Опорно двигательная система самое главное. Развитие опорно-двигательной системы

Водоёмы 30.06.2020
Водоёмы

Движение — основная форма активности человека при его взаимодействии с окружающей средой, в основе которой лежат мышечные сокращения.

■ Управляет опорно-двигательным аппаратом нервная система.

Части опорно-двигательного аппарата:

пассивная — кости скелета и их соединения;

активная — скелетные поперечнополосатые мышцы, сокращение которых обеспечивает движение костей скелета как рычагов; согласованной деятельностью этих мышц управляет центральная нервная система.

❖ Факторы, определяющие особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека:
■ вертикальное положение тела;
■ прямохождение;
■ трудовая деятельность.

Примеры:

■ изгибы позвоночника создают благоприятные условия для сохранения вертикального положения тела при ходьбе и беге, выполняя рессорную функцию, смягчая толчки и удары;

■ особая подвижность руки человека обеспечивается длинными ключицами, положением лопаток, формой грудной клетки, большим числом мелких мышц.

Состав костей человека . Всего в скелете человека 204-208 костей; они различаются по форме, размерам и строению:

трубчатые кости — парные кости плеча, предплечья, бедра и голени (это прочные рычаги; входят в скелет конечностей);

плоские кости — тазовая кость, лопатки, кости мозгового отдела черепа (образуют стенки полостей и выполняют функции опоры и защиты);

губчатые кости — надколенники и кости запястья (одновременно прочные и обеспечивающие подвижность кости);

смешанные кости — позвонки, кости основания черепа (состоят из нескольких частей и выполняют функции опоры и защиты).

❖ Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей.

Скелет головы — череп — защищает головной мозг и органы чувств от повреждений.

Отделы черепа: мозговой и лицевой .

Кости мозгового отдела черепа (образуют полость, в которой расположен головной мозг): парные теменная и височная кости, непарные лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая кости; все они соединены между собой при помощи швов .

■ В костях черепа имеются отверстия, через которые проходят сосуды и нервы; самое большое из них находится в затылочной кости и служит для сообщения полостей черепа и позвоночного канала.

■ Череп новорожденного ребенка не имеет швов. Промежутки между костями (роднички ) закрывает соединительная ткань. Всего родничков 6; самый крупный — передний, или лобный (расположен между лобной и двумя теменными костями). Благодаря наличию родничков форма черепа ребенка может меняться при родах во время его продвижения по родовым путям. Роднички превращаются в швы к 3-5 годам жизни.

Кости лицевого отдела черепа включают 6 парных костей (верхнечелюстную, нёбную, нижнюю носовую раковину, носовую, слезную, скуловую) и 3 непарные кости (подъязычную, нижнюю челюсть и сошник);

■ они образуют костный остов верхней части органов дыхательной и пищеварительной систем;

■ верхнечелюстная и нёбная кости образуют твердое нёбо — перегородку между носовой и ротовой полостями;

скуловые кости соединяют верхнюю челюсть с лобной и височной костями и укрепляют лицевой отдел черепа;

■ нижняя и верхняя челюсти содержат углубления — альвеолы, в которых располагаются корни зубов;

■ нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа.

Скелет туловища образован позвоночным столбом и грудной клеткой .

Позвоночный столб (или позвоночник ) человека состоит из 33-34 позвонков и имеет удобную для прямохождения S -образную форму с 4 изгибами: шейным, грудным, поясничным и крестцовым .

Функции позвоночника: он — основная костная ось и опора тела; защищает спинной мозг; составляет часть грудной, брюшной и тазовой полостей; участвует в движении туловища и головы; его изгибы обеспечивают сохранение телом равновесия, увеличивают размеры грудной клетки, придают ему упругость при ходьбе, беге и прыжках.

Некоторые характеристики позвоночника:
■ подвижные позвонки: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных;
■ крестцовые позвонки (их 5) срослись, образовав крестец ;
■ копчиковые позвонки (их 4-5) рудиментарны и представляют собой одну кость — копчик ;
■ шейный и поясничный изгибы направлены вперед (лордозы ), грудной и крестцовый — назад (кифозы ).

Позвонок представляет собой костное кольцо с утолщенной передней частью — телом — и задней — дугой с отходящими от нее отростками . Задняя поверхность тела позвонка обращена в сторону позвоночного отверстия , которое располагается между телом и дугой. В позвоночнике отверстия совмещаются, образуя позвоночный канал , в котором размещается спинной мозг.

Грудная клетка образована грудиной , 12 парами ребер и грудными позвонками . К каждому позвонку при помощи подвижного соединения прикрепляется одна пара ребер.

Основная функция грудной клетки — защита внутренних органов от ударов и повреждений.

Ребра представляют собой плоские и изогнутые костные дуги.
Истинные ребра — ребра, срастающиеся с грудиной (верхние, I-VII пары ребер).
Ложные ребра — ребра, срастающиеся с хрящом вышераспо-ложенного ребра (VIII-X пары).
Колеблющиеся ребра — ребра, заканчивающиеся в мягких тканях (XI и XII пары).

Скелет верхних и нижних конечностей представлен верхним плечевым поясом, скелетами свободных верхних конечностей, поясом нижних конечностей и скелетами свободных нижних конечностей.

■ Плечевой пояс и пояс нижних конечностей служат для прикрепления костей конечностей к позвоночному столбу.

