Нации и межнациональные отношения в современном мире. Межнациональные отношения в современном мире

Озеленение 30.06.2020
Озеленение

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;
- отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры , с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей .

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений - соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство - это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами , но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
- отказ от насилия и принуждения;
- признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
- готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;
- развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.

Основные тенденции развития наций

В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация - разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания . Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм .

Межнациональная интеграция - процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Способы мирного взаимодействия этносов

В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.

Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей.
1. Этническое смешивание - стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания - современные народы Латинской Америки .
2. Ассимиляция - поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.
3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма , предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.

Россия - многонациональное государство

Концепция национальной политики Российской Федерации

Государственная национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также «Концепцией национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5.06.1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

В 1997 и 2000 годах Указами Президента РФ Концепция национальной политики Российской Федерации была уточнена новыми Указами. В последующие годы вышел еще ряд документов, определяющих деятельность государства в области национальной политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России (см. Примечания).

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определена стратегия безопасности государства на ближайшие годы.

Основные принципы государственной национальной политики в России:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

1. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972

2 . Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1965

3. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1984

4 . Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979

5. Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт, 1966

6. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988

7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

В мире возникает очень много проблем от агрессивного национализма. Нередко он принимает форму религиозной нетерпимости (фундаментализма). Это больше касается мусульман (например, палестинских арабов, Ирана, Алжира и др.), но встречается и среди других религий. Часто он идёт рука об руку с терроризмом. Причём страдают обычно ни в чём не повинные люди.

Люди издавна живут на планете, группируясь в определённые национальные сообщества, которые называются этносами. В древности это были роды, племена или союзы племён. Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации. На земном шаре многие тысячи наций, народностей, племён. Они имеют: свой язык (или диалект), культуру, исторические особенности, традиции, религии и пр. Нации, в отличие от менее развитых общностей, связаны также с единой письменной культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными экономическими отношениями, системой транспорта связи и мн. др. Некоторые племена насчитывают меньше тысячи человек, а иные нации - это десятки или даже сотни миллионов. Но каждая народность неповторима и имеет право на уважение к своим особенностям. Обычно народы живут не изолированно, а тесно соприкасаются друг с другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимилируют) в других. Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои особенности. Происходят и процессы взаимного сближения.

Национальные отношения - понятие сложное. В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, на-против, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека, прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т. п.

Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания не-расторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая форма общности людей, образующихся в процессе формирования общности их культуры, духовной жизни, языка, национальной психологии и созна-ния, экономических и политических связей, территории.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

Важным фактором является национальное самосознание личности, которое определяет нацию как общность и человека как члена этой общности.

Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа.

Можно отметить две стороны национальных интересов:

1. необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уни-кальность своей культуры, решительно противодействовать физическому исчезновению народа, обеспечивать достаточный уровень экономического развития.

2. интересы нации состоят в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;

2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;

4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни новых государств. И этот процесс продолжается. Неудивительно, что национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своего народа, страны, религии и т. п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив - господствующие народы стремятся подавить такие желания.

Опыт показал, что попытки дать каждой или ведущим нациям государственное устройство очень часто оказываются неудачными. Это в определённый период может вести к расколам, недовольствам со стороны других провинций, понижению прав некоренного населения в национально-государственных образованиях. Всё это отчётливо проявилось в республиках СССР, который раскололся именно по национальным союзным республикам. Затем и отдельные республики столкнулись с национальными проблемами внутри себя. Множество русских, например, в Молдавии, Крыму, Прибалтике, в той или иной форме противостоят теперь господствующим нациям. А в восточных республиках порой подвергаются притеснениям. В результате появились миллионы беженцев, людей, бросивших всё нажитое и оставшихся ни с чем. В некоторых местах даже возникли войны: в Грузии (Абхазия, Южная Осетия), в Молдавии, в Карабахе, Таджикистане. Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев.

Сегодня идёт напряжённый поиск путей выхода из многочисленных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит:

1. в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.

2. в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании прав личности над правами государства и нации. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности.

Такова основная идея современного цивилизованного подхода. На международном уровне приняты документы обеспечивающие равенство всех наций, как титульных, так и национальных общин. Декларация прав человека и гражданина принятая (ООН); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. (принята странами СНГ 21 октября 1994г.)

