Шпаргалка: Реформы Екатерины Второй. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение

Обустройство участка 14.10.2019
Обустройство участка

Восстановили в прежних правах петровский Сенат. Ранее ликвидированные Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный магистрат снова приступили к делам.

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это — елизаветинская Конференция при высочайшем дворе.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации. Важный момент в политике “просвещенного абсолютизма” — созыв в 1767 г. Комиссии для составления нового Уложения. После Соборного уложения 1649 г. накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Наконец, созвали Комиссию.

Наказ для уложенной комиссии написала сама Екатерина II. Это была компиляция из сочинений французских просветителей XVIII в. (Монтескье и др.), других мыслителей. Сенат разослал его по учреждениям, центральным и местным. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Послали своих депутатов коллегии.

Комиссия открылась в конце июля 1767 г. Преобладание дворянских представителей и верноподданнические чувства большинства депутатов объясняют тот факт, что в начале своей работы Комиссия приняла решение — поднести императрице титул “Великой, Премудрой и Матери Отечества” . Оно получило силу закона, который стал единственным непосредственным результатом работы Комиссии.


В связи с начавшейся воиной с Турцией Комиссия в январе 1769 г. была распущена. Правда, частные комиссии продолжали работу над материалами по организации управления и суда, и они были использованы позднее, при проведении областной реформы и подготовке жалованных грамот дворянству и городам: Указ 4 декабря 1774 г. возвестил об окончательном упразднении Уложенной комиссии.

Дальнейшие реформы Екатерины II . В последующие годы императрица и ее окружение, Сенат и другие ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимают меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования — земли и крепостных крестьян. Одновременно издали манифесты, способствовавшие занятиям предпринимательством и торговлей, и это отвечало интересам дворян, купцов, ремесленников и крестьян. Один из указов (1775 г.) говорил о свободе открытия промышленных предприятий. Другой указ (1779 г.) вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев, что было гораздо существеннее, освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну. Правительство лавировало, давало льготы не только дворянству и богатому купечеству, но и ремесленному, крестьянскому сословиям.

Реформу управления Екатерина II провела и на основной территории России. “Учреждение о губерниях” 1775 г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем ранее существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял каждую из них губернатор, а группу из двух-трех губерний, или наместничество,— наместник, или генерал-губернатор. Губернии делились на уезды во главе с капитан-исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими, или комендантами; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.

Областная реформа, по сути дела, перенесла коллегиальные порядки из центра в провинцию. Создавалась более единообразная и стройная бюрократическая система, подчиненная наместникам и губернаторам, центральным коллегиям и императрице.

В 80-е гг. ликвидировали ряд коллегий. В 1785 г. выдали жалованные грамоты дворянству и городам. Первая из них свела воедино все привилегии господствующего сословия, прежде всего провозгласила их монопольное право на земли и крестьян; далее — право сословного суда, права на устройство заводов и торговлю, организацию корпораций в губерниях и уездах, выбора должностных лиц и др.

По второй грамоте горожане делились на шесть разрядов: купцы и мещане, дворяне и чиновники, духовенство.

Конец эпохи “просвещенного абсолютизма” . С кончиной императрицы (7 ноября 1796 г.) закончилась целая эпоха русской истории.

При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население (на 75%), доходы (более чем вчетверо). Победы на суше и море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всем этом тяжелого положения трудовых слоев населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым .

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762—1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при .

В своей политике Екатерина II опиралась на русское дворянство, особенно ее “сливки” — гвардию. Недаром российские дворяне и при жизни ее, и после кончины говорили и писали о золотом веке Екатерины Великой, матушке-государыне, мудрой правительнице. Этот венок славы сплетали и русские одописцы, писатели — Державин и прочие, и зарубежные корреспонденты, прежде всего французские философы-просветители.

XVIII век — эпоха “просвещенного абсолютизма”, “союза философов и монархов”.

Реформы Екатерины 2 (кратко)


Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:


«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:


Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:


Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:


15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:


Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:


В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования


Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа


В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Основные реформы Петра I.

1. 1708-1710 гг. - областная реформа (реформа местного управления). Ещё в 1702 г. уничтожены должности губерных старост и заменены воеводами. В 1708 г. произошло деление страны на губернии и уезды. Областное управление много раз изменялось в частностях. В 1719 г. приняло следующие окончательные формы: государство поделено на 12 губерний, губернии - на провинции (около 50), провинции - на уезды. Во главе губернии стоит губернатор, во главе провинции - воевода или вице-губернатор, в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комиссаров. Попытки отделить суд от администрации были неудачны и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда.

2. Боярская Дума при Петре распущена - это знаменует собой переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В 1711 г. учреждён Сенат, который стоит во главе всего управления (Сенаторы - граф Мусин-Пушкин, Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, Михаил Сомарин, Василий Апухтин). Сенат стал высшим правительственным и судебным органом, контролировал администрацию и коллегии. В 1721 г. установлена должность генерал-прокурора - это самое властное лицо в администрации.

