Введение в психологию труда. Психология труда как область научного знания о труде Психология труда как отрасль психологической науки

Энциклопедия растений 09.09.2020

ТЕМА 1.2. Психология труда как отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

Психология труда как отрасль научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования индивидуальных и групповых субъектов труда.

Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии.

Все отрасли психологии, изучающие человеческую деятельность, в том числе и психология труда, опираются на психологическую теорию деятельности. Являясь частью психологической науки, психология труда занимает особое место в ее структуре, т. к. предметом психологии труда является деятельность, занимающая одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняется связь психологии труда со всеми отраслями психологии и другими науками. Место психологии в системе наук определяется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.

Например, в модели Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. Психология расположена в центре равнобедренного треугольника. Углы у основания треугольника означают биологические и социальные науки, так как человек – биосоциальное существо. В вершине треугольника – технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспособления к ней.

Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией:

  1. экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика.
  2. технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе – орудийное оснащение трудовых процессов;
  3. области объектов человеческой деятельности – биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство.

Особенности понимания и изучения труда и его субъекта в разных науках отражаются в их понятийном аппарате. Приведем несколько примеров.

Философия и политическая экономия: субъект труда, объект труда, орудия труда, процесс труда, необходимый труд, овеществленный труд и т. п.

Социология труда: труд как процесс, формирующий человека и общество, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.

Экономика труда: трудовые ресурсы, производительность, организация труда, нормирование, оплата, планирование труда и т. д.

Законодательство о труде: трудовой договор, продолжительность рабочего дня, отпуск, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров.

Физиология, гигиена труда, производственная санитария: режим труда и отдыха, работоспособность.

Таким образом, анализ содержания смысловых категорий и рабочих понятий отражает определенную односторонность отображения в разных науках феноменов человеческого труда, оперируя при этом обезличенным субъектом. Человек как активный субъект деятельности (труда) в совокупности своих социальных, психологических, физиологических, анатомических особенностей наиболее полно представлен лишь в психологии труда, активно интегрирующей достижения естественных и гуманитарных наук.

Взаимосвязь психологических наук наглядно представлена в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Первое основание, которое объединяет науки, направленно на изучение конкретных видов человеческой деятельности, – это конкретная деятельность (это психология труда; инженерная психология, изучающая систему « человек – машина »; авиационная, космическая, медицинская, педагогическая, военная, юридическая, спортивная, научная и др.). Вторым основанием является развитие (объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье основание модели – отношения личности в обществе (изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности).

Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. Психология труда обогащает общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствует развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в отечественной психологии.

Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Психология труда вносит вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь, психологии труда, позволяет предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

Социальная психология вносит вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. Особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип – это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

1. Принцип детерминизма – заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику человека, т. е. психика человека, ее особенности обусловлены общественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем развития психики является сознание человека, более совершенный способ отражения окружающего мира.

2. Принцип единства сознания и деятельности – раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Этот принцип отличает отечественную психологию от других психологических теорий зарубежной психологии, поскольку выделяет деятельность, как психологическую категорию. Благодаря психологии труда он получил более глубокое развитие, а также расширил свое действие на другие отрасли психологии.

3. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.

Изучение процесса взаимодействия человека с внешней средой требует участия различных наук (технических, социальных, естественных). Такое сложное взаимодействие психологии труда с другими науками и отраслями психологии придает особую важность принципам психологии, которые ориентируют исследования всех наук в едином подходе. Кроме основных принципов психологии, в этих исследованиях важное значение имеют еще три принципа, которые сформировались и активно влияют на исследования деятельности и на интерпретацию научных данных.

4. Принцип системности – общий методологический подход к анализу психических явлений, в котором явление рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы деятельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности требует всестороннего изучения того или иного предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включающая следующие основные этапы: структурное, функциональное, генетическое исследование, а также исследование системных качеств изучаемого предмета. В настоящее время его можно считать всеобщим для современной науки; преимущественное развитие в психологии он получил при изучении деятельности человека.

5. Принцип антропоцентризма фиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.

6. Принцип специфичности предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.

«Трудовое воспитание» - «Труд – всегда был основой для человечества и культуры. Д.Ушинский. Что такое трудовое воспитание? Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов» А.С.Макаренко. Что такое труд? Формирование системы трудового воспитания в условиях школы – интерната.

«Трудовая деятельность» - Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. Материально-производственная деятельность человека. Бездумный исполнитель - плохой работник. Современный работник. Особенности трудовой деятельности. Гуманизация труда. Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915.г).

«Детский труд» - Исследование проблемы детского труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Дневной заработок детей в Санкт-Петербурге. В общем массиве опрошенных детей 83 человека были детьми мигрантов. Оценка экспертами численности работающих детей в Санкт-Петербурге. Условия и характер труда детей. Рассмотрена роль общественного мнения, общественных организаций в борьбе с эксплуатацией детей.

