Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева. Подвиг Маресьева, летчика и настоящего человека

Энциклопедия растений 20.10.2019
Энциклопедия растений

(16 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области) в семье рабочего.

Об этом свидетельствует запись в метрической книге Свято-Троицкой церкви Камышина. Впоследствии в документах Маресьева ошибочно написали день рождение 20 мая, на что он не стал обращать внимания.

В три года он остался без отца , который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать одна растила троих сыновей.

Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.

Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом - осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.

В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.

В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.

После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.

5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.

Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.

В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.

Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.

В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.

В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.

Он создал и возглавил региональный общественный фонд "Инвалиды Великой Отечественной войны".

Маресьев — автор мемуаров "На Курской дуге" (1960).

Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.

Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.

В честь Алексея Маресьева малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.

В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева "За волю к жизни". Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Подвиг Маресьева лег в основу сюжета известной книги Бориса Полевого. Своей жизнью реальный герой смог доказать, что книга не была выдумкой советской эпохи. Это реальная история о вере в мечту и силе духа. Кем же был на самом деле Алексей Маресьев из "Повести о настоящем человеке"?

Детские годы

Родился Алексей Петрович Маресьев 20.05.1916 года. Его отца звали Петр Авдеевич, он умер, когда мальчику было три года. Отец принимал участие в Первой мировой, на которой получил множество ранений. Они и послужили причиной ранней смерти. Мать звали Екатерина Никитична. Женщина работала уборщицей на заводе по деревообработке, воспитывала троих сыновей.

Всегда считалось, что местом его рождения был Камышин. Маресьев был зарегистрирован в книге церкви, расположенной в городе Веревкин. Относился населенный пункт к Камышинскому уезду.

После окончания школы он учился на токаря по металлу. Учебное заведение располагалось при лесозаводе, на котором и началась его трудовая деятельность. Но мечтал молодой человек совсем о другом.

Профессия летчика, несмотря на ревматизм

Алексей Петрович Маресьев мечтал об авиации. Он два раза подавал документы в училище, в котором готовили летчиков. Но получал отказ. Связано это было с тем, что еще ребенком Алексей переболел тяжелой формой малярии. Она дала осложнение в виде ревматизма. Но молодой человек не оставлял надежды.

В 1934 году он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Урале. Комсомольская путевка позволила ему заниматься в аэроклубе. Через три года его мечта начала исполняться. Алексея призвали в армию.

Сперва он служил в авиационном погранотряде на Сахалине. После его направили в школу военных пилотов, располагавшуюся в Чите, а затем в Батайске. Алексей окончил обучение в 1940 году, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Маресьев был оставлен инструктором при учебном заведении. Когда началась Великая Отечественная, он был в Батайске.

Военное время

С началом войны летчик Маресьев был направлен на фронт. Он служил в двести девяносто шестом истребительном авиационном полку. Первый боевой вылет произошел летом 1941 года. Он совершил его над городом Кривой Рог (территория современной Украины).

В первые месяцы войны советская авиация испытывала серьезные проблемы. Связано это было с тем, что немецкие асы авиации существенно превосходили советских летчиков по опыту. Неравными были силы и в техническом плане.

Несмотря на это, Маресьев показывал отличные результаты. Менее чем за год он смог сбить четыре немецких самолета.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве - «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Послевоенная жизнь

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год - участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год - окончил партшколу;
  • 1956 год - стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год - выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год - принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год - получил звание полковника запаса;
  • 1989 год - нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Жена и дети

История Маресьева была бы не полной без упоминании о семье. С будущей супругой летчик познакомился после войны. Ее звали Галина Викторовна. В свое время она работала в Главном штабе ВВС. Прожили супруги вместе пятьдесят пять лет. Женщина умерла в 2002 году.

В браке у них родилось двое сыновей. Виктор работал инженером-автомобилистом, он неоднократно давал интервью об отце. Алексей был инвалидом с детства и скончался в том же году, что и отец.

Память о летчике и его героическом поступке навсегда запечатлена в искусстве.

20.05.2016

20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева, знаменитого советского лётчика, воевавшего без обеих ног. Благодаря писателю Борису Полевому и актёру Павлу Кадочникову он в 30 лет стал легендой. Но лишь незадолго до своей смерти, наступившей в 2001 году, он просто и даже обыденно рассказал такое, отчего повесть о нём и в самом деле стала настоящей.