3. 1718-1720 гг. - образование 12 коллегий вместо приказов во главе с прокурорами: иностранных дел, военная, адмиралтейская (морская), штатс-коллегия (ведомство расходов), камер-коллегия (ведомство доходов), юстиц коллегия, ревизион-коллегия, коммерцколлегия (торговля), мануфактур-коллегия (промышленность), Главный магистрат (городское управление), берг-коллегия (горное дело), вотчинная коллегия (промышленность). Наряду с коллегиями существовали часть канцелярий и приказов (например, Сибирский приказ). Коллегии были подчинены Сенату. Несмотря на новые формы и названия, основа административной системы оставалась старая - все управление осталось исключительно в руках дворянских.

4. Проведенные Петром меры в отношении сословий не изменили их положения в государстве, изменилась несколько сама организация сословий и организация повинностей. 1714, 1723 гг. - введение первоначального обязательного образования для дворян. 1722 г. - "Табель о рангах" - лестница служебных чинов, включающая 14 рангов. Приоритет личных заслуг. Законодательство Петра превратило старые поместья в вотчины, т.е. наследственную собственность. Указом 1714 г. Петр запретил дворянам дробить земли при завещании сыновьям (закон о единонаследии, был отменен в 1731 г. по настоянию дворян).

Городское сословие получило новую организацию. В 1699 г. городам было дано самоуправление. В 1720 г. учрежден главный магистрат, ведающий городским сословием. Оно поделено на гильдии, высшие освобождены от рекрутской повинности. 1718-1722 гг. - проведена перепись населения, введена подушная система налогообложения. Несмотря на отсутствие прямых законов, крестьяне повсеместно по обычаю приравнивались к холопам (кроме черносошных, монастырских, дворцовых, приписных). 1721 г. - указ Петра, разрешивший заводчикам покупать крестьян.

5. Военные реформы Петра I были направлены на укрепление зачатков регулярной армии. В 1715 г. Сенат постановил как норму, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и горожан. Обязательная служба дворян. К 1725 г. русская регулярная армия состояла из 210 тыс. человек, 100 тыс. казацких войск. Во флоте - 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

6. Большие усилия приложил к развитию промышленности, освоению рудных и иных месторождений, обучению специалистов, развитию торговли. При Петре было основано более 200 фабрик и заложены целые отрасли промышленности.

7. Поощрение наук и образования. 1725 г. - открыта Петербургская Академия наук. 1712 г. - столица переведена из Москвы в Петербург. Значительно возросло книгопечатание, за которым лично следил Петр. В 1703 г. начинает регулярно выходить первая русская газета - "Ведомости". Устроение музеев и библиотек. 1714 г. - открытие Кунсткамеры. Исследования Сибири.

8. 1721 г. - "Устав о наследии престола" - определение наследия отдавалось на волю государя.

9. 1722 г. - учреждение полиции в Москве.

10. Более 20 лет (1700-1721 гг.) церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 г. - учреждение Синода. Эта духовная коллегия заменила патриаршую власть и состояла из 11 человек. С учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от государя, как прежде, а от государства. Управление церковью было введено в общий административный порядок. Реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила ее того политического влияния, которое имели патриархи. Церковная юрисдикция также ограничена. Масса дел от церковных судов перешла в суды светские. Часть недвижимого церковного имущества была изъята из хозяйственного ведения духовенства. Управление им было передано Монастырскому приказу. В эпоху Петра наблюдается большая веротерпимость. В 1721 г. разрешены браки с католиками и протестантами. В отношении русского раскола Петр сперва был веротерпим, но когда увидел, что религиозный консерватизм ведет к гражданскому консерватизму (противление его реформам), последовало ограничение прав раскольников и их репрессии.

Основные реформы Екатерины II.

Екатерина II (1729-1796 гг.) - русская императрица, одна из образованнейших женщин своего времени. Настроенная либерально, в практической деятельности руководствовалась русскими национальными традициями. В первый год правления восстановила Сенат (1762 г.), который разделила на 6 департаментов. Он был центральным административно-судебным учреждением, но без законодательных функций. Разработку нового законодательства взяла на себя, два года работая над принципами будущего кодекса. К 1767 г. появился написанный ею Наказ. При обсуждении с окружавшими ее государственными деятелями она неоднократно правила его и в окончательном варианте он мало напоминал начальный труд. Наказ стал изложением принципов, какими должен руководствоваться государственный человек. Для составления кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание из 567 человек получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения". С собой они привезли более 10 тыс. депутатских наказов. Несмотря на полную неудачу работы Комиссии (1767-1768 гг.) и отказ Екатерины от общей реформы законодательства, значение Комиссии состоит в том, что она дала богатый материал с мест и повлияла на всю деятельность Екатерины (отдельные части Комиссии работали до 1784 г.). Екатерина принялась по частям выполнять свой план реформ.

