Эргономика. Основы эргономики в интерьере

Инженерные системы 23.06.2020
Инженерные системы

Обустройство домашнего интерьера позволяет раскрыть человеку его творческие особенности и характер. Местоположение предметов, их габариты, сочетаемость и функциональность складываются из предпочтений, проживающих. Эргономичных дизайн помещения позволяет увидеть комнату не только художественно красивой, но и наиболее практичной.

Что такое эргономичный дизайн помещения?

Эргономика в интерьере – это наука, которая имеет целый ряд правил и норм, способствующих сделать любое жилье идеальным. Иными словами, говоря, эргономичная планировка способствует созданию комфортных условий в жилом помещении с хорошо продуманными мелочами. Давайте разберем, каким характеристиками должна обладать квартира, чтобы считаться эргономичной.

Как выглядит однокомнатная квартира в этом стиле?

Планировка квартиры с эргономичным дизайном должна соответствовать определенным принципам:

  • предметы обихода должны быть расположены на своих местах, то есть чтобы конкретному проживающему было комфортно и удобно;
  • свободное перемещение по квартире – возможность беспрепятственно передвигаться по помещению, не наталкиваясь на какие-то либо предметы;
  • в дизайне квартиры не должны присутствовать лишние вещи, так как жилье, заполненное ненужными вещами, становится тесным;
  • рациональное зонирование квартиры;
  • освещенность зон в зависимости от их функций.

А также для эргономичного дизайна в однокомнатную квартиру лучше покупать функциональную мебель (складную, раздвижную, шкафы с большим количеством мест для хранения и тд.).

Современные новые дома проектируются уже с учетом того, что на сегодняшний день человеку необходимо разместить в нем гораздо больше предметов быта (чем во времена Хрущева) для комфортного проживания.

Если вы делаете ремонт своими руками (без привлечения дизайнера), то вам заранее необходимо просчитать, что и где будет располагаться или висеть.

Эргономичные дизайны помещений

Многие проблемы эргономики можно решить с легкостью, если в процессе подготовки к ремонтным работам заранее учесть требования по районированию площади жилья. У каждой зоны в помещении имеется свое назначение. Поэтому функциональное решение для них позволит создать свой неповторимый эргономичный дизайн.

Зонирование пространства является самой сложной и первоочередной задачей для создания комфортных условий проживания. Разбить на функциональные зоны можно несколькими способами:

  • перегородками из стекла, досок, стеклоблоков или вообще «сквозной» стеллаж;
  • в интерьере небольшой гостиной обыграть или построить колонну, которая будет делить пространство на 2 зоны;
  • для эргономичной кухни отделить зону готовки от обеденной, например, с помощью барной стойки или невысокой перегородки;
  • для небольшого помещения или комнаты можно использовать мебель, поставленную близко друг к другу (например, кровать поставить к спинке дивана).

Также отделить зоны поможет игра цветовых оттенков в отделке и правильно поставленном световом решении. А благоустроенность в использовании мебели в эргономичном решении обеспечит отсутствие заостренных граней и правильно открывающиеся двери шкафов.

На кухне

Раньше маленькие кухни проектировались таким образом, что их пространство считалось исключительно местом приготовления пищи, размещения холодильного оборудования, плиты и мизерной рабочей зоны. Поэтому, достаточно трудно поместить в такую кухню многообразие современной техники. Техническое оснащение такого помещения приходится выбирать малогабаритное, а чаще всего встроенную технику. Мебель покупается индивидуальных размеров для более свободного перемещения. Шкафы и полки развешивают по всему периметру стен, а подоконник приспосабливают для рабочего места.

Расстановка мебели осуществляется с учетом помещения. В интерьере кухни 3 метра все предметы и утварь ежедневного спроса должны располагаться «под рукой». Хранить посуду предпочтительнее в специализированных ящиках под небольшим угловым диваном. Мебельный гарнитур лучше расположить линейно или под углом. Для обеденной зоны применительно складной стол и стулья или откидная столешница.

Для эргономичного дизайна кухни нужно учесть следующие нюансы:

  • для комфортабельного размещения за обеденным столом 1 человеку желательно 60 кв. см площади;
  • навесные шкафы и полки нужно повесить так, чтобы их нижний уровень был на высоте 1,5 метра от пола;
  • ширина прохода должна составлять 60 см.

Эргономичная кухня также должна учитывать конструктивный принцип рабочего треугольника.

В ванной

Совмещенный санузел и ванная комната позволяют сэкономить несколько метров площади помещения, но являются не слишком хорошим решением, если в доме проживает большая семья. Для небольшого помещения предпочтительнее установить душевую кабину. Расстояние между объектами в соединенном санузле должно быть не менее полуметра. Двери лучше всего устанавливать складные или раздвижные для экономии пространства.

В раздельном санузле, как правило, достаточно места для открывания двери, но многие предпочитают установку унитаза либо боком, либо в подвесном состоянии для эргономичной экономии пространства.

Спальная комната

Спальня является местом отдыха и ей также свойственна эргономичность, поэтому лишние предметы здесь тоже ни к чему. Как правило, спальное место размещается в центральной части одной из стен, рядом ставятся небольшие тумбы и располагается шкаф или комод. Многие устанавливают гардеробную, которая отгорожена раздвижной ширмой. Для хорошего пространства в спальне лучше приобрести высокий и компактный шкаф.

Если позволяет место, то можно соорудить небольшой «рабочий кабинет», например, разместить письменный или компьютерный стол. Однако, нужно учесть, что эта зона должна расположиться как можно дальше от спального места.

Детская

Главным принципом эргономичной детской комнаты должна стать безопасность. В дизайне помещения желательно исключить острые углы, скользкое половое покрытие, ковры и паласы, то есть все то, что может травмировать ребенка.

При совместном проживании 2 и более детишек, желательно каждому выделить небольшое личное пространство. Для эргономичной детской комнаты 9 кв. м. лучше приобрести двухъярусную кровать на которой будет удобно лежать ребятишкам. Это позволит сэкономить пространство для игровой зоны.

