Простые вопросы по химии для викторины. Межпредметная викторина «Химия и …

Постройки 30.06.2020
Постройки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ д.Кебячево муниципального района Аургазинский район Республика Башкотостан

Методическая разработка

«300 вопросов любознательному ученику»

Тематические межпредмедные викторины

высшей квалификационной категории МБОУ СОШ д.Кебячево

Кебячево 2014

Данная методическая разработка « 300 вопросов любознательному ученику» предназначена для проведения внеклассных мероприятий по химии. Данная разработка предназначена для преподавателей химии. Она также будет полезна и для учащихся. Здесь собраны тематические межпредметные викторины по химии, истории, физики, географии, и т.д. Разные формы викторин расширяет кругозор. Учащиеся проверяют свою эрудицию и узнают новое и неизвестное.

Вопросы викторин.

    Жизнь моя в опасности без правил безопасности____________________ 3

    Маска откройся__________________________________________________ 3

    Есть вопрос- найди ответ__________________________________________ 4

    Химические догонялки __________________________________________ 5

    Анаграммы _____________________________________________ 6

    Межпредмедные викторины_______________________________________ 6

    Угадай элементы_________________________________________________ 12

    Олимпиада, посвященная 180-летию со дня рождения Д.И. Менделеева 13

    Периодическая система химических элементов______________________ 15

    Ответы викторины «Химия и биология» _____________________________ 16

Слово « ВИКТОРИНА » в толковом словаре Ожегова, трактуется как «ИГРА в вопросы и ответы»

1. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «ЖИЗНЬ МОЯ В ОПАСНОСТИ БЕЗ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ »

1. Что вы предпримите, если в глаз попал концентрированный уксус? (Глаз промыть струёй холодной воды )

2. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? (H l – соляная кислота )

3. Что вы предпримите, если в глаз попал известковый раствор? (Вначале глаз промыть струёй воды, затем нейтрализовать известковый раствор 1-3 %-ным раствором борной кислоты )

4. Какую роль выполняет пищевая сода, когда её употребляют от изжоги? (Пищевая соль нейтрализует соляную кислоту )

5. Что вы предпримите, если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Поражённое место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3 %-ным раствором соды )

6. Какой газ используется в медицине при снятии болевого шока при операциях? (Веселящий газ – N 2 O )

7. Что вы предпримите, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота? (Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды NaHCO 3 гидрокарбоната натрия )

8. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те проводят Fe 2+ в Fe 3* в гемоглобине, что мешает переносу кислорода )

9. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших – ядовит? (Озон – O 3 )

10. Какими путями яды могут попасть в организм человека? (Через органы дыхания, кожу )

11. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? (Халат, очи, перчатки )

12. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть водой и нейтрализовать 1-2 %-ным раствором уксусной кислоты )

2. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «МАСКА, ОТКРОЙСЯ»

Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? (Золото )

Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь )

Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны. Кто я? (Железо )

Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространённости из элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремний )

Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор )

Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор )

3. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «ЕСТЬ ВОПРОС – НАЙДИ ОТВЕТ»

1.Один поэт писал так о капле дождя:

«Она жила и по стеклу текла.

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой

капля стала,

и в мире поубавилось тепла».

Какая ошибка здесь допущена? ( Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли воды. При отвердевании капля воды отдаёт теплоту в «мир».)

2. Почему орёл зоркий? ( У орла содержание селена в сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека.)

3. К известному русскому химику В.В. Марковникову обратились из издательства с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесённый в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при лёгком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли из вещества без каких-либо примесей. Какое же вещество ведёт себя так при низких температурах? ( Металл – олово. При температуре ниже 13,2 о С в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое, и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Максимума она достигает при 39 о С. По этой же причине погибла экспедиция Роберта Скотта, т.к. осталась без топлива, которое вытекло через швы, пропаянные оловом.)

4. Почему составляющие нашей атмосферы – азот и кислород, не взаимодействуют между собой? ( Дело в том, что азот инертен в химическом отношении, для его взаимодействия с кислородом необходима очень высокая температура.)

5. Имеет ли химический элемент индий отношение к Индии? ( Не имеет. Индий открыт спектроскопическим методом по характерной индигово-синей линии в остатках от переработки цинковой обманки. По цвету линии он и получил своё название.)

4.Вопросы викторины «ХИМИЧЕСКИЕ ДОГОНЯЛКИ»

1. О каком элементе идёт речь: протонов 18, нейтронов 22? (Аргон )

2. Назовите самый распространённый в космосе химический элемент? (Водород )

3. Содержание этого химического элемента в живых организмах крайне мало. в земной коре по массе его содержится около 30%. После кислорода он является самым распространённым химическим элементом. кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний )

4. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. (Фосфор )

5. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – калий или магний? (Калий )

6. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются … (Изотопы )

7. Глядя на периодическую систему, невольно замечаешь, что в ней металлы стоят под металлами, едкие – под едкими, ковкие – под ковкими и у всех постоянная «прописка». А кто из вас может назвать элемент, который не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (Водород )

8. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон )

9. Какой неметалл является лесом? (Бор )

10. Название этого активного металла содержит удовлетворительную отметку. (Натрий )

11. Положительно заряженная частица в атоме… (Протон )

12. Разнообразные источники утверждают, что среди элементов IV группы есть элемент, который составляет основу жизни. Он сам себя характеризует так:

Из меня состоит всё живое.

Я – графит, антрацит и алмаз.

Я – на улице, в школе и поле.

Я – в деревьях и в каждом из вас.

Что это за элемент? (Углерод )

13. Кто до Д.И. Менделеева пытался классифицировать химические элементы? (И. Дёберейнер, Б. де Шанкуртуа, Дж. Ньюлендс, Л. Мейер )

14.Кто открыл предсказанные Д.И. Менделеевым элементы – переходные между резко выраженными неметаллами и металлами? (Английский химик У. Рамзай )

15.Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это… (Молекула )

16.Отрицательно заряженная частица в атоме называется… (Электрон )

17.В таблице Д.И. Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент. (Индий )

18.Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует? (Галлий и цезий )

19.Название этого элемента начинается с названия заграждения от волн (Молибден )

20. Сколько электронов в атоме ртути? (80 )

5. ИГРА- ВИКТОРИНА « Анаграмма »

Анаграмма- это слово, в котором порядок букв переставлен (изменен), а для лучшего отгадывания обычно предлагается еще и какое-то определение этого слова.

