Скончался семен иванович челюскин, полярный исследователь, достигший северной оконечности евразии. Комментарии

Элементы декора 10.10.2019

Семен Челюскин родился в 1700 году в городе Белев, Тульская область. Осенью 1714 года, юноша зачислен в московскую Школу математических и навигационных наук, которая располагалась в Сухаревской башне. Начиная с 1720 года, служил на кораблях Балтийского флота навигатором.

Позднее, Семен занял должность ученика штурмана и подштурмана. Далее, продолжил службу на Балтике. С 1733 года, участвовал в Великой Северной экспедиции. В период с 1735 по 1736 год, являлся штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Прончищева. Вел дневниковые записи данной экспедиции. Так же, конспектировал описание открытого берега.

В сентябре 1736 года, из-за болезни и смерти Прончищева, Челюскин принял командование кораблем и вывел судно из залива Фаддеяк к устью реки Оленек. В декабре 1736 года, санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в город Якутск.

Семен Иванович являлся первооткрывателем самого северного места континентальной Евразии, которое позже названо мысом Челюскина. Осенью 1742 года, вернулся в город Санкт-Петербург, где получил звание «мичман».

Далее, служил на разных должностях Балтийского флота. В 1746 году, Семен Челюскин командовал яхтой «Принцесса Елизавета». Через пять лет исследователь произведен в лейтенанты, затем получил звание капитана - лейтенанта. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга вышел в отставку.

Память о Челюскине

В честь Челюскина названа улица в легендарном городе Путивль
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России в 1966-1993 годах.
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
Улица в г. Нежин (Украина)
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
Именем С.И. Челюскина назван борт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица
В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица
В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица
В городе Могилёв (Беларусь) в честь экипажа парохода «Челюскин» названа улица
В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Якутске в честь Челюскина названа улица

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ЧЕЛЮСКИН

Семен Иванович Челюскин происходил из мелкопоместного дворянского рода. Точная дата его рождения неизвестна; историки говорят, что он родился около 1700 года. Поместье Челюскиных находилось где-то под Калугой, в Центральной России, поэтому отец Семена не планировал отдавать сына в Морское училище. Когда же к власти пришел Петр I, Иван Челюскин, учитывая обстановку, отдал сына в недавно открытое Морское училище, называвшееся «Навигацкой школой».

За несколько лет до этого Петр отправил довольно большую группу молодых людей за границу учиться морскому делу. По возвращении все они держали экзамены в присутствии царя. С честью выдержали испытание лишь четверо, и разочарованный Петр решил, что целесообразнее учить моряков у себя, в России.

Петр сам разработал план обучения в «Навигацкой школе», который предусматривал последовательное изучение наук по возрастающей степени трудности: сначала изучалась арифметика, геометрия и тригонометрия, затем шла навигация, сферика, астрономия, математическая география и методика ведения шканечного вахтенного журнала.

В школе не существовало определенных сроков обучения: некоторые осиливали науки за четыре года, некоторые - за пять-шесть лет. Успевающим ученикам (неимущим) выдавались так называемые «кормовые деньги» - от 3 до 12 копеек в день. Тогда это было не мало, так что воспитанники имели возможность материально поддержать свою семью. За плохую успеваемость или поведение ученик мог лишиться «кормовых денег». Существовали в школе и другие наказания: порка, стояние под ружьем. С богатых воспитанников за прогулы взимали крупный денежный штраф.

Учиться в школе было трудно, ибо там в большинстве своем преподавали учителя-англичане, плохо знающие русский язык, да к тому же еще и пьяницы. Они требовали от учеников зубрежки, а при этом учебники были плохие, да и учителя мало что могли объяснить.

Однако эта «Навигацкая школа» сыграла важную роль в развитии русского флота, так как из числа ее воспитанников брали учителей во все открываемые училища. Отсюда же вышли первые русские инженеры, артиллеристы, гидрографы и геодезисты.

В 1715 году Петр учредил в Петербурге Морскую академию. Отныне навигацкая школа становилась подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способные ученики попадали в Академию.

Одним из воспитанников школы, а затем и Академии стал Семен Челюскин. С честью преодолев все трудности обучения, он в феврале 1726 года был зачислен на морскую службу в чине подштурмана.

Челюскин с детства знал Василия Прончищева, от которого ему стало известно о подготовке большой экспедиции в Северную Сибирь. Прончищев предложил Челюскину принять участие в путешествии.

Подштурман подал соответствующий рапорт начальству и 17 апреля 1733 года был включен в состав Второй Камчатской экспедиции, одновременно став штурманом.

Еще во времена Петра I появились замыслы по изучению северных берегов Сибири и розыску морских путей в Японию и Америку. Первый такой поход, совершенный Витусом Берингом, стал своеобразной разведкой.

