Презентация на тему лист и его строение. Презентация к уроку "Лист - орган растения" презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Водоёмы 30.06.2020
Водоёмы

Внешнее строение листа Выполнила Акимова Н.А. Учитель биологии и химии МОУ «Волошовская СОШ»

Ответы на тест Вариант 1 А 1 – 3 А 2 – 2 А 3 – 1 А 4 - 1 Вариант 2 А 1 – 4 А 2 – 2 А 3 – 3 А 4 – 3

Все ли листья одинаковы внешне? Чем листья отличаются друг от друга? Что общего в их строении?

От чего зависит жизнь на Земле? Почему у растений такая мощная громадная крона?

Какие основные функции выполняет лист? испарение фотосинтез дыхание

Строение листа листовая пластинка черешок основание листа

Лист черешковый

Лист сидячий

Формы листовой пластинки 1. Широкояйцевидный лист 2. Округлый 3. Обратноширокояйцевидный 4. Яйцевидный 5. Эллиптический 6. Обратнояйцевидный 7. Узкояйцевидный 8. Ланцетный 9. Продолговатый 10. Обратноузкояйцевидный 11. Линейный

Форма края листовой пластинки

Простые листья Сложные листья

Типы жилкования листьев Жилки – проводящие пучки листьев

Признаки растений двудольные однодольные число семядолей две одна корневая система стержневая мочковатая жилкование листьев сетчатое дуговое, параллельное

Исключение Подорожник Вороний глаз

название растения листья простые или сложные Жилкова-ние листорасположение двудольное или однодольное Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). синквейн

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П Тема: «Внешнее строение л иста» Подготовила: у читель биологии МБОУ «Ромодановская СОШ №2» Елизарова Лидия Николаевна

Задачи урока: 1.Познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия. 2. Развивать умения проводить сравнения, делать выводы, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев.

Проблемная задача Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные. Виктория регия - диаметр листа 2,2 м Ряска имеет самые маленькие плавающие листья Пальма Рафия имеет лист длиной 20 м

Гипотеза: Листья разных растений имеют сходные и отличительные признаки

Задание №1 1. Рассмотрите рисунок « Внешнее строение листа». Изучите, из каких основных частей состоит лист. 2. Найдите на гербарии основные части листа. 3. Все ли листья имеют черешок? Рассмотрите рисунки в приложении. Как называются такие листья? 3.Выполните задание 33 в рабочей тетради. 4.Сделайте вывод.

Вывод: Лист состоит из листовой пластинки с жилками и основания. Листья могут быть черешковые и сидячие.

Задание №2 1. Используя знания о внешнем строении листа, сравните листья гербария под №1и №2. Чем они отличаются? 2. Найдите в приложении определение «простые листья», «сложные листья». 3. Выполните упр.36 в рабочей тетради. 4. Сделайте вывод.

Вывод: Лист, состоящий из одной листовой пластинки и одного черешка, называется простым. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черенком небольшими черешками, называют сложным.

Разнообразие листьев

Задание №3 Познакомьтесь с формами листовой пластинки простых и сложных листьев. 2. Ответьте на вопросы: 1) Какая форма листовой пластинки характерна для простых листьев? 2) Какая форма листовой пластинки характерна для сложных листьев? 3. Определите форму листовой пластинки у листьев гербария №1 и №2. Запишите в тетрадь.

Вывод: Растения отличаются друг от друга разными формами листовых пластинок, что важно для определения растений.

Задание №4 1. Рассмотрите рисунок. 2. Какие типы жилкования выделяют? 3. Заполните схему: (в тетради) Тип жилкования 4 . Определите тип жилкования листьев гербария №1 и №2. Запишите в тетрадь. 5. Сделайте вывод.

Тип жилкования Перистое

В ывод: Выделяют следующие типы жилкования: параллельное, сетчатое (пальчатое, перистое), дуговое. Это важный признак при определении растений.

Листья разных растений имеют сходство во внешнем строении. Листья имеют отличительные признаки, которые помогают распознавать растения по видам.

Функции листа 1) Лист обеспечивает улавливание света. 2) Л ист обеспечивает образование органических веществ. 3) Лист обеспечивает дыхание. 4) Лист испаряет воду, защищая растения от перегрева. 5) Лист может обеспечивать защиту (эта роль есть у видоизмененных листьев- колючек).

Большое спасибо за внимание


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЛИСТ - ЧАСТЬ ПОБЕГА. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА. ТИПЫ ЛИСТЬЕВ. Ерёмкина Е.В. – учитель биологии МОУ СОШ № 3 г.Вольска Саратовской обл.

