, полный же разгром завершили другие отряды в 1586 году. С этого времени Зауралье вошло в состав Русского государства.

Курганский уезд в XVII-XIX вв.

Колонизация Южного Зауралья русским населением началась с середины XVII века. Наиболее ранние поселения — Далматовский монастырь (1644 г.), Катайский острог (1655 г.), Шадринская слобода (1662 г.) и другие — основывались в течении рек Исеть и Тобол. Спорным является вопрос о времени основания слободы Царево Городище (современный город Курган). Наиболее вероятный период его основания относится к 1660-м годам.
На протяжении второй половины XVII — XVIII веков активизируется колонизация края русским населением. Строятся многочисленные поселения и крепости. Административно территория Южного Зауралья входила в состав нескольких губерний Российской империи: Курганский уезд — в Тобольскую, Шадринский — в Пермскую, а юго-западные районы в Оренбургскую губернию. Курган и Шадринск стали уездными городами.
Одной из основных отраслей экономики региона являлось сельское хозяйство. Сочетание чернозёмных земель с наличием крупных лесных массивов привлекало сюда крестьян из Европейской России. В основном выращивали традиционные культуры — рожь, ячмень, пшеницу, горох, гречиху, просо, лён и коноплю. Важной отраслью было животноводство. В конце XIX века Южное Зауралье становится одним из крупнейших в России экспортеров масла. Показателем развития торговли могла считаться знаменитая ярмарка с миллионными оборотами — Крестовско-Ивановская (с. Крестовское Шадринского уезда).
Первое учебное заведение в Южном Зауралье — училище, обучающее светским наукам, — появилось в Далматовском монастыре в 1719 году по распоряжению императора Петра I. В дальнейшем — уже в 1789 году в Шадринске открывается училище, на базе которого в 1812 году учреждено трехклассное учебное заведение. В Курганском уезде в 1817 году также было основано уездное училище. В конце XIX века в крае уже работали более двухсот сельских школ.
Большое влияние на социально-экономическое развития края оказало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Работы по ее сооружению в Зауралье начались в июле 1892 года, а уже в октябре 1893 года к Кургану подошел первый поезд с материалами для продолжения строительства железнодорожной ветки. Первый пассажирский поезд отошел от станции Курган в августе 1894 года. Железная дорога позволила региону активнее включиться не только во всероссийский, но и мировой рынок. Вследствие этого начинает бурно развиваться товарное производство. Строятся многочисленные фабрики и заводы, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Меняется архитектурный облик зауральских городов, быстро растет численность населения. Открываются библиотеки, в Шадринске к 1910 году действовали два кинематографа, в 1914 г. в Кургане появились электротеатр «Лира» и кинематограф «Прогресс». В 1901 г. открывается женская гимназия, в 1911 — ремесленное училище.

Курганский уезд во время Граждаской войны

В 1914-1917 годах происходит массовое вовлечение населения Зауралья в политическую жизнь общества, несмотря на удаленность от европейского центра России, несмотря на крестьянский консерватизм. Особенностью политической ситуации в крае была нерасчлененная структура социалистических партий. В июле 1917 года на выборах в Курганскую городскую думу большевики, меньшевики, эсеры и другие революционные партии выступали единым блоком, создав избирательное объединение под названием «Объединенные социалисты». В центральной же России это время характеризуется усилением противостояния политических партий в борьбе за власть. Дальнейшие события показали возрастание популярности партии социалистов-революционеров (эсеров) у крестьян Южного Зауралья.
Октябрьская революция 1917 года была встречена зауральскими жителями с настороженностью. Лишь в январе 1918 года советская власть стала утверждаться в крае. Крестьяне приняли сторону большевиков после попытки колчаковской администрации реставрировать прежнюю систему землепользования, восстановить дореволюционные органы власти. Зауральцы в полной мере испытали на себе трагедию братоубийственной гражданской войны: массовые расстрелы, реквизиции и др. В конце октября 1919 года закончились военные действия против колчаковских войск, но уже в феврале-мае 1921 года край был охвачен крестьянским восстанием. В нем принимали участие крестьяне, недовольные продовольственной политикой властей.
Период НЭПа - новой экономической политики в Зауралье начался с голодомора, вызванного засухой. В Челябинской губернии выгорело около 90 % посевов. В Курганском уезде по данным на август 1922 года умерло от голода около 2,5 тысяч человек, в Шадринском — более 2300 человек. На фоне разрухи после гражданской войны подобная ситуация серьезно угрожала потерей власти правящей большевистской партии. Выход из нее был найден на пути либерализации экономики и допуска рыночных отношений. Серьезным стабилизирующим фактором выступила деятельность возрожденной крестьянской кооперации в различных ее формах (кредитная, маслодельная, сельскохозяйственная, потребительская и др.). В 1925 году в Курганском округе системой кооперации было охвачено почти 30 % крестьянских хозяйств, что значительно выше общесоюзных показателей.
Восстановление хозяйства Южного Зауралья завершилось в 1927 году: поголовье скота достигло довоенного уровня, поднялась урожайность зерновых до 8 центнеров с гектара, возобновили работу промышленные предприятия, в целом отмечалась стабилизация общественной жизни.

Курганская область в годы Великой Отечественной войны

Серьезно изменила облик региона Великая Отечественная война. Вся экономика работала на нужды фронта. Из Европейской России в Зауралье были эвакуированы 15 крупных заводов и фабрик. Регион приобрел важное стратегическое значение в качестве сельскохозяйственной житницы промышленного Урала.
65 лет назад — 6 февраля 1943 года Указом Верховного Совета СССР была образована Курганская область. Город Курган становится областным центром, а Шадринск — городом областного значения. В период образования области экономика работала на нужды фронта. В область были эвакуированы 15 предприятий из европейской части страны. Предприятия выпускали осколочные и химические мины, корпуса для них, минометы, бензозаправщики и другую продукцию. Объем промышленного производства за годы войны возрос в 1,5 раза, в том числе машиностроения и металлообработки - в 3,7 раза. К концу войны машиностроение заняло ведущее положение в промышленности области.
Большой вклад в разгром фашистской Германии внесли труженики сельского хозяйства области. За годы войны работники села отправили для нужд фронта 435 тысяч тонн зерна, 2,1 млн. тонн молока, 63,7 тысячи тонн мяса.
Более 200 тысяч зауральцев (практически каждый пятый житель) ушли на фронт, более половины погибли. О воинской доблести жителей области говорят цифры: 108 зауральцев стали Героями Советского Союза, из них трое - дважды: Григорий Пантелеевич Кравченко, Сергей Иванович Грицевец, Кирилл Алексеевич Евстигнеев (сбил 56 самолетов, третий результат за войну, уступает только Кожедубу и Покрышкину), 75 тысяч награждены орденами и медалями.