План новой экспедиции с обширной программой разрабатывал сам Беринг. Спустя месяц по возвращении из первой экспедиции он представил краткую записку, в которой предлагал:

1) обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки, вплоть до Японии и устья Амура;

2) обойти весь северный берег Сибири и провести его съемку;

3) отправиться на восток от Камчатки с целью отыскания берегов Америки, после чего завести торговые сношения с проживающими там туземцами. Дело в том, что Беринг был уверен в непосредственной близости Камчатки и Америки.

Беринг укомплектовывал экипаж достаточно долго. В эту же экспедицию был зачислен и Семен Челюскин.

Ранней весной 1733 года Челюскин в составе одной из партий отправился на место своей будущей деятельности. До Твери добирались по суше. Когда Волга освободилась ото льда, поплыли вниз до Казани, а потом вверх по Каме. В декабре того же года партия добралась до главного (в то время) центра Сибири, Тобольска.

Здесь экспедиция разделилась на несколько отрядов, и каждый из них получил особое задание.

Семена Челюскина включили в состав отряда лейтенанта Прончищева, который должен был описать западные берега от устья Лены, область реки Анабары и Хатанги; далее планировалось вести наблюдение вокруг Таймырского полуострова, до Пясины, а затем встретиться с отрядом лейтенанта Овцына.

Зиму 1733–1734 годов Челюскин провел в Тобольске. Весной водным путем отряд отправился дальше на восток.

Путешествие было нелегким еще и потому, что экспедиции самой приходилось заботиться о снаряжении. Еще до этого власти Сибири получили приказ подготовить все экспедиции, но на деле ничего не было выполнено.

Основной состав экспедиции отдельными партиями только к концу 1734 года добрался до села Усть-Кут на Лене. Здесь же шла долгая и муторная подготовка к путешествию в Якутск.

По мере продвижения в глубь страны на восток путь для экспедиции становился все более тяжелым. Местное население было недовольно пришельцами, вынужденное поставлять лошадей, размещать членов экспедиции на постой, снабжать их продуктами, транспортировать грузы. Многие из них болели и умирали из-за тяжелой работы, плохого питания, отсутствия медицинской помощи.

В начале лета 1735 года путешественники добрались до Якутска.

Далее в распоряжение Прончищева поступила дубель-шлюпка «Якутск». Ее экипаж состоял из командира, штурмана (им был Семен Челюскин), подштурмана и других. Кроме того, в составе экспедиции была и жена Прончищева, Мария.

30 июня 1735 года «Якутск» вышел в плавание и вскоре достиг устья Лены. Далее путь «Якутска» лежал на запад, и Челюскин попытался найти фарватер в одной из западных проток. Двухдневные поиски ничего не дали, и Прончищев с Челюскиным решили плыть по восточной протоке, хотя это и удлиняло путь. Протока была очень узкой, шлюпка каждую минуту могла налететь на подводный камень.

«Якутск» добрался до Быковского мыса, загрузился запасным провиантом. В двадцатых числах экспедиция приблизилась к устью реки Оленек.

Здесь отряду пришлось зазимовать, ибо начались холода, затруднявшие всю работу.

В избранном для зимовки месте стояло несколько юрт, в которых жили двенадцать семей русских промышленников, а поблизости кочевали тунгусы и якуты.

Спустя три недели в реку ветром нагнало много больших льдин, а потом ударил сильный мороз. «Якутск» застрял во льдах.

Прончищев и Челюскин всю зиму деятельно готовились к дальнейшему походу: ремонтировали судно, пополняли запасы провизии. Неожиданно среди команды началась цинга, несколько человек умерло.

21 июня 1736 года вскрылась река, но море было по-прежнему затянуто льдом, а потому к намеченной цели двинуться было невозможно.

Льды отнесло от устья Оленека в первых числах августа. Корабль взял курс на северо-запад.

Далее «Якутск» поплыл по реке Хатанге. Больших льдов сначала не встречалось, но потом корабль опять угодил в полосу сплошного льда. Плыть приходилось очень осторожно и возле самого берега. В довершение всего опустился густой туман, и в нескольких десятках шагов ничего не было видно.

Челюскин приложил все свои усилия, чтобы в этих условиях найти правильный путь, и это ему удалось. К утру следующего дня «Якутск» вышел из полосы тяжелых льдов.

Когда туман несколько рассеялся, путешественники увидели пустынные берега Таймырского полуострова. Однако корабль снова попал в сплошные льды. Опять начала свирепствовать цинга; заболел командир отряда Василий Прончищев.

Воспользовавшись попутным ветром, Челюскин вывел корабль к устью Хатанги. Однако леса, столь необходимого для постройки зимовий и для отопления и ремонта судна, здесь не было. Пришлось плыть дальше, - к устью Оленека.