Основные функции конечностей:

верхние конечности — обеспечение подвижности конечностей и высокой точности их движений, необходимых для трудовой деятельности;

нижние конечности — обеспечение опоры тела человека и его быстрого, плавного и пружинистого перемещения.

Скелет пояса верхней конечности представлен парными лопаткой и ключицей .

Лопатка — плоская парная кость треугольной формы, находящаяся на задней поверхности грудной клетки. Каждая лопатка одним концом образует сустав с ключицей, а другим — с грудиной.

Ключица — парная кость, имеющая изогнутую S -образную форму. Она отставляет плечевой сустав на некоторое расстояние от грудной клетки и обеспечивает свободу движения верхней конечности.

Скелет свободной верхней конечности представлен плечевой костью, костями предплечья (лучевой и локтевой) и костями кисти .

Скелет кисти состоит из запястья (8 костей, расположенных в два ряда; у взрослого человека две из этих костей срастаются и остается 7), пястья (5 костей) и фаланг пальцев (14 костей).

Скелет пояса нижних конечностей состоит из двух тазовых костей, неподвижно соединенных между собой и образующих таз, служащий опорой внутренним органам человека. Тазовые кости имеют суставные впадины , в которые входят головки бедренных костей.

■ Тазовая кость новорожденного состоит из трех костей, которые начинают сращиваться в возрасте 5-6 лет и полностью сращиваются к 17-18 годам.

Скелет свободной нижней конечности образован бедренной костью (бедро), большеберцовой и малоберцовой костями (голень), предплюсной, плюсной и фалангами пальце в (стопа).

Бедренная кость (самая длинная трубчатая кость скелета человека) соединяется с тазовой костью тазобедренным суставом , а с большеберцовой - коленным суставом , в состав которого входит губчатокостный надколенник .

Предплюсна состоит из семи костей. Наиболее крупная из них — пяточная кость ; на ней имеется пяточный бугор , служащий опорой при стоянии.

Основные группы скелетных мышц

Основные группы скелетных мышц человека: мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы верхних и нижних конечностей. В организме человека более 600 скелетных мышц.

❖ Мышцы различают по форме, размерам, функции, направлению волокон, количеству головок и месту расположения.

По форме мышцы бывают ромбовидные, трапециевидные, квадратные, круглые, зубчатые, камбаловидные и др.

По размерам мышцы бывают длинные, короткие (на конечностях), широкие (на туловище).

По направлению мышечных волокон мышцы бывают прямые (с параллельным расположением мышечных волокон), поперечные, косые (мышцы живота; одноперистые косые мышцы крепятся к сухожилию с одной стороны, двуперистые — с двух сторон), круговые, или циркулярные (мышцы-сжиматели, окружающие ротовое, заднепроходное и некоторые другие естественные отверстия организма человека).

По выполняемой функции мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращатели внутрь и вращатели кнаружи. Несколько мышц, участвующих в одном движении, называются синергистами , а мышцы с противоположной функцией — антагонистами .

По расположению различают поверхностные и глубокие, наружные и внутренние, латеральные и медиальные мышцы. Мышцы могут перекидываться через один, два и больше суставов (тогда они называются соответственно одно-, дву- и многосуставными).

■ Некоторые мышцы имеют по нескольку головок , каждая из которых начинается от отдельной кости или от разных точек одной кости. Головки сливаются, образуя общее брюшко и сухожилие .

По количеству головок мышцы подразделяются на двух, трех- и четырехглавые. В ряде случаев мышца имеет одно брюшко, от которого отходит несколько сухожилий (хвостов), которые прикрепляются к различным костям (например, сгибатели и разгибатели пальцев кисти и стопы).

Важнейшие мышцы головы; жевательные (обеспечивают движения нижней челюсти) и мимические (крепятся к кости только одним концом, другим концом вплетаются в кожу; сокращения этих мышц позволяют человеку выражать свои эмоции).

Мышцы шеи контролируют движения головы. Одна из самых крупных мышц шеи —грудино-ключично-сосцевидная .

Мышцы туловища:

мышцы груди — наружные и внутренние межреберные, диафрагма (обеспечивают дыхательные движения); большая и малая грудные (осуществляют движения верхних конечностей);

мышцы спины образуют несколько слоев — поверхностные мышцы способствуют движению верхних конечностей, головы и шеи; глубокие мышцы разгибают позвоночный столб и обеспечивают сохранение вертикального положения тела;

мышцы живота — поперечные, прямые и косые (образуют брюшной пресс , с их участием происходят наклоны туловища вперед и в стороны).

Мышцы конечностей подразделяются на мышцы поясов (плечевого, тазового) и свободных конечностей (верхних и нижних).

Важнейшие мышцы верхней конечности дельтовидная (при сокращении поднимает руку), двуглавая (приводит в движение предплечье: сгибает руку в локтевом суставе) и трехглавая (разгибает руку в локтевом суставе) мышцы.

Важнейшие мышцы нижней конечности: подвздошно-поясничная , три ягодичных (обусловливают сгибание и разгибание в тазобедренном суставе), четырех — и двуглавая (приводят в движение голень), трехглавая мышца голени (самая крупная мышца голени; включает часть икроножной и часть камбаловидной мышц; принимает участие в поддержании вертикального положения тела; очень хорошо развита у человека).

