Иверская икона божьей матери. В чем помогает чудесный образ иверской иконы

Водоёмы 16.10.2019
Водоёмы

Я долго молилась Господу о новом жилище, в котором будет много места для всех детей. И наконец - долгожданный переезд! Но дом оказался многоквартирным, и сразу на двух этажах у меня завязались знакомства - в одной из квартир жили земляки, во второй - бывшие коллеги (все же земля круглая!), после чего…

Двери нашей квартиры перестали закрываться! Все время захаживали гости, что меня, интроверта по натуре, сильно угнетало - а показать им на дверь не позволяло воспитание.

Поэтому я попросила священника подсказать, нельзя ли повесить у двери какую-то икону, чтобы у дома появился небесный защитник от нежеланных посетителей. Так я и познакомилась с Иверской Богоматерью.

Иверская икона имеет много названий, часть из которых народные: Вратарница, Привратница, Портаитисса (та же Вратарница, но в переводе с греческого).

Свое основное название икона получила благодаря святой обители, где находится: это Афонский Иверский мужской монастырь.

Историю этой иконы можно очертить несколькими вехами:

  • Образ очень старинный. Считается, что его написал сам апостол , когда Мать Иисуса была жива.

  • В 9 веке был издан указ об уничтожении всех икон. Такая участь грозила и старейшему образу Богоматери, но вдова, живущая возле Никеи, успела спрятать его в своем доме. Правда, это не осталось тайной, и вскоре у ее порога стояли солдаты. Они пытались отобрать образ. Один из них даже ударил икону копьем, попав по щеке Богородицы. Из пронзенного места начала капать кровь.
  • Вдова схватила раненый лик и побежала к морю. Она понимала, что даже если эти солдаты и отпустили ее (чудо, случившееся с иконой, убедило их, что уничтожать святыни нельзя), надругательство над образом - дело времени. Не зная, что делать, она опустила икону в волны, отдавая ее на волю Господа - и она уплыла. О ней никто не слышал около 200 лет.

  • Монахи Иверского грузинского монастыря как-то увидели огненный столб. На его верху виднелась эта икона. Ее узнали, так как бывший настоятель монастыря (сын той самой вдовы) в свое время описал и саму икону, и рану на ланите Богородицы. Образ плавал в море, но достать его монахи не могли. И только тогда, когда после продолжительных молитв к одному брату во сне пришла Богородица и разрешила взять икону, они смогли ее достать.
  • Братья помолились, благодаря Бога за явление им святого образа, и внесли его в храм. Но когда утром проснулись, удивились: икона висела над входом! Кто ее туда перенес, никто не ведал. Боясь, что святыню испортит солнце и дождь, монахи вновь спрятали ее… А она вновь вернулась на свое место.
  • Одному из монахов, Гавриилу Святогорцу, пришла во сне сама Царица Небесная, сказав, чтобы больше икону не снимали: ее место именно над воротами, так как образ должен защищать вход в монастырь.

  • Обитатели Иверской обители не ослушались Деву, и икона до сих пор находится на том же месте, которое выбрала для себе сама. Хотя конечно, просто так висеть иконе они не дали, поставив специальную надвратную церковь, где и разместили святыню. Ее никогда не вывозили отсюда: монахи верят, что образ покинет гору только перед Вторым Христовым Пришествием.

Даты почитания иконы

Ее чтут и православные, и католики.

В наших церквях ее воспевают:

  • 25 февраля (или, если по старому стилю, то 12 февраля).
  • Во вторник Светлой Седмицы (это переходящий пасхальный праздник, который отмечают в апреле).
  • 26 (13) октября.

Чудеса, которые явил Иверский лик Богоматери

  • На месте, куда монахи сначала повесили икону, забил источник воды, чистой и сладкой. Он существует до сих пор. Вход к источнику выглядит так:

  • Когда-то монастырю угрожали персы, осадившие его со стороны моря. Монахи начали просить икону о помощи - в тот же день резко налетевший шторм потопил все корабли захватчиков, и монастырь был спасен.
  • Однажды в монастырь постучался человек, желающий переночевать. Но год был голодным, братьям на себя не хватало, и привратник попросил паломника заплатить за ночлег. Тот не смог, и его не впустили. После такой жадности все продукты в монастыре испортились. Бедняк же по дороге встретил женщину (это была Дева ), которая дала ему монету. Он вернулся в монастырь, чтобы заплатить и переночевать. Так монахи поняли, что их Заступница рассердилась на них, и до наших дней ни с кого не берут платы за ночлег.
  • Перед иконой всегда висит лампадка. Когда она без причины начинает раскачиваться, святые братья знают: скоро в мире произойдет потрясение или большое бедствие. А перед началом Первой мировой войны даже лицо Иисуса на иконе менялось: было по-детски нежным, стало рассерженным.