Послевоенные годы

В первые послевоенные годы промышленность области сделала резкий скачок. Перестройка предприятий на выпуск мирной продукции сопровождалась внедрением передовой технологии.
В 1945-1947 гг. освоено производство сельскохозяйственных машин, автогудронаторов, бензозаправщиков, центробежных насосов, противопожарного оборудования.
В сельском хозяйстве шло обновление парка сельхозмашин и тракторов, осваивались целинные и залежные земли. Решалась и другая важная задача - повышение урожайности зерновых культур.
За выдающиеся успехи, достигнутые в деле увеличения производства зерна и выполнение обязательств по его продаже государству, в 1959 году Курганская область была награждена Орденом Ленина.
В 1956 г. был осуществлен ввод в эксплуатацию первого турбогенератора Курганской ТЭЦ и линии электропередач Челябинск - Курган. Это позволило области приступить к осуществлению широкой программы строительства новых и реконструкции действующих предприятий. Во второй половине 50-х годов вошли в строй машиностроительный завод, арматурный, завод химического машиностроения, автобусный, комбинат медицинских препаратов, 4 крупных завода и комбината пищевой и мясомолочной индустрии.

Курганский уезд образован 19 января 1782 года в составе Тобольской области Тобольского наместничества. С 1796 года - в Тобольской губернии. 3 апреля 1918 года Губернская конференция Советов приняла решение о перенесении губернского центра из г. Тобольска в г. Тюмень и переименовании Тобольской губернии в Тюменскую. Постановлением ВЦИК от 27 августа 1919 года Курганский уезд включён в состав Челябинского районного. Заселение русскими уезда осуществлено в XVII-XVIII веках. В 1730-х гг. с целью охраны степного пространства между реками Тобол, Ишим и Иртыш построена Ишимская укреплённая линия, часть Сибирской линии. Её укрепления тянулись от Утяцкого форпоста вниз по реке Тоболу, через Царёво Городище, Иковскую слободу, село Шмаковское и далее на территорию Ялуторовского уезда. Военную службу несли беломестные казаки и драгуны лёгких полевых команд. Они защищали от нападений кочевников (киргиз-кайсаков, татар, башкир). В 1752 году была построена новая 576-километровая Тоболо- Ишимская линия, называемая иначе Пресногорьковской (в Ишимской степи было много пресных и солёных озёр. Её укрепления расположены вдоль южной границе Курганского уезда. Эта линия позволила ускорить заселение территории уезда русскими. Отсутствие крепостного права в Сибири существенно облегчало заселение. Построение линии оборонительных укреплений потребовало строительства дорог, притрактовых деревень для обеспечения ямской гоньбы, ремонт трактов – все это было обеспечено принудительным трудом ссыльных. Ссыльных заселили в основном в Лебяжьевскую (Курганский уезд) и Частоозерскую (Ишимский уезд) волости. Ссыльных селили отдельно, на новом месте, образуя поселения ссыльных, а не в заселённых деревнях, чтобы те не испортили нравов крестьян. К моменту образования уезда русское население в основном проживало в северо-западной его части. Крупными населёнными пунктами были: * слободы: Белозерская, Иковская, Лебяжья, Марайская, Салтосарайская, Тебенякская, Усть-Суерская, Утятская, Царёво Городище (ныне Курган) Чимеевская * села: Барабинское, Карачтинское (Боровской волости), Кривинское, Мостовское, Падеринское, Низ Чернавское (Чернавской волости), Чернавское (Введенской волости), Черёмуховское, Шкодское, Шмаковское. Южная часть уезда должна была заселяться в соответствии с государственным планом в 1804-1806 гг. В 1822 году издан указ Сената о дозволении переселения земледельцев в прилинейные местности, годные для хлебопашества. Во втором издании Свода законов за 1842 год помещен законодательный акт «Устав о благоустройстве и казенных селениях», который подробно устанавливает кому, когда и куда может быть дозволено переселение, что должны получить переселенцы на месте, какие льготы они получают на новом месте. В 1845-1849 население уезда было значительно увеличено за счёт переселенцев из губерний центральной России. Водворение переселенцев происходило на специально выделенные земли, но кроме переселения на свободные земли переселенцев подселяли и к старожилам по их разрешению. Большое влияние на социально-экономическое развитие округа оказало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Работы по её сооружению в Зауралье начались в июле 1892 года, а уже в октябре 1893 года к Кургану подошел первый поезд с материалами для продолжения строительства железнодорожной ветки. Первый пассажирский поезд отошел от станции Курган в августе 1894 года. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что в Курганском уезде проживает 260095 чел., в т.ч. 125710 мужчин и 134385 женщин. Дак вот д.Бырилино кем было заселено и от куда??? Смотрите альбом «ИСТОРИЯ В ЛЕТОПИСИ»

Церковь во имя Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана. 6

Камышная, деревня Арлагульской волости Курганского уезда.. 7

Карасья, деревня Бутыринской волости Ишимского уезда.. 7

Каратчинское (Боровское), село Белозерской волости Курганского уезда.. 8

Карпунина, деревня Соловьевской/Мокроусовской волости Ялуторовского уезда.. 8

Ключевское, село Камышевской/Чернавской волости Курганского уезда.. 8

Ковалева, деревня Белозерской волости Курганского уезда.. 9

Кодское, село Кодской волости Ялуторовского уезда.. 9

Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, единоверческая. 10

Козловское, село Тебенякской волости Курганского уезда.. 10

Церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского. 10

Кокарева, деревня Соловьевской/Мокроусовской волости Ялуторовского уезда.. 10

Коновалова, деревня Падеринской волости Курганского уезда.. 11

Копайская 1-я, деревня Саламатовской/Сычевской волости Курганского уезда.. 11

Коробейниково (Колесниково), село Мало-Чаусовской волости Курганского уезда.. 11

Костоусово, село Падеринской волости Курганского уезда.. 12

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая. 12

Кривинское, село Кривинской волости Курганского уезда.. 12

Церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины.. 13

Круглая, деревня Мостовской волости Курганского уезда.. 13

Крутихинское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.. 13

Кузьминское, село Белозерской волости Курганского уезда.. 14

Куликова, деревня Белозерской волости Курганского уезда.. 14

Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. 18

Церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона, домовая. 19

Церковь во имя Апостола Евангелиста Иоанна Богослова, домовая. 20

Курганская, деревня Мало-Чаусовской волости Курганского уезда.. 20

Куреинское, село Куреинской волости Курганского уезда.. 21

Куртан, село Могилевской волости Курганского уезда.. 22

Церковь во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, единоверческая. 22


Казанцевское, село Петуховской волости Ишимского уезда

Село Казанцевское (Голодное) Петуховской волости при одноименном озере, на земском тракте. Входило в приход Богоявленской церкви села Петуховского.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

В 1901 г. в селении построена деревянная однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, приписанная к Петуховской церкви.

