Заставить человека принять нужное решение. Приемы влияния на людей, манипуляция людьми, как заставить человека

Обустройство участка 30.09.2019
Обустройство участка
14 сентября 2017

Маленькие секреты, которые обеспечат приятные перемены в ваших взаимоотношениях с людьми

pixabay.com

Каждому хочется уметь управлять миром - или хотя бы теми, кто находится рядом и от кого зависят наши успехи. Однако удается это далеко не всем. Психологи утверждают, что достаточно использовать в повседневной жизни основные приемы, помогающие оказывать на людей определенное влияние. Здесь главное - почувствовать человека. И еще - важна тренировка, чтобы все происходило как бы само собой, без напряжения.

Эффект Бенджамина Франклина - доброта возвращается

Знаменитый американский политик Бенджамин Франклин , стремясь получить расположение человека, который относился к нему негативно, просто сделал для него доброе дело - одолжил очень ценную и редкую книгу, которую тот давно искал. В результате человек проникся к Франклину добрыми чувствами. Тот, для кого вы сделали добро, готов ответить еще большим добром, — так гласит закон Франклина.

Просите больше!

Если вы попросите у приятеля сто тысяч взаймы - он вряд ли так просто раскошелится. Зато эта просьба отлично настроит его так, как вам нужно, и, когда, спустя некоторое время после отказа, он сам найдет вас и предложит тридцать или пятьдесят тысяч - знайте: прием сработал! Человек, отказав, почувствовал себя виноватым и захотел «исправиться». Поэтому всегда завышайте свои требования и просьбы.

Имя человека - волшебный ключик

Это старый и очень известный прием - о нем писал еще Дейл Карнеги , но он действительно работает! Для каждого человека самый желанный и приятный на свете звук - собственное имя, которое произносят в положительном контексте. Разговаривая с кем-то, старайтесь почаще обращаться к нему по имени. Желательно при этом еще и улыбаться — и половина успеха у вас в кармане.

Искренняя лесть


pixabay.com

Да, лесть тоже может быть искренней. Чтобы она не выглядела грубой и безосновательной, присмотритесь к человеку, постарайтесь определить, кто перед вами. Собеседнику с высокой самооценкой можно говорить любые комплименты - они только подтвердят его собственное мнение о себе, и вы автоматически станете для него приятным человеком. А вот тот, кто оценивает себя довольно низко, воспримет вашу лесть с недоверием - и это самый простой способ потерять его расположение. В этом случае нужно вести более тонкую игру.

Станьте «зеркалом»

Разговаривая с человеком, попробуйте ненавязчиво повторять его жесты, мимику, поведение. Только не «в лоб» — пусть ваши манеры станут похожими, но не абсолютно такими же, как у него. Известная человеческая особенность - относиться хорошо к тем, кто похож на них самих. Так что, став на время «зеркалом», вы завоюете симпатию, и добиться чего-то от этого человека будет легче. Причина такая же, как в случае с повторением имени: собеседник лишний раз убеждается в том, что он существует и, более того, что факт его существования приятен для окружающих.

Станьте «эхом»

Принцип такой же, как в предыдущем приеме. Человеку всегда приятно слышать, как собеседник повторяет его слова и целые фразы, как бы подтверждая его правоту и демонстрируя, что он слушает внимательно и придает его словам большое значение.

Просить нужно у того, кто устал


pixabay.com

Активный, деятельный человек вряд ли откликнется на вашу просьбу. Зато если вы обратитесь к уставшему человеку - вероятнее всего, глядя на вас сквозь призму собственной усталости и желания отдохнуть, он согласится с просьбой. Например, подойдя к уставшему начальнику вечером с просьбой отпустить вас пораньше и пообещав, что вы завершите работу завтра утром, скорее всего, вы услышите согласие. Более того - выполнив свое обещание и сдав работу в срок, вы заслужите уважение босса.

Не указывайте людям на их ошибки!