Мебель в детской не должна занимать более 30% пространства. Поэтому, около одной из стены можно поставить компактную шведскую стенку или повесить турник в дверном проеме. Но, не стоит забывать, что при меблировке детской 70% пространства должно остаться для нормального физического развития, то есть ребенок может свободно перемещаться, бегать, кувыркаться и играть.

Подводя итоги, можно сказать, что для того, чтобы квартира стала по максимуму эргономичной в некоторых случаях достаточно просто убрать все лишнее, а громоздкую мебель заменить на современную компактную. Все предметы интерьера должны подбираться очень тщательно и по назначению, цветовой гамме и форме. Современная эргономика поможет оживить и создать полный комфорт в любом помещении. Поэтому, проявите творческий подход и фантазию при меблировке квартиры или воспользуйтесь уже готовыми дизайнерскими решениями, которые есть в свободном доступе в интернете.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Кафедра графического дизайна

Реферат по дисциплине Основы методики дизайна

Подготовила: ст.гр ГД(З)-12 Юдина О. С.

Проверила: Ганоцкая Ольга Васильевна

Харьков 2014

1. Эргономика в дизайне. Анализ дизайн-объекта

Основные структурные элементы эргономики -- это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины. Цель эргономики -- повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек--машина--объект деятельности--среда» (сокращенно «человек--машина--среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Человек-оператор -- любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. -- для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, -- «потребитель», «зритель» и т.п.

Для своего сравнительного анализа я взяла такой предмет как стул.

С точки зрения наиболее эргономичного объекта выбрана модель офисного кресла из натуральной кожи с мягкими сидениями, с подлокотниками, регуляторам высоты сидения, оснащённое колёсиками для передвижения, удобной спинкой с изгибом по форме позвоночника в этой модели дизайн объекта был разработан в синтезе с эргономикой.

Для сравнения я выбрала стул по моему мнению с минимально эргономичными свойствами в форме женского тела. С твёрдым не регулирующимся сидением, без подлокотников, со спинкой не функционального действия, выполнен стул из пластика.

Вывод: В первом случае эргономические свойства способствуют улучшению качества использования, во втором примере стул служит больше как предмет эстетики, нежели объект комфортабельной мебели, что сводит его непосредственное предназначение на минимальный уровень использования. Из чего можно делать вывод, что эргономика является одной из важнейших комплектующих в разработке дизайн объекта.

2. Стандарт и эстетика в дизайне. Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.

Для своего анализа я выбрала рисунок из интернета неизвестного художника который пришёл по вкусу мне. На рисунке изображена девочка в окружении мужчин с головами зайцев мне кажется что это иллюстрация к произведению « Алиса в стране чудес».

Один из композиционных центров находится на соприкасающихся руках девочки и мужчины-кролика. Картина в целом построена на диагоналях и перспективе. Линии проходящие через картину добавляют в неё размеренность так к примеру Д1 является диагональю рисунка, Д2,Д3 и Д4 являются параллельными ей линиями которые подчиняют себе движение композиции в целом

Образцом из промышленного дизайна я выбрала коляску в стиле Сигвей (Ascanio Afan de Rivera).

Соотношение элементов коляски выбраны? и 1/3 принципов золотого сечения я тут не обнаружила, но модель пришлась мне по вкусу, лаконично, ярко, без излишеств.

Вывод: золотое сечение имеет огромную роль в работе художников и дизайнеров. даже если мы не можем его распознать я думаю оно всё равно присутствует. Создание целостности и законченности работы, создание определённого смысла и композиционного центра вот то, что даёт золотое сечение.

3. Использование бионики в дизайне

Применяя биологические принципы в графической деятельности, художник-дизайнер пытается вскрыть в природном аналоге особый эстетический вид закономерностей. Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функции того или иного организма, аналогичным функционально-утилитарным сторонам графической формы. От функции к форме и к закономерностям формообразования - таков основной путь дизайнерской бионики. Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе эволюции живых организмов и графических изображений лежат одни и те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций. Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.

Три года назад корпорация Mercedes Benz разработала бионическое транспортное средство, скопированное с тропической рыбы-кузовка. Несмотря на свою чемоданообразную форму, машина имеет крайне низкое сопротивление воздуха.

Сегодня бионика уже не разменивается на мелочи. Это установившаяся наука, которая получает выгоду от всё более быстрых компьютеров и расширяющихся возможностей микротехники: теперь учёные могут исследовать даже мельчайшие структуры растительного и животного мира.

4. Дизайн за рубежом

Развитие дизайна в Германии.

На немецкую пролетарскую культуру большое влияние оказали идеи Готфрида Земпера, который в своих программных работах “Наука, промышленность и искусство” и “Практическая эстетика” критикует индустриальную цивилизацию: “У нас есть художники, но фактически нет современного искусства...”

В течение 20 лет после объединения Германии в 1870 г. немецкая промышленность не имела ни времени, ни нужды обращать внимание на подобную критику. Многочисленные критики считали, что улучшение дизайна как в ремесле, так и в промышленности положительно отразится на будущем процветании страны. Германия, не имевшая дешевых источников сырья и не обладавшая рынками сбыта для недорогих товаров, могла бороться за место под солнцем, лишь поставляя продукцию исключительно высокого качества. Эта мысль была развита Фридрихом Науманом в его эссе “Искусство в эпоху машин”. В противовес луддизму Уильяма Морриса он утверждал, что подобного качества могут добиться лишь люди, обладающие художественным вкусом, но ориентированные на машинное производство. Индустриализация и германский национализм поощрили возрождение “исконно немецкой культуры”.

Развитие дизайна в Италии.