1. 1775 г. - "Учреждения для управлений губерний". Страна делилась на 51 губернию с примерно равной численностью жителей 300-400 тыс. человек. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: 1) Губернаторское правление во главе с губернатором; оно имело административный характер и представляло правительственную власть в губернии; 2) палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии; 3) Палата Казенная - орган финансового управления; 4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб; 5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия; 6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян; 7) Совестный суд; 8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов. Аналогичная структура была и в уездах. Выдержан принцип разделения ведомств и властей: административные-судебные-финансовые учреждения. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди из низших слоев наполняли своими представителями новые учреждения. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, в центре осталось лишь общее руководство и наблюдение. Управление центральное при расцвете местного управления окончательно расстроилось и уже при Александре I были образованы министерства. Учреждение 1775 г. давало дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда. Таким образом, вся Россия от высших до низших ступеней стала управляться дворянством.

2. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Это не новый закон о дворянстве, а систематическое изложение прав и преимуществ дворян. Грамота установила, что дворянин не может иначе, чем по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе; свободен от податей и телесных наказаний; свободен от государственной службы, но для выборов на дворянские должности должен иметь "офицерский чин"; владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится у него в имении. Таким образом, дворянство к концу XVIII в. получило исключительные личные права, широкие права сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

3. Крестьянин в правление Екатерины фактически приравнен к холопу. Однако, в глазах закона он был и рабом и гражданином: крестьяне продолжали считаться податным сословием, имели право искать в судах и быть свидетелями в суде, могли вступать в гражданские обязятельства и даже записываться в купцы с согласия помещика, казна допускала их к откупам за поручительством помещика. Однако, фактически век Екатерины был временем наибольшего развития крепостной зависимости.

4. Многочисленные мероприятия по устройству образования, искусства, медицины, торговли и промышленности: 1) Устройство Воспитательных домов в Москве (1763 г.) и Петербурге (1767 г.), закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц горожанок (с 1764 г.), кадетского корпуса. 2) В каждом уездном городе открылись Малые народные училища, в каждом губернском - Главные народные училища, предполагалось открыть несколько новых университетов. 3) В 1763 г. учреждена Медицинская комиссия. Каждый город и уезд должны были устраивать госпитали и больницы, приюты (богоугодные заведения), заботиться об образовании лекарей и хирургов, основывать аптеки и фабрики хирургических инструментов. 4) 1785 г. - Жалованная грамота городам - подтверждало право городского самоуправления. 5) Учрежден Государственный заемный банк с большим капиталом и низким (6%) процентом. 6) Екатерина уничтожила органы государственного контроля над промышленностью и торговлей и позволила им развиваться свободно. Построены фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, мануфактуры. Разведение шелковичных червей. 7) Снаряжение морских экспедиций в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.

5. Внешняя политика. Петр решил только шведский вопрос. Перед Екатериной стояли польский и турецкий вопросы. В результате двух русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия получила берега Черного моря и Азовского, присоединила Крым, получила Очаков. В результате активной политики на Западе и трех разделов Речи Посполитной Россия получила Белоруссию по первому разделу, еще 4500 квадратных миль по второму разделу, Литву и Курляндию по третьему. Русские земли, в течении многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России. Не была возвращена только Галиция. При Екатерине II выдвинулись видные военначальники: А.В.Суворов (1729-1800 гг.), Ф.Ф.Ушаков (1744-1817 гг.), П.А.Румянцев (1725-1796 гг.), Г.А.Потемкин (1739-1791 гг.).

Передвижники . Во 2-й четверти XIX в. начинается постепенное утверждение реализма во всех видах русского искусства. В живописи появляются картины на бытовые темы, которые не укладываются в строгие рамки, преписываемые Императорской Академией Художеств. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова образовалось товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1871 г. они устроили 48 передвижных выставок по всей стране. Они ознакомили общество с русским искусством, сделали его доступным русской провинции. Сюжеты картин - современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. ТПХВ стало символом искусства демократического, восприимчивого к новому. В его состав в разное время входили И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, Н.Ярошенко, И.Левитан, В.Серов. Важную роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.М.Тре-тьяков, приобретая в свою галерею их полотна. ТПХВ распалась в 1923 г.

Податные сословия - в России XVIII-XIX вв. группа населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности.

Подворное обложение - прямые налоги с каждого двора.

Подушная подать - в XVIII-XIX вв. основной прямой налог, облагались все мужчины ("души") податных сословий.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Просвещенный абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй пол. XVIII в., выражалась в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших форм феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянские, судебные, управления, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Используя популярность идей французского Просвещения, они изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

Редукция - (от лат. - возвращение) изъятие у феодальной аристократии земель, которые отдаются в аренду, а крестьяне при этом освобождаются от крепостной зависимости, проведена Карлом XI - королем Швеции во второй пол XVII в.

Респектабельный - почтенный, солидный.

