Резонанс комнаты. Просмотр полной версии

Обустройство участка 29.08.2019
Обустройство участка

Апартаменты для системы

Я часто думаю, что нам повезло родиться с двумя ушами - иначе, как бы мы смогли наслаждаться стереозвуком? Конечно, у каждого блага есть оборотная сторона - этот дар отравляет некоторым жизнь, заставляя тратить уйму времени на возню со всякими деталями и кабелями в постоянном поиске еще больших аудио не удовольствий.

Возможность услышать разницу в звучании компонентов, изменить топологию схем, применить новые стойки, наконец, -все это поддерживает пылающую страсть поклонников Hi-Fi. Некоторые ученые мужи считают, что мы должны внимательно относиться к техническим характеристикам компонентов, другие призывают нас к замене деталей в серийной аппаратуре, третьи пропагандируют системный подход...

При таком внимании к "железу" очень легко забыть о комнатах, в которых мы его слушаем. А между тем качество звучания зависит от акустики помещения ничуть не меньше, чем от качества аппаратуры. Чтобы убедиться в этом, выйдите с приятелем на улицу и поговорите с ним, стоя друг от друга на расстоянии двух-трех метров. Затем вернитесь в свою комнату, сделайте то же самое - вы поймете, что я имею в виду.


Верьте ушам своим

Хотя многие могут представить себе, как поток воды рождает электроэнергию, этого совсем недостаточно для того, чтобы разобраться в энергии акустических волн. Даже для специалистов акустика является сложной комплексной наукой, включающей в себя сложные расчеты наряду с некоторой долей интуитивных предположений.

В этой статье я постараюсь упростить предмет, рассказав о нем в терминах, понятных образованному дилетанту. Прежде всего вы должны верить собственным ушам и помнить, что в этой области все относительно. Просто внимательно вслушайтесь в свою систему. Как она звучит? Объемно? Плоско? Сухо? Откуда идет звук?

Акустические проблемы в комнате прослушивания скорее всего являются причиной целого сочетания факторов, например, отражений, резонанса и, самое главное, пропорций помещения. Давайте рассмотрим все это по порядку.

Поющие стены

Всем известно, что звук отражается от стены. Но как это происходит? Когда звуковая волна ударяется о преграду, часть ее отражается, а часть или поглощается, или проходит сквозь препятствие. Чем тверже и плотнее стена, тем большую часть акустической энергии она будет отражать - те из вас, кто любит исполнять оперные арии в ванной комнате, облицованной плиткой, знают, что я имею в виду.

Звуковые волны отражаются остронаправленно, и в результате на стене, то есть в стороне от самого громкоговорителя, появляются его дополнительные "образы". Они могут ухудшать отчетливость звуковой картины. А теперь представьте себе, что происходит, когда звук от двух громкоговорителей отражается от шести поверхностей комнаты (не забудьте о потолке и поле), и вы поймете, что все не так просто.

Выход в рассеивании

Самым лучшим способом борьбы с отражениями является их рассеивание, когда звуковые волны беспорядочно рассредоточиваются неровными поверхностями. При хорошем результате у слушателей создается ощущение, будто звук идет с одинаковой силой со всех сторон.

Вероятно, проще всего создать дома такие поверхности с помощью книжных полок и других навесных деталей интерьера. А можно просто использовать "решетки" для яиц, закрепив их на стенах.

Правильное расположение рассеивающих поверхностей очень важно. В идеале они должны быть симметричными. Не забудьте расположить их позади места слушателя, чтобы снизить главные отражения от задней стены. Рассеивающие поверхности на боковых стенах должны располагаться там, где с места слушателя "виден" образ колонки. Зеркало и приятель помогут вам в поисках, хотя обычно я делаю это один, зная, что угол отражения звуковой волны равен углу ее падения.

Дома и сады

Не забывайте об отражениях, обставляя комнату мебелью. Средний громкоговоритель способен производить звуковые волны длиной как менее 2,5 см, так и более 10 м. Длинные волны (низкие частоты или басы) будут без труда проходить через предметы мебели. Но этого нельзя сказать о высоких частотах, они отражаются такими препятствиями. Ясно, поставить гардероб перед колонкой - не лучшая идея.

Помните также, что важно не путать рассеивание звука с поглощением, которое свойственно занавескам. Хотя знамена или портьеры часто используются специалистами-акустиками для подстройки времени реверберации в концертных залах, ваша гостиная вряд ли представляет собой столь масштабное помещение, поэтому и проблемы в ней будут другими. Занавески большой площади просто "высасывают" из звучания всю средне- и высокочастотную энергию, оставляя вам безжизненную музыку. Попробуйте вместо этого использовать жалюзи, которые дадут некоторый эффект рассеивания, но не поглощения звука.

То же относится и к коврам. Если пол в комнате целиком застлан толстым ковром, а окна завешены плотными портьерами, звучание будет еще более скучным и серым. Как и с жалюзи, поэкспериментируйте, если есть возможность, с тонкими небольшими ковриками или циновками, чтобы звук рассеивался, а не поглощался.

Хочу отметить, что отражения могут быть полезными и некоторые слушатели (например, я) предпочитают, чтобы комната была немного "живой". Несомненно, это дело личного вкуса, поэтому, как обычно, вам придется поэкспериментировать, чтобы добиться желаемого результата.

Размеры комнаты в резонанс

Пропорции средней гостиной соизмеримы с длинами звуковых волн в нижней части слышимого спектра (между 70 и 140 Гц). Эти частоты находятся в наиболее проблемном диапазоне. Если воспроизводится музыка, в которой есть звуки, длина волны которых в два раза больше размеров комнаты или кратна этой величине, то формируются резонансы (моды) помещения - самая неприятная из всех акустических проблем, связанных с обычными комнатами.

Звуковые волны в воздухе распространяются со скоростью примерно 330 м в секунду, поэтому чистый тон (одна частота), скажем, в 31,5 Гц имеет длину волны в 330/31,5 - около 10 м. Если этот тон генерируется в комнате, длина которой в два раза меньше, т. е. 5 м, то такая звуковая волна отразится от задней стены (за исключением того, что будет поглощено) и достигнет другой стороны комнаты точно в тот момент, когда будет генерироваться второй тон, таким образом усилив его и создав резонанс.

Резонансы (длина волны/размеры комнаты) также возникают и на частотах, кратных этой первой резонансной частоте. Тот же эффект одновременно имеет место по двум другим "направлениям" комнаты - ширине и высоте. Когда резонансы совпадают в двух и более измерениях комнаты, появляется неприятная гулкость звучания.

