Миф о троянской войне по ролям. Троянская война и ее герои - мифы и легенды

Озеленение 01.10.2019

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису решить судьбу яблока, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить его ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятье. В рядах ахейских (греческих) воинов находится Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был уже упоминавшийся юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца; отсюда и выражение «ахиллесова пята». Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего согласно преданию более 100 тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Яблоко раздора
Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды - будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.

Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Под покровом ночи на своем корабле Парис отвез ее в Трою, потому что легкомысленная Елена дала согласие на новый брак с полюбившимся ей красивым юношей. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Жертвоприношение Агамемнона
Микенский царь Менелай попросил своего брата Агамемнона возглавить греческое войско, которое должно было отплыть в Малую Азию для осады Трои. Накануне отплытия Агамемнон, как полагалось в те времена, захотел умилостивить небесных царей: принести им богатые дары и совершить жертвоприношение. Он решил положить на жертвенник свою юную дочь Ифигению. Ее несчастная мать царица Клитемнестра, жрица богини Артемиды, со слезами бросилась к небесной покровительнице. Артемида не позволила свершиться детоубийству. Она заменила девушку на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в далекую Тавриду – Крым. После долгих лет жизни на чужбине ее нашел там брат Орест. А в Крыму в местечке Кастрополь, расположенном у самого моря, есть скала, напоминающая фигурку стоящей у воды и вглядывающейся вдаль девушки, которую называют Ифигения. Так появилось на небе созвездие Жертвенник.

Осада Трои
Итак, город в Малой Азии Троя стал яблоком раздора между его жителями и приплывшими сюда греками за женой царя Менелая прекрасной Еленой, похищенной по наущению богини любви Афродиты юным Парисом. Яблоко раздора изначально разъединило богинь, и вот в этой войне сама Афродита приняла сторону троянцев, а Афина стала всячески помогать данайцам, то есть грекам. Впрочем, все боги разбились на два лагеря, стараясь помочь своим любимцам. Началась мучительная для обеих сторон война, так как боги были одинаково сильны. Она длилась многие годы. Все ее участники сражались мужественно и совершили множество подвигов.

Трою в древности называли Илион, отсюда название «Илиада» эпической поэмы Гомера, описывающей затяжную осаду города и его гибель, а также взаимоотношения богов, которые участвовали в этой войне наравне с людьми. Как греки победили троянцев, рассказано в мифе, который связан с созвездием Змееносец, посвященным троянскому врачевателю, ученику бога медицины Асклепия, Лаокоону.

Хитроумный план Одиссея
Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.

Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на галере и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город.

Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом.

Между тем коня на форуме увидела вещая Кассандра, дочь царя Трои Приама. Она пришла в ужас при виде этого чудища и стала убеждать троянцев немедленно увезти его в поле, потому что ей предвиделось: он принесет гибель городу. Но по велению богов люди не верили предсказаниям Кассандры, считая ее не провидицей, а сумасшедшей. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.

Благодаря поэме Гомера осталась память об этом богатом городе. В настоящее время археологи раскопали Трою в Турции. Кстати, коварная красотка Елена вместе с мужем уплыла в Грецию. А на небе горят два созвездия – Змееносец и Змея.

Cамое большое вооружённое столкновение, которое потрясло весь мир той далёкой эпохи, это был поход ахейцев на Трою. Десять лет продол­жалась эта война, которая унесла жи­зни многих героев. Греки, ахейцы и золы континенталь­ной Греции осадили и победили троян­цев, т.е. греков Малой Азии. Миф отмечает, что столк­новение произошло из-за глаз прекра­сной Елены. Однако эта война не была совсем мифом, как доказали археологические раскопки, которые вывели на свет всё то, о чём писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы действительно всеми своими силами напали на богатую и процветающую Трою. Они были сильными и храбрыми. Почему бы им не присвоить себе все богатства Трои, привезти к себе их красивых женщин и завладеть всем тем пре­красным, что было в Илионе. Кон­такты и связи были улажены. Троянцы были же людьми того-же племени, что и они, и даже родственниками. Армия ахейцев начисляла 100.000-135.000 воинов, а флот 1.186 кораблей. В походе приняли участие все прави­тели ахейцев и эолов. У троянцев, с другой стороны, бы­ли невероятно уреп-лённый город-кре­пость и поддержка союзников. Это были соседние народы, в состав ко­торых входили гре­ческие и другие пле­мена: ликии, мизы, киконы, пафлагоны, фригийцы, майон-цы, фракийцы, асси­рийцы, даже эфиопы и египтяне. В этой войне проявили себя знаменитые Ахилл-главное Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парес и другие.

Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения.

Миф об этой войне даёт нам возможность узнать ряд фактов, о которых мы и расскажем. Всё началось с одного свадебного пира. Праздно­вали свадьбу Пелея с Фетидой.

Свадьба Пелея с Фетидой

Пелей был царём Фтии, главного города мермидонов. Один старый миф говорит о том, что мермидоны, царём которых был Пелей и его отец Эак, когда-то были муравьями и боги превратили их в людей для того, чтобы создали они своё царство. Пелей женился на Фетиде, богине моря. На их свадьбе присутствовали все боги, которые принесли богатые подарки. Только одна богиня не была приглашена: Эрида, богиня раздора и ссоры. Разгневанная богиня, чтобы отомстить, бросила в подходящий момент золотое яблоко там, где стояли Афина, Гера и Афродита. Говорят, что это яблоко было из далёких садов Гесперид, а на нём было написано одно лишь слово: „Прекраснейшей». Естественно, возник спор между тремя богинями. Каждая из них хотела получить это яблоко. Этот спор оказался роковым для судьбы двух государств. Он стал причиной катастрофы Трои и микенского государства, которые в то время были при пике своего расцвета.
Далеко за Гелиспондом, в окрестности Трои, на склоне высокой горы, в то время пас свои стада царевич Парис, младший сын Приама. Зевс приказал Гермесу взять яболоко и повести трёх богинь к царевичу и пусть Парис решит которой из богинь должно пренадлежать яблоко, которая из них прекраснейшая. Богини не пошли с пустыми руками к сыну Приама: Гера предложила ему всю власть над Азией и Европой, Афина-героизм и победы, а Афродита-любовь в лице прекраснейшей Елены.

Парис никогда не видел Елену. Но слава её красоты была так велика, что юноша, услышав обещание Афродиты, не задумываясь отдал яблоко ей. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев. Афродита дала указания Парису как захватить прекрасную Елену. Однако, у Пелея с Фетидой родился сын, Ахилл-самый главный герой троянской войны. Фетида хотела, чтобы её сын стал быссмертным. Поэтому она окунула его в святые воды Стикса держав его за пяту. С тех пор осталось вырожение „ахиллесова пята», означающее наиболее уязвимое человека. Пелей отдал своего сына на воспитание Кентавру Хирону, который и обучил юнощу охотой на.диких животных, владением оружием, музыкой, живописью и всем знаниям, которые существовали в то время.

Троянцы

огущественная Троя находилась на холме Ида. Этот город был защищён стеной, которую построили Посейдон и Аполлон для царя Лаомедонта. В то время, когда ахейцы собирались в поход против Трои, в ней правил сын Лаомедонта Приам, женой которого была Гекаба. Приам первоначально назывался Подарк (=тот, у кого сильные ноги). Его сестрой была Гесиона, которая вышла замуж за Теламона из Саламины. У них родились Тефкр и Эант, которые приняли участие в троянской войне. Ахейцы с троянцами по-видимому пренадлежали не только к одному племени (один язык, религия, обычаи), но часто были членами одного и того же рода. В городе-крепости Трои Приам создал такую царственную семью, что нигде не встречается больше. Пятьдесят сыновей было у него, кроме дочерей. Старшим сыном был Гектор, затем Парис, Диифоб, Гелен, Полидор, Троил и другие. Из его дочерей самыми известными были Креуса, Лаодика, Поликсена и Кассандра, которая обладала даром пророчества.