В устье реки корабль не мог войти несколько дней из-за противного ветра.

18 января 1737 года Челюскин прибыл в Сиктахское зимовье, расположенное на Лене. Накануне туда же прибыл приказчик Матвей Тарлыков. По-видимому, он и Челюскин сильно повздорили, и Матвей запретил местным тунгусам и якутам вести дальше Челюскина и не слушал никаких уговоров.

Таким образом, Челюскину и его спутникам пришлось сидеть в Сиктахе пять месяцев, только в июне им удалось продолжить свой путь.

Челюскин отправил Берингу специальное донесение, описав все события, и спрашивал, надо ли дальше продолжать экспедицию.

После долгих консультаций Беринг приказал пока приостановить исследование вплоть до решения Адмиралтейств-коллегий.

Коллегия, несмотря на человеческие жертвы, во что бы то ни стало настаивала на скорейшем выяснении вопроса, можно ли плавать северными ледовитыми морями. Словом, требовалось продолжать экспедицию.

Приготовления заняли весь 1738 год. Был сделан запас продовольствия, обновлено снаряжение, отремонтирована шлюпка. «Якутск» снялся с якоря 9 июня. Маршрут был практически тот же.

До устья Лены шлюпка добралась без приключений. Челюскин вел свой судовой журнал.

21 июля 1739 года «Якутск» вышел западной протокой в море. Здесь-то Челюскин и показал себя отличнейшим штурманом. На выходе протоки тянулись подводные пески, из-за которых даже мелкая рыбачья лодка часто не могла найти здесь путь. Малейшее отклонение от фарватера грозило кораблю посадкой на мель. Однако Семен Иванович спокойно и уверенно провел корабль опасным фарватером.

До Оленека море было свободно ото льда. Через три дня мореплаватели миновали устье этой реки.

В устье Оленека корабль не задержался, пошел дальше на запад. Однако далеко уплыть не удалось, так как на судно стали опять напирать льды. Приходилось часто использовать весла, отпихивать шестами льдины, которые удерживали корабль на месте по нескольку суток подряд.

В один из дней плавания перед экипажем «Якутска» открылась глубокая губа, сплошь покрытая плотным льдом. Эту бухту промышленники назвали Нордвик, что значит Северный залив.

Далее «Якутск» опять попал во льды и пять дней отстаивался в Ледовой бухте, пока наконец не открылась возможность продолжать путь. 6 августа экспедиция достигла Хатангского залива. Около его восточного берега путешественники заметили остров, который назвали островом Св. Преображения. На западном берегу залива виднелись строения.

Челюскин и его помощник Чекин добросовестно обследовали местность. Они обнаружили, что в Хатангский залив впадает не только большая река Хатанга, но еще и река. Балахня. Челюскин и Чекин очень хотели исследовать местность, но с корабля слали тревожные сигналы о напирающих со всех сторон льдинах. Оценив обстановку, Чекин с Челюскиным решили искать какое-нибудь природное укрытие. С этой целью они двинулись внутрь Хатангского залива, где вскоре нашли устье мелководной речки. Однако стоило «Якутску» войти в него, как вход заложили льды.

Через несколько дней ветер отнес лед. Судно под парусами двинулось в открытое море и дошло до высокого утеса, сложенного из белого камня, похожего на алебастр. Это был мыс Св. Фаддея.

Челюскин пересел на ялбот и отправился на разведку. Матросов он высадил на берегу, чтобы они копали яму для маяка, а сам в сопровождении Чекина двинулся вдоль берега. К вечеру они вернулись обратно с плохими новостями: за мысом Фаддея лежал такой тяжелый лед, что пробиться сквозь него не было никакой возможности.

Обратный путь из-за льда был не менее труден. 29 августа дубель-шлюпка вошла в Хатангский залив.

В двадцатых числах сентября река окончательно замерзла, и экипаж «Якутска» перебрался жить на берег в специально построенную избу. Работа продолжалась: Лаптев, Челюскин и Чекин ездили по окрестностям, проводя опись берега.

Чем ближе было лето, тем активнее шла подготовка к продолжению экспедиции. В устье Таймыра послали одного русского промышленника, вызвавшегося заготовить там рыбу для членов экспедиции. Гонцов направили также и в Якутск, Туруханск, в устье Лены.

Лаптев очень хотел попытаться обогнуть Таймырский полуостров морем, но Челюскин настойчиво советовал ему отказаться от этого, так как дубель-шлюпку могли раздавить льды. В конце концов было решено вернуться в Якутск и подготовить поход на собаках.

Лед на Хатанге треснул 15 июня, но все еще не было возможности покинуть стоянку; «Якутск» смог поднять якорь лишь 12 июля 1740 года. 30 июля он вошел в Хатангскую губу и направился к морю, чтобы потом идти к устью Лены.