Именно в Италии особенно сильно проявилась связь дизайна с искусством. В отличие от немецкого и американского проектирования, итальянский дизайн образован в рамках старых традиций культуры и экономики, чье свободное экспериментирование привело в итоге к динамичным и индивидуальным формам. «Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия - философию, даже идеологию дизайна» - считает Умберто Эко. Философия заключается в самом стиле жизни итальянцев, их умении быть лучшими проводниками между прошлым и будущем. Поэтому итальянский стиль столь притягателен и находится в гармонии со временем: в каждом итальянском мастере присутствует внутренний, классический модуль красоты. Это чувство красоты, цвета и формы проявляется везде. После второй мировой войны в Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, экономика которой переживает бурное развитие. Италия, ничем особенным в области дизайна до войны не выделявшаяся, становиться, как было уже упомянуто ранее, дизайн - нацией.Особенность итальянского дизайна - «радость эксперимента» -, связана с пластмассами, появившимися с середины 60-х гг. и предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это доминирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года «Италия. Новое внутреннее пространство», прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора Андреа Бранци, заключается в том, что он существует вопреки условиям. Нет школы итальянского дизайна, нет музея дизайна, футуризм как формально-композиционная основа интернационального стиля родился преждевременно, многие дизайнеры находятся профессионально в промежуточной зоне между архитектурой и спонтанным творчеством, работы часто выполняют талантливые самоучки. Роль школы, аудитории, коллективного судьи и музея дизайна играют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абиттаре», «Интерни», «Модо» и др. Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизайне принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970-1980-х гг. Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер - Алессандро Мендини. Первые программные объекты - раскрашенные вещи. Идея Мендини - противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в результате что-то вроде арт -дизайна. Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее, эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, художественными, композиционными новациями. Радикальная дизайнерская группа «Strum» (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo). Одна из самых известных работ группы - экзотическая «мебель» для сидения и лежания из полиуретана «Pratone» (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools»В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году «Global Tools» - школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. «Global Tools» открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне «сделай сам» и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. «Global Tools» пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс. В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности «Global Tools» было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии. К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению «Пост-модернизм», которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Развитие дизайна в Франции.

Франция имела устойчивые традиции в развитии идей художественного конструирования. Здесь в 1920-е гг. сформировалась школа Ле Корбюзье, призывавшего к созданию средствами архитектуры и дизайна гармоничной предметной среды, к комплексному пересмотру окружающего человека мира вещей. Однако одних только традиций для успешного развития дизайна оказывается мало, необходимы еще достаточно сильные экономические стимулы.

До 1950-х гг. в стране почти не было дизайнеров-профессионалов. В 1952 г. по инициативе Вьено создается институт технической эстетики, задуманный как общественная организация, призванная объединять усилия представителей различных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Дизайн во Франции в послевоенные годы не приобрел такого размаха, как в других крупных европейских странах и США, однако ряд крупнейших французских объединений и фирм - «Эр Франс», «Алюминиум Франсэ» и др. - уделяли развитию дизайна большое внимание. Для них было очевидно, что использование услуг дизайнеров в производстве - один из основных источников повышения экономичности и рентабельности предприятия. Кристиан Диор (Christian Dior, 1905-1957 гг.) Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("The New Look") в моде послевоенного периода, основатель фирмы "Диор".

Развитие дизайна в Англии.

Развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью «способствовать всеми возможными средствами повышению художественно-конструкторского уровня изделий, выпускаемых промышленностью Великобритании», был создан Совет по дизайну - официальная организация, пользующаяся государственной субсидией. Совет начал широкую пропаганду одновременно в двух направлениях: среди промышленников, убеждая их привлекать дизайнеров к созданию новых изделий, и среди оптовых и розничных покупателей, прививая им высокую требовательность к качеству промышленных товаров.

С 1949 г. Совет издает журнал «Дизайн». При Совете по дизайну был создан и Дизайн-центр - постоянно периодически обновляемая выставка лучших дизайнерских изделий. Центр имеет также картотеку английских дизайнеров, которая предоставляет необходимые сведения заказчикам, желающим воспользоваться их услугами. В 1957 г. были учреждены премии Дизайн-центра, которые присваивались ежегодно 20 лучшим изделиям промышленного дизайна. Дуглас Скотт (Douglas Scott, 1913-1990 гг.) Первый профессиональный индустриальный дизайнер Великобритании. Супруги Робин и Люсьен Дэй в 50-е годы - ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своей молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобританию во всем мире. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

Развитие дизайна в США.

Разработка широкой программы овладения массовым рынком, альянс промышленности с художниками, ставшими первыми дизайнерами, не привёл в начале 20 века в США к возникновению дизайна как массового явления. Дизайнерский бум возникает только в конце 20-х годов под воздействием кризиса перепроизводства, повлёкший за собой процесс монополизации экономики, развитие промышленности. В такой ситуации в США складывается первый крупный центр современного дизайна. Таким образом, можно констатировать, что сформировался к этому времени специалист, деятельность которого была направлена на создание предметного мира, окружающего человека, т.е. дизайнер. Так возникает американский промышленный дизайн, представляющий собой универсальную модель развития « дизайн для всех». Между тем начальный период американского дизайна не имеет теоретического обоснования, но вопросы красоты и формы, их соотношение в продукте промышленности, волновали учённых, среди них:Горацио Грино, Джон Гриффитс, Уолт Уитмен, Френк Ллойд Райт, Артур Пулос и др.

Развитие дизайна в Японии.

Японская школа формообразования одна из немногих в мире обладает своеобразной узнаваемой эстетикой и органичным соединением национальной традиции с мировыми достижениями. В процессе развития японский дизайн как вид проектно-художественной деятельности во многом повторил те же этапы становления, что и ведущие дизайн-нации, Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. дизайн, как проектная деятельность, в Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной культуры с использованием передовой западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Одни и те же эстетические принципы были характерны как для аристократического искусства, так и для различных видов прикладного творчества. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм. В 1901 году в Токийском высшем политехническом училище открывается отделение промышленного проектирования. Именно в его стенах в 20-30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов. Также важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство.