Иверско-Гавайская икона:

Один из списков Иверского образа Богородицы стал культовым среди православных США. Явился им он в 2007 году, с тех пор постоянно движется по церквям, где люди могут прикоснуться к этому мироточивому дару Господа.

А еще чудесной считалась Монреальская мироточивая икона. Этот список был создан на Афоне в 1981 году, он мироточил 15 лет. Больше об этом заграничном, но все же почти русском православном чуде вы можете узнать из этого видео:

От чего помогает Иверская Божья Матерь

  • Не зря ее назвали Вратарницей: икона может защищать дом от нежелательных посещений. Перед ней молятся также о защите жилища от воров, пожара, потопа. Также она поможет защититься от врагов.
  • Многим она помогла защититься или излечиться от недуга. Причем имеются в виду и телесные, и душевные заболевания.
  • Люди в селах просят эту икону дать им хороший урожай.
  • Она поможет вразумить человека, вставшего на неверный путь.
  • Наконец, Богородицу просят утешения в беде и горести. Причем правильно просить не только за себя, но и за близких. Также стоит замолвить словечко и за здравие врагов.

Как правильно молиться этой иконе

Вот специальная молитва о помощи, которую читают перед иконой в трудный час:Чаще всего ее помещают или над входной дверью, или напротив входа, чтобы Богородица смотрела в глаза всякому вошедшему.

Конечно, повесив икону, нужно рассказать о ней домочадцам, и детям тоже. Чтобы малыши лучше помогли суть святыни, можете показать им вот такой мультфильм, нарисованный специально об Иверской Божьей Матери.

Наверное, он - не для детсадовцев, а для школьников, так как поднимает много почти взрослых тем - скажем, тему личного выбора. В любом случае смотрите его вместе с детьми, ведь у них возникнет много вопросов, на которые вы, взрослые, уже знаете ответы:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Согласно преданию, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери, написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.

Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.

Предание

Первое известие о ней относится к IX веку, когда во время царствования греческого императора Феофила людей, почитавших иконы, предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери.

Однажды ночью к ней в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь.

Испугавшись, что святыню уничтожат, вдова пообещала императорским воинам деньги и просила их подождать до утра и не трогать икону. Жадные иконоборцы согласились, решив поживиться по случаю и смущенные кровью, выступившей на иконе.

Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения Святой иконы опустила ее в море. Каково было изумление вдовы, и ее сына, когда икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна, что касается ее сына — он благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Обретение

Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому Святая икона называется еще Вратарницей или Привратницей.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Описание

Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант "Одигитрии", который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском "Милостивая").

На иконе Пресвятая Богородица на левой руке держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой ланите Богоматери изображена рана, из которой сочится кровь, согласно сказанию, нанесенная иконоборцами. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

Своеобразна манера написания ликов — с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами, взгляд которых устремлен вперед, а выражение ликов сосредоточенное.

Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца.

По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Размеры иконы достаточно большие — высота составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров.

Значение

Иверская икона Божьей Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое Святое заступничество весь род людской. Явившись чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто день и ночь молится на Святой горе за весь род человеческий.

Иверская — это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

Чудотворная

Иверскую икону Божией Матери с давних пор почитают как чудотворную — в истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери.

Богоматерь явилась скорбящему настоятелю, когда голод угрожал Иверскому монастырю. Пресвятая Богородица послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Богоматерь чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.

Однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки попросили Божью Матерь о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.

Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К удивительным чудесам от иконы относится и то, что, находясь при монастырских вратах, она часто не допускает в обитель людей, которые имеют на душе какой-либо нераскаянный грех.

Чудесным образом она явилась и в обитель — по морю в огненном столпе к месту, который называется Климентова пристань. Именно в этом месте, недалеко от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица.

Урок Божьей Матери

Пресвятая Богородица не только помогала монахам, но и вразумляла и обличала их. Однажды один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. Бедняк, у которого не было денег, удрученный направился в Карею.