Даже если они явно неправы. Даже если ошибка довольно серьезная и никто, кроме вас, ее не заметил. Единственное, чего вы добьетесь, — станете для человека врагом. Чтобы поменять его точку зрения и заставить исправить ошибку, нужна постепенность. Согласитесь с ним, что бы он ни утверждал. А потом осторожно, не спеша, начинайте тонкую работу по изменению его точки зрения.

Просто кивайте

Кивание на протяжении беседы должно убедить собеседника в том, что вы с ним согласны, что вы одобряете его, что он говорит, а значит, относитесь к нему самому с симпатией и одобрением. Такой простой жест, как кивание, позже поможет вам убедить собеседника в вашей правоте.

Научитесь слушать


pixabay.com

Когда человек только делает вид, что слушает, а сам занят собственными мыслями, — это сразу видно. Таким людям не хочется что-либо рассказывать, им не верят, они не вызывают симпатию. Зато если вы постараетесь искренне вникнуть в то, что вам рассказывают, попробуете «примерить на себя» ситуацию, согласиться - хотя бы вначале, — вы сразу вызовете и доверие, и желание содействовать. Возможно, сначала вам придется делать над собой усилие. Зато, если у вас получится на самом деле заинтересоваться, а не просто сделать заинтересованный вид, — вы сможете потом убедить в своей правоте любого.

Люди находятся практически в постоянном взаимодействии. Каждый в той или иной мере зависит от других, испытывая на себе проявления их интересов в ожиданиях, побуждениях, просьбах, попытках принуждения и пр. Существуют но крайней мере четыре принципиальных пути получения желаемого: отнять силой, сделать самому, объединить усилия (если задача трудна для одного) и убедить отдать добровольно. Последний путь может оказаться весьма эффективным даже по сравнению с силовым, представляющимся самым очевидным. Владелец ценного объекта будет сопротивляться и всеми доступными способами защищать свое. Более гуманны способы получения желаемого через ненасильственную организацию созидательной деятельности людей. Психологическая составляющая такой деятельности весьма существенна и сложна - убедить людей отдать труд, силы, время.

На самых ранних этапах человеческой истории стали появляться технологи управления - организаторы таких информационных (несиловых) процессов между человеком, желающим получить нечто (вещь, труд, информацию, другого человека и пр.), и обладателем желаемого. Так начало копиться и передаваться знание психологии управления - знание о несиловых информационно-психологических способах достижения цели в социальном взаимодействии.

Явно или неявно стремясь к психологическому знанию, люди понимают его ценность как знания, ориентированного на решение основного вопроса: «Как заставить (побудить) другого человека или группу людей сделать то, что мне (нам, вам) нужно?» Родители хотят чего-то добиться от своих детей. Жены хотят, чтобы спутники их жизни вели себя так, как им (женам) хочется, а мужья постоянно чего-то добиваются от жен. Менеджеры озабочены тем, как заставить работать персонал, а персонал хочет подчинить себе менеджеров и т.д.

Можно встретить человека, который скажет, что ему ничего ни от кого не нужно, он никого не хочет заставлять что-либо делать. Можно ему поверить. Но хочет ли он сам быть объектом воздействия, манипулирования?

Психология управления, как и любая наука, ориентируется на поиск объективных, существенных, повторяющихся, устойчивых, необходимых и, следовательно, закономерных связей между изучаемыми явлениями. Эти связи, называемые законами, и отличают науку от других областей человеческой практики, так как знание позволяет действовать с предсказуемыми результатами. Обращение к законам психологической науки принципиально важно. Ведь сложность ее объекта и предмета подталкивает дилетантов к произвольным рассуждениям, позволяющим практически как заблагорассудится трактовать любую проблему. Такой подход не только обесценивает труд профессионалов, порождает легковесное отношение к науке, но и вызывает одновременно недоверие к ней. Законы ограничивают иллюзорную свободу, ориентируют движение мысли в правильном направлении, формируют профессиональный подход к решению проблем.

1. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

В соответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка. Отличительные признаки ВПФ - опосредованность, осознанность, произвольность, системность - формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе развития общества. Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов.