Работа и утомление мышц

Работа мышц представляет собой их попеременные сокращения и расслабления. Работа мышц — необходимое условие их жизнедеятельности:

■ тренировка мышц способствует увеличению их объема, силы и работоспособности,

■ длительное бездействие ведет к потере мышечного тонуса.

Основные типы мышечных сокращений в зависимости от величины укорочения: статические и динамические .

Статическое состояние организма (стояние, удержание головы в вертикальном положении или груза на вытянутой руке и т.д.) требует напряжения одновременно многих мышц тела, сопровождающегося сокращением всех их мышечных волокон. При этом сдавливаются кровеносные сосуды, проходящие в напряженных мышцах, что ухудшает их снабжение кислородом и питательными веществами, ведет к накоплению в них конечных продуктов распада и к утомлению мышц.

При динамической работе различные группы мышц и даже мышечные волокна в каждой мышце сокращаются поочередно, что позволяет мышце совершать работу длительное время без заметного утомления.

Утомление мышц — снижение работоспособности мышц в результате длительной работы.

Скорость наступления утомления зависит от:
■ интенсивности физической нагрузки,
■ ритма движений (высокий ритм вызывает быстрое утомление),
■ количества накопившихся в мышцах продуктов обмена (молочной кислоты и др.),
■ уровня концентрации в крови кислорода и питательных веществ,
■ состояния торможения нервной системы (при выполнении интересной работы утомление мышц наступает позднее) и др. Работоспособность мышц восстанавливается после активного или пассивного отдыха . Активный отдых (при котором уставшие мышцы отдыхают, а работают другие группы мышц) полезнее и эффективнее пассивного.

Значение двигательной активности:
■ способствует формированию сильного и выносливого организма;
■ стимулирует обмен веществ;
■ оказывает тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему и органы дыхания (укрепляет сердце и стенки кровеносных сосудов, углубляет дыхание, улучшает снабжение тканей кислородом);
■ делает мышечную и костную систему более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам;
■ повышает работоспособность всего организма;
■ уменьшает удельные затраты энергии при выполнении работ;
■ при недостаточной двигательной активности мышцы теряют упругость и силу, нарушается работа опорно-двигательного аппарата и координация движений, может возникнуть сутулость, искривление позвоночника, опущение внутренних органов, ожирение, нарушение функций пищеварительной системы и т.д.

Осанка

Осанка — это привычное положение тела человека при стоянии, сидении, ходьбе и работе. Эффективному функционированию всех органов человека и его высокой работоспособности способствует правильная осанка .

Правильная осанка характеризуется умеренными, имеющими равномерно-волнообразный вид изгибами позвоночника, симметричным расположением лопаток, развернутыми плечами, расположенной прямо или слегка откинутой назад головой, грудью, несколько выступающей над животом; при правильной осанке мышцы упругие, движения четкие.

■ Правильная осанка не наследуется, а формируется человеком в процессе его жизнедеятельности.

Сутулость — нарушение правильной осанки, при котором сильно подчеркнуты поясничный и грудной изгибы позвоночника («круглая спина»).

Сколиоз — боковое искривление позвоночного столба, при котором плечи, лопатки и таз асимметричны.

Остеохондроз — заболевание, часто спровоцированное неправильной осанкой и представляющее собой дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях (преимущественно в межпозвонковых дисках); проявляется болями, ограничением движений в пораженных суставах, затруднениями при ходьбе и нагибании, ухудшением обмена веществ, повышенной утомляемостью и т.д.

Плоскостопие — нарушение сводчатой формы стопы, возникающее из-за растяжения связок стопы и последующего уплощения ее свода; вызывает быструю утомляемость и боль при длительной ходьбе; может возникнуть при постоянном ношении неудобной обуви с узкими носами и на высоком (выше 4-5 см) каблуке, при переносе больших тяжестей, длительном стоянии и т.д. Лечится путем массажа, специальной гимнастики, ношения специальной ортопедической обуви, в тяжелых случаях — путем операции.

Развитие опорно-двигательной системы в значительной степени зависит от степени двигательной активности, питания, деятельности желез внутренней секреции. Особое значение для формирования скелета и развития мышц имеют физические упражнения и труд. При постоянной нагрузке на организм сильнее развиваются мышцы тела, крепче становятся кости скелета. При регулярных занятиях физическим трудом, физкультурой человек становится более выносливой, работоспособнее благодаря лучшему кровоснабжению мышц и развитию их физических качеств. Работа, физические упражнения развивают и внутренние мышцы, ведет к совершенствованию всех функций организма и деятельности систем органов. Физическая работа является единственным физиологическим средством снятия эмоционального напряжения, благодаря чему нервная система будет находиться в оптимальном состоянии и сможет обеспечивать четкую регуляцию работы мышц. Систематические занятия физкультурой повышают защитные свойства крови и кожи, устойчивость организма к недостатку кислорода, к низким и высоким температурам, к проникающей радиации.

Помните ! Занятия физическими упражнениями и связанное с ними физическую нагрузку благотворно влияют на организм лишь тогда, когда их объем, интенсивность, продолжительность соответствуют возрасту и состоянию здоровья.