Но неожиданно одна из льдин пробила подводную часть корабля. Челюскин не бросил управления. Воду откачивали в течение шести дней, но она все прибывала. Чтобы избавиться от лишнего груза, за борт были выброшены пушки и тяжелые вещи, однако шлюпка неотвратимо тонула.

К счастью, вдруг ударил сильный мороз. Несколько человек были посланы в разведку, чтобы добраться до берега. Мороз усилился, и море покрылось надежным льдом. Вся команда выгрузилась на него, а потом с трудом добралась до берега.

Но на льдине осталось продовольствие, которое нужно было доставить на берег во что бы то ни стало. Тяжелые ящики и мешки таскали по льду полмесяца, а потом подул свежий ветер, который унес льдину с оставшимися продуктами и дубель-шлюпку к северу.

Лаптев и Челюскин, подсчитав запасы, сделали вывод, что положение сложилось более чем тяжелое. К тому же матросы дошли до крайнего отчаяния, устали и роптали.

Наконец решено было идти в Хатангскую губу, к прежнему месту зимовки, ибо там остались кое-какие запасы, да и место было знакомо.

Сначала шли беспрепятственно, и люди даже повеселели. Но неожиданно путь преградила бурная речка, по которой плыли льдины. Люди не смогли перебраться через нее, и пришлось вернуться обратно.

Целый месяц ушел на изготовление средств для переправы. Наконец, путешественникам удалось форсировать реку и с трудом, но достичь Хатангской губы.

Лаптев отправил в Адмиралтейств-коллегию обстоятельный рапорт. Было решено описывать берега сухим путем.

Однако в 1743 году неожиданно последовал приказ сворачивать исследовательские работы, ибо экспедиция принесла много хлопот сибирским властям.

Труд участников экспедиции не был оценен по достоинству. Большинство из них не получило даже никаких наград, лишь некоторые - продвижение по службе.

В их числе оказался и Семен Иванович Челюскин.

Правда, в 1745 году его произвели в лейтенанты и поручили командовать придворными яхтами. Но Семен Иванович недолго пробыл на этой малоприятной для него должности. В 1754 году Челюскин получил чин капитан-лейтенанта.

В 1760 году Семен Иванович Челюскин ушел в отставку в чине капитана 3-го ранга. Умер он после 1760 года; точной даты его смерти мы не знаем.

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

СЕМЕН ЗЕЛЬЦЕР Еще при жизни он был знаменит и любим, популярность его была необычайной, а после смерти он стал легендой. Об этом я могу судить как человек из публики.Пройдет время, театроведы напишут диссертации о его работах в театре и кино, исследуя истоки таланта,

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

СЕМЕН ФАРАДА И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги К 50-летию спасения челюскинцев автора Боечин Игорь

Из книги «Трубами слав не воспеты...» Малые имажинисты 20-х годов автора Кудрявицкий Анатолий Исаевич

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТУМАНОВ СЕМЕН ТУМАНОВ (ЦЕЙТЛИН) СЕМЕН (кинорежиссер: «Алешкина любовь» (1961), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Гнезда» (т/ф, 1966), «Николай Бауман» (1968), «Любовь Серафима Фролова» (1969), «Жизнь на грешной земле» (1973); скончался 22 июня 1973 года на 53-м году жизни).Туманов, что называется, «сгорел»

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Семен МОРОЗОВ Исполнитель роли трудного подростка Афанасия Полосухина в знаменитом фильме «Семь нянек» (1962) имеет за плечами три брака. В первый раз это случилось в середине 70-х. В этом союзе на свет появился сын. Однако когда мальчику было восемь лет, родители развелись.

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АРАНОВИЧ Семен АРАНОВИЧ Семен (кинорежиссер: «Красный дипломат» (1971), «Сломанная подкова» (1973), «…И другие официальные лица» (1976), «Летняя поездка к морю», т/ф «Рафферти» (оба – 1980), «Торпедоносцы» (1983), т/ф «Противостояние» (1985) и др.; скончался 8 сентября 1996 года на 62-м году

Из книги 15 лет русского футуризма автора Крученых Алексей Елисеевич

Семен Кирсанов Curiculum vitae младчайшего из футуристов Семена Кирсанова Мать произвела меня на свет 5 сентября старого стиля 1906 или 1907 года. Точная дата года неизвестна, так как устанавливалась в зависимости от срока воинской повинности.Потом я рос. В 1914 году поступил в

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Семен Фарада И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ По общепринятым сведениям считается, что Семен Иванович Дежнёв родился около 1605 года в районе Великого Устюга.Через этот город пролегал путь новгородских ушкуйников на Югру, но несмотря на то, что сами новгородцы не раз грабили Великий Устюг, его