Россия и Кавказ в XIX в. В XIX в. Россия проводит на Кавказе активную политику. В 1801 г. выходит Манифест Павла I о присоединении Грузии к России. В 1802-1806 гг. в состав России вошли: Кубинское и Талышское ханства, Менгрелия. Русские завоевали Гянджийское ханство, включили в состав России Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства, взяли Баку и Дербент. В 1810-1813 гг. в состав России вошли Абхазия, Имеретия и Гурия. Турция признала факт вхождения в состав России этих территорий. В результате войны с Персией и Турцией по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Россия закрепила за собой Черноморское побережье от устья Кубани до Поти. Завоевание Северного Кавказа длилось долго: с 1817 по 1864 г. – это так называемая Кавказская война. Она начинается с продвижения русских в Чечню и Дагестан и характеризуется упорными кровопролитными боями. Главные действуеющие лица с российской сторорны – командующие русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов А.П., генерал-фельдмаршал Паскевич И.Ф., со стороны горцев – Гази Магомед, Шамиль.

Русский терроризм – его возникновение связанов России с социальными сдвигами, произошедшими в результате великих реформ 1860-х гг. Его стратегия сопряжена с тактическим многообразием форм и методов. Популярны идеи цареубийства, истребления "императорской" партии. Сочетался с макиавеллизмом и мистификацией. Политико-идеологическое обоснование относится к 1860-м гг.; как общественное явление сложился в 1870-е гг., когда теориря и практикаа терроризма стали политикой. Одной из особенностей русского терроризма было "женское лицо" – треть первого состава исполкома "Народной воли", известные террористки В.Засулич, С.Перовская, Д.Бриллиант и др. 1878-1882 гг. можно назвать "террористическим пятилетием". Наиболее известные террористические акты – покушение на Лорис-Меликова М.Т. в 1880 г., убийство Александра II в 1881 г., убийство Столыпина П.А.в 1911 г. В дальнейшем активно применялся партией эсеров.

"Священный Союз" - реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Почин в заключении союза принадлежит Александру. Монархи обязались пребывать в вечном мире; “подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь”; управлять подданными, “как отцы семейств”; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.) и французскими войсками в Испании (1820-1823 гг.). Противоречия между Европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат - в России в 1711 - 1917 гг. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод - один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.


Похожая информация.


Таблица - Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Сенатская реформа : Одна из первых реформ Екатерины II. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Секуляризационная реформа: Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны

Отмена гетманства на Украине: Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение вызывал статус автономии Украины. Украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 г. последовал указ об окончательном запрете переходов крестьян от одного хозяина к другому, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков.

Финансовая реформа: Государству постоянно не хватало денег, и оно вынуждено было искать различные способы их добывания. Сперва стали переплавлять серебряные и медные деньги, чеканя из них монеты с более низким содержанием драгоценных металлов. В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых парах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие дворянского и Купеческого банков.

Губернская реформа: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реорганизация системы местного управления. В ходе губернской реформы было введено новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 25 губерний: позднее они были вновь разукрупнены и к концу царствования Екатерины их стало 41.

Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий.

Введение свобода предпринимательства. Императрица отлично сознавала, что мощная индустрия и процветающая торговля - непременное условие успешного осуществления любого замысла и внутри страны и вне нее. В основе развития промышленности и торговли, считала она, должен лежать принцип свободного предпринимательства, базирующегося на частной собственности. Развитие и внедрение этого принципа в российскую жизнь проводилось постепенно. Были ликвидированы монополии в некоторых отраслях, упростился порядок организации новых предприятий, их регистрации. Введены льготы для купцов первой, второй и третьей гильдий, а одновременно увеличен имущественный ценз для записи в них, т.е. право на запись в купеческую гильдию получали лишь наиболее богатые, кто был в состоянии «объявить» определенный капитал. Закреплена частная собственность на владение фабриками и заводами, введено право открывать промышленные предприятия без какого-либо специального разрешения правительственных органов, заключались международные конвенции об охране торгового мореходства, в зарубежных морских портах открылись российские консульства и т.д.

Полицейская реформа: Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Прежде всего адресована она была не какому-то определенному сословию и в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения, но и вопросы организаций и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Главным замыслом Екатерины было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый из этих документов законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетий.

Утвержденные грамотой 1785 г. сословные привилегии окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, упрочив господствующее положение этого сословия.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

В меньшей мере изменения коснулись сельского хозяйства, развитие которого носило в основном экстенсивный характер, т.е. шло главным образом за счет освоения новых территорий, а сельскохозяйственная техника, методы хозяйствования и, следовательно, производительность труда оставались практически неизменными. Правда, в это время появляются и первые энтузиасты научного земледелия, чему правительство всячески способствовало в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество для распространения научных знаний в области хозяйствования и прежде всего в агрономии. Издававшиеся обществом «Труды» были не менее популярны у читающей публики, чем сочинения французских просветителей. Всё это, однако, не привело к серьёзным сдвигам в сельском хозяйстве, да и не могло привести, покуда в основе сельскохозяйственного производства лежал труб крепостных.

В целом, несмотря на все сложности и недостатки, российская экономика второй половины 18 в. развивалась вполне успешно. Правительственные указы, направленные на стимулирование производства и торговли на принципах свободного предпринимательства, как бы открыли последние шлюзы, дав возможность до конца использовать потенциал феодально-крепостнического государства. Однако этого потенциала могло хватить лишь ненадолго, так как на пути нормального развития страны непреодолимой преградой стояло крепостничество. Каково же было отношение императрицы к крепостному праву и что происходило в этой сфере во время её царствования?