Между тем существует мнение, что Беларусь – мононациональная республика, поскольку 83,2 % её населения составляют белорусы. Однако следует отметить тот факт, что данное мнение несколько ошибочно. Да, у нас нет дискриминации, открытого государственного антисемитизма, геноцида, вооружённых конфликтов на национальной почве. И всё же, в РБ по состоянию на 1 октября 2001г. зарегистрированы и действуют 93 общественные организации, 19 национальных общностей.

1. белорусским национальным возрождением и развитием;

2. переводом в ранг государственной политики внимания к проблемам национальных общностей;

3. ростом внимания к белорусской диаспоре, особенно в ближнем зарубежье;

Основой формирования национальной политики в РБ стало создание её правовой базы. Определяющими среди законодательно – правовых актов являются:

Конституция РБ;

Обретя независимость, РБ в числе основополагающих принципов определила своё отношение к народам, традиционно проживающим на её территории. В статьях 14 – 17, 50 и 51 Конституции РБ закреплены равные права граждан, принадлежащих к разным национальностям.

В законе "О гражданстве РБ" заложены основы национального согласия в новых исторических условиях. Он предоставил гражданство всем, кто постоянно проживал на территории РБ, без всяких дискриминационных ограничений.

В нашей стране приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных приложениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным общностям.

Следует также отметить и тот момент, что Уголовный кодекс РБ имеет специальную статью об ответственности за разжигание межнациональной розни.

В июле 1997г. принята "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан РБ". В этом документе в соответствии с Конституцией и законодательством РБ определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором.

За последние годы в РБ проделана немалая работа по реализации прав национальных общностей. В 1994г. Министерством культуры РБ был создан Республиканский центр национальных культур, который к настоящему времени объединяет десятки национальных культурно-просветительных объе-динений. При центре работают самодеятельные национальные коллективы, отмечаются религиозные праздники ряда конфессий и национальных общностей, функционируют некоторые воскресные школы, курсы иностранных языков.

В Белоруссии уже работают польская школа в Гродно, небольшая еврейская школа в Пинске, еврейские классы при общеобразовательных школах в Минске и Гомеле, воскресные школы ряда национальных общин.

В 2000г. Госкомитетом была организована и поддержана подготовка первого в стране учебного пособия "Татароведение. История, религия и культура белорусских татар".

Одним из важных результатов работы национально-культурных объединений стало проведение с 1996г. в городе Гродно Республиканских фестивалей национальных культур, которые получили широкий международный резонанс.

Таким образом, весьма отрадно, что руководство нашей республики чётко заявило о своей решимости твёрдо проводить в жизнь принципы Всеобщей Декларации Прав человека, все статьи этого важнейшего документа.

Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения - это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Что мы узнали?

Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения - это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 180.

Научно-образовательный форум школьников Республики Мордовия

«Шаг в будущее»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Кемайкина Е.А.

Иванова А.А.

Русяйкина О.С.

8 класс МОУ «Атемарская СОШ»

Руководитель работы:

Мещерякова Н. П.

учитель истории и обществознания МОУ «Атемарская СОШ»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Межнациональные отношения:

проблемы и пути решения

Секция: Общество, в котором мы живем

Саранск

2018

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………....3-4

    Наш многоликий мир: история формирования наций и народов 5-8

    Тенденции развития национальных отношений ……………………… 9

    1. Мир в свете межнациональных отношений…………………….......9-10

      Национальный вопрос в России…………………………………….11-12

      Мордовия и ее многонациональный народ …………………….......13-15

2.4 Лямбирский район – «сплетение» наций ……………………………...16

    Диалог культур как способ решения национальных конфликтов..17-20

Заключение ………………….. ………………………………………….21

Список использованной литературы …………………………………...22

Приложение……………………………………………………………23-28

Введение

Социальную структуру любого общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их более ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около двухсот. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем, и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.