1. ЕЗЕЛОЖ - без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (железо)

2. СЛИКОДОР – а без этого не проживете и десяти минут (кислород)

3. НАПЛИТА – блестит, да не золото (платина )

4. ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ (серебро)

5. МНИКРЕЙ – и в зажигалке и среди камней (кремний)

6. ТУТРЬ – единственный жидкий металл (ртуть)

7. ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод)

8. ДОДОВОР – самый легкий газ (водород)

6. ВОПРОСЫ МЕЖПРЕДМЕДНОЙ ВИКТОРИНЫ

Химия и география

Добавьте к названию...

1.... города Руби в США три буквы в конце слова, и вы получите на звание химического элемента, применяемого в фотоэлементах, лампах дневного света . (Рубидий.)

    Города Сере в Греции три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который алхимики считали связанный с Луной. (Серебро.)

    Реки Фрай, протекающие в Юго-Восточной Азии, три буквы в середине слова, и вы получите название химического элемента, который выделен французской исследовательницей М.Порей и назван в честь ее родины. (Франций.)

4... река Цин, протекающей в Палестине, только одну букву в конце слова, и вы узнаете название химического элемента, который входит в состав латуни . (Цинк.)

5... города Бай в Восточном Казахстане две буквы в середине слова» и вы получите название химического элемента, применяемого в производстве красок, стекла, эмалей. (Барий.)

6... города Гали в Грузии две буквы: одну в середине слова, другую в конце слова, и вы получите химический элемент; название которому Д2_- француз, наследник древних галлов Л. де Буабодран. (Галлий.)

7... крупной реки, протекающей в Пакистане, две буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который входит в состав антикоррозийных покрытий и используется в полупроводниковой технике . Он был открыт в 1863 г. с помощью спектроскопии цинковой обманки Ф.Райхом и Р.Рихтером, (р. Инд - индий.)

8. ... косметической мази три буквы в конце слова, и вы получите на звание химического элемента, применяемого в электронике. (Крем - кремний.)

9. ... города Ман в Кот-Дивуаре Юго-Западной Африки три буквы в начале и две в конце слова так, чтобы получилось название химического элемента, который открыт химиком К. Винклером в 1886 г. Этот элемент Л.И.Менделеев назвал экасилицием. (Германий.)

10. ... вида искусства четыре буквы в конце слова, и вы получите на звание химического элемента IV группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. (Цирк - цирконий.)

11... города Сур в Ливане три буквы и получите название химического элемента, латинское название которого «стибиум». (Сурьма.)

12... города Танта в Северо-Восточной Африке одну букву в конце слова, и вы получите название химического элемента, открытого в 1802 г. А Экебергом. простое вещество, которое образуют атомы этого элемента, устойчиво к действию кислот и других агрессивных веществ и превосходит в этом отношении платину. (Тантал.)

13. ... река в Северо-Восточной Франции одну букву в конце слова, и вы получите название «адского» элемента. (Сера.)

14. ... города Рен во Франции две буквы в конце слова, и вы узнаете название химического элемента, открытого немецкими химиками Вольтером и Илей Ноддак в 1927 г. и названного в честь их родины. (Рений.)

15. ... сладкого студенистого кушанья, приготавливаемого из фруктовых соков с желатином, две буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который алхимики считали связанным с Марсом. (Желе -железо.)

16. ... города Род в Швеции две буквы в конце слова, и вы получите звание химического элемента. Оно происходит от греческого «роза». (Родий.)

Озера Кри в Канаде четыре буквы в конце слова и узнаете название химического элемента, применяемого в электровакуумной технике. (Криптон.)

17. ... самой главной реки в Ростовской области две буквы так, чтобы -случилось название химического элемента, который образуется при радиоактивном распаде радия, (р. Дон - радон.)

Превратите в название химического элемента.

    Город Ат. Этот элемент арабские алхимики называли «натрон».

Натрий.)

    Название застывшего клейкого сока некоторых растений, ис-

пользуемого в промышленности и медицине, убрав из него название реки, протекающей во Вьетнаме. Название этого элемента, по мнению алхимиков, связано с Венерой. (Камедь - р. Камедь.)

    Город Берли. Этот элемент - «сосед» лития. (Бериллий.)

4... реку Ма. Этот элемент был получен в 1808 г. английским химиком Г.Дэви. (Магний.)

5... город Киль. Этот элемент один из самых распространенных на Земле. (Кальций.)

6... реку Итури. Этот элемент относят к редкоземельным. (Иттрий.)

7... город Угледар. Из атомов этого элемента состоит грифель карандаша. (Углерод.)

8... остров Ган. Этот элемент открыт в 1923 г. датскими учеными Д.Костером и Д.Хевеши в Копенгагене. (Гафний.)

9... город Сине. Латинское название элемента «плюмбум». (г. Сине -свинец.)

10... реку Кура. Этот элемент назван в честь выдающегося ученого, организатора работ по освоению атомной энергии. (Курчатовий.)

11... города Соро. Этот элемент применяется в производстве спичек, для получения сплавов, полупроводниковых материалов. (Фосфор.)

12... реку Обь. Этот элемент назван в честь дочери Тантала. (Ниобий.)

13... имя одного из легендарных братьев, основавших Рим. Этот элемент был открыт в 1797 г. французским химиком Л.Вокленом в минерале кро-коите. (Ромул или Рем - хром.)

14... город Мол. Этот микроэлемент используется в производстве легированных сталей, сплавов для авиастроения, а также в электро- и радиотехнике. (Молибден.)

15... название полезного ископаемого, переставив в нем две буквы. Этот элемент был открыт в 1886 г. французским химиком Анри Муассаном. (Торф - фтор.)

16... бобовое растение. Этот элемент был выделен в 1844 г. профессором Казанского университета К.К.Клаусом и назван в честь России. (Нут рутений.)

17... остров Осима. Этот элемент получен в 1804 г. С.Теннантом. Осмий.)

18... город Кота. Этот элемент образует много комплексных соединений. Его название в переводе с немецкого означает «домовой» или «гном». (Кобальт.)

19... реку Ирири. Это стабильный химический элемент. (Иридий.)

20... город Кинель Самарской области. Этот элемент был открыт в 751 г. шведским химиком А.Кронстедтом. (Никель.)

