Интеллект в психологии определяется как общая. Как формируется и работает интеллект человека

Элементы декора 25.09.2019
Элементы декора

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.

Сущность интеллекта

Способность к обучению

Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.

Возможность оперировать абстракциями

Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне. Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.

Структура интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

Виды интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

  • Физический интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
  • Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
  • Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
  • Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.

Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.

Особенности

Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.

К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.

Возможности интеллекта

Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными. К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 % заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны. Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.

Как повысить интеллект?

Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом. Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей. Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет, в конечном счете, успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонентов. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект – это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать, кроме интеллектуальных, еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом – художественный вкус.

В любом случае, интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Факторы развития интеллекта и успешности интеллектуальной деятельности:

1. Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

2. Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания, ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

3. Функциональные возможности центральной нервной системы (ЦНС).

От организации и функционирования ЦНС зависят практически все показатели интеллектуальной деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий стволовые структуры мозга, и, прежде всего, ретикулярную формацию, обеспечивает регуляцию энергетического уровня познавательной деятельности, проявляясь в умственной работоспособности и внимании. Блок приема информации, имеющий в составе затылочно-теменные, височные и центральные отделы больших полушарий головного мозга, обеспечивает зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое восприятие, анализ информации и ассоциативную деятельность. Блок управления движениями, включающий лобные доли больших полушарий, обеспечивает программирование и контроль исполнительных компонентов интеллектуальной деятельности и ее произвольность. Доминирующее полушарие (у правшей чаще левое) дает возможность осуществлять речевую деятельность, слушание и говорение, чтение и письмо, счет, отвечает за абстрактно-логическое мышление, дискретную, последовательную и аналитическую переработку информации, использование знаков. Подчиненное полушарие (правое у правшей) позволяет оперировать пространственными образами, воспринимать информацию целостно, параллельно и синтетически, обеспечивает воображение. Любой вид интеллектуальной деятельности требует участия и согласованного функционирования всех отделов ЦНС. Нарушение работы соответствующих отделов приводит к таким грубым расстройствам интеллектуальной деятельности, как амнезии, агнозии, апраксии, афазии. Относительное преобладание какого-либо из отделов может определять стиль мышления, тип интеллекта: вербальный или невербальный.

4. Пол.

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых, неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей, соответственно, функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

5. Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные результаты. При этом в детстве наблюдается бо льшая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

Поскольку интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется, главным образом, в процессе образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Отечественное образование – и гуманитарное, и техническое – более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций, подобно тому, как физические упражнения – развитию силы и ловкости.

7. Экономические и культурные условия.

Чем выше уровень материального благосостояния, тем больше у человека возможностей удовлетворять познавательные потребности. В состоятельной семье у ребенка больше игрушек, книг, теле- и видеотехники, компьютеров, поездок, встреч, меньше времени тратится на удовлетворение других потребностей, больше возможностей для получения хорошего образования.

8. Образ жизни и характер деятельности.

Образ жизни человека характеризуется значением двух наиболее существенных переменных: соотношением производства и потребления и соотношением материального и духовного. Уровень интеллекта зависит, прежде всего, не от того, сколько человек потребляет (читает, смотрит, слушает, ест), а от того, сколько он производит. Максимальная активность деятельности способствует развитию интеллекта в наибольшей степени. Что именно производится – материальное или духовное, влияет на развитие интеллекта в меньшей степени, хотя духовное производство несколько более эффективно в развитии интеллекта, чем материальное.

9. Мотивы интеллектуальной деятельности.

Имеет значение содержание и сила мотивов. По содержанию наиболее эффективны познавательные потребности – любознательность и любопытство. В меньшей степени эффективны материальные и социальные потребности. При этом развитие интеллекта стимулируется, но выступает как средство для достижения других целей, а не как самостоятельная цель деятельности. Зависимость продуктивности интеллектуальной деятельности от силы мотивов имеет криволинейный характер и подчиняется закону Йеркса-Додсона (Рис. 1). Согласно этому закону, любая деятельность характеризуется определенным оптимумом необходимой для ее осуществления силы мотива. До достижения этого оптимума повышение силы мотива приводит к повышению эффективности деятельности, после достижения этого оптимума дальнейшее усиление мотивации ухудшает деятельность. Таким образом, для максимальной успешности интеллектуальной деятельности мотив не должен быть слишком слабым или слишком сильным. Причем, чем сложнее деятельность, чем сложнее интеллектуальная задача, которую человек должен решить, тем меньше должна быть сила мотива. Почему? Чрезмерная мотивация настолько повышает состояние эмоционального напряжения, что выполнение сложных видов деятельности блокируется. Сильные мотивы необходимы только для очень простых видов деятельности.