Проверьте вашу комнату

Вероятно, самым значительным фактором, влияющим на резонансы, являются относительные пропорции комнаты. Вычислить их можно с помощью простого калькулятора и рулетки. Не стоит и говорить, что настоящий аудиофил, подыскивающий себе новое жилье, обязательно сделает это!

Если комната имеет прямоугольную форму, измерьте все ее основные размеры -высоту, ширину и глубину. Затем постройте свою собственную таблицу, разделив 330 на удвоенные значения размеров вашей комнаты - вы получите значения первого резонанса (моды). Значения второго резонанса вы получите, умножив эти значения на два, третьего - на три и так далее. Нет смысла высчитывать резонансы выше четвертого, поскольку после него вы уже вне "опасной зоны".

В качестве примера я взял типичную гостиную длиной 4,5 м, шириной 3,5 и высотой 2,3 м. В таблице 1 приведены результаты. Очевидно, что, если резонансы совпадают в разных направлениях в любом порядке, вы получите неровную АЧХ в басах и неприятное "бубнение". В нашем случае в районе 71 Гц и затем -141 Гц. Не забудьте, что виновата в "бубнении" комната, а не система. Не старайтесь подстроить свою аппаратуру!

Таблица 1

Комната 4,8 м. х 3,6 м. х 2,4 м.

Размеры комнаты

1-я резон. частота

2-я резон. частота

106,5 HZ

3-я резон. частота

4-я резон. частота

Из этой таблицы можно сделать правильный вывод, что квадратная комната будет одновременно резонировать в двух направлениях и, соответственно, еще более ухудшать звучание. Превзойдет ее по плохой акустике только комната в форме куба. К счастью, кубических комнат не так уж много.

Таким же образом могут создать проблемы механические резонансы, производимые подставкой для громкоговорителя, стоящей на шипах на деревянном полу. Последний до некоторой степени является резонирующей панелью, усиливая корпусные резонансы колонки. Владельцы таких полов и колонок могут воспринимать слышимое усиление басового выхода как улучшение, но на самом деле звучание в этом случае ухудшается. Гораздо меньше проблем с бетонным полом - надеюсь, что у вас именно такой.

Как улучшить акустику комнаты.

На основании выводов, сделанных в предыдущей главе, самым простым способом улучшения акустики помещения будет правильный выбор места установки громкоговорителей. Это очень важно, поскольку резонансы (моды) возбуждаются сильнее, когда громкоговорители стоят близко от стен, и еще сильнее, когда они расположены в углу. В этом случае углы комнаты становятся неуправляемыми рупорами. Поскольку типичные колонки с узкими передними панелями звучат лучше при установке на максимальном расстоянии от углов, то размещение их у длинной стены комнаты может помочь в решении этой проблемы.

Хотя комната может выглядеть симметричной, она вряд ли такова с акустической точки зрения. Поэтому изменения звучания можно добиться, переставив громкоговорители к ее противоположной стене. Еще более кардинальное решение - перенести аудиосистему в другую комнату. Естественно, не забудьте перед этим проверить ее на резонансы!

Экспериментируя, я обнаружил, что лучше всего устанавливать колонки от задней стены на расстоянии, равном приблизительно четверти длины комнаты, а дистанция между каждой из них и боковыми стенами должна составлять около четверти ширины комнаты. Тогда слушателю надо расположиться от передней стены на расстоянии, равном четверти длины комнаты.

Полы и потолки.

Если ваши громкоговорители стоят на шипах на деревянном полу и вы страдаете от нежелательных резонансов, то можно улучшить звучание, положив на тонкий эластичный фетровый коврик, например, мраморную плиту, а уже затем установить "шипованную" колонку.

Высота комнаты для прослушивания часто является самым главным "преступником", ухудшающим звучание, поскольку типичная высота потолка, примерно 2,4 м, соответствует половине длины волны частоты 71,5 Гц, что может быть причиной раздражающего "бубнения". Конечно, вряд ли вам удастся установить на потолке книжные полки, но там можно закрепить узкие деревянные рейки разной толщины, которые будут выступать в роли рассеивателей. Между прочим - довольно оригинальное украшение интерьера.

Пустотелые красавицы.

В США среди аудиофилов стало модно устанавливать в комнатах прослушивания так называемые трубы-ловушки для борьбы с резонансами и реверберацией. Трубы-ловушки -это цилиндрические устройства из стеклопластиковых труб диаметром около 28 см, половина окружности которых покрыта перфорированной металлической пластиной, а изогнутая металлическая поверхность направлена наружу в комнату. Теоретически, такая ловушка работает частично как трубчатый, а частично как камерный резонатор.

По утверждениям изготовителей, эти устройства прозрачны для низкочастотного звука, поэтому акустическая энергия ниже 440 Гц поглощается, но ловушка умеренно отражает более высокие частоты и тогда работает как рассеивающая поверхность. Один из производителей труб-ловушек в Штатах - фирма ASC. Для всех, кто желает подробнее разузнать об этих устройствах, сообщаем ее адрес в Интернет -

Частота любит чистоту.

В студиях звукозаписи используются специальные резонаторы, которые работают по сходному с трубами-ловушками принципу, выборочно поглощая нежелательные частоты или регулируя их уровень. Обычно они представляют собой плоские панели, перфорированные или цельные, закрепленные с воздушным зазором на стене и иногда частично заполненные искусственным материалом типа стекловолокна.

Принцип работы этих устройств заключается в том, что воздух действует как пружина, поглощающая звуковую энергию, так, как когда вы дуете над горлышком бутылки и получаете ноту. В этом случае горлышко бутылки - это корпус, а воздух действует как пружина. Сделать такое резонирующее устройство сравнительно просто и дешево. Нужно закрепить деревянные рейки на стене, а на них навесить панели, тогда между ними и стеной будет воздушный зазор. А вот правильно разместить эти панели уже гораздо сложнее, поэтому, если вы решили избрать такой путь, лучше обратиться к специалисту-акустику, который проанализирует пропорции вашей комнаты и посоветует вам, как лучше разместить панели. Может быть, это обойдется вам всего в малую долю тех денег, которые вы иначе истратили бы на модернизацию своей системы.

Кстати, хотите идею? Сам я, правда, не пробовал оставить кучу пустых пивных бутылок в углу своей комнаты, но настоящий аудиофил должен испытать все, чтобы добиться лучшего звука!

Придерживайтесь Золотого Сечения.

