Визуальная сигнализация на маломерном судне. Зрительная сигнализация судов Световая сигнализация на судах

Постройки 04.03.2020
Постройки
Издание третье, переработанное и дополненное

Глава XIV . СИГНАЛЬНОЕ, СПАСАТЕЛЬНОЕ, ТАКЕЛАЖНОЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ДЕЛО

§ 63. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.

1. Визуальная сигнализация

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

А. Флажная сигнализация

Флажной семафор (рис. 148, а) - наиболее распространенный и доступный вид связи. Сущность его в том, что каждой букве русского алфавита соответствует определенное положение рук. В семафорной азбуке насчитывается 29 буквенных знаков, 8 служебных и 4 знака перемены места. Для того чтобы пользоваться флажным семафором, судоводитель-любитель должен его хорошо знать, а на судне в плавании иметь два флага яркой окраски, прибитых к ручкам для удобства пользования. Необходимо иметь также запасную пару семафорных флажков.

Сигнальные флаги (см. приложение) используются для связи и сигнализации с постами, маяками и проходящими судами. Если мореплаватель-любитель не знает на память значения каждого флага или сочетания флагов, то на судне нужно иметь таблицу, где были бы выписаны эти значения. Сочетания флагов, приведенные в приложении, судоводитель в морском плавании обязан знать наизусть и иметь на судне заготовленные сочетания, чтобы в нужный момент быстро сообщить сигнал предупреждения или бедствия или прочитать сигнал, поднятый другим судном.

Значения однофлажных сигналов

А - «Я произвожу испытания на скорость»

Б - «Я гружу (выгружаю) взрывчатое вещество»

В - «Мне нужна медицинская помощь»

Г - «Мне нужен лоцман»

Д - «Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

Е - «Я направляю свой курс вправо»

Ж - «Мне нужна помощь»

З - Предупредительный сигнал вызова береговой станции

И - «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

К - «Остановите немедленно свое судно»

Л - «Остановитесь. У меня есть важное сообщение»

М - «У меня на борту доктор»


Рис. 148 а
- алфавит флажного семафора;

Н - «Нет», отрицательный

О - «Человек за бортом»

П - В море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Р - «Мое судно не имеет хода»



Рис. 148 б
- отдельные знаки и приемы

С - «Мои машины работают полным ходом назад»

Т - «Не пересекайте моего курса»

У - «Вы идете к опасности.»

Ф - «Я не управляюсь. Держите связь со мной»

X - «У меня на борту лоцман»

Ц - «Да», утвердительный

Щ - «Мое судно не заражено»

Ь - «Прекратите свои действия, следите за мной»

Ы - «Я везу почту»

Б. Световая сигнализация

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

При отсутствии электрического освещения сообщение можно передавать электрическим карманным фонарем или масляным фонарем, прикрывая свет ладонью руки или фуражкой.

4. Изготовление кранцев и швабр

Рис. 158. Изготовление швабры (последовательные приемы изготовления)

Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные.

В состав автоматических систем входит следующие элементы: извещатели (датчики), линии передач полученного извещателем импульса, станции приема сигналов от извещателей, источники питания (судовая электрическая сеть, аккумуляторы, сжатый воздух от баллонов в МО). Обычно автоматические системы сигнализации получают питание от двух источников.

Электрическая пожарная сигнализация по способу включения извещателей может быть лучевой и шлейфной.

В первом случае один или несколько извещателей включаются в отдельную пару проводов ("Луч"), отходящих от станции приема сигналов. При так соединении извещателей мест пожара обнаруживается с помощью сигнальной номерной лампы, которой снабжен каждый луч.

Во втором случае пожарные извещатели включены между собой последовательно в один общий провод ("Шлейф"). Место возникновения пожара, т. е. номер извещателя определяется с переключателей или кодовых извещателей, которые посылают определенное количество импульсов соответствующее коду, присвоенному данному извещателю. Приемником сигналов на станции может служить телеграфный аппарат Морзе или перфоратор.

Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы.

Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма.

Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими.

Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!".

Нашей промышленностью выпускаются следующие типы ручных извещателей:

  • ПКИЛ - пожаро-кнопочный извещатель лучевой системы;
  • ПКИ - пожаро-кнопочный извещатель наружный;
  • ПИЛВ - пожаро-кнопочный извещатель лучевой системы внутренний;
  • КПИ-5, КИП-6 -кнопочные пожарные извещатели;
  • ПИ-5, ПИ-6, ПИ-7 - пожарные извещатели.

Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.

В зависимости от того, какой из параметров выбран в качестве контролируемого, различают следующие виды извещателей:

  • температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры (термоизвещатели);
  • оптические извещатели, которые срабатывают от дымового или светового эффекта; чувствительные элементы - фотоэлементы или фотосопротивления;
  • ионизационные извещатели, чувствительный элемент которых – ионизационная камера.

Температурные извещатели подразделяются на максимальные, дифференциальные и максимально – дифференциальные.

Максимальные температурные извещатели реагируют на величину температуры воздуха в помещении: при повышении температуры до определённого значения – заданного – они переключают (замыкают) электрические контакты и тем самым вырабатывают сигнальный импульс.

Максимальные извещатели отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия. Обычные типы максимальных извещателей – это:

биметаллические:

  • извещатель с биметаллической пластиной;
  • извещатель с биметаллическим диском мгновенного действия.

электрические:

  • термостатический кабель;
  • металлический кабель.

с плавящемся металлом:

  • извещатель с плавкой металлической вставкой.

жидкостные:

  • извещатель с расширяющийся жидкостью.

Дифференциальные температурные извещатели реагируют на определенную скорость нарастания температуры. Если это превзойдет заданную, датчик вырабатывает импульс, поступающий в цепь сигнализации. При более низких скоростях импульс не выробатыватся.

Дифференциальные извещатели имеют следующие достоинства:

  • медленный подъем температуры не вызывает срабатывания прибора;
  • приборы можно использовать в помещениях с низкими температурами (в охлаждаемых помещениях) и с высокими температурами (и котельных отделениях);
  • если они не разрушились в результате пожара, их можно быстро восстановить для последующего использования.

Из недостатков дифференциальных извещатилей необходимо отметить следующие:

  • они могут давать ложные сигналы, если быстрый подъем температуры не является следствием пожара, пример: при включении нагревательного прибора, или при производстве огневых работ вблизи извещателя;
  • тлеющий пожар, вызывающий медленное повышение температуры, например: в плотно уложенном грузе, может не вызывать срабатывания извещателя данного типа.

Дифференциальные извещатели устанавливаются в помещениях со сравнительно постоянной или плавно меняющейся температурой. Опасной считается скорость наростания температуры в пределах 5 - 10 град/мин.

Наиболее широко, используются дифференциальные извещатели следующих типов:

  • пневматические дифференциальные извещатели;
  • термоэлектрические дифференциальные извещатели.

Комбинированные максимально-дифференциальные извещатели сочетают в себе принципы действия и максимальных и дифференциальных извещателей, т.е. они срабатывают как при слишком высокой скорости нарастания температуры так и при достижении определенного предела температуры (хотя ее нарастание и происходило бы с небольшой скоростью).

Основное достоинство комбинированных извещателей дополнительная защита: максимальное устройство реагирует на медленно развивающийся пожар, который может не вызвать срабатывания дифференциального извещателя. Кроме того, один комбинированный извещатель способен заменить два извещателя: максимальный и дифференциальный.

Единственным недостатком комбинированного извещателя является необходимость замены всего прибора в случае выхода из строя максимального устройства.

47. Требования, относящиеся к огням , должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой наблюдения.

Правила, относящиеся к знакам , должны соблюдаться от восхода до захода солнца (днем).

Комментарий

В этом пункте под помехой для наблюдения подразумевается помеха для опознавания судов и их положения.

48. Днем, когда требуют условия видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи.

Комментарий

Днем, при ограниченной видимости, следует включить навигационные огни . Такие условия видимости могут наступить из-за тумана, дыма от лесных пожаров, интенсивных осадков.

49. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2 , а дальность видимости - не менее указанных в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Комментарий

Расположение огней обеспечивает видимость одного или нескольких огней с любого направления, оно предусматривает видимость определенного сочетания огней, или одного огня для определения положения судна. В любом положении судна с любого ракурса (с любой стороны) должны быть видны или группа огней, или один огонь.

По цвету и расположению огней можно определить тип судна: одиночное, толкаемый состав или буксируемый, танкер или земснаряд и т. д. По огням можно определить положение судна и направление его движения.

Дальность видимости огней указана в таблице приложения 3 . В этой таблице для малых судов видимость некоторых огней допускается намного меньше, чем для больших судов. Огни малых судов иногда теряются на фоне береговых огней или отражений их от водной поверхности и становятся трудно различимыми или совсем невидимыми, что может представлять опасность при расхождении с судами.

