Является ли дамба гидротехническим сооружением. Гидротехнические сооружения: что это такое, общие нормы при проектировании и расчете

Элементы декора 30.09.2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О классификации гидротехнических сооружений

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить, что гидротехнические сооружения подразделяются на следующие классы:

I класс - гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехнические сооружения высокой опасности;

III класс - гидротехнические сооружения средней опасности;

IV класс - гидротехнические сооружения низкой опасности.

2. Утвердить прилагаемые критерии классификации гидротехнических сооружений.

3. Установить, что если гидротехническое сооружение в соответствии с критериями, утвержденными настоящим постановлением, может быть отнесено к разным классам, такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Критерии классификации гидротехнических сооружений

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 ноября 2013 года N 986

1. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их высоты и типа грунта оснований:

Гидротехническое сооружение

Тип грунта основа-
ния

Высота гидротехнического сооружения (метров)

1. Плотины из грунтовых материалов

2. Плотины бетонные, железобетонные;

от 60 до 100

подводные конструкции зданий

гидростанций; судоходные шлюзы; судоподъемники и другие сооружения, участвующие в создании напорного фронта

3. Подпорные стены

4. Морские
причальные
сооружения
основного
назначения

5. Морские
внутрипортовые
оградительные
сооружения;
береговые
укрепления;
струенаправляющие
и наносоудержи-
вающие дамбы
и другие

15 и менее

6. Ограждающие сооружения хранилищ жидких отходов

7. Оградительные сооружения; ледозащитные сооружения

8. Сухие и наливные доки;

15 и менее

наливные док-камеры

10 и менее

Примечания: 1. Грунты подразделяются на: А - скальные; Б - песчаные, крупнообломочные и глинистые в твердом и полутвердом состоянии; В - глинистые водонасыщенные в пластичном состоянии.

2. Высота гидротехнического сооружения и оценка его основания определяются по данным проектной документации.

3. В позициях 4 и 7 вместо высоты гидротехнического сооружения принимается глубина основания гидротехнического сооружения.

2. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их назначения и условий эксплуатации:

Гидротехническое сооружение

Класс
гидротехнического
сооружения

1. Подпорные гидротехнические сооружения мелиоративных гидроузлов при объеме водохранилища, млн.куб.м:

свыше 1000

от 200 до 1000

от 50 до 200

50 и менее

2. Гидротехнические сооружения гидравлических, гидроаккумулирующих, приливных и тепловых электростанций установленной мощностью, МВт:

более 1000

от 300 до 1000

от 10 до 300

10 и менее

3. Гидротехнические сооружения атомных электростанций независимо от мощности

4. Гидротехнические сооружения и судоходные каналы на внутренних водных путях (кроме гидротехнических сооружений речных портов):

сверхмагистральных

магистральных и местного значения

5. Гидротехнические сооружения мелиоративных систем при площади орошения и осушения, обслуживаемой сооружениями, тыс.га:

свыше 300

от 100 до 300

от 50 до 100

50 и менее

6. Каналы комплексного водохозяйственного назначения и гидротехнические сооружения на них при суммарном годовом объеме водоподачи, млн.куб.м:

свыше 200

от 100 до 200

от 20 до 100

менее 20

7. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских каналов, морских портов при объеме грузооборота и числе судозаходов в навигацию:

свыше 6 млн. тонн сухогрузов (свыше 12 млн. тонн наливных) и свыше 800 судозаходов

от 1,5 до 6 млн. тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн. тонн наливных) и от 600 до 800 судозаходов

менее 1,5 млн. тонн сухогрузов (менее 6 млн. тонн наливных) и менее 600 судозаходов

8. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских судостроительных и судоремонтных предприятий и баз в зависимости от класса предприятия

9. Оградительные гидротехнические сооружения речных портов, судостроительных и судоремонтных предприятий

10. Гидротехнические сооружения речных портов при среднесуточном грузообороте (усл. тонн) и пассажирообороте (усл. пассажиров):

свыше 15000 усл. тонн и свыше
2000 усл. пассажиров (1 категория порта)

3501-15000 усл. тонн и 501-2000 усл. пассажиров (2 категория порта)

751-3500 усл. тонн и 201-500 усл. пассажиров (3 категория порта)

750 и менее усл. тонн и 200 и менее усл. пассажиров (4 категория порта)

11. Морские причальные гидротехнические сооружения, гидротехнические сооружения железнодорожных переправ, лихтеровозной системы при грузообороте, млн. тонн:

свыше 0,5

0,5 и менее

12. Причальные гидротехнические сооружения для отстоя, межрейсового ремонта и снабжения судов

13. Причальные гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий для судов с водоизмещением порожним, тыс. тонн:

свыше 3,5

3,5 и менее

14. Строительные и подъемно-спусковые гидротехнические сооружения для судов со спусковой массой, тыс. тонн:

свыше 30

от 3,5 до 30

3,5 и менее

15. Стационарные гидротехнические сооружения средств навигационного оборудования

16. Временные гидротехнические сооружения, используемые на стадиях строительства, реконструкции и капитального ремонта постоянных гидротехнических сооружений

17. Берегоукрепительные гидротехнические сооружения

Примечания: 1. Класс гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций установленной мощностью менее 1000 МВт, указанных в позиции 2, повышается на единицу в случае, если электростанции изолированы от энергетических систем.

2. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 6, повышается на единицу для каналов, транспортирующих воду в засушливые регионы в условиях сложного гористого рельефа.

3. Класс гидротехнических сооружений участка канала от головного водозабора до первого регулирующего водохранилища, а также участков канала между регулирующими водохранилищами, предусмотренных позицией 6, понижается на единицу в случае, если водоподача основному водопотребителю в период ликвидации последствий аварии на канале может быть обеспечена за счет регулирующей емкости водохранилищ или других источников.