1898-1945 годы в истории японского дизайна можно охарактеризовать как начальный период его становления. Главной особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями.

Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм. Это концепция дизайна, делающая упор на гумманизацию не техники как таковой, а среды, ею создаваемой, на проектирование, идущее не от техники к человеку, а от человека к технике, много общего с теми особенностями материально-художественной культуры, которые традиционно сложились у японцев. В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

Вывод: развитие Дизайна в мире проходило в общих чертах одинаково, учитывая различную ментальность народов с поправками на экономическую нестабильность и политические игры. Каждая из стран всё же прошла свой путь становления дизайна. Достигла определённого уровня и выбрала своё направление.

5. Ееро Аарнио (Eero Aarnio)

«Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником».

Великий новатор в области использования пластмасс в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.

Ееро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 г. он открывает свою студию и работает над интерьерами и промышленными объектами, а также в качестве фотографа и дизайнера-графика.

Поглощённый идеей создания новой мебели, Аарнио проектирует своё самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени.

Кресло Ball -- это «комната внутри комнаты» с уютной и спокойной атмосферой, защищённая от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло даёт возможность человеку, находящемуся внутри, видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира.

Как утверждает сам Ееро Аарнио, идея создания кресла была очевидна. «В доме у нас не было большого кресла, так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным». Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определён высоким ростом дизайнера. «...необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проём».

Первая модель кресла, которую Ееро Аарнио изготовил сам, до сих пор находится в его собственном доме. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось ещё 2 года, чтобы выпустить кресло в производство.

В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кёльне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов.

Про кресло Bubble Ееро Аарнио говорит: «После создания Ball мне захотелось, чтобы вовнутрь шара со всех сторон проникал свет». Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь.

Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile «Нью-Йорк Таймс» писала: «Это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело». Применение Pastil Chair и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла могут использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное -- это в жаркий день покачиваться в них на водной глади.

Многие модели Аарнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков было сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, он наконец придумал как дополнение к нему так называемое «Focus Chair», которое удовлетворяло бы его требованиям.

Кресло «Focus» сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью «Tonus 2000» самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5 x 26 x 32.25. Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как и выдающаяся форма.

Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Аарнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony (1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. « стул - это стул … но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное, чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку».

В 2005 году Аарнио создал детские предметы мебели для проекта «Mee too» итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI.

Как и другие проекты Аарнио, его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок ни повернул стул Trioli, он сможет на нём сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На прошедшей в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награждён премией Interior innovation award cologne.

Все проекты Ееро Аарнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.

В ноябре 2007 года Ееро Аарнио присвоено звание профессора.

В 2008 году Ееро Аарнио получил престижную премию в области промышленного дизайна -- Compasso d"Oro Award за модель стула Trioli, разработанного для компании Magis.

Вывод: Мне нравятся работы этого дизайнера, так как они вдохновляют на создание чего то нового из чего-то ранее не использованного. Аарнио является примером для подражания многих молодых дизайнеров, причём не только в итоговом результате своего труда но и в пути достижения цели, его смелость и инновации смешаны с чувством самоудовлетворения от полученного результата на создание которого могут уйти годы.

эргономика дизайн графический эстетика

Keinu rocking chair

6. Дизайн в Украине

Система дизайна и эргономики, что существовала в Украине к независимости, была неотъемлемой составляющей дизайн-ергономичного обеспечения потребностей промышленности и социально-культурной сферы прежнего СССР. В начале 90-х годов она прекратила свое существование, объемы дизайнерских и эргономичных разработок в связи со спадом производства резко сократились.

Проблема эффективного использования дизайна и эргономики начала разрешаться в Украине лишь в последние годы. Об этом свидетельствует ряд постановлений Кабинета Министров Украины по этому вопросу и разработанный на их выполнение Национальным НИИ дизайна совместно с Союзом дизайнеров Украины, Всеукраинской эргономичной ассоциацией.

Система дизайна и эргономики, что сформирована и действует на это время, складывается с:

Профессиональных структур, которые включают Совет по дизайну при КМУ (координирующий орган), главной организации из дизайна и эргономики (рабочий орган Совета), Техническом комитете по стандартизации "Дизайн таергономика" (ТК 121), региональные и отраслевые центры дизайна, дизайн-ергономични подразделы на предприятиях и в организациях, специальные учебные заведения, Союз дизайнеров Украины, Всеукраинская эргономичная ассоциация;

Потребителей продукта дизайн-ергономичной деятельности (организации и предприятия, которые осуществляют заказ на дизайнерское проектирование для создания своей продукции, структуры разных форм собственности, которые реализуют продукцию, созданную за проектами дизайна, организации, которые осуществляют контроль качеств этой продукции).

Объективными факторами, которые обусловливают необходимость развития дизайна в Украине есть:

Становление в Украине рыночных отношений и, как следствие, резкое увеличение импортной, часто некачественной продукции на внутреннем рынке;

Объявленный Правительством как ближайшая цель "постоянный подъем экономики", что должен привести к значительному росту производства продукции промышленного комплекса, назначенной как на экспорт, так и для внутреннего рынка;

Направление на европейскую интеграцию Украины, связанный с решением проблем повышения беспечности и качеств товаров и среды жизнедеятельности человека, созданием единственного "нормативного поля" в этих сферах;

Глобализация мировой экономики и связанные с ней требования "гуманизации" среды жизнедеятельности человека, повышения конкурентоспособности товарной продукции.

Отмеченные факторы обусловливают необходимость решения таких задач:

Повышение эффективности функционирования национальной системы дизайна и эргономики, адекватное прогнозируемому экономическому росту Украины, требованиям евроинтеграции и гуманизации среды жизнедеятельности человека, с приоритетным развитием промышленного дизайна и соответствующим повышением качеств подготовки специалистов по дизайну;

Развитие как государственного сектору дизайна, что должен осуществлять, главным образом, координирующие, научно-методические, нормативные и экспертные функции, дизайн-проектирование масштабных комплексных, системных и уникальных объектов, так и дизайнерских организаций негосударственной формы собственности, направленных на решение оперативных прикладных задач дизайн-ергономичного обеспечения хозяйственного комплекса Украины;

Государственное стимулирование развития дизайна (в первую очередь, промышленного).