Упоминание о пиве вызвало в моей памяти самый лучший вариант комнаты. Однако я должен предупредить, что этот способ не для слабонервных, поскольку вам, вероятно, придется перестроить или расширить свой дом! Как-то вечером, производя за большой кружкой вычисления, основанные на пропорциях моей комнаты, я подумал, а что бы получилось, если бы ее размеры соответствовали известному Золотому Сечению.

В основе Золотого Сечения лежит ряд Фибоначчи -1, 2, 3, 5, 8,13, 21, 34, 55 и т. д. В нем каждый последующий член равен сумме двух предыдущих. Если вы подниметесь выше по этому ряду, частное от деления любого числа на предыдущее будет очень близко к Золотому Сечению, значение которого равно 1,6180339887.

Я обнаружил, что для комнаты с пропорциями, основанными на Золотом сечении, резонансные частоты для высоты, длины и ширины не будут кратными и, таким образом, погасят друг друга. В таблице 2 приведен результат.

Таблица 2

Комната 6,3м x 3,9м x 2,4м

Размеры комнаты

1-я резон. частота

2-я резон. частота

3-я резон. частота

4-я резон. частота

Более того, поскольку я собирался сделать пристройку к своему дому, то решил воспользоваться случаем и построить комнату с такими пропорциями. И что вы думаете? Это сработало! Так что, вот вам мой совет. Прежде чем тратить деньги на "апгрейд" аппаратуры, возьмите в руки рулетку и проверьте свою комнату. Может быть, это будет пустой тратой времени, а может быть, сэкономит вам кучу денег и нервов.

Кстати, я все-таки заменил конденсаторы!

Дэвид Льюис 27 лет проработал архитектором, имеет опыт строительства художественных салонов, радиостудий и студий звукозаписи. В настоящее время участвует в проектировании репетиционного помещения для одного из ведущих лондонских оркестров.

Хорошо известно, что помещение оказывает заметное влияние на звучание Hi-Fi-систем. Об этом явлении достаточно написано как в специальных, так и в популярных изданиях. Возможно, многие наши читатели самостоятельно занимались изучением этой проблемы, если и не теоретически, то на практике - выбором оптимального местоположения акустической системы в комнате, попытками изменения поглощающих свойств с помощью ковров, тяжелых портьер и мягкой мебели. Имея некоторые дополнительные возможности, а именно наш измерительный комплекс, мы тоже решили поучаствовать в деле изучения резонансных свойств помещений. Конечно, наши результаты носят во многом иллюстративный характер, но, кажется, это тот самый случай, когда полезно один раз увидеть, чем сто раз услышать...

И все же начнем с теории. В результате многократных отражений от стен в помещении возникает трехмерное звуковое поле. Если частота звука совпадает с одной из собственных частот помещения, то возникает устойчивое распределение амплитуды колебаний давления в пространстве комнаты, и оно воспринимается как звук. Представьте, что мы заставили комнату петь своим голосом (сделать это можно, выключив источник звука, который возбудил колебания в помещении на одной из его собственных частот, и вообразив, что затухание отсутствует). Как же будет восприниматься резонанс комнаты? Слышать мы будем тональный звук, частота которого, естественно, равна частоте того источника, который мы уже мысленно выключили, а громкость будет меняться при перемещении слушателя в пространстве. Красивые разноцветные фигуры на рисунках показывают, как меняется амплитуда давления (громкость звука) в пространстве для различных собственных частот помещения (цифры под рисунками) с размерами lx = 5,6 м, ly = 3,8 м, lz = 3,5 м. Самые светлые участки - это области более высоких амплитуд давления. Чем выше собственная частота, тем больше в действительности распределение стремится к однородному. Многочисленные острые пички не реализуются, как будто по ним проехали катком. Причина - поглощение звука, растущее пропорционально квадрату частоты.
Вернемся теперь к действительности. Такие устойчивые картины существуют в помещении, пока работает источник звука. Как только он выключается, амплитуда колебаний начинает стремительно падать (помните экспоненциальный закон?), причем скорость спада зависит от затухания в помещении (т.е. от показателя экспоненты). Чем меньше затухание, тем больше время реверберации - гулкость помещения. Но это уже совсем другая история...
Звуковое поле громкоговорителя, таким образом, неотделимо от резонансов в помещении, и их взаимодействие происходит по законам дифракции и интерференции. А это значит, что возможно не только локальное увеличение, но и уменьшение амплитуды звукового давления. И происходит сложение полей не на одной частоте, а во всем задействованном диапазоне как излучаемых источником, так и собственных резонансных частот помещения. Наиболее ярко выраженные распределения существуют на низких частотах, что, конечно, хорошо усвоили те, кто пытался усилить бас подвижкой колонок в угол комнаты.
Итак, освежив с помощью компьютерного моделирования наши представления о резонансах в помещении, мы решили посмотреть, что же происходит в нем со звучанием Hi-Fi-громкоговорителя. Устанавливая в комнате колонки, мы конкретизируем резонансные распределения. Место, в которое мы поместим микрофон, окажется для одних частот в зоне повышенной амплитуды давления, для других - наоборот. При этом не будем забывать, что в помещении с нормальным уровнем реверберации доминирующим на слух будет все же прямое излучение громкоговорителя.






