Социальные факторы. Среда

Обустройство участка 26.09.2019

Cтраница 1


Социальный фактор - это наиболее общий тип социальных отношений, определяемый интересами и потребностями человека и коллектива. Существует иерархия социальных отношений, а следовательно, и иерархия показателей и индикаторов этих отношений. Если социальный фактор характеризуется высокой степенью развития, то это означает совпадение реальных социальных отношений с интересами человека. Другими словами, необходимо привести в соответствие представления человека о том, как должно быть, как ему хочется, чтобы было, с реальными социальными отношениями.  

Социальные факторы связаны с изменением социальных ожиданий, отношений и нравственности в данной группы факторов сложно и весьма противоречиво в переживаемый страной переходный пер экономике отражается на сознании людей, социальной сфере.  

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.  

Социальные факторы: на покупки индивидуальных потребителей влияет множество социальных аспектов. Например, вкусы человека формирует его социальный класс и культура.  

Социальные факторы также имеют критическое значение при любом планировании, предусматривающем время, затрачиваемое на дорогу до места проживания семьи. Даже при наличии медицинских и физиологических причин для оптимального периода адаптации в 14 дней нежелание рабочих оставлять свои семьи на срок более семи или десяти дней может послужить причиной отмены оптимального графика. Опыт показывает, что график пребывания семи дней в высотных условиях и семи дней на уровне моря или десяти дней в высотных условиях и такого же срока на уровне моря наиболее приемлем.  

Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда. Профессионально-квалификационный уровень работников прямо влияет на производственно-хозяйственые показатели работы предприятия, в том числе на производительность (эффективность) труда работающего персонала.  

Социальные факторы связаны с социальными ценностями, образом жизни и демографическими тенденциями. Они могут находиться в тесной взаимосвязи с политическими.  

Социальные факторы существенно влияют на производственную деятельность при перебазировке.  

Макроскопические социальные факторы обычно не находятся под контролем системотехника, который должен принимать их такими, какими они существуют. Эти факторы могут влиять на различные показатели систем, такие, как длины и поперечные сечения телефонных кабелей и водопроводных труб, размеры и размещение телефонных станций или скорость наружных ремонтных работ.  

Социальным факторам развития в коренной перестройке управления предприятием придается особое значение. Улучшение условий труда, повышение квалификации, уровня жизни трудящихся, укрепление их здоровья являются важнейшими факторами обеспечения стабильности трудовых коллективов, активного участия трудящихся в повышении эффективности производства на каждом рабочем месте, развитии изобретательства и рационализации.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы в коллективе.  

Социальными факторами являются повышение квалификации исполнителей, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развитие социальной сферы, улучшение психологической атмосферы-в коллективе.  

Основными социальными факторами являются материальное положение, социально-психологический климат в коллективе, социально-политическая деятельность, перспективы роста, уровень удовлетворенности работой, социально-бытовое обслуживание, профессионализация, социализация личности, информированность, дисциплинированность и др. Для определения степени развитости данных факторов необходима идеальная, или нормативная, модель, под которой понимается уровень социального развития организации, который возможен в настоящее время и удовлетворяет людей.  

Важным социальным фактором является сведение к минимуму текучести кадров (особенно в ведущих технологических цехах производств шин и РТИ), охрана труда и техника безопасности, повышение культуры производства.  

Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.  

англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения.

Отличное определение

Неполное определение

Фактор социальный

движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах. Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.

Социальные факторы - факторы, определяющие поведение потребителя, к ним относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Семья является важнейшей потребительской ячейкой общества. Семейные ценности - ценности, складывающиеся в результате всей жизни потребителя в отношении религии, политики, экономики, самоуважения, любви. Маркетологи всесторонне изучают семью. Они интересуются распределением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов: мужа, жены, детей, дедушек, бабушек.
Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив - группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток, возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев религиозных культов.
Субъекты рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями:
индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни;
группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив;
группа подталкивает индивида к конформизму, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья, ориентирующая потребителя, включает родителей индивида, которые ориентируют его в отношении религии, политики, экономики, личных амбиций, достоинства и любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше семейных закупок ситуация меняется.
В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Социальная роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждый социальный статус потребителя отражает степень положительной оценки его со стороны общества, это показатель положения потребителя в обществе, в системе социальных связей и отношений. Роль заведующей производством в крупной фирме имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери.
Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

Еще по теме Факторы социального порядка:

  1. Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)
  2. Дискуссия по докладу П. Козловски «Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)»
  3. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  4. Раздел 4 Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие
  5. § 3. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
  6. Тема 4. Социальная компетентность и ответственность.Социальное партнерство. Социальная отчетность
  7. 78. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  8. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  9. В.А. автономов. Социальное рыночное хозяйство Теория и этика экономического порядка в России и Германии. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербург, 1999, 1999
  10. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядков

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Социализация

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью. "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

а) каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Эта дезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобно мистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким я должен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется; обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами, становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет от любящего.

Не наказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют, вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокий невроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер, создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрацию любовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.

Чувство вины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным ни было чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна -- это вина, порождаемая рассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем, каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимого другого или других.

Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о которых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным старым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе.

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде -- один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть.

Стыд также состоит из трех элементов:

а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;

б) каков я здесь и теперь;

в) рассогласование и его осознание.

Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это -- чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это -- не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

Развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции -- и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив» Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1991. С 65.

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечение продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни.

Образ жизни - Совокупность материальных условий, общественных и социальных установок (культуры, обычаев и т.п.) и природных факторов, которые все вместе обусловливают поведение личности, а также ее обратное влияние на эти факторы. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни - обязательный элемент понятия " образ жизни ", так как образ жизни человека - адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Образ жизни имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:
1) экономической (уровень жизни);
2) социологической (качество жизни);
3) социально-психологической (стиль жизни);
4) социально-экономической (уклад жизни).

Итак, к образу жизни человека относятся: активное участие человека в процессе формирования условий жизни, ее адекватная реакция на изменение условий окружающей среды, а также труд, быт, удовлетворения материальных и духовных потребностей в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральное и психическое нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.

Негативно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (вклад этих факторов - до 20%).

Существенное значение имеет склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.

Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10% "взноса" в тот уровень здоровья населения, что имеем сегодня.



Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически-географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.д.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства.Сюда также относится патологию, связанную с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и т.д.).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Кроме этого, человек как существо общественное, в процессе жизнедеятельности приобретает определенные привычек.

Привычки - это форма поведения людей, появляется во время обучения и многократного повторения в различных жизненных ситуациях, составляющие которой выполняются автоматически. Психофизиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть хорошо усвоена и закреплена временными связями программа действия. В отношении здоровья человека и образа его жизни привычки могут быть полезными и вредными.

Полезной, например, есть привычка соблюдать режим дня. Она способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, и в конце - долголетию. Ранее эта привычка сформировалась, тем организованнее человек, крепче его здоровье, и тем легче она избавляется неприятностей.

Вредные же привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют ее волю, снижают работоспособность, ухудшают здоровье и сокращают продолжительность жизни. Ранее они образуются, тем губительнее действуют и тем сложнее избавиться. Эти привычки приносят множество бед и страданий. Наиболее распространенными факторами, которые негативно влияют на состояние здоровья человека, есть такие вредные привычки, как алкоголь, курение, наркотики.

Алкоголь - коварный и очень опасный враг, который разрушает здоровье, уничтожает человека морально и физически. Вследствие частого употребления алкоголя возникает болезнь - алкоголизм.

Алкоголь по своим психотропными свойствами принадлежит к наркотическим веществам, однако не является наркотиком. По данным Всемирной организации здравоохранения, от алкоголизма ежегодно умирает около 6 млн. Человек - это больше, чем умирает от такой страшной болезни, как рак.

Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь отрицательно влияет и на центральную нервную систему, поражая все органы, приводит к деградации личности. Злоупотребление алкоголем приводит к психическим расстройством. Чаще всего встречаются такие психические расстройства, как "белая горячка", алкогольный галлюциноз, эпилепсия.

Курение является причиной многих тяжелых заболеваний. Интересы курением приобретает угрожающие размеры. Это - вредная привычка не только мужчин, но и женщин.

Украина опережает большинство стран Европы по количеству курильщиков. По статистике количество курильщиков составляет 12 млн. Человек - это 40% населения трудоспособного возраста (из них 3600000. - Женщины, 8400000. - Мужчины). Курит каждая 3-4 женщина репродуктивного возраста (20- 39 лет). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта вредная привычка вызывает в Украине более 100 000 смертей ежегодно.

Общественное мнение, к сожалению, мало или почти не осуждает этой пагубной привычки, которая, по сути, является одной из форм наркологической болезни. Выявлено, что в табачном дыме содержится около 8% окиси углерода, никотиновая, синильная, муравьиная, масляная, серная кислоты, серный свинец, бензапирен, трехокись мышьяка, радиоактивный элемент полоний, табачный деготь и другие ядовитые вещества. Одним из самых вредных для здоровья человека является никотин. Дым от 25 сигарет содержит около двух капель чистого никотина, то есть такое количество яда, которой достаточно для того, чтобы убить пса. В мире от курения ежегодно погибает 2500000. Человек, и, по прогнозу специалистов, к 2050 году эта цифра достигнет 12 млн. В среднем каждая сигарета уменьшает жизнь регулярного курильщика на 5,5 мин.

Наркомания - настоящее зло для всех стран мира. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, большинство из которых - растительного происхождения (морфий, кокаин, героин, пантопон, индийская конопля и их производные в виде гашиша, марихуаны, анаши и др.). Наркомания оказывается синдромом смешанной реакции, психической и физической зависимости, а также некоторыми психическими и социальными феноменами. К наркомании относится и злоупотребление снотворными препаратами. Социальная опасность наркомании:

Наркоманы плохие работники, их работоспособность (физической и умственной) снижена;
- наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, является причиной несчастных случаев на производстве;
- наркоманы деградируют физически и морально, является бременем для общества;
- наркоманы входят в группу риска распространения СПИДа;
- наркологическая болезнь во всех ее проявлениях социально опасна, психические заболевания угрожают будущему нации, в связи с этим проблема приобретает глобальное значение.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это инфекционная болезнь, которая поражает иммунную систему, в частности подавляет клеточный иммунитет. Впервые человечество столкнулось с этой болезнью в конце XX - начале XXI веков. В последние годы эта социально опасная болезнь в Украине приобрела угрожающие масштабы, особенно в молодежной среде.

Рекомендуем почитать

Наверх