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Семен-каторжник Как грустна вечерняя заря осенью! Ровной, далекой полоской стелется она над сжатым полем и замирает в темных ветвях оголенного сада.Старый дед, сторож моего дома, сидит в уголке на полу и вяжет сеть. Лампа освещает его наклоненную седую голову. Когда я

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский и владимирский Семен Иванович Гордый 1317–1353 Старший сын Ивана Калиты Семен (Симеон) родился 7 сентября 1317 года в Москве.По смерти в 1340 году великого князя Ивана Даниловича Калиты многие русские князья отправились в Золотую Орду: Константин

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

Семен Семенович Почти год минуло с того дня, как наши радисты впервые приняли с Большой земли радостную весть о великой победе Красной Армии под Сталинградом, а мы до сих пор продолжали жить событиями того времени. О чем бы ни начинали говорить, неизменно возвращались к

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Семен Иванович Дежнев (ок. 1605–1673) Русский землепроходец; место рождения не установлено, а год рождения можно установить из его жизнеописания на около 1605 год. Известно, что он жил в городе Великий Устюг на реке Сухоне, служил в отряде казаков в Сибири. С 1638 года находился в

Из книги автора

Семен Иванович Челюскин (XVIII в.) Фамилия этого русского путешественника впервые встречается в 1733 году, когда была организована Великая Северная экспедиция. Челюскин участвовал в этой экспедиции в звании капитан-лейтенанта в отряде одного из командиров экспедиции В.

В полночь с 8 на 9 мая 1742 года русский полярный исследователь Семен Иванович Челюскин со своим отрядом достиг самой северной оконечности Евразии - мыса, названного впоследствии мысом Челюскин.

О человеке, которым вправе гордиться Россия, сведений в архивах, к сожалению, сохранилось очень мало. Даже дата рождения Семена Ивановича точно не установлена. Википедия указывает предположительно «около 1707 года». Известно, что он родился в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).

В одном из своих дневников Семен Иванович упоминает, что отец его был стряпчим, но рано ушел из жизни, и он воспитывался в семье дальних родственников.

Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семёна Челюскина служили воеводами, были объезжими и “письменными головами”, стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до “головы” (чин полковника) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником.

Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрёк свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке.

Летом 1714 года Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей и осенью был зачислен в Школу математических и навигацких наук. Три года он обучался грамоте, затем перешел в навигационный класс, где кроме алгебры, геометрии, тригонометрии и астрономии преподавали и искусство судовождения. В летнее время вместе с другими воспитанниками школы Семен Челюскин плавал матросом на судах Балтийского флота. Это было очень престижное учебное заведение, основанное еще Петром Первым. Из его стен вышло немало прекрасных морских офицеров, ставших украшением российского флота.

Окончив школу в 1721 году, Челюскин продолжил службу в Балтийском флоте, обучал гардемарин на Балтике описи отдельных участков прибрежных районов Финского залива. В 1721 Семён Челюскин “получил аттестации в науке и в практике”, зарекомендовав себя, “как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении”.

В 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности “навигатора”, ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. По некоторым свидетельствам, он зарекомендовал себя знающим моряком: в 1727 подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Тогда же он обзавелся семьей. Несмотря на то, что Семён постоянно нес нелегкую службу и находился в отрыве от дома, перспектив роста у него было мало: руководящие и доходные должности на кораблях занимали иностранцы, а в адмиралтейских кругах он не имел влиятельной поддержки.

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. В конце января 1733 в Адмиралтейство был подан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. Одним из первых в нем числился подштурман Семён Челюскин. Вскоре его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург - для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”. Столкнувшись с самоуправством местных должностных лиц, волокитой и бюрократизмом, будучи вынужден задержаться в городе, он, хотя и с большим трудом, но раздобыл все необходимое.

Среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев. Ему предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана.

В конце июня 1735 они уходили в неведомое и опасное плавание за Полярный круг, а спустя год Челюскин похоронил чету Прончищевых в вечной мерзлоте.

Во время второй зимовки в Усть-Оленёке Челюскин хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. Вместе с геодезистом Никифором Чекиным и двумя солдатами он выехал в Якутск, но Беринга там не застал. Отправляясь на Камчатку, командор оставил ему предписание: переслать в Адмиралтейство рапорт и оставшиеся материалы, а самому ждать дальнейших указаний из Петербурга.

23 февраля 1738 в Адмиралтействе “слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту”. В частности, там говорилось, что если и далее “в определенной вояж следовать, то надлежит сделать малый ялбот”. Еще он убедительно просил доставить из Петербурга новые канаты и тросы, паруса и компасы, “в чем ныне недостаток есть”.

Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался определенно: “Начатое свершиться должно”. Таков был девиз русских моряков.