Казаркинское, село Казаркинской/Моршихинской волости Курганского уезда

Село Казаркинское при озерах Желтом и Моховом, на торговом тракте Курган – Ишим. Ежегодно в селении проводились два торжка, превратившиеся к началу XX в. в ярмарки: 29 декабря – 2 января (Новогодняя) и 28 июня – 2 июля (Петро-Павловская).

Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла

В 1849 г. жители деревень Казаркина, Копырина, Утечья, прихода Сретенской церкви села Моршихинского, и деревни Мало-Каменной, прихода Георгиевской церкви села Могилевского, по дальнему расстоянию от приходских церквей отделились в самостоятельный Казаркинский приход. В том же году 1 июня в деревне Казаркиной на средства прихожан началось строительство каменной одноэтажной и однопрестольной церкви в одной связи с колокольней, которое было окончено к 1857 году, после чего началась внутренняя и внешняя отделка. Иконостас изготовил ишимский крестьянин из поселенцев Степан Крутов.Окончательно храм в селе Казаркинском был завершен в 1859 г. и освящен во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. К 1889 году при церкви выстроена новая кирпичная ограда, на углу которой разместилось каменное здание сторожки.

В 1913 г. в приход Петро-Павловской церкви села Казаркинского входили деревни: Копырина, Хохлы, Чистая, Киларина, Сладкая, Быкова, Кошели, Едунова, Мало-Каменная.

В советское время золоченый резной иконостас Казаркинской церкви был разбит и разграблен, кресты сбиты, колокола отправлены на переплавку, а вскоре и сам храм был разрушен вместе с церковной оградой.

Калашникова, деревня Лопатинской/Лебяжьевской волости Курганского уезда

Деревня Калашникова (Калашная) была основана в начале XIX в. переселенцами из Воронежской и Смоленской губерний. Селение получило свое название от того, что первые жители поселились вокруг озера, в середине которого рос камыш, напоминающий очертаниями калач. До 1851 г. деревня Калашная входила в приход Александро-Невской церкви слободы Лебяжьевской, а с этого года была перечислена в новый приход Богородице-Казанской церкви села Лопатинского, расположенного на расстоянии 12 верст.

Часовня в честь Святого Пророка Илии

В 1872 г. деревне была построена деревянная часовня в честь Святого Пророка Божия Илии, в день памяти которого 20 июля и отправлялись в часовне богослужения. К концу XIX в века часовня эта обветшала, поэтому в начале XX в. жителями деревни Калашной была выстроена новая часовня-школа в честь того же святого.

Каменское, село Каменской волости Ишимского уезда

Село Каменское (Каменка, Больше-Каменное) при озере Каменном (Софоновском), на земском тракте. В начале ХХ в. в селении проводились ярмарки: Афанасьевская (14-18 января) и Казанская (19-22 октября).

Церковь во имя Вознесения Господня

В 1819 г. в селе выстроен прихожанами каменный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня. В 1896 году в Каменский приход кроме самого селавходили деревни: Песчаная, Сусарлы (Актабан), Мартынова, Ново-Лебяжья и поселок Гусиновский. К началу XX в. в результате переселения численность прихожан возросла, вследствие чего приход разделился на три: в 1903 году открыт самостоятельный приход при церкви в поселке Орловском, а в 1907 году – при церкви в селе Песьянском. В 1913 г. при Вознесенской церкви села Каменского числились деревни: Мартынова и Ново-Лебяжья, а также поселки Гусиновский и Сергеевский.

В 1931 г. по решению Челябинского облисполкома храм был зарыт, в его помещениях размещен зерносклад. В 1935 г. облисполком по ходатайству Петуховского райисполкома вынес решение о снятии с Каменской церкви колоколов, которые были переданы областной конторе «Металлом» «для снятия, разделки и отгрузки по назначению».

Камышевское, село Камышевской/Чернавской волости Курганского уезда

Село Камышевское при озере Клабуковом (Камышном), на земском тракте. В первой половине XIX в. деревня Камышная входила в приход Прокопьевской церкви села Чернавского.

Часовня

Когда в селении появилась часовня неизвестно, но уже в 1849 г. она значится как «построенная издавна по дозволению духовного и гражданского начальства». Часовня эта была деревянная, освящена в честь Святителя Василия Великого, в день памяти которого 1 января местные жители сходились в часовню для отправления молебствий.

Церковь во имя Святого Василия Великого

В 1850 г. жители деревень Камыши, Толстоверетинской, Колесовской, Сосновки и участка Лебяжьевского, прихожане Чернавской церкви, обратились в Тобольскую духовную консисторию с просьбой о строительстве церкви в деревне Камыши с образованием нового прихода. В 1853 г. последовала выдача храмозданной грамоты на строительство деревянной на каменном фундаменте в одной связи с колокольней однопрестольной церкви. 4 октября 1853 г. благочинным Курганского ведомства, священником Богородице-Казанской церкви крепости Пресногорьковской Никитой Розановым совершена закладка храма в деревне Камыши. Строительство, порученное крестьянину Введенской волости Иллариону Меньщикову, было начато в мае 1854 г. и велось на средства прихожан с помощью добровольных пожертвований. К 1857 г. в храме установлен иконостас, а 2 марта 1858 г. церковь села Камышевского была освящена во имя Святого Василия Великого. К 1892 г. была выстроена каменная церковная ограда с железными решетками и в одной связи с ней каменная же изба для сторожей. Храм неоднократно перекрашивался как внутри, так и снаружи, заново золотились кресты.

Открытый в 1853 г. Камышевский приход включал в себя кроме самого села деревни: Толстоверетинскую (Толстуху), Лебяжью, Колесовскую (Колесо) и Сосновскую. С 1888 по 1894 гг. в приходе числилась деревня Песьяная, часть жителей которой принадлежала к приходу Михайло-Архангельской церкви села Ключевского. С 1895 г. деревня Песьяная окончательно отошла в Ключевской приход. В 1913 г. приход Васильевской церкви села Камышевского состоял из деревень: Сосновки, Толстоверетинской, Лебяжьей.