Что же заставило нас обратиться к проблеме национального вопроса? События, происходящие в современном мире, заставляют задумываться и размышлять о все возрастающем проявлении психологии превосходства одной нации над другой и противопоставлении своей нации остальным. Все это приводит к развитию национализма, осложнению отношений между народами, нациями. А к подобным явлениям невозможно относиться безразлично, поскольку они разрушают наше общество, создают нетерпимые условия жизнедеятельности. Данная проблема не нова, но чрезвычайно актуальна , болезненна для многих стран и народов, так как на этой почве происходят конфликты, войны.

Цель работы заключается в том, чтобы, используя разные источники информации, выявить развитие национальных отношений в современном обществе. Определить, что делается в мире, России, Мордовии для предотвращения националистических тенденции.

При исследовании данного вопроса нам было необходимо решить следующие задачи :

    провести исследование истории формирования и развития наций и народов, сделать вывод;

    проанализировать характер национальных отношений в мире, России, Мордовии;

    проанализировать статистические данные переписи населения 2010 г.;

    провести социальный опрос и на основании данных сделать вывод;

    рассмотреть возможные пути решения проблем, связанных с проявлением национализма.

Объектом данного исследования является проблема национальных отношений как в мире, так и в регионе, селе.

Постановка и формулировка проблемы: несостоятельность националистических теорий на примере нашей республики, района, села. Доказать, что молодежь не принимает национальных различий в качестве причины для конфликтов.

Разработанность исследуемой проблемы. Исследуемая проблема рассматривается, изучается, анализируется во многих источниках информации, затрагивается в телевизионных передачах, часто являясь спорной.

Материалом для исследования проблемы являются газетные статьи, рефераты, школьный учебно-программный материал, телевизионные передачи, беседы с людьми.

Полученные результаты мы будем использовать для профилактики данного явления. В этом и заключается практическая значимость выбранной нами темы.

Методы исследования: теоретический (изучение литературы), социологический опрос, анкетирование, статистический (обработка полученных данных), индуктивный (обобщение данных).

1. Наш многоликий мир: история формирования наций и народов

История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза. Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Естественно, признаки смешения существуют и у наций.

Во второй половине 9 века восточнославянские племена на большой территории объединились в высшую сравнительно с родами и племенами этническую (народную) общность - древнерусскую народность. Совместная жизнь в одном государстве приводила к постепенному стиранию различий (в языке, обычаях и т.д.) между родственными восточнославянскими племенами на большой территории. Они все активнее общались между собой и сближались. А это постепенно привело к формированию из местных диалектов древнерусского языка, понятного для всего населения Руси. Это население создало самобытную материальную и духовную культуру, отражавшую достижения в земледелии, скотоводстве, ремеслах, быте, зодчестве (строительстве), фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Древнерусская культура была проникнута идеей единства всей Русской земли. Древнерусская народность основывалась на общности экономической жизни, территории, языка и культуры.

Этническая картина современной России пестра в расовом аспекте. Ведь изначально наше государство складывалось как многонациональное. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос - русский (около 120 млн из 143-миллионного населения России), а самая малая этническая общность - кереки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной.

Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII- X IV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.

При этом россияне никогда не были расистами или националистами -людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма, с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.

Реальный современный мир остается полиэтничным - 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами, а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности - неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России. В то же время следует помнить слова Н. В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Из вышесказанного мы видим, что нет «чистых» рас, наций, народов. Смешение происходило, происходит и будет происходить. Не доказывает ли это несостоятельность националистических идей?

2. Тенденции развития национальных отношений

2.1 Мир в свете межнациональных отношений

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

К сожалению, в мире происходят конфликты между этническими общностями. Этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «образа врага» способствует и обращение к тем страницам исторической памяти, где запечатлены прежние обиды и факты (иногда извращенные) далекого прошлого.

К основным причинам межнациональных конфликтов относят:

Территориальные причины - борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства.

Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит национализм - идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса, противопоставляемых интересам других этносов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

В настоящее время, к сожалению, межнациональные конфликты, возникающие по разным причинам, не затухают. Информация, которую мы получаем с экранов телевизора, из интернета, с уроков мировой и отечественной истории, вызывает тревогу и опасения за будущее нашей планеты.

2.2 Национальный вопрос в России

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов (см. Приложение 1), каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей.

Вместе с тем именно в СССР проявился процесс межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны. Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур.