21... сухую траву. Простое вещество, образованное атомами этого элемента, представляет собой инертный газ. (Сено - ксенон.)

22... самого крупного грызуна, обитающего в России. (Бобр - бор.)

23... название семейства ящериц, обитающих преимущественно в тропиках Восточного полушария. (Сцинки - цинк.)

24... героев древнегреческой мифологии отправившихся в Колхиду за золотым руном. (Аргонавты - аргон.)

Замените в названии...

25... химического элемента, который назван по имени малой планеты Церера, одну букву, и вы узнаете название химического элемента, открытого в 1860 г. Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом с помощью спектрального анализа. (Церий цезий.)

26... города Лантуй две последние буквы, и вы получите название химического элемента, открытого в 1839 г. К.Мосандером. (Лантан.)

27... животного, относящегося к типу кишечнополостных, одну букву, и вы получите название радиоактивного химического элемента. (Актиния -актиний.)

28... города Олой две буквы, и получите название химического элемента, применяемого для изготовления белой жести. (Олово.)

29... города Вольфен в Германии две последние буквы, и вы узнаете «короля» тугоплавкости. (Вольфрам.)

30... географической области Прикарпатья Полонины две последние буквы так, чтобы получилось название химического элемента, который выделен в 1898 г. супругами Кюри и назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри. (Полоний.)

31... города Брум в Австралии одну букву, и вы получите название химического элемента, в переводе с греческого означающего «зловонный». (Бром.)

32... реки Йом в Таиланде последнюю букву, и вы узнаете название химического элемента, который содержится в морских водорослях и в переводе с греческого означает «фиолетовы» (Йод.)

33... избыточно увлажненного участка земной поверхности первую букву, и вы получите название химического элемента. (Болото - золото).

Так называют и химический элемент, и...

34... гиганта в древнегреческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан.)

35... город в Днепропетровской области. (Марганец.)

36... планету, и реку, и бога неба в греческой мифологии. (Уран.)

37... желтое вещество, образующееся в ушном канале, и минерал. Сера.)

38... род желтой краски, и сорт мягкой тонкой кожи. (Хром.)

Химия и технология металлов

1.Белый мягкий драгоценный металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов. (Серебро)

2.Единственный « Жидкий» металл, применяется в термометрах. (Ртуть)

3.Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливания электроламп.(Вольфрам)

4.Металл красного цвета, применяется для изготовления латуни, бронзы, мельхиора. (Медь)

5.Металл, используют преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. (Железо)

6.Драгоценный металл желтого цвета, применяют в зубоврачебном деле. (Золото)

7.Тяжелый металл необходимый нам на рыбалке. (Свинец)

Химия и общая безопасность жизни - вещества в моем доме

1.Назовите формулу угарного газа. (СО)

2.Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия)

3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. (Угольной кислоты)

4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. (Углерод)

5.Какая кислота используется для гашения соды. (Уксусная)

6.Как называют соль, уксус, аспирин как вещества замедляющие скорость порчи продуктов. (Ингибиторы)

7.Какой газ используют для отопления в вашем доме. (Природный газ, метан)

Естествознание - элементы и вещества в природе

    Самый распространенный элемент в природе. (Кислород)

    Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. (Вода)

    Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое. (Озон)

    Водная оболочка земли. (Гидросфера)

    Смесь газов, из которых состоит атмосфера (Воздух)

    В составе известняка, мрамора, мела содержится… (Карбонат кальция)

    Второй по распространенности в земной коре элемент (Кремний)

Химия и математика – химические уравнения

1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент)

2.Чему равен индекс при атоме водорода в молекуле воды? (2)

3.Чему равна молярная масса воды? (18 г/моль)

4.Чему равен объем 2 моль водорода? (44,8 литров)

5.Как рассчитать количество вещества, зная массу и молярную массу? (Делением)

6.Определите тип реакции по уравнению 2Аl + 3 S = Al 2 S 3 (Соединение)

7.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода (1 моль)

Химия и физика строение атома

1.Заряд протона…(положительный)

2.Атом состоит из…(ядра и электронов)

3.Ядро состоит из…(протонов и нейтронов)

4.Атом, какого элемента самый легкий? (Водорода)

5.Заряд электрона …(отрицательный)

6.Элемент с зарядом атома +6 (Углерод)

7.Число электронов в атоме углерода …(шесть)

Химия – химические свойства веществ

1.Щелочи и кислоты можно распознать с помощью…(индикаторов)

2.При взаимодействии вещества с кислородом образуются …(оксиды)

3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются…(реакции нейтрализации)

4.Назовите любые три признака химической реакции (на выбор: образование газа, осадка, тепла, запаха, изменение цвета)

5.К какому классу веществ относятся: хлорид натрия, сульфат меди, карбонат кальция? (соли)

6.Степень окисления натрия в соединениях (+1)

7.Для прекращения реакции горения необходимо…(на выбор: накрыть брезентом, засыпать песком, залить водой, прекратить доступ воздуха)

Химия и иностранный язык – названия элементов в переводе на русский

1.Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает « известь» (кальций)

2.Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр (Медь)

3.Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, в переводе с греческого означает « новый» (Неон)

4.Ядовитый газ, в переводе с греческого « зеленый» (Хлор)

5.Элемент 7 группы, название которого происходит от греческого «разрушительный» (Фтор)

6.Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (Фосфор)

7.Элемент, название которого произошло от латинского названия нашей планеты (терра – Теллур)

Химия и русский язык – игра слов

1.Этот элемент получил название от словосочетания « рождающий воду» (Водород)

2.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: « Не все то аурум , что блестит» (Не все то золото, что блестит )

3. Феррумный характер (Железный характер )

4.Слово аргентум , а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото )

5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор )

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок )

7.Недо натрий хлористый на столе, пере натрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине )

8. Придумайте не менее трех синонимов названия «поваренная соль» (Хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль.)

9. В названия каких элементов входят: а) местоимение (не он , крипт он , мы шьяк); б) частица (не он); в) глагол (бери ллий, сел ен.)