«Психология труда» - Различают абсолютную и относительную П.П. … Пособие издано при организационной и финансовой поддержке государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Карьера». Психология труда. ПОИСК РАБОТЫ – вид активности с целью трудоустройства. Дёмин Андрей Николаевич Доктор психологических наук, профессор.

«Гигиена труда» - Производственная санитария. Классификация условий труда. Общетоксические Раздражающие Сенсибилизирующие Канцерогенные Мутагенные, Влияющие на репродуктивную функцию. Классификация вредных веществ. Производственная пыль. Классификация по степени воздействия на организм. Классификация пыли по способу образования.

«Экономическая деятельность подростков» - Автор: Сергеева Тамара Владимировна, учитель МОУ сош № 9, г. Бакала. Принудительный труд запрещён. Что такое работодатель? Вознаграждение независимо от пола, национальности, возраста. Что такое работник? Согласно Конституции труд в нашей стране свободен. 1. Труд с точки зрения КЗоТ и Конституции. Ежегодный оплачиваемый отпуск 31 день в летнее время 4 и 6 часов день.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философский язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в.

Примечательно, но затруднения в определении объекта и предмета научной дисциплины испытывают многие науки. Выделению более или менее признанного учеными объекта и предмета исследования научной дисциплины обычно предшествует многолетняя активная научная полемика, но и позже эти вопросы остаются одними из наиболее теоретически трудных. Такое состояние науки периодически повторяется. Так, например, было в отношении объекта и предмета общей психологии (П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), психологии личности (А.Г. Асмолов), социальной психологии (Г. М. Андреева) и других областей.

В психологии труда эта проблема в определенной степени обусловлена молодостью психологии как науки (официальной датой ее рождения принято считать 1879 г., когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория); недостаточно обширной областью общепризнанных знаний («жесткого каркаса» знаний, по П.Я. Гальперину); тесной зависимостью науки от динамичности развития общества, промышленных сил, культуры; исторических особенностей социального заказа; объективной сложностью психики как высшей формы движения материи.

Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период. Так, например, человек может быть объектом изучения ряда естественных и гуманитарных наук, психология -- лишь одна из них. Но даже сильно сужая объем изучаемой реальности и выделяя, например, психику человека в качестве объекта исследования, мы должны признать, что и психика также может быть объектом изучения многих наук. Понятно, что достаточно сложно определить (определить) совокупность процессов и явлений, представляющих собой онтологическую целостность, функциональное единство и устойчивость; совокупность структурных, функциональных и системных связей, изучением которой достаточно полно и успешно можно заниматься в рамках и возможностях отдельной научной дисциплины.

В психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже -- о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде»

По мнению Е А. Климова, психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте» В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда» Е. А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и "сходящих на нет", дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь -- не взывать к абстрактной логике, а реально строить глубоко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и... пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной -- как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе -- условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению»

Важнейший предмет изучения науки -- человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

Е.А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности»

Н.С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда -- это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия В целом, однако, исследователь понятийно не уравновешивает содержание основных компонентов дисциплины -- есть определение ее предмета, но адекватно объект науки не определен.

Прежде чем мы определимся с ключевыми компонентами науки -- ее объектом и предметом, обратимся к самому феномену «труд», его философскому, экономическому, культурному и психологическому содержанию.

Понимание К. Марксом сущности общественного производства и человека как субъекта деятельности легло в основу всей методологии отечественной психологической науки. Такое понимание разных социальных, социатьно-психологических и психологических феноменов красной нитью проходит в теориях многих отечественных ученых. Поэтому целесообразно сразу прямо представить эти положения, с тем чтобы в последующем лишь обозначать эти «исходные положения», обращая внимание читателя на методологические и логические первоисточники того или иного понимания обсуждаемых в книге феноменов.

Труд в отечественной психологии рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Труд есть сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Основными чертами труда человека принято считать: его опосредствующую роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; активизацию всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности. По мере усложнения техники роль этих процессов все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда предполагают проявление человеком определенных волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом, самим процессом и его результатами.

Рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Итак, первая сторона труда -- определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:

1) целесообразную деятельность, или сам труд;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) результат труда.

В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду -- это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.

Вторая сторона труда -- общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Труд есть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство -- с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах

Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд - явление общекультурное, более того -- это явление прежде всего этическое .

Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, в настоящей работе определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.

Объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда -- это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

Главная задача психологии труда -- «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда»

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: а) методологические: определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще); б) психофизиологические: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора; в) системотехнические: разработка принципов построения элементов системы «человек – машина»; проектирование и оценка системы «человек – машина»; разработка принципов организации системы «человек – машина»; оценка надежности и эффективности системы «человек – машина»; г) эксплуатационные: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения и т.д.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.


| |

Рекомендуем почитать

Наверх