Метафорические карты в психологии - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Куда нас ведут метафорические карты

Ландшафтный дизайн и планировка 29.09.2019
Ландшафтный дизайн и планировка

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Что такое метафорические карты?

На изображении представлены карты и слова из колод " " и " "

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

    Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

    Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

  • Психологические карты / терапевтические карты – карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, не проективная методика, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?



Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т.д.

Зачем нужны метафорические карты?


На изображении представлена карта из колоды " "

Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

1. Помощь в установлении контакта с клиентом .

Не так-то просто пришедшему на консультацию человеку взять и разговориться, поведать подробно о своих чувствах и переживаниях (тревога, защита, отрицание – причин может быть много). Не так просто завоевать внимание ребенка на консультации. Карты же могут помочь на начальном этапе. Для ребенка карточки становится увлекательной «игрой», для взрослых «игра» с картинками позволяет расслабиться, создает некое безопасное ощущение. Таким образом, зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме. При работе с группой это так же позволяет создать более теплую обстановку, начать работу.

2. Снятие барьеров, защит.

Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры. С помощью карт человек начинает раскрываться, они помогают вынести проблему «во вне» и начать говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты, табу.

3. Обращение к подсознательному .

В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.

4. Актуализация проблем .

Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.

5. Поиск новых вариантов решения .

Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям!

Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила.

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Как работать с метафорическими картами?



На изображении представлены карты из колод " " и "

Общие стратегии работы.

Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

    Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

    работу с изображениями;

  • работу со словами .

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карточек.

Выбор колоды и техники работы.



На изображении представлены колоды " ", " " и " "

На выбор колоды карт влияет тематика колоды (Женская идентичность, Мужская идентичность, Детские переживания, Образ Я, Отношения в паре и др.), стиль, изображения и цвета. В работе может использоваться как одна, так и несколько колод – это зависит от того, какие цели ставит перед собой психолог (сузить проблему, сфокусироваться на чем-то, или же наоборот расширить проблематику).

Помимо общих стратегий работы с картами существуют и конкретные техники. Конечно, каждый психолог сам решает, какие техники использовать, руководствуясь конкретной ситуацией. Нет четко установленных правил. Здесь специалист абсолютно свободен в выборе и даже имеет право придумывать что-то свое.

В нашей статье приведем некоторые варианты техник работы с метафорическими картами:

  • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
  • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
  • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге « » (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа с метафорическими картами не предполагает просто распечатанные из интернета изображения. В психотерапевтической работе с метафорическими картами все имеет значение – формат, материал, покрытие (иногда может сыграть роль, глянцевое или матовое покрытие карты) и, конечно же, мастерство психолога!

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести колоды метафорических ассоциативных карт и литературу по работе с ними в .

Также приглашаем в наш , который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции и самое главное – рассмотреть, пощупать, почитать инструкции и приобрести интересующие вас колоды.

«Мне трудно открываться перед людьми, - признается 29-летняя Евгения. - Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты - особые, не игральные и не гадальные.

«Их называют метафорическими или ассоциативными, - объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, - потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название - терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

Индивидуальный смысл

На фотографии - вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, - считает 32-летняя Анна, - так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», - объясняет он свой выбор.

Метафорические карты - это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?

«В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, - объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. - Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».

Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае - двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

Снизить тревожность

Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.

«Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки - это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», - замечает Галина Кац.

Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Найти путь к важным темам

Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить - эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.

«Мы живем в визуально-ориентированной культуре, - подчеркивает психолог Галина Кац, - поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».

Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.

«Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», - замечает Галина Кац.

Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

Для разных целей

Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.

Получаются странные, иногда фантастические комбинации - на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, - поясняет Галина Кац, - а тело - желания, физическую жизнь».

Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке - ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...

Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

Как выбрать

Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение - и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» - для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.

«Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, - замечает Екатерина Мухаматулина, - но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, - подчеркивает Галина Кац. - Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

Давайте поиграем

С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока - «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» - здесь простор для фантазии.

«Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, - объясняет Галина Кац, - а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.

Подробную информацию о метафорических картах можно узнать на сайтах издательства «Генезис» и психологического центра «Креативный мир» .