ЛИСТ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЙ БОКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОБЕГЕ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА: 1 – ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА; 2 – ЖИЛКИ; 3 – ЧЕРЕШОК; 4 – ПРИЛИСТНИКИ; 5 – ОСНОВАНИЕ ЛИСТА.

 ЖИЛКИ - ДЛИННЫЕ ПОЛОСКИ СОСУДИСТОЙ ТКАНИ ВНУТРИ ЛИСТА. СНАБЖАЮТ ЛИСТ ВОДОЙ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПЕРЕНОСЯТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ПРОИЗВЕДЁННЫЕ В ЛИСТЕ. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

ПЕРИСТОЕ И ПАЛЬЧАТОЕ ЖИЛКОВАНИЕ – У ЛИСТЬЕВ ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ И ДУГОВОЕ ЖИЛКОВАНИЕ – У ЛИСТЬЕВ МНОГИХ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ.

 СТОЛБЧАТЫЙ (ПАЛИСАДНЫЙ СЛОЙ) КЛЕТОК. РАСПОЛОЖЕН ПОД ВЕРХНЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛИСТА, СОДЕРЖИТ МНОЖЕСТВО ХЛОРОПЛАСТОВ. СТОЛБЧАТЫЕ КЛЕТКИ КОЖИЦА  СНАРУЖИ ЛИСТ ПОКРЫТ КОЖИЦЕЙ. ГУБЧАТЫЕ КЛЕТКИ  ГУБЧАТЫЙ СЛОЙ. СЛОЙ КЛЕТОК, ИМЕЮЩИХ НЕПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ И СВОБОДНЫЕ ПРОМЕЖУТКИ, В КОТОРЫХ ЦИРКУЛИРУЮТ ГАЗЫ. МЕЗОФИЛЛ  НА НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛИСТА – ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ ПАРНЫЕ ЗЕЛЁНЫЕ КЛЕТКИ, МЕЖДУ НИМИ – ЩЕЛЬ. УСТЬИЦЕ – ПАРА ЗАМЫКАЮЩИХ КЛЕТОК И МЕЖКЛЕТОЧНАЯ ЩЕЛЬ. ЧЕРЕЗ УСТЬИЦЕ ПРОИСХОДИТ ГАЗООБМЕН И ИСПАРЯЕТСЯ ВЛАГА.

ФОТОСИНТЕЗ, ГАЗООБМЕН И ЛИСТОПАД – ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЗЕЛЁНЫМ ЛИСТОМ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ ХОРОШО ПРИСПОСОБЛЕНО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ. ПРИОБРЕТАЯ НОВЫЕ ФУНКЦИИ, ЛИСТ ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ. ФУНКЦИИ ЛИСТА

ХЛОРОПЛАСТЫ СОДЕРЖАТСЯ ТОЛЬКО В РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТКАХ. ИХ НАРУЖНЯЯ МЕМБРАНА ГЛАДКАЯ, А ВНУТРЕННЯЯ ОБРАЗУЕТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СКЛАДКИ. МЕЖДУ НИМИ НАХОДЯТСЯ СТОПКИ, СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПУЗЫРЬКОВ, НАЗЫВАЕМЫХ ГРАНАМИ. В НИХ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗЁРНА ХЛОРОФИЛЛА, ЗЕЛЁНОГО ПИГМЕНТА, ИГРАЮЩЕГО ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА. В ХЛОРОПЛАСТАХ ОБРАЗУЕТСЯ АТФ, А ТАКЖЕ ПРОИСХОДИТ СИНТЕЗ БЕЛКА. 2 1 – ТИЛАКОИД СТРОМЫ; 2 – ВНЕШНЯЯ МЕМБРАНА; 3 – ТИЛАКОИД ГРАНЫ; 4 – ВНУТРЕННЯЯ МЕМБРАНА. СТРОЕНИЕ ХЛОРОПЛАСТА ХЛОРОПЛАСТЫ – ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ. ХРОМОПЛАСТЫ – КРАСНЫЙ И ЖЁЛТЫЙ. ЛЕЙКОПЛАСТЫ – НЕОКРАШЕННЫЕ ЧАСТИ РАСТЕНИЯ.