Обычно при наших измерениях амплитудно-частотных характеристик громкоговорителей мы исключаем влияние помещения, то есть проводим измерения как бы в свободном поле. Это достигается максимально возможным удалением от всех стен, пола и потолка (в центре объема); используется короткий импульсный сигнал для излучения, а при регистрации - временное окно, отсекающее все отраженные сигналы. Стремясь оценить собственно вклад помещения, мы использовали источник непрерывного белого шума. На рис. 1 представлены АЧХ громкоговорителя (синяя линия) и АЧХ системы громкоговоритель-помещение (красная линия), полученные в нашей лаборатории - достаточно большой комнате с размерами 7,0і7,5і3,6 м и хорошо заглушенными стенами. Хорошо видно, что помещение в этом случае оказывает несущественную роль - разница не больше 4 дБ на низких частотах, а после 1 кГц ее уже практически нет. В другой комнате (3,6і3,8і5,5 м), где стены не покрыты поглощающими панелями, их влияние в аналогичной ситуации более существенно (рис. 2). Однако нельзя сказать, что оно кардинально разрушает АЧХ громкоговорителя. А вот если даже полочную акустическую систему поставить на пол на расстоянии 2 м от дивана, на котором сидит слушатель (у нас - микрофон), то мы получим характеристику, изображенную на рис. 3. Звук становится заметно более «басовитым». Может быть, для вечеринки с танцами это и неплохо... На рис. 4 хорошо видно, что станет со звуком, если колонку поместить в самый угол, а слушать ее на расстоянии 2 м от стены. Увы, в диапазоне до 1 кГц исходная АЧХ практически полностью разрушена. Ситуация не изменится, если громкоговоритель и микрофон поменять местами (рис. 5). График на рис. 6 соответствует ситуации, когда слушатель (микрофон) находится на расстоянии ~20 см от стены, а колонка находится на расстоянии 2 м от него.
Попробуем подвести некоторые итоги и, может быть, дать советы. Прежде всего заметим, что представленные АЧХ системы громкоговоритель-помещение немного утрированны. Вспомним, что измерялись они на непрерывном белом шуме, а в этом случае устанавливаются и поддерживаются буквально все возможные резонансные колебания. При прослушивании музыкальных произведений ситуация несколько иная. Здесь большую роль играет поглощение, а поскольку музыкальные сигналы часто имеют более импульсный характер, то в хорошо заглушенном помещении процесс, образно говоря, не доходит до «насыщения». Конечно, при выборе акустики надо учитывать характер и размеры вашей комнаты прослушивания. Может быть, не всегда следует акцентировать свое внимание на глубоком басе. В то же время, обратите внимание, что даже в наших «немузыкальных» экспериментах собственно АЧХ громкоговорителя играет далеко не последнюю роль, и в качестве «исходного материала» лучше иметь акустику с гладкой (без дисбалансов) АЧХ. При установке и прослушивании громкоговорителей лучше держаться подальше от стен и углов. На основании опыта можем посоветовать использовать не очень музыкальный, но информативный белый шум при настройке вашей системы акустика-помещение. Очень хорошо заметно на слух изменение его звучания при передвижениях громкоговорителя по комнате прослушивания. С эталонным «голосом» белого шума можно, например, познакомиться, послушав его на хороших наушниках или поместив высококачественную акустику в центре хорошо заглушенного и достаточно большого помещения. Впрочем, особенно настаивать на этом «концерте» мы не будем...

Акустические свойства помещения вносят определенный вклад в качество воспринимаемой слушателем звуковой панорамы. Не у всех есть специальные помещения, предназначенные исключительно для установки в них аудио оборудования высокого класса. Но и для тех, кто слушает музыку в обычной жилой комнате, есть много советов и замечаний, следуя которым вы сможете оптимизировать звучание имеющейся аудиотехники. Но об этом поговорим чуть позже. А сначала давайте обозначим исходные данные для решения нашей задачи. Специально возводимые, акустически оптимизированные залы имеют, как правило, форму неправильного параллелепипеда, с непараллельными друг другу боковыми стенками, а потолки, как в театрах и концертных залах, выполнены в форме ската. Стандартная комната имеет классическую прямоугольную форму, способствующую наложению друг на друга излучаемых и отражаемых волн звука. В зависимости от используемых в строительстве и отделке материалов акустические свойства одинаковых по объему и форме помещений могут сильно отличаться. Если в вашей среде прослушивания используются твердые бетонные конструкции стен и перекрытий, они будут способствовать отражению излучаемого звука. Гипсокартонные панели или деревянная обшивка будут поглощать большую часть звуковой энергии. Учитывая это и используя следующие советы, вы сможете улучшить качество звука.

Прежде чем приступить к делу, настоятельно рекомендуется проштудировать какой-либо толковый справочник по акустике. Возможно, для новичков будет довольно трудно разобраться в теории распространения звуковых волн. Но усвоенные знания окупятся сторицей и помогут вам более грамотно оборудовать помещение, получить из вашей комнаты оптимальное звуковое пространство для прослушивания, при этом лучше понять особенности распределения звукового поля. Итак, если вы не дипломированный специалист по акустике, поищите хорошую книгу, доступную для вашего уровня понимания, чтобы расширить свои познания, получив для осмысления много полезной, увлекательной информации.

Одна из самых больших проблем, которую я вижу по общению со своими друзьями и знакомыми – излишнее внимание именно акустике помещения. Конечно, акустика помещения важна, но она должны быть последним звеном, которому вы должны уделить внимание уже после расстановки ваших аудиосистем и выбора оптимального места для прослушивания. Правильное размещение громкоговорителей в пространстве помещения даст гораздо больший эффект, чем устранение акустических дефектов помещения. Уделите необходимое время расстановке аудиоколонок и найдите идеальное местечко для прослушивания. После того как вы сделали все возможное для того, чтобы музыка звучала "правильно", считайте что выполнили 90% работы и теперь пришло время для создания благоприятных акустических условий. Считайте, что акустическая подготовка помещения – это как глазурь на торте. Опять же, в наших условиях это будет самая простая коррекция акустики помещения. Тем, кто заинтересован в более глубоком понимании влияния особенностей помещения на звук, следует обратиться к серьезным источникам по акустической тематике.

По акустическим свойствам все помещения можно разделить на три основных типа: звонкое; глухое и нейтральное помещения. Как правило, нам желательно иметь комнату с нейтральными акустическими характеристиками, которая тяготеет немного к звонкому типу. Звонкая комната отличается длительным временем реверберации. Реверберация - это процесс затухания интенсивности звука при его многократных отражениях. Каждый из нас когда-нибудь оказывался в звонком помещении. Представьте себе большую столовую или зал, где гуляет эхо, а звуки кажутся звенящими. Из такого зала акустическая энергия никуда не уходит, а отражаясь от стен и потолка попадает в точку прослушивания, где часть ее улавливают наши уши. Если у вас комната с отделкой из дерева лиственных пород, с плиточными полами, практически без мягких материалов в отделке, вы понимаете, что такое звонкая (гулкая) комната. Станьте посередине комнаты, хлопайте в ладоши и слушайте. Звук хлопка превращается в эхо и длится некоторое время после хлопка. Это реверберация и эффект затухания акустической энергии. В такой комнате потребуются отделочные материалы для поглощения отражений на средних и высоких частотах с целью укрощения излишней акустической энергии.

Глухая комната полная противоположность звонкому помещению. Звуки, как правило, будут глушиться и если выполнить тот же самый тест с хлопаньем в ладоши, вы заметите, что звук затихает даже прежде, чем вы перестали хлопать. Глухие помещения, как правило, застелены коврами, завешены тяжелыми драпировками и практически не имеют отражающих поверхностей. Комната для прослушивания музыки не должна быть ни глухой, ни звонкой. Нам нужно что-то среднее, в целом нейтральное по акустическим параметрам помещение, и которое при этом все-таки ближе к звонкому типу.