По дороге он встретил удивительную Женщину, которая подарила ему золотую монету для оплаты ночлега, и бедняк вернулся, чтобы переночевать в монастыре.

Монета оказалась очень древней, и в ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. Иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. В знак Божьего вразумления, после этого случая, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников.

Сама "Вратарница" никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно — накануне Рождества Христова, в день ее обретения Афонскими монахами, и на Успение Пресвятой Богородицы.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 годах монаху Феофану.

В Грузии

В Грузии находится точная копия Иверской иконы Божьей матери. По инициативе фонда "Иверииса" она написана специально для строящегося на горе Махата храма Иверской иконы Божьей матери. Икона прибыла в Грузию с горы Афон 5 апреля 2016 года.

Вместе с Иверской иконой Божьей матери в Грузию прибыла икона преподобного отца Гавриила Афонского. Фундамент храма был заложен и освящен 12 мая 2011 года, с благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Строительство храма осуществляется на пожертвования верующих и при содействии фонда "Иверииса", который создал оперный певец Паата Бурчуладзе. Предположительно, строительство храма завершится до 25 декабря 2017 года, к 40-летию интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Иверская

Главное предназначение образа — помощь людям, которые раскаялись в своих грехах. Икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Молиться могут и родственники, чтобы помочь своим близким людям.

Пред Иверской иконой Пресвятой Богородицы молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в своем доме возле входа, поскольку второе название этого образа — "Вратарница" и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей.

© photo: Sputnik / Stolyarov

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Иверская икона Божией Матери – одна из самых известных и почитаемых на горе Афон. Первые упоминания о ней датируются IX веком. Но православные люди верят, что лик был написан евангелистом Лукой и писался с самой Богоматери.

Значение иконы Иверской Божией Матери

История святого образа удивительна с самого начала его создания. Ещё при земной жизни Пресвятая Дева благословила апостола Луку написать Её изображение. Когда же евангелист предоставил написанную им икону, Богородица сказала, что отныне сила Господа и Благодать будут с этим образом.

Спустя 800 лет заветная икона оказалась у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никеи (Малая Азия). Женщина бережно хранила святыню, ведь в те времена (IX век) Византией правил император Феофил, который был жестоким иконоборцем. По его приказу Божественные лики тщательно разыскивали, их изымали из церквей, отбирали у местных жителей, обыскивая их дома. Верующие люди были свидетелями страшного зрелища – в кострах полыхали иконы.

В дом к благочестивой вдове, у которой хранилась упоминаемая икона, в один из дней тоже явились воины, посланные императором истреблять святые иконы. Один из них мечом ударил в ланиту Богородицы, изображенной на иконе. И тут произошло чудо – из раны потекла кровь. Воин ужаснулся от увиденного, с раскаянием пал на колени перед святым образом, оставил ересь, а позже принял иночество.

Женщина же решила скрыть святой лик, чтобы спасти его от поругания. Она всю ночь молилась о его спасении и получила знак свыше – Всевышний велел опустить икону в Средиземное море. На следующий день вдова так и сделала, и святой образ в вертикальном положении поплыл по волнам, а в небо от него уходил яркий столб света.

Спустя время сын благочестивой вдовы ушел на гору Афон для совершения монашеских подвигов. Он рассказал афонским инокам про икону Богородицы, которую его мать пустила в воду. Это предание сохранилось между старцами и передавалось из поколения в поколение.

Спустя два века монахи Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону «в столпе огненном». Старцу Гавриилу, жившему в это время в Иверском монастыре, во сне явилась Богоматерь и велела сообщить настоятелям и братии монастыря, что Она желает дать им в помощь и заступление Свою икону, повелев старцу без страха подойти к иконе по воде. Монахи долго пытались достать из моря святой образ, но никому это не удавалось. Смог это сделать только преподобный Гавриил, который с верой прошел прямо по воде, достал икону и вынес её на берег.

Святой образ иноки внесли в обитель и поставили в алтарь. На следующий день на месте иконы не оказалось. После продолжительных поисков её обнаружили на стене над монастырскими вратами и перенесли на прежнее место. Но на следующее утро икона опять оказалась над вратами. Это повторялось несколько раз, после чего над вратами обители построили храм, в котором святая икона находится и сегодня. По имени обители икону называют Иверской, а по месту её пребывания над вратами – Вратарницей, или Привратницей.

