Чем посыпать садовые дорожки зимой, как очистить лед с тротуарной плитки. Как предотвратить скапливание снега и льда дороже, чем техническая соль, и вызываетеще более сильную коррозию металлов

Озеленение 16.06.2019
Озеленение

Зимой увидеть тонны снега не в диковинку. В городских условиях, чтобы не скользить по льду посыпают противогололедными реагентами. А как же быть с частным сектором: крыльцо, подъезд к гаражу, тротуарная плитка, брусчатка и садовые дорожки по которым приходится ходить ежедневно? Чем можно растопить лед или минимизировать эффект «полета»?

Как спастись от гололеда

Существует разные средства, которыми посыпают садовые дорожки и тротуарную плитку: соль, песок, бишофит, мраморная и гранитная крошка, земля и зола.

  1. Самый распространенный реагент – это соль. Доступно, дешево, но вредно! Сильнейшее вещество хлорид действительно эффективно разъедает снег и лед. При этом от нее страдает обувь, одежда, идет коррозия труб, разрушается любое покрытие дорожки, а прилипая к лапам животных вызывает аллергию.

В качестве мер предосторожности нужно соблюдать дозировку. При небольшом морозе распределяют 20 г соли на 1 кв.м. Вряд ли кто-то из нас сможет распределить по этой площади столовую ложку вещества! Чтобы был эффект слой должен быть 3-5 мм.

Поваренную соль лучше использовать при не значительных морозах, до -7°С.

Чтобы после мощной ледоборьбы на следующий день не образовалась снова наледь, в качестве профилактики садовые дорожки посыпают реагентом малыми порциями. Лучше использовать соль экстра. Мелкие крупинки не позволят инею превратиться в каток.

Если корка льда уже появилась, соль нужно использовать более крупными гранулами.

  1. Следующее, хорошо известное сыпучее вещество, но чуть подороже предыдущего варианта – это песок. Его хорошо рассыпают по крыльцу и дорожкам, лед под ногами становится менее скользким и вроде бы все хорошо. Не стоит забывать о том, что песок легкий и при сильном ветре он быстро разлетится. Слишком толстый слой эту проблему решает конечно, но тогда возникает другая – обувью вся грязь занесется в дом.
  2. Эффективное и быстрое средство очистить садовые дорожки ото льда – это смешать теплую воду с моющим средством для посуды и спиртом в соотношении воды 2 л, моющего 6-10 капель, спирта 60-100гр. Налить в бутылку и полить территорию. От такой смеси лед растает очень быстро. При этом не будет наледи и грязи.
  3. Лопатой, ломом или граблями долбить лед – плохая затея, так можно повредить плитку, брусчатку и даже обычную бетонную заливку. Хотя как говорится «Против лома – нет приема» и ни один состав лучше и чище не сработает.
  4. Хлористый магний (бишофит) лучше использовать для посыпки льда на керамической плитке или дереве. Не подходит для бетонных участков и возле фундамента. Он разрушает цемент.
  5. Мраморная крошка, посыпанная на ледовых дорожках, смотрится очень красиво. Она не даст поскользнуться, однако от нее остаются белые следы. В конце зимы ее не нужно убирать, достаточно смести на землю. Со временем мрамор растворится.

Гранитная крошка следов в доме не оставляет, но ее нужно с дорожек собирать (подметать).

  1. Посыпать садовые дорожки ото льда землей и золой тоже эффективно. Лед они не растопят, снежное настроение будет «подпачкано», грязь на обуви, но поскользнуться и упасть не дадут.

Как убрать лед с тротуарной плитки

Часто передний план дома выложен тротуарной плиткой. Аккуратные формы нескольких цветов отличная альтернатива простой заливке бетоном. Зимой плитка вбирает воду, из-за пористой основы, и в мороз замерзает. Ледяная вода приводит к разрыву внутренних пор и со временем появляются трещины.

Убрать лед с тротуарной плитки ломом не получится, т.к. рассчитать силу удара довольно сложно, а разбить плитку легко. Металлическими скребками и щетками можно поцарапать, а жесткие абразивные материалы делают ее неустойчивой к внешним явлениям природы.

Для уменьшения обледенения тротуарной плитки используют гидрофобизатор. Водоотталкивающий состав попадает в поры, повышается морозоустойчивость, отталкивая ледовую корку с поверхности. От соли и солевых растворов постепенно изменяется внутри верхний слой бетона, уменьшая при этом эксплуатационный срок.