4. Класс гидротехнических сооружений речных портов, указанных в позиции 10, повышается на единицу в случае, если повреждения гидротехнических сооружений речных портов могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

5. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позициях 13 и 14, повышается на единицу в зависимости от сложности строящихся или ремонтируемых судов.

6. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 16, повышается на единицу в случае, если повреждения таких гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

7. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 17, повышается на единицу в случае, если повреждения берегоукрепительных гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

3. Классы защитных гидротехнических сооружений в зависимости от максимального напора на водоподпорное сооружение:

Защищаемые территории

Максимальный расчетный напор (метров)

и объекты

1. Селитебные территории
(населенные пункты)
с плотностью жилого фонда
на территории возможного
частичного или полного
разрушения при аварии
на водоподпорном сооружении,
1 кв.м на 1 га:

свыше 2500

от 2100 до 2500

от 1800 до 2100

от 10 до 15

2. Объекты оздоровительно-
рекреационного и санитарного назначения (не попадающие в позицию 1)

3. Объекты с суммарным годовым объемом производства и (или) стоимостью единовременно хранящейся продукции, млрд. рублей:

свыше 5

от 1 до 5

менее 1

4. Памятники культуры и природы

4. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий:

Класс гидротех-
нического сооруже-
ния

Число
постоянно
проживающих
людей, которые могут пострадать от аварии гидротехничес-
кого сооружения (человек)

Число людей, условия жизнедеятель-
ности которых могут быть нарушены при аварии гидротехничес-
кого сооружения (человек)

Размер
возможного
материального
ущерба без учета убытков владельца гидротехничес-
кого сооружения (млн. рублей)

Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии
гидротехнического
сооружения

более 20000

в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации

от 500 до 3000

в пределах

территории одного
субъекта
Российской
Федерации
(двух и более
муниципальных
образований)

от 100 до 1000

в пределах территории одного муниципального образования

в пределах территории одного хозяйствующего субъекта



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 45, 11.11.2013, ст.5820

К гидротехническим сооружениям (ГTC) относятся сооружения напорного фронта и естественные плотины (плотины, шлюзы, дамбы, оросительные системы, перемычки, запруды, каналы, ливневая канализация и др.), создающие разницу уровней воды до и после них, предназначенные для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредными воздействиями вод.

Плотина — искусственное водоподпорное сооружение или природное (естественное) препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней в своем верхнем и нижнем бьефе по руслу реки; является важным типом общего гидросооружения с водопропускными и дру­гими устройствами, создаваемыми при ней.

Искусственные плотины создаются человеком для своих нужд; это плотины гидроэлек­тростанций, водозаборов в ирригационных системах, дамбы, перемычки, запруды, создаю­щие водохранилище в своем верхнем бьефе. Естественные плотины являются результатом действий природных сил: оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений.

Бьеф — участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами.

Верхний бьеф плотины — часть реки выше подпорного сооружения (плотины, шлюза).

Нижний бьеф — часть реки ниже подпорного сооружения.

Рисберма — укрепленный участок русла реки в нижнем бьефе водосбросного гидро­технического сооружения, защищающий русло от размыва, выравнивающий скорость потока.

Водохранилища могут быть долговременными или кратковременными. Долговремен­ным искусственным водохранилищем является, например, водохранилище верхнего бьефа Ириклинской ГРЭС. Долговременное естественное водохранилище образуется из-за пере­крытия рек обвалом твердых скальных пород (горы Тянь-Шаня, Памира и др.).

Кратковременные искусственные плотины сооружают для временного изменения направления русла реки при строительстве ГЭС или других гидротехнических сооружений. Они возникают в результате перекрытия реки рыхлым грунтом, снегом или льдом (заторы, запоры).

Как правило, искусственные и естественные плотины имеют водостоки: для искус­ственных плотин — направленные, для естественных — случайно образованные (стихийные). Существует несколько классификаций гидротехнических сооружений. По месту расположения ГТС делятся:

  • на наземные (прудовые, речные, озерные, морские);
  • подземные трубопроводы, туннели.

По характеру и цели использования выделяются следующие виды ГТС:

  • водно-энергетические;
  • для водоснабжения;
  • мелиоративные;
  • канализационные;
  • водно-транспортные;
  • декоративные;
  • лесоплавильные;
  • спортивные;
  • рыбохозяйственные.

По функциональному назначению ГТС классифицируются следующим образом:

  • водоподпорные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним (плотины, дамбы);
  • водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в задан­ные пункты (каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки);
  • регуляционные (выправителъные) сооружения, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек (щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, ледонаправляющие сооружения);
  • водосбросные сооружения, служащие для пропуска излишков воды из водохрани­лищ, каналов, напорных бассейнов, которые позволяют частично или полностью опорожнять водоемы.

В особую группу выделяют специальные гидротехнические сооружения:

  • ГТС для использования водной энергии — здания ГЭС и напорные бассейны;
  • ГТС для водного транспорта — судоходные шлюзы, бревноспуски;
  • мелиоративные ГТС — магистральные и распределительные каналы, шлюзы, регу­ляторы;
  • рыбохозяйственные ГТС — рыбоходы, рыбоводные пруды;
  • комплексные ГТС (гидроузлы) — ГТС, объединенные общей сетью плотины, каналы, шлюзы, энергоустановки и т. д.

Безусловно, основными элементами гидротехнического сооружения являются земельный участок и водный объект. В данном случае гидротехническое сооружение выступает как землепользователь и водопользователь.