Одним из самых вредных факторов, негативно влияет на процессы роста и развития человека, на продолжительность ее жизни, состояние организма, является гиподинамия - снижена двигательная активность. В наше время она в основном является следствием освобождения человека от тяжелого физического труда и развития транспорта. Особенно негативно продолжалась гиподинамия влияет на сердечно-сосудистую систему (ослабляется сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов), а также на обмен веществ и энергии. Гиподинамия снижает не только физическую, но и умственную работоспособность, жизненный тонус, а это приводит к ограничению социальной активности, стремление преодолевать трудности. Влияние гиподинамии сказывается на каждой системе организма человека.

Каждому человеку свойственна определенная осанка, то есть положение тела во время стояния, сидения, ходьбы, работы. Осанка определяется развитием скелета и мышц. Признаками правильной осанки является умеренные изгибы позвоночника, развернутые плечи, прямые ноги с нормальным сводом стопы. Формируется осанка в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение жизни. Недостатки осанки возникают, в основном, из-за несоблюдения гигиенических правил.

причины нарушений

Правила предотвращения нарушений осанки

1. Несоблюдение правил сидения за рабочим столом или партой (неправильная поза, постоянная сутулость и згорбленисгь).

2. Несоответствие высоты стола роста ребенка.

3. Плохое освещение.

4. Постоянное ношение тяжелого портфеля в одной руке.

5. сна на слишком мягком или вогнутой постели.

6. Недостаточное питание и нехватка витаминов

1. Регулярно заниматься физкультурой, никогда не згорблюватися, за столом сидеть ровно, не гнуться в сторону.

2. Устраивать рабочие места в соответствии с санитарными нормами.

3. Пользоваться ранцем или равномерно нагружать обе руки.

4. Не спать на вогнутой постели.

5. Соблюдать рационального питания

Искривление позвоночника - это нарушение, при которых увеличиваются физиологические изгибы позвоночника или появляются новые. Здоровый позвоночник имеет четыре умеренные изгибы, которые помогают ему быть упругим и уравновешивать центр тяжести тела. Шейный и поясничный отделы изогнутые несколько вперед, одновременно грудной и крестцовый изогнутые назад. Увеличены или аномальные изгибы могут быть врожденной недостатком, следствием ослабления опорно-двигательного аппарата или заболеваний костей. Различают следующие основные типы нарушения осанки: поясничный лордоз - избыточный изгиб позвоночника вперед в поясничном отделе; грудной кифоз - чрезмерный изгиб позвоночника назад в грудном отделе; сколиоз - боковые искривления позвоночника.

Плоскостопие - уплощение свода стопы. Вследствие плоскостопия сжимаются кровеносные сосуды, нарушается кровообращение стопы, постоянно раздражаются ее нервные окончания, вызывает болевые ощущения в ступни, косточках, голенях и изменение походки. Плоскостопие развивается вследствие слабости мышц стопы, большой массы тела, ношение обуви на высоком каблуке.

Основными заболеваниями костной системы является врожденные, дистрофические, воспалительные и опухолевые.

Врожденные болезни составляют группу поражений, основным признаком которых является нарушение развития отдельных костей или всего скелета во внутриутробном развитии и после рождения. Причины этих поражений полностью не изучены, но известно, что они нередко связаны с родственными браками; возникают эти болезни и в результате воздействия на организм беременных женщин вредных факторов (травм, химических агентов, нервных перегрузок, курения, алкоголя).

Дистрофические заболевания развиваются при нарушении питания костной ткани. Примером таких поражений является рахит, артроз, остеохондроз и др. К дистрофических болезней относится большая группа так называемых остеохондропатий, которые наблюдаются, в основном, у детей и подростков. Они обусловлены нарушением питания того или иного участка костной системы, в результате этого омертвевает, размягчается и под действием нагрузки деформируется. Позже она заменяется здоровой костной тканью, но искривление остается. Примером таких заболеваний является сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.

С воспалительных заболеваний чаще всего встречаются остеомиелит и туберкулез костей и суставов. Воспаление костной ткани может развиваться также, как осложнения перенесенных инфекционных заболеваний. Иногда они возникают при попадании возбудителей инфекции на обнаженную костную поверхность при открытых переломах.

Механические повреждения костной системы наблюдаются часто. К ним относят различные переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Удар - это повреждения мягких тканей, часто сопровождается кровоизлияниями под кожу. Признаками ударов является припухлость, боль, кровоизлияния под кожу. При ударах следует немедленно приложить что-то холодное, потом плотно забинтовать сустав и обратиться к врачу. Вывих - выход суставной головки из суставной впадины. Признаками вывихов является изменение формы сустава, боль. При оказании первой помощи сначала прикладывают холод, затем фиксируют сустав неподвижно и доставляют пострадавшего в больницу. Упражнения вывихов без врача не допускается. Перелом кости - это нарушение целостности костей. Различают переломы травматические и патологические:

травматические переломы - возникают вследствие неожиданной действия значительной механической силы на здоровую кость; делятся на закрытые (без поражения кожи) и открытые (наблюдается ранения кожи в зоне перелома)

патологические переломы - возникают в костях, ослабленные каким патологическим процессом, в случае незначительной травмы и даже спонтанно.

Для переломов характерны резкая боль, усиливающаяся при движениях и нагрузках, появление отека, патологическая подвижность костей, изменение их положения. По открытого перелома кости могут торчать из раны.