В качестве подручных инструментов используйте только деревянные или пластиковые щетки, метла, скребки, лопаты, ломики. Будет уместно применить противогололедные реагенты. Но чем убирать лед, лучше не допускать его образования. после каждого снегопада. От слеживания и втаптывания образуется плотный слой, который в дальнейшем очистить сложно.

Наша русская зима приносит как радости, так и печали. К числу вторых относится лёд. И всё бы ничего, если бы он не портил жизнь. А то ведь бывает, что замёрзнет в самых неподходящих местах, а потом думать надо, как от него избавиться. Тем не менее, способы можно найти почти всегда. Предлагаем вам несколько вариантов того, чем растопить лёд в разных ситуациях:

  1. Растопить лёд дома проще простого – достаточно лишь подвергнуть его тепловой обработке. Лёд можно растопить на газовой/электрической плите; с помощью обогревателя или батареи центрального отопления. Если дома достаточно тепло, время терпит, а ни один из вышепредложенных способов не подходит, оставьте лёд на ночь, и он растает естественным образом.
  2. Растопить лёд в замке можно по-разному. Гаражные и автомобильные замки лучше всего смазывать маслосодержащим размораживателем, и делать это периодически. Использовать кипяток из чайника не рекомендуется – это может испортить замок и привести к образованию микротрещин. Если нет подходящего средства, разморозить замок поможет водка или спирт. Для этого нужно нанести средство на ключ, вставить его в замок, насколько возможно, и подождать 10-15 мин. После этого можно попытаться открыть замок. Вместо спирта подойдёт тосол, антифриз, незамерзающая жидкость. Кстати, перед мойкой автомобиля лучше залить немного незамерзающей жидкости в замок, тогда не будет проблем с открытием. Такие же функции выполняет силиконовый спрей и силиконовая смазка. В очень редкие моменты можно вставить ключ в замок, насколько это возможно, постепенно нагревать ключ с помощью зажигалки и продвигать дальше в замок. В этом случае нужно действовать аккуратно, нельзя нагревать ключ докрасна, иначе поломаете замок. Для профилактики замерзания замков очищайте их от снега как можно чаще, и тогда не придётся наутро растапливать замёрзший лёд.
  3. Для разморозки подземных труб также есть несколько способов. Но сначала нужно убедиться в их целостности. Часто в таких ситуациях бывает, что трубы лопаются. Если всё в порядке, то вот несколько способов. В случае, когда трубы находятся на небольшой глубине, и Вы определили место замерзания, то может помочь разведение костров. Жгите костры на том участке земли, под которым находится замороженная труба. Также можно лить в трубы подогретый спирт. Может помочь и сварочный аппарат, который нужно установить к обоим концам трубы и включить (контакт должен быть достаточно хорошим). Растопка займёт примерно 2-4 часа. Вообще прогревать трубы часто приходится там, где наиболее открыт доступ для холода. В таких случаях может помочь электровентилятор. В качестве профилактики в тёплое время года лучше сделать термоизоляцию труб, тогда вопрос разморозки не будет беспокоить.
  4. Избавиться от льда в бачке омывателя автомобиля поможет поездка в тёплый бокс. Там нужно ждать, когда лёд растает и по мере таяния сливать его из бачка. Когда это будет сделано, в бачок нужно залить незамерзающую жидкость. Ещё один вариант – снять бачок и отнести его домой. В тепле лёд растает сам. Но этот вариант хорош тогда, когда есть возможность снять бачок. В иных случаях лучше ехать в тёплый бокс.
  5. Если замёрзла вода в бане, Вам также поможет несколько способов. Баню можно просто затопить, и тогда в процессе её нагрева лёд растает. Можно поливать лёд горячей водой, но это малоэффективно и займёт много времени. Можно воспользоваться горячим паром. Можно включить тепловентилятор на сутки, перед этим полив краны кипятком.
  6. Варианты для тех, кому надо растопить большое количество льда на улице. Поможет большое количество горячей солёной воды, вылитой на лёд; инфракрасная лампа; кабель для растапливания льда в водосточных трубах; этиловый спирт; специальные вещества, которыми посыпают лёд на улицах. Также можно попробовать разжечь костёр. Мощное средство – использование хлорида кальция. Можно полить лёд этиленгликолем или глицерином. Но проще всего просто откалывать лёд по небольшим кусочкам и убирать. Будет экономичнее и быстрее.