Рис. 1. Закон Иеркса-Додсона

10. Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность – склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования – приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность – непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния – может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность – не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

11. Функциональное состояние человека.

Функциональное состояние человека определяет текущий уровень его работоспособности. Сильный, здоровый, бодрый человек с хорошим настроением может в большей степени реализовать свой интеллектуальный потенциал, в то время как состояние утомления, слабости, раздражительности, подавленности препятствует интеллектуальному развитию.

Тест Вандерлика

Представленный ниже тест представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Вандерлика, иногда называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для выполнения тестовых заданий испытуемому дается 15 минут. Показателем общего интеллекта является количество правильно выполненных заданий.

ТЕСТ ВАНДЕРЛИКА

ИНСТРУКЦИЯ.

  • На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
  • Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.
  • Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
  • Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ТЯЖЕЛЫЙ;

2 – УПРУГИЙ;

3 – СКОРЫЙ;

4 – ЛЕГКИЙ;

5 – МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ – 5)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут. Если вы готовы приступить к выполнению тестовых заданий, засекайте время и переворачивайте страницу.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 – РЕЗКИЙ;

2 – СТРОГИЙ;

3 – МЯГКИЙ;

4 – ЖЕСТКИЙ;

5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

3 – УВЕРЕННЫЙ;

4 – ДОВЕРИЕ;

5 – ВЕРНЫЙ.

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – ЗВОНИТЬ;

2 – БОЛТАТЬ;

3 – СЛУШАТЬ;

4 – ГОВОРИТЬ;

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

4 – НЕВИННЫЙ;

5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 – СЛАДКИЙ;

3 – ЗАПАХ;

5 – ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp, M.C. Sharp, M.C.
Fielder, E.H. Filder, E.N.
Connor, M.C. Conner, M.G.
Woesner, O.W. Woerner, O.W.
Soderquist, P.E. Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

2 – ЯВНЫЙ;

3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5 – ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

1) 3 11) 3 21) 3, 5 31) 1600 41) 3
2) 3 12) 270 22) 31 32) 3 42) 14
3) 2 13) 4 23) 2 33) 18 43) 1
4) 1 14) 3 24) 1 34) 3 44) 800
5) 3 15) 5 25) 1500 35) 1 45) 1/10
6) 2 16) 4 26) 1 36) 1 46) 280
7) 4 17) 3 27) 1 37) 480 47) 4, 5
8) 1 18) 4 28) 1 38) 1 48) 1
9) 5 19) 3 29) 5 39) 20 49) 1, 4
10) 40 20) 2 30) 3 40) 1/8 50) 17

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если клиент получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

  • недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,
  • недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,
  • недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,
  • недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Итак, если клиент добился достаточно высокого уровня развития способностей к обучению, то его выбор не ограничен. Он может свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими видами деятельности. Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

  • проверить свои результаты с помощью других тестов,
  • с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,
  • ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.

Проективные методы

1 3 306 0

Методы развития интеллекта, согласно «Гугл трендам», получили наивысшую оценку востребованности. При этом среднее значение коэффициента интеллекта, пишет 60-летнее научное издание «New Scientist», у людей в развитых странах начало падать. Это вызвало падение доверия к IQ-тестам.

Интеллект человека трактуют по-разному. В основном такое понятие значит сравнительные способности человека к восприятию нового, осмыслению и решению задач разной сложности.

Под интеллектом понимается способность человека адаптироваться к различным задачам и создавать алгоритмы их эффективного решения.

Википедия, ссылаясь на академика Н. Моисеева, также определяет интеллект как способность ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения. В это психическое качество входят память, воображение, мышление и восприятие.

Как формируется интеллект

В психологии основной теорией формирования интеллекта считаются стадии, разработанные Пиаже. Создание стадий происходило во время наблюдения за детьми разного возраста.