Отмеченные проблемы предусматривается решать на основе:

Государственной координации организационных, правовых и экономических вопросов развития дизайна;

Проведение последовательной протекционистской политики в отрасли дизайна со стороны государственных структур;

Комплексной реализации системы мероприятий по развитию национального дизайна из определенных в Концепции приоритетов, согласно с разработанной на ее основе государственной программой.

Концепция разработана как открытая, с возможностью последующего определения дополнительных заданий, не ограниченных временами ее утверждение, и предусматривает реализацию системы мероприятий по развитию дизайна.

Сегодня стало очевидным, что экономическое развитие нашего государства, повышение благосостояния и духовности населения невозможные без привлечения к процессу производства промышленных изделий дизайнеров специалистов, предоставление им приоритетной роли на всех его этапах: проектировании, экспертизе, прогнозировании сбыта и отсутствие исследований, которые системно охватывают вышеупомянутые проблемы является фактором, который аргументирует актуальность проблемы дизайн-образования в Украине.

Реорганизация системы образования в Украине, когда учебным заведениям предоставлено право открывать те или другие специальности, привела к тому, что только за последние пять лет образовано более 30 дизайнерских факультетов и отделений как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях 1-4 уровней аккредитации. Значительное количество таких подразделов не имеет надлежащего опыта, квалифицированного преподавательского состава, ни методического обеспечения. Даже в учебных заведениях, которые накопили значительный опыт в подготовке дизайнеров, сегодня существуют проблемы, которые нуждаются в научном решении. Анализ ситуации, что сложилась в дизайн- образовании, обнаруживает вторую группу факторов относительно актуальности проблематики.

За последние годы в народном хозяйстве Украины становится более заметной тенденция преодоления кризисных явлений. Возрождается промышленное производство. Соответственно растет потребность в дизайнерских проектно-конструкторских организациях, увеличивается количество отечественных товаров на международном рынке. Потому особую проблему составляют программные вопросы перспективы развития отечественного дизайна.

Вывод: В основу современной модели специалиста заложено принцип формирования нового типа дизайнера-универсала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эстетика как философия искусства. Построение истории дизайна. Идеи о манипулятивной сущности товаров, замене "реальных" вещей их идеальными образами. Функция рекламы в мире потребления. Изучение феномена дизайна в рамках семиотики и визуальной культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Русский стиль в дизайне. Страсть народа к кружевам как отличительной черте русского дизайна интерьера. Изображения, характерные для русских кружев. Русская печь, украшенная изразцами и живописными рисунками. Мебель в русском стиле, народная роспись.

    презентация , добавлен 29.09.2011

    История минимализма в интерьере, его достижения и тенденции, отражение в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов. Функциональность и универсальность в дизайне ресторанов, кафе и баров, рекомендации по эффективному проектированию.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    История развития органического дизайна. Характеристика творчества Алвара Аалто. Анализ изделий, выполненных в стилистике органического дизайна. Анализ произведений Алвара Аалто и Росса Лавгроува. Общие черты и основные различия в творчестве дизайнеров.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Явление, соединяющее в себе искусство и технику. Возникновение и развитие промышленного дизайна, европейского дизайна и проблемы преподавания его основ. Преодоление разрыва между замыслом и исполнением. Предпосылки возникновения американского дизайна.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. Становление промышленного дизайна в США. Современные формы организации дизайнерской деятельности. Феномен японского дизайна.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2013

    Баухауз был основоположником современного формообразования в дизайне. Творческое достижение и прогрессивные идеи Баухауза составляют неотъемлемую часть нашего культурного достояния.

    реферат , добавлен 06.11.2003

    Дизайн как один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Теория развития дизайна: основные этапы и хронология исследования. Исторические периоды развития дизайна и их характеристика. Влияние научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    История развития дизайна в России. Дизайн в России сегодня. Специальное образование. Основные выставки и фестивали. Исторические этапы формообразования. Появление дизайн-студий, рекламных агентств. Создание Академии Графического Дизайна. Имена и студии.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Определение понятия и история развития кафе. Исследование особенностей стиля фьюжн. Описание объёмно-пространственной композиции данного кафе. Выбор цветовой гаммы помещения, экологической мебели и аксессуаров. Правила эргономики в дизайне интерьера.

Золотое правило выбора любого жилого помещения гласит, что у каждого члена семьи должно быть свое личное пространство, а лучше — отдельная комната. В годы советской власти из нас всеми силами выбивала стремление к обособленности и уединению — в масштабах целой страны. Появились коммуналки, "хрущевки", пятнадцатиметровые квартиры... И до сих пор мы не в силах противостоять сужению личного пространства. Людей все больше, а места — все меньше. Особенно трудно приходится тем, кто вынужден растить малышей в малогабаритных квартирах. Ведь всем известно, что детям нужен свет, простор и свой уголок, в котором они смогут уединиться, отдохнуть, подумать и заняться своими делами.

Решив завести ребенка, будущие родители понимают, что их ждет неминуемая перестановка в доме. Одни довольствуются этим минимумом, но некоторым нужно больше и тогда будущие папа и мама приступают к ремонту, обустройству и расширению своего жилья. Размеры наших квартир не всегда соответствуют нашим желаниям и требованиям, поэтому приходится искать оригинальные планировочные решения, чтобы освободить максимум места, впустить максимум света и при этом не обидеть никого из членов семьи, в том числе и будущее пополнение.