Химия и обществознание - общие знания о классах химических соединений

1.На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы)

2.Как называют бинарные вещества, один из элементов в которых кислород со степенью окисления -2? (Оксиды)

3.Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться атомами металлов, и кислотных остатков, называются…(Кислотами)

4.По составу вещества бывают…(простые и сложные)

5.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются…(Соли)

6.Растворимые в воде основания называют…(Щелочами)

7.К какому классу соединений относится вода? (Оксиды)

Химия и история – жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

1.Когда и где родился Д.И.Менделеев? (в 1834 г. в городе Тобольске)

2.Кем работал отец Д.И.Менделеева? (Он был директором гимназии)

3.Откуда произошла фамилия Менделеев? (Мену делать)

4.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге)

5.Профессором, какого университета был Менделеев, когда открыл Периодический закон? (Петербургского)

6.Какое важное событие произошло в 1860 году в немецком городе Карлсруэ? (Международный химический конгресс)

7.Когда и отчего умер Д.И.Менделеев? (в 1907 году от воспаления легких)

Химия и биология

    В названия каких химических элементов входят названия животных?

    Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите название скошенной и высушенной травы.

    Добавьте одну букву в название элемента шестой группы и получите название парнокопытного животного.

    Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами.

    Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?

    В названии какого химического элемента входит название дерева?

    Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?

    Переставьте буквы в названии элемента восьмой группы таким образом, чтобы получилось название леса из молодых ёлочек.

    В название какого съедобного входит название химического элемента?

    Заменив первую букву в названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями.

    В название какого важнейшего для жизни растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента?

    Измените лишь букву в названии элемента четвертой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространённых в природе и являющихся главным источником энергии в организмах.

    В названия каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента?

    Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки.

    Заменив последнюю букву в названии химического элемента четвёртого периода на другую, получите название органов человека и животных, вырабатывающих специфические вещества участвующие в различных биохимических процессах.

    Изменив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора многотомного труда «Жизнь животных».

    Отбросив первые три буквы в названии химического элемента семейства лантаноидов, получите название сильного наркотика, используемого в медицине как болеутоляющее средство.

    Название какой аквариумной рыбки идентично названию химического элемента.

    Какой химический элемент был открыт в продуктах выщелачивания пепла морских водорослей?

    Какой металл может «болеть чумой»?

    Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?

    Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?

    Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?

    Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

    При каких заболеваниях доктор назначает бром?

    Какая кислота находится в желудке человека?

    Какое животное причастно к открытию йода?

    В каком органе больше всего брома?

    Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе?

7. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «УГАДАЙ ЭЛЕМЕНТЫ»

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ - лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ - утренней зарёй. (Ответ: Золото)

9. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

10. Чем пахнет после грозы? (Озон)

11..Незаменимый компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит..... (Железо)

12. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

13. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

14. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

15. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

16. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

17. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

18. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

    ВОПРОСЫ К ОЛИМПИАДЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ 180-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Дата рождения Д.И. Менделеева? (27 января (8 февраля) 1834год)

    Город, в котором родился Д.И. Менделеев? (Тобольск)

    Сколько детей было в семье Менделеевых? (17 человек)

    На каком факультете педагогического института обучался студент Дмитрий Менделеев? (физико-математический факультет)

    Как звали отца Д.И. Менделеева? (Иван Павлович)

    В каком году Дмитрий пошел учиться в гимназию? (1841 год).

    Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев? (23 года)

    Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев? (последним)

    Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп? (директором Тобольской гимназии).

    Как звали мать ученого? (Марья Дмитриевна).

    В каком году Менделееву Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель»? (май, 1855 года).

    В каком году умер отец Д.И. Менделеева? (1841 год).

    В каком году семья Менделеевых переехала из Тобольска в аремзянку? (1834 году)

    Какова причина обучения в течении двух лет на первом курсе ВУЗа? (болезнь)

    Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке? (наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева).

    Что служило доходом для жизни студента III курса Д.И. Менделеева? (гонорары за краткие образы науки).

    Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию? (6 лет)

    Чему была посвящена первая научная работа «Химический анализ ортита из Финляндии»? (методу анализа минералов).

    Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)

    Сколько лет он обучался в первом классе? (2 года)

    В каком году была опубликована первая научная работа Д. И. Менделеева? (1854 год)

    В каком году скончалась мать Дмитрия Ивановича Менделеева? (20 сентября 1850 года).

    В каком году скончался Иван Павлович Менделеев? (1847).

    В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).

    В каком году Дмитрий Менделеев окончил гимназию? (1849 год).

    Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года? (до исполнения 8 лет).

    В каком году ослеп Иван Павлович Менделеев – отец ученого? (1834 год).

    В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).

    В каком году семья Менделеевых переехала из Аремзянки в Тобольск? (1848 год).

    В каком году сгорел стекольный завод, которым управляла Марья Дмитриевна Менделеева? (1848 году).

    В каком году Д.И. Менделеев защитил свою первую диссертацию «Строение силикатных соединений»? (осень, 1857 год)

    В каком году Марья Дмитриевна с сыном переехала в Москву? (1849 год).

    Кто кроме матери и самого Дмитрия переехал в Москву? (сестра Елизавета).

    В качестве кого Д. И. Менделеев начал работать в Петербургском университете? (приват-доцент).

    Когда скончался Д.И. Менделеев? (20 января 1907 года)

    Как звали вторую жену Менделеева? (Анна Ивановна Попова)

    Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

    Когда была опубликована статья по классификации химических элементов? (1 марта 1871 года).

    Смог ли поступить учиться в московский университет Дмитрий Менделеев в 1849 году? (нет)

    Сколько важных трудов в своей научной деятельности выделял сам ученый? (4: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии»)

    К какому учебному округу относились закончившие Тобольскую гимназию? (Казанский учебный округ).

    В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию? (Бонн).

    В какое высшее учебное заведение приняли Дмитрия Менделеева? (Петербургский педагогический институт).

    Что послужило причиной ухода ученого из Петербургского университета с в 1890 году? (студенческие волнения и его сочувствие студентам).

    В каком году вернулся Менделеев из заграничной командировки в Петербург? (февраль, 1861 год)

    Какой институт был первым в который приняли Менделеева, но в котором он не смог учиться? (Петербургская Медико-хирургическая академия)

    За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)

    Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).

    В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)

    В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)

    Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)

    Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)

    В каком году Д. И. Менделеев начал работу над периодической системой химических элементов? (1869)

    Открытие, каких химических элементов экспериментально подтвердило периодический закон и периодическую систему химический элементов Д.И. Менделеева? (галлий, скандий, германий)

    В скольких академиях и различных химических обществах Д.И. Менделеев был избран их членом? (70 академий и химических обществах)

    В каком году женился Д.И. Менделеев на Феозве Никитичне Лещевой? (весна 1863).