Первые признаки формирования интеллекта появляются у новорожденного после 12 месяцев.

    Сенсомоторная стадия

    Имеет такие особенности: ребенок начинает осознавать, что предметы существуют даже тогда, когда он на них не смотрит. Впервые в его мышлении возникает цель и стремление ее добиться. Формируются первые убеждения относительно окружающего мира.

    Вторая стадия

    Подготовительная. Интеллектуальный опыт, накопленный за 7 лет, позволяет сформировать интуитивное мышление. Ребенок уже умеет умственно решать некоторые задачи, но не воплощать их в реальности.

    Третий этап

    Стадия конкретных операций. Возрастной период – от 7 до 12 лет. Появляется возможность самому оперировать представлениями об объектах и совершать осознанные действия с ними.

    Четвертая ступень

    Этап формальных операций. Наступает после 12 лет. Подросток осваивает абстрактное и формальное мышление. Создает внутреннюю картину внешнего мира.

Общий уровень интеллекта зависит и от влияния социума. Поэтому теория Пиаже неоднократно критиковалась. Бывает, что у зрелых людей нет абстрактного мышления к какой-то деятельности. Интеллектуальность зависит от качества и количества получаемой информации. Интеллектуальная личность по Гальтону, английскому исследователю и психологу, – это непознаваемая сущность, отражение внутренних представлений на внешний мир.

Коэффициент интеллекта: что это и как определяется

Первые попытки измерить ум предприняли французы Т. Симон и А. Бине. Они исследовали уровень психического развития детей к определенному возрасту. Основу всех современных тестов на интеллект предложил в 1912 году немец Штерн. Он вычислял отношение интеллектуального возраста к реальному.

Современные исследования умственных способностей – это модификации теста Айзенка, разработанного в 40 годах.

Испытуемому нужно решить на время несколько головоломок. За правильное решение он набирает баллы. Их количество зависит от модификации теста. В общем случае средний показатель 100 баллов. Высокоинтеллектуальный человек тот, кто наберет больше 140 (в некоторых тестах 160) баллов. Высший балл – 200.

Профессор Университета Отаго и политолог Джеймс Флинн констатирует, что на данном этапе развития человечества тест на IQ бесполезен. В доказательство он приводит изменившуюся ситуацию со средним уровнем жизни в развитых странах. Он стабилизировался и меняется незначительно. А тот же тест Айзенка не был стандартизирован за 100 лет существования. То есть, слишком много модификаций дают расплывчатые результаты.

Его виды

Психология в вопросе изучения интеллекта признавала только академический подход до 1983 года. Тогда американский психолог Говард Гарднер бросил вызов традиционному учению и создал свою модель интеллекта. Он назвал ее множественным интеллектом. Согласно Гарднеру, существуют восемь видов:

Название

Описание

Вербальный Присущ поэтам и писателям. Включает в себя все умения, связанные с речью. В том числе восприятие и воспроизведение звуков, механизмы, ответственные за грамотность и смысловое наполнение речи.
Пространственный Его функции отвечают за зрительную и пространственную ориентацию. Сюда же относится умение конструировать образы, представлять их в каждом измерении и манипулировать ими. Замечено, что наиболее развит такой вид интеллекта у архитекторов, водителей.
Музыкальный Дает возможность определить смысл, который связан со звуками. В том числе их тембр, высоту и ритм. В наибольшей степени им обладают певцы и музыканты.
Социальный Психика у человека с доминацией этого вида заточена под общение. Такой человек умеет находить контакт с людьми, понимать их настроение и намерения.
Внутриличностный Любой высокоразвитый человек способен наблюдать за самим собой. Развитый внутриличностный интеллект позволяет ясно понимать свои скрытые мотивы и эмоции.
Физический Способность владеть телом. Присущ танцорам и работникам прикладных профессий.
Логический или абстрактный Дает возможность улавливать связь между объектами или действиями без фактического присутствия при них.
Духовный Автор 10 книг о духовном развитии Дана Зохар определяет духовный интеллект как способность решать проблемы смысла и ценностей. Стивен Кови входит в ТОП-25 влиятельных людей в бизнесе по версии журнала «Time». Он называл этот вид центральным и наиболее фундаментальным.