Санкционированная свалка

У итальянцев принято начинать Новый год с выбрасывания старых вещей в окно. Конечно, вряд ли стоит подвергать таким серьезным испытаниям соседей снизу, но, тем не менее, эта традиция — замечательный способ начать менять жизнь и быт семьи. Так что первое, с чего стоит начать перестановку или — с переезда всевозможного старья из всех укромных уголков квартиры прямиком на помойку. Однако полностью избавиться от старых вещей все равно не получится. Одна вещь вызывает ностальгическую улыбку, вторая досталась в наследство от троюродной прабабушки вашего мужа, третья может "вдруг пригодиться" и т.д. Поэтому нужно отвести этому барахлу тепленькое местечко. Пусть это будет коробка, старая тумбочка или ящик на балконе. Тогда весь хлам будет храниться в специально отведенном месте и не будет больше расползаться по дому. Есть еще один плюс — рано или поздно в коробке (тумбочке, ящике и пр.) закончится место и тогда все-таки придется решить задачу, что из этого старья имеет право пылиться дальше, а что — нет.

Важное правило: не размножайте санкционированные свалки в отдельно взятой квартире! Место для хлама должно быть только одно!

Большой семье — большие зоны

Функциональный минимализм — стиль , который очень популярен в Европе. Он предполагает использование в квартире (доме) только самых необходимых предметов мебели и интерьера. Безусловно, европейские квартиры, даже самые крохотные, существенно отличаются от российских, но если приложить некоторые усилия, то можно добиться ошеломляющих результатов. От грамотного дизайна напрямую зависит количество свободного пространства, как реального, так и визуального, что тоже немаловажно.

В последнее время особенно модно объединять комнаты, снося "лишние" стены. Однако такое решение — палка о двух концах. Пространства, безусловно, будет больше, но у обитателей квартиры могут возникнуть проблемы психологического характера, поскольку каждому из нас иногда все-таки требуется свой угол. К тому же в большой семье совершенно неудобно объединять, например, санузел или комнату с кухней. Придется применять в наших малогабаритных условиях другое новомодное решение — зонирование.

Основной принцип зонирования — это разделение всего жилого пространства на две зоны — приватную и общую. Поэтому, если позволяют условия, кухню и столовую можно, конечно, сделать единым пространством, но тогда эта зона будет единственной общей, остальные — приватными. Как правило, в семье с детьми это возможно только при наличии трех комнат в квартире. Если же комнат всего две, тогда использование шкафов-купе и складных диванов позволят легким движением руки при необходимости превратить приватную зону (например, спальню) в общую (гостиную). А если комната всего одна, тогда гостиную придется "выселить" на кухню. Современная встраиваемая техника и компактная кухонная мебель позволяют по максимуму использовать имеющееся в нашем распоряжении пространство. Останется только решить проблему, как разделить на детскую и спальню единственную комнату.

Вот тут-то и приходит на помощь второй принцип зонирования — смысловой переход из одной части жилья в другую. Хорошо, если зоны будут иметь некое разделение — перегородку, узкий стеллаж, оригинальную занавеску (из бамбука, перьев, стеклянных призм, медных монет и пр.) или невысокий подиум. В крайнем случае, смысловой переход из одной зоны в другую можно оформить с помощью цвета и света. К примеру, использование обоев разных цветов или разных фактур позволяет добиться нужного эффекта. Однако стоит помнить о том, что контрастная мебель и вообще контрастные цвета зрительно сужают пространство. Поэтому, если хотите его сохранить, то старайтесь использовать теплые и близкие друг к другу тона: белый, светлый желтый или серый, бежевый, кремовый или розовый. От ярких цветов и насыщенных рисунков тоже лучше всего отказаться.

Обои лучше всего выбирать с редким и светлым узором, расположенным вертикально, или же вообще обойтись без рисунка — это позволит "раздвинуть" стены и "возвысить" потолок. Можно использовать зеркала (от пола до потолка) или поставить зеркальный шкаф-купе. Каждую из зон можно осветить разными способами: с помощью компактных люстр, бра и точечных светильников.

Не менее важно "открыть" окна. Для этого потребуется пожертвовать бабушкиными тяжелыми шторами, их лучше сменить на жалюзи, занавески из ткани светлых тонов или на ролл-шторы. Тогда вы выиграете еще один кусок пространства за окном, ранее скрываемый увесистой тканью.

Балкон — санкционированная свалка или функциональная зона?

А что у вас на балконе? Несанкционированная свалка? Склад ненужных вещей? Так избавьтесь от них. Если на балконе и найдется что-то нужное (лыжи, санки, соленья-маринады и пр.), то всему этому можно найти другое место. Например, антресоли, кладовку или какую-нибудь малоприметную нишу, из которой легко соорудить мини-склад для вещей, требующих длительного хранения. Если в квартире нет антресолей, то их можно сделать самостоятельно и совсем не обязательно использовать для этого и без того крошеный коридор, антресоли имеют право на существование и в комнате. Ведь это не только кусок фанеры, прибитый под потолком и прикрытый пыльной занавеской. Современные дизайнеры умудрились даже такой атрибут нашего "совкового" детства превратить в настоящий элемент декора, скрывающий множество полезных вещей и расширяющий пространство над головой.

Таким образом, балкон (или лоджия) станет функциональной частью квартиры, из которой можно сделать сезонную зону отдыха, небольшой утепленный зимний сад и даже летнюю спальню, если подвесить хороший бразильский гамак или поставить компактную раскладушку.

Если грамотно утеплить балкон и вынести на него батарею, то вполне можно снять окно и балконную дверь и получить про запас еще немного полезного пространства. Но очень важно не забыть зарегистрировать в БТИ свои балконные нововведения, иначе вас оштрафуют за незаконную . Проще тем, у кого квартира в новостройке. В большинстве современных домов батареи и стеклопакеты уже входят в базовую комплектацию балкона, а вот в старых домах на такой "передел" нужно соответствующее разрешение.

Это Спарта!

Для правильного роста и развития каждому ребенку (и не только ребенку) требуется спорт. Не стоит огорчаться, если уместить в малогабаритной квартире целый спортивный уголок не получается. Вполне можно обойтись отдельными его частями, которые продаются во многих спортивных и детских магазинах. В этом даже есть свое преимущество — отдельные части спортивного уголка стоят, как правило, дешевле, чем весь комплекс.

