Крестный ход сколько кругов проходят. Беседы с батюшкой

Инженерные системы 28.07.2020
Инженерные системы



Уже с утра Страстной субботы верующие задают друг другу вопрос, Крестный ход на Пасху 2019: во сколько. Мы можем в полной мере ответить на этот вопрос. Тем более, что дата и время крестного хода из года в год не меняется. Вернее, дата меняется, но событие – Пасха, всегда остается одно.

В субботу после суетных приготовлений к празднику, когда уже все куличи готовы, а яйца покрашены, можно немного отдохнуть. Но, следует помнить, что вечерняя пасхальная служба начинается уже в 20.00. Вообще, лучше все дела успеть сделать до этого времени и уже спокойно отправиться на службу. Если вы хотите попасть только на Крестный ход, то нужно приходить ближе к полуночи.

Как проходит Крестный ход

Крестный ход – это какое-то самостоятельное действо сам по себе. Он проходится в рамках
праздничного пасхального богослужения. Вернее, делит само богослужение на две части. Сначала это еще скорбные молитвы о том, что случилось с Христом в Страстную неделю. Потом священник, за ним все служители, а за ними верующие выходят на улицу, где совершается Крестный ход.




Во время хода церковные служители несут самые важные иконы, также хоругви, лампады. Трижды нужно обойти вокруг храма и каждый раз останавливаться у дверей храма. Первые два раза двери будут закрыты, а третий раз двери откроются. И это добрый знак, который говорит нам о том, что Пасха наступила. Уже после Крестного хода и после того, как священник сообщим всем о наступление Пасхи, церковнослужители переодеваются в белые праздничные одежды и службы продолжается еще несколько часов.

Получается, что дата, когда Крестный ход 2019 – это 27 апреля. Вернее, служба начнется вечером, в 20.00 27 апреля, но постепенно перейдет в 28 апреля. Пасхальная служба удивительная и очень красивая. Если вы еще никогда не ходили в церковь этой ночью, то мы настоятельно рекомендуем это сделать. В принципе, нужно достоять хотя бы до Крестного хода и совершить его. Потом, если уже силы покинут, можно отправляться домой.

Что делать после Крестного хода

Да, в церкви вместе с другими верующими вы первые узнали благую весть о том, что Христос Воскрес. Это значит, что Пасха наступила и закончится Великий пост. Можно кушать любую пищу, радоваться и веселиться. Но не стоит кушать освещенные продукты сразу после того, как придете домой: как бы ни хотелось. Согласно церковному уставу, это в корне неправильно.




Нужно обязательно лечь спать, а уже утром начать праздновать Пасху по-настоящему. Утром вся семья собирается за столом. На центр стола ставится кулич, в котором находится свечка из церкви, вокруг кулича разложены освещенные продукты. Следует зажечь свечу и начать свое утром с молитвы. Потом каждый член семьи должен скушать по маленькому кусочку каждого освещенного продукта. Уже после этого можно приступать к трапезе, биться яйцами и просто получить удовольствие от столь замечательного, яркого и насыщенного праздника.

Итак, вы знаете уже, во сколько будет Крестный ход на Пасху, и как он будет проходить. Остается только найти в себе силы, чтобы в эту святую ночь обязательно сходить в церковь. Кстати, напоминаем, что в Великую субботу рекомендуется придерживаться строгого поста. Это значит, не кушать до окончания вечерней службы, а после нее покушать хлеб и попить воды. Но, осталось совсем немного до того момента, как наступит Пасха и как закончится период ограничений. Христос Воскрес, а это значит, можно в полную силу праздновать это событие.




Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные , трудные участки , а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный .

Совершается он и для . В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

Выпуск 107 от 18.01.2006. Тема "История города"

С чем ассоциируется у нас сегодня православный праздник Крещения Господня? Выражение «крещенские морозы». Святость и необыкновенная чистота воды, взятой из источника в этот день. Согласно поверьям, даже вода, льющаяся из обычного водопроводного крана на Крещение, обладает особой силой, и целый год остается прозрачной и чистой. После десятилетий борьбы с религией постепенно как-то затушевался сам смысл праздника и связанные с ним обряды. Интересно вспомнить факты из жизни старого Екатеринослава, связанные с праздником Крещения.

Успенская церковь
(сейчас перестроена - городская больница № 10)

Что такое «Иордань»?