Правовой режим земельных участков, занимаемых гидротехническими сооружениями, регулируется главой XVI Земельного кодекса РФ «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ эти земли используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики и т. д. В состав данных земель, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др., могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Иные земли могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований. Отсюда можно сделать вывод о том, что, если гидротехническое сооружение находится в частной собственности, то занимаемый им земельный участок может находиться в частной собственности физических лиц (граждан) и юридических лиц.

Статья 89 Земельного кодекса РФ посвящена землям энергетики. К таковым относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Речь идет о размещении гидроэлектростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются правовыми актами Правительством РФ .

Дискуссионным является вопрос о судьбе земельного участка и объекта недвижимости. По мнению И. Д. Кузьминой, правовое оформление судьбы этих двух объектов следует осуществить в рамках гражданского, а не земельного законодательства . Между тем, согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ ­одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Этот принцип дополняется положениями ст. 273 ГК РФ, в силу которой при переходе права собственности на здание и сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Таким способом достигается, на наш взгляд, межотраслевое (комплексное) регулирование данных общественных отношений.

Гидротехнические сооружения, как правило, связаны с эксплуатацией водных объектов. Статья 1 Водного кодекса РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты. Гидротехнические сооружения в основном связаны с поверхностными водными объектами. Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.

Поверхностные водотоки представляют собой поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К их числу относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.

Поверхностные водоемы есть поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) - это небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Они относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Поэтому положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

В России установлена федеральная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частности, ст. 13 ГК РФ относит к недвижимым вещам обособленные водные объекты.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.

Среди целей использования водных объектов Водный кодекс РФ (ст. 85) выделяет следующие: а) для промышленности и энергетики; б) для гидроэнергетики. Статья 137 Кодекса посвящена вопросам использования водных объектов для промышленности и энергетики, ст. 139 - для гидроэнергетики.

Итак , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости. В свою очередь, признаки недвижимого имущества закреплены в ст. 130 ГК РФ и получили развитие в науке гражданского права. Так, И. Д. Кузьмина выделяет следующие особенности объектов недвижимости: 1)  рукотворное происхождение; 2)  прочная связь с другим самостоятельным объектом недвижимости - земельным участком; 3)  сложная внутренняя структура; 4)  необходимость постоянного обслуживания и ремонта для использования по назначению; 5)  постоянное «потребление» и «переработка» сырьевых и энергетических ресурсов, воды в процессе эксплуатации и одновременное «выбрасывание» вовне отходов, сточных вод . При этом отмечается, что прочная связь с землей есть общий системный признак недвижимых вещей .

В качестве объектов недвижимости гидротехнические сооружения выступают как предприятия, если они полностью соответствуют признакам предприятия, закрепленным в законодательстве. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Следовательно, одним из признаков предприятия является коммерческая направленность использования. Отсюда следует вывод: если гидротехническое сооружение как объект гражданских прав не используется для осуществления предпринимательской деятельности, то такой имущественный комплекс с позиции ст. 132 ГК РФ нельзя признать в качестве предприятия.

Конечно, можно подвергнуть критике положение Кодекса, указав на то, что признак коммерческой направленности для характеристики предприятия как объекта гражданских прав, не следует рассматривать как обязательный. Но, как говорится, закон (даже несовершенный) должен исполняться.

Предприятие не является вещью или сложной вещью; это совокупность имущества . Предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии .

Признав предприятие недвижимостью, ГК РФ не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает более формализованный и строгий режим сделок с предприятиями . При этом законодатель не признает, как правило, двоякую природу предприятия: как объекта права (имущественного комплекса), и как субъекта предпринимательской деятельности . Термин «предприятие» в качестве субъекта предпринимательской деятельности применяется только в отношении унитарных предприятий. Этот вывод в полной мере касается и гидротехнических сооружений.

Для характеристики гидротехнических сооружений важное значение имеют их тип, год начала строительства, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, процент износа, строительный объем, максимальная высота, длина, максимальная ширина по основанию, наличие оползневых участков, тектонических и деформационных нарушений в основаниях и береговых примыканиях, а также минимальное превышение отметки гребня водоподпорных сооружений и другие показатели. Именно эти показатели позволяют индивидуализировать гидротехническое сооружение как объект гражданского права.

Считаем целесообразным предусмотреть в Законе о гидротехнических сооружениях положения (правила) о паспорте ГС, в котором подлежат обязательному указанию соответствующие индивидуализиру­ющие показатели ГС.

Виды производственной деятельности гидротехнических сооружений также имеют правовое значение. В зависимости от типа сооружений это могут быть: а) регулирование режимов работы водных объектов (регулирование стока вод); б) выработка электроэнергии; в) выработка тепловой энергии; г) водоснабжение; д) другие виды деятельности. Соответственно, вид производственной деятельности ГС оказывает влияние на формирование правового режима того или иного гидротехнического сооружения.

Кроме земельных участков и водных объектов, гидротехнические сооружения включают в свой состав здания, сооружения, инвентарь и т. д.

Таким образом, в правовом режиме гидротехнических сооружений просматривается несколько направлений. Во‑первых , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости и на них распространяется частноправовой режим имущества. Это касается вопросов возникновения и перехода права собственности, а также его прекращения, обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Частноправовой режим гидротехнических сооружений касается также их аренды и возмещения вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о безопасности гидротехнических ­сооружений. Во‑вторых , гидротехнические сооружения являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом, что проявляется в том, что большинство ГС предназначены для использования водных ресурсов. Кроме того, ГС имеют свое целевое назначение. В‑третьих , будучи предприятием, гидротехническое сооружение подпадает под действие ст. 132 ГК РФ со всеми вытекающими последствиями. В частности, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Далее, предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В тех случаях, когда гидротехническое сооружение не является предприятием (поскольку не преследует цели извлечения прибыли), его можно отнести к имущественному комплексу, не предназначенному для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс - это самостоятельный вид объектов гражданских прав. Понятия «имущественный комплекс» и «предприятие» соотносятся как род и вид. Сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться имуществом коммерческих организаций. Данное понятие применяется и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для осуществления предпринимательской деятельности .