Камышевское, село Терсюкской волости Ялуторовского уезда

Село Камышевское Терюкской волости при озере Станичном. В начале ХХ в. в селении устраивалась ярмарка (27 октября – 1 ноября) и еженедельный торжок.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Положения Ризы Господней)

Первая двухпрестольная деревянная церковь села построена в 1799 г. Главный престол в холодном храме освящен во имя Положения Ризы Господней, в теплом храме – во имя Святителя Модеста Иерусалимского. К 1890-м гг. старая ветхая церковь сгорела.

В 1890 г. стараниями настоятеля храма Николая Богословского начато строительство новой двухпрестольной каменной церкви. Иконостас выполнил живописец Антон Кречетов. Большие пожертвования на храмовое строительство сделаны Яковом Финиковым. В 1900 г. освящен престол во имя Святого Модеста Иерусалимского. 28 сентября 1906 г. благочинным, священником Василием Карповым в сослужении семи священниковосвящен главный летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В Х I Х – начале ХХ вв. в приход Ризоположенской (позднее - Покровской) церкви села Камышевского входили деревни Ожогина и Камышевка (Большая Одина).

Камышевское, село Утятской волости Курганского уезда

Село КамышевскоеУтятской волости при речке Камышенки, на земском (почтовом) тракте. Входило в приход Богоявленской церкви села Утятского.

Часовня в честь Cвятой МученицыПараскевы

В 1868 г. в селении устроена часовня в честь Святой Параскевы Пятницы. Ежегодно 28 октября в ней проводились богослужения, в течение года продавались свечи.

Церковь-школа во имя Cвятой МученицыПараскевы

В 1890-е гг. жители деревни Камышной обратились в Тобольск с прошением о переустройстве ветхой часовни в честь Святой Мученицы Параскевыв церковь-школу.

Проект церкви-школы составлен епархиальным архитектором Богданом Цинке. 11 сентября 1895 г. благочинным Курганских городских и окружных церквей, протоиереем Дмитрием Кузнецовым в сослужении трех священников состоялась закладка церкви-школы во имя Святой Мученицы Параскевы. Иконостас выполнил екатеринбургский купец Александр Кожевников, иконы написаны монахинями Екатеринбургского Тихвинского монастыря. 26 мая 1898 г. священником Дмитрием Кузнецовым во исполнения указа Тобольской духовной консистории произведено освящение нового храма.

В 1907-1908 гг. притч Утятской церкви высказал пожелание о выделении села Камышевского в самостоятельный приход по следующим причинам: «Селение многолюдное, более тысячи человек обоего пола, и зажиточное. За последние десять лет жители села построили у себя прекрасную церковь, снабдили ее богатой и дорогойутварью и ризницей, и вот уже несколько лет сряду живут своею отдельною приходской жизнью… у них введено самостоятельное, отдельное от Утятской церкви, церковное хозяйство со своими отдельными церковными документами». Однако попытка выделить село Камышное и ближние к ней деревни в отдельный приход не встретила поддержки как у камышенцев, таки у жителей соседних селений.

Камышная, деревня Падеринской волости Курганского уезда

Деревня Камышная (Малая Камышная, Безкамышная) Падеринской волости на берегу одноименного озера, на коммерческом тракте. В день деревенского праздника – 1 июля – устраивался однодневный торжок. Входила в приход Екатерининской церкви села Барашковского.

Часовня в честь Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана

В XIX – начале ХХ в. в селении действовала часовня в честь Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана. К началу ХХ в. она сильно обветшала и стала маловместительна для возросшего числа прихожан. В связи с этим в 1905 г. жители деревни Камышной решили построить более вместительный молитвенный дом.

Церковь во имя Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана

В марте 1909 г. выдана храмозданная грамота на строительство молитвенного домаво имя Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана. 21 июня 1909 г. благочинным 2-го благочиния, протоиереем Иоанном Редькиным в сослужении священника Екатерининской церкви села Барашковского Василия Гомилевского совершена закладка молитвенного дома. Контракт на постройку заключен с подрядчиком крестьянином Вятской губернии Семеном Конаковым. Для строительства использованыкупленная деревянная часовня с алтарем села Лихачевского и материалы старой часовни. Подряд на устройство иконостаса заключен с екатеринбургским мещанином Иосифом Хлопотовым.

1 июля 1912 г. священниками Иоанном Редькиным и Василием Гомилевским совершено освящение молитвенного дома в деревне Камышной. В 1913 г. выдана храмозданная грамота на освящение молитвенного дома по чиноположению на освящение храма, после чего устроены престол и жертвенник. 7 октября 1913 г. благочинным 2-го благочиния, священником Иоанном Наумовым в сослужении шести священников состоялось освящение церкви во имя Святых Бессеребренников Козьмы и Дамиана. Приписана к приходу Екатерининской церкви села Барашковского.

В 1917 г. Космодемьянская церковь деревни Камышной сгорела, впоследствии не восстановлена.

Камышная, деревня Арлагульской волости Курганского уезда

Деревня Камышная Арлагульской волости при одноименном озере, на земском тракте, в 10 верстах от села Арлагульского.

Часовня

На рубеже XIX – ХХ вв. в селении, числившемся в приходе Вознесенской церкви села Арлагульского, действовала часовня (в честь какого праздника или святого не установлено).

Церковь во имя Святого Иоанна Богослова

В начале ХХ в. принято решение о переносе старого Арлагульского храма в деревню Камышную для устройства новой деревянной церкви. В 1904 г. церковь во имя Святого Иоанна Богослова была построена. Приписана к Вознесенской церкви села Арлагульского. Храм закрыт в 1928 г.

Карасья, деревня Бутыринской волости Ишимского уезда

Деревня Карасья Бутыринской волости при одноименном озере, на проселочной дороге, в 12 верстах от села Бутыринского.

Часовня

В начале ХХ века в селении действовала часовня (в честь какого святого или праздника не установлено), значившаяся в приходе Свято-Троицкой церкви села Бутыринского.

Каратчинское (Боровское), село Белозерской волости Курганского уезда

Село Каратчинское (Боровское) при речке Борова-Карашта на проселочной дороге. Ежегодно 20 июля и 30 января в селении устраивались торжки.

Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии

В 1798 г. в селе построена деревянная церковь с двумя престолами: во имя Святого Пророка Божия Илии и Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 1913 г. в приход Пророко-Ильинской церкви села Каратчинского входили деревни: Масляная, Глубокая, Ковалева, Пешная, Зюзина, Баитова, Мало-Баитова, Дианкова.

Карпунина, деревня Соловьевской/Мокроусовской волости Ялуторовского уезда

Деревня Карпунина Соловьевской волости при речке Малом Кизаке, на проселочной дороге. Входила в приход Свято-Троицкой церкви села Мокроусовского.