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он раскрывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства. К ВПФ относятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышление, воля - весь комплекс тех психических процессов, без которых невозможно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психограмме руководителя. Согласно этому закону, ВПФ не возникают сами по себе. В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития. Те дети, которые обнаруживали лучшие способности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л. С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудничество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссылаться на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой деятельности потенциал.

2. Закон преодоления комплекса неполноценности (А. Адлер)

В этом законе раскрывается формирование мотивации к лидерству. В соответствии с этим законом человек стремится к личностной значимости, власти и превосходству, преодолевая ощущение собственной неполноценности, возникающее в детстве в результате большей компетентности взрослых. Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователями. Можно дать и более мягкое название этому закону: закон компенсации некомпетентности. Соединение в человеке мотивации к власти и способностей воплотить эту мотивацию в реальную деятельность дает лидера.

3. Закон оперантного научения, или приобретения (Б. Ф. Скиннер)

Этот закон раскрывает причины формирования поведенческих образцов (оперантов) у человека, в том числе профессионально занимающегося управлением. Согласно этому закону, формирующееся поведение определяется последствиями деятельности. Если они благоприятны (потребности удовлетворены), то вероятность поведения, ведущего к этим результатам, в будущем усиливается. Этот закон хорошо объясняет устойчивость таких форм управленческого поведения, которые регулярно критикуются в учебниках. Например, авторитарное поведение не только соответствует потребности в компенсации (по А. Адлеру), но и обычно ведет к быстрым результатам, ситуативно устраивающим руководителя, что, естественно (по Б.Ф. Скиннеру), закрепляет данную поведенческую модель. В соответствии со взглядами бихевиористов, поведение контролирует тот, кто контролирует подкрепление. Поэтому менеджеру следует позаботиться о том, чтобы владеть широкими возможностями материального и нематериального поощрения, используемого в качестве средств выделения и закрепления нужных образцов поведения персонала.

4. Закон косвенного научения (А. Бандура)

Человек не только выделяет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблюдает за другими людьми, которые получают те или иные подкрепления. Если подкрепление, получаемое другим человеком, может быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюдаемого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное поведение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека. Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве поведенческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, обладающие авторитетом. Поведение контролирует тот, кто контролирует модели. Для менеджера закон косвенного научения имеет особую ценность, раскрывая механизм влияния через личный поведенческий пример и через выделенные в организации модели эффективного поведения.

5. Закон неопределенности отклика (Е.С. Жариков)

В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распоряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей, выполняет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Человек - сложная биосоциальная и социально-психологическая система. Она обладает таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изучить.

6. Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу)

Потребности формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоуважению и самоактуализации. Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей предшествующего, более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности. Опираясь на знание этого закона, руководитель может оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персонала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожидая невозможного.

7. Закон иерархического строения мотивационной сферы (А.Н. Леонтьев)

Смысл этого закона состоит в существенном развитии представлений А. Маслоу. Согласно этому закону, мотивационная сфера взрослого человека может быть многовершинной и иерархически упорядоченной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индивидуальна. Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с наличием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей проявлять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей. Знание этого закона позволяет руководителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто является движущей силой развития организации, на кого можно опереться в трудные для организации времена и пр.

8. Закон оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон)

Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложности. При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня. Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации. Только решение простых задач несколько улучшается вместе с ростом мотивации.

Конкретное проявление закона Йеркса-Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Трудно переоценить значение знания этого закона руководителем. Управляя внешней мотивацией сотрудников, психологически грамотный руководитель может целенаправленно воздействовать на их достижения, количество и качество труда. Здесь же, к сожалению, открываются и значительные возможности для манипуляции человеком.

9. Закон персональных расстояний (Э. Холл)

Этот закон раскрывает связь между эмоциональными отношениями субъектов взаимодействия и теми физическими расстояниями, которые они склонны устанавливать (табл. 1). Выбирая дистанции, руководитель может оказать существенное мотивирующее и демотивирующее влияние на подчиненных. Он также может указать наблюдающим на то, какое поведение их коллег ведет к тем или иным отношениям с руководством.