Согласно исследованию американских ученых Цукермана, Зильбермана и Холл, религиозные люди в среднем имеют IQ ниже, чем атеисты.

Уровни

В разных ситуациях человек проявляет разный уровень интеллекта: конкретный или абстрактный.

  1. Конкретный или практический . Это уровень применения знаний, хранящихся в памяти, на основе ассоциативных способностей.
  2. Абстрактный дает способность человеку управлять понятиями и словесными образами. Артур Дженсен, который входит в 50 самый влиятельных психологов ХХ века, относит этот уровень к сфере познавательных способностей. По его мнению, отношение одного уровня к другому обусловлено наследственностью.

Структура

Чарльз Спирмен первым основательно взялся за структуризацию интеллекта. В своих исследованиях он проверял профессиональные способности человека. Многочисленные тесты выявили, что процессы памяти, восприятия, мышления и внимания тесно взаимосвязаны. Спирмен сделал вывод, что личности, успешно выполняющие задачи на мышление, отлично справляются и с заданиями на выявление других способностей. И наоборот: те, кто, к примеру, плохо концентрировали внимание, не могли быстро оперировать памятью. Согласно его трудам, любой интеллектуальный труд зависит от специфического и общего фактора.

На основе экспериментов, Спирмен вывел структуру интеллекта. На ее вершине расположился общий фактор. Середину наполняют групповые качества умственных способностей (механические, вербальные). Основа – специальный фактор – набор специфических способностей, которые зависят от сферы деятельности.

Расстройства интеллекта - как их распознать

Научно доказано, что интеллектуал может стать олигофреном.

Интеллект имеет способность снижаться под влиянием разных факторов. Это может быть сильная депрессия, потеря зрения или слуха. Любое препятствие к получению информации извне вызывает колебания уровня интеллекта.

Расстройство может быть и врожденным. Оно называется слабоумием. Основные признаки: утрата способности понимать связь между явлениями, снижается самокритика, неспособность контролировать свое поведение, теряется возможность отделять главное от второстепенного.

Особенности интеллекта у детей

Согласно исследованию ученых из Флориды К. Бивера и Дж. Шварца, ребенок получает интеллект преимущественно с генами матери. Но девственно сохранный интеллект испытывает влияние социума и среды окружения. Также наивысшее влияние оказывают стимуляции к его развитию в раннем возрасте. Советы детских психологов таковы:

  • Классическая музыка;
  • грудное вскармливание;
  • свежий воздух;
  • со временем – физическая активность.

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта.

Современная психология рассматривает как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель (1784- 1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. М. Кеттелл (1860) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.

Развитие интеллекта как умственного возраста исследовалось французским психологом А. Вине (1857-1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), который предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

В 1937 г. Д. Векслером (1896-1981) была создана первая шкала интеллекта для взрослых.

В начале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863-1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта . В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. П. Гилфорд (1897-1987) выделил 120 факторов интеллекта и представил ею структуру в виде кубической модели (рис. 80).

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее,взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Рис. 80. Структура интеллекта по Дж. П. Гилфорду.

Эта кубическая модель — попытка определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при опенке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еше малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии , которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях, они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности; другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки; их мышление бессистемно, перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Качества человеческого интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии . Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;
  • нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (обобщения, классификации и т. д.).

Приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 81-84).

В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на обобщение, классификацию, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания оперируют рисунками и геометрическими фигурами. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Рис. 81. Тесты на дивергентность мышления

Рис. 82. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Рис. 83. Исключите лишнюю фигуру

Рис. 84. Вставьте недостающее число (тест на экстраполяцию)

Тест на выявление абстрагирующей деятельности

Из слов, стоящих в скобках, выделите два слова, имеющих существенное отношение к исходному слову.

  1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, плошадь).
  4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, округлость, золото, печать).
  8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. ВОЙНА (пушки, самолеты, сражение, ружья, солдаты).
  1. Растения, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стсны.
  5. Углы, сторона.
  6. Делимое, делитель.
  7. Диаметр, округлость.
  8. Глаза, печать.
  9. Бумага, редактор.
  10. Игроки, правила.
  11. Сражения, солдаты.

Рекомендуем почитать

Наверх