Огни на толкаемых составах могут иметь свои особенности. На толкаче огни очень яркие, а на составе, на носовой части передней баржи, огонь может быть слабым, питающимся от переносной батареи, которая не обеспечивает полного накала. При обнаружении топовых огней толкача в виде треугольника необходимо сразу же искать огонь на носовой части передней баржи состава, который может оказаться впереди толкача на большом расстоянии (до 200-250 метров).

При обгоне буксируемого состава, особенно в темное время суток, следует иметь в виду, что от форштевня передней баржи и до желтого буксировочного огня буксировщика имеется буксирный трос, длина которого может быть от 25 до 250 метров. Это обстоятельство необходимо учитывать и не пересекать судовой ход под кормой буксировщика, который несет на мачте два топовых огня, а сзади, с кормы, огни - буксировочный желтый и ниже белый кормовой.

50. Суда , находящиеся на ремонте или отстое на акваториях, расположенных за пределами судового хода, и не создающие препятствий для других движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.

51. Сигнальные огни :

  • топовый огонь - белый огонь или красный, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза каждого борта;
  • бортовые огни - зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5° и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза соответствующего борта;
  • кормовой огонь - белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта;
  • круговой огонь - огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 360°;
  • буксировочный огонь - желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта;
  • светоимпульсная отмашка цветная или белая - проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 112,5° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5°. Светоимпульсная отмашка является ночной и дневной сигнализацией. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнем), а днем - флага-отмашки;

Примечание. Светоимпульсная отмашка может иметь проблеск белого огня или огня по цвету бортового - красного или зеленого.

  • проблесковый огонь - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.

Судовая сигнализация является неотъемлемой частью многих систем: энергетической установки, вспомогательных механизмов, общесудовых систем, систем судовождения и др. Основная функция сигнализации – предупреждение обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров.
Разновидности судовой сигнализации, компоновка и расположение в зависимости от типа судна регламентируются Правилами классификации и постройки морских судов Регистра РФ.
Выделяют следующие системы сигнализации:
Авральная сигнализация . Оборудуется на судах, где объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут быть люди. Звуковые приборы устанавливаются в машинных помещениях, в общественных местах площадью более 150 кв.м., в коридорах жилых и общественных помещений, на открытых палубах в производственных помещениях. Звуковые приборы снабжаются также световой сигнализацией, и тональность авральной сигнализации отличается от тональности звуковых приборов другой сигнализации.
Система питается от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубных перегородок и вне пределов машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза в 7 дней, и перед каждым выходом в рейс.
Пожарная сигнализация . В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара. Система снабжена датчиками — извещателями ручного и автоматического действия.
Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях, в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов, на постах управления, в помещениях для сухих грузов. В машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты.
Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в вестибюлях, в общественных помещениях площадью более 150 кв.м., в производственных помещениях, на открытых палубах в районе расположения грузовых люков.
В системе должно быть предусмотрено два вида питания: основное – от судовой сети и резервное – от аккумуляторных батарей. Система пожарной безопасности должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц проверяются по одному излучателю в каждом луче.
Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения. Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухими грузами, в которых находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Сигналы подаются при ручном и дистанционном пуске системы. Система питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии.
— Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Оборудуется на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов. Компонуется в зависимости от типа судна, уровня автоматизации и т.д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализации (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах – рулевой рубке, каюте механиков и др. Проверяется перед каждым выходом судна и периодически в течении вахты.

— Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов. Оборудуется на различных судах и обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды под гребными электродвигателями. Постоянно находится в действии, проверяется не реже раза за вахту.
— Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей. Устанавливается на тех судах, на которых предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация проверяется вместе с проверкой дверей не реже одного раза в неделю, и перед каждым выходом в рейс.
— Бытовая сигнализация (каютная, медицинская). Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще пассажирских. Проверяется не реже раза в месяц.

Судовая пожарная сигнализация. Принцип действия сигнализации.

Назначением системы автоматической пожарной сигнализации является оповещение о начавшемся пожаре, о введении в действие средств объемного пожаротушения. Автоматическая пожарная сигнализация сейчас приобретает еще большее значение в связи с сокращением численности -вахт в машинных отделениях и с организацией безвахтенного обслуживания отдельных судовых помещений.