Таблица 1. Дистанции и эмоциональные отношения в европейской культуре

Дистанция, м Наименование Характеристика отношений Организационные эквиваленты
0-0,4 Интимная Высокое доверие, чувство безопасности, открытость наблюдению Прикосновение, комплимент, вопросы о семье, обращение на «ты»
0,4-1,5 Личная Положительное отношение. Восприятие в совокупности психологических характеристик Беседы вне официальной зоны кабинета, чашка кофе, совет, обращение на «вы»
1,5-3 Официальная Субординационные отношения, восприятие статуса, социальной роли. Сокрытие истинных чувств Разговор в официальной зоне кабинета. Деловое общение с акцентом на иерархические отношения
Более 3 Открытая Признание существования Поверхностное общение

10. Закон неадекватности отображения человека человеком

Ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия полностью прогнозируемых решений относительно этого человека. Человек -сверхсложная система. К тому же он включен в систему общественных отношений и потому является их выражением и отображением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности - взрослый человек в любой момент времени определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, мотивационного, социального и сексуального развития. Но это не все и даже не всегда главное. Главное - человек защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Но и в защите есть свои закономерности. Именно поэтому научное психологическое знание так важно для управления.

Людмилa Никoлaeвна Зaxaрова - доктор психологических наук, пpoфеccор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальных наук Нижегopoдского государственного унивеpcитета им. Лобaчeвского, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Чтобы добиться успеха, наладить отношения с коллегами, устроить личную жизнь, важно знать, как уговаривать людей. Изменить позицию человека бывает непросто, но для этого существуют разнообразные средства убеждения.

Как уговорить человека: способы речевого воздействия

Убеждение – это форма психологического воздействия на человека, в которой главную роль играют вербальные или речевые средства: логика, четкая аргументация, умозаключения и т. д. Существует несколько эффективных психологических приемов, которые повышают убедительность речи, а нередко и помогают воздействовать на подсознание собеседника.

Зная, как уговаривать людей, вы быстрее добьетесь цели.

  • Логика. Принятие человеком ваших аргументов напрямую зависит от логичности речи. Она проявляется в четкой связи между суждениями, когда одна мысль закономерно вытекает из другой и в конечном счете приводит собеседника к нужному вам выводу.
  • Стимулирование. Убеждая, выбирайте аргументы, которые затрагивают личные интересы вашего партнера и «обещают» ему преимущества или угрожают проблемами.
  • Рефрейминг. Это психологический прием «переворачивания» смысла высказывания. Слова – это оболочка мысли, но одна и та же мысль, высказанная разными словами, может изменить смысл на прямо противоположный. Так, слова «разведчик» и «шпион» имеют одинаковое значение, но совершенно разный смысл.
  • Эмоциональная окраска речи. Степень вашей убедительности во многом зависит от личной заинтересованности и эмоциональности речи.

Все эти способы будут работать только в том случае, если ваша речь понятна, выразительна, ее отличают высокая культура и хороший словарный запас. Невнятное, сбивчивое бормотание человека, с трудом находящего нужные слова, никогда не будет убедительным.

Как уговорить человека на что-либо: невербальные средства

Давно замечено, что при личном контакте убедить человека в чем-либо проще, чем по телефону. Еще сложнее сделать это в письменном сообщении. Дело в том, что огромную роль в передаче информации играют невербальные (неречевые) средства общения. С их помощью транслируется 60−80% информации, и именно они способны воздействовать на подсознание человека вне зависимости от его желания.

Существует множество приемов психологической «настройки» собеседника. Вот некоторые из них.

  • Зеркало. Ненавязчивое повторение движений партнера настраивает его на доверие к вам.
  • Легкие прикосновения. Психологи считают, что человек в разговоре с тем, кому доверяет, неосознанно старается время от времени дотронуться до него. Прикасаясь к собеседнику, вы тем самым демонстрируете свое доверие к нему и настраиваете его на положительное восприятие вас.
  • Улыбка. Это универсальное средство общения положительно воздействует на людей и побуждает их относиться с доверием к собеседнику.
  • Экспрессивная интонация. Убедительная и позитивно окрашенная интонация создает особую оптимистическую атмосферу. Человеку, который говорит энергично и даже весело, хочется верить.