Для малогабаритных квартир очень удобны шведские стенки, которые крепятся вертикально к стене от пола до потолка, занимают мало места и позволяют "навешивать" другие снаряды, например, доску для жима, съемный турник, баскетбольное кольцо. К тому же турник, прикрепленный к "стенке" можно переставлять по высоте по мере роста ребенка, так же, как и баскетбольное кольцо. Еще одно преимущество "стенок" — их легко изготовить и потому многие производители выпускают модели нестандартных размеров и под заказ.

Если нет возможности поставить шведскую стенку, то турник можно разместить в любом дверном проеме. Пока ребенок маленький, на турник будет удобно вешать качели и крепить прыгунки, а когда малыш подрастет, то можно будет использовать перекладину по прямому назначению и еще крепить к ней кольца, канат с узлами или боксерскую грушу. И не забудьте про мат! Если хорошенько поискать, то можно найти в продаже компактные маты небольших размеров.

Во многих спортивных магазинах продаются также складные беговые дорожки. Такой тренажер избавит всех членов семьи, поддерживающих спортивную форму, от необходимости искать по близости "зеленую" зону, и даст возможность заниматься бегом в любое время года в любых погодных условиях.

Важные неважности

Дальше всех в вопросах эргономики пространства ушли японцы. Под полом своих домов они хранят множество разнообразных вещей, для этих целей у них придумана целая система передвижных и секретных ящиков, которые двигаются по специально сконструированным полозьям наподобие "пятнашек".

Нам до японцев, конечно, далеко, особенно если учесть, что наши дома все больше строят из бетона по типовым проектам и никак не предусматривают такого рода конструкций. Но если вам позволяют высокие потолки (в "сталинских" домах, например) и не смущает далеко нескромный бюджет этого мероприятия, то можно попробовать заказать такую систему для дома прямиком с родины этого изобретения.

Если же ваш бюджет скромнее, придется обратиться к более близким по духу изготовителям и довериться их решениям. Кстати, большинство разработчиков уже давно не придумывают новых размеров для мебели экономкласса. Ведь, как правило, основная ее цель — сэкономить пространство. Поэтому все наиболее удобные параметры мебели и расстояния между ней давно посчитаны и выглядят следующим образом:

  • высота письменного/обеденного стола — 750 мм;
  • высота стула (сидение) — 450 мм;
  • высота кухонного стола (а также плиты, стиральной машины и пр. рабочих кухонных поверхностей) — 850 мм;
  • высота навесных полок (шкафчиков) в кухне — от 700 до 1000 мм;
  • расстояние между кухонными столами и навесными полами (шкафами) — от 450 до 600 мм;
  • глубина кухонных столов — 600 мм;
  • глубина бельевого шкафа (внутренний размер) — от 550 до 600 мм;
  • высота журнального столика — от 500 до 650 мм.

От дизайна интерьера зависит очень многое, будет ли ваше жилье комфортным, светлым и уютным или же наоборот — маленьким, гнетущим и мрачным. Поэтому если вы не можете сами распланировать пространство, то будет целесообразнее пригласить специалиста. Бытует мнение, что дизайнеры по интерьерам работают только на благо хорошо обеспеченных граждан в шикарных особняках и безразмерных пентхаусах. Однако практика показывает, что настоящие профессионалы не шарахаются и от малогабаритных квартир. Для некоторых асов задачка "как из минимума простора выжать максимум пользы" — это своеобразная азартная игра, что-то типа "перехитри пространство". Поэтому настоящие профессионалы смогут продумать дизайн вашего малогабаритного жилья до мелочей и создать из маленькой квартирки максимально комфортное и оригинальное жилье.

Взаимоотношения человека с предметным миром не ограничиваются только простым любованием эстетическими достоинствами объектов. Важно, чтобы окружающие нас предметы были не только красивыми и приятно выглядящими эстетически, но и удобными, комфортными в использовании, соответствующими его физиологическим и анатомическим особенностям. Поэтому область дизайна сегодня тесно переплетается с эргономикой – комплексно-прикладной наукой, рассматривающей человека в данных условиях его деятельности и повседневной жизни.

Эргономика нацелена на то, чтобы в отношениях с окружающими объектамимы сохраняли хорошее здоровье, снижалась бы наша утомляемость, повышалось настроение, эффективность труда или отдыха. Сегодня эргономика стала одной из значимых составляющих промышленного, предметного и интерьерного дизайна.

Понятие эргономики, предназначение и истоки

Эргономика в дословном переводе с греческого означает «закон работы» («ergon» – это работа, а «nomos» – закон). Под этим понятием понимают целую область знаний, исследующуюдеятельность человека в своеобразной системе «человек – оборудование (техника) – окружающая среда» для достижения большей эффективности труда. Тут специалисты по эргономике изучают такие вопросы, как движения тела человека в процессе трудовой деятельности, определение энергетических затра и производительности в различных условиях.

В более широком понимании эргономика означает научное направление, которое исследует разнообразные объекты, находящиесяв тесном контакте с человеком в его повседневной жизни, то есть как на рабочем месте, так и в быту. В ее основе лежат научные результаты множества дисциплин и направлений, в том числе физиологии, психологии, биомеханики, антропометрии, медицины, гигиены труда и социологии.

Само понятие «эргономика» появилось только в 1949 г. в Великобритании. В Америке данная область знаний первоначально называлась «Исследование человеческих факторов», а в Германии – «Антропотехника». Но в действительности эргономика, как и дизайн, существовали задолго до XX столетия.