Заболевания мышц могут возникать в результате нарушений обмена веществ, воспалительных процессов, травм, при закупорке крупных артерий и др. Незначительная двигательная активность может приводить к атрофии мышц. К наиболее распространенных заболеваний мышечной системы принадлежит воспаление мышц - миозит. Повреждение мышц бывает и в виде ушибов и разрывов.

Кровь, нужно знать, это особый сок...

Вся совокупность костей и их соединений (суставов, связок, мускулатуры), координируемая взаимосвязанными нервными структурами - так в анатомии характеризуется опорно-двигательная система (опорно-двигательный аппарат, локомоторная система). Исполняя роль защитника внутренних органов, этот аппарат претерпевает большие нагрузки и подвержен действию возрастных изменений в большей мере, чем другие системы организма. Нарушения функциональной способности скелетно-мышечного аппарата приводят к ухудшению подвижности, поэтому важно предупредить их в самом начале.

Что такое опорно-двигательная система

Мышечный каркас, соединенный определенным образом с костным скелетом посредством суставов и сухожилий, представляет собой опорно-двигательный аппарат. Благодаря слаженной работе ЦНС и окончаний костных рычагов осуществляется осознанная подвижность всех частей тела. На макроскопическом уровне структуру костей можно представить так:

  • надкостница - плотная ткань, покрывающая трубчатые кости, идущие от нее нервные окончания проникают внутрь через микро-отверстия;
  • компактная ткань - вещество коркового слоя кости, обеспечивает хранение химических элементов;
  • трабекулярное вещество - губчатая ткань, состоящая из костных перегородок, расположенных в пространстве определенным образом, чтобы обеспечить сохранность артериальных каналов и костного мозга.

Строение

Кости, в своей совокупности, скелет, мышцы и соединительные структуры - вот, что входит в состав опорно-двигательной системы. Своим названием костно-мышечный аппарат обязан основообразующим элементам, к которым помимо основных составляющих относятся такие соединения:

  • синартрозы;
  • суставы;
  • сухожилия;
  • связки.

Активная часть опорно-двигательного аппарата

Мышцы, диафрагма, стенки органов составляют активную часть локомоторной системы. Мышечное волокно, состоящее из сократительных нитей, обеспечивает функцию движения всех частей опорно-двигательного аппарата, включая мимику лицевого отдела. Химическая энергия под воздействием импульсов головного и спинного мозга преобразуется в механическую, чем достигается подвижность системы.

Пассивная часть

Скелет, образованный костями разного вида, - это пассивная часть костно-мышечной системы. Структурными элементами этой области являются:

  • череп;
  • позвоночник;
  • грудная клетка (ребра и грудина);
  • конечности (верхние состоят из костей предплечья, плеча, кисти, нижние - из костей бедренных, голени, стопы).

Функции

Понять, какие функции выполняет система органов движения, можно исходя из ее названия, но обеспечение возможности совершать двигательные действия - далеко не исчерпывающий список всего функционала опорно-двигательного аппарата, который описан в таблице:

Функции опорно-двигательной системы

Значение для организма

Обеспечивает фиксирование внутренних органов, мышц, сухожилий и связок

Защитная

Препятствует повреждению органов

Локомоторная

Под влиянием нервных импульсов достигается взаимодействие костей и связок, приводящих в движение мышцы

Рессорная

Снижает степень нагрузки, приходящейся на связки во время двигательной активности, уменьшает сотрясение органов

Гемопоэз

Защищает красный костный мозг, где появляются новые клетки крови

Метаболическая

Участвует в обменных процессах, обеспечивает постоянный состав крови

Запасающая

Образование запаса минеральных соединений

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

Невзирая на то, что кости кажутся постоянной субстанцией, они на протяжении всей жизни обновляются и изменяются. Каждые 10 лет происходит полная замена структурной костной системы, и для правильного формирования ее химического состава необходимы определенные условия. Придерживаясь приведенных ниже правил, можно продлить здоровье опорно-двигательного аппарата и предотвратить развитие нарушений функциональности его отделов:

  • употребление пищи, содержащей достаточное количество кальция и фосфора;
  • обеспечение поступления в организм жизненно необходимых витаминов;
  • поддержание мышечной активности;
  • контроль уровня стресса;
  • соблюдение режима отдыха;
  • отказ от вредных привычек.

Нарушения опорно-двигательной системы

Причины, провоцирующие возникновение нарушений костно-мышечной системы, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся те, которые оказывают воздействие на внутренние органы и системы, способствуя повреждениям костной ткани. Это может быть недостаток необходимых витаминов и минералов в организме (например, рахит - форма авитаминоза, при которой теряется прочность костей, причиной является недостаток витамина Д). Внешние причины - это неконтролируемые человеком события, влияющие на целостность костей опорно-двигательного аппарата, т.е. травмы.

Неправильное положение тела во время движения или в период покоя (осанка) и уплощение подошвы (плоскостопие) оказывают постепенное, но постоянное деформирующее воздействие на локомоторную систему. Все повреждения, повлекшие за собой нарушения скелетно-мышечной системы, могут привести к развитию серьезных заболеваний, если не ликвидировать их на ранних этапах.