Главный день в жизни

О Маресьеве принято говорить, что главным событием в его жизни оказались те 18 суток, в течение которых он, сбитый за линией фронта, по заснеженному лесу настойчиво добирался к своим. Кто-то утверждает, что переломным моментом для него стало неожиданное решение во что бы то ни стало вернуться в строй и воевать до Победы, несмотря на гангрену и ампутацию ног. Но сам Алексей Петрович чаще вспоминал тот отнюдь не героический день, когда в юности, черпая из Волги воду для полива бахчи, он услышал над собой мотор аэроплана и так залюбовался им, что лёг прямо в воду, чтобы лучше видеть удивительный полёт.

Именно так он встретил ту настоящую мечту, которая определила всю жизнь. Ведь именно желание летать подвигло юношу, непрестанно болевшего и месяцами лежавшего в кровати, поехать на Дальний Восток, где, по утверждению опытного доктора, могли пройти все его болячки. И эта тяга к небу помогала ему, строителю Комсомольска-на-Амуре, находить время и силы на регулярные занятия в аэроклубе. Наконец, именно неизменная страсть к высоте и скорости «вытянула» его из того отчаяния, в котором он едва не утонул, когда после операции не нашёл ног под одеялом.

Летать Маресьев научился ещё до того, как в 1937 году был призван в Красную армию. Поэтому служить он стал по специальности, в пограничном авиаотряде на Сахалине, а затем его отправили доучиваться в лётную школу и авиационное училище, благодаря чему он вскоре оказался почти на родине - в Ростовской области. Боевой опыт у Маресьева появился только в августе 1941 года, но к тому времени он уже был хорошим лётчиком. По крайней мере, мастерства ему хватило на то, чтобы не только остаться живым в годину разгрома наших ВВС, но и до апреля 1942 года сбить три немецких транспортника. К слову сказать, Александр Иванович Покрышкин, который впоследствии говаривал, что кто не воевал в 41-м и 42-м, тот не знает настоящей войны, за то же самое время также подбил 3 вражеских самолёта. Впрочем, опыт вовсе не исключал досадных ошибок и промашек. Тот же Покрышкин свой «счёт» открыл, сбив по ошибке советский бомбардировщик, а Маресьев просто… поторопился.

До своих – рукой подать

Дело в том, что весной 1942 года между озёрами Ильмень и Селигер у неприметного города Демянска наши войска сумели окружить около 100 тысяч немцев. Немцы тогда были уверены в своей победе и потому оборону держали геройски, получая всё необходимое по воздуху. И чтобы нарушить этот воздушный мост, наши ИЛы под прикрытием частенько «утюжили» немецкие аэродромы в Демянском котле. Но поскольку враги в воздухе появлялись редко, на очередную штурмовку вместо большой группы истребителей отправилось всего четыре, под началом лейтенанта Маресьева.

До цели они долетели, но там встретили троекратно превосходящего их противника. Немцы были настроены серьёзно. Никакой игры в «клещи», о которой написал в повести Полевой, они и не думали заводить, а сразу принялись расстреливать самолёты. И Маресьев всё сделал правильно. Когда от прямого попадания его двигатель стал глохнуть, он оторвался от «мессершмиттов» и решил сесть на лёд небольшого озера среди чащи. Да только слишком рано выпустил лыжное шасси, которое зацепилось за верхушки сосен, из-за чего самолёт тут же рухнул в глубокий снег.

То, что происходило в последующие длинные дни и ночи, даже представить трудно. Французу Анжелю Казажусу, который стал лётчиком после того, как посмотрел фильм «Повесть о настоящем человек», Маресьев уже в 1990-е годы лаконично скажет, что «выбираться из леса было труднее и страшнее, чем это показано в картине».

И это несмотря на то, что никаких немцев там не было и в помине: кругом глухие леса и болота. Да и схватки с медведем-шатуном, которую описал в начале своей повести Полевой, тоже не было. Зато имелся бортовой паёк, в который входили по 3 банки сгущённого молока и мясных консервов, почти килограмм галет, сахар и даже шоколад. Но всё это не имело никакого значения. Потому что серьёзно повредивший ступни пилот оказался в полном одиночестве среди бескрайнего и глухого леса, не зная, куда же идти, точнее, ползти. Не зная, что до своих, как потом выяснили исследователи, ему было рукой подать – каких-нибудь 8–10 километров.

Безнадёжный

О своём пребывании в госпитале Маресьев тоже обычно отмалчивался. И не только потому, что не хотел своими откровениями развеивать безупречную легенду, созданную Полевым. Просто нелегко вспоминать о том, как его, чудом вернувшегося к людям, сперва признали безнадёжным, поскольку с момента травмы прошло три недели, и положили в холодную, глухую, с заколоченными окнами комнату – умирать. И о том, как хирург Теребинский чуть ли не случайно, проходя мимо, увидел его и тут же принялся оперировать, пообещав сохранить ноги.