Парис и Елена Менелая

Раньше мы отметили, что Агамемнон — царь Микен женился на Клитемнестре, а Менелай на её сестре Елене. Менелай властвовал над Спартой, там же он и принял Париса с его сопровождением, которые принесли богатые подарки царю. В честь гостей была приготовлена богатая трапеза. Парис, увидев впервые Елену, полный восторга смотрел он на неё, любуясь её неземной красотой. На десятый день пребывания гостей, Менелаю неодходимо было ехать на Крит. Парис тотчас же решил воспользоваться отъездом царя. С помощью Афродиты он уговорил нежными речами покинуть дом и мужа, и бежать с ним в Трою. Любовники тайно покинули Спарту, прибыли в Трою, где и справили их свадьбу. Тем временем, посланница богов Ирида, прибыла на Крит и сообщила царю о постигшем его несчастье.

Поход ахейцев на Трою

Как только Менелай узнал о похищении Елены он вернулся в Микены к своему брату Агамемнону. Вместе с мудрым Нестором, царём Пилоса, они решили собрать всех героев Греции, и с ними идти войной против Трои, так как это было дело чести. Вероломник должен был быть наказан, чтобы никто больше не посмел нарушить святые законы гостеприимства. То, что сделал Парис должно было быть принято как личное оскорбление каждого героя Греции. Мойры и прорицания оракул сыграли тоже свою роль: ведь все знали свою предстоящую судьбу и не с большой охотой
решались идти в поход. Одиссей, этот многоталантый и храбрый сын Лаэрта и царь Итаки, например, знал, что не увидит свою семью на целых двадцать лет. А он ведь недавно женился на прекрасной Пенелопе и у него родился сын Телемах. Когда Одиссей узнал, что Агамемнон с Паламедом прибыли на Итаку, он притворившись помешанным, стал похать свои земли, запрягши в плуг вола и осла, и засевать поле. Но Паламед понял хитрость Одиссея; он взял маленького Телемаха и положил его на борозду, по которой шёл Одиссей. Остановился Одиссей и пришлось ему покинуть родную Итаку, жену и сына и идти на долгие годы под стены Трои. Но и самая большая личность этой войны- храбрейший Ахилл, был укрыт на острове Скирос, во дворце царя Ликомеда, своей матерью, которая знала какая судьба грозит её сыну. Там жил герой, одетый в женские одежды среди своих двоюродных сестёр. Но хитрый Одиссей разоблачил Ахилла. Он пошёл во дворец Лакомеда и разложил перед царевнами свои подарки: роскошные материи, ожерелья, серьги, покрывала, а между ними положил копьё и щит. В то время, когда царевны расматривали украшения и ткани (а Ахилл, стоявший рядом смотрел лишь на оружие), вдруг у дворца раздались военные кличи, зазвучали трубы. Ахилл, забыв обо всём схватил оружие и бросился настречу „врагам». Таким образом его узнал Одиссей. Вступили они в военные части в Авлиде. Десять лет потребовалось для того, чтобы собрались самые храбрые и самые умелые владетели военного искусства в гаване Авлиды. Среди них был царь Пилоса, мудрый Нестор, Диомед-герой Этолии, Аякс из Локриды, Ид, царь Крита Идоменей и другие.

Жертвоприношение Ифигении -Начало похода.

Все корабли собрались в Авлиде, чтобы идти оттуда к берегам Трои. Но, к сожалению, корабли не могли отплыть, так как не было попутного ветра. Наконец прорицатель Калх сказал, что причиной этого был гнев богини Артемиды на Агамемнона за-то, что он убил её священную лань. Лишь тогда смилостивиться богиня над греками, когда принесут ей в жертву старшую дочь Агамемнона, прекрасную Ифигению. Агамемнон был категорически против. Но армия взбунтовалась и, согласно плану Одиссея, послали гонца в Микены, который должен был сообщить Клитемнестре повеление Агамемнона привезти Ифигению в Авлиду: Ахилл якобы хочет обручится с Ифигенией. Клитемнестра скоро приехала вместе с дочерью в Авлиду. А там уже всё было готово к ретуалу. Ради общего дела Ифигения пошла под жертвенный нож. Но когда поднялся нож, чтобы поразить деву, богиня Артемида похитила её и перенесла в далёкую Тавриду (современный Крым), где стала прекрасная дочь Агамемнона жрицей богини.