Заболевания

Частичное или полное ограничение одной из функций опорно-двигательного аппарата является симптомом заболевания. Причина его появления подразделяет болезни на первичные и вторичные. Если эта патология возникает вследствие нарушений локомоторной системы, то она считается первичной. Вторичными являются те заболевания опорно-двигательной системы, которые вызваны сопутствующими факторами. Симптоматика, вероятные причины и предполагаемые способы лечения изложены в таблице:

Название заболевания локомоторной системы

Симптомы болезни

Причинные факторы

Способ лечения

Ревматоидный артрит

Деструктивные процессы соединительной ткани мелких суставов

Наследственность, инфекции, поражающие иммунную систему

Хирургическое вмешательство, терапия, направленная на снижение болевого синдрома

Воспалительные процессы, возникающие в суставных синовиальных сумках

Травмы, повторяющиеся механические повреждения

Антибиотикотерапия, гормональные препараты

Неподвижность, костное сращение

Посттравматические инфекционные поражения

Оперативное лечение

Остеоартрит (остеоартроз)

Дегенерация, происходящая в хрящевых тканях, хрящевой разрыв

Возрастные изменения, генетическая предрасположенность, последствия травм

Физиотерапия, лечебная гимнастика

Воспаление мускулатуры, сопровождающееся болью при мышечном сокращении

Переохлаждение, подверженность длительному мышечному напряжению (спортивные нагрузки, определенный род деятельности)

Медикаментозное лечение с применением анальгетиков и обезболивающих препаратов

Тендинит

Развитие дистрофии сухожилий

Иммунологические инфекции, неврологические расстройства

Компрессия поврежденной области, при хронической форме необходим прием анальгетиков и противовоспалительных средств

Остеопороз

Нарушение строения костной ткани на микроскопическом уровне

Гормональные сбои, воздействие вредных привычек, авитаминоз

Гормональная терапия, прием витаминосодержащих препаратов

Комплексный подход к лечению

Появление первых болевых ощущений, чувства дискомфорта при движениях, должны служить поводом для обращения к врачу. Большинство болезней всех отделов опорно-двигательного аппарата легко можно излечить в начальной стадии патологического процесса. Медицина предлагает ряд профилактических и лечебных мер, направленных на оздоровление позвоночника, среди которых эффективными являются следующие:

  • иглотерапия;
  • мануальные массажи;
  • воздействие природных и искусственно создаваемых факторов (магнитотерапия, ультразвук, ток, лазер);
  • лечебная физкультура;
  • протезирование и другие виды хирургического вмешательства;
  • лекарственные препараты.

Видео

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

В опорно-двигательном аппарате выделяют две части: пассивную и активную . Пассивная часть представляет собой скелет, образованный костями и их соединениями . Активная часть представлена скелетными мышцами , образованными поперечнополосатой мышечной тканью, диафрагмой , стенками внутренних органов . Опорно-двигательная система (синонимы: опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система человека - функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, суставов, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы и другие двигательные действия, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

Функции двигательного аппарата,опорная - фиксация мышц и внутренних органов; защитная - защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.); двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности; рессорная - смягчение толчков и сотрясений; участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.

Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом - к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга. Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене кальция и фосфора.

Химический состав костей сложный. Кость состоит из органических и неорганических веществ. Неорганические вещества составляют 65% - 70% сухой массы кости и представлены главным образом солями фосфора и кальция. В малых количествах кость содержит более 30 других различных элементов. По твердости и упругости кость можно сравнить с медью, бронзой, чугуном. В молодом возрасте, у детей кости более эластичные, упругие, в них больше органических веществ и меньше неорганических. У пожилых, старых людей в костях преобладают неорганические вещества. Кости становятся более ломкими.

Компактное вещество находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например в диафизах трубчатых костей. Губчатое вещество находится также в коротких (губчатых) и плоских костях.

35. Правильная поза в положении сидя. Осанка, нарушение осанки.

Существует несколько простых правил, формирования правильной осанки. Стопы поставьте на пол. Отрегулируйте высоту стула так, чтобы бедра располагались параллельно полу. 3Не сидите более 1-2 часов. Необходимы перерывы, во время которых выполняются упражнения на разминку и растяжку. Голова смотрит прямо, плечи подняты,грудь выставлена вперед, живот втянут, спина опирается на спинку стула

Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Так, у новорожденного он имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба - шейного лордоза - начинается вскоре после рождения под воздействием мышц, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб - грудной кифоз - формируется, когда ребенок начинает стоять и ходить. Процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба - поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз), а начиная с трех-четырех лет - образованием арочной формы костей стопы.

В дошкольном и школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, массой тела, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушении опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. . Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

Дефекты осанки могут быть самыми разными. "сутуловатость" - увеличение грудного изгиба в верхних отделах при сглаживании поясничного изгиба; "круглая спина" - увеличение грудного изгиба на всем протяжении грудного отдела позвоночника; "вогнутая спина" - усиление изгиба в поясничной области; "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного изгиба при увеличении поясничного изгиба; "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного изгиба при нормальном или несколько увеличенном поясничном изгибе.

Профилактика нарушений осанки и сколиозов: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание.

Сколиоз - это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, направленное своей вершиной вправо или влево. Сколиоз может иметь одну дугу искривления, две дуги, когда он напоминает латинскую букву S и три дуги - в верхне-грудном, нижне-грудном и в поясничном отделах позвоночника.. По этиологии сколиозы подразделяются на врожденный, диспластический, который иначе называется идиопатический и неврогенный. Сколиоз - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, Девушки болеют чаще мужчин. Профилактика Например, два-три раза в день лежать на спине или на животе по пятнадцать минут. Естественно, лежать нужно на твердой поверхности и ровно. Матрас на кровати ребенка должен быть ортопедическим, средней жесткости. Мягкий матрасик - первый шаг к болезням спины. Еще очень полезно висеть на турнике.