Наряду с термином «имущественный комплекс» современное законодательство и практика знают и термин «технологический комплекс». Так, совместным приказом Минюста, Минэкономразвития, Минимущества, Госстроя от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243 были утверждены Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы . В Методических рекомендациях отмечается, что при проведении государственной регистрации прав на подобное сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна сложная вещь.

Технологические комплексы представляют производственные системы, имеющие сетевое строение. В этой связи мы согласны с мнением О. А Григорьевой, которая предлагает в целях сохранения их целостности закрепить в гражданском законодательстве правовой режим данных имущественных комплексов в качестве сложной вещи и соответственной внести изменения в ст.134 ГК РФ в следующей редакции: «Сложной вещью является комплекс имущества, объединенный общей производственно-хозяйственной целью (трубопроводы, линии энергопередач, железные дороги, порты, транспортные терминалы и другие)» . Однако технологический комплекс нельзя смешивать, на наш взгляд, с имущественным комплексом предприятия.

Гидротехнические сооружения можно подразделить на отдельные виды. Закон № 117-ФЗ с учетом целевого назначения и характера конструкции называет плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и т. д. В специальной литературе по условиям использования ГС делят на постоянные и временные . Постоянные сооружения используются при эксплуатации объекта неограниченное время, временные - лишь в период его строительства или ремонта (перемычки, временные ограждающие стенки и дамбы, строительные туннели). В свою очередь, постоянные ГС подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся сооружения, ремонт или авария которых приводят к полной остановке работы объекта либо существенно снижают эффект его действия. Второстепенными являются ГС и их отдельные части, прекращение работы которых не влечет за собой наступление значительных последствий. В число основных ГС входят плотины, дамбы, водосбросы, водозаборные сооружения, каналы, туннели, трубопроводы и др. Примерами второстепенных ГС могут служить берегоукрепительные сооружения, ремонтные затворы.

10 См.: Белых В. С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности /  / Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / под ред. В. С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 147.

11 См.: Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. С. 177-178.

12 Подробнее об этом см.: Белых В. С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности: Монография. М., 2005. С. 288-296.

13 Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Монография. С.147-148.

15 Григорьева О. А. Правовое регулирование естественных монополий. Автореф. дис.… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С.7.

16 См.: Гидротехнические сооружения: Справочник проектировщика / под общ. ред. В. П. Недриги. М.: Стройиздат, 1983. С.11.

В. В. Абрамов , соискатель кафедры предпринимательского права УрГЮА

Легальное определение понятия «гидротехнические сооружения» сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» 1 . Гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, бере­гов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; уст­ройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Из приведенного определения можно сделать некоторые выводы. Во‑первых , практически все гидротехнические сооружения связаны с землей и в этом смысле отвечают признакам недвижимости. Во‑вторых , они связаны с водами и водными биологическими ресурсами, а также с жидкими отходами. В то же время, большинство из них используют водные ресурсы, а другая часть жидкие отходы промышленных и сельскохозяйственных организаций. В‑третьих , одни из гидротехнических сооружений предназначены для эксплуатации водных ресурсов как объектов природы (здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы и др.), другие – для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, третьи – ограждают хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, четвертые являются устройствами от размывов на каналах. Наконец , существуют сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Каждый из видов гидротехнических сооружений имеет некоторые особенности в своем правовом режиме.

Как видно, в Законе № 117-ФЗ понятие «гидротехнические сооружения» связывает, главным образом, с понятием «сооружение». Определение понятия «сооружение» сформулировано в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013 – 94, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 2 . Согласно Классификатору к подразделу «Сооружения» относятся инженерно – строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом , выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.



Вместе с тем не трудно заметить, что сформулированное в Классификаторе определение сооружения носит технический характер.

В юридической литературе выделяют правовые признаки правового режима зданий и сооружений. Так, Кузьмина И. Д. считает, что для создания общего правового образа зданий и сооружений должно быть предложено такое определение, которое являлось бы средством установления пределов действия правового режима данных объектов недвижимости. По мнению названного автора, в определении следует указать на некоторую особую общность внутри рода объектов недвижимости. Прочная связь результатов строительной деятельности с земельным участком проявляется в их капитальности, стационарности и бессрочности (постоянстве. Кроме того, правовой режим зданий и сооружений отличается от правового режима других объектов градостроительной деятельности 3 . В частности, объекты строительной деятельности (в нашем случае – ГС) в процессе строительства до ввода их в эксплуатацию в установленном порядке нельзя относить к зданиям и сооружениям.



При этом справедливо мнение о том, что объекты незавершенного строительства по присущим им признакам (прочная связь с земельным участком, неперемещаемость) следует признать недвижимыми вещами. Вот что по этому поводу пишет В. С. Жабреев: «Независимо от степени готовности, будь то только фундамент или уже фактически достроенное здание, не сданное приемочной комиссии, такой объект, даже если он находится в процессе выполнения строительных работ, является недвижимостью» 4 .

Безусловно, основными элементами гидротехнического сооружения являются земельный участок и водный объект. В данном случае гидротехническое сооружение выступает как землепользователь и водопользователь.