В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Во время Великой Отечественной войны по разным причинам были выселены с территорий, на которых они ранее проживали, и переселены в отдаленные места крымские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа. Отголоски этих событий слышны и сейчас. До сих пор в межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Национальное насилие всегда вызывает тяжелые последствия. Подавление и принижение нации испытывают на себе русские люди, оказавшись после развала Советского Союза на территории стран Ближнего Зарубежья. Их ущемляют в правах, в обучении родному языку. Они ищут поддержки в национально близкой среде. Но их родная страна не всегда может помочь. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается. И уже в самой России появляются союзы и движения, лидеры которых сплачивают людей на основе национальной идеи. Поскольку глубинные причины конфликта часто остаются скрытыми от массового сознания, то главными виновниками чаще всего оказываются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения в России серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Поэтому так необходима целенаправленная, правильная политика нашего государства по разрешению данного вопроса.

2.3 Мордовия и ее многонациональный народ

Республика Мордовия – один из многонациональных субъектов Российской Федерации. На ее территории проживают граждане 92 национальностей. Численность населения составляет 803,7 тыс. жителей.

По итогам переписи населения 2010 года в республике насчитывается 22 национальности с численностью населения 100 чел. и выше, из них численность семи народов превышает тысячу человек: русские (443,7 тыс.чел., или 53,2% общей численности населения республики); мордва (333,1 тыс. чел., 39,9%); татары (43,4 тыс. чел., 5,2%); украинцы (4,8 тыс. чел., 0,5%); армяне (1,3 тыс. чел., 0,1%); белорусы (1,2 тыс. чел., 0,1%); чуваши (1,1 тыс. чел., 0,1%); азербайджанцы (672 чел.) и т.д. (см. Приложение 2).

Исторически сложилось так, что традиционный регион расселения мордовского народа стал полиэтническим и поликонфессиональным, а с момента образования Мордовской АССР начался процесс становления государственности, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Мордовии. Основой формирующейся государственности Республики Мордовия в составе Российской Федерации является, с одной стороны, наличие общей для всех народов, участвующих в этом процессе, Родины – Мордовии и России, с другой – понимание того, что ее динамичное развитие может быть обеспечено только при соблюдении принципа «единство в многообразии», предполагающего равенство прав всех народов Республики Мордовия, ее граждан независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.

На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Мордовии, традиции самобытного формирования мордовского этноса. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Мордовией в XX веке в составе России.

Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии в последние десятилетия отличается стабильностью и согласием. Этнодемографическая ситуация и территориальная структура населения, богатые традиции межнационального сотрудничества создают благоприятные условия для конструктивного взаимодействия между обществом и властью.

Одним из приоритетов государственной национальной политики в регионе является сохранение межэтнического согласия, а также поддержка национальной культуры мордовского народа, в том числе той его части, которая проживает за пределами Мордовии. При этом особое внимание уделяется вопросам гармонизации межнациональных отношений, учету этнического фактора в реализации государственной региональной политики. Исторически сложилось так, что 2/3 мордовского народа проживает за пределами республики. Поэтому Мордовия несет особую ответственность за сохранение и развитие языков и культуры всего мордовского народа.

2.4 Лямбирский район – сплетение наций

Лямбирский район уникален по своему национальному составу. Он образовался 20 июля 1933 года в составе Мордовской автономной области как национальный татарский район, состоял из 11 татарских и 4 русских сельсоветов. Значительную часть населения составляли татары, которые начали селиться на этих землях еще в 13 веке. Татарское население составляло 73 %.

В настоящее время численность населения района – 34,3 тыс. человек, из них русские – 42 %, татары - 27 %, мордва – 15 %, другие национальности – 16 % (см. Приложение 3). Районный центр Лямбирь - старинное татарское село, до сих пор сохраняющее национальный колорит. Есть в районе русские и мордовские села, а так же украинский поселок – Хутор Лопатино. Отрадно, что при таком сплетении наций в районе не существует проблемы межнациональных отношений. Одинаково почитаются и празднуются как мусульманские так и православные праздники, уважаются традиции и обычаи всех наций, проживающих в районе. Люди, проживающие в районе, вместе работают, вместе решают экономические, социальные, культурные проблемы (см. Приложение 4).