Без малого два года провел Семён Иванович в Якутске. Исполняя обязанности командира отряда, Челюскин заботился о матросах и солдатах, входивших в экипаж корабля (их было более 40 человек). Характерно, что в предыдущем плавании команда отнеслась к штурману настороженно — уж больно горяч и суров. Но в Якутске многие поняли: за строгостью стоят доброта и требовательность по отношению к людям. Семён Иванович хорошо понимал, что возобновив экспедицию, они отправятся в плавание тем же составом. И успех предприятия во многом будет зависеть от них самих.

Пришла весна 1740. Челюскин начал кропотливую подготовку к плаванию: осматривал снасти, организовывал починку парусов. 13 июля вышли в очередной поход. В последний раз штурман управлял своим кораблем. Спустя месяц дубель-шлюп затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищевой. Было решено оставить “Якуцк” — “токмо бы людей спасти”. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Сделали санки и пошли к берегу, преодолевая торосы. Построили две “юрты земляные”. Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь.

Недоставало провианта. Помог енисейский промышленник Василий Сазоновский, доставивший 70 пудов муки. Через месяц, пройдя около 700 верст, пострадавшие от кораблекрушения “претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло”, но достигли зимовья.

За 1741 партии штурмана С.Челюскина и лейтенанта Х.Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Группа геодезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неисследованным, как тогда называли, Северный Таймурский мыс. Конец лета и осень провели в Туруханске. Шла кропотливая подготовка к съемке северной части Таймырского побережья. Выполнить эту трудную и опасную работу, судя по обнаруженным документам, мог только Челюскин.

24 сентября 1741 “штурману Семёну Челюскину на произвождение команды ево служителям” было выдано из казны 695 руб. 40 коп. — огромная по тому времени сумма. По предложению Семёна Ивановича большая часть этих средств пошла на выплату енисейским и туруханским служилым людям, которые бедствовали на севере полуострова и годами не получали ни хлебного, ни денежного жалованья.

5 декабря штурман Челюскин выехал с тремя солдатами из Туруханска к р.Хатанге. Для “походу” было собрано 40 собак и “пять нарт благонадежных к дальнему и неизвестному пути”. Через девять дней туруханские казаки Федор Копылов и Дементий Судаков отправили вниз по Енисею несколько собачьих нарт и оленьих упряжек с продовольствием. А 15 декабря по указу городничего Туруханска в помощь Челюскину выехали пять собачьих нарт и конная санная подвода.

Лаптев и Челюскин договорились так: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу.

Стояли суровые морозы — до -50°С, в стылом воздухе далеко разносился скрип полозьев. Совершали переходы по 30-40 вёрст в день. Челюскина сопровождали подвозчики на оленьих упряжках, через десять дней пути “олени пристали, некоторые на дороге остались”. Ориентируясь по звездам и компасу, пересекали Таймыр с юго-запада на северо-восток. 15 февраля 1742 по рекам Хете и Хатанге прибыли в обжитое Попигайское зимовье.

Изучая документы этого последнего похода, восхищаешься организаторскими способностями Челюскина, творческим отношением к делу. Пока енисейские служилые Дорофеев и Кылтасов подвозили провиант и корм для собак, штурман тщательно продумал все детали успешного продвижения на север.

В конце марта группа солдата Антона Фофанова повезла к морю провиант на трех нартах. Сам Челюскин отправился на север. Следом двинулись подвозчики-тавгийцы (так до начала XX в. называли нганасан) на 11 нартах, груженных кормом для собак. Еще одну группу — якута Никифора Фомина с девятью нартами и грузом собачьего корма он отправил в устье Нижней Таймыры, чтобы оттуда двинуться западным берегом на встречу с ним.

Челюскин отослал назад сопровождавших его каюров и на трех собачьих упряжках отправился вдоль побережья на северо-запад. На высоком берегу, у мыса св.Фаддея, штурман соорудил маяк. Дальше на север еще никто не проникал.

Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, — замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана. Лаконичны его указания на неблагоприятные погодные условия. Часты упоминания о крайнем изнурении собак, которым было гораздо тяжелее, чем людям. Ни слова о собственной усталости или проявлении страха, в записях не было места личным чувствам и переживаниям.

День за днем Челюскин вел съемку побережья. Выбирали подходящее место, доставали инструменты. Установив бревно, брали пеленги, измеряли расстояния специальными цепями. Переезжая на новое место, все начинали заново.

6 мая, при “погоде чистой и сиянии солнечном”, штурман вычислил географическую широту места — 77°27’. День был удачным: заметив медвежьи следы, 18 верст гнали собак и настигли четырех белых медведей. Метким выстрелом уложили одного, пополнив запасы провианта. На следующий день стало сумрачно, началась “поземная метель великая, что ничего не видно”. Палатка из оленьих шкур была плохой защитой. Даже под меховыми одеялами стужа становилась невыносимой.

