Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование

Ландшафтный дизайн и планировка 22.09.2019

Проблемы послевоенного мирного урегулирования

С завершением войны в Европе на первое место во внешней политике встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

За две недели до конца войны в Сан-Франциско решались воп-росы безопасности народов в послевоенный период. Там проходи-ла конференция по созданию Организации Объединенных Наций и выработке ее Устава. На нее прибыли делегации 50 стран, воз-главляемые министрами иностранных дел. Среди участников кон-ференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Франциско, так как Англия и США не призна-ли правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Герма-нией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантс-кое, правительство Польши, было принято решение о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране бу-дет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торжественной обстановке состоялось его подписание. Он форму-лировал задачи новой организации и методы их осуществления. Устав обязывал членов ООН «принимать эффективные коллек-тивные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справед-ливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопреде-ления народов. В п. 7 ст. 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю ком-петенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не уг-рожают другим странам агрессией и войной.

Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы;

 во-первых, принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого раз-решения международных споров;

 во-вторых, развивать дружественные отношения между го-сударствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

 в-третьих, осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

 в-четвертых, служить центром, координирующим согласо-ванные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого госу-дарства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миро-любивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут, по мнению Организации, их выполнять.

Организация Объединенных Наций имеет шесть главных орга-нов – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономи-ческий и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность по-зволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компе-тенцию международной организации.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Это не законодательный орган, а междуна-родное собрание представителей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Ее решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2 / 3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам – простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня оче-редной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непо-стоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно пред-ставители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассам-блеейна пять лет по рекомендации Совета Безопасности.

Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения. Среди них – Международная организация труда, Про-довольственная и сельскохозяйственная организация. Просвети-тельная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Между-народный банк реконструкции и развития, Международный ва-лютный фонд и др.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих госу-дарств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных от-ношений между государствами. Сама ООН и ее Устав не гарантиру-ют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласован-ные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Таймс» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, од-ним и только одним из проявлений которого является этот Устав». К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким це-лям, ради которых создавалась эта организация.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отно-шении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработан-ные советской стороной, были сформулированы в проекте деклара-ции «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

 нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

 необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и ре-шения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Бер-линской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным переры-вом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглав-лялись: советская – И. В. Сталиным, американская – Г. Трумэном, английская – У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В резуль-тате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делега-ции Англии.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопро-сов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным орга-ном власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись деми-литаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договореннос-ти об искоренении германского милитаризма. Было предусмотре-но полное разоружение и ликвидация всей промышленности Гер-мании, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаган-да. Все нацистские законы отменялись.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовав-шими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников.

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вто-рую мировую войну, союзные государства – СССР, США, Анг-лия и Франция – создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октяб-ря 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свобо-ды – Шпреер и Ширах; к 15 годам – Нойрат; к 10 годам – Дениц.

СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное обо-рудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленно-го капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарацион-ных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помо-щи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том,чтобыбольшая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет сле-дил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иност-ранных дел (СМИД), который должен был также заняться про-блемой бывших итальянских колоний.

Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отноше-ний в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали по-степенный отход от согласованной линии.

9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конфе-ренцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский го-род Хиросима, а 9 августа – на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух япон-ских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладав-шей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капиту-ляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы – Япония на Даль-нем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе – потерпели полный крах.

К подготовке мирных договоров с пятью побежденными стра-нами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгри-ей) Совет министров иностранных дел приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопро-сов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось по декабрь 1946 г. Советские предста-вители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежден-ных стран и экономическими статьями не нанести удар по жиз-ненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингенты достигали лишь такой численности, которая необходи-ма для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлага-лось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюде-ния и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о гра-ницах. Границы европейских стран были определены еще при зак-лючении перемирий, а затем и одобрены Советом министров ино-странных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых реше-ний о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Со-единенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот среди-земноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающи-ми территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводи-лись из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим постановлениям. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских орга-низаций и запрещении партий нацистского толка. Французские пред-ставители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мир-ные договоры. Окончательный их текст носил демократический ха-рактер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и прин-ципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непо-сильное экономическое бремя, а так называемые равные возможно-сти позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших ре-параций, в то же время предпринимали энергичные действия, что-бы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу. В ка-честве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии.