В своих мемуарах Екатерина высказывалась по этому весьма однозначно:

«Предрасположение к деспотизму прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.»

В другом документе, написанном рукой императрицы, читаем:

«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что - то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность».

Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытки поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство, ставшее к этому времени серьёзной политической силой, было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться трона. Однако не следует думать, что взгляды Екатерины II носили однозначно крепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 в. Отрицание императрицей крепостничества, как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялись с представлением, с одной стороны, с духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой о довольно благостных в целом взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Подобный взгляд был характерен не только для императрицы, но и для многих просвещенных людей этого времени. Так, например, Е.Р.Дашкова в беседе с Дени Дидро объясняла ему, что народ напоминает ей слепца, живущего на вершине скалы и не ведающего об этом. Внезапно прозрев, он станет глубоко несчастен:

«Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правления».

Итак, бороться с крепостниками открыто Екатерина не могла, хотя определенные планы в отношении изменения положения крестьянства у нее были. Между тем само явление крепостничества, как всякое явление общественно-политической жизни, не могло, естественно, оставаться неизменным, но менялось оно в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения.

Понятно, однако, что завершить реализацию своей программы по созданию в России сословий Екатерина не могла, минуя самое многочисленное сословие - крестьян. Документы свидетельствуют, что был заготовлен проект жалованной грамоты и крестьянам, но он не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые именовались в ней « свободными сельскими жителями» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Согласно проекту грамоты, в деревнях должна была появиться новая система управления - сельский старшина, староста и «управительских дел горница», сходная по функциям с губернским дворянским собранием и градским обществом. Как и другие сословия, крестьяне делились на шесть категорий, причем первые две освобождались от телесных наказаний.

Рассматривая все три грамоты, современный американский историк Дэвид Гриффитс пришел к выводу, что в совокупности они образуют « конституцию в дореволюционном значении этого слова», имея в виду, что первоначально, до Французской революции 1789 г., слово « конституция» означало в целом способ устройства, организации чего-либо. Целостное рассмотрение грамот, с точки зрения Д. Гриффитса, «обнаруживает и целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не консервативные представления, не про - и не антидворянские. Это характерные для начала Нового времени представления о хорошо регулируемом обществе сословной структурой».

Однако, как уже сказано, третья грамота так и не была издана. Причины этого ясны: сопротивление дворянства, которое Екатерина была не в состоянии преодолеть. В этих условиях императрица реализовала поставленную ею цель в той мере, в какой это вообще было возможно без опасения вызвать серьезные социальные потрясения, и с этой точки зрения ее реформы нужно признать удавшимися. Именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России полноценных сословий. Но сама императрица и после 1785 г. продолжала работать над законодательством и, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, не оставила идеи создания сословного строя в полном объеме. Так, она намеревалась учредить особый орган с функциями верховного суда, состоящий из выборных представителей трех сословий: дворян, мещан и крестьян. Сохранились также ее разработки в области семейного, имущественного, уголовного права. На 1797 г. была намечена новая реформа Сената. Среди проектов можно встретить и размышления о путях ликвидации крепостного права. Так, в одной из записок читаем:

«Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен».

Как видим, Екатерина не надеялась на скорое освобождение крестьян, да и вообще считала «резкий переворот» вредным. По другим сведениям, она готовила указ, который объявлял свободными всех детей крепостных, родившихся после 1785 г. впрочем, все это были лишь проекты. Реальные же реформы казались не только сферы внутреннего управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует назвать реформу образования.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

В начале упоминалось о том, что пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние и на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства.

Огромной заслугой Екатерины является подъем культурной жизни в стране. Она плохо разбиралась в изобразительном искусстве, но при ней возникла внушительная основа коллекций сегодняшнего Эрмитажа: ее агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. Императрица, мягко выражаясь, не очень-то чувствовала музыкальную гармонию, но при ней в Петербурге получила постоянную “прописку” оперная труппа итальянцев, а опера “Севильский цирюльник” Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа, После своей первой поездки по России в шестьдесят шестом году Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов-россиян через дирекцию императорских театров.

Эпоха Екатерины II - это время расцвета русской архитектуры. В это время жили и творили архитекторы Р. П. Никитин, Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен - Деламот, И.Е. Старов, В.И.Баженов.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы 18 века. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого был ее статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии.

Катерина Друга, велика імператриця, правила нашою країною рівно 34 роки. Це величезний період історії, протягом якого відбулося багато найрізноманітніших подій.

У масовому ж свідомості ця правителька асоціюється з ненаситної в любові дамою. Що ж, Катерина II відома своїми любовними пригодами, в багатьох історичних романах можна прочитати, що імператриця змінювала фаворитів постійно. Але будемо дивитися правді в очі: невже все 34 роки вона була зайнята виключно цим? Напевно немає: період її царювання всі російські історики вважають часом розквіту вітчизняної літератури, науки і живопису- саме тоді з"являється російська опера і небаченими темпами розвивається театральне мистецтво.