Прошли сутки, пурга поутихла. Тронулись в путь, и через пять верст достигли мыса. Челюскин записал в путевом журнале обычные, но навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: “Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой <…>. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою” .

Мыс не произвел на штурмана впечатления: он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с “небольшим выгибом”. Отсюда Челюскин повернул на юго-запад. Лишь в 1919 г., спустя 177 лет после открытия, норвежский геофизик и океанограф Харальд Свердруп, научный руководитель экспедиции Р.Амундсена на шхуне “Мод”, установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.

Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Небо было закрыто серыми низкими тучами. Изредка появлялось тусклое холодное солнце. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры.

Лаптев еще в феврале 1742 ушел к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда следовать навстречу Челюскину. Но лейтенанту снова не хватило провизии. В начале мая Лаптев послал навстречу штурману солдата Тобольского гарнизона Константина Хорошева с грузом провианта, а сам вернулся обратно в Туруханск.

15 мая Челюскин съехался с Хорошевым, и они устремились на юг через тундру. В зимовье якута Никифора Фомина партию Челюскина ждал другой посланец Лаптева. 20 июля 1742 г. Семён Иванович Челюскин сделал последнюю запись: “Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева” . Северный вояж, обессмертивший имя штурмана Челюскина, закончился.

Во время Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции было сделано два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. И, как ни странно, первопроходец Челюскин не придал своему открытию никакого значения!

“Сколь же мне сведомо, — писал Ломоносов о работе Ленско-Енисейского отряда, — с востока от устья р.Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом” .

Эти слова М.В.Ломоносова из его труда “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” лишь подтверждают роль Челюскина как первопроходца на Таймыре. Но “отправленные потом флота офицеры Чукотского носу не достигли”. Ломоносов и Челюскин полагали, что северная оконечность Евроазиатского материка — так называемый Табинский нос — находится где-то на Чукотке. К рукописи Михаил Васильевич приложил полярную карту, составленную им около 1763. На ней указан мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначен уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Следовательно, и Челюскин, и Ломоносов не могли с уверенностью сказать, где находится северная оконечность “матерой земли”.

Итак, Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время. Такова была его судьба: остаться в безвестности при жизни и навечно запечатлеться в памяти людей после смерти.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф. По его предложению северную оконечность Евразии стали именовать мысом Челюскина (с 1878 это название внесено в международную литературу и карты). “Как бы то ни было, — писал исследователь, — но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае”.

Исследователи Таймыра произвели подробную съемку и нанесли на карту все побережье и внутреннюю часть полуострова. Причем в отдельных местах измеряли даже склонения магнитной стрелки. Участники отряда отмечали полезные ископаемые в открытых горных отложениях. Проводили наблюдения за режимом рек, морскими течениями у берегов.

27 августа 1743 Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы и “сочиненные морские карты”. Вскоре он приступил к обработке материалов и составлению генеральной “Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея”. Огромный северный полуостров перестал быть таинственной землей.

В сентябре 1743 была подготовлена рукопись “Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние”. В литературе авторство этой работы причисляется только Х.Лаптеву. Но это далеко не так. Известно, что в ее основу легло “Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены”, составленное в 1742 штурманом Семёном Челюскиным. Лаптев лишь обобщил те разнообразные сведения, которые собрали лейтенант Прончищев, штурман Челюскин, геодезист Чекин и другие участники экспедиции.

Это была работа, содержащая первые научные сведения о большой Таймырской земле. В рукописи приводится характеристика рек, берегов, островов, данные о глубинах, приливах и отливах, о состоянии льда и грунта, другие гидрографические сведения. В работе довольно полно описаны Лена и Оленёк, Анабара и Хатанга, Нижняя Таймыра и Пясина, Балахна и Енисей, тундра около оз.Таймыр; есть указания о границах произрастания лесов и их составе, о хлебопашестве, рыбных и пушных промыслах.

Интересны размышления “о мамонтовых рогах”. Их во множестве находили участники сухопутных поездок в тундре и на побережье. Причем и Челюскин, и Лаптев ошибочно думали, что мамонты — это морские животные, которые “есть <…> и ныне в море Северном, на глубоких местах”. Любопытно то, что первопроходцы находили даже вымытых по речным берегам и сохранившихся в вечной мерзлоте “целых зверей мамонтов с обоими рогами; на них кожа толщиною в пять дюймов, а шерсть и тело истлелые”. Несомненно, обнаруженные ими экземпляры представляли большой научный интерес. Однако мы не знаем, привез ли в столицу руководитель отряда хотя бы некоторые фрагменты (например, бивни) давно исчезнувших животных.

В “Описании…” уделяется место быту, нравам, суевериям народностей, населяющих полуостров, что представляет большой интерес для этнографов.