Убедительность не стоит путать с навязчивостью. Слишком длительные попытки убедить собеседника вызывают у него раздражение и реакцию отторжения. Поэтому если вам не удалось уговорить человека, то лучше не настаивать и отложить разговор до другого удобного времени.

Каждому хочется уметь управлять миром - или хотя бы теми, кто находится рядом и от кого зависят наши успехи. Однако удается это далеко не всем. Психологи утверждают, что достаточно использовать в повседневной жизни основные приемы, помогающие оказывать на людей определенное влияние. Здесь главное - почувствовать человека. И еще - важна тренировка, чтобы все происходило как бы само собой, без напряжения.

Эффект Бенджамина Франклина - доброта возвращается

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН, 1706-1790

Знаменитый американский политик Бенджамин Франклин , стремясь получить расположение человека, который относился к нему негативно, просто сделал для него доброе дело - одолжил очень ценную и редкую книгу, которую тот давно искал. В результате человек проникся к Франклину добрыми чувствами. Тот, для кого вы сделали добро, готов ответить еще большим добром, - так гласит закон Франклина.

Просите больше!

Если вы попросите у приятеля сто тысяч взаймы - он вряд ли так просто раскошелится. Зато эта просьба отлично настроит его так, как вам нужно, и, когда, спустя некоторое время после отказа, он сам найдет вас и предложит тридцать или пятьдесят тысяч - знайте: прием сработал! Человек, отказав, почувствовал себя виноватым и захотел «исправиться». Поэтому всегда завышайте свои требования и просьбы.

Имя человека - волшебный ключик

Это старый и очень известный прием - о нем писал еще Дейл Карнеги , но он действительно работает! Для каждого человека самый желанный и приятный на свете звук - собственное имя, которое произносят в положительном контексте. Разговаривая с кем-то, старайтесь почаще обращаться к нему по имени. Желательно при этом еще и улыбаться - и половина успеха у вас в кармане.

Искренняя лесть


PIXABAY.COM

Да, лесть тоже может быть искренней. Чтобы она не выглядела грубой и безосновательной, присмотритесь к человеку, постарайтесь определить, кто перед вами. Собеседнику с высокой самооценкой можно говорить любые комплименты - они только подтвердят его собственное мнение о себе, и вы автоматически станете для него приятным человеком. А вот тот, кто оценивает себя довольно низко, воспримет вашу лесть с недоверием - и это самый простой способ потерять его расположение. В этом случае нужно вести более тонкую игру.

Станьте «зеркалом»

Разговаривая с человеком, попробуйте ненавязчиво повторять его жесты, мимику, поведение. Только не «в лоб» - пусть ваши манеры станут похожими, но не абсолютно такими же, как у него. Известная человеческая особенность - относиться хорошо к тем, кто похож на них самих. Так что, став на время «зеркалом», вы завоюете симпатию, и добиться чего-то от этого человека будет легче. Причина такая же, как в случае с повторением имени: собеседник лишний раз убеждается в том, что он существует и, более того, что факт его существования приятен для окружающих.

Станьте «эхом»

Принцип такой же, как в предыдущем приеме. Человеку всегда приятно слышать, как собеседник повторяет его слова и целые фразы, как бы подтверждая его правоту и демонстрируя, что он слушает внимательно и придает его словам большое значение.

Просить нужно у того, кто устал


PIXABAY.COM

Активный, деятельный человек вряд ли откликнется на вашу просьбу. Зато если вы обратитесь к уставшему человеку - вероятнее всего, глядя на вас сквозь призму собственной усталости и желания отдохнуть, он согласится с просьбой. Например, подойдя к уставшему начальнику вечером с просьбой отпустить вас пораньше и пообещав, что вы завершите работу завтра утром, скорее всего, вы услышите согласие. Более того - выполнив свое обещание и сдав работу в срок, вы заслужите уважение босса.