Нелегко было вспоминать даже тех, кто помог ему в те страшные дни: участливых медсестёр, неунывающего комиссара Семёна Воробьёва и того самого лётчика, что летал в Первую мировую войну, несмотря на ампутацию одной стопы. Ведь какой бы искренней ни была их помощь, каким бы ободряющим ни был стародавний пример, мысль об утраченных ногах была сильнее. И заглушать её приходилось тогда не только словами, но и водкой, в чём Маресьев в конце жизни признался корреспонденту газеты «Красная звезда» Анатолию Докучаеву.

Впрочем, когда желание летать всё же одержало победу в душе Алексея Петровича, он сразу принялся тренироваться: ходить, прыгать, бегать и, конечно, танцевать. Правда, танцевать пришлось не с медсёстрами, которым боялся отдавить ножки своими бесчувственными протезами, а с соседями по палате, специально надевавшими для такого дела рабочие сапоги.

«Годен во все рода авиации»

Всего за полгода Маресьев научился ходить так, что редкий человек замечал что-то неладное в его походке. И уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «годен во все рода авиации». А в феврале он совершил первый после ранения полёт, причём в этом ему помогал заместитель начальника лётной школы Антон Федосеевич Белецкий, который и сам летал с протезом вместо правой ноги.

Наконец, в июне того же года Маресьев прибыл на фронт и столкнулся с последним, ожидаемым, но практически неодолимым препятствием: человеческим страхом. Никто из лётчиков 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который тогда готовился к предстоящей Курской битве, не захотел брать его в напарники. И целый месяц ему пришлось летать только над аэродромом, пока Александр Михайлович Числов, командир одной из эскадрилий, не взял его с собой на боевое задание… под расписку! Но этого хватило, чтобы истосковавшийся по делу Маресьев сразу же показал, чего стоит в небе. Чуть ли не в первый вылет он на глазах командира сбил немецкий истребитель, а на следующий день в неравном бою «завалил» ещё два «фокке-вульфа» и спас от верной гибели сослуживцев.

Через месяц, в конце августа 1943 года, и результативный Числов, сбивший 15 немецких самолётов, и немало удививший всех Маресьев, у которого было 6 воздушных побед, получили по «Золотой Звезде». Вскоре после этого их пути разошлись: первый остался в боевых частях, второй же перешёл на «мирную» должность инспектора в Управление вузов ВВС, а летом 1946 года по состоянию здоровья и вовсе вышел в отставку.

Однако дружба, родившаяся из доверия, постоянно сводила их. И одна из таких встреч произошла вскоре после войны, когда Числов, находясь проездом в Москве, зашёл в гости к бывшему однополчанину. Тесная комнатушка, где ютилась молодая семья Маресьевых, так возмутила его, что он тут же написал маршалу Коневу, и вскоре герою предоставили квартиру на улице Горького – ныне Тверской. А ещё через полгода о скромном лётчике на протезах узнала вся страна, правда, «виноват» в этом был не Числов, а Полевой.

Случайная слава

Трудно представить, но до самого конца 1946 года, когда впервые напечатали «Повесть о настоящем человеке», имя Маресьева (в книге – Мересьева), знали немногие. Только боевые товарищи Алексея Петровича да те, кто вольно или невольно вошёл в его судьбу, могли поведать о его подвигах в снегах Валдая, на больничной койке и в синем небе.

Впрочем, известность могла обрушиться на лётчика и раньше, в 1943 году. Ведь тогда, осенью, в прославленный своими героями 63-й полк приехал именитый корреспондент «Правды» Борис Полевой. Прибыл для того, чтобы взять интервью у командира полка, аса Андрея Федотова, но тот указал на своего заместителя Числова как настоящего титана. Тот же, уклоняясь от расспросов, поведал московскому гостю о безногом лётчике, и Маресьеву пришлось всю ночь рассказывать свою историю.

Обычно Полевой писал свои очерки быстро, даже стремительно. Но заметка о небывалом герое в главную газету страны не попала. Некоторые утверждают, что сам Сталин одобрил её, но публиковать воспретил, ибо не хотел, чтобы появились слухи о том, что в Красной армии от безысходности «дошли» до использования инвалидов. Так или нет, сейчас не важно. Зато важно, что о Маресьеве журналист вновь вспомнил, когда был на Нюрнбергском процессе. Опять-таки неизвестно, какая здесь взаимосвязь, но сразу после возвращения из Германии Полевой на одном дыхании, в течение 19 дней, написал своё самое известное произведение.