А вместо Ифигении у алтаря, билась в предсмертных судорогах лань, сражёная ножом Калхаса. Боги показали свою благосклонность к героям. Войны ликовали. Начал дуть попутный ветер

Елена — самая красивая женщина тех далёких времён. Каждый принц хотел назвать её своей женой. Не решался её отец Тиндарей, кому из приходивших к нему героев дать её в жёны. Наконец хитроумный Одиссей посоветовал Тиндрарею: пусть Елена сама решит чьей женой хочет она стать. А все женихи пусть дадут клятву, что никогда не поднимут они оружия против того, кого изберёт Елена в мужья, а будут всеми силами помогать ему, если он призовёт их в случае беды на помощь. Этой клятвой воспользовались атриды для того, чтобы призвать всех геров в поход на Трою. Прекрасная Елена была темой трагедии Эврипида „Елена», которую он написал в 412 до н.э. Итальянский скульптор неоклассицизма Антонио Канава создал памятник „Елена Трои».

Ифигения осталась служить в храме богини Артемиды в Тавриде до тех пор, пока туда не приехал её брат Орест со своим другом Пеладом. Дельфийский оракул поручил Орестису привезти в Грецию памятник богини Артемиды, который находился в Тавриде. После фатального недоразумения Ифигения чуть не принесла в жертвы собственного брата. Наконец они узнали друг друга и вернулись в Грецию, вместе с памятником. Миф об Ифигении является главной темой в трагедиях Эсхила, Еврипида, Ракина, Гётэ, а также хородрам „Ифигения в Авлиде» и „Ифигения в Тавриде» Глука.

Троянская война-Илиада

Ахейцы, верны своей религии и традициям, перед началом Троянской войны принесли жертвы, чтобы боги показали свои знамения и результаты войны. Во время ретуала вдруг из-под алтаря выполз змей, красный как кровь. Извивая кольцами своё тело, змей вполз на платан, находившийся по близости. Там почти на самой вершине, находилось гнездо с восемью маленькими воробьями и самкой. Змей проглотил по очереди всех птенцов, и в конце самку. После этого, Зевс превратил его в камень. Прорицатель Калхас открыл героям смысл проишедшего: девять лет придётся им осаждать Трою, и лишь на десятый год возьмут они великий город.

Троя или Ил было местом великих сражений, где пали смертью храбых тысячи героев. Это было место, которое покровительствовал Аполлон со своим золотым луком. Среди ахейцев первым погиб герой Протесилай, которого предали погребению. Богини Афина и Гера помогали армии ахейцов. В эпопеи Гомера Илиада, отмечается множество событий происшедших во время троянской войны. Главным героем в самых главных из них является Ахилл, слава подвигов которого дошла очень далеко.

Ахилл — Ссора с Агамемноном.

Судьба Ахилла была умереть в Трое, поэтому его мать в начале не хотела, чтобы он принял участие в войне. Но Агамемнон, который был главнокомандующим всех войск, сделал всё возможное для того, чтобы Ахилл со своими мермидонами пошёл на Трою. За девять лет осады Трои Ахилл разорил и завоевал много городов, которые находились в соседстве. Много трофеев и много женщин было уведено в стан греков. Много достойных женщин Ахилл отдал Агамемнону. Для себя он держал рабыню Диомеду. Но на первом месте для героя была прекрасная Брисеида, дочь Брисея, на которой он хотел жениться, когда вернулся бы во Фтию. Брисеида, также как и Хрисеида, были взяты в плен, после взятия Фивы (одноимённый город в Мизии). Прекрасная дочь жреца Аполлона Хриса, Хрисеида была так же красива, как и Брисеида и имела такое же знатное происхождение. Греки обещали отдать её Агамемнону.

На острове Хрисы находился храм Аполлона, где и служил жрец Хрис. Там и узнал он, что его дочь взяли в плен. Хрис одел свою святую одежду, прибыл в стан греков и молил их вернуть ему за богатый выкуп дочь Хрисеиду. Но Агамемнон не хотел потерять Хрисеиду, он оскорбил старого жреца и выгнал его, а в результате вызвал гнев Аполлона.