Причина, по которой мы хотим иметь нейтральное акустическое помещение, заключается в том, что реальный мир представляет собой комбинацию поглощающих и резонансных, в акустическом отношении, поверхностей. Нужно добиться такой акустики в помещении, чтобы звук чрезмерно не поглощался элементами интерьера и в тоже время не отбрасывался нам полностью.

Если у вас слишком глухая комната, для того чтобы добиться более естественного звучания поищите возможности для замены на другую отделку части тканевых драпировок или ковровых покрытий, которые поглощают акустическую энергию. Если же помещение слишком звонкое, то, как правило, гораздо легче определить точки отражения для подавления эффекта реверберации.

Будем считать, что у вас стандартная по размерам комната в квартире или отдельном доме. Если есть возможность использовать ее специально под домашний театр, можете обратиться к специалистам по акустической отделке помещений, чтобы они помогли наилучшим образом откорректировать ее акустические характеристики.

Определение точек отражения

К счастью, коррекция акустических свойств помещения в области средних и высоких частот довольно проста и обойдется относительно недорого. В зависимости от ее размеров, за $200 - $500, вы сможете и сами откорректировать акустические характеристики вашей комнаты. Для начала придется определить точки отражения, прежде чем покупать отделочные материалы для обработки таких зон.

Все, что вам понадобится – это небольшое зеркало (по крайней мере, 30 х 30 см), помощь друга или родственника, а также самоклеющаяся лента, или карандаш (если вы не возражаете против маркировки стен). Опять же, делать это нужно только уже после оптимальной и окончательной расстановки аудиоколонок.

Попросите вашего помощника, удерживая зеркало на уровне ваших ушей, перемещать его по плоскости стены, пока вы сидите в точке прослушивания. На боковых стенах комнаты слева и справа от вас будут расположены первичные и вторичные точки отражения относительно вашей позиции, по две с каждой стороны. Вы должны сидеть и контролировать перемещаемое помощником зеркало вдоль левой стены, пока не увидите в зеркале ВЧ динамик (твитер) аудиоколонки левого канала. Это будет первая точка отражения. Попросите помощника отметить это место на стене карандашом или маркировочной лентой. Теперь зеркало должно скользить дальше вдоль левой стены, пока не увидите твитер аудиоколонки правого канала, также отмечаете и это место. Аналогично, cделайте то же самое и для правой стены. Теперь у вас есть по две точки отражения на правой и левой стенах комнаты.

Такие же точки отражения находятся на потолке и полу. Сегодня у многих людей жесткие отражающие полы застелены ковровым покрытием или отдельным ковриком. В этом случае точками отражения на полу можно вообще пренебречь. Если же у вас жесткий пол без ковра, для борьбы с отражениями от пола можно разместить коврик перед аудиоколонками. Не у всех в комнате подвесные или натяжные потолки. Кто-то может быть вообще предпочитает классическое помещение с каменным потолком. В этом случае нужно будет отметить два места для акустической обработки сверху. Попросите вашего помощника, стоя на стремянке или стуле, (пожалуйста, обязательно предусмотрите все меры безопасности!) удерживая зеркало перемещать его вдоль плоскости потолка, до тех пор, пока не увидите в нем твитер левого канала, отметьте это место, и cделайте то же самое для правого канала. Вам не стоит пока беспокоиться относительно задней или передней стенки помещения.

Теперь у вас есть отмеченные точки отражения, которые легко обработать звукопоглощающим (для средних и высоких частот) материалом. Помните, акустические панели не поглощают частоты ниже 300 Гц (обычно, хотя, есть и исключения), так что точки отражения позволяют контролировать чистоту, звонкость и реверберацию.

Применяйте напыляемое акустическое покрытие экономно, тем более, что и стоит оно достаточно дорого. Понемногу добавляйте слой за слоем, пока не достигнете желаемого акустического состояния комнаты. Вы же не хотите, переборщить и сделать глухое помещение, которое будет высасывать свежесть и энергию из вашей аудиосистемы. Если же у вас изначально глухое помещение, придется удалять плотные шторы, ковры и другие элементы интерьера, пока вы не добьетесь прозрачного звучания. В качестве звукопоглощающих материалов используют также, как специальные панели, так и разнообразные подручные средства, вплоть до ячеистых упаковок от яиц. Подходящие материалы всегда найдутся, все дело лишь в нарушении эстетики помещения.

Определение акустических резонансов помещения

Каждое помещение имеет акустические резонансы или, как еще говорят, комнатные моды (англ. Mode). Пропорции комнаты, т.е. соотношения длины, ширины и высоты, задают расположение резонансов в частотном спектре. Таким образом, геометрические размеры помещения определяют частоты, на которых будут возникать резонансы при прослушивании музыки, т.е. отдельные, имеющие огромное значение для воспроизводимой музыки частоты будут или чрезмерно усиливаться или же подавляться в отдельных точках помещения.

Лучшим способом определения акустических резонансов и стоячих волн (низкие частоты имеют тенденцию распространяться, отражаться и накладываться друг на друга) в помещении считается использование специального программного обеспечения. Профессиональное программное обеспечение довольно дорого, требует установки микрофонов с последующим анализом акустических характеристик помещения. Если у вас есть такая программа для расчета акустических параметров, несомненно, следует ее использовать. Но если вы просто хотите получить общее представление о том, как ваша комната взаимодействует с системой можно использовать и более простые программы, известные также как акустические калькуляторы. В оригинальной статье предлагается использовать http://amroc.andymel.eu.

Один из русскоязычных упрощенных вариантов (Калькулятор аксиальных мод) можно найти на http://www.acoustic.ua/forms/calculator8.html, он обеспечивает упрощенный анализ продольных акустических резонансов (аксиальных мод) в комнате. Акустический калькулятор позволяет по размерам вашего помещения построить графики резонансов при распространении звуковых волн вдоль, поперек и по высоте комнаты. Если несколько резонансов помещения совпадают по частоте (интервал между ними равен нулю), то такие моды (резонансы) называются вырожденными. В этом случае на амплитудно-частотной характеристике, как правило, наблюдается выраженный пик. Проблемные частоты в интерфейсе программы будут выделены красным цветом.

Если два резонанса (моды) разделены интервалом 20 Гц и более, то такие моды называются изолированными. В этом случае на АЧХ помещения, как правило, наблюдается выраженный «провал». Проблемные интервалы будут выделены оранжевым цветом.