    Что послужило толчком для создания периодической системы? (написание учебника по неорганической химии).

    Как назывался первый доклад на заседании Русского химического общества по классификации химических элементов? (Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве)

    В каком году был открыт «менделевий»? (1955 год, американскими физиками).

    Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

    ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

    Вертикальный столбец периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева это …(группа)

    Подгруппы, содержащие химические элементы только больших периодов названы …(побочными)

    Что происходит с металлическими свойствами в периоде с возрастанием атомных масс (ослабление)

    1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

    Горизонтальный ряд химических элементов таблице Д.И. Менделеева, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом называется …(период)

    Подгруппы, содержащие химические элементы малых и больших периодов названы … (главными)

    I группе, главной подгруппе это …(щелочные металлы)

    4, 5, 6, 7-ой периоды, содержащие 18 и более химических элементов названы … (большими)

    Высшая валентность элементов в соединениях с кислородом (за некоторыми исключениями) соответствует … (номеру группы)

    Заряд ядра атома (порядковый номер элемента) определяет …. (химические свойства элемента)

    Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от …(атомных весов элементов)

    Неметаллические свойства в периоде с увеличением атомных масс …(усиливаются)

    Естественное семейство химических элементов, расположенное в II группе главной подгруппе это…(щелочно-земельные металлы)

    f – орбитали относят к … (f – элементы)

    Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины ….(заряда ядра атомов этих элементов)

    Химический элемент, названный в честь России …(рутений)

    Число энергетических уровней в атоме элемента соответствует … (номеру периода)

    Металлические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома …(усиливаются)

    Элементарные частицы, вращающиеся по своим орбитам вокруг ядра … (электроны)

    Элементы, у которых происходит заполнение d – орбитали относятся к … (d - элементам)

    Порядковый номер химического элемента названного в честь Д.И. Менделеева … (101)

    Естественное семейство химических элементов, расположенное в VII группе главной подгруппе это… (галогены)

    Порядковый номер химического элемента совпадает с … (с зарядом ядра его атома)

    Неметаллические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома … (ослабляются)

    Естественное семейство химических элементов, расположенное в VI группе, главной подгруппе это… (халькогены)

    Процессы превращения атомов одних элементов в другие относятся к … (ядерным реакциям)

    Элементы, у которых происходит заполнение p - орбитали относятся к … (p - элементам)

    Элемент, занимающий одновременно две клетки периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева … (водород)

    Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называются … (изотопами)

    Семейство химических элементов, занимающее одну клеточку лантана в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева …(лантаноиды)

    Элементарные частицы, входящие в состав ядра атома и определяющие его заряд …(протоны)

    Семейство химических элементов, занимающее одну клетку актиноида в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева … (актиноиды)

    Нейтральные элементарные частицы, входящие в состав ядра атома … (нейтроны)

    Основная характеристика химического элемента это … (заряд ядра атома)

    Семейство химических элементов, расположенное в VIII группе главной подгруппе это … (инертные газы)

    Элементы, у которых происходит заполнение s – орбитали называются … (s - элементы)

    Химических элементов в 1869 году было известно … (63)

    На основании периодического закона удалось предсказать и открыть группу …. (трансурановых элементов)

    Физический смысл порядкового номера заключается в совпадении его с … (зарядом ядра)

    Форма s – орбитали … (сферическая)

Ответы викторины «Химия и биология»

    Мышьяк – мышь, як.

    Ксенон – сено.

    Сера – серна.

    Уран – ушан.

    Азот – «безжизненный».

    Никель – ель.

    Бор.

    Никель – ельник

    Бор – боровик.

    Золото – болото.

    Хлор – хлорофилл.

    Углерод – углевод.

    Хром – хромосомы.

    Серебро – ребро.

    Железо – железа.

    Бром – Брем.

    Европий – опий.

    Неон.

    Иод.

    Олово.

    Фтор.

    Мышьяк.

    Иод.

    Серебро.

    Нервных.

    Соляная

    Кот.

    Мозг.

    Иод.

Список литературы:

1. Габриелян О.С. Химия 8 класс,ООО Дрофа 2010, 206с

2. Габриелян О.С. Химия 9 класс, ООО Дрофа 2010, 210с

3. Габриелян О.С. ,Лысова Г.Г. химия 11 класс профильный, ООО Дрофа, 2010 360с

4.

5..

1. Можно ли сжечь бриллиант?

Бриллиант представляет собой граненый алмаз. Алмаз — это аллотропная модификация углерода, которая сгорает, образуя углекислый газ, так же, как и углерод. Еще в 1694 г итальянские алхимики пытались сплавить несколько маленьких алмазов и они сгорели.

2. Какой камень под действием воды выделяет горючий газ?

Вследствие взаимодействия карбида кальция с водой образуется газ ацетилен, который легко воспламеняется и горит ярким пламенем.

3. Какой газ в твердом состоянии при температуре ‒ 252 °С со взрывом соединяется с жидким водородом?

Газ фтор — очень сильный окислитель, он соединяется с водородом при температуре — 252 °С, когда находится в твердом состоянии, а водород в жидком.

4. Почему вода не горит?

Вода представляет собой продукт полного сгорания водорода и поэтому гореть не может.

5. Что было бы, если бы атмосфера нашей планеты состояла из чистого кислорода?

Склады топлива пришлось бы беречь, как пороховые склады, от малейшей искры. Железом нельзя было бы пользоваться, потому что оно хорошо горит в кислороде. Уголь и дрова сгорали бы моментально. В атмосфере кислорода трудно было бы уберечься от пожаров и еще труднее их погашать.

6. Какой металл используют для изготовления зажигательных бомб и для взрывчатых веществ?

Алюминий применяют как составную часть зажигательной бомбы, состоящей из его смеси с оксидом железа. Применяется алюминий также для изготовления взрывчатого вещества аммонала, в который, кроме того, входит еще нитрат аммония.

7. Как алхимик победил мощный турецкий флот? (Что такое греческий огонь?).

Греческий огонь представлял собой смесь смолы, соли, серы, нефти и негашеной извести. В некоторых случаях к этой смеси добавляли и селитру. С помощью этого огня греки отражали сильные морские атаки. Греческий огонь сжигал корабли, вся поверхность моря горела вокруг неприятельского флота. Смола и нефть занимались результате сильного разогрева при взаимодействии воды с негашеной известью.