Не указывайте людям на их ошибки!

Даже если они явно неправы. Даже если ошибка довольно серьезная и никто, кроме вас, ее не заметил. Единственное, чего вы добьетесь, - станете для человека врагом. Чтобы поменять его точку зрения и заставить исправить ошибку, нужна постепенность. Согласитесь с ним, что бы он ни утверждал. А потом осторожно, не спеша, начинайте тонкую работу по изменению его точки зрения.

Просто кивайте

Кивание на протяжении беседы должно убедить собеседника в том, что вы с ним согласны, что вы одобряете его, что он говорит, а значит, относитесь к нему самому с симпатией и одобрением. Такой простой жест, как кивание, позже поможет вам убедить собеседника в вашей правоте.

Научитесь слушать


PIXABAY.COM

Когда человек только делает вид, что слушает, а сам занят собственными мыслями, - это сразу видно. Таким людям не хочется что-либо рассказывать, им не верят, они не вызывают симпатию. Зато если вы постараетесь искренне вникнуть в то, что вам рассказывают, попробуете «примерить на себя» ситуацию, согласиться - хотя бы вначале, - вы сразу вызовете и доверие, и желание содействовать. Возможно, сначала вам придется делать над собой усилие. Зато, если у вас получится на самом деле заинтересоваться, а не просто сделать заинтересованный вид, - вы сможете потом убедить в своей правоте любого.

Побудить человека к желаемой деятельности и достижению нужной цели может не только тот, кто владеет мастерством внушительного слова, гипнотизирующим взглядом и снабжён убедительными аргументами. Если Вы чувствуете превосходство, или владеете любыми рычагами воздействия, сами того не замечая, Вы начинаете принуждать. В профессиональной жизни и семье принуждение стало фаворитом среди других методов воздействия в силу своих минимальных мыслительных и временных затрат.

Так, заботливый отец Вячеслав решил помочь сыну-подростку обрести физическую силу и мужество и записал его в секцию по тхэквондо. Но худощавый и высокий сын отказался заниматься силовой борьбой, так как предвидел свою силовую несостоятельность. Вячеслав заставил его посещать тренировки, пригрозив, в случае пропусков, возмещать ему оплату за тхэквондо из собственных накопленных сбережений.

Убеждение считается результативным и лояльным методом воздействия на личность. Это трудоёмкий процесс, требующий интеллектуальных затрат, багажа аргументов, навыков ведения конструктивного диалога. В противовес этому методу, самым лаконичным и безоговорочным считается метод принуждения. Он эффективен в решении вопроса, как заставить человека сделать то, что ты хочешь: кратко, быстро и результативно! Но принуждение по силам тому, кто владеет привилегиями, превосходством, полномочиями. Это достаточно жёсткий метод, отрицающий любые формы проявления гуманности, уважения и равенства.

Общая точка соприкосновения

Не стоит разгонять по разным пунктам статьи метод убеждения и принуждения, несмотря на полярность их содержания, сходство и взаимосвязь они всё же имеют:

  1. Методы убеждения и методы принуждения призваны управлять и манипулировать сознанием и поведением человека.
  2. Имеют общую цель – склонение собеседника к нужной точке зрения.
  3. Принуждение имеет свою эффективность, если накладывается на убеждение и другие методы воздействия на личность. Другими словами: убедить – а потом принудить.

Чем отличается принуждение

Метод убеждения логичен и последователен, он держится на трёх основных китах: аргументации, доказательстве, разъяснении. Убеждение демонстрирует, как УГОВОРИТЬ человека сделать то, что вам нужно по собственной воле.

Принуждение же – это открытый метод психологического давления и порой физического (варварского) воздействия на поведение человека, склоняющий к выполнению требований приказами, запретами и лишениями.