Советское правительство с самого начала предложило опреде-лить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составля-ло 1 / 25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была сим-волической. СССР считал, что Италия, должна частично возмес-тить убытки и другим странам, включая США и Англию, в разме-ре от 1 / 5 до 1 / 25 части причиненного ею ущерба. Английский ми-нистр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме в 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижс-кой сессии СМИД удалось с большим трудом и советские претен-зии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Шта-тами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам на-родов этих стран и позволяли им развиваться по демократическо-му пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различ-ные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась и позиция Советского Союза, напри-мер, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Европейские мир-ные договоры после второй мировой войны», являвшейся прило-жением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, являлись хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных догово-ров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против аг-рессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Глава 2

Проблема разоружения. Атомная проблема

Одной из главных, если не самой главной проблемой между-народных отношений послевоенной эпохи была и остается про-блема разоружения. Мы попытаемся с позиций сегодняшней дей-ствительности изложить основные вопросы разоружения, встав-шие во второй половины 40-х – начале 50-х годов, и поиска путей к их решению в те годы.

С окончанием войны потребовалось сократить огромные армии и ликвидировать тысячи единиц самого различного вооружения. Именно в те годы стали разрабатываться программы конверсии, перевода многочисленных предприятий с выпуска военной техни-ки и снаряжения на выпуск мирной продукции. Это было жизнен-но необходимо для всех без исключения государств, участвовав-ших в войне. История развивалась так, что наряду с этим возникла проблема сокращения и даже ликвидации новых видов оружия, производство которых ускоренным темпом началось или готови-лось в ряде стран.

Как могло случиться, что после такой страшной войны, сто-ящей человечеству неимоверных усилий, гибели десятков милли-онов людей, потери громадных материальных и культурных цен-ностей, проблема разоружения почти с первых мирных дней не сходила с повестки дня, но не находила решения? Причины этого надо искать как в идеологических и политических взаимоотноше-ниях между различными странами, прежде всего СССР и США, так и в величайшем техническом прогрессе, как это ни парадок-сально звучит. И то и другое оказало решающее влияние на весь ход послевоенного исторического развития.

Если взять идеологические предпосылки развития последую-щих событий, то надо учитывать, с одной стороны, изменения в американской внешнеполитической ориентации, выразившиеся в отходе от ряда принятых во время войны договорных обязательств и переходе к конфронтационной тактике в отношении СССР, а с другой стороны, идеологизацию советской внешней политики, рост недоверия к политике США, стремление противостоять капита-листическому миру, укрепить советское влияние. Противоречия между недавними союзниками по антигитлеровской коалиции, проявившиеся на заключительном этапе второй мировой войны, после ее окончания продолжали нарастать и привели в конце кон-цов к долголетней конфронтации, принимавшей в отдельные мо-менты опасный оборот. По обе стороны создавался образ врага.

Обоюдное недоверие сторон, их ошибки усугубляли положение, доводя гонку ядерных вооружений до угрожающих размеров. Перего-воры о разоружении, проходившие в ООН и вне ее на многосторон-ней и двухсторонней основе, «мирно» сосуществовали с гонкой во-оружений. Изучение хода этих переговоров, их сопоставление с со-бытиями в отдельных странах и в целом в мире наводят на мысль о том, что велись они зачастую по инерции, больше по политическим соображениям, чем для достижения практических целей.

Одной из самых главных причин роста подозрительности, пе-решедшей очень скоро в открытую конфронтацию между бывши-ми союзниками, явилось изобретение атомного оружия. Важней-шее значение для начала и развития этого негативного процесса имело сокрытие от Советского Союза Соединенными Штатами и Англией работ над ядерными проектами. Этого взгляда придержи-вается ряд исследователей в нашей стране и за рубежом.

С позиций сегодняшнего дня представляется, что человечество не сразу и не полностью осознало страшные последствия приме-нения атомного оружия, так же как и с запозданием увидело не-обходимость чрезвычайно осторожного обращения с ядерным топ-ливом, используемым в мирных целях. Это пришло позднее и окон-чательно стало ясно после катастрофы в Чернобыле, хотя и чернобыльская трагедия была осмыслена не сразу.

То, что доходило до сознания людей годами, сразу поняли выдающиеся ученые-физики, участвовавшие в «Манхэттенском проекте» (кодовое название работ по созданию атомной бомбы в США). Одним из первых встревожился возможностью использова-ния атомной энергии в военных целях датский физик Нильс Бор. Он проявил большую активность, пытаясь убедить руководителей Англии и США в том, что установление монопольного владения атомным оружием будет иметь тяжелейшие последствия. Такое же беспокойство проявили и другие ученые. В апреле и мае 1944 г. Бор был принят Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем.