Сегодня въезд на «Новый» мост из центральной части Днепропетровска проходит по улице Коцюбинского. Мало кто сейчас помнит, что старое название улицы - Иорданская. Что за Иордан на Днепре? Река Иордан находится в Палестине, в новостях постоянно говорят о «Западном береге реки Иордан» - спорной территории между Палестиной и Израилем. А ведь связь действительно существует. Иорданской улица в Екатеринославе стала из-за того, что в самом ее конце, в реке Днепр устраивали на праздник Крещения прорубь - «Иордань».

Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, в России так именовалась особая прорубь, вырубленная для праздничного освящения воды. Называли ее так в честь той самой реки Иордан в Палестине, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

Обряд водоосвящения с устройством Иордани неукоснительно соблюдался не только в Екатеринославе - во всех русских городах. Над Иорданью всегда сооружалась постройка, имевшая вид часовни, над которой водружался крест. Внутри были изображения библейских сцен, и, прежде всего, крещения Иисуса Христа. После ритуала водоосвящения вода в реке почиталась священной, ее набирали и относили домой, кропили углы в домах, поили немощных и больных.

Этот праздник - из числа двенадцати наиболее важных в православной церкви. Он завершает рождественский цикл праздников, который в наше время сопровождается празднованием Нового года. Таким образом, сохраняется память о том, как Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан Иоанн Креститель. В народе праздник этот называется еще и Богоявление. Потому что якобы во время крещения Христа бог - дух святой сошел с небес в виде голубя. На Руси праздник Крещения совпал по времени с периодом окончания святочных славянских празднеств. Именно поэтому в обряде празднования тесно переплелись народные, восходящие к язычеству, обряды и библейская символика.

Крещенские обряды освящения воды подчеркивают ее очистительную силу. Главным мероприятием празднования всегда был обряд «великого освящения воды на Иордане». Он совершался в храме, затем проводился крестный ход и водоосвящение на реке. В крещенских празднествах всегда участвовала масса горожан, а крестный ход и обряд водоосвящения были одним из излюбленных и запоминающихся праздничных мероприятий. В Екатеринославе основной обряд проводился, естественно, в реке Днепр.

Обряд освящения воды в реке Днепр

С какого же времени начал проводиться обряд водоосвящения на Днепре (в первую очередь, в праздник Крещения) в Екатеринославе? Есть основания считать, что появился этот обряд уже в самый ранний период истории города, в 1790 - 1810-х гг. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части (освоена в целом только к началу ХХ в.). Основная застройка нового города сконцентрировалась в нескольких кварталах в низинной приднепровской части.

Духовными центрами нового города стали две церкви - Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Они играли роль главных сооружений города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого они сохранили свое значение. Церковь Казанской Божьей Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. (называются разные даты - 1845, 1846, 1849 гг.) на ее месте была выстроена каменная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. В 1839 - 1850 гг. восточнее ее была построена каменная Успенская церковь (в перестроенном виде сейчас - городская больница № 10).

Обряд проведения крестного хода и водоосвящения на р. Днепр должен был проводиться с самого появления первых храмов Екатеринослава (конец XVIII - начало XX вв.), и обязательно в низинной части города. Потому что собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ в.

Где же проводился обряд водоосвящения?

Владимир Машуков, автор очень ценных «Воспоминаний о городе Екатеринославе (1887 - 1910 гг.)», пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр: 6 января; в день преполовения пятидесятницы и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода». Дальше он пишет: «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедрального собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». В современной географии Днепропетровска Потемкинский сад - это парк Шевченко; район против острова - район ресторана «Маяк», а «между водокачкой и архиерейским садом» - это район Набережной возле современного Мерефо-Херсонского моста.

Как видим, трудности перехода вынудили перенести место проведения обряда и окончательно закрепить его в нижней части города. К началу ХХ в. обряд водоосвящения прочно закрепился в нижней части Екатеринослава.

Фрагмент плана Екатеринослава 1897 г. Стрелочкой показано место, где находилась Иордань.

В каком именно месте проводился обряд? Сопоставляя данные планов Екатеринослава, можно прийти к выводу, что водоосвящение с самого начала проводилось именно на берегу Днепра в месте выхода улицы Иорданской (Коцюбинского). Уже в начале XIX в. проходит интенсивная застройка нижней части Екатеринослава. Причем прибрежные участки застраиваются преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (преимущественно, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально планировавшийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. (Эту ситуацию исправили только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной).

Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оказался в квартале современных улиц Миронова и Коцюбинского. Он остается свободным на всех планах города XIX века. По генеральному плану Екатеринослава 1817 г. (архитектор Вильям Гесте) именно здесь запроектировали обширную площадь. С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также постепенно застроилась, а «просвет» по-прежнему оставался свободным. Топоним - название улицы - «Иорданская» встречается первый раз на плане 1885 г. и с тех пор проходит на всех планах города. В 1897 г. сюда провели трамвайную линию «Вокзал - Иорданская».

Крестный ход на Крещение в 1914 г

Крестный ход - это торжественное шествие с хоругвями, иконами и другими святынями, в честь какого-либо события. Крестные ходы обязательно проводятся на Пасху и на Крещение, но могут проводиться и в других случаях, для поклонения местным святыням. Источники сохранили нам описание праздника Крещения - крестного хода и обряда водоосвящения в р. Днепр в Екатеринославе в 1914 г.

Еще накануне праздника местные власти закрыли увеселительные и развлекательные учреждения. В прессе объявили, что 6 января в 9 часов утра в Успенской церкви будет совершаться божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр с освящением воды. Все духовенство должно было явиться в Успенскую церковь в желтом облачении.

А за день перед этим, 5 января, в так называемый крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (до наших дней не сохранилась) епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит провел особую литургию св. Иоанна Златоустого, вечерню, освящение воды и утреню.

6 января в 9 часов утра епископ Агапит в Успенской церкви торжественно совершил литургию Святого Василия Великого. Ему помогали ректор местной духовной семинарии, настоятель Успенской церкви, ключарь кафедрального Преображенского собора, масса священников Успенской и других церквей Екатеринослава. Участвовали два хора певчих: архиерейский и Успенской церкви.

И вот в 11 часов утра возле Успенской церкви сошлись крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей. Окончив литургию, епископ преосвященный Агапит с крестом в руках начал крестный ход. Пел хор певчих, звучал колокольный звон и духовой оркестр играл мелодию «Коль славен» (так же звучали тогда куранты на Спасской башне Московского Кремля). Хор прошел по Иорданской улице на реку Днепр. Здесь, на берегу, уже была специально выстроена палатка, украшенная национальными флагами и елками, задрапирована белой тканью. Владыка в сопровождении высшего духовенства совершил освящение воды. Когда епископ погрузил святой крест в воду, произвели троекратный салют из пушек.

Пока крестный ход шествовал от Успенской церкви по Иорданской улице до р. Днепр, его сопровождали войска местного гарнизона. Вся Успенская площадь и прилегающие улицы заполнили толпы народа. На крещенском богослужении и обряде водосвящения присутствовали екатеринославский губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, городской полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие «начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства». После окончания богослужения на площади возле Иордани состоялся парад войск местного гарнизона. Епископ Агапит окропил войска и отбыл в свою резиденцию и архиерейский храм.

После праздника Крещения екатеринославский губернатор особо поблагодарил полицейские чины за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода.

Таким было празднование Крещения в последний «относительно спокойный» год Российской империи. Через несколько месяцев началась Первая Мировая война, а через три года не стало и самой Российской империи.

Новые времена. Конец Иордани. Набережная.

В сложный период революционных катаклизмов 1917 - 1921 гг. место для обряда водоосвящения могло варьироваться в зависимости от изменения обстановки в городе. Так, например, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца» в 2-х книгах) информация об обряде водоосвящения «на Иордане» в дневнике за 1918 - 1921 годы отсутствует.

Так выглядел берег Днепра в начале ХХ в.
от современной улицы Литейной.
На заднем плане - район, где находилась Иордань.

После установления советской власти, обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы какое-то время продолжал проводиться. С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова снова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», т.е. на берегу Днепра в конце Иорданской улицы (современная Коцюбинского). «1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». Последний раз Анатолий Стародубов упоминает о крестном ходе и об Иордани в 1926 г.

А потом началась принципиально иная эпоха - борьба с религией и ее «пережитками». Сначала не повезло хоральной синагоге - ее закрыли в 1929 г. (с 2000 г. она вновь функционирует под названием «Золотая Роза»). Успенскую церковь закрыли в 1936 г., но сейчас увидеть ее пять куполов и высокую колокольню уже невозможно. Их разобрали, от здания оставили только кирпичную коробку, тут разместили городскую больницу № 10. Больница здесь и сейчас. Если въезжать на мост, здание видно по правую сторону.

Сама улица Иорданская получила в 1923г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. Колорит местности стал отходить в прошлое при активном участии советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в этом месте провели работы по строительству первого участка днепровской набережной. Вторая очередь Набережной появилась с конца 1950-х гг. В 1944 г. соорудили деревянный мост (на месте Центрального). Центральный (т.н. Новый) мост открыли в 1967 г. к «50-летней годовщине Великого Октября». Линия моста прошла как раз на месте бывшей Иордани. В 2005 г. этот участок Набережной капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).