Суда, оборудованные пожарной сигнализацией обнаружения пожара и оповещения, имеют центральный пожарный пост (ЦПП). На ЦПП сосредоточены приемные станции сигнализации оповещения экипажа, пассажиров и производственного персонала о возникшем пожаре.

Система электрической пожарной сигнализации и дымосигналь-ная система предназначаются для обнаружения загорания (пожара) и сообщения о месте его возникновения. Системы электрической пожарной сигнализации могут быть автоматического и ручного действия. Системы электрической пожарной сигнализации в зависимости от вида применяющихся извещателей могут быть тепловыми (реагирующими на повышение температуры воздуха окружающей среды), дымовыми (реагирующими на появление дыма), световыми (реагирующими на появление открытого пламени), комбинированными (реагирующими на тепло, дым и свет). Основными элементами системы электрической пожарной сигнализации являются извещатели, приемная станция, устройство питания и линейные сооружения.

Извещатели являются датчиками сигналов о пожаре. Приемные станции принимают электрические сигналы извещателей и преобразуют их в световые и звуковые. Линейные сооружения соединяют извещатели с приемной станцией.

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара оборудованы жилые и служебные помещения, кладовые для хранения судовых запасов взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся и сгораемых материалов, посты управления, помещения для сухих грузов.

Автоматическая сигнализация обнаружения пожара может не устанавливаться: в помещениях для сухих грузов, не оборудованных «системами объемного пожаротушения; в жилых, и служебных помещениях пассажирских судов ори первом способе конструктивной противопожарной защиты (кроме кладовых взрывчатых веществ); в помещениях, в которых полностью отсутствует горячая среда, на пассажирских судах валовой вместимостью не менее 100 per. т., не имеющих спальных пассажирских мест, с продолжительностью рейса не более 12 ч; на сухогрузных судах валовой вместимостью 1000 per. т и на всех несамоходных наливных судах.

Ручной пожарной сигнализацией оборудованы пассажирские и приравненные к ним суда и другие суда валовой вместимостью более 1000 per. т (за исключением несамоходных судов).

Извещатели ручкой пожарной сигнализации устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в машинных помещениях, на открытых грузовых палубах. Датчики должны быть расположены в легкодоступных местах и хорошо заметны. На пассажирских и приравненных к ним судах тепловые извещатели обладают большей интенсивностью, чем дымовые и световые, и применяются в помещениях относительно небольшого объема. Дымовые извещатели применяются в помещениях, где возможно возникновение пожара от тления, а также в помещениях большой высоты и там, где необходимо подать сигнал тревоги на более ранней стадии пожара, чем это может быть осуществлено с помощью тепловых извещателей.

Световые извещатели применяются в помещениях с большой площадью и в особо ответственных помещениях.

Для защиты взрывоопасных судовых помещений применяются датчики пожарной сигнализации типа ДПС-038, ДПС-2 с исполнительными органами типа ПИО-17, ПИО-028, через которые осуществляется включение извещателей в существующие приемные станции электрической пожарной сигнализации лучевой системы.

Автоматические пожарные извещатели устанавливаются в закрытых помещениях судна, ручные - как внутри помещений, так и вне их. Извещатели, установленные в таких местах, где возможно их механическое повреждение, оборудованы защитными устройствами.

Автоматические тепловые извещатели могут быть максимального и дифференциального действия. Автоматические тепловые извещатели максимального действия срабатывают при повышении температуры воздуха окружающей среды выше заданного предела. Автоматические пожарные извещатели дифференциального действия срабатывают при резком повышении температуры воздуха окружающей среды. Извещатели дифференциального действия обычно устанавливаются в таких помещениях, в которых обычно не бывает резких повышений температуры воздуха.

Тепловые извещатели устанавливаются в зоне более вероятного загорания, в местах возможного скопления теплого воздуха, нагреваемого источником пожара, а также с учетом конвекционных потоков воздуха, вызываемых приточной и вытяжной вентиляцией. Тепловые извещатели не устанавливаются вблизи источников тепла, могущих влиять на работу извещателей.

Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление дыма, используются в тех случаях, когда возникновение загорания сопровождается обильным выделением дыма (горение древесно-волокнистых и резиновых изделий и материалов, электроаппаратуры).

Дымовые извещатели устанавливаются в помещениях с возможным колебанием температур воздуха от -30 до +60°С при относительной влажности воздуха 80% при 20°С. Дымовые извещатели устанавливаются также в помещениях, в воздухе которых содержатся пары кислот или щелочей. Количество дымовых извещателей, устанавливаемых в защищаемом помещении, зависит от конфигурации помещения, конструкции перекрытия, загруженности помещения материалами и оборудованием и ряда других условий.