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ: 1 – СИРЕНЬ; 2 – ЯБЛОНЯ; 3 – КЛЁН; 4 – КЛЕВЕР; 5 – ОДУВАНЧИК; 6 – ШИПОВНИК; 7 – МАЛИНА; 8 – ЗЕМЛЯНИКА; 9 – ЛЮПИН. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ФОРМ И РАЗМЕРОВ ЛИСТЬЕВ, НО ВЫДЕЛЯЮТ ТОЛЬКО ДВА РАЗЛИЧНЫХ ТИПА. ПРОСТЫЕ ЛИСТЬЯ СОСТОЯТ ИЗ ОДНОЙ ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ. СЛОЖНЫЕ ЛИСТЬЯ ОБРАЗУЮТСЯ НЕСКОЛЬКИМИ МЕНЬШИМИ ЛИСТОВЫМИ ПЛАСТИНКАМИ, НАЗЫВАЕМЫМИ ЛИСТОЧКАМИ, РАСТУЩИМИ ИЗ ОДНОГО ЛИСТОВОГО ЧЕРЕШКА.

ТИПЫ СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО ВЕРХУШКИ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО КРАЯ

ТИПЫ ЛИСТА ПО ФОРМЕ ЕГО ЛИСТОВОЙ ПЛАСТИНКИ

ОСОБЫЕ ЛИСТЬЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

Презентация по биологии по теме «Внешнее строение листа».

Пояснительная записка.

Презентация по теме «Внешнее строение листа» является сопроводительным наглядным материалом для проведения урока в 6 классе по теме «Внешнее строение листа». Разработанная презентация ориентирована на работу по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», рекомендованного для учащихся 6 класса основной школы. К презентации прилагается сопроводительный материал в виде конспекта урока (приложение 1)

Приложение 1.

Внешнее строение листа.

Цель: Способствовать формированию представлений о многообразии листьев, создать условия для формирования умения распознавать простые и сложные листья, их жилкование..

Задачи:

Образовательные: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования; учить различать простые и сложные листья.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с гербарным материалом, учебником и тетрадью; продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности; осуществлять анализ, синтез сравнивать, обобщать; формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать внешнее листа, его роль в жизни растения;

Уметь различать простые и сложные листья, особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Познавательные: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение.

Личностные:

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока : изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Что называют побегом?

Каково значение побега в жизни растений?

Что такое почка?

Какое строение имеет почка?

Чем отличается вегетативные (листовые) почки от генеративных (цветочных) почек?

За счет чего происходит развитие побега?

1. Из почки на побеге появляется:

А) корень; Б) лист; В) новый побег

2. Промежутки между листьями на побеге называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:

А) вегетативными; Б) генеративными

4. Почки - это:

A) зачаточный побег

Б) зачаточные листья

B) видоизмененный побег

Г) видоизмененные листья

5. Место прикрепления листьев к побегу называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

3. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд 2) Отгадайте загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят (щелчок 1,2,3)

Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

Правильно. Познакомимся со строением листа

(Слайд 3) Тема урока. Внешнее строение листа.

Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны будете узнать.

Изучение новой темы.

(Слайд 4)

Листья бывают разные…

Желтые, зеленые, красные,

Перистые, округлые, овальные.

С зубчиками и цельнокрайние.

А могут быть простыми и сложными,

Сидячими и черешковыми.

А в прочем не важно какими…

Ведь растения питается ими.

В листьях фотосинтез идет,

А он органические вещества для жизни дает!

Ты понапрасну, дружок, лист не рви!

А лучше внешнее строение его учи!

Самый большой лист у виктории амазонской до 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок.

Самый маленький лист у ряски диаметр листа достигает 3мм.

(Слайд 5) листья имеют различную форму, все они выполняют три основных функции.

(слайд 6) (щелчок 1,2,3) листья испаряют воду,(щелчок 4,5,6,7,8) поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза, (щелчок 9,10,11,12,13) осуществляют газообмен, при этом поглощают кислород и выделяют кислород.

(слайд 7) Внешнее строение листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

большинство листьев зелёного цвета,

состоят из: (щелчок 1,2) - листовой пластинки - расширенной части листа, (щелчок 3,4) черешка - узкой стеблевидной части листа, (щелчок 5,6) основание листа - часть, которой черешок прикрепляется к стеблю, (щелчок 7,8,9) имеют жилки- проводящие сосуды листа.

(Слайд 8) У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

(щелчок 1) с прилистниками (щелчок 2) без прилистников

(щелчок 3,4) примеры

(слайд 9) Прикрепление листьев к стеблю

(щелчок 1) Черешковые (щелчок 2) Сидячие

(щелчок 3,4,5,6) примеры

Зарисуйте внешнее строение листа. Подпишите основные части.