Профилактика плоскостопия.

Плоскостопие является одной из наиболее часто наблюдаемых у детей и взрослых деформаций стоп, которая выражается в уменьшении высоты ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Последнее встречается редко – обычно у женщин в с при ношении обуви на высоком каблуке.

Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки: нагрузка на пятку, носки направлены вперед. Для укрепления мышц, участвующие в образовании сводов ступни, следует: ходить босиком по неровной, но мягкой поверхности, периодически поджимая пальцы ног, ходить на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы.

Существуют специальные устройства для массажа ступней ног (акупрессура). Большое значение имеет хорошая обувь с профилактическими вкладышами – супинаторами

36.. Гигиенические требования к оборудованию детских учреждений Основные размеры различного оборудования, инвентаря и инструментария должны отвечать росту и возрасту детей и подростков. Оборудование и инструментарий, изготовленные в соответствии с этим гигиеническим требованием, обеспечивают соблюдение правильного положения тела и исключают излишнее напряжение организма во время различных занятий. К числу гигиенических относятся требования портативности оборудования, доступности и легкости поддержания его в чистоте. Каркас столов, стульев, складных табуретов и парт может изготовляться из дерева, металла или пластмассы. Для крышек столов и парт, сидений и спинок стульев используют только материалы с малой теплопроводностью, обладающие высокой прочностью. Покрытие мебели должно быть водостойким, хорошо поддаваться очистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом, содой и обработку дезинфицирующими средствами. Столы и стулья для пред дошкольных и дошкольных учреждений установлены 6 номеров соответственно для 6 ростовых групп детей. Стол и стул подбирают детям на основании измерения их роста. Помимо фабричной маркировки мебели - указания номера и группы роста детей, для которых она предназначается, детское учреждение производит дополнительную маркировку. Эта маркировка заключается в том, что на стулья и столы соответственного номера наклеивают одинаковый рисунок. По этому рисунку каждый ребенок находит требуемый по его росту стул и стол. Мебель (столы и стулья) должна быть легкой и в то же время устойчивой. Углы и грани округляют, винты и шурупы заделывают заподлицо. Все поверхности зачищают, чтобы не было отколов и отщепов. Шкафы для хранения игрушек, строительного материала и пособий по своим размерам также должны соответствовать росту детей. Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для младшей группы, 145 см для средней и старшей групп при ширине 100 см и глубине полок в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного материала несколько иные: высота 110 см, ширина 175 см, глубина 35 см..
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Что такое рефлекторная дуга?
  5. Из чего состоит рефлекторная дуга?
  6. Какова роль рецепторов?
  7. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
  8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?
  9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
  10. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

III. Постановка учебной задачи

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями строения тела человека. Я предлагаю вам определить тему нашего урока, но сначала проведём физминутку.

Физминутка:

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Всё! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.

Учитель: Какие органы вашего тела принимали участие в разминке?

Ученики: Скелет и мышцы.

Учитель: Какую систему органов образуют скелет и мышцы?

Ученики: Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Опорно-двигательная система (слайд 1)

Учитель: Что вы знаете об опорно-двигательной системе человека?

Чтобы вы ещё не знаете и должны изучить? Определите цель нашего урока.

Учащиеся высказывают предположения: какой тканью образована ОДС, особенности её строения, какое строение имеют кости, как они растут.

Учитель: Изучению данных вопросов мы посвятим наш урок.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

1. Значение ОДС человека

Учитель: Давайте выясним, какие функции выполняет ОДС человека? Прочитайте текст учебника на с. 46 - 47.

Учитель: Итак, какие функции выполняет ОДС человека? (слайд 2)

Ученик: ОДС человека определяет форму тела человека, выполняет опорную, двигательную и защитную функции.

Учитель: В чём заключается опорная функция ?

Ученик: Кости скелета и мышц образуют прочный каркас.

Учитель: В чём заключается защитная функция ?

Ученик: ОДС ограничивает внутреннюю полость, в которой находятся внутренние органы. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой. Органы брюшной полости – нижним отделом позвоночника и тазовыми костями, мышцами спины и живота. Головной мозг – костями черепа. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

Учитель: В чём заключается двигательная функция ?

Ученик: Двигательная функция осуществляется благодаря взаимодействию костей и мышц, которые прочно прикрепляются к костям. Движение мышц приводит к движению костей.

Учитель: Послушайте некоторые интересные факты об скелете человека. (слайд 3)

При средней массе человека 70 кг, масса его скелета составляет 7 – 8 кг.

По прочности кости превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругость дуба.

Бедренная кость самая длинная костью в скелете человека. Она выдерживает нагрузку на давление 1500 кг.

Учитель: С чем связана способность скелета выдерживать такие нагрузки? Чем можно объяснить высокую прочность скелета?

Ученик высказывают предположение: прочность скелета можно объяснить особенностями его строения.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения костей позволяют им выполнять опорную, защитную и двигательную функцию?