Часовня в честь Праведника

В 1895 г. в память ознаменования чудесного события 17 октября 1888 г. крестьяне селения устроили в древни деревянную, в виде храма, часовню в честь Праведника Симеона Верхотурского.

Закрыта в 1934 г. К этому времени помещение часовни разрушено.

Ключевское, село Камышевской/Чернавской волости Курганского уезда

Село Ключевское Камышевской/Чернавской волости при ключе, на проселочной дороге. В селении устраивалась ярмарка и еженедельный торжок.

Церковь во имя Архистратига Святого Михаила

В 1848 г. в Тобольскую духовную консисторию обратились крестьяне-переселенцы из Рязанской и Псковской губернии, жители селения Ключики (Ключи), прихода Богоявленской церкви села Утятского, и выселка Песьяного, прихода Прокопьевской церкви села Чернавского, с просьбой об устройстве новой церкви с образованием самостоятельного прихода. Храмозданная грамота на постройку деревянного храма на каменном фундаменте в деревне Ключи выдана 13 октября 1852 г. 5 октября 1853 г. благочинным Курганского ведомства, священником Никитой Розановым состоялась закладка церкви во имя Архистратига Михаила.

После причисления в этом же году близлежайшей деревни Степной, прихода церкви села Шмаковского, в новый Ключевской приход прислан священник. В 1854 г. Михайло-Архангельская церковь села Ключевского включена в число самостоятельных.

Для устройства храма приобретена старая деревянная церковь села Шкодского Смолинской волости. Строительство окончено подрядчиком крестьянином графа Бобринского Епифанского уезда Тульской губернии Прокопием Жуковым в 1854 г.

8 марта 1858 г. при большом стечении народа священником Никитой Розановым совершено освящение Михайло-Архангельской церкви села Ключевского.

В 1913 г. приход Ключевской церкви состоял из деревень: Степной, Песьяной, Кондаковой.

Михайло-Архангельская церковь села Ключевского закрыта в 1937 г. В помещении храма устроен зерносклад.

Ковалева, деревня Белозерской волости Курганского уезда

Деревня Ковалева Белозерской волости при речке Узкой, на проселочной дороге. Принадлежала к приходу Успенской церкви села Кузьминского.

Часовня

В начале ХХ века в селении действовала часовня (в честь какого святого или праздника не установлено).

Кодское, село Кодской волости Ялуторовского уезда

Село Кодское(Монастырь), в XVII веке Никольская заимка Кондинского Троицкого монастыря, при реке Исети, на земском тракте.

Церковь во имя Святителя Николая

В 1690 г. в селении построена деревянная церковь во имя Святителя Николая. В 1713 г. храм сгорел. Вскоре выстроена новая деревянная церковь. Со временем строение обветшало.

В 1753 году. на средства настоятеля Иоанновского Междугорного и Кондинского монастырей архимандрита Иакинфа начато строительство каменной церкви. К 1761 году выстроен трехпрестольный храм: главный престол освящен во имя Святой Живоначально Троицы, в правом приделе – во имя Святых Иоанна и Прокопия Устюжских, левом приделе – во имя Святителя Николая. Позднее стараниями кодского купца Самсона Колосова церковь была обновлена: внутри украшена живописью, внешние стены расписаны фресками, вызолочены иконостасы главного летнего храма и приделов.

В 1913 году в приход Свято-Троицкой церкви входили деревни: Черная, Макарова, Кульчан.

Свято-Троицкая церковь села Кодского закрыта в 1930 г году. В 1932 году храм разобрали, из его кирпичей выстроили здание машинно-тракторной мастерской.

Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, единоверческая

В 1830-е оды старообрядцы села Кодского обратились в единоверие. В мае 1836 года в селе Кодском заложена единоверческая деревянная двухпрестольная церковь. Строительство окончено в 1838 году. Главный престол освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери, в теплом приделе – во имя Святителя Николая.

В 1913 году единоверческий приход Богородице-Казанской церкви состоял из села Турушевского и деревень: Мыс, Духовка, Мамонтова, Чуварина, Долматова, Верх-Мостовская, Ожогина, Широкова, Саломатова, Шуравина, Решетникова.

Часовня в честь Святого Иоанна Устюжского

В 1907 г. освящена деревянная часовня в честь Иоанна Устюжского на месте Святогор в двух верстах от села, где был найден чудесно уцелевший от пожара 1713 г. образ Господа Вседержителя. Ежегодно 29 мая в часовне проходили службы.

Часовня

В XIX – начале ХХ вв. в селе Кодском действовала деревянная часовня при православном приходском кладбище.

Козловское, село Тебенякской волости Курганского уезда

Село Козловское (Камаганское) Тебенякской волости при озере Камаган, на проселочной дороге. Входило в приход Сретенской церкви села Тебенякского, с 1859 г. – в приход Сретенской церкви села Першинского.

Часовня

В XIX веке в селении действовала часовня (в честь какого праздника или святого не установлено). В 1890-е годах часовня перестроена под храм.

Церковь во имя Великомученика Димитрия Солунского

14 ноября 1893 года в селе Козловском благочинным, священником Александром Елеонским в сослужении трех священников состоялось торжественное освящение нового деревянного храма во имя Великомученика Димитрия Солунского. Небольшая церковь не могла вместить всех желающих помолиться, и «народ стоял вокруг храма сплошной стеной». Приписана к Сретенской церкви села Першинского.

Кокарева, деревня Соловьевской/Мокроусовской волости Ялуторовского уезда

Деревня Кокарева Соловьевской волости при речке Кизаке, на земском тракте. Числилась в приходе Свято-Троицкой церкви села Мокроусовского.

Часовня

В 1870 г. в селении построена часовня (в честь какого праздника или святого не установлено).

Коновалова, деревня Падеринской волости Курганского уезда

Деревня Коновалова Падеринской волости при реке Тобол.

Часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая

По данным 1754 года, в деревни Коновалова, относящейся к приходу Васильевской церкви Иковской слободы Ялуторовского дистрикта, действовала часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1759 году селение вошло в новый приход Николаевской (позднее Вознесенской) церкви села Падеринского.

Копайская 1-я, деревня Саламатовской/Сычевской волости Курганского уезда

Деревня Копайская 1-я (Первый Копай) Саламатовской волости при одноименном озере, на проселочной дороге, в 10-ти верстах от села Саламотовского. В селении проживали преимущественно старообрядцы.

Числилась в приходе Троицкой церкви села Моревского,с 1858 года – в приходе Вознесенской церкви села Дубровского, с 1909 года – в приходе Свято-Троицкой церкви села Саламатовского.