Еще в первобытные времена вопросы удобства и эргономики играли для человека важную роль. Первобытные люди старались подбирать под форму своей руки подходящий камень, обрабатывали его и приделывали к нему рукоять для пущего удобства и безопасности в использовании. Затем это орудие применялось для добычи пищи, охоты или защиты. Человек уже в древности старался соизмерять создаваемые им предметы со своими физиологическими возможностями, чтобы сделать их не только эстетически приятными, но и максимально удобными. Археологические раскопки сегодня предоставляют нам возможность восхититься, насколько продуманными были орудия труда, создаваемые первобытными людьми.

Впрочем, настоящий толчок к развитию эргономики был дан именно в начале XX столетия, когда возникли проблемы, связанные с внедрением в производство новой техники и технологических решений. Научно-технический прогресс спровоцировал рост травматизма на производстве, ухудшение настроения работников и другие проблемы, обеспечивших высокую текучесть кадров. Работникам нужно было приспосабливаться к производственной технике и рабочему пространству, что зачастую негарантировало их безопасности и высокой эффективностипроизводства. Поэтому вопросы эргономики стали выходить на первый план.

Эргономика учитывает удобство работы с устройством

Специалисты по эргономике начали проектировать весь процесс рабочей деятельности таким образом, чтобы выполнение производственных задач было для человека максимально безопасным и удобным. Благодаря внедрению эргономического подхода стало проектироваться промышленное оборудование нового типа с предупредительными сигналами (сигнальные лампы и сирены), удобными размерами кнопок, ручек и рычажков.

Эргономика отталкивается от того, что человек должен легко находить, быстро отличать друг от друга разнообразные предметы (технику) и комфортно работать с ними. В 60-е годы прошлого века эргономика уже сформировалась как научная область знаний – в эти годы в различных странах мира начали появляться общества и ассоциации, специализирующие на вопросах эргономики.

К началу XXI века были определены три основных направления внутри данной дисциплины:

  • Эргономика, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека с физической средой. В этом области изучаются вопросы, касающиеся антропометрическихи физиологических особенностей человека, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни или физическому труду.
  • Когнитивная эргономика. Эта область связана с психологией восприятия, в частности, как зрительное или иное восприятие влияет на принятие решений, отношения между человеком и другими объектами окружающей среды.
  • Направление эргономики, изучающая взаимосвязь человека, групп людей с техникой для обеспечения наилучших условий труда. Такая организационная эргономика также рассматривает вопросы обеспечения связей между отдельными людьми, их совместной кооперации и управления.

Основной задачей эргономики как научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда.

Постепенно область применения эргономики перешла из трудовой деятельности в нашу обычную повседневную жизнь. Сегодня эргономика в тесном переплетении с дизайном используется во многих областях. Основной задачей этой научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда. Вопросы эргономики также учитываются дизайнерами при проектировании бытовых предметов и при оформлении интерьеров.

Вопросы эргономики в сфере дизайна

Где бы ни находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями, отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн, и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому не удивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые предоставляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или технике, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании. Например, зубная щетка, изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, цифровой зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид – все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.


Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика — это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться.

В частности, при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот немаловажный вопрос специалисты обращаются к эргономике, в которой уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая, в каком месте наш позвоночник имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб вовнутрь (примерно 23 см). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула.

Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новое изделие, либо оформляют рабочее пространство, которые бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что так или иначе связано с различными факторами в повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасность.

Применение эргономических принципов в дизайне получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений. Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны, начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом. В помещении, оформленном по законам эргономики, человек действует практически интуитивно — он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освещение создают нужное настроение, вдохновляющее или, наоборот, успокаивающее.

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставания с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване, мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях, связанных со сном, в частности в спальне, мебель выбирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещают размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.


Особенное внимание уделяется вопросам эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяются типом выполняемой сотрудником работы.

Все нужные в трудовой деятельности предметы, согласно правилам эргономики, размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог свободно ими пользоваться, не прибегая к лишни усилиям. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освещения. Освещение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не слеплять или излишнене раздражать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьеров и планировке помещений. Этосложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионального дизайнера.

Эргономика - это отрасль науки, основанная на физиологии, технике и психологии. Он направлен на согласование функциональности задач с человеческими потребностями тех, кто их выполняет. Эргономичный дизайн фокусируется на совместимости объектов и сред с людьми, использующими их. Принципы эргономичного дизайна могут применяться к повседневным объектам и рабочим пространствам (отсюда и название – эргономичный интерьер ).

Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, как говорят, ориентирован на человека, ориентированного на удобство использования. Он направлен на обеспечение того, чтобы человеческие ограничения и возможности удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна. В эргономичной среде оборудование и задачи будут выровнены.

Массовое производство продуктов не учитывает, что люди бывают разных форм и размеров. Соотношения стула, которые хорошо работают, чтобы поддержать рамку тела высотой 6 футов, могут добавить стресс и проблемы для человека меньшего размера. Массовое производство может затруднить использование наиболее распространенных продуктов. Соображения, такие как размер и форма инструментов и то, как они вписываются в руку, которые будут их использовать, важны для эргономичного дизайна.

Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен объект, является центральным для достижения эргономической цели дизайна по оказанию помощи человеческой форме при их исполнении. Считается, что качественная эргономика снижает риск получения травм и ошибок, гарантируя, что технологии и человечество подходят и работают вместе. Повышенная точность и более эффективная производительность достигаются за счет удовлетворения человеческих потребностей с помощью технологий. Качество жизни также улучшается.

Плохое освещение и блики от компьютерных экранов на рабочих местах могут снизить производительность, добавив сложности. Эргономически неправильное освещение может привести к деформации шеи или усталости глаз и сократить время, в течение которого работник может выполнить задачу в этой среде. Эргономичное освещение может облегчить выполнение одной и той же задачи, улучшив способность работников видеть, уменьшая напряжение шеи и глаз и позволяя выполнять задачу дольше и более эффективно.

Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если они будут учитывать экологические требования солдат, которые их эксплуатируют. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и эффективность, а также безопасность. Число производителей, признающих преимущества эргономических принципов проектирования, продолжает расти.

Рекомендуем почитать

Наверх