****** См.: Кларк Р. Рождение бомбы. – М., 1962. – С. 153-154, 161.

Примечательно и мнение ряда других ученых-физиков. Науч-ный руководитель «Манхэттенского проекта» Р. Оппенгеймер пос-ле награждения лаборатории Лос-Аламос заявил: «Сегодня наша гордость не может не быть омрачена глубоким беспокойством. Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средств унич-тожения, то неминуемо наступит время, когда человечество про-клянет слова "Лос-Аламос" и "Хиросима"».

(1975-1991 гг.). - М., 2006. История международных отношений и внешней политики России (1648 -2000 ). Учебник для вузов...

  • Внешняя политика России (СССР) в XX в

    Программа дисциплины

    ... История России . (1917 – 2004). - М., 2008. Протопопов А.С., Козьменко В.М. Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России . 1648 -2004. – М., 2006. Дополнительная: История международных отношений ... . – М., 2000 . 12. Безыменский...

  • Последствия войны. Вторая мировая война нало­жила печать на всю историю мира второй половины XX в.

    В отличие от Первой во Второй мировой войне боль­шинство людских потерь пришлось на гражданское на­селение. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных ла­герях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами вой­ны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действи­ях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим 60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других театрах Второй мировой войны.

    За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн чело­век. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн по­ляков было выселено с так называемых «исконно не­мецких» территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны нача­лось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехослова­кии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы мил­лионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей ме­ре 12 млн европейцев были признаны «перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили граждан­ство, профессию. Огромны материальные потери периода войны. На Ев­ропейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, до­роги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны доба­вился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.

    Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемами в освобожденных от нацист­ского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политиче­ские, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственно­сти, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, нака­зание виновников самой кровавой в истории цивилиза­ции войны.

    Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом ос­ложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел рас­кол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные от­ношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного раз­вития. Жестко ставился вопрос - коммунизм или капи­тализм, тоталитаризм или демократия. Однако в пер­вые послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, опреде­ляемых решениями, принятыми ими на заключитель­ной фазе Второй мировой войны.

    1.2.Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференциях были определены основные линии политики держав-побе­дительниц в отношении Германии, включая территори­альные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзника­ми Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подго­товительной работы по мирному урегулированию был создан Совет министров иностранных дел (СМИД), пред­ставляющий главные державы. Мирные договоры, под­готовленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 г. (договор с Австрией был заключен позднее, в 1955 г.).

    1.3.Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль, целью ко­торого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необхо­димые для того, чтобы Германия никогда больше не угро­жала своим соседям или сохранению мира во всем мире».

    Территория Германии была разделена на оккупаци­онные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобрита­нии и Франции. На четыре зоны был разделен и Бер­лин.

    Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами Контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политиче­скими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и деми­литаризация Германии, ликвидация ее военного произ­водства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропа­ганды; военные преступники должны были быть аресто­ваны и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованы и интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных долж­ностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентра­лизации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности» будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.

    Таким образом, политика держав в отношении Герма­нии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.

    Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие деся­тилетия.

    В 1949 г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Респуб­лика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое дейст­вие как оккупация, так и четырехсторонние договоренно­сти относительно Германии.

    Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся так­же вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договорен ность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были запи­саны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора.

    1.4.Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отно­шений было мирное урегулирование на Дальнем Восто­ке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главно­командующий этими войсками генерал Макартур осуще­ствлял фактически единоличное управление оккупацион­ной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 госу­дарств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.

    Противоречия между СССР и США по вопросу послево­енного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересо­ванных стран, в том числе и Китайской Народной Рес­публики, которая образовалась в октябре 1949 г. в резуль­тате победы революции.

    В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась кон­ференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправ­кам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников. СССР добивался четких формули­ровок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в военные союзы и пр. Од­нако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Поль­ша и Чехословакия отказались присоединиться к дого­вору.

    Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остал­ся нерешенным.

    1.5.Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного после­военного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключи­тельном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля - 26 июня 1945 г.). В ее соз­дании первоначально участвовало 51 государство, все уча­стники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День ООН. В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание между­народного мира и безопасности, подавление актов агрес­сии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между на­циями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гу­манитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без раз­личия расы, пола, языка и религии.

    Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительст­венных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно дей­ствующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 по­стоянных членов (США, Россия, Великобритания, Фран­ция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каж­дые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в услови-ях по­слевоенного противоборства великих держав, был прин­цип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии и поддержанию ми­ра (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пя­терки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин­ ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

    Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окон­чания был заложен фундамент для продолжения сотруд­ничества стран антигитлеровской коалиции в послевоен­ные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США в первые послевоенные годы им приходи­лось вести борьбу в рамках созданных международных ор­ганизаций и согласованных решений.

    1.6.Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проб­лем урегулирования особое место занимали процессы над главными военными преступниками. На Нюрнберг­ском процессе главным нацистским военным преступни­кам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной каз­ни, а остальных к различным срокам тюремного заклю­чения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением фашизма и нацизма мировым сообществом. Это было началом процесса очищения Европы от фа­шизма.

    В Германии в первые послевоенные годы прошло свы­ше 2 млн процессов над военными и нацистскими пре­ступниками, от них был очищен административный аппа­рат, судебная система и система образования.

    В маленькой Бельгии после освобождения было от­крыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудни­честве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приго­воров.

    Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам , из них около тысячи - смертных. Главарь вишистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожиз­ненному заключению.

    В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел аре­стованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.

    Однако чистки в разных странах были не всегда после­довательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих по­стах в администрации, судах, системе образования.

    Немало военных преступников укрылось в странах Ла­тинской Америки. Однако при всем этом в Европе начал­ся процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.

    1.7.Начало «холодной войны». После Второй мировой вой­ны две великие державы, СССР и США, оказались самы­ми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух вели­ких держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две держа­вы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран - поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельно­сти. В результате в США появилось такое уродливое яв­ление, как «маккартизм» - преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре жима.

    Две великие державы приняли на вооружение кон­цепции двухполюсного мира и жесткой конфронтации. Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг.

    1.8.Выступление Черчилля в США. Обычно в истори­ческих работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято счи­тать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присут­ствии американского президента Г. Трумэна 5 марта 1946 г. в университетском городке Фултон. Присутст­вие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значение этого события. Иначе зачем было лететь президенту в са­мый центр США, в заштатный городок слушать речь, с со­держанием которой он был заранее ознакомлен? Не было случайным и то, что в это время в Канаде уже начался под давлением США процесс против советских агентов. Вы­ступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «хо­лодной войны».

    Черчилль заявил, что «железный занавес» отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англо­саксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.

    Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений со­юзников по послевоенным проблемам, особенно по вопро­сам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и дру­гие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.

    1.9.Гонка вооружений была важнейшей сферой противо­стояния и потенциального конфликта двух великих дер­жав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и пер­вым актом «холодной войны», после которого началась гонка вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».

    В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР - спустя год. США создали стратегические бом­бардировщики, а СССР - межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и проти­воракетные комплексы. Соревнование двух систем в раз­личных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало по­нятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количест­вом бомб можно было бы уничтожить земной шар не­сколько раз.

    1.10.Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования» двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».

    «План Маршалла» об оказании многомиллиардной по­мощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус- той капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы зака­баления американским империализмом.

    В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможно­го возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского Договора (ОВД).

    Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических бло­ков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

    Другой важный признак «холодной войны» - это рас­кол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы комму­нистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном за­вершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально- экономические системы, проходила в Европе через терри­торию Германии по линии западных и восточной оккупа­ционных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.

    Хотя двум великим державам удалось избежать прямо­го военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты име­ли место, и главным среди них и наиболее опасным пере­растанием «холодной войны» в «горячую» была корей­ская война (1950-1953).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.

    2. Каковы основные черты Ялтинско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коа­лиции?

    3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?

    4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объ­единенных Наций от предвоенной Лиги Наций?

    5. Каково значение Нюрн­бергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?

    6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?

    7. Какие противоречия раз­деляли две великие державы - СССР и США?

    8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?


    Похожая информация.


    Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе

    Цели : Дать представление о послевоенном устройстве мира.

    План

    1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии.

    США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

    Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке . Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом

    В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

    Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

    Цели НАТО:

    · выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

    · служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

    · осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

    · способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

    · содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

    В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия; СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов

    Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея , США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

    Последствия войны.

    Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь холодной войны, в то время больше связывавшейся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы.

    1."Холодная война" это:

    1) Система репрессий, созданная в СССР в годы сталинизма

    2) Одна из военных операций в ходе Второй мировой войны

    3) Система отношений, установившихся м. социалистическими и капиталистическими странами после второй мировой войны

    4) Попытка западных держав изолировать нашу страну после Брестского мира

    2.Периодом "холодной войны" называют годы:

    3. ООН создано:

    4. Кто из американских президентов начал "политику сдерживания" СССР?

    1) Герберт Гувер

    2) Франклин Рузвельт

    3) Гарри Трумэн

    4) Дуайт Эйзенхауэр

    5. В 1945 атомное оружие было только у:

    3) Франции

    4) Германии.

    6. Система международных отношений, характеризовавшаяся балансом примерно равных сил соперничавших великих держав, называлась:

    1) монополярной;

    2) глобальной;

    3) биполярной;

    4) интернациональной

    7. Доктрина Трумэна", объявленная в 1947 г., сводилась к:

    А. созданию военно-политического союза стран Запада под эгидой США

    Б. отказу от производства ядерного вооружения

    В. созданию военных баз вблизи границ СССР

    Г. укреплению дружественных отношений с СССР

    Д. поддержке внутренней оппозиции в странах Европы

    Е. отказу от экономических отношений со странами социализма

    8. Действенную помощь КНДР в корейской войне () оказали:

    2) СССР и КНР

    3) КНР и Венгрия

    4) Польша и СССР.

    9. В каком году произошла высадка войск ООН в Корее?

    Вопросы и задания:

    1. Дать определение «Холодной войны»

    2. Сформулируйте основные цели НАТО.

    3. Каковы последствия «Холодной войны»?

    Используемая литература:

    1. История. (Учебное пособие для ссузов) , и др. 2007 год.

    2. http://ru. wikipedia. org

    Тема 1.3. Страны «Третьего мира»: крах колониализма и
    борьба против отсталости.

    Цели: Выяснить причины крушения колониальной системы

    План:

    1. Рост антиколониального движения.

    2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения.

    3. Трудности преодоления отсталости.

    Одна из отличительных черт XX века - ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств.

    Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

    Ускорению краха колониализма в послевоенные годы способствовал ряд факторов:

    1. Крайнее обострение противоречий между колониями и метрополиями;

    2. Нарастающее международное влияние успехов социалистического строительства в СССР;

    3. Меняющееся в пользу социализма соотношение сил на мировой арене;

    4. Ослабление позиций капитализма в результате второй мировой войны

    5. Углубление его общего кризиса.

    6. Образование, становление и успешное развитие мировой системы;

    Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны.

    Уже в гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления.

    В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия , а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации , которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. В Индии еще в 1885 г . была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур.

    Победа Советского Союза во второй мировой войне:

    Повлияла на поиски путей развития стран третьего мира,

    И поиски моделей их послевоенного устройства.

    Китай уже с 1957 года отходит от просоветской политики и самостоятельно стремится к гегемонии над третьим миром.

    Компартия Вьетнама в 70-е годы начинает постепенно переходить на китайские позиции, а с развалом Советского Союза в экономической сфере страны утвердилась «китайская модель социализма».

    Монголия перешла к строительству советской модели в послевоенный период и в 1962 году вступила в Совет Экономической взаимопомощи , международной экономической организации социалистических стран под руководством СССР.

    Второй этап гг. стал завершающим в политическом развале колониализма.

    Бельгия предоставила независимость Конго (Заиру), хотя массовые беспорядки, переросшие в гражданскую войну, тормозили процесс предоставления независимости. Трагедия Конго (Заира) не остановила процесс освобождения Африки.

    В марте 1960 года Англия предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента - Нигерии.

    В марте 1962 года Франции пришлось прекратить войну в Алжире и признать за ним независимость. После свержения диктатуры тоталитарного типа в Португалии стали независимыми ее колонии - Мозамбик и Ангола.

    Только в 60-е годы обрели независимость 44 бывших колониальных владения. С ликвидацией португальских колоний в 1975 году произошел полный крах колониальной системы. Началось постколониальное развитие стран «третьего мира».

    Уходя из колоний, бывшие страны-метрополии стремились в той или иной мере сохранить там свое влияние.