Дымовые извещатели ионизационного типа устанавливаются из расчета в среднем один извещатель на 100 м2 площади помещения.

В случаях, когда по техническим причинам устанавливать дымовые извещатели в защищаемых помещениях не представляется возможным, применяется способ отбора воздуха с помощью вентиляционной системы или специальных устройств для отсоса воздуха.

Скорость движения воздуха в трубопроводах в местах установки извещателей не должна превышать 0,5 м/с; длина трубопровода от места забора воздуха до извещателя должна быть по возможности небольшой и не должна превышать 15 м.

Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление пламени, применяются в закрытых помещениях с температурой воздуха от -10 до +40°С при относительной влажности воздуха до 80%.

В помещениях, где устанавливаются световые извещатели, должны отсутствовать источники ультрафиолетовых лучей, гамма-излучений и открытого пламени (работающие сварочные аппараты, электрическое искрение). Световые извещатели нельзя устанавливать в помещениях, в воздухе которых содержатся пары кислот и щелочей.

Световые извещатели устанавливаются на подволоке, чтобы извещатель «видел» все помещение, особенно наиболее вероятные места загораний. Расстояние от светового извещателя до наиболее удаленной «просматриваемой» им точки не должно быть более 30 м. Световые извещатели защищаются от попадания на них прямых солнечных лучей и непосредственного воздействия ламп освещения.

Ручные пожарные извещатели подразделяются на кнопочные, работающие в лучевых системах сигнализации, и кодовые, рабо* тающие в кольцевых системах.

В системах электрической пожарной сигнализации, кнопочные извещатели могут применяться для дублирования работы автоматических извещателей. Ручные извещатели устанавливаются как внутри помещений, так и вне их при температуре воздуха окружающей среды от -50 до +60°С и относительной влажности 98%. Внутри помещений ручные извещатели устанавливаются в проходах, коридорах. Места установки извещателей должны иметь достаточную освещенность. Ручные извещатели устанавливаются на переборках таким образом, чтобы нажимная кнопка была выше уровня пола на 1,3 м и доступ к ней был свободным.

В лучевой системе в одну пару проводов допускается включение до пяти кнопочных извещателей, обслуживающих один адрес. В кольцевой системе в линию включится до 50 кодовых пожарных извещателей.

Приемные станции сигнализации обнаружения пожара показывают, из какого помещения или группы помещений поступил сиг-кал при срабатывании датчика извещательного устройства. Эти станции оборудованы мнемонической схемой с указанием помещений, обслуживаемых каждым лучом. Действие -звукового сигнала на ЦПП не зависит от светового сигнала. Действие светового сигнала не прекращается до устранения причин, вызвавших его. На пассажирских судах сигналы о пожаре, принятые на ЦПП, дублируются в помещение вахтенного или пожарного помощника капитана.

Дымосигнальная автоматическая система состоит из камеры с фотоэлементом, обнаруживающим дым. В этой камере непрерывно анализируется прозрачность воздуха, поставляемого из охраняемых помещений при помощи сети трубопровода благодаря разрежению, создаваемому засасывающим вентилятором. В зависимости от типа аппарата он может исполнять противопожарную охрану отдельных помещений, находящихся на расстоянии 300 м от обнаруживающей камеры. Появление следов дыма в каком-либо из охраняемых аппаратурой помещений моментально вызывает сигнал в системе пожарной сигнализации.

Применение специальной схемы, обнаруживающей дым в воздухе методом электрического импульса фотоэлемента, получаемого путем сравнения прозрачности воздуха, гарантирует высокую чувствительность и надежность и одновременно автоматически указывает помещение, в котором появился пожар (дым), звуковым и световым попеременно работающими вентиляторами, установленными поблизости от приемной станции. Вентиляторы создают разрежение, обеспечивающее прохождение дыма от наиболее удаленного приемника до ЦПП за время не более 1,5 мин.

Воздух, отсасываемый из помещений, при прохождении приемного устройства отводится в атмосферу. Однако часть его, идущая по дымосигнальному трубопроводу, поступает непосредственно в ЦПП с тем, чтобы при появлении в охраняемом помещении дыма он мог быть здесь обнаружен. Все трубопроводы дымосигнальной системы имеют устройство для периодической продувки их сжатым воздухом (один раз в месяц).

Рекомендуем почитать

Наверх