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Одними из самых популярных карт в работе психотерапевта являются:

Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы. Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б. Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Изначально это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Для работы с семейной системой используются обычно портретные колоды карт, например, «Persona». Колода - это набор лиц людей любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Вы встретите в колоде любые выражения лица: и неприкрытое счастье, и грусть, и страх, и напряжение, и недоверие, и усталость, и поиск контакта, и надежду, и светлую радость. При помощи этих портретов мы можем рассматривать любые отношения, выбирая карты на роль заместителей участников отношений. Когда клиент психолога выбирает какую-либо карту, чтоб представить себя или другого участника прорабатываемых отношений, психолог спрашивает его, на основе какого именно сходства был сделан этот выбор. Выражение лица? Послание, транслируемое миру? Внешнее сходство, стиль одежды, аксессуары, атрибуты? На начальном этапе работы с ассоциативными картами вас удивит, как часто люди выбирают в качестве своего заместителя человека другого пола, совершенно неподходящего возраста, иногда другого цвета кожи - где наблюдателю никак не возможно было бы понять, на чем основан этот выбор. Здесь уместно проявить любопытство и узнать, какие черты выбранного человека имеют важность для клиента, и что он хочет рассказать нам о себе, выбирая эту карту.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. Иной раз можно просто показать собеседнику три портрета и сказать: «Я чувствую себя вот так, как на первой карте, а хочу чувствовать себя вот так, как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте» - и собеседник поймет тебя без лишних слов.

Таким образом, помимо использования метафорических ассоциативных карт «Persona» как психотерапевтического инструмента в профессиональной психологической практике, мы можем применять их в наших семейных и личных отношениях для общения с членами семьи и близкими людьми на острые, возможно болезненные, глубоко личные темы. Посредничество карты создает дополнительно атмосферу безопасности и доброжелательного внимания и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семьях. Метафорические ассоциативные карты развивают способность общаться с другими, понимать их, находить в каждом человеке позитивные черты и то общее, что объединяет вас с другими.

Расскажу вам о методах работы с метафорическими ассоциативными картами, которые можно использовать для развития творческого потенциала.

Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени (колода «Морена») и провела со мной короткую сессию.

Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени, и в моей голове рождались чувства, ассоциации, включались эмоции.

Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.

Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики. Читала, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления с помощью карт (физического и эмоционального).

В тот момент я посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.

Применять карты можно как в индивидуальной, так и в командной работе по развитию подсознания. Люди очень индивидуально реагируют на них. На одной и той же картинке один видит что-то очень темное и страшное, другой - вдохновляющее и прекрасное.

Периодически карты возвращались в мою жизнь.

Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом. Однажды мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях, а также небывалые дорожные знаки.

Я помню карты, которые вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.

С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы. Потом в своем живом журнале.

Предлагала темы для исследования, прикладывая к ним разные колоды. Участники озвучивали запрос, называли цифры и получали карту для своей ситуации. Потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум.

Так эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате - в гостях у других блоггеров) можно написать целую диссертацию.

Люди очень индивидуально реагируют на карты. Глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой - что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы или находят поддержку в мыслях и намерениях.

Почему так происходит, как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на эти и другие вопросы.

Откуда взялись карты?

Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.ru).

Интересно было узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И печатались эти карты для любителей искусства.

Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у него собственный творческий импульс...
Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем. Который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения.

Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате». Потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.

Почему ассоциативные карты так хорошо работают?

У нашего ума есть «проверочный список», и он выдает нам этот список в ответ на любой вопрос.

Первые мысли, которые приходят в голову - это социально одобренные или социально значимые решения. Или кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты.

Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку, а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий - нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном - там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение. Нужны игры, метафоры и ассоциации и карты - отличный способ «отключаться» от сознательного (ведь прямых ответов на карте не найти!) и подключаться к бессознательному, творческому.

В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».

В каких ситуациях нужны ассоциативные карты?

В терапевтической работе с детьми и молодежью.
- В психотерапии взрослых.
- При повышении квалификации и в наставничестве.
- В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей.
- Для работы со снами.
- Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании).

  • «Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками».

С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями. Например, Имаджинариум или Диксит.

  • «Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».

В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. Еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

  • «Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха».

Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни сможем смело идти навстречу новому и неожиданному, справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

Виды и типы карт

Для себя я разделила карты на следующие группы:

Карты с рисунками (абстрактными или конкретными);
- карты с рисунками и словами (при этом рисунок играет ведущую роль);
- карты со словами (рисунок как фон или дополнение).

В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:

  • Уже упомянутая мной «Морена» .

В этой колоде есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами.

«Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки в колоде: ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, которой мы с удовольствием сами бы жили».

Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать.
Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»

  • Карты «Экко»

Здесь совсем другой формат работы, так как в творческий процесс включатся сами участники!

Карту предлагается положить на чистый лист бумаги и раскрасить его, дорисовать что-то свое. В результате на всем листе бумаги «вырастает картина».

После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней.

Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору.
  • Карты для саморазвития «Кларо»

Профессионально отпечатанные, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной - эти карты можно самостоятельно заполнять рисунками, цитатами, стихами, чем угодно. Затем покрыть их специальным фиксатором и использовать для развития своего подзознания и интуиции.

Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству - как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.

Карты для развития креативности

  • «Zebra Cards»

«Zebra Cards» - прекрасные карты, работаю с ними с удовольствием и в индивидуальных сессиях, и в командных, и в тренингах.

Использую эту колоду в личной работе, очень хорошо помогает в работе с предпринимателями и командами.

Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описание какого-то животного и стратегии его действий, схематичное изображение этой стратегии.

На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум». Стратегия действия: знает, когда притвориться мертвым. Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду.

Если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты. Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина. Или искать ответы на свои запросы, а то и задумываться о том, почему сейчас выпала та или иная карта.

  • «Туфельки и шляпки»

По моему мнению, сугубо женская колода. Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы.

Однако карты любопытные, с ними можно играть «в открытую» - выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их. А можно «в закрытую». Я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, а потом решала, как это отражает мою ситуацию.

Получилось весело, как это обычно бывает с картами.

  • «Деревья-коучи»

Например, отвечая на вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности», я выбираю большое раскидистое дерево. Оно стоит на берегу речки и отражается в ней. Ведущая спрашивает меня: «Как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?».

Я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, можно отнести к моим жизненным ценностям.

Непраздные вопросы - и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим выводам.

Слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.

Хотите верьте, хотите нет, но это работает!

Как можно играть с картами?

В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются.

Очень важно бросить взгляд на карту и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции, игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет.

Взлетим - потом разберемся!

Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос. Например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?».

Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:

1. Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность . Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу.

Следующий продолжает, так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты. Сложнее всего, конечно, будет последнему - ему придется завершить сказку.

В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает проверку их фантазии и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.

Помимо веселья такие сказки или истории (если их записать, а после - прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.

2. Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон» , опираясь на картинку, которая выпала.

Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне, как себя чувствуешь. Потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) и представить себя самого с точки зрения этого участника.

Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит.

Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»

Вот что получилось у одной участницы онлайн игры в моем ЖЖ:

3. Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи).

Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать - каким же решением он может являться?

Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.

Я - профессионал (автор Любовь Мошинская)

Выберите три карты (открыто):

Я в профессии - в начале пути.

Я как профессионал сегодня.

Идеал: я, каким мне хотелось бы быть в профессии.

Расскажите, почему именно эти карты, что для вас важно на каждом из этапов.

Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту: что поможет достичь идеала?

Шесть карт для творческого планирования жизни

  1. Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
  2. Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
  3. Препятствия на пути к цели.
  4. Ресурсы для преодоления препятствий.
  5. Готов ли я начать?

Еще 17 способов работы с метафорическими картами

1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)

Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту: в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

2. Групповое генерирование идей

Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках.

После того, как каждый озвучит свою идею, может быть, даже не одну, следующий участник задает проблему.

3. Проекционная техника

Можно делать одному или с кем-то.

Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать - это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя.

Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо, в чем ему нужна помощь и т.д.

Все, что вы говорите от лица персонажа, - это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени.

Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

4. Подарки ко дню рождения

Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками.

Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.

5. Вопросы про отношения

Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.).

Вытащите вслепую пять карт:

1. Что не работает в отношениях?
2. Что я приношу в отношения?
3. Что вторая сторона приносит в отношения?
4. Что работает в отношениях?
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

6. Как я тебя вижу - обратная связь

Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.).

Потом рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке? Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи и т.д.

Способ можно использован как развлечение, как способ знакомства, как способ дать и получить обратную связь, если это сложно сделать в прямом общении.

7. Кинофильм

Карта - это застывший кадр киноленты.

Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)?

Что было «до»?

Что будет «после»?

Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка?

Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

8. Анализ / самоанализ
В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?».

Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?». Кратко и полезно!

9. Фотокадр

Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая на ней изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

10. Препятствия и ресурсы

Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.

11. Развитие позитивного мышления

Игра состоит из двух этапов.

Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний.

Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.

12. Знакомство с привычным

Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни.

Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:

  1. Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
  2. Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
  3. Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
  4. Взгляд на происходящее с собственной ладони.
  5. Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
  6. Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
  7. Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
  8. Взгляд на происходящее глазами психиатра.

13. Диалог с самим собой

Смешайте две разные колоды и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком.

Организуйте их беседу друг с другом.

Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них.

Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну - решение этой проблемы.

По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.

Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.

15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)

В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.

По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти пять карт, расположить их в соответствии с нынешним своим состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.

При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о нем, тут же (не меньше трех раз) проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации, снимается зацикленность на ней.

16. Вчера, сегодня, завтра

Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, когда придет очередь говорить - чтобы ассоциации были спонтанными.

Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая - «завтра».

Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.

17. Рисунок

Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью.

Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.

Использование карт в повседневной жизни

Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:

Писательство

Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс.

Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение.

Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.

Развитие духа

Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.

Точно так же, как я применяю карты для творчества, использую их для решения каких-то житейских проблем. Причем история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.

По мере пробуждения творческого потенциала расширяются мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений.

Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, вместе с этим - принятие во внимание новых решений.

Метафорические карты - удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся - играючи.

Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости! Если у вас есть вопросы - пишите, обсудим!

Рекомендуем почитать

Наверх