Афонские монахи с Иверской иконой Божией Матери

26 октября – Иверская икона Божией Матери

26 октября празднуется перенесение в Москву в 1648 году Иверской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконописному типу Одигитрия и почитается как чудотворная. Оригинал находится в Иверском монастыре на святой горе Афон (Греция). На Святом образе изображена Дева Мария с Младенцем в руках.

Иверскую икону считают покровительницей Москвы. Она много веков встречает людей, приезжающих в столицу России. Икона является списком с древнего образа, хранящегося в греческом мужском Иверском монастыре.

Спустя восемь веков после обретения иконы архимандрит Иверского монастыря Пахомий отправился в Москву собирать приношение в пользу обителей Святой Горы Афон. Вернувшись назад, он велел собрать всю свою братию. Всю ночь иноки вместе творили великое молебное пение, святили со святыми мощами воду и ею обливали новую доску из кипариса. Собрав снова воду в чашу, служили Божественную Литургию. Затем эту воду отдали лучшему иконописцу. Он, выдерживая строгий пост, смешал эту святую воду с красками и начал писать икону. В помощь ему иноки два раза в неделю совершали всенощные и Литургии. Так и появилась новая Иверская икона, ничем не отличающаяся от подлинника.

Перенесение списка иконы в Москву произошло в 1648 году. Святой образ торжественно встречали царь Алексей Михайлович со всем семейством, Патриарх Иосиф, духовенство, бояре и народ. Затем икону в свои палаты взяла Мария Ильинична, а после её смерти икона перешла к её дочери Софье Алексеевне, которая приняла монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре, где Божественный лик пребывает и доныне.

В память торжественной встречи и перенесения иконы в Москве у Воскресенских ворот была построена часовня, для которой был написан ещё один список, названный Московским. Вскоре от этого списка начали совершаться чудеса, а в часовни завели рукописную книгу для их записи.

Иверская часовня у Воскресенских ворот фото начало XX века

Жители Москвы, а также верующие, приезжающие в столицу, сильно почитали святую икону. С раннего утра и до вечера часовня была переполнена посетителями. Кроме общих молебнов, практически непрерывно служились заказные молебны. Едва ли в то время в Москве можно было встретить человека, который в течение жизни хотя бы раз не прибегал бы с молитвой к этой иконе и не находил бы в молитвенном обращении утешения и надежды.

В июле 1929 года часовню сначала закрыли, а потом разрушили. В ноябре 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексей II освятил закладной камень восстанавливаемой часовни. Через два года работы по восстановлению часовни были завершены и в Москву из Иверской обители на Афоне привезли написанную специально для этого случая Иверскую икону Божией Матери. Так святая икона вернулась на главные ворота города, которому покровительствует Богородица.


Восстановленная Иверская часовня у стен Московского Кремля

Для Москвы с чудотворной иконы Богоматери сделали три списка:

  1. В 1615 году патриарх Никон заказал список для Валдайского Иверского мужского монастыря.
  2. Список 1648 года поместили в Новодевичий монастырь.
  3. Третий список привезли в 1669 году для Никольского греческого монастыря. Его и поместили в деревянную часовню у Неглиненских ворот при входе на красную площадь. Построили часовню в 1666 году.

С XVII века Иверская икона в часовни у Воскресенских ворот была и остается самой чтимой столичной святыней. В Москве на Большой Ордынке есть и приходская церковь Иверской Божией Матери, которая была построена ещё до Романовых. Изначально церковь была освящена в честь Георгия Победоносца, а позже появился придел Иверской иконы.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается:

  • 25 февраля – перенесение в 1656 году списка иконы в монастырь на Валдае;
  • во вторник Светлой Седмицы – обретение первообраза в море у горы Афон;
  • 6 мая – второе обретение Московского образа в 2012 году (сейчас список находится в Новодевичьем монастыре);
  • 26 октября – встреча и перенесение списка иконы в 1648 году в Москву.

Оригинал Иверской иконы, находящийся в монастыре на Афоне

Иверская икона: в чём помогает?

Оригинал иконы находится в Иверском монастыре. После его чудесного обретения из моря, он никогда не покидал Священную Гору. Икона на протяжении многих веков помогает людям, предупреждая об испытаниях и переменах. По заверению монахов, лампадка, расположенная перед образом, иногда сама по себе начинает раскачиваться. Это происходило перед нападением турок на Кипр, вторжением в Ирак, землетрясением в Армении, а перед наступлением Первой Мировой войны лицо Богомладенца на иконе изменило черты – вместо умиротворенного и кроткого лика проступил грозный.