Правовой режим земельных участков, занимаемых гидротехническими сооружениями, регулируется главой XVI Земельного кодекса РФ «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ эти земли используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики и т. д. В состав данных земель, в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др., могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Иные земли могут находиться в собственности субъектов РФ, муниципальных образований. Отсюда можно сделать вывод о том, что, если гидротехническое сооружение находится в частной собственности, то занимаемый им земельный участок может находиться в частной собственности физических лиц (граждан) и юридических лиц.

Статья 89 Земельного кодекса РФ посвящена землям энергетики. К таковым относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. Речь идет о размещении гидроэлектростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются правовыми актами Правительством РФ 5 .

Дискуссионным является вопрос о судьбе земельного участка и объекта недвижимости. По мнению И. Д. Кузьминой, правовое оформление судьбы этих двух объектов следует осуществить в рамках гражданского, а не земельного законодательства 6 . Между тем, согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ ­одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Этот принцип дополняется положениями ст. 273 ГК РФ, в силу которой при переходе права собственности на здание и сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Таким способом достигается, на наш взгляд, межотраслевое (комплексное) регулирование данных общественных отношений.

Гидротехнические сооружения, как правило, связаны с эксплуатацией водных объектов. Статья 1 Водного кодекса РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты. Гидротехнические сооружения в основном связаны с поверхностными водными объектами. Поверхностные водные объекты – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.

Поверхностные водотоки представляют собой поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К их числу относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.

Поверхностные водоемы есть поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – это небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Они относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Поэтому положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.

В России установлена федеральная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В частности, ст. 13 ГК РФ относит к недвижимым вещам обособленные водные объекты.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования – от трех до двадцати пяти лет.

Среди целей использования водных объектов Водный кодекс РФ (ст. 85) выделяет следующие: а) для промышленности и энергетики; б) для гидроэнергетики. Статья 137 Кодекса посвящена вопросам использования водных объектов для промышленности и энергетики, ст. 139 – для гидроэнергетики.

Итак , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости. В свою очередь, признаки недвижимого имущества закреплены в ст. 130 ГК РФ и получили развитие в науке гражданского права. Так, И. Д. Кузьмина выделяет следующие особенности объектов недвижимости: 1)  рукотворное происхождение; 2)  прочная связь с другим самостоятельным объектом недвижимости – земельным участком; 3)  сложная внутренняя структура; 4)  необходимость постоянного обслуживания и ремонта для использования по назначению; 5)  постоянное «потребление» и «переработка» сырьевых и энергетических ресурсов, воды в процессе эксплуатации и одновременное «выбрасывание» вовне отходов, сточных вод 7 . При этом отмечается, что прочная связь с землей есть общий системный признак недвижимых вещей 8 .

В качестве объектов недвижимости гидротехнические сооружения выступают как предприятия, если они полностью соответствуют признакам предприятия, закрепленным в законодательстве. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Следовательно, одним из признаков предприятия является коммерческая направленность использования. Отсюда следует вывод: если гидротехническое сооружение как объект гражданских прав не используется для осуществления предпринимательской деятельности, то такой имущественный комплекс с позиции ст. 132 ГК РФ нельзя признать в качестве предприятия.

Конечно, можно подвергнуть критике положение Кодекса, указав на то, что признак коммерческой направленности для характеристики предприятия как объекта гражданских прав, не следует рассматривать как обязательный. Но, как говорится, закон (даже несовершенный) должен исполняться.

Предприятие не является вещью или сложной вещью; это совокупность имущества 9 . Предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии 10 .

Признав предприятие недвижимостью, ГК РФ не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает более формализованный и строгий режим сделок с предприятиями 11 . При этом законодатель не признает, как правило, двоякую природу предприятия: как объекта права (имущественного комплекса), и как субъекта предпринимательской деятельности 12 . Термин «предприятие» в качестве субъекта предпринимательской деятельности применяется только в отношении унитарных предприятий. Этот вывод в полной мере касается и гидротехнических сооружений.

Для характеристики гидротехнических сооружений важное значение имеют их тип, год начала строительства, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, процент износа, строительный объем, максимальная высота, длина, максимальная ширина по основанию, наличие оползневых участков, тектонических и деформационных нарушений в основаниях и береговых примыканиях, а также минимальное превышение отметки гребня водоподпорных сооружений и другие показатели. Именно эти показатели позволяют индивидуализировать гидротехническое сооружение как объект гражданского права.

Считаем целесообразным предусмотреть в Законе о гидротехнических сооружениях положения (правила) о паспорте ГС, в котором подлежат обязательному указанию соответствующие индивидуализиру­ющие показатели ГС.

Виды производственной деятельности гидротехнических сооружений также имеют правовое значение. В зависимости от типа сооружений это могут быть: а) регулирование режимов работы водных объектов (регулирование стока вод); б) выработка электроэнергии; в) выработка тепловой энергии; г) водоснабжение; д) другие виды деятельности. Соответственно, вид производственной деятельности ГС оказывает влияние на формирование правового режима того или иного гидротехнического сооружения.

Кроме земельных участков и водных объектов, гидротехнические сооружения включают в свой состав здания, сооружения, инвентарь и т. д.