Однако история Иордани на этом не заканчивается. Вполне возможно, что традиция крестного хода изо всех церквей города на Днепр и проведение обряда водоосвящения в праздник Крещения может возобновиться. Для этого нужен только интерес и память о традициях.

источник http://www.realnest.com.ua/information/articles/381

27 июля состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Некоторые воспринимают это как демонстрацию силы, мощи Церкви. Противники Церкви – как политическую демонстрацию. А что такое крестный ход на самом деле?

В Церкви на протяжении всей ее истории формы служения Богу не ограничивались только словесной молитвой. Со времени возникновения богослужения наряду с такой молитвой была «молитва руками» (например, крестное знамение) и «молитва ногами» – участие в молитвенных процессиях. Такие процессии никогда не воспринимались как демонстрация силы или политическая акция, это всегда было богослужение, за которым нужно было не только молиться Богу умом, но и подкреплять свою молитву физическим трудом – иногда весьма продолжительным шествием.

Пример подобного молитвенного шествия мы встречаем еще в ранней Церкви. Паломница IV века Сильвия Аквитанка описывает большой крестный ход, который проходил по Иерусалиму в ночь с четверга на пятницу Страстной Седмицы. Она рассказывает о том, что за ночь люди очень уставали, так как проходили почти весь город, причем шли «все до одного - старцы и молодые, богатые и бедные». Епископ Иерусалимский ободрял уставших людей, призывая «иметь надежду на Господа, который за этот труд воздаст большую награду».

Нужно отметить, что аналогичные шествия проводились регулярно не только в Иерусалиме, но и по всей Римской империи. Например, в это же время в Риме возникает Великая литания – большой крестный ход через весь Рим, во время которого процессия с молитвой переходила от одной церкви к другой, стараясь посетить места погребения мучеников. Эта литания продолжалась целый день и заканчивалась у собора Святого Петра.

Подобные ходы совершались и в Константинополе, причем император Юстиниан узаконил, чтобы эти процессии совершались с молитвой и с обязательным участием священства, «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы?»

Крестные ходы совершались в Византийской империи во время нашествия врагов, засухи или болезней. Известный нам праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня берет свое начало от крестного хода, который совершался в августе в Константинополе с молитвами о том, чтобы город обошли эпидемии, которые очень часто случались именно в это время.

Традицию совершать крестные ходы унаследовали и славянские народы. Имеются свидетельства о совершении молитвенных процессий в Болгарии и Моравии. С принятием христианства крестные ходы стали проводиться и на Руси. Первым русским крестным ходом считается шествие на Днепр для крещения киевлян. «Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа», – описывает эту процессию «Повесть временных лет».

Именно в воспоминание этого крестного хода и последующего Крещения Руси и совершается ежегодно крестный ход от предполагаемого места Крещения до сердца Киева – Киево-Печерской Лавры.

Важно понимать, что никогда крестный ход не был демонстрацией чего бы то ни было. Шествие с лозунгами, флагами и плакатами это наследие квазирелигиозной коммунистической идеологии. Для православных крестный ход – это богослужение, которое совершается по строго определенному церковным уставом чину. Разумеется, на богослужении основным занятием должна быть молитва. О чем она должна быть в день Крещения Руси, я думаю, все понимают: о том, чтобы наше сердце сохранило те дары, которые мы получили в своем крещении. Ведь именно к этому мы все и призваны.

Александр Адоменас

«Угощать домашних питомцев с пасхального стола не следует»

В воскресенье, 8 апреля, православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресенья. Пасху в ночь с субботы на воскресенье встречают по-разному: кто-то идет в церковь, а кто-то просто накрывает праздничный стол дома. Даже дети знают, что в этот день надо поздравить близких словами «Христос Воскресе!» Однако за внешней атрибутикой многие забывают истинный смысл праздника. Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, как правильно встретить Пасху.

– После окончания советской эпохи Пасха многими воспринимается как светский праздник: крашеные яйца считают такими же символами, как мандарины на Новый год. Но если человек не соблюдал Великий Пост, можно ли ему вообще отмечать Христово Воскресенье?