Теперь Вы знаете, чем можно растопить лёд. Главное - делать это с умом.

Выходя с утра на работу, большинство людей меньше всего хотели бы увидеть последствия непогоды и полностью покрытые льдом стекла автомобиля. В этой статье мы расскажем, как очистить лобовое стекло от льда, ведь согласно правилам дорожного движения, водителя обязывают удалить все загрязнения с лобового и передних боковых стекол до начала езды. И сделать это лучше так, чтобы не тратить много времени, особенно, когда его и так в обрез.

Как предотвратить образование льда?

Существует несколько действенных методов, которые помогут вам свести к минимуму риск обнаружить обледенение стекол и налипания снега на вашем авто.

Плотная ткань или брезент

Данный выход больше всего подходит для тех водителей, которые не боятся, что покрытие снимут и украдут. Даже если материал не полностью закроет стекла, то небольшую часть обледенения будет намного проще убрать, чем очищать всю поверхность.

Важно! Стекла можно покрыть обычным брезентом или даже плотной тканью, к примеру, подойдет обычная старая простыня.

Специальная жидкость

В современных автосалонах и сервисных центрах предлагается большой ассортимент специальных жидкостей, позволяющих уменьшить обледенение стекол. Однако покупные средства стоят не так уж и дешево, поэтому их можно заменить приготовленными в домашних условиях народными составами.

Для предотвращения обледенения стекол можно использовать смесь на основе уксуса, которая готовится согласно следующему алгоритму:

  1. Смешайте 9% раствор столового уксуса с водкой, придерживаясь пропорции 3:1.
  2. Полученную жидкость налейте в распылитель.
  3. Обработайте приготовленным составом стекла вашего авто.

Важно! Единственное неудобство данного метода заключается в необходимости выполнять регулярную обработку стекла перед стоянкой.

Охлаждение автомобиля

Если на улице не наблюдается снега или дождя, то паркуя авто на стоянку, не нагревайте лобовое стекло, а наоборот — переключите печку на холодный режим и остудите стеклянные поверхности. Также не лишним будет проветрить салон вашего автомобиля.

Важно! Как правило, к холодному стеклу снег или иней хуже прилипает, что поможет исключить или уменьшить слой льда.

Как удалить лед с лобового стекла?

Если вы хотите максимально быстро убрать лед с лобового стекла и затратить при этом минимум усилий, то вам поможет один из следующих методов очистки.

Способ №1 — Скребком

Перед тем, как удалить лед с лобового стекла машины, позаботьтесь о приобретении подходящего инвентаря. Сегодня в продаже можно обнаружить большой ассортимент разнообразных скребков, которые отличаются между собой по форме и материалу исполнения:

Важно! Скребки бывают очень эффективны, но их неосторожное использование может привести к возникновению мелких царапин на лобовом стекле.

Чтобы уменьшить вероятность возникновения царапин на стекле, скребком необходимо очищать поверхность под как можно меньшим углом, периодически протирая его острие, чтобы удалить песок или другие твердые вещества.

Способ №2 — Пластиковой картой

Справиться с тонким слоем льда на лобовом стекле поможет самая обыкновенная карточка из пластика. Чтобы избавиться от льда:

  1. Устанавливаем карту под небольшим углом к стеклу, и используя большой палец, добиваемся ее изгиба.

Важно! Таким образом вы сможете существенно повысить жесткость пластмассы, из которой изготовлена карточка.

  1. Работать следует снизу вверх.

Важно! Для очистки автомобильного стекла от льда лучше всего не использовать действующую банковскую пластиковую карту, так как есть небольшой риск ее сломать.

Способ №3 — Водой

Для подготовки автомобиля к поездке возьмите ведро воды комнатной температуры. Вся идея данного метода заключается в том, чтобы размягчить и растопить образовавшуюся корку льда. В зависимости от площади и толщины налипаний, вам потребуется различный объем воды.

Важно! Не используйте горячую воду, ведь она может привести к возникновению трещин стекла из-за резкого перепада температур.