Эти пики с провалами на АЧХ и придают нежелательную окраску звучанию вокала и музыки. В особенности они заметны в диапазоне частот 95-175 Гц. Статические звуковые пики возникают в разных точках комнаты, в зависимости от положения акустических систем, размеров помещения и звуковой частоты. Вы можете определить такие пики, перемещаясь по комнате и слушая низкочастотный звук. Как только вы входите в зону стоячей волны, баса становится очень много, а в других местах его почти нет, теряется локализация и четкость баса он превращается в простое «буханье».

На частотах выше 300 Гц уже можно пренебречь влиянием резонансов помещения на тональный баланс. Предполагается, что на основе графика в продольной плоскости и по высоте комнаты можно выбирать оптимальное место, как для размещения акустических излучателей, так и место для слушателя. И, кроме того, основываясь на полученных данных по пикам и провалам, также проводится корректировка акустических характеристик помещения, которая уже гораздо сложнее установки звукопоглощающих покрытий в точках отражения для коррекции остальной части звукового диапазона. В этот комплекс мер могут входить как простейшие мероприятия, типа закрепления подушек в углах комнаты, так и устройство специальных «ловушек для басов» (типа резонатора Гельмгольца) для выравнивания нижней части АЧХ помещения. К сожалению, некоторые из этих методов требуют много места и в небольшой комнате не применимы по причине отсутствия для них пространства. В идеале, вы должны иметь комнату для прослушивания с объемом более 40 кубических метров, тогда будет гораздо легче настроить акустику помещения.

Есть много готовых великолепных решений, многие из которых на самом деле дешевле, чем создание собственных устройств. Но если вы хотите сами заняться акустическим обустройством помещения, досконально разобраться в его особенностях и возможностях, то это тема уже отдельной статьи и не одной.

Не смотря на то, что акустические отражения могут сделать проблемы в ясности микса, те решения, которые предложил Mike Senior, в экономическом плане эффективны, и , и их реально осуществить для того, что бы проблема «эффекта гребенчатого фильтра» не стояла у вас на пути при создании записи коммерческого уровня. Не удивительно, что владельцы ультрасовременных студий пошли тем же направлением. Однако есть еще один аспект акустического проектирования, которым практически часто и сознательно пренебрегают из-за сложности проблемы и дороговизны – это резонанс помещения.

Mike Senior: «Что бы понять, как работает резонанс помещения – надо понять, как резонирует гитарная струна. При ее самой низкой резонансной частоте (первый уровень или, как еще говорят, «основной тон»), струна стационарна на концах и вибрирует, по большей части, в середине. Однако у струны есть вторая резонирующая тональность (второй уровень или обертон) – она вдвое больше первой частоты, так будто бы струну поделили на две равные вибрирующие части. Третья резонирующая тональность (третий уровень или второй обертон) имеет уже деление струны на три равные части, четвертая на четыре и т.д. верх по спектру.

Для чего нам нужен был пример со струной, а для того, что бы вы мысленно поняли, что воздушное пространство комнаты между ее параллельными границами (к примеру: между ее стенами напротив или пола и потолка) имеет такую же серию резонирующих частот. Простой, но не очень точный способ нахождения первой резонирующей частоты комнаты, является делением числа 172 на расстояние между двумя параллельными границами самого помещения (в метрах). Последующие значения обертонов будут кратны, как в примере со струной. К примеру, если потолок вашей студии 2.42 м от пола, то первая частота резонанса комнаты (в плоскости «пол-потолок») будет в пределах 71 Гц, вторая в 142 Гц, третья в 213 Гц, и т.д.

Каждый уровень резонирующих частот комнаты делит по-своему расстояние между ее границами, создавая свои равные интервалы. И если ваша точка прослушивания попадает между этими интервалами, то в звуковом спектре комнаты вы услышите понижение уровня на данной резонирующей частоте, а если же точка прослушивания попадет в середину интервала, то это приведет к ее увеличению. Поскольку каждая пара параллельных поверхностей внесет свою серию резонирующих частот (а большинство комнат имеют «прямоугольную» форму, а значит три пары), то студийное помещение щедро усыпано интервалами различных частот в трех плоскостях.

Рисунок: диаграмма демонстрирует влияние резонанса комнаты на АЧХ мониторной системы. На рисунке изображены уровни резонирующих частот комнаты длиною в 4,3 метра от передней до задней стенки. Резонанс будет происходить на 40 гц, 80гц, 120гц и 160гц. Буквой N отмечены границы интервалов, а буквой А середина интервала. Надо понимать, что они изображены на рисунке отдельно для ясности понимания, а в действительности они полностью наложены друг на друга. Два участка демонстрируют, насколько изменяется АЧХ при перемещении позиции прослушивания на расстояние равное 75 см.

Так что же все это значит на практике? А это значит, что даже первый уровень резонирующих частот помещения легко приподнимет спектр в области резонанса на 20 дб. Только летающая свинья, вероятно, сможет найти место в студии, которое дает верный спектральный баланс, если одновременных резонансов будет несколько. Плюс к этому, если вы перемещаетесь по студии, частотная характеристика мониторной системы будет «корчится» как «уж на сковороде». Я попытался проиллюстрировать изменения АЧХ на рисунке. Но что бы быть точным, скажу, что уровни резонирующих частот первым делом влияют на нижнюю часть спектра, так как высокочастотные резонансы более легко глушатся за счет правильной обстановки помещения, но оставшиеся зоны бедствия ниже 1кгц реально подпортят вам правильное микширование.

Так как каждая комната отличается своим строением, то проведите вот такой вот эксперимент, чтобы получить реальную картину влияния резонанса комнаты на вашу систему мониторинга: воспроизведите файл LFSineTones сидя в точке прослушивания перед мониторами и сравните относительную громкость чистых синусоидальных полутонов. Они буду проигрываться в порядке увеличения в диапазоне трех октав. Если ваша студия подобна тем маленьким, непрофессионально подготовленным контрольным комнатам, то вы заметите, что некоторые полутона практически не слышимы, в то время как другие будут явно громкими. Таблица 1 показывает, какие полутона, а так же их частоты, проигрываются во времени в файле LFSineTones. Поэтому прихватите карандаш и отметьте те своенравные частоты, которые выделяются уровнем. Теперь переместитесь от точки прослушивания на несколько десятков сантиметров в любую сторону, и вы заметите, что те частоты, которые были сверхактивны, теперь тихие, а те, что были тихими прежде – сверхактивны.