Градом посыпались стрелы сребролукого Аполлона в стан греков, неся с собой смерть. Страшный мор поразил сначала животных, а затем и воинов. Тогда и началась ссора между Ахиллом и Агамемноном. Ахилл старался убедить Агамемнона освободить Хрисеиду, чтобы отогнать смертельный мор. Главнокомандующий греков был вынужден отдать рабыню отцу, но за это он похитил у Ахилла Брисеиду, так как считал, что ему должен был возмещён ущерб.

Много гневных слов сказал Ахилл Агамемнону после свершонной несправедливости. Ушёл великий сын Пелея и его храбрые мирмидоняне к своим шатрам. С другой стороны троянцы, увидив раздор среди армии греков начали побеждать в последующих битвах.

Месть Ахилла

Фетида, естественно, всегда стояла на стороне своего сына Ахилла, поэтому она вознеслась на Олимп, там упала к ногам Зевса, обняла его колени левой рукой и с мольбой протянула к нему правую, коснувшись его бороды (это являлось знаком уважения, подчинения и любви). Она просила у громовержца дать радость её сыну, жизнь которого была столь короткой. Она умоляла, чтобы заставил Зевс ахейцев и Агамемнона понять, что значит Ахилл и, чтобы Агамемнон пожалел за оскорбление, которое нанёс её сыну. Действительно, осаждающим не давалось больше помощи от богов, а сребрелукий Аполлон стрелами Гектора и других троянцев просто разносил смерть среди противников.

Напрасно Патрокл просил своего близкого друга Ахилла помочь в борьбе с троянцами, которые были готовы достичь греческих кораблей и поджечь их. Ахилл оставался при своём мнении. Он всё время сидел в своей палатке и ничего не хотел слышать о войне. Тогда его любимый друг Патрокл взял на себя иниацитиву возглавить армией мирмидонов и броситься в бой, одев доспехи Ахилла, чтобы обмануть троянцев. Доспехи Ахилла были единственными в своём роде. Их изготовил сам Гефест по просьбе Фетиды. Как только Патрокл бросился в бой с доспехами, колесницей и оружием Ахилла, испуганные троянцы начали отступать к своему городу, думая что царь мирмидонов вступил снова в войну.

Патроклу удалось не только остановить противников, которые приблизились к стану греков, но и нанести им серьёзные потери. Во время отступления троянцев, Аполлон открыл Гектору, кто в действительности возглавляет армией мирмидонов. Узнав это, Гектору удалось поразить насмерть любимого друга Ахилла. Началась кровопролитная борьба вокруг тела Патрокла. Не хотели греки допустить, чтобы троянцы осквернили тело героя и взяли его доспехи, которые обычно получает в награду победитель.

В этой ужасной битве отличился Менелай. Весть о гибели своего друга принёс Ахиллу сын Нестора Антилох. Невыразимая скорбь, а затем и гнев овладели Ахиллом. Он помчался на место сражения без оружия. Там он издал такой крик, что троянцы испугались и отступили от тела Патрокла.

Отчаянный Ахилл забыл даже о ссоре с Агамемноном и думал только о том, как отомстить за смерть своего друга. На следующий день после смерти Патрокла, Ахилл попросил у Агамемнона забыть о их ссоре и объявил ему, что он готов снова воевать на его стороне. Агамемнон извинился за своё поведение и вернул Ахиллу Брисеиду, поклявщись, что не оскорбил её.