По молитвам к Богородице перед Иверским образом произошло много чудес. Исцелялись слепые, хромые и тяжелобольные. Эта икона считается одной из самых сильных. Перед ней обычно просят об избавлении от грехов, к которым человек постоянно возвращается. К ним относятся пьянство, наркомания, игромания и другие пороки, а также измена законной супруге или супругу. У иконы часто просят матери за своих детей, страдающих разными формами асоциального поведения, агрессией, алкогольной или наркотической зависимостью. Ещё перед святым образом молятся об утешении в бедах, избавлении от всяких напастей, исцелении от душевных и физических недугов, о защите от пожаров и о помощи земледельцам.

Молиться возле иконы можно в церкви или дома. Важно сосредоточится и верить в чудодейственную силу иконы.

Видео: Иверская икона Божией Матери

Иверская икона — православная икона Девы Марии, по традиции была написана Апостолом и Евангелистом Лукой. Икона упоминается как «Чудотворная», означающая, что многочисленные чудеса были приписаны заступничеству Богородицы людьми, молящимися перед ней. Оригинал этого изображения находится в грузинском монастыре Ивер на горе Афон в Греции, где, как считается, он был с 999 года.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери — описание

Икона относится к семейству изображений Богородицы, известной как Одигитрия («Она, которая показывает путь»). В этих иконах Христос-ребенок сидит на левой руке своей матери, и Богородица изображена, указывая на Христа правой рукой.

Уникальной особенностью этой иконы является то, что виден шрам на правой щеке Девы Марии или ее подбородке. Существует множество разных традиций, но наиболее распространенной среди православных христиан является то, что икона была заколота солдатом в Никее во время византийского иконоборчества при императоре Феофиле (829-842). Согласно традиции, когда икона была заколота, кровь чудом вытекла из раны.

Оригинал иконы заключен в чеканную ризу из серебра и золота, покрывающую почти все изображение, кроме лица.

Икона Иверской Божьей Матери — история

В IX веке эта икона была личной собственностью набожной вдовы из Никеи в Малой Азии, которая хранила ее и почитала в своей частной часовне.

Во время правления иконоборца — византийского императора Феофила, солдаты пришли в дом вдовы. Один из солдат ударил мечом икону, и кровь сразу же начала вытекать из пронзенной щеки Девы. Потрясенный этим чудом, солдат мгновенно раскаялся, отказался от иконоборческой ереси и ушел в монастырь. По его совету, вдова скрыла икону, чтобы предотвратить ее дальнейшее осквернение.

После молитвы перед иконой Иверская Божья Матерь вдова положила Священный образ в море. Икона не тонула, а начала дрейфовать к западу. Сын вдовы, следуя ее совету, также бежал на запад, чтобы избежать преследования. Позже он стал монахом и умер на северо-восточном побережье горы Афон рядом или в монастыре Клемент (ныне монастырь Ивер). Там он рассказал историю о том, как его мать установила Святую Икону на волнах, и эта история была передана от одного поколения монахов другому.

Обретение иконы

Спустя много лет икона Божией Матери Иверская появилась на Святой горе. Удивительное явление озадачило всех монахов Иверского монастыря: колонна огня стояла прямо над морем и достигала небес. В то время святой монах Гавриил был одним из братств в этом монастыре. Матерь Божия явилась ему в видении и призвала его передать аббату и братьям монастыря, что она хотела, чтобы ее Икона была их помощью и спасением. Она сказала Гавриилу, чтобы он без опасений приблизился к Иконе на воде и взял ее руками. Повинуясь словам Божией Матери, говорит Афонская традиция, Гавриил «шел по водам, как по суше». Он взял Икону и вернул ее на берег, после чего Божья Матерь Иверская была привезена в монастырь и помещена в алтаре.

Тем не менее, после ее помещения в церкви, икона Иверская Божья Матерь неоднократно исчезала и находилась над воротами монастыря внутри.