    Страны Запада начинают применять более замаскированные методы эксплуатации недавно освободившихся стран.

    Появляются различные формы неоколониализма.

    На втором этапе крушения колониальной системы началась перестройка международных отношений капиталистического мира и освободившихся стран.

    Создание в 1957 году, согласно Римским соглашениям, Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) и присоединение к нему на правах ассоциированных государств всех колониальных владений стран-участниц ЕЭС отразило стремление Запада к использованию коллективных форм и методов неоколониальной политики.

    В 1958 году были созданы постоянные органы движения афро-азиатской солидарности. Окончательное организационно оформленное движение произошло в апреле 1960 года на конференции в Кснакри (Гвинея), когда был принят устав и сформулированы основные цели этого движения, одной из которых было ускорение освобождения народов и обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Рост солидарности народов Афро-азиатского континента стало одной из причин ликвидации колониальных владений на азиатском и африканском континенте и обеспечило переход развала колониальный системы в ее последнюю фазу. Однако в дальнейшем, с ликвидацией колониализма роль движения афроазиатской солидарности постоянно снижалась.

    Таким образом, подъем национально-освободительного движения в годы второй мировой войны, благоприятные для него международные условия, сложившиеся поело разгрома фашизма, привели к тому, что колониальная система империализма в ее классических формах рухнула. Антиимпериалистическая борьба народов, освободившихся от колониализма, представляет собой важную силу, которая вместе с мировым социалистическим содружеством, международным рабочим и коммунистическим движением вносит большой вклад в революционное обновление планеты.

    Вопросы и задания:

    1. Сформулируйте основные факторы, которые способствовали ускорению краха колониализма?

    2. Назовите основные формы неоколониализма?

    3. Какова основная отличительная черта XX века.

    Используемая литература:

    2. Всемирная история. Учебник для вузов. , (2009)

    3. http://ru. wikipedia. org

    Тема 1.4 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке

    Цели : Сформировать представление о диктаторских режимах на Востоке.

    План:

    1.Когда и почему стали складываться диктаторские режимы? Почему они агрессивны?

    2.Почему ислам лежал в основе диктаторских режимов.

    3.В каких странах сложились такие режимы?

    Диктату́ра (лат. dictatura) - форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции - правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

    Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

    Этапы освободительной революции в Египте.

    С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм.

    С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”.

    Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т. е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".

    Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.

    Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

    С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

    Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

    Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

    Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

    Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

    ственной обстановке состоялось его подписание. Он вступил в силу 24 октября того же 1945 г., и этот день считается днем рождения Организации Объединенных Наций. В Уставе сформулированы задачи новой организации и методы их осуществления. Он обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

    В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. В пункте 7 статьи 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не угрожают другим странам агрессией и войной. Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы:

    Принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

    Развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

    Осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

    Служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

    Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

    Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

    ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

    Главный совещательный орган ООН - Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран - членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

    телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам - простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

    Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

    Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

    Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

    Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих государств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных отношений между государствами. Однако сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласованные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Тайме» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, одним и только одним из проявлений которого является этот Устав».

    К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

    Послевоенное урегулирование. Потсдамская конференция.

    Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, - СССР, США и Англия - по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

    здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

    В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отношении Германии эти страны взяли на себя.

    Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

    Нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

    Необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

    Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

    На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

    Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

    Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

    СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления - Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

    Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников. Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нейрат; к 10 годам - Дениц.

    СССР, США и Англия установили размер репараций Германии.

    Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

    Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

    Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

    Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

    Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

    В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

    Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

    Разгром Японии. 9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа - на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о Второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

    Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

    2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

    Таким образом, две агрессивные державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе - потерпели полный крах.

    Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

    учрежденный по решению Потсдамской конференции для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию, приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось до декабря 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингента достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

    Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

    При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

    Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

    В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

    На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим вопросам. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. Французские представители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил

    демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

    Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

    Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

    В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло "/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от "/5 до "/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

    Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

    Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

    ропейские мирные договоры после Второй мировой войны», являвшейся приложением к серии документов американской внешней политики.

    Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

    Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

    Реферат по истории

    Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

    Выполнила:

    Янина А.О.

    Проверил:

    Залиняев В.Е.

    Москва 2003

    Начало мирного урегулирования.

    В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

    Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

    Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

    Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

    Заключение мирных договоров.

    Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации-20 млрд. марок золотом.

    Рекомендуем почитать

    Наверх