Таким образом, в правовом режиме гидротехнических сооружений просматривается несколько направлений. Во‑первых , гидротехнические сооружения являются объектами недвижимости и на них распространяется частноправовой режим имущества. Это касается вопросов возникновения и перехода права собственности, а также его прекращения, обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Частноправовой режим гидротехнических сооружений касается также их аренды и возмещения вреда, причиненного в результате нарушений законодательства о безопасности гидротехнических ­сооружений. Во‑вторых , гидротехнические сооружения являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом, что проявляется в том, что большинство ГС предназначены для использования водных ресурсов. Кроме того, ГС имеют свое целевое назначение. В‑третьих , будучи предприятием, гидротехническое сооружение подпадает под действие ст. 132 ГК РФ со всеми вытекающими последствиями. В частности, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Далее, предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В тех случаях, когда гидротехническое сооружение не является предприятием (поскольку не преследует цели извлечения прибыли), его можно отнести к имущественному комплексу, не предназначенному для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс – это самостоятельный вид объектов гражданских прав. Понятия «имущественный комплекс» и «предприятие» соотносятся как род и вид. Сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться имуществом коммерческих организаций. Данное понятие применяется и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для осуществления предпринимательской деятельности 13 .

Наряду с термином «имущественный комплекс» современное законодательство и практика знают и термин «технологический комплекс». Так, совместным приказом Минюста, Минэкономразвития, Минимущества, Госстроя от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243 были утверждены Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества – энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы 14 . В Методических рекомендациях отмечается, что при проведении государственной регистрации прав на подобное сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна сложная вещь.

Технологические комплексы представляют производственные системы, имеющие сетевое строение. В этой связи мы согласны с мнением О. А Григорьевой, которая предлагает в целях сохранения их целостности закрепить в гражданском законодательстве правовой режим данных имущественных комплексов в качестве сложной вещи и соответственной внести изменения в ст.134 ГК РФ в следующей редакции: «Сложной вещью является комплекс имущества, объединенный общей производственно-хозяйственной целью (трубопроводы, линии энергопередач, железные дороги, порты, транспортные терминалы и другие)» 15 . Однако технологический комплекс нельзя смешивать, на наш взгляд, с имущественным комплексом предприятия.

Гидротехнические сооружения можно подразделить на отдельные виды. Закон № 117-ФЗ с учетом целевого назначения и характера конструкции называет плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и т. д. В специальной литературе по условиям использования ГС делят на постоянные и временные 16 . Постоянные сооружения используются при эксплуатации объекта неограниченное время, временные – лишь в период его строительства или ремонта (перемычки, временные ограждающие стенки и дамбы, строительные туннели). В свою очередь, постоянные ГС подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся сооружения, ремонт или авария которых приводят к полной остановке работы объекта либо существенно снижают эффект его действия. Второстепенными являются ГС и их отдельные части, прекращение работы которых не влечет за собой наступление значительных последствий. В число основных ГС входят плотины, дамбы, водосбросы, водозаборные сооружения, каналы, туннели, трубопроводы и др. Примерами второстепенных ГС могут служить берегоукрепительные сооружения, ремонтные затворы.

7.Условно можно выделять три этапа современной земельной реформы:

На первом этапе существенное значение для развития современного земельного законодательства имел Земельный кодекс РСФСР 1991 года, который содержал некоторые начала прогрессивного развития рыночных земельных отношений. Но становление современной модели земельных отношений следует связать, прежде всего, с принятием конституционных норм о многообразие и равной правовой защите всех форм собственности на землю, гарантированности частной собственности. В связи с этим Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации», согласно которому из Земельного кодекса РСФСР было исключено 48 статей и он фактически перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к кодифицированным нормативным правовым актам.

В дальнейшем правовые основы развития земельных отношений определялись Указами Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», от 16 декабря 2003 года № 2144 «О федеральных природных ресурсах», от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». Данные нормативные правовые акты закрепили все существенные идеи, развиваемые современным Земельным кодексом Российской Федерации (это и придание земельным участкам статуса объектов недвижимости, и закрепление правила о судебном порядке разрешения земельных споров, и придание имущественного характера современным земельным отношениям в целом). В целом же земельное законодательство периода середины 90-х годов содержало многочисленные пробелы.

Земельное законодательство конца 90-х – 2000-х годов ознаменовало второй этап земельной реформы, реализующий тенденцию повышения нормативной значимости правового регулирования земельных отношений, которая выражалась в усилении роли федеральных законов в системе источников. Практически не осталось действующих Указов Президента Российской Федерации по вопросам регулирования земельных отношений в России, 25 октября 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации, в последующем - целый комплекс специальных федеральных законов, реализуемых постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное законодательство об использовании и охране земель на данном этапе можно разделить на несколько групп. Это:

нормативные акты, устанавливающие унифицированные земельно-правовые нормы (Земельный, Градостроительный, Гражданский кодексы Российской Федерации);

нормативные акты, реализующие и развивающие идею частной собственности на землю (федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

нормативные акты, регулирующие организационно-управленческие отношения (федеральные законы «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»);

нормативные акты, регулирующие экономико-правовой механизм земельной реформы (Налоговый кодекс, подзаконные акты о кадастровой оценке земель) и

нормативные акты, регулирующие отношения по охране земель (федеральные законы «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «Об особо охраняемых природных территориях», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», Лесной, Водный кодексы, Закон Российской Федерации «О недрах»).

На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов. Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки. Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это во многом ознаменовало наступление следующего - третьего этапа земельной реформы 1 .

Наступление данного этапа можно также связать с принятым в первом чтении 27 апреля 2012 года проекте федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты. Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм.

Следует признать, что действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет. Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно разработать концепцию совершенствования земельного законодательства.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно - налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.

В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры.

Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Остаются актуальными вопросы оптимизации условий предоставления земельных участков в собственность или в аренду, в том числе совершенствования механизма торгов, создания эффективной системы управления земельными ресурсами, завершения процесса оформления прав на земельные участки, повышения эффективности надзора (контроля) за использованием и охраной земель, совершенствования нормативной правовой базы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями новейшего законодательства, существенного улучшения информационного обеспечения органов власти и заинтересованных лиц, в том числе посредством осуществления инвентаризации земель, консолида

12.Тема 4. Правовые формы использования земель

Вода – это источник жизни. Но несмотря на то что испокон веков поселенцы селились возле рек и озер, они не переставали опасаться силы потока. Наводнения, половодья, изменения русла и другие природные напасти могут за один раз изменить всю привычную жизнь. Чтобы «одомашнить» воду необходимо строить плотины и другие заградительные конструкции. В этой статье мы расскажем про гидротехнические сооружения – что это такое и что относится к таким объектам.

Для чего устанавливают гидросооружения

Ответить на этот вопрос поможет СП 58.13330.2012 и СНиП 33-01-2003 – это основные документы, которые регламентируют все проектные и строительные работы. В разделе «Термины» свода правил есть указание на то, что такое водные конструкции. Они могут принадлежать к разным группам, в зависимости от чего будут помогать исполнять одну из следующих целей:

  • Охрана водных ресурсов от негативного воздействия людей и их жизнедеятельности.
  • Предотвращение влияния загрязненных вод на окружающую среду.
  • Защита от разрушений берегов.
  • Хранение жидких отходов после производства или сельского хозяйства.
  • Для причаливания судов и купания населения.
  • Сообщение с производством – подача воды из водоема и сброс использованной жидкости.

Таких целей множество. Фактически любое сооружение, которое находится частично или полностью на водном ресурсе естественного или искусственного заглубления, считается гидросооружением. Чаще всего, когда используется, например, речная вода на производстве, то комплексы мер и задач не сходятся на одной, производственной. Также обязательными являются охранительные функции гидротехники, которые компенсируют вред, нанесенный водоему.

Из-за обилия конструкций, которые можно отнести к этой категории, трудно дать четкую классификацию всех построек. Мы выделим основные черты, а затем приведем примеры проектов гидротехнических сооружений.

Проектирование построек невозможно без качественного софта. Компания «ЗВСОФТ» предлагает многофункциональный САПР . Его возможности также можно расширить, если установить модули – и . Эти программные продукты позволяют автоматизировать процесс создания проекта и сопутствующей документации.

Временная и постоянная гидротехника

Среди тех гидросооружений, которые работают круглосуточно, выделяют основные и второстепенные объекты. К первым относятся все конструкции, поломка которых повлечет за собой сбой работы крупных предприятий. Это может быть привязка водопровода, оросительной системы, перекрытие судоходной реки без такого рода дамб, и прочее.

Второй сорт построек обычно не влияет на производство или иной процесс, а только его регулируют. Однако из-за поломки не произойдет полной остановки работы.

Кроме перечисленных, есть временные гидроузлы. Это техника, которая устанавливается на определенный период, например, на время проведения ремонтных работ на основном гидросооружении.

Разновидности гидротехнических сооружений в зависимости от взаимодействия с водным ресурсом

Большинство конструкций представляет собой преграду, которая делает уровень между двумя водными потоками различным. Перепад обеспечивает силу напора, а участок между двумя дамбами может использоваться как водохранилище. Рассмотрим классификацию по признаку обращения с рекой.

Водоподпорные

Такие заграждения выстраиваются наперекор руслу. Они предназначены для того, чтобы перегородить течение, за счет чего добиться искусственного перепада уровней. Это несоответствие объему воды и нормальному течению приводит к появлению напора. Таким механизмом пользуются станции, которые используют гидротехническое сооружение как объект энергетики. Сила воды в напоре преобразуется в энергию.

Еще одна функция водоподпорной конструкции – создавать искусственные затоны, водохранилища. Нижним и верхним бьефом называются две точки с максимальной разницей в уровнях. Такие постройки обеспечивают контроль за климатическими изменениями, которые могут нарушить инфраструктуру целого города, если произойдет затопление. Поэтому такие дамбы считаются самыми опасными в случае неправильного проектирования или строительства, дальнейшего обслуживания.

Они же являются самыми необходимыми. Такая искусственная преграда дает возможность строить дома вдоль русла реки, не опасаясь наводнений и прочих напастей.

Водозаборные

Из названия уже понятно, что функция таких конструкций – руководить потоком. Не только забирать кубометры воды, но и перемещать их по определенным территориям, запуская в шлюзы и отводя от определенного русла. Такая система используется в судоходстве, когда нужно поставить на мель или, напротив, вывести из порта загруженное судно.

Небольшие водозаборы регулируют и выводят излишки жидкости из водохранилищ и других искусственных водных систем. Это небольшие клапаны, которые имеют отверстия в ниже располагающиеся стоки.

Кроме того, основное назначение водозаборных гидросооружений – поставлять необходимые объемы прохладной речной влаги на заводы и крупные предприятия. Кубометры необходимы для охлаждения, фильтрации или иных функций. Ряд производств производит вторичную фильтрацию и выводит жидкость обратно в водоканал. Для иных целей требуется только расход, например, для орошения. Полив крупных сельскохозяйственных угодий требует больших запасов воды. Вместе с тем осуществляется еще одна функция – очистка от льдов, мусора и иных примесей. На таких заборных пунктах устанавливается более крупная или мелкая фильтрация, которая убирает ненужные элементы.