Характеристика метода принуждения

  1. В основе лежит требование, сопровождаемое внешними стимулами (вознаграждением и наказанием).
  2. Жёсткие авторитарные методы, основанные на директиве, категоричности и дисциплине.
  3. Основывается на страхе человека перед возможными лишениями и ущемлениями.
  4. Руководствуется принципом ДАВЛЕНИЯ, как ЗАСТАВИТЬ человека делать что-либо, но не склонять добровольно к деятельности.
  5. Угрозы, приказы, ограничения и запреты – главные помощники воздействия.
  6. Мотивация к деятельности – наказание, угроза наказания.
  7. Основной регулятор поведения – это лишение и ограничение благ и комфорта жизни.
  8. Поощрительно-принудительная тактика по принципу: «Потому что надо».
  9. У обороняющегося формируется ответная установка «нельзя».


Как выглядит принуждение и его возможные последствия

Принуждение ловит в свою паутину все возраста и статусы людей. Принуждают все и всех: мужа, жену, детей, родителей, бабушек и дедушек, друзей, покупателей, подчинённых, стажёров, новобранцев, учеников, студентов, коллег, незнакомцев.

Методы принуждения:

  1. Организационные: воздействие информацией, основанной на авторитете, статусе, уверенных и строгих манерах, пронзительном взгляде, категорическом тоне, волевых качествах:
  • постановка сроков, рамок, условий выполнения задач без объяснений;

Мать дочери: «Ты должна успеть решить домашнее задание по математике за 20 минут».

  • категорические требования (безоговорочные запреты и ограничения);

Лектор студентам: «После меня входить опоздавшим в аудиторию запрещается».

Адресаты влияния, что часто поддаются этой группе методов, теряют критичность к любой предоставляемой информации, редко обращаются к логике, анализу данных. Не имеют потребности проверять достоверность информации.

  1. Методы порицания: стимулируют деятельность через активные техники принуждения, в которых давление весьма ощутимо, эмоциональная сфера становится очень уязвимой – воздействие на человека осуществляется легко.
  • запугивание последствиями;

Руководитель подчинённым: «Никто не выйдет на обеденный перерыв, пока не оформит по 5 заявок на подключение к нашему интернет-провайдеру».

  • физические (силовые) угрозы;

Учитель ученику: «Я буду ударять тебя по рукам, если будешь попадать мимо клавиш».

  • осуждение;

Тренер ученице: «На прошлых соревнованиях твоё выступление было самым неуклюжим. Сегодня ты обязана выступить на все 100% ».

  • шантаж;

Отец директору школы: «если Вы не предоставите мне полный отчёт о распоряжении, собранными родительским комитетом деньгами, я привлеку к нашему конфликту городской отдел образования».

Находясь в систематическом психологическом прессинге, жертва принуждения находится в постоянном страхе, переживая разной степени отрицательные эмоции: от тревоги до паники. В таком эмоциональном состоянии снижается продуктивность деятельности, мотивация, развивается негативное отношение к принуждающему.

  1. Метод наказания (метод дисциплинирования):

контроль деятельности проходит под угрозой возможных наказаний. Зачастую вознаграждение – это отсутствие наказаний, которые тоже имеют разный характер:

  • материальные ограничения (лишение какого-то блага);

Управленец подчиненному: «Каждая минута Вашего опоздания будет стоить Вам 100 рублей».

  • условное наказание (временные, пространственные ограничения);

Жена пьяному мужу: «Твой поздний приход с корпоратива сулит тебе месяц отсутствия общения с друзьями».

  • наказание ухудшением отношения;

Родители дочке: «Сегодня мы с тобой не общаемся, раз ты не можешь вести себя спокойно».

Пошаговая инструкция с примерами речевых оборотов: как вычислить и противостоять принуждению

Овладеть навыками защиты от принудительного воздействия – главная задача для человека, который ощущает себя «загнанной овечкой» и не может выбраться из умелых рук нападающего. Но для этого нужно вовремя сориентироваться и вычислить инициатора принуждения до того, как он захлопнет ловушку.