Во сне Пресвятая Дева рассказала св. Гавриилу, что это было то место, которое она сама выбрала, чтобы она могла защитить монахов. Таким образом, икона получила название «Портаитисса», и по сей день ее присутствие в монастыре и на Святой Горе рассматривается как гарантия защиты афонского монашества со стороны Пресвятой Богородицы. Позже была построена часовня около стены монастыря, в которой была размещена Иверская икона Божьей Матери, а старый вход был закрыт, и был построен более грандиозный.

Еще из истории

Традиционное название этой иконы всегда было «Портаитисса», но в более поздние времена Икона стала известной как Пресвятая Богородица «Иверская», в связи с названием монастыря.

В 1648 году Патриарх Московский и всея Руси Никонский, в то время как он был архимандритом Новоспасского монастыря, заказал точную копию Иверской иконы, которая была сделана и отправлена ​​в Россию. Почти сразу после ее прибытия 13 октября икона была прославлена ​​многочисленными чудесами, приписываемыми ей верующими. Часовня Иверская была построена в 1669 году, чтобы закрепить образ рядом с кремлевскими стенами в Москве. Часовня была главным входом на Красную площадь, и традиционно все, от царя до самого низкого крестьянина, останавливались там, чтобы поклониться иконе, прежде чем войти на площадь.

После большевистской революции 1917 года часовня была разрушена большевиками, и икона Божья Матерь «Иверская» была перенесена в Воскресенский собор в Сокольниках, где были помещены многие иконы и реликвии из закрытых и разрушенных церквей. В 1995 году Иверская часовня была перестроена, и на горе была сделана новая копия иконы.

Копии Иверской Божьей Матери

Как часто в Православной Церкви, икона является прототипом, который был скопирован много раз. Известно, что некоторые из самих копий являются чудотворными, одна из самых известных из которых находится в Монреале в Канаде. В течение пятнадцати лет (1982-1997) мирра вытекала из Иконы. Брат Хосе Муньос посвятил себя заботе об иконе. Он сопровождал ее в многочисленных поездках в приходы по всей территории Соединенных Штатов и Канады, в Южную Америку, Австралию, Европу. В ночь на 31 октября 1997 года хранитель иконы, Хосе Муньос, был зверски убит в Афинах, Греция, а чудотворная икона Иверской Богоматери исчезла бесследно …

Икона появилась вскоре после прославления Новомучеников России, Святых Царственных Мучеников, она появилась на том месте, где впервые прославились мученики…

В 2007 году в Русской Православной Церкви на Гавайях была выпущена новая копия Иверской Божьей Матери, посвященная Монреальскому потоку.

В июне 2008 года «Гавайская» мировая Иверская икона была официально признана Русской Православной Церковью чудотворной и достойной почитания, и получила благословение для посещения различных церквей и монастырей Святого Православия.

С июня 2008 года икона Иверской Божьей Матери насчитывает более 1000 церквей в Северной Америке всех (канонических) юрисдикций и почитается миллионами людей на всей территории Соединенных Штатов, Канады, Европы и всего мира. Во многих городах Святая Икона берется из одного прихода в другой, почитается всем православным духовенством и помогает установить и исцелить отношения между православными верующими, а также укреплять связи между сестринскими приходами.

Иверская икона Божией Матери — значение, в чем она помогает

Везде, где идет Святая Икона, процветает Милость Господа нашего Иисуса Христа и Его Святой Матери. Люди рассказывают, что, просто находясь в присутствии этой Иконы, вы чувствуете такое изобилие любви и радости. Это действительно неописуемо. Мы настолько благословенны, что Бог проявил Свою любовь к нам, позволив нам почувствовать, что называют святые, «истинный запах святости». Истинный смысл появления Иконы известен только Богу, время покажет все вещи. Но мы знаем, что Бог любит нас. И это все, что имеет значение …

Иверская икона Божьей Матери – это икона, которой прописаны многочисленные чудеса, такие как физические и духовные исцеления, включающие исцеление слепоты и глазных болезней, рак, демоническое владение, паралич, заболевание почек, хроническую боль и изнурительные вирусы.

Иверская икона Божьей Матери — день памяти

В церковном календаре Иверская икона упоминается три раза:

во вторник Светлой седмицы- обретение образа на горе Афон

Многие молитвы, которые предлагаются к Иверской иконе Божией Матери и заслуги в ее честь, свидетельствуют о великой любви и почитании, которые содержатся среди всех икон Божией Матери, являющиеся духовной красотой русской православной Церкви.

Рекомендуем почитать

Наверх