В конце 1830-х годов часть старообрядцев деревни Копай присоединились к единоверию и вошли в единоверческий приход Георгиевской церкви села Щучьевского, затем в приход Михайло-Архангельской церкви в селе Плосковском (приписанной к Щучьевской церкви).

Молитвенный дом, старообрядческий

По данным 1916 года в деревне в доме Саломатовского старшины Евстафия Кайгородова находилась собственная старообрядческая молельня. В этом году молельню посетил Преосвященейший Епископ Тобольский и Сибирский Варнава. Приняв на улице от собравшегося народа хлеб-соль, «взошел в дом, где к тому времени собрались все старообрядческие заправилы, Владыка беседовал с ними о Церкви, таинствах и о разностях в обрядах и при этом в заключении сказал: «Молю и прошу Бога, чтобы пришел тот спасительный день и час, когда бы мы вместе составили одну Христову Церковь…».

Коробейниково (Колесниково), село Мало-Чаусовской волости Курганского уезда

Село Коробейниково (Колесниково) Мало-Чаусовской волости при озерах Коробейниково и Малом, на проселочной дороге. Относилась к приходу Троицкой церкви, с 1841 г. - к Богородице-Рождественскому приходу г. Кургана. В селении проживало значительное число старообрядцев поморского согласия.

Церковь во имя Святого Симеона Верхотурского

В восьмидесятых годах XIX в. приходские священники решились построить в деревне храм, и «стали всячески склонять к этому местных жителей». Участие в строительственовой церкви приняли горожане. Активными жертвователями среди них были купцы Семен Березин, Дмитрий Смолин, Иван Бакинов с сыновьями, помещица Р.Н. Антонова. Был передан старый иконостас городской Троицкой церкви. Из Верхотурья была выслана икона Святого Праведного Симеона. 28 декабря 1891 г. местным благочинным, протоиереем Никанором Грифцовым соборне совершено освящение церкви во имя Святого Симеона Верхотурского.

В 1913 г. приход церкви состоял из деревень Патронной и Лукиной.

В советское время Симеоновская церковь продолжала функционировать. В 1964 г. здание действующей церкви села Колесниково находилось в аварийном состоянии, угрожало обвалом. В этом же году Кетовский райисполком постановил закрыть храм. Верующим предложено посещать молитвенный дом в поселке Смолино. В дальнейшем здание церкви разобрано, строительный материал использован для ремонта социально-бытовых учреждений.

Костоусово, село Падеринской волости Курганского уезда

Село Костоусово Падеринской волости при реке Тобол, на земском тракте. Входило в приход Покровской церкви села Шкодского. Большинство жителей селения – старообрядцы.

В Костоусо существовала старообрядческая община «австрийского» согласия (Белокриницкой иерархии),объединявшая крестьян этого села, деревень Максимовка, Носкова и заимки Губанова. По данным 1903 г. в селе действовал молитвенный дом.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая

Разрушенное здание церкви в селе Костоусово. Фото Владимира Шевцова, 3.10.2009.

В 1905 г. после подписания ряда законодательных актов «об укреплении начал веротерпимости» старообрядческие общества Тобольской губернии получили возможность легализовать свою деятельность. Строительство Покровской церкви, предположительно, велось в период с 1906 по 1917 гг. Выстроено каменное помещение храма в одной связи с колокольней. На 1923 г. основное помещение церкви оценивалось в 6 тысяч рублей, пять колоколов – в 300 рублей. Покровская община села Костоусово имела большое собрание икон и богослужебных книг.

Закрыта в 1936 г. Помещение храма использовали как зерносклад.

Кривинское, село Кривинской волости Курганского уезда

Село Кривинское при озере Кривинском (Горьком), на скотопрогонном тракте из Кургана в станицу Пресновскую и г. Петропавловск. Возникло в 60-е гг. XVIII в.

Церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины

В 1779 г. в селе построена деревянная церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины. В 1820-е гг. храм обветшал, поэтому по предписанию Курганского духовного правления сняты колокола и «висят на столбах».

22 июля 1837 г. произведена закладка новой каменной церкви с двумя престолами: во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины и во имя Успения Пресвятой Богородицы. Подрядчиком строительства выступил крестьянин Рафайловской волости Ялуторовского уезда Трофим Вырыпаев. В 1850 г. строительство храма закончено.

В 1913 г. приход церкви Марии Магдалины входили деревни: Мало-Кривая, Островная, Больше-Островная, Прудо-Островная, Умрешевая, Больше-Умрешевая, Сетовая, Гренадеры, Сплавная, Прудо-Золотая.

Круглая, деревня Мостовской волости Курганского уезда

Деревня Круглая Мостовской волости на берегу одноименного озера, на проселочной дороге. Входила в приход Знаменской церкви села Мостовского. В селении особо почитались две иконы, доставленные с Афона, - икона Божьей Матери, именуемой Троеручница, и икона Святого Великомученика Пантелеймона. Ежегодно 28 июня и 27 июля в честь этих святынь устаивались праздники, на которые приходили странники, служили молебны и совершали крестный ход на воду. 22 октября отмечался праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери

В 1859 г. в деревне построена деревянная часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери.

В 1911 г. жители деревень Круглой и Осиева обратились в Тобольскую духовную консисторию о разрешении перестройки имеющейся часовни в приписную церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Прихожане Мостовской церкви для устройства нового храма передали старый иконостас. В мае 1915 г. завершена пристройка алтаря к зданию часовни. 24 июня 1915 г. в деревне Круглой Преосвящейнейший Варнава, епископ Тобольский и Сибирский, в сослужении местного благочинного, священника Николая Бурова и местных священников освятили церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Крутихинское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Село Крутихинское Верх-Суерской волости на реке Крутихе, на земском тракте. С самого основания в середине XVIII века в селение проживали старообрядцами, которые в 40-е гг. XIX веке приняли единоверие.

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая

В 1849 г. в селе построена деревянная единоверческая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Перестроена в 1870 г.

В 1898 г. построена новая каменная церковь «вместо сгоревшей деревянной».

В 1913 г. единоверческий приход Николаевской церкви села Крутихинского состоял из села Щукинского и деревень: Шмакова, Ошуркова, Просекова, Бородина, Шлемова, Дробинина, Осиева, Полякова.

Кузьминское, село Белозерской волости Курганского уезда

Село Кузьминское Белозерской волости при реке Тобол, на проселочной дороге. Первоначально входило в приход Пророко-Ильинской церкви села Боровского (Каратчинского).