Таким образом Ахилл вступил опять в бой пренебрегая все прогнозы о его смерти. Троянцы увидев его бросились в бегство. Только один Эней сопротивлялся и в какой-то момент даже вступил в поединок с Ахиллом. Герой приближался всё больше и больше к Трое. Много троянцев пали на пути Ахилла, который искал Гектора, чтобы отомстить за смерть своего друга. После долгих сражений он застал его у Скейских ворот. Герои начали гоняться один за другим вокруг стен Трои. В это время бог-громовержец бросил на весы два жребия смерти, один-Ахилла, другой-Гектора. Жребий Гектора опустился к царству мрачного Аида. Гектору было суждено погибнуть от руки Ахилла. Но Ахилл был в такой ярости, что ему не хватало того, что перед ним лежит мёртвое тело убийцы его друга. Он привязал тело Гектора за ноги к колеснице и погнал коней вокруг стен Трои. После этого он возвратился в свой стан для похорон Патрокла. Однако, несмотря на гнев Ахилла, когда в его шатре явился Приам с просьбой отдать тело своего сына, чтобы придать его погребению, герой из уважения передал старцу тело своего врага, приказал омыть его и одеть в драгоценные одежды.

Смерть Ахилла

Война у стен Трои продолжалась. Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев, которые обращались в спешное бегство при виде героя. Среди различных эпизодов сражений отмечается поединок героя со знаменитой амазонкой Пенфесилией, которую он ранил смертельно. Велика была скорьб Ахилла, когда он увидел необычайной красоты умирающую дочь. Отмечается также его бой с Мемноном, сыном Эос, и его роман с Поликсеной дочерью Приама.

Храбрость и героизм этого мужа были неповторимыми и невероятными. Однако Ахилл не мог избежать свой рок. Неистовый герой приследовал троянцев до самых стен города. Он готов был ворваться в священный город, но явился бог Аполлон. Он подсказал Парису направить смертельную стрелу в пяту Ахилла. Жестокая сеча закипела вокруг тела величайшего из героев. Внуку Беллерофонта Главку чуть не удалось захватить тело героя, но его убил Эант.

Наконец Аякс с Одиссеем смогли принести тело героя в стан греков. Ретуал погребения свершили Фетида и нереиды. Семнадцать дней оплакивали Ахилла. Тело омыли, умастили благовонным маслом, а богиня Афина обрызгала его амброзией, чтобы избежать разложение (согласно другой версии его бальзамировали). На восемнадцатый день сооружён был погребальный костёр. На нём было сожжено тело Ахилла. Прах собрали в золотую урну. В этой же урне лежал и прах любимого друга Ахилла, Патрокла.

Много веков позже у этой могилы поклонился, принёс жертвы, возложил венки в честь своего кумира, Александр Македонский.

Парис не долго торжествовал своим великим подвигом. Он был смертельно ранен от рук Филиктета, который таким образом отомстил не только за смерть Ахилла, но и за оскорбление которое нанёс всем грекам, похищая прекрасную Елену.

Падение Трои-Троянский конь

После смерти Ахилла греки задали себе следующий вопрос: Могли бы они когда нибудь овладеть городом? Война продолжалась уже десятый год, они начали терять надежду на победу, так как их терпение истощалось. Тогда царь Итаки, умелый Одиссей предложил действовать хитростью. Он посоветовал соорудить такого огромного деревянного коня, внутри которого могли бы спрятаться несколько воинов. Остальные полководцы согласились с его планом. Когда греки соорудили этого громадного коня, Одиссей и восемь самых могучих героев спрятались в нём. На открытом поле, так чтобы был виден, оставили греки коня, а сами сожгли все постройки в своём лагере, сели на корабли и отплыли в открытое море. Но отплыв от берегов Троады они укрылись за островом Тенедосом. Осаждённые видели как греки покидали их места и не верили своим глазам. Увидели они и троянского коня. Смотрели на него и терялись в догадках. На коне была надпись, на которой говорилось, что это подарок данайцев богине Афине. Напрасно Кассандра, дочь Приама, предсказала о всех бедах, которые ждут троянцев. Никто не желал её слушать. Жрец бога Аполлона Лаокоонт напрасно убеждал своих сограждан бросить коня в море. Напрасно он убеждал их не доверять ахейцам. Он схватил громадное копьё и бросил им в коня. Содрогнулся конь от удара и глухо зазвучало внутри его оружие. В это время из моря появились два чудовищных змея. Своими острыми зубами они нанесли смертельные раны Лаокоонту и двум его сыновьям. Троянцы посчитали, что это был знак богини Афины, которая наказала бы их, если они не приняли бы этот подарок. Когда наступила ночь и вся Троя погрузилась в глубокий сон, Одиссей и остальные герои вышли из коня. В это же время флот греков уже успел вернуться. Ахейцы рассыпались по погружённым в сон улицам Трои. Они зашли через широко открытые ворота города. Пока троянцы осознали что происходило, большинство из них было убито. В этом кровопролитие и общей катастрофе, Одиссей убил Приама около алтаря Зевса. Город был сожжён и разграблен. Менелай искал в аппартаментах дворца свою жену-женщину, которая стала причиной этой ужасной войны. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата, Диифоба, которого убил Менелай в ту ужасную ночь. С мечом в руках ворвался Менелай в комнату Елены. В этот критический момент, Елена увидев своего преданного мужа была готова умереть от его рук.