По возвращении в Петербург царский двор и Адмиралтейство не удостоили Челюскина “вознаграждением”. Ему пожаловали чин мичмана (первый офицерский чин на флоте) — только такой ли награды он был достоин? И потянулась морская служба на Балтике со скупым продвижением в чинах. Судьба не баловала Челюскина, как, впрочем, и многих других участников Великой Северной экспедиции. Не вспоминали о нем и бывшие соратники. Харитон Лаптев участвовал в составлении “генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам”, командовал кораблями, под конец жизни был назначен главным интендантом по снабжению Балтийского флота.

В указе Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 сказано “об отставке морского флота лейтенанта Семёна Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга”. Уволенный с флота “за болезнью и старостью”, с “пашпортом об отставке от всех дел”, Семён Иванович поселился с женой в небольшом имении в Алексинском уезде. Скоро он втянулся в нужды и заботы дворянина средней руки: беспокоился о приобретении новых поместий, судился с соседями, собирал подати с крестьян.

С отставкой первопроходца в полном неведении для будущих поколений закончилась его подвижническая жизнь.

Первооткрыватель северной точки Старого Света Семён Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 г.

Место его погребения не установлено.

Память о Челюскине

В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.

Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостров Челюскин.

В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.

В 1933 году в его честь был назван новый пароход, ставший позже знаменитым.

В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица

В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван поселок

Семен Иванович Челюскин

Челюскин Семен Иванович (ок. 1700-1764), русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного дворянского рода. Учился в Математико-навигацкой школе и Петербургской морской академии. На флоте с 1726 подштурманом, в 1733 произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В.И. Беринга , в которой пробыл до 1742. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование судном, затем в отряде X. Лаптева . Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741-1742 годов проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра до самой северной точки материка, названной его именем (мыс Челюскин).

Карта маршрутов экспедиции Беринга - Чирикова.

ЧЕЛЮСКИН Семён Иванович (ок. 1700 - после 1770), рус. полярный исследователь, капитан 3 ранга (1760). Учился в школе математич. и навигацких наук в Москве. С 1728 плавал подштурманом на кораблях Балт. флота. В 1733 произведён в штурманы, В 1733-1743 находился во 2-й Камчатской (Великая Северная) экспедиции. Работал в отрядах В. В. Прончищева, затем. X. П. Лаптева. С именем Ч. связаны открытия мн. островов я бухт, а также первые сведения о животном и растит, мире Крайнего Севера, быте и нравах его населения. Весной 1741 прошёл по суше от р. Хатанга до р. Пясина, сделал опись зап. побережья п-ова Таймыр до зал. Миддендорфа и затем от устья Пясины до устья Енисея. В дек. 1741- февр. 1742 на нартах проехал из Туруханска до устья Хатанги, описал сев. побережье п-ова Таймыр от мыса Фаддея на В. до устья р. Таймыр на 3., выявив при этом сев. оконечность Азии, названную в его честь мысом Челюскин. После возвращения из экспедиции служил на Балт. флоте. С 1770 в отставке по болезни.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии, т. 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Челюскин Семен Иванович (годы рождения и смерти неизвестны) - русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного дворянского рода. Учился в Математико-навигацкой школе и Петербургской морской академии. На флоте с 1726 года подштурманом, в 1733 году произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В. И. Беринга, в которой пробыл до 1742 года. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование судном, затем в отряде X. Лаптева. Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Енисея. Весной 1741 года прошел по суше от реки Хатанги до реки Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до мыса Стерлегова. Зимой 1741-1742 годов проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья полуострова Таймыр до самой северной точки материка, названной его именем (мыс Челюскин), и часть западного побережья полуострова до 77°42" с. ш. Уволился с Балтийского флота в 1760 году.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Сочинения: Северовосточный мыс, 1742, в сб.: Зап. гидрографич. департамента Мор. мин-ва, т. 9, СПБ, 1851.

Литература: Осипов К., С. И. Челюскин, М., 1951; Яников Г. В., Великая северная экспедиция, М., 1949; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1 - Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до сер. XIX в., М., 1956.

Сочинения:

Северовосточный мыс. По описи штурмана Челюскина 1742 года.- В кн.: Записки географического департамента Морского министерства. Т. 9. Спб., 1851.

Литература:

Троицкйй В. А. Географические открытия В. В. Прончищева, X. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре.- В.кн.: Летопись Севера. [Т. 7]. М., 1975;

Глушанков И. В. Первоисследователи Таймыра.- В кн.: Полярный круг. М., 1974;

Осипов К. С. И. Челюскин. М., 1951;

Яников Г. В. Великая Северная экспедиция. М., 1949.

История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1 - Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до сер. XIX в., М., 1956.

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие - первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни -примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось - на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину - участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.

Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ - путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.

Рекомендуем почитать

Наверх