Признаки принудительного воздействия:

  1. Внутренняя борьба: не хочется делать, но приходится.
  2. Нарушение правил этикета.
  3. Внезапное появление чувств вины, долга, опасности.
  4. Подозрительные невербальные признаки: скрытность, угроза, неискренность, агрессивная жестикуляция.
  5. Во время диалога адресат:
  • назначается ответственным за происходящее;
  • понимает, что «игра не стоит свеч»;
  • ощущает давление;
  • получает лимит времени на выполнение требований;

Алгоритм действий для противостояния принуждению:

Наименее эффективными видами контр-влияния являются ответное принуждение, игнорирование, деструктивная критика. Действующими видами психологического противостояния будут психологическая самооборона, контраргументация, психологическая конфронтация. Противостояние должно сохранять цивилизованный характер, а интенсивность сопротивления должна увеличиваться в зависимости от настойчивости принуждающего:

  1. Осознание и овладение своими эмоциями:

необходимо выйти на рациональный уровень, приглушив эмоциональный всплеск. В этом помогут паузы в диалоге, глубокое медленное дыхание, холодный уверенный взгляд, медленная спокойная речь.

  1. Ведение информационного диалога с позиции психологической самообороны (техник психологического самбо):

использование «оборонительных» речевых оборотов и интонации, что помогают сохранять трезвость мышления и получить дополнительное время для анализа ситуации.

Примеры:

  • бесконечное уточнение – выясните цель принуждения;

В ответ на нападения и обвинения: «Что посоветуешь изменить?», «Что бы ты посоветовал?».

  • «наведение тумана» – продемонстрируйте внешнее согласие с какой-то частью информации для «усыпления» бдительности фразами;

«Да, возможно», «Может быть», «Ты прав».

  • «заезженная пластинка» – многократно повторяйте одну ёмкую фразу, что соответствует контексту разговора;

Инициатор: «Ты совершенно меня не уважаешь, поступая так».

Адресат: «Я готов войти в твоё положение, объясни».

И: «Ты не первый раз так сделал».

А: «Я готов войти в твоё положение, объясни».

  • «английский профессор» – дайте корректный отказ выполнения требования, ссылаясь на особенности своей личности;

И: «Можно быстрее покидать рабочее место, мне офис закрывать нужно».

А: «Вряд ли я смогу свою флегматичную натуру заставить двигаться быстрее».

  1. Контраргументация : отстаивайте свою чёткую позицию, привлекая весь логический ряд аргументов, но никак не оправданий! Оспаривайте доводы, пользуйтесь отказами: «Нет», «Не могу», «Не выйдет», «Нет, не понял».
  2. Конфронтация – открытое противостояние, что, при необходимости, завершается разрывом взаимодействия или завершением общения.
  3. Эмоциональная разгрузка .

Как часто принуждаете вы, и эффективно ли это делать?

После знакомства с данным материалом, у читателя появляется упорядоченное понимание того, как заставить человека делать то, что ты хочешь. Но эффективность чистого принуждения без вовлечения других методов оправдывается лишь на политических и педагогических платформах, в аварийных ситуациях, требующих быстрой собранности и слаженности действий.


Если Вы узнали многие техники принудительного воздействия в своём ежедневном арсенале взаимодействия с окружающими, то помните, что эмоциональная атмосфера при таком давлении негативная, наполнена страхом, тревожностью и неуверенностью.

Легко и без ущерба для психологического здоровья осуществлять принуждение возможно, если Вы владеете спокойной беспристрастной нервной системой флегматика. В то же время помните, что именно сангвиники (сильный уравновешенный тип) могут стойко переносить такое давление. Эффективность влияния также сохраняется при соблюдении важных условий:

  1. Умение донести смысла самих требований.
  2. Своевременное поощрение верных действий.

Наиболее результативным, гибким и положительным вариантом воздействия на человека является комплексный подход, сочетающий в себе несколько методов управления человеческой деятельностью. Тогда появляется возможность развития положительной мотивации в процессе осуществления действий, развития положительного настроя. Не забывайте, что в разы эффективнее, когда убеждение и принуждение будут идти «рука об руку»!

Рекомендуем почитать

Наверх