(Слайд 10) Что общего в строении простых листьев? Дайте определение, какой лист называется простым?Простые листья состоят из одной листовой пластинки

(слайд 11) Что общего в строении сложных листьев? Дайте определение, какой лист называется сложным?Сложные листьясостоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

Физкульминутка.

Из - за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный

Ветер стих. Вздохнули дружно

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

(слайд 12) простые и сложные листья имеют разную форму края листовой пластинки.

(слайд 13) (щелчок 1,2,3) листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.

Жилки проводят питательные вещества и воду и придают листу прочность.

(щелчок 4,5) параллельное - жилки расположены параллельно друг другу (щелчок 6,7) сетчатое - жилки ветвятся, образуя сплошную сеть (щелчок 8,9) дуговое - жилки расположены в виде дуги

(слайд 14) среди листьев с сетчатым жилкованием выделяют (щелчок 1,2) перистое и

пальчатое (щелчок 3,4) примеры

(слайд 15) Лабораторная работа

« Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель работы: познакомиться с особенностями строения простых и сложных листьев, их жилкованием и типами листорасположение

Оборудование: гербарный материал или слайд 16

Ход работы по инструкции в учебнике на стр. 35-36.

Первичное закрепление знаний.

(слайд 17) Денису и Ане необходимо собрать гербарий. Ане необходимо собрать растения только с простыми листьями, а Денису - со сложными листьями? Помогите ребятам правильно собрать гербарий.

(слайд 18) Чтобы добраться до института, исследователю необходимо сфотографировать несколько растений с определенными видами листьев. Исходя из характеристик этих листьев, определите, какие растения и в какой последовательности сфотографирует исследователь.

Растение имеет:

Сложные листья.

Простые листья.

Сидячий лист.

Лист с прилистником.

Лист с дуговым жилкованием.

(слайд 19,20,21,22) В предложенном наборе листьев найдите одно лишнее. Аргументируйте свой выбор.

Домашнее задание.

§ 6. вопросы на странице 36

(слайд 23)

Рефлексия. Подведение итогов .

Там в зарослях лесных

Где все для сердца мило…

Загадками природа нас одарила.

Для всех умеющих их тайну разгадать -

«Спасибо за урок!» - я говорю опять.

Тяну земные я ладошки от солнца – лучики по крошке Я собираю день-деньской, труд выполняя важный свой О чём эта загадка?


Тема урока: «Внешнее строение листа. Видоизменения листьев. Листопад».

Цель урока: изучить внешнее строение листа, разнообразие листьев, видоизменения листьев и их функции, сформировать представление о явлении листопада, его значении.


Самые мелкие листья Водное растение Ряска (в диаметре 2-3мм)


Рекордсмен по величине листьев Виктория амазонская (до 2м в диаметре)



Внешнее строение листа .

лист

Листовая

пластинка

Черешок

Основная часть

Удлиненная часть,

прикрепляющая

листовую

пластинку к узлу

стебля

листа,

имеющая плоскую

форму


Листья могут быть:

листья

Черешковые

Сидячие


Листья

Сложные на общем черешке несколько

листовых пластинок

Простые

если на черешке

одна листовая

пластинка


Сложные листья бывают :

Сложные

листья

Тройчатые

Пальчатосложные

Перистосложные

Парноперистосложные

Непарноперистосложные


Сосудисто-волокнистые пучки, соединяющие лист со стеблем - жилки

Расположение жилок в

листовой пластинке – жилкование

Жилкование

дуговое

сетчатое

параллельное


Листорасположение – определённый порядок расположения листьев на стебле.

Листорасположение:

  • Очередное
  • Супротивное
  • Мутовчатое

Видоизменения листьев

Какие функции выполняет лист?


1. Мясистые листья (Агава)

Функция – запас воды


2. Колючки (кактусы)

Функция – уменьшают испарение воды


Колючки

у Барбариса выполняют защитную функцию


3. Усики (горох)

Функция – поддерживают стебель в определённом положении


4. Чешуйки (лук репчатый)

сухие (защита)

Чешуйки

сочные

(запас

питательных

веществ)


5. Ловчие листья Насекомоядных растений

Росянка



«Листья – капканы» Венериной мухоловки


«Кувшинчик» Непентеса


Растения

Вечнозелёные

Листопадные

  • листья живут несколько месяцев;
  • массово сбрасывают листья;
  • листья живут несколько лет;
  • сохраняют листья круглый год;
  • опадают постепенно

Рекомендуем почитать

Наверх