Водозабор может осуществляться:

  • с поверхности реки или озера – это легко в проектировании гидросооружения, но часто бывает неэффективно из-за поверхностных загрязнений, которые требуют более тщательной очистки;
  • с глубины – уровень забора проходит значительно ниже поверхности, это труднее в строительстве, но это снимает необходимость строить защиту от наледи, а также гарантирует, что подача влаги будет осуществляться даже в засушливые периоды, когда уровень воды сильно падает;
  • со дна – это самый устойчивый и монументальный вариант, который долго прослужит, но его особенность в мощности конструкции (сопротивление давлению водной массы) и глубокой фильтрации от ила; а также становится более затруднительным проводить ремонтные работы и техническое обслуживание.

Крупные предприятия чаще всего делают разноуровневый водозабор. Так трубы с насосами устанавливаются на разных расстояниях, что дает постоянный напор.

По способу забора также есть различные конфигурации систем:

  • Береговые. Они монтируются на крутом, обрывистом берегу с выносом передней стенки на землю. Крупные, массивные железобетонные полукольца делают обрыв пригодным для эксплуатации. Из бетонной стены выходят на определенном уровне трубы, которые предназначены для откачки жидкости.
  • Русловые. Это также системы, которые находятся на берегу реки, но в отличие от предыдущих они менее монументальные и затратные, не требуют таких крупных сооружений. Они располагаются на пологих берегах, а оголовок выносится в русло.
  • Плавучие. Такие островки находятся на баржах. На них вмонтированы насосы, они качают воду с поверхности и отправляют ее по трубопроводу на берег.
  • Ковшовые. В такой конструкции есть ковш, то есть крупный резервуар на большое количество литров, который опускается и поднимается. При этом переливается влага.

Все их можно совмещать с насосным оборудованием, подводить к ним водопроводы.

Регуляционные или выправительные конструкции

Их предназначают для искусственного вмешательства в направление течения реки, то есть они меняют русло. Строения называют струенаправляющими. Они возводятся в несколько этапов – регулируются берега, ширина реки, затем, при необходимости, глубина. Этого можно достичь путем выстилания дна на определенном участке. Ограничители и струенаправители формируют поток и его скорость в уже подготовленных рамках. Так поддерживается оптимальный уровень фарватера, водоем не выходит из своего места, а ближайшее производство может воспользоваться водным ресурсом.

Для строительства водозаборных конструкций или дамб, которые обеспечивают направленный поток высокой мощности, иногда требуется правильно подвести русло. Для этого по предыдущей схеме обустраиваются берега и дно.

По мощности различают регуляционные конструкции двух типов:

  • постоянные – многоярусные установки по полному выправлению русла, кривизны и скорости потока;
  • временные – более легкие устройства, которые скорее помогают реке найти более оптимальный изгиб, чем меняют ее.

Первые состоят из крупных дамб, плотин, запруд, валов. В случае необходимости могут также подключить насосную станцию. Такой комплексный подход практически полностью дает взять контроль над стихией в человеческие руки.

Вторые же – это легкие насыпи, укрепления берегов. Такие меры скорее предохраняют от неправильного течения, немного изменяют направление.

Оросительные системы

Среди водозаборных отдельно стоят конструкции ирригационные. Расчет гидротехнического сооружения по орошению определенных участков делается еще на период решения о расположении водоема, так как для этих целей часто искусственно выкапываются пруды, а также делаются запруды из русла ближайшей реки. Если гидросооружение располагается на естественном водном ресурсе, то различают два типа:

  • бесплотинные – когда для отвода воды выбирается оптимальный изгиб, чтобы течение не мутило жидкость;
  • плотинные – строится специальная дамба, которая направляет русло и перекрывает его, образуя напор.

Водопропускные системы

Это конструкции, которые освобождают замкнутые водохранилища от излишков дождевых осадков. Когда их становится слишком много, то жидкость перетекает через гребень линейного сооружения. При достижении более обширного спектра целей могут быть налажены автоматизированные процессы – открытие и закрытие клапана водосброса.

ГТС специального назначения

Среди них:

  • рыболовные;
  • гидроэнергетические;
  • судоходные;
  • мелиоративные;
  • отстойники для жидких отходов.

Общие нормы и основные положения проектирования и строительства гидротехнических сооружений (ГТС)

Все требования представлены в документах:

  • СП 58.13330.2012;
  • СНиП 33-01-2003.

Они обеспечивают безопасность и техническое регулирование построек. Основаниями являются законопроекты N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Также ссылки осуществляются на правила и ГОСТы по строительству:

  • СП 14.13330.2011 «Строительство в сейсмических районах»;
  • СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»;
  • СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы»;
  • СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения»;
  • СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»;
  • ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения»;
  • ГОСТ 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях» и другие.

Основные положения проектирования ГТС

При составлении проекта нужно учитывать:

  • схему градостроительства и инженерной застройки;
  • технические показатели сооружения в зависимости от назначения;
  • результаты проектных изысканий: геологических, экологических, сейсмических, гидрологических, метеорологических и других;
  • возможность проведения тех или иных методов работ, строительства в определенных условиях;
  • влияние на окружающую среду и население, уровень загрязнения вод и прочее;
  • интенсивность эксплуатации;
  • материалы для строительства – железобетон, трубы и пр.;
  • необходимость использования насосного оборудования, а значит, подведение электричества.

Так как количество разновидностей ГТС очень большое, то нельзя выделить типовой проект и привести условия его разработки. Все проектные решения будут применяться в зависимости от задач, целей и назначения.

– помогает в прокладке трубопровода, позволяет учитывать на чертеже все пересечения, колодцы и сечения труб.

  • – автоматизирует изыскательные работы, в том числе гидрологические при вертикальной планировке на стадии генерального плана. Помогает создавать схемы и проектную документацию в соответствии с нормативами.
  • Проектируйте легче и быстрее вместе с многофункциональными программами от «ЗВСОФТ».

    Рекомендуем почитать

    Наверх