Саме Катерина 2, реформи якої були продумані, зважені, а тому обережні, залишила глибокий слід в історії вітчизняної дипломатії і законодавства.

Не слід забувати і про блискучі військові перемоги. Поки ця самодержиця займала престол, Росія не зазнала жодної військової поразки, на відміну від попередніх періодів. Приміром, в 1812 році ми розбили французів, хоча до того перемоги на полі бою належали їм. Час Катерини характеризується приєднанням Криму, а також жорсткими «уроками» для польської шляхти. Нарешті, згадаємо відомі реформи Катерини 2.

Внутрішня політика

Що ж відбувалося в цей час всередині країни? Подій було чимало, так як Катерина, на відміну від багатьох своїх попередників, прийшла до влади з уже готовою програмою дій, що дозволило їй вести дійсно результативну політику. Сама себе вона позиціонувала як «вірну послідовницю мислителів епохи Просвітництва». До честі її, Катерина вміла зрозуміти, що з їх теорій годиться для реального життя, а що - не дуже.

Так, в 1773 році в Росію з візитом прибув знаменитий Дені Дідро, якого дуже цікавили реформи управління Катерини 2. Він з подивом виявив, що імператриця уважно його слухає, слухаючи всім його пропозицій, але... не поспішає жодна з них втілювати в життя. Коли кілька вражений філософ запитав, чому так відбувається, Катерина сказала: «Папір може витерпіти все, але мені доводиться мати справу з людьми, шкіра яких куди тонше паперового полотна».

Друга важлива думка її стосувалася того обставини, що будь-яке починання і реформу слід було проводити поступово, поволі готуючи суспільство до їх прийняття. Це вигідно відрізняло Катерину як від вітчизняних правителів, так і від європейських монархів, які з інтересами своїх підданих в такому питанні не вважалися практично ніколи

Отже, що ж конкретно зробила імператриця Катерина 2? Реформи слід починати описувати з губернської.

губернська реформа

Її вона почала проводити незабаром після Пугачевского бунту, який потряс самі стовпи Імперії і з"явився свого роду провісником прийдешніх трагічних подій. На відміну від Миколи II, Катерина висновки робити вміла.

По-перше, сама назва цього перетворення абсолютно некоректно. Вся справа в тому, що суть реформи була багато глибше, являючи собою створення практично нової управлінської системи «на місцях».

Було запропоновано новий поділ країни. Всього губерній стало 50, причому поділ це в практично незмінному вигляді зберігалося аж до розвалу Імперії в 1917 році. Що це означає? Простіше кажучи, в країні народилося кілька разів більше міст «федерального» значення, ніж було до тих пір. У конкретний населений пункт приїжджає призначений губернатор, туди ж прямує маса енергійних, освічених людей. В результаті тихий і «затхлий» повітове містечко незабаром перетворювався в місцевий центр суспільного і політичного життя.

Відповідь на бунт Пугачова

Тут уважний читач цілком може задати питання: «І де ж тут вплив бунту Пугачова»? Все просто: після цих подій Катерина хотіла, щоб більша частина місцевої влади набиралася з уродженців цієї ж місцевості. Простіше кажучи, вперше в історії дому Романових народ отримав можливість самостійно вибирати тих, хто їм буде правити. Небачений ривок для тих часів! Ось чому прославилася Катерина 2. Реформи її дозволили відійти від замшілий суспільного устрою початку 16-го століття і нарешті змусили реально розвиватися багато галузей.

Виникли органи самоврядування, які звичні для нашого часу, але були дивиною для тієї епохи. Відразу обмовимося: все це теоретично існувало і до Катерини. Але робилося не цілеспрямовано, а тільки лише через брак столичних чиновників, яких би можна було відправити в усі міста і села неосяжної імперії. Реальних повноважень всі ці органи не мали, обмежуючись лише правом на збір податків і інші механічні операції. Якщо проводити паралелі з нинішніми часами, то внутрішні реформи Катерини 2 було направлено на перерозподіл владних повноважень.

Всі ці перетворення були наслідком переконання імператриці в тому, що всі бунти виникають через нездатність призначених чиновників оперативно «вникати» в проблеми на місцях і вирішувати їх. В принципі, у таких намісників і бажання щось такого не було: їм було важливо відзвітувати про досягнення «народної п"ятирічки» і зібрати податки. Іншого від них і не було потрібно, а ініціатива завжди була караною.

Важливо зауважити, що після 1775 року, коли ця реформа і була проведена, жодного (!) Повторення Пугачовського бунту не було. Місцева влада, хоч і відрізнялися часом все тим же прагненням до хабарництва, все ж були набагато більш зацікавлені в тому, щоб поліпшити життя свого рідного краю. Простіше кажучи, державні реформи Катерини 2 дійсно були спрямовані на благо країни.

Виникнення громадянської самосвідомості

Багато істориків сходяться на думці, що з тих пір почали з"являтися слабкі, але все ж помітні риси громадянського суспільства і самосвідомості. Так, саме в ті часи постійно траплялося так, що жителі маленьких повітових міст проводили збори, збирали добровільні пожертвування і будували на ці кошти гімназії, бібліотеки, храми та інші об"єкти соціальної та духовної сфери.