Способ №4 — Соль

Очистить лобовое стекло от льда вам поможет обычная соль. Для достижения максимально качественного результата ее необходимо использовать согласно следующей инструкции:

  1. Смешайте 1 стакан воды и 2 столовые ложки поваренной соли.
  2. Полученным раствором протрите стекла.
  3. Дождитесь, пока весь лед сойдет со стеклянной поверхности.
  4. Насухо протрите окна мягкой сухой тряпкой.

Способ №5 — Этиловый спирт

С помощью этилового спирта возможно превратить лед на стекле в кашицу, которая легко удаляется со стеклянной поверхности. Для этого необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Нанести пульверизатором спирт на лобовое стекло.
  2. Подождите несколько минут.
  3. После превращения льда в кашицу уберите остатки налипания тряпкой или скребком.

Способ №6 — Встроенная автомобильная печь

Прогрев машины изнутри поможет безопасно удалить лед с лобового стекла.

Важно! Недостаток данного способа заключается в том, что на его применение потребуется от 10 до 30 минут вашего времени. Продолжительность процедуры во многом зависит от толщины льда и температуры на улице.

Применять данный метод необходимо согласно следующей инструкции:

  1. Поток воздуха с печки машины направьте только на лобовое стекло.
  2. Включите прохладный режим работы обогревателя.

Важно! Ни в коем случае нельзя сразу обдувать стекло горячим воздухом — это может привести к возникновению трещин на лобовом стекле. Также не стоит включать обдув на максимум, поэтому постарайтесь всю процедуру проводить на низких режимах.

В случае если машина прогрета, постепенно повышайте температуру воздуха до теплого. Таким образом вы провоцируете постепенное оттаивание стекла от ледяной корки.

  1. Если ожидается ледяной дождь или изморозью, то перед уходом следует поднять дворники, в противном случае — с утра они примерзнут к стеклу.
  2. После дождя или сырого снега двери могут примерзнуть, и возникнет проблема открытия дверей. Постучите по двери в нескольких местах тыльной стороной руки. Лед на уплотнителях треснет и сломается, позволив вам открыть двери.
  3. Пока автомобиль прогреется, не сидите в салоне. Выдыхаемые вами воздух содержит влагу, которая будет конденсироваться на стеклах изнутри.
  4. Слегка теплая вода сработает довольно быстро, если лед тонкий. Полейте стекло, а затем скребком уберите лед.
  5. Когда на улице в районе нуля или чуть ниже, дворники и стеклоомыватели или печка являются эффективными средствами удаления льда на лобовом стекле.

Важно! Уксус можно применить и в летнее время. Как пример — ароматизированные добавки и уксус добавляем в бачок омывателя. Это поможет вам удалить сильные загрязнения стекла, например, жидкость поможет очистить лобовое стекло от насекомых.

Снегопады и метели все ближе, а значит, самое время задуматься о том, как облегчить уборку снега на своем участке в зимний период. Конечно, можно купить новую удобную лопату, снегоочиститель или даже нанять дворника. А может, стоит посыпать площадки вокруг дома специальной солью или обустроить подогреваемые дорожки, снег на которых будет таять без ваших ежедневных усилий? Участники нашего форума обсуждают, как бороться со снегом и наледью на дорожках.


Тает сам

Самый простой способ борьбы со снегом – устройство козырька над площадкой, дорожкой или крыльцом. Он может быть прозрачным (например, из поликарбоната), пропускать солнечный свет и удачно вписываться в архитектурный ансамбль. К тому же, такой навес защитит не только от снега, но и от дождя летом и осенью.

Однако не всегда постройка козырька бывает возможна. Участок, где строит дом форумчанин Manix , находится в тупике, в стороне от основной автомагистрали. Чтобы зимой проезд до жилища не засыпало снегом, участник форума планирует сделать подогрев участка. Вопросы о существующих технологиях, сроках службы теплой дороги и затратах на ее устройство он решил задать на .


Форумчанин Rjavi несколько лет назад уже сделал экспериментальное снеготаяние на парковке и тропинке к дому, выбрав вариант подогрева, конструктивно схожий с теплым водяным полом. Принципиальное отличие состоит в том, что в систему встроен теплообменник, а вместо воды в нее залит антифриз. Производители рекомендуют устанавливать подогрев уличных участков дорог мощностью от 200 Вт/кв.м. Но живущий в Питере форумчанин говорит, что на практике требуется мощность 300-500 Вт/кв.м., «иначе получается знатный каток». Однако, больше мощность – выше затраты.