Изобрел греческий огонь архитектор Коллоникос, житель города Гелиополя, который в свободное время занимался алхимией. Когда огромный арабский флот напал на Византию и когда уже казалось, что нет никакого спасения от сильного неприятельского флота, тогда Коллоникос предложил свое изобретение. Греки выбрасывали из труб на носу кораблей горючую смесь, от которой занимались вражеские корабли и вода вокруг них.

Греки пользовались греческим огнем также при взятии крепостей. Они долго держали в тайне секрет этого изобретения.

8. Что нас греет зимой? Что движет машины на заводах и транспорте? Что является источником жизни человека?

На все эти вопросы можно ответить коротко: Солнце.

Рассмотрим все вопросы по очереди. На первый вопрос, не вдумавшись, можно ответить, что, поскольку зимой Солнце не греет, мы греемся зимой теплом от печей и радиаторов, нагретых дровами, углем, горячей водой или паром. Но, если проанализировать глубже, то выясним, что дрова и уголь представляют собой не что иное, как склады солнечной энергии, так называемые «солнечные консервы».

Под воздействием солнечных лучей и под действием катализатора хлорофилла дерева из водяного пара и углекислого газа воздуха синтезируют вещества, входящие в состав древесины. Из древесины современных деревьев мы дрова, а древесина деревьев древних геологических эпох превратилась в каменный уголь. По теории профессора Л. В. Пустовалова и И. М. Губкина, нефть, равно как и каменный уголь, образовалась из растительных остатков, которые после отмирания разложились и понесли химические превращения. Итак, солнечная энергия доходит до нас в виде тепловой энергии, выделяющейся при горении дров, угля и нефти, а также продуктов ее перегонки — керосина, бензина и др. Вот почему мы можем сказать, что Солнце нас греет не только летом, но и зимой, что оно двигает двигатели на фабриках, заводах и транспорте.

Растения и животные развиваются, впитывая в себя солнечную энергию. Употребляя растительную и животную пищу, человек получает запасы энергии, необходимые для жизни, движения и мышления. Человек имеет право величать себя «сыном Солнца», как сказал великий ученый К. А. Тимирязев.

9. Почему Солнце греет? Почему Солнце горит и не сгорает?

Если бы Солнце состояло из угля, оно давно бы сгорело. Солнце ‒ огромная атомная лаборатория, в которой все время происходят различные атомные преобразования. На Солнце происходит процесс превращения водорода в гелий. В результате соединения 4 ядер атомов водорода в одно ядро гелия расходуется незначительное по весу количество вещества, которое превращается в огромное количество энергии. Так, например, от превращения 1 г водорода в гелий выделяется столько же энергии, как и от сгорания 15 т бензина. Поэтому в центре Солнца температура равна 20 млн. градусов.

На Солнце запас водорода уменьшается, а количество гелия возрастает. Когда запасы водорода на Солнце потратятся, оно начнет охлаждаться и уменьшится в размерах. Однако, по вычислениям астрономов, запасов водорода на Солнце хватит для поддержания его температуры на современном уровне в течение 35 млрд. лет. Кроме гелия, способом преобразования атомов на Солнце уже образовалось много элементов.

10. Могут ли взрываться зерно, сахар и уголь?

В обычном состоянии зерно сахар и уголь не взрываются, но очень мелкая мучная, сахарная и угольная пыль сильно взрываются от малейшей искры и могут повлечь большие жертвы на производстве. Угольная пыль так же страшна на шахтах, как и рудничный газ. 10 г муки или крахмала или 35 г сахара, распыленные в 1 м 3 воздуха, является взрывчатой смесью. Достаточно искры, чтобы произошел страшный взрыв.

11. Давно человеку известен огонь?

Рядом с орудием человека, жившего в Европе за 200 000 лет до н. е., находят остатки очагов, пепел и уголь. Человек того времени жил с охоты. В более поздней — пещерной — человека также были обнаружены пепел, уголь и обгоревшие кости. Доисторический человек сначала не умел добывать огня и лишь поддерживал его в кострах. Огонь, очевидно, впервые человек проявил после гроз, когда от молний загорались деревья.

12. Как люди в старину обожали огонь?

Недалеко от Баку в море можно увидеть до сих пор руины затопленных храмов и дворцов древних правителей Бакинского и Шемаханского ханств. До сих храмов отовсюду приходили верующие. У вечных огней в храмах седобородые жрецы молились богу огня и жизни.

Древние люди боготворили силы природы, так как не могли понять и подчинить их.

Наука доказывает, что ничего божественного в горении газа, выходящего из земли, нет. Газ образуется в недрах земли в результате химических процессов.

Теперь газ используют для отопления жилищ, промышленных предприятий.

13. Что собой представляют блуждающие огни на кладбищах?

Ночью на кладбищах можно наблюдать голубые мерцающие огоньки. Они как бы блуждают, перемещаясь между могилами.

Если человек пройдет мимо этого огня, то он, захваченный потоком воздуха, может перемещаться за человеком. С этими огнями религия связывала представление об умерших. Что же это за явление с точки зрения науки?

В состав человеческого организма входят белки, содержащие фосфор. Во время гниения тела сквозь поры почвы выделяется пара жидкой соединения фосфора с водородом — Р 2 Н 4 , что уже при обычной температуре загорается на воздухе и горит голубым огнем. От легкого ветра огни плывут, движутся.

14. С какого времени люди пользуются спичками?

Люди пользуются спичками с 1867 г. Сначала спички производили из ядовитого белого фосфора. Поэтому на спичечных фабриках для рабочих были ужасные условия труда. И только тогда, когда химики научились превращать желтый фосфор на неядовитый красный, появились современные безопасные спички.

Спички производят из дерева, картона, парафина, стеарина. Существуют уже спички, которые горят в воде и при штормовом ветре.

15. Почему при зажигании спички иногда бывают небольшие взрывы с искрами?

Головка спички состоит из смеси бертолетовой соли с серой или другим горючим веществом.

Черная масса, намазанная на боковую поверхность спичечного коробка, имеет в своем составе красный фосфор. Вследствие трения головки спички по этой поверхности, красный фосфор переходит в белый, загорается, соединяясь с кислородом, который выделяет бертолетова соль, и зажигает горючее вещество спичечной головки. Если на спичечной фабрике для изготовления спичек применяют бертолетову соль в виде пудры, огонек загорается мягко, сразу, без взрыва и искр. Если применяют кристаллическую бертолетову соль, то спички загораются медленно со взрывом и искрами.