До тих пір такої узгодженості і єдності неможливо собі було навіть уявити. Як же далекий був згаданий Дідро від реального вирішення суспільних проблем!

реформа сенату

Звичайно ж, Катерина 2 (реформи якої ми тут описуємо) була далеко не «вісницею демократії». Вона й гадки не могла допустити про те, щоб хоч у чомусь обмежити свою владу і послабити інститут державного абсолютизму. Так, бачачи, що посилювалася самостійність Сенату, пані вирішила взяти його «під міцне державне крило», всіляко обмеживши будь-яку реальну владу цього важливого органу.

В кінці 1763 року структура Сенату була визнана «не відповідає реаліям». Була вкрай піднесена роль генерал-прокурора, якого призначала сама імператриця.

На це місце було висунуто А. А. Вяземський. В общем-то, людина це був відомий: його поважали навіть вороги за непідкупність, чесність і ревність у справі служіння Батьківщині. Він щодня доповідав Катерині про роботу Сенату, підпорядкував собі всіх губернських прокурорів, а також одноосібно виконував багато функцій, які до того часу були розподілені в Сенаті. Зрозуміло, роль цього органу постійно падала, хоча формально все було не так.

Всі функції Сенату незабаром були розподілені між абсолютно автономними департаментами, які фактично були лише маріонетками і вже не могли проводити злагоджену загальну політику.

Зміна структури громадського управління

У той же час все сильніше початок позначатися повну невідповідність старої системи міського управління новим прагненням держави. Уже описана нами губернська реформа Катерини 2 зробила кожне місто абсолютно самостійною адміністративною одиницею. За керування їм відповідав городничий, чий статус відразу ж незрівнянно виріс.

Він призначався з відслужили військову службу дворян і владою мав величезну. На цьому ж посадову особу «висіли» поліцейські, а не тільки управлінські функції, а тому людина на цій посаді повинен був відрізнятися завидною працьовитістю. Ця реформа місцевого управління Катерини 2 відразу посприяла наведення порядку на місцях.

Навпаки, ратуші і магістрати відразу ж практично втратили весь свій адміністративне значення, перетворившись на судові органи для торговців і промисловців. Був створений новий магістрат, людей в який набирали за рекомендаціями купців і промисловців. Управління цим органом здійснював міський голова. Крім того, в містах діяли громадські та сирітські суди. З усього цього і формувалося міське самоврядування, на створення якого були спрямовані багато реформ Катерини 2. Звичайно ж, вона перебувала під постійним наглядом з боку центральної влади, але все ж це також був прорив в області соціальної та управлінської сфери. Втім, іншого виходу у влади не було: міста інтенсивно росли, з"являлося безліч підприємств, громад, освітніх та інших установ. Все це потрібно було «привести до спільного знаменника», все вимагало адекватного міського управління, реалізувати яке на практиці змогла тільки губернська реформа Катерини 2.

Судова реформа Катерини

Все вищесказане призводить до цілком простого висновку: такий бурхливий розвиток соціальної сфери було б неможливим без нормальних судових органів, які б могли коректно вирішувати неминуче виникають протиріччя і суперечки, як між окремими членами суспільства, так і між цілими їх групами.

Потрібно також підкреслити, що судова реформа Катерини 2 базувалася на аналогічному починанні Петра I, ось тільки імператриця змогла знайти куди більш витончене рішення, а тому програма не тільки була втілена в життя, але і дала дуже гарні результати.

У 1775 році був опублікований перший звід офіційних положень. Багато адміністративні суди були скасовані і повністю розформовані. Нарешті були чітко розмежовані дві гілки влади: судова та адміністративна, які раніше були злиті воєдино. Більш того, адміністративна влада зберегла своє єдиноначальність, в той час як судові органи керувалися колегіально.

Зрозуміло, не цим прославилися реформи Катерини 2. Коротко основне їх значення для судової системи розкривається нижче.

важливе зауваження

Найважливіше - нарешті були розділені цивільні і кримінальні позови. Свого часу саме цей «атавізм» заважав відправленню нормального правосуддя, так як складно було адекватно розмежувати провину за адміністративні порушення і справді серйозні діяння. Нижньої інстанцією став повітовий суд. Розбиралися в ньому справи дрібні і незначні. Тим самим значно знижувалася навантаження на суддів, які займалися чимось дійсно важливим.

Взагалі результати реформ Катерини 2 у всіх сферах однакові - різке збільшення ефективності роботи багатьох галузей. Це і зараз змушує поважати імператрицю за незвичайний управлінський талант. Але повернемося до судів.

Повітовий орган розглядав серйозніші заяви. На відміну від вищеописаного земського, в цьому суді засідателі набиралися вже з поміщиків. Засідання проводилися рівно три рази в рік, причому за роботою цього органу вже спостерігав прокурор, в обов"язок якого входила функція «внутрішньої поліції», так як він фіксував усі випадки порушення законів самими суддями і доповідав про те «наверх».