Церковь во имя Успения Божьей Матери

15 августа 1862 г. усердием и иждивением курганских купцов Ивана, Василия, Павла Менщиковых и Ивана Кочешева начата постройка каменной церкви. Строительство трехпрестольного храма окончено в 1867 г. Главный престол освящен во имя Успения Божьей Матери, правый – во имя Святого Преподобного Иоанна, Списателя Лествицы, левый – во имя СвятойПараскевы.

В 1913 г. приход Успенской церкви села Кузьминского состоял из деревень: Загребаева, Истокская, Слободчикова, Ковалева, Мало-Заполайская, Больше-Заполайская.

2 августа 1763 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом выдана храмозданная грамота на строительство каменной церкви с тремя престолами: во Имя Святой Живоначальной Троицы, во имя Рождества Христова, во имя Великомученика Димитрия. Заложена 13 июля 1765 г. До строительства нового храма церковные службы проходили в приспособленном помещении, ранее принадлежавшей канцелярии Сибирского драгунского полка. В 1771 г. российский академик П.-С. Паллас, проезжая через Царекурганскую слободу, отметил, что «вместо старой деревянной церкви начали строить каменную, но так как в окрестности сего места в извести недостаток и должно оную привозить из Шадринска и Тюменя, то строения производятся медленно».

В 1778 г., вероятно, построен и освящен правый придел храма – во имя Рождества Христова. Поэтому вплоть до 1804 г. церковь в документах и на планах города именовалась Христорождественской. В 1804- 1805 г., предположительно, состоялось освящение главного престола – во имя Святой Живоначальной Троицы. С этого времени церковь стала именоваться Троицкой.

На протяжении XIX – начала ХХ вв. Троицкая церковь являлась одним из градообразующих зданий Кургана. Она дала название улице, переулку, площади. Знаменательным событием в жизни храма стало посещение 6 июня 1837 г. службыВеликим князем, наследником престола Александром Николаевичем, будущим императором Александром II .

В 1783 году приход Троицкой церкви состоял из деревень: Пименовка, Большая Чаусова, Курганская, Смолина, Новая (Рябкова), Колесникова, Воронова, Пестерева, Шевелева, Глинская, Первухина, Дубровная, Патронная, Сычева, Галкина, Парфеньева, Щучья, Чеснокова, Малая Чаусова, Павлутская, Михнякова, Заречная; в 1884 году – Смолина, Малая Чаусова, Глинки, Вороновка, Большая Чаусова, Рябкова; в 1913 г. – Смолина, Малая Чаусова, Глинки, Вороновка, Большая Чаусова.

Троицкая церковь в Кургане. Фото Кочешева А.И. 1900-е годы.

Служба в Троицкой церкви продолжалась до 1937 г. После ее закрытия здание использовали для городских нужд. В 1957 г. по решению Курганского облисполкома храм был взорван.

Взорваное здание Троицкой церкови в Кургане. 1950-е годы.

Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы

В 1834 году на Троицкой улице города начались работы по строительству нового каменного храма с тремя престолами: во имя Рождества Пресвятой Богородицы, во имя Архистратига Михаила, во имя Святого Алексия, человека Божия. Попечителями строительства избраны курганский исправник Александр Дуранов и купец Алексей Кузнецов. План храма выполнил ссыльный поляк Франц Чернецкий. В 1836 году, вероятно, произошла закладка храма. В 1845 году выстроена и освящена летняя неотапливаемая часть собора.

В 1836 году образован Богородице-Рождественский приход. От городского прихода Троицкой церкви в новый приход отошли часть города (граница проходила по Троицкому переулку) и деревни: Смолина, Глинки, Малая Чаусова, Воронова, Михнякова, Большая Чаусова, Галкина, Шевелева, Новая, Выселок, Пименовка, Курганская, Первухина, заимка господина Калугина. В дальнейшем состав городских приходов неоднократно изменялся. В 1913 году в Богородице-Рождественский приход помимо части города входили деревни: Галкина, Курганская, Кропани, Шевелева, Рябкова.

В 1861 году по ходатайству и на средства церковного старосты купца Семена Березина начались работы по расширению храма. 24 мая 1864 года Высочайше утвержден проект пристройке к Богородице-Рождественскому храму двух теплых приделов. В 1868 году построены и освящены два престола: во имя Святого Симеона Богоприимца и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1851 г. здание храма обнесено оградой. В 1872 г. частный курганский архитектор Иванов предложил проект новой каменной ограды с чугунными решетками. Устройство новой ограды осуществлено на средства курганских купцов Василия Шветова и Семена Березина.

Богородице-Рождественский храм в Кургане. Фото Кочешева А.И. 1900-е годы.

В 1931 г. храм закрыт. В его помещениях разместилась артель «Культура», которая занималась выпуском музыкальных инструментом. В годы Великой Отечественной войны здание передано заводу деревообрабатывающих станков.

Стена из красного кирпичау здания, стоящего на месте бывшего завода деревообрататывающих станков – все, что осталось от Богородице-Рождественского храма в Кургане. Фото Шевцова В.В. 2008 год.

Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского

В 1895 г. благодаря подвижнической деятельности курганского исправника Ивана Яковлева начался сбор средств на строительство третьей городской церкви. В июле этого же года городской думой определен земельный участок для нового храма – на Конной площади, рядом с закрытым кладбищем. Обязанности попечителя по строительству храма взял на себя купец Дмитрий Смолин. Проект церкви выполнил архитектор Николай Юшков.

6 марта 1896 г. выдана храмозданная грамота. 2 июня этого же года при большом стечении народа протоиереем Богородице-Рождественского собора Иоанном Волковым совершена закладка церкви во имяСвятого Благоверного князя Александра Невского.

22 июня 1902 г. состоялось освящение церкви. На освящении присутствовал епископ Тобольский и Сибирский Антоний.

В октябре 1929 г. Александро-Невская церковь закрыта. В разное время в здании храма располагались краеведческий музей, факультет механизации Высшей партийной сельскохозяйственной школы, вещевой склад 32-го лыжного полка, снова музей. В 1991 г. храм возвращен верующим,возобновилась служба. С момента создания Курганской епархии в 1993 г. церковь стала Кафедральным собором.

В приход Александро-Невской церкви входила северная часть города.

Александро-Невская церковь в Кургане. Фото Шевцова В.В. 2007 год.

Церковь во имя Преображения Господня, домовая

В 1856 г. в курганском тюремном замке оборудована молельная комната. Позднее курганский стряпчий И.Н. Немцов выступил инициатором постройки домовой церкви при курганской тюрьме. Он осуществил сбор пожертвований на переоборудование молельной в церковь. Для этого помещение было расширено, устроен алтарь. 23 декабря 1868 г. при курганском тюремном замке состоялось освящение церкви во имя Преображения Господня. В 1895 г. во дворе тюрьмы выстроена колокольня, в нижней этаже которой устроена часовня.

Церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона, домовая

В 1880 г. городской думой принято решение о строительстве городской больницы. В этом же году бывший городской голова Федор Шишкин пожертвовал 2 тысячи рублей на устройство в строящейся больнице домовой церкви во имя Святого Великомученика Пантелеймона. При проектировании больницы архитектор Юшков учел специфику церковного помещения с каноническим расположением алтаря на восток. Изготовление иконостаса и написание икон поручено Ефиму Помыткину. Кресты на купола изготовил мещанин Иван Боровков, решетки на окна – дворянин Семашко. В 1883 году купец Дмитрий Смолин, наследник Ф. Шишкина, пожертвовал для нового храма церковную утварь и служебные книги. 5 марта 1884 году благочинным, священником Андреем Тутолминым состоялось освящение Пантелеймоновской церкви. Числилась в ведении Богородице-Рождественнского собора.

Пантелеймоновская церковь в Кургане. 1900-е.

Церковь во имя Апостола Евангелиста Иоанна Богослова, домовая

В начале ХХ в. при строительстве духовного училище на третьем этаже здания отведено место для домовой церкви во имя Апостола Евангелиста Иоанна. Церковь расположили в серединной части здания окнами на Ново-Запольную улицу. В сентябре 1905 года состоялся переезд училища в собственное помещение. 24 сентября 1905 года в присутствии епископа Тобольского и Сибирского Антония произведено освящении домового храма. Иоанно-Богословская церковь, вероятно, прекратила свое существование в августе 1919 года (с момента установление советской власти в г. Кургане).

Курганская, деревня Мало-Чаусовской волости Курганского уезда

Деревня Курганская Мало-Чаусовской волости при реке Тоболе, на коммерческом тракте Курган – станица Пресногорьковская, в 8 верстах от г. Кургана. Первоначально в приходе Свято-Троицкой церкви, затем Богородице-Рождественского собора г. Кургана.

На этом месте с древних времен существовали большие насыпные курганы, позже была основана слобода Царево Городище, а в 1782 году, с открытием Тобольского наместничества, из Царева Городища образовалась д. Курганская, а из второй части Царева Городища образовался г. Курган.

Часовня в честь Святой Живоначальной Троицы

В память о первом Свято-Троицком храме слободы Царево Городище в селении первоначально поставлен деревянный крест-распятие. 1820 г. курганский протоиерей Наркисс Никитин установил вместо ветхого креста новый, «живописный, с изображением распятого Господа». Позднее в деревне построена часовня в честь Святой Живоначальной Троицы.

В престольный праздник Святой Троицы курганцы устраивали крестный ход в деревню Курганскую. Накануне в городскую Свято-Троицкую церковь ко всенощной из часовни торжественно приносили образ Святой Троицы. На следующий день икона также торжественно возвращаласьназад. Люди, пришедшие с крестным ходом, оставались в деревни до глубокой ночи: водили хороводы, состязались в борьбе, гуляли и веселились.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы

В 1907 году в селении разрешена постройка деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1910 году из Тобольской духовной консистории последовало разрешение на освящение храма. Архивные источники свидетельствуют, что в 1926 г. церковь продолжала действовать.

Куреинское, село Куреинской волости Курганского уезда

Село Куреинское на берегу озер Курейном и Тыринкуле, на торговом тракте Курган – Петропавловск.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы

В 1827 г. жители селения Куреинского и деревни Степной Куреинской волости Петропавловского округа Омской области, деревень Пеганой и Сливинской Кривинской волости Курганского округа Тобольской губернии, прихожане церкви Марии Магдалины села Кривинского, а также крестьяне новообразованной деревни Привольной, не приписанной ни к какому приходу, обратились с прошением о постройке деревянной церкви. 21 августа 1829 г. Святейшим Правительственным Синодом разрешено строительство деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в селении Куреинском, с образованием самостоятельного прихода. Заложение церкви и ведение строительства осуществлялось под надзором офицеров Петропавловской инженерной команды Сибирского инженерного округа. Построена в 1832 г.

В 1888 г. начато строительство каменной церкви. Подрядчиком строительства выступил Малышев. 21 августа 1900 г. священником Петром Буровым состоялось освящение нового храма. В 1905 г. старая деревянная церковь перевезена в деревню Больше-Мартина.

В 1913 г. приход Свято-Троицкой церкви села Куреинского состоял из деревень: Мало-Куреинская, Пеган, Покровка, Степная, Привольная.

Куртан, село Могилевской волости Курганского уезда

Село Куртан Могилевской волости при одноименном озере, на проселочной дороге. Часть жителей селения относились к приходу Георгиевской церкви села Могилевского, другая - к единоверческому приходу Благовещенской церкви села Сивковского Ишимского уезда.

Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери

В 1904 г. куртанские крестьяне, исповедовавшие православие, подали прошение о разрешении перевести старый деревянный храм села Могилевского и устроить приписную церковь в их селении. В 1905 г. техником Пермяковым составлен проект перестройки храма. В марте 1907 г. епархиальное начальство дало согласие на постройку новой церкви. 26 сентября 1907 г. благочинным 6-го благочиния Курганского уезда, священником Николаем Буровым и священником Могилевской церкви Григорием Парышевым заложен православный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Подрядчиком строительства стал крестьянин села Армизонского Ишимского уездаПавел Шубин. 23 мая 1909 г. священником Николаем Буровым в сослужении соседних священников совершено освящение православного храма в селе Куртан.

Церковь во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, единоверческая

В 1909 г. жители деревень Куртан и Шелеповой – единоверцы – обратились с просьбой в Тобольскую духовную консисторию о строительстве у них храма, по причине отдаленности от приходской Сивковской церкви на 45 верст. В апреле 1914 г. последовало разрешении о постройке единоверческого храма в селе Куртан из старого деревянного здания церкви села Сосновского. 7 сентября 1914 г. по чиноположению старопечатных книг произведена закладка церкви во имя Святого Алексия, Митрополита Московского. Подрядчиком строительства выступил Матвей Булатов. В 1916 г. из Сивковской церкви перенесен и установлен старый иконостас. В этом же году образован самостоятельный Куртанский единоверческий приход. 7 мая 1918 г. единоверческий благочинный, священник Ермий Бердюгин в сослужении приходского и ближайших приходов священников совершил освящение единоверческой церкви.

Одна из церквей закрыта в 1929 г.

Рекомендуем почитать

Наверх