Теперь будет довольно разумно сказать, что синусоиды имеют мало общего с реальной музыкой, поэтому вам надо сосредоточиться на том насколько реально воздействует резонанс комнаты на бас-партию профессиональных коммерческих треков (как вы знаете, у них в данной тематике проблем нет). Я предлагаю как эталон песню “All Four Seasons”, она придумана и сведена Hugh Padgham (Хью Пэдгемом) для струнного альбома Mercury Falling. Диапазон баса на данном треке довольно таки широк, но при этом чрезвычайно непротиворечив, таким образом, басовые ноты при проигрывании на любой системе мониторинга в данной песни будут довольно-таки ровными. Если при прослушивании они оказались не ровными, то вам следует строго задуматься о том, как правильно микшировать в данной ситуации.»

Звук, слышимый нами в комнате прослушивания или в помеще­нии для домашнего кинотеатра, формируется работой звуковоспроизво­дящего оборудования и акустическими свойствами окружающего нас про­странства. Тональный баланс и тембр звука может значительно изменяться в зависимости от места расположения слушателя, громкоговорителей и геоме­трии комнаты. Более того, собственные акустические резонансы помещения (их еще называют стоячими волнами или комнатными модами) могут оказывать такое влияние, что даже будут преобла­дать над звуком исходной фонограммы.

Расположение громкоговорителей в комнате прослушивания
и комнатные моды

Звук, слышимый нами в комнате прослушивания или в помеще­нии для домашнего кинотеатра, формируется работой звуковоспроизво­дящего оборудования и акустическими свойствами окружающего нас про­странства. Тональный баланс и тембр звука может значительно изменяться в зависимости от места расположения слушателя, громкоговорителей и геоме­трии комнаты. Более того, собственные акустические резонансы помещения (их еще называют стоячими волнами или комнатными модами) могут оказывать такое влияние, что даже будут преобла­дать над звуком исходной фонограммы.

Стоячие волны создают в помещении серию «пиков» и «провалов», при этом в определенных зонах уровни громкости могут быть как выше, так и ниже вос­производимых источником.

Звуковое давление, создаваемое модами, имеет более высокие уровни возле стен, еще более оно высоко в зонах двугранных угловых (стыки стена/потолок, стена/ пол, стена/стена), а самые высокие уров­ни наблюдаются в зонах трехгранных угловых (стыки стена/стена/потолок или стена/стена/пол).

Пропорции комнаты, т.е. соот­ношения длины, ширины и высоты, задают расположение комнатных мод в частотном спектре, а также плотность их распределения. Размеры, как таковые, определяют частоты, на которых имеют место резонансы, т.е. то, будут ли от­дельные, имеющие огромное значение для воспроизводимой музыки частоты усиливаться, или же подавляться. В пря­моугольных комнатах с ровными и от­ражающими поверхностями (стенами, полом и потолком) эти резонансы легко могут быть вычислены по следующей, хорошо известной формуле:

f = (c /2)·(√(n x / L x ) 2 +( n y / L y ) 2 +( n z / L z ) 2)

где n x , n y и n z - целые числа, а L x , L y и L z - это соответственно длина, ширина и высота помещения.

Для вычисления всех мод необходи­мо перебрать все возможные комби­нации из трех целых чисел N x , Ny, N z . На практике же достаточно вычислить только низкочастотные моды, т.е. огра­ничиться максимальным значением N = 4.

Существует три типа резонансных мод - аксиальные, тангенциальные и на­клонные (косые).

Аксиальные моды возникают между парой противоположных стен вдоль одного из размеров комнаты стен вдоль одного из размеров комнаты.

Наклонные (или косые) моды возни­кают при участии всех шести внутрен­них поверхностей комнаты.

Аксиальные моды, как правило, являются самыми интенсивными из всех и при определенном допущении для оценки распределения комнатных ре- зонансов можно пренебречь влиянием тангенциальных и косых мод. Рассчитать аксиальные комнатные моды можно вручную, а также с помощью несложно­го акустического online калькулятора (http://www.acoustic.ua/forms/calculator7_1.html).

В помещениях небольшого размера влияние комнатных мод продлевает время затухания звука и увеличивает не­равномерность амплитудно-частотной характеристики. Основные проблемы возникают на НЧ из-за сравнительно низкой плотности резонансных мод в диапазоне 40-300 Гц.

Наличие резонансных мод в по­мещении приводит к нежелательному окрашиванию звука и появлению ярко выраженных дефектов тонального баланса. Фонограмма приобретает ха­рактерное «коробчатое» звучание.

Проектировщики студий звукоза­писи и музыкальных комнат стараются решить эту проблему путем исполь­зования комнат с соответствующими пропорциями, располагая слушателей и громкоговорители в нужных местах, а также применяя специальные низкочастотные поглотители.

Выбор «правильных» комнатных пропорций позволяет значительно снизить влияние комнатных резонансов и ослабить слышимое воздействие мод.

За последние десятилетия было пред­ложено большое количество подходов к поиску оптимальных соотношений размеров комнат. В большинстве своем в этих методиках стремятся избежать случаев, в которых повторяющиеся моды располагаются в узком диапа­зоне частот.

Тангенциальные моды образуются, когда звуковая волна многократно переотражается четырьмя поверх­ностями, пары которых параллельны друг другу.

Многие известные акустики занима­лись данной проблемой. В результате, в практике архитектурной акустики устоялось несколько наиболее удачных соотношений комнатных размеров.

В 1996 году после серии исследо­ваний, проведенных в инженерном департаменте ВВС (Research Department Engineering Division of ВВС), Роберт Волкер (Robert Walker ) разработал критерий качества музыкальной ком­наты, основанный на вычислении среднеквадратичного расстояния между модальными частотами. Этот метод позволяет получить ряд практичных и почти оптимальных размеров комнаты. В 1998 году формула, предложенная Волкером, была принята в качестве стандарта Европейским Радиовеща­тельным Союзом (European Broadcasting Union , TR R 22, 1998) и Международ­ным Телекоммуникационным Союзом (International Telecommunication Union ITU - R BS .1116-1, 1998) и рекомендована к применению при строительстве студий­ных помещений и музыкальных комнат прослушивания.

Соотношение выглядит следующим образом:

1.1 w / h <= l / h <= 4.5 w / h - 4, l / h < 3, w / h < 3 где l - длина, w - ширина, h - высота помещения. Кроме того, должны быть исключе­ны целочисленные отношения длины и ширины помещения к его высоте в пределах +/- 5%.