Ему нужно постараться понять смысл праздника. Даже если кто-то не постился, он может на Пасху торжествовать, но главное в торжестве - участие в богослужении, встреча со Христом. Этот праздник напоминает: войти в Царствие Божье можно, только если веруешь во Христа. Остальные пути из ада не выводят; человек в вечности обречён, если не является христианином - как бы хорошим человеком он ни был.

В этом суть: Пасха совершенно не толерантна, не политкорректна и не инклюзивна - ведь Христос воскрес для того, чтобы дать людям единственный путь в вечную жизнь. Это главное, а не столы и не походы в гости, уж тем более не пьянство и не развлечения. Если нет сил прийти ночью на службу, можно прийти утром, но без богослужения праздник теряет смысл.

Для большинства людей Пасха заканчивается с ужином в ночь с субботы на воскресенье или с воскресным завтраком - кулич съели, яичко разбили, можно возвращаться к обычной жизни. Как провести пасхальный день рекомендует церковь?

В этот день после службы люди либо отдыхают, либо ходят в гости. Многие приходят в храм и вечером первого пасхального дня, когда совершается торжественная вечерня. Этот день хорошо подходит для того, чтобы попросить прощения у тех, кого обидел, или у тех, кто обидел тебя. Хорошо бы возобновить отношения с людьми, с которыми они были бессмысленно утеряны. Можно посетить больных, одиноких людей, например, в доме престарелых или детей-сирот. Для добрых дел хорошо подходят все 40 дней, в течение которых празднуется Пасха.

Нужно найти согласие вокруг Христа - муж неверующий должен освящаться женой верующей, она ведёт его за собой и стремится привести всё своё семейство ко Христу.

– После Пасхальной литургии снимаются все ограничения Великого поста? Интимные отношения между супругами вновь разрешены?

Да, после возвращения из храма можно есть мясное, молочное. Это касается всех норм - пост закончен, значит, можно возвращаться к супружеским отношениям.

– Актуальный для русского человека вопрос о вине: мы знаем, что кагор должен быть на пасхальной трапезе. Нужно ли его освящать?

Часто люди освящают вино, это разрешено, но не обязательно. Его можно употреблять - во славу Божию. Но важно не переусердствовать, отмечая окончание Великого Поста: крайняя степень опьянения никогда, в том числе на Пасху, не красит человека.

– Иногда владельцы домашних животных спрашивают: можно ли угостить кошку пасхальным яйцом, а собаку - кусочком окорока? В этом не будет крамолы?

Делать этого не следует. Освященные пасхальные яйца - это святыня; даже скорлупу от них благочестивые люди не выбрасывают в мусор, а сохраняют, чтобы потом сжечь, а пепел ссыпают, например, под дерево. Поэтому животным давать пасхальную пищу не следует.

Как идут церковные службы на Пасху

Утром в Великую субботу, которая в этом году выпадает на 7 апреля, в храмах начинается богослужение. После нее с полудня-часа дня и до шести-восьми часов вечера (раписание можно уточнить в конкретном храме) верующие приносят освящать куличи, пасхи, крашеные яйца и другую пищу для пасхального стола.

В половину двенадцатого вечера начинается Пасхальная полунощница - священники относят Плащаницу (полотно, на котором изображено положение во гроб тела Христа) в алтарь, кладут на престол. Там она будет оставаться 40 дней - до Вознесения Господня.

Перед полуночью торжественно звонят колокола, а в полночь открываются царские врата и начинается Крестный ход. По его окончании священники поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых!»

За этим следует Пасхальная утреня, после которой все христосуются - трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца и произносят: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Начиная с трех ночи воскресенья можно также освятить пасхальную еду, освящение будет продолжаться и днем - с 11-12 до пяти-шести часов вечера, а также в понедельник и вторник.

Когда же можно начинать разговляться? После окончания Божественной литургии, которая заканчивается около трех ночи - четырех часов утра.

Народные обычаи

Несмотря на то, что Пасха - праздник религиозный, а церковь не одобряет суеверия, многие православные продолжают верить в секреты предков. Например:

Если девушка хочет выйти замуж в этом году, во время службы в церкви она должна проговорить про себя «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

Рожденному в Пасху младенцу прочат известность и большое будущее.

Человек, умерший в Пасху, считается отмеченным Богом - он сразу попадает в рай. Хоронят его с красной крашенкой в правой руке.

Кусочек кулича можно покрошить птицам - те принесут в дом удачу и богатство.

Много звёзд на небе в пасхальную ночь - к заморозкам.

Скорлупу от крашеных яиц можно сложить в ладанку и носить вместе с крестом - как оберег.

Рекомендуем почитать

Наверх