С каких-то пор появился слух о том, что Маресьев книгу о самом себе так и не прочёл. Может быть. Но как тогда он смог консультировать актёров фильма, который в 1948 году снимали по мотивам повести, а впоследствии, на склоне лет, рассказывать «как было на самом деле»? Скорее всего, Алексею Петровичу хватило самой жизни, которую не смогли бы передать никакие талантливые книги и кинофильмы. А на выдумки писателя, среди которых и голодный медведь, и припорошённая снегом санитарка, и сожжённая немцами деревня, и слишком правильный комиссар, и придуманный лётчик Карпович вместо реального, но «неудобного» Прокофьева-Северского, он смотрел с пониманием.

Все эти драматические детали нисколько не искажали правду о войне. И не мешали воодушевлять десятки тысячи инвалидов, которые, подобно Мересьеву, оказались перед пропастью физической беспомощности. Поэтому Маресьев не чурался того, чтобы упрочить легенду и ради этого прогуляться с Полевым по набережной Москвы или встретить своих спасителей, «мальчишек», одному из которых уже в 1943 году было 20 лет, на перроне вокзала. Но сам он оставался живым, простым и скромным человеком.

Самое важное в истории Маресьева заключается в том, что слава нисколько не закоптила его душу и помогла свершить ещё один, третий по счёту, подвиг. Он много ездил по Союзу и часто выезжал за рубеж. Каждый месяц, каждую неделю он выступал в больших официальных залах, на знаменитых стадионах или в маленьких сельских школах. Он постоянно встречался с самыми разными людьми, от Генерального секретаря ЦК КПСС и маршалов Советского Союза до космонавтов и маленьких пионеров.

Но среди этой суеты ‒ когда важной, а когда и нет ‒ он помнил о ветеранах и инвалидах войны. Ходил по высоким кабинетам, чтобы «выбить» для них квартиры, годами бился за то, чтобы начался выпуск автомобилей для людей, лишённых ног и рук. А ещё приложил уйму усилий только для того, чтобы страна узнала и других героев, которые, как и он, сражались вопреки своим физическим недостаткам. Ведь только среди лётчиков таких оказалось восемь: А. Ф. Белецкий, Л. Г. Белоусов, А. И. Грисенко, И. М. Киселёв, Г. П. Кузьмин, И. С. Любимов И. А. Маликов, З. А. Сорокин. А не знали о них только потому, что, по меткому замечанию Маресьева, не нашёлся на этих героев Полевой.

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а «заносил хвосты» у самолетов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-летчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счет лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лед замерзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолет стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС.

В июле 1946 года Маресьев с почетом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Полковник в отставке А.П.Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почетным солдатом воинской части, почетным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орел. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.

Еще во время войны вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссером Александром Столпером снят одноименный кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актер Павел Кадочников.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания.

2:1050 2:1060

К 100-летию со дня рождения легендарного советского лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

2:1270 2:1280


20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева — легендарного летчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.

3:2498

4:504 4:514

Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи.
Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй.

4:1968

4:9


Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П.Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого! 5:1678

6:504 6:514

Маресьев — тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь — подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его.

6:1199

Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.

6:1369 6:1379


Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни" . И ещё рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы — не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть , — пояснял он. — Тут — другое! Родина, её свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!". 7:3015

8:504 8:514

В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н.Гастелло, В.Талалихине, А.Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!

8:1880

8:9


Существует кинофильм снятый по повести Б.Полевого. Но скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком? 9:1215

И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя — в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране.

9:2262

9:9

10:514 10:524

Хорошее начинание! Но вот о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?

10:809 10:819

11:1324 11:1334

В Волгоградской области установили памятник самолету времен Великой Отечественной войны — Як-1. Он расположился на центральной площади города Камышин, где родился и вырос герой Советского Союза Алексей Маресьев. Макет боевой машины, на которой летчик летал до апреля 1942 года. Самолет поставили на пересечении улиц Ленина и Некрасова. Истребитель Як-1 Маресьева был сбит пятого апреля 1942 года в районе «Демянского котла». Кстати, на Валдае до сих пор идут безуспешные поиски самолета прославленного летчика.

11:2281

11:9

Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, — никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным.

11:553 11:563

Личная жизнь. Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж. Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей - Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

12:2738 12:9

13:514 13:524

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме - занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

13:904

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

13:1546

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.

В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

Рекомендуем почитать

Наверх