Село Атемар хотя и считается русским, однако на его территории проживают мордва, татары, башкиры, чуваши, немцы. Кроме того, заключаются браки, которые можно назвать «межнациональными». В школе нашего села обучаются дети, родители которых принадлежат к различным этническим общностям, к различным конфессиям. В результате социологического опроса выяснилось, что у многих из нас в «родословной» имеются представители других национальностей (см. Приложение 5).

Проведенное в школе анкетирование показало, что национальный признак для подрастающего поколения не является важным ни в выборе друзей, ни в осуществлении каких-либо идей или отношений. (Приложение 6). К счастью, большинство обучающихся считают, что отношения между представителями разных наций должны строиться на взаимоуважении.

3. Диалог культур как способ решения национальных конфликтов

Можно ли исключить появление конфликтов на национальной почве? Исследуя разнообразные информационные источники, мы пришли к выводу, что пока положительный ответ невозможен. Многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые протестные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе). Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. В мировой практике выделяют несколько важных способов:

Гуманистический подход - главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;

нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Необходимости к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый - применение правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей).

Третий путь - информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость - плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни.

В основе национальной политики России - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

пронизанное патриотическими чувствами уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забота о сохранении исторически сложившегося государственного единства народов, объединенных общей судьбой на своей земле;

политико-правовая направленность на утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, равноправия народов, на обеспечение суверенной государственности России, незыблемости ее демократической основы.

Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

Главными элементами политики общественного согласия, проводимой в Мордовии, являются укрепление при активном участии общественных организаций плодотворного межнационального диалога, создание благоприятных условий для равноправного развития культур населяющих ее народов.

Проблемами, требующими приоритетного решения на современном этапе, являются:

совершенствование правовой базы национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности граждан Республики Мордовия независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие и представительство в органах государственной власти и управления;

развитие национальных культур и языков народов Республики Мордовия;

укрепление духовной общности народов республики и Российской Федерации;

поддержка этнокультурных традиций мордовского народа, проживающих за пределами Республики Мордовия, их взаимодействие с другими народами России;

сохранение и развитие традиционной среды обитания народов Мордовии, этноэкологической системы, улучшение социально-демографической ситуации;

укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Республике Мордовия, формирование высокой культуры межнационального общения;

преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.

Современное состояние и задачи перспективного развития Республики Мордовия требуют новых подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества – это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Мордовии.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

Заключение

Мы пришли к выводу, что борьба с национализмом, за равноправие всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности, предусматривает создание самого широкого объединения людей, народов.

Одной из причин неприятия представителей другой нации, по нашему мнению, является слабая образованность некоторой группы молодежи, которая не знает ни своей истории, ни культуры. Данная категория молодых людей легко поддается влиянию националистических идей, не вдаваясь в их суть. Еще одна негативная черта, которая встречается у молодых людей нашего времени, – безразличие ко всему, что происходит в мире, в стране, в родном крае.

В настоящее время в мире существует много проблем, называемых глобальными (мира и разоружения, экологическая, продовольственная и другие), и решить их можно только совместными усилиями. Вместо разбирательств на национальной почве надо решать другие проблемы: терроризма, загрязнения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Поэтому наша задача – препятствовать всякому проявлению национализма, сохранять то, что создано на протяжении веков всеми народами, проживающими в России. И помнить: нет «плохих» народов, есть «плохие» люди.

Мы, молодое поколение, хотим жить в мире благоразумном, гармоничном, позволяющем развивать свои духовные и физические способности. А это возможно только в том случае, если мир будет толерантным. Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма невозможно без установления диалога разных народов, разных культур мира и нашей многонациональной страны.

Список использованных источников

    Конституция Российской Федерации. - Москва: Проспект, 2011. – статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.

    Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология, «Аспект Пресс», Москва, 2010.

    История России, 1945-2008 гг.: для учителя / Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В.). – М. – Просвещение, 2008, с. 129-132, 309 – 313.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Результаты социологического опроса

    Вопрос : Смешанные национальные браки, на ваш взгляд, явление: а)нормальное; б)отрицательное.

    Вопрос : Имеет ли значение национальность при выборе друга (подруги): а)да; б)нет.

    Вывод. Подростки менее, чем взрослые обращают внимание на национальный фактор.

Рекомендуем почитать

Наверх