День знаний был вчера, но... В наших силах - продлить детям этот праздник.

БРЕЙН-РИНГ
Интеллектуальная игра

Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке говорится о тех опасностях, которые могут подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том, как сохранить здоровье. При подготовке к игре ученики читают научно-популярную литературу, готовят научные сообщения.

Поскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные.

ХОД ИГРЫ

1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:

«Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник, нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».

Вопрос . Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?

Ответ . Зеленый, т. к. для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства.

2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:

«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь».

Вопрос . Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».

Ответ . Валентность – от лат. «valentia».

3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!

«...Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота».

Вопрос . Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?

Ответ . В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат-иона и иона водорода:

4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье».

Вопрос . Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.

Ответ . Крашеный пол.

5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед.

Вопрос . Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?

Ответ . В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода; возможно образование этанола.

6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?

Ответ . Углеводороды растворяются в жирах, задерживаются в организме, и тем самым дольше оказывается их разрушающее действие.

7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?

Ответ . В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды тяжелых металлов. Таким образом снижается их токсическое действие. В мягкой воде такие ионы более токсичны.

8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?

Ответ . Брожение – биохимический процесс.

9. Какой процесс используют для получения сливок?

Ответ . Физический процесс – отстаивание.

10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.

Ответ . Нитроглицерин

11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?

Ответ . Аммония хлорид – в честь бога Амона Ра.

12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?

Ответ . Врач.

13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?

Ответ . При жарении образуются конденсированные ароматические углеводороды – канцерогенные вещества, например бензопирен (3,4-бензпирен):

14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?

Ответ . Вещество – глауберова соль, минерал – мирабилит.

15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».

Ответ . Речь идет о соединениях этих элементов, например NaBr и KI.

16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?

Ответ . Ионы Na+ гидратируются легче, чем ионы К+, и вода из клетки поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.

17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.

Ответ . Кипячение и вымораживание.

18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.

Ответ . Формальдегид.

19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.

Ответ . Целлюлоза благодаря множеству гидроксигрупп связывается с водой, набухает и увеличивается в объеме. От этого возникает ощущение сытости.

Ответ . Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где ее больше всего, – в плоде, в головном мозге.

21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

Ответ . Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах и переходит в растворимое состояние, т. е. становится токсичным.

22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?

Ответ . Неотбеленная бумага или полиэтилен для упаковки пищевых продуктов. Нельзя использовать белую бумагу, т. к. она содержит ядовитые диоксины, которые растворяются в жирах.

23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.

Ответ . «Веселящий» газ – N2O.

24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?

Ответ . Регуляторную.

25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?

Ответ . Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.

26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?

Ответ . Сера и селен – элементы одного естественного семейства. Сера способна замещать селен в его соединениях.

27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?

Ответ . Кадмиевый – ярко-желтый.

28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.

Ответ . Растительность на расстоянии до 200 м от автодороги отравлена свинцом.

29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?

Ответ . Получаются нерастворимые сульфаты, которые не участвуют в обмене веществ и выводятся из организма.

30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?

Ответ . Витамин А.

Т.В.ИМЕДЕЕВА,
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)

Внеклассное открытое мероприятие по химии

Межпредметная викторина «Химия и ….

(учитель)

Цель : расширить круг знаний обучающихся, использовать знания по другим предметам, формировать целостную картину окружающего мира, посоревноваться и отдохнуть.

Оборудование : плакаты с высказываниями признанных авторитетов : «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может» (),

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (); «Какой только области механических искусств не нужны знания химии» (Д. Дидро).

План викторины

I Вступительное слово учителя

II Конкурс капитанов

«Химия и литература»

«Химия и русский язык»

«Химия и биология»

«Химия и история»

IV Конкурс «Зашифрованное письмо»

V Подведение итогов игры в номинациях: «Лучший поэт», «Знаток биологии» (литературы и т. д.), «Самый активный болельщик».

Ход викторины

Учитель. Сегодня вы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым, остроумным.

Предлагаю вам отправиться в путешествие, которое называется химией.

А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знание, биологии, географии и т. д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).


Учитель представляет Жюри, «хранителя времени» и предлагает учащимся отправиться в долгое путешествие по стране, которую называют химией.

Конкурс капитанов

Открытие периодического закона положило начало развитию многочисленных наук, смежных с химией . Назовите эти науки. Можно пофантазировать – вряд ли ошибетесь.

Капитан, который последним закончит игру, выигрывает и получает 3 балла, остальные – по 1 баллу.

(ответы: агрохимия, аналитическая химия, биохимия , геохимия гидрохимия, коллоидная химия , космохимия, кристаллохимия, механохимия, неорганическая химия , органическая химия , нефтехимия, термохимия, фармацевтическая химия, физическая химия, фотохимия, химия полимеров, электрохимия, химическая кинетика, химическая технология, химия природных соединений.)

Следующие конкурсы проводятся одинаково. Представители команд берут конверты с вопросами, садятся за стол. Команды открывают конверты. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«Химия и география»

Вопросы командам:

Перечислите элементы названные в честь стран. (Германий, франций, полоний, рутений, галлий.)

● В названиях каких элементов можно перечислить названия рек?

(Радон , нил ьсборий, инд ий, по лоний.)

Название какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением земной коры ? (Земная кора-литосфера; название лития происходит от того же слова.)

Заменив одну букву в названии элемента, получите: а) название пролива между Европой и Азией (ф осфор-Б осфор); б)название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией (у ран - У рал).

Пока команда готовится, учитель готовит викторину для болельщиков.

За каждый правильный ответ болельщика команда получает 0,5 балла.

Вопросы болельщикам:

Названия каких элементов произошли от столиц европейских государств? (Гольмий - от лат. названия Стокгольма, лютеций и гафний - от древних названий Парижа и Копенгагена.)

Название какого полуострова звучит в названии элемент а? (Скандий – Скандинавский п-ов.)

Имя какой шведской деревушки дало названия четырем химическим элементам? (От названия местечка Иттербю (Швеция) произошли названия иттрия, тербия, иттербия.)

Перечислите названия химических элементов, одинаковые с названием городов бывшего СССР . (Никель, Марганец, Бор.)