На рівні губерній головним органом у ієрархії став Вищий земський суд, який міг знаходитися не тільки в губернському, але і в повітовому місті. Відтепер в кожному адміністративному центрі могло бути відразу кілька таких органів. У кожному з них було вже по десять засідателів. Голови ж вибиралися виключно Сенатом, а їх твердженням займався найчастіше особисто глава держави.

Але не тільки цим ознаменувалися реформи Катерини 2: коротко кажучи, суди стали більш спеціалізованими.

Структурний поділ судів

Верхній земський суд поділявся на кримінальний і суто адміністративний відділи. Це була важлива інстанція для «молодших» органів. Крім того, його судді мали право на розгляд складніших справ. Справа в тому, що вже тоді був законодавчо закріплений список правопорушень, розглядати які не могли представники нижніх земських і повітових судів, а також члени магістрату. Все це перешкоджало розвитку кумівства на місцях.

У Губернській суді також була громадська і кримінальна палата. У кожній був власний голова, а також пара радників і асесора. Вони також могли бути обрані виключно Сенатом і затверджені Верховною владою. Це була вища судова інстанція тих часів, в якій розглядалися найбільш складні справи, а також розбиралися всі найтяжчі і небезпечні злочини.

Словом, судова реформа Катерини 2 була вельми і вельми складною.

секуляризаційних реформа

До неї Катеринаприступила в 1764 році. Всі землі монастирів відтепер офіційно передавалися в управлінні Економічної колегії. В ході цієї реформи Катерина пішла по стопах Петра I, який не дуже жалував духовенство. З одного боку, відтепер держава була зобов"язана утримувати Церква... але при тому світська влада вже сама визначала, скільки ж країні потрібно монастирів і священнослужителів. Колегія також мала право відчужувати «зайві» землі в фонд держави.

Перетворення в освітній сфері

Відома також реформа освіти Катерини 2. Головне її завдання - створення виховних будинків, вихованці яких отримували грошове забезпечення, повний зміст і освіту. В результаті країна поповнювала ряди своїх громадян великою кількістю освічених і розумних молодих людей, які були віддані державі і виховані в потрібному моральному і етичному дусі.

Поліцейська реформа

У 1782 році був затверджений «Статут благочиння». Управа стала офіційно управляти міським поліцейським відомством. У складі були: пристави, поліцмейстер і городничий, а також комісія з громадян, склад якої визначався шляхом голосування. Орган цей міг накладати штраф або осуд, а також мав право на заборону деяких видів діяльності.

Які ще були важливі реформи Катерини 2? Таблиця дасть нам відповідь на це питання, а також кілька доповнить мети тих заходів, які вже розглядалися в цій статті.

Назва

мета

сенс

управлінські дії

1. Повна ліквідація автономії козацтв і Запорізької січі (до 1781 роки)

2. Губернська реформа (1 775)

Скасування надмірно вільних і потенційно небезпечних формувань.

Повністю контролювати всі райони країни, але робити це не на шкоду населенню.

Урізання козацтва в правах. На їх територіях також вводилося централізоване губернське управління.

Освіта 50 губерній приблизно по 300 тисяч чоловік. Ділилися вони на повіти по 30 тисяч чоловік. У деяких випадках губернії могли бути об"єднані.

Економічні реформи Катерини 2

1. Свобода організації підприємств (1775 рік)

2. Офіційне підвищення оплати селянської праці (1779 рік)

Управління все більше централізується, але при тому збільшуються економічні свободи населення

Населення могло вільно виробляти ситець і вивозити хліб за межі держави. Будь-яка людина міг організувати будь-яке промислове підприємство. Простіше кажучи, відтепер в промислове стан були відкриті двері всім.

станові реформи

Даровані грамоти дворянству і містам (1775 рік)

Вперше були офіційно визначені права і обов"язки дворянства і городян.

Дворяни були повністю звільнені від обов"язкової служби і багатьох повинностей. Стану отримали право на самоврядування. Без слідства і суду відтепер не можна було позбавляти їх членів власності і свободи.

Ось інші реформи Катерини 2. Таблиця досить докладно розкриває їх суть.

результати

Без перебільшення можна сказати, що всі проведені заходи дійсно були доленосними. Чому сприяли реформи Катерини 2? Коротко (таблиця цей момент розкриває) кажучи, вони були спрямовані на досягнення двоїстих цілей:

    Зміцнення самодержавства.

    Економічна свобода населення, можливість піднятися з нижчих станів здатним людям.

У період її правління була практично повністю ліквідована загроза непокори з боку козацької вольниці. Які ще можна назвати наслідки реформ Катерини 2? Церква остаточно була підпорядкована волі держави, судова галузь стала більш гнучкою. Громадяни, так чи інакше, отримали можливість участі в долі власного міста чи навіть губернії.

Ось чому відзначилися реформи Катерини 2. Коротко (таблиця допоможе вам це побачити) кажучи, суспільство стало більш свідомим, вільним і соціально захищеним.

Рекомендуем почитать

Наверх