2. Макроскопическое строение костей (слайд 4)

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу:

Учитель: В организме человека насчитывают около 200 костей. Все они различаются по форме, длине и выполняемой роли. В зависимости от всего вышесказанного различают кости длинные (трубчатые), короткие (губчатые), широкие (плоские) и смешанные.

А) трубчатая кость (слайд 5, гиперссылка “Строение кости”) состоит из тела (диафиз) и двух концов (эпифиз). Сверху кость покрыта надкостницей, за исключением концевых участков. Под надкостницей располагается слой компактного вещества. На концевых участках компактное вещество переходит в губчатое. В средней части кости имеется полость, заполненная жёлтым костным мозгом. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг. Какова его роль?

Ученик: Это кроветворный орган.

Учитель: Жёлтый костный мозг состоит из жировых клеток и кроветворной соединительной ткани. Он играет роль резерва, на случай, если красный костный мозг не будет справляться с работой.

К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, голени, и бедра.

Их роль: передвижение в пространстве, поднятие тяжестей.

Б) короткие кости (слайд 6) образованы губчатым веществом, поэтому их называют губчатыми. Поверх губчатого вещества расположен тонкий слой компактного вещества. Эти кости имеют кубическую или неправильную форму и располагаются там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета. Это кости тел позвонков, короткие кости запястья и предплюсны. Выполняют также функцию опоры.

В) плоские кости образованы двумя пластинами компактного вещества, между которым располагается губчатое вещество. Функция плоских костей – защита. Они образуют стенки полостей, в которых расположены внутренние органы. Это кости таза, лопатки, черепа.

Учитель: Можно ли по форме кости определить её функцию?

3. Микроскопическое строение костей

Учитель: Каждая кость – сложный орган, образованный костной тканью – разновидностью соединительной.

Вспомните особенности строения соединительной ткани.

Ученик: Соединительная ткань отличается наличием хорошо развитого межклеточного вещества.

Учитель: Костная ткань представлена костными клетками и костными пластинкам. (слайд 7)

Костные клетки (слайд 8) – имеют отростки, при помощи которых они контактируют друг с другом. Вокруг клеток располагаются мельчайшие канальцы, заполненные межклеточной жидкостью. Через неё происходит питание и дыхание клеток.

Вокруг костных клеток располагаются костные пластинки – это межклеточное вещество. Оно образуется костными клетками и составляет 2/3 костной ткани. Оно очень твёрдое и прочное. По своим свойствам напоминает камень. Костные пластинки, в зависимости от расположения, образуют компактное (плотное) и губчатое вещество кости. (слайд 9)

Компактное вещество (слайд 10) имеет пластинчатое строение и напоминает систему вставленных друг в друга цилиндров. Стенки цилиндров выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Такое строение обеспечивает лёгкость и прочность. В центре цилиндров расположены каналы, по которым проходят кровеносные сосуды и нервы. По наружному периметру цилиндров располагаются костные клетки.

В губчатом веществе (слайд 11) очень тонкие костные пластинки перекрещиваются в тех направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом – кроветворным органом.

Сверху кости покрыты надкостницей – плотной соединительной тканью. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами. Надкостница примыкает к компактному веществу. Компактное вещество переходит в губчатое.

4. Рост костей

Учитель: В детстве и юности кости растут. Как это происходит?

Однажды провели эксперимент. Молодому петуху удалили кость, но оставили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась.

Учитель: Как вы думаете, за счет чего восстановилась кость?

Ученик: За счет деления клеток надкостницы и хрящевой ткани.

Учитель: Да, рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы. Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани. (слайд 12)

Рост костей регулируется биологически активными веществами – гормоном роста, который вырабатывается гипофизом. Если в детстве вырабатывается слишком много этого гормона, то человек вырастает ростом до 2 метров и более. Если гормона роста вырабатывается мало, то рост взрослых людей не превышает 100 – 120 см.

У взрослых людей кости не растут, но происходит замена старого костного вещества на новое. Чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления, и тем прочнее костное вещество.

5. Химический состав костей

Учитель: Кости образованы неорганическими и органическими веществами.

Какие органические и неорганические вещества входят в состав организма?

Ученики называют вещества.

Учитель: Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Из неорганических – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов. Посмотрите на экран (слайд 13, гиперссылка “Химический состав костей”. После открытия файла делается двойной щелчок по “Неорганическим веществам”, затем двойной щелчок по “Органическим веществам”):

  1. если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям прочность.
  2. Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.

Учитель: Какие свойства костям обеспечивают неорганические и органические вещества.

Ученик: Сочетание неорганических и органических веществ придают костям прочность и упругость. (слайд 14)

Учитель: В зависимости от возраста, у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные. После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.

IV. Закрепление (слайд 15)

  • Какую функцию выполняет ОДС человека?
  • Какой тканью образована ОДС человека?
  • Какие типы костей характерны для скелета человека?
  • Какие вещества входят в состав костей?
  • Как происходит рост костей в длину и толщину?
  • Затем учащиеся выполняют лабораторную работу “Микроскопическое строение кости ” и отвечают на вопрос: Какие особенности строения костей обеспечивают им прочность?

    V. Рефлексия:

    Учитель: Ребята, мы достигли поставленных целей? Получили ответ на проблемный вопрос? Что вы узнали нового и важного?

    Рекомендуем почитать

    Наверх