«Химия и русский язык»

Вопросы командам:

Придумайте не менее трех синонимов названия «поваренная соль»

(Хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль.)

Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов. (Моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, ерш, бор.)

В названия каких элементов входят: а) местоимение (неон , криптон , мы шьяк); б) частица (не он); в) глагол (бери ллий, сел ен.)

Игра со зрителями:

Добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтобы получилось название химического элемента .

Бар - барий; ром - бром, хром; желе-железо; ель-никель; крем-кремний; тина-платина; маг-магний; полон-полоний; ребро-серебро; три - иттрий, натрий; лото-золото; род - водород , кислород, углерод.


«Химия и литература»

Учитель. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют лексическое достояние языка. Русский филолог писал: « Язык, который сверх своего наличного словарного запаса, не имел бы прибереженной денежки и кое-каких редких монет, был бы бедный язык».

Вопросы командам:

Как следует понимать выражение «золотая молодежь», «золотая середина»? (Богатая, аристократическая молодежь, прожигающая жизнь; оптимальное решение, лишенное риска.)

● В произведениях какого писателя-фантаста содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения? (Ж. Верн.)

● Какие поговорки и пословицы включают названия химических элементов, веществ? На одном примере поясните, почему используется именно это название. («Слово-серебро, молчание золото», «В народе без железа, что при обеде без соли».)

Игра с болельщиками:

«Я помню время золотое…» ()

«Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную

Видеть бедную, нищую Русь.» (С. Есенин)

«Поэзия та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды.» (В. Маяковский)

«Трава молодая - степной малахит…» (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее лежат поля из алюминия… »(А. Вознесенский)

«Химия и биология»

Вопросы командам:

● Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал соком жизни»? (Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела.)

Назовите не менее семи элементов. Которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? (Углерод, водород, кислород, азот , фосфор, кальций, железо и др.; входят в состав жизненно необходимых веществ.)

● Какие вещества и как используются в медицине? (Перманганат калия (марганцовку) используют для дезинфекции, пероксид водорода - как кровоостанавливающее средство, нитрат серебра (ляпис) – противомикробное и прижигающее средство, раствор хлорида натрия – вводят в организм человека при большой потере крови, гидрокарбонат натрия (питьевую соду) используют при повышенной кислотности желудочного сока.)

● Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы. Врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих препаратов входят небольшие дозы солей-бромидов натрия, калия.)

Вопросы болельщикам:

Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (Фтора.)

● В какой капусте содержится много иода? морской капусте - ламинарии около 3% иода.)

Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная кислота.)

В названиях каких элементов звучат названия животных ? (Мышьяк , циркони й, менделев ий.)

«Химия и история»

Вопросы командам:

● Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еды и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была

изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает

бактерицидными свойством.)

Назовите вещества, с которыми связаны какие-либо исторические события на Руси. (Соляной и медный бунты, XVII в.)

● Какие элементы названы в честь героев древней мифологии?

(Титан, прометий, тантал названы по имени героев греческой мифологии; ниобий - по имени Ниобеи - дочери Тантала; торий –по имени божества скандинавской мифологии Тора.)

«Зашифрованное письмо»

В последнем конкурсе участвуют команды в полном составе.

За 2 минуты они должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. За каждое название команда получает

один балл.

Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Эта открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника - просто чудо: утром - лето на Кипре, днем - осень в Париже. Здесь чудная, золотая осень.

Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду

не дождусь встречи с тобой. До свидания.

Р. S. Купила тебе новый костюм цвета индиго, очень красивый, отливает серебром». (Европий, технеций, медь, лютеций, золото, гелий, тантал, рутений, неон. Индий, серебро.)

Жюри подводит итоги. По результатом игры жюри выбирает и награждает победителей в номинациях:»Лучший поэт», «Знаток биологии(литературы и т. д.)», «Самый активный болельщик».

Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Участники игры занимают свои места.

Представление жюри и команд.

Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

  1. Газообразная природная смесь (воздух)
  2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
  3. Газ, образующийся во время грозы (озон)
  4. То, из чего состоит тело (вещество)
  5. Положительная частица ядра (протон)
  6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
  8. Химическое явление (по-другому) (реакция)
  9. Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
  10. Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
  11. Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
  12. Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
  13. Родина фарфора (Китай)
  14. Жидкий металл (ртуть)
  15. Жидкий неметалл (бром)
  16. От какого дождя гибнут растения (кислотного)
  17. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
  18. Окисление железа (по-другому) (ржавление)
  19. Химический нагревательный прибор (спиртовка)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!

Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»

Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.

Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O 2 = 2MgO (сгорание на воздухе).

Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).

2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!

1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

Какой(-ие) элемент(-ы)...:

  1. …всегда радуются? (радий, радон)
  2. …утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. …назван в честь Франции? (франций)
  4. …назван в честь Польши? (полоний)
  5. …назван в честь России? (рутений)
  6. …открыт впервые на Солнце? (гелий)
  7. …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
  8. …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
  9. …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)

В названии какого элемента заключено название…:

  1. …двух животных? (мышьяк)
  2. …волшебника? (магний)
  3. …увеселительного заведения? (цирконий)
  4. настольной игры? (золото)
  5. …напитка пиратов? (хром, бром)
  6. …американского штата? (калифорний)
  7. …человеческой кости? (серебро)
  8. …цифры 3? (натрий, иттрий)
  9. хвойного дерева? (никель)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?

1-й ведущий: сейчас сделаем…

Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.

Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (исчезновение малинового окрашивания).

Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.

2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?

1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.

Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.

Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»

Назовите элемент…:

  1. …самый распространённый на Земле (кислород)
  2. …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
  3. …самый распространённый в космосе (водород)
  4. …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
  5. …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
  6. …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)

Назовите:

  1. самый лёгкий газ (водород)
  2. самый тяжёлый газ (радон)
  3. самый лёгкий металл (литий)
  4. самый тяжёлый металл (иридий, осмий)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.

2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.

1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!

Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос ).

Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.

Уравнение и условия проведения реакции: FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»

2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!

1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!

Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»

  1. Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
  2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
  3. Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
  4. Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)

1-й ведущий:

У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.

Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.

В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.

Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.

Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.

  1. Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.

2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!

Химический опыт №4 «ВУЛКАН»

Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.

Уравнение и условия проведения реакции: (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O (t ~ 168°C – 185°C).

Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.

Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.

2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.

Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.

Обеим командам вручаются призы.

Рекомендуем почитать

Наверх