– Хотя система не была полностью автоматической – включалась по мере необходимости вручную, отключалась сама – по таймеру, подогрев оказался приятным, но дорогим удовольствием.

Часто к середине зимы возле многих домов можно наблюдать огромные, вышиной с забор, сугробы. Чтобы не ждать, пока весеннее солнце само растопит груды снега, некоторые домовладельцы специально проектируют на участке места для складирования снега и устраивают там подогрев мощения.

Помимо прокладки труб, еще один вариант устройства теплой дорожки или площадки – укладка греющего кабеля под плитку. Чаще всего при помощи кабеля домовладельцы обогревают крыльцо – одно из самых опасных мест, где снег и наледь чаще всего становятся причинами травм. Мощность греющего кабеля также рассчитывается, исходя из климатических условий: чем холоднее зимы, тем выше она должна быть – снег должен падать и таять, а вода испаряться.

Также некоторые производители предлагают переносные дорожки с подогревом – электрический нагревательный элемент находится между двух защитных поверхностей из нескользкой резины, включаются дорожки в обычную розетку. Подробно о них мы рассказывали ранее в .


Химия против снега

Но как быть, если дорожки на участке проложены давно, а их подогрев не предусмотрен, или вы не готовы платить больше за электроэнергию? Можно взять пример с муниципальных дорожных служб и посыпать площадки вокруг дома специальными химическими средствами, растворяющими снег. Их использование участники обсуждают в нашего форума.


Этот способ имеет свои плюсы. Химические средства хорошо работают при температурах, близких к нулю, когда образуется наледь, а снег становится липким, и даже некоторые снегоуборщики становятся неэффективны в борьбе с ним. В отличие от лопат и ледоруба, химикаты не повреждают тротуарную плитку, не образуют на ней сколов и трещин.

Важно, чтобы реактивы были безопасны для человека и растений. Тая, снежно-химический коктейль будет неизбежно попадать в почву и, в отличие от города, может навредить не только кожаным ботинкам. Кроме того, химические вещества имеют свойство накапливаться, что может привести к нарушению природного баланса на вашем участке.

Конечно, можно купить уже готовые реактивы – чаще всего это хлористый кальций. Но вот участники нашего форума отдают предпочтение народным средствам. Так, форумчанка Маришка в феврале посыпает сугробы золой, чтобы они быстрее таяли под солнечными лучами. А некоторые участники борются с наледью при помощи соли и глицерина.


beckbulat:

– На небольшой кусочек льда вылил аптечный глицерин, температура воздуха была около минус 10 градусов. Вернулся через два часа – лед с глицерином тает!


Долой лопаты!

Но бывает, что метровые сугробы на наших участках вырастают за ночь. И тогда уже никакие реагенты и теплые дорожки не спасут ситуацию. В этом случае быстро справиться со снегом можно при помощи снегоуборочной техники. На нашем форуме есть целый , где форумчане обсуждают ее разновидности и особенности эксплуатации.


Скажем лишь коротко, что снегоуборочная техника для дома может быть как электрической – запитываться от обычной розетки, так и работать на бензине. Электрические варианты, как правило, дешевле бензиновых, но многие форумчане жалуются, что провод, который необходимо контролировать, мешается при уборке снега.

Если у вас уже есть мотоблок, то многие производители выпускают к ним навесные снегоуборщики. Они бывают нескольких видов: снегоуборочный навес, который имитирует работу профессиональной снегоуборочной машины, лопата-отвал и щетка для мотоблока.

Кроме того, снегоуборочная техника для дома не всегда справляется с липким, а также слежавшимся снегом. Поэтому следует обращать внимание не только на конструкцию, но и на мощность прибора – чем она выше, тем больше шансов, что машина справится с этой задачей.


– Купил электрический снегоуборщик мощностью 1800 Вт. Мокрый, слежавшийся снег убирать очень тяжело, трудно толкать вперед машинку. Если высота снега больше 10 см, приходится упираться в корпус ногой, чтобы толкнуть вперед. Шнур путается под ногами. Работает нормально только по мощеным дорожкам, на трамбованном отсеве подцепляет камни и зарывается.


Готовьтесь к зиме правильно! А советы наших форумчан о том, помогут вам в этом. Также советуем посмотреть наше видео о том, как правильно выбрать снегоотбрасыватель.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

Рекомендуем почитать

Наверх