Интерактивный калькулятор для расчета оптимальных размеров комнаты прослушивания доступен по ссылке http :// www . acoustic . ua / forms / calculator 7_1. html .

Описанная формула позволяет рассчитать не идеальные, но вполне приемлемые соотношения линейных размеров студийных помещений, контрольных комнат и музыкальных комнат прослушивания с точки зрения уменьшения влияния низкочастотных резонансов.

Тем не менее, очень часто прихо­дится иметь дело с комнатой, форму которой изменить уже невозможно. В этом случае важным инструментом для снижения влияния комнатных резо­нансов является правильное взаимное расположение акустических систем относительно друг друга, ограждающих конструкций и зоны прослушивания.

В практике критического прослуши­вания существует несколько подходов к расстановке акустических систем в по­мещении. Один из них был разработан Джорджем Кардасом (George Cardas) на основе реализации принципа «золотого сечения». Данная методика применима к любым корпусным акустическим систе­мам, в случае их размещения в любом прямоугольном симметричном поме­щении с сопоставимыми размерами. В правильности такого подхода можно легко убедиться путем непосредствен­ного прослушивания без использования специальной аппаратуры.

Установка акустических систем в замкнутом помещении приводит не только к возбуждению комнатных мод, но и к возникновению интерференционных искажений, обусловленных взаимодействием прямого звука гром­коговорителей с отражениями звуковых волн от ограждающих конструкций (так называемый SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). При этом, из сигнала, доходящего до зрителя, исчезает полезная информа­ция в целом наборе информационно- значимых частотных полос, что сильно искажает тональный баланс исходной фонограммы. Частоты, на которых воз­никает нежелательное акустическое взаимодействие, пропорциональны расстоянию от громкоговорителей до стен помещения и в основном находят­ся в диапазоне 50-250 Гц.

На звучание стереосистемы более всего влияют искажения, обуслов­ленные взаимодействием (в порядке значимости):

Громкоговорителя с ближайшей боко­вой стеной;

Громкоговорителя с фронтальной стеной;

Громкоговорителя с дальней боковой стеной.

Рассмотрим варианты размеще­ния акустических систем в комнатах различной формы и методы борьбы с нежелательными акустическими дефектами.

Комната прослушивания с продольной ориентацией

Использование принципа «золотого сечения», позволяет расположить громкоговорите­ли в музыкальной комнате таким образом, чтобы рассогла­совать частоты, на которых проявляются акустические дефекты, а также исключить или значительно уменьшить унисон вредных резонансов. Для того, чтобы расположить корпусные акустические систе­мы в прямоугольном симме­тричном помещении в соответ­ствии с принципом «золотого сечения» необходимо запомнить две простые формулы:

Расстояние от центра низкочастот­ного громкоговорителя до боковой стены:

Ширина помещения RW, (м) х 0,276

Расстояние от центра низкочастотно­го громкоговорителя до фронтальной стены:

Ширина помещения RW, (м) х 0,447

После того, как громкоговорители в помещении расставлены по принципу «золотого сечения», необходимо вы­брать позицию слушателя в ближнем звуковом поле. Местора­сположение слушателя определяется только расстоянием между центрами громкоговорителей и не связано с раз­мерами самого помещения.

В общем случае оба громкоговори­теля и голова слушателя должны быть расположены в вершинах равносторонне­го треугольника. Длина стороны треу­гольника должна быть равна расстоянию между громкоговорителями. Важность симметричного расположения акустиче­ских систем в маленькой комнате нельзя переоценить. Когда громкоговорители расположены согласно принципу «золото­го сечения», необходимо их немного раз­вернуть в сторону слушателя. Это можно сделать, полагаясь на слух. Обычно достаточно разворота громкоговорителей в пределах 5-6 градусов. Корпусные гром­коговорители обычно требуют немного большего угла разворота, чем панельные.

Расположение слушателя в ближнем поле обеспечивает прекрасную стерео- панораму. Этот прием, как правило, ис­пользуется в студиях звукозаписи. Тем не менее, это не является универсаль­ным рецептом для музыкальных комнат прослушивания. Очень часто удаление точки прослушивания от плоскости раз­мещения акустических систем бывает более предпочтительным для создания реалистичной звуковой сцены. Опти­мальное расстояние «с» может иметь значение в пределах 0,88-1,33 относи­тельно расстояния между фронтальны­ми громкоговорителями.

Комната прослушивания в форме «золотого кубоида»

Комната прослушивания в форме «золотого кубоида» име­ет размеры:

h х 1,62 h х 2,62 h , где h - это высота помещения. Соотношения между линейными размерами такой комнаты соответствуют принципу «золотого сечения» или иррациональной последовательно­сти чисел Фибоначчи. С точки зрения акустики комната в форме «золотого кубоида» обладает одним замечательным свойством. Так как основные резонансные частоты помещения отличаются друг от друга в соотношении «золотого сечения» (пропорционально размерам комнаты), то взаимодействие стоячих волн (всех типов!!!) не увеличивает, а, наоборот, частично компенсирует неравномерность звукового поля. Это приводит к более естественному звуковосприятию в по­мещениях малого объема (менее 100 м3) на низких частотах.

Для вычисления месторасположе­ния громкоговорителей в музыкальной комнате, выполненной в форме «золо­того кубоида» можно воспользоваться методом отношений или числами Фибоначчи. Оба способа вычислений приводят к одина­ковому результату.

Комната прослушивания с поперечной ориентацией

Если акустические системы в пря­моугольной комнате прослушивания расположены вдоль длинной стены, во фронтальных углах помещения не­обходимо начертить прямоугольники в пропорции «золотого сечения».

Квадратная комната прослушивания

Если Вам не повезло и у вас квадратная комната прослушива­ния, так же, как и в предыдущем случае, во фронтальных углах комнаты нужно начертить «золо­тые» прямоугольники и провести через них диагональные линии. Громкоговорители необходимо располагать вдоль этих линий.

Выполнение этих несложных рекомендаций, основанных на применении гармонического принципа «золотого сечения», по­зволяет без каких бы то ни было затрат значительно улучшить звучание звуковоспроизводящей аппаратуры в любом симметрич­ном помещении прямоугольной формы. Однако, необходимо отметить, что вышеизложенные рекомендации не являются панаце­ей от всех акустических несчастий, а касаются только коррекции дефектов, вызванных, прежде всего, влиянием нежелательных комнатных резонансов. Но это та база, основываясь на которой можно выстроить прекрасно звучащую стереосистему, дарящую радость и удо­вольствие своему владельцу.

Рекомендуем почитать

Наверх