Она обнажила свою грудь, ожидая, возможно, что Менелай нанесёт ей смертельный удар своим мечем. Но меч упал с рук Менелая. Вновь пробудилась его любовь к Елене и давние супруги обняли друг друга. Герой повёл с торжеством эту роковую женщину, которая опять была победительницей игры и ради которой произошла целая война, которая потрясла весь древний мир.

Как только Лаокоонт понял, что Троянский конь был пустой внутри, Афина послала две громадные змеи, которые задушили его вместе с его сыновьями. (Композиция Лаокоонта, 1 в. до н.э., Рим, Ватикан).

Возвращение героев

Акрополь Трои Илио был взят благодаря хитрости Одиссея, так как это л л, предопределили боги. Все герои, которые остались в живых начали возвращаться на родину. Менелай с Еленой вернулись в свой дворец в Спарте. Там, на десятый год их проживания к ним приехал Телемах, сын Одиссея, который хотел узнать какие нибудь новости о своём отце, невернувшимся ещё на Итаку. Агамемнон, главнокомандующий похода, имел ужасную смерть. Всё проклятие, весевшее на семье Атридов обрушилось на него: жена его Клитемнестра имела любовный союз с его двоюродным братом Эгистом. После возвращения в Микены, Клитемнестра убила его в ванной. Орест отомстил за смерть отца убив неверную жену и убийцу вместе с её любовником Эгистом. Аякс из Локриды погиб во время страшного корабле­крушения при возвращении на родину. Диомед и Гидоменей вернулись в свои родные края с меньшими проблемами. Немногим было суждено продолжить ту спокойную жизнь, которую они имели перед началом войны. Среди них и старец Нестор, который счастливо вернулся в Пилос, где он и царствовал до конца своей жизни.

А что же стало с человеком, который покорил Трою, с изобретательным и умелым Одиссеем? К его несчастью боги определили для него необычную и страную судьбу. Он когда-то вернётся в свою любимую Итаку, к своей семье, в своё царство, но перед этим он переживёт самые разные приключения и встретится с тысячими опасностями. Гомер оставил нам великолепное произведение-эпос Одиссея, где он рассказывает о всех странствиях этого героя.

Вторая поэма, «Одиссея», как и «Илиада», разделена на 24 песни. Ее объем немного меньший – 12 110 стихов. «Одиссея», как и «Илиада», начинается «хрестоматийными» строками, в которых задается тема, укладывается общий характер поэмы:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…

«ОДИССЕЯ»: ОТЛИЧИЕ ОТ «ИЛИАДЫ». Это поэма о длившихся десять лег странствиях Одиссея, о его многокрасочных приключениях и о счастливом, в итоге, возвращении на родной остров Итаку. Если в «Илиаде» преобладают батальные сцены, описываются героические деяния, подвиги на поле брани, то в «Одиссее» меняется общая тональность. В ней на первом плане – сказочно-приключенческая проблематика.

Композиция «Одиссеи» сложнее по сравнению с первой гомеровской поэмой. Если в «Илиаде» события даны в их хронологической, линейной последовательности, то в «Одиссее» она нарушена, используются экскурсы в прошлое, т. е. прием ретроспекции (песни 9-12); перекрещиваются несколько сюжетных линий, а непосредственное действие, как и в «Илиаде», длится всего около 40 дней. т. е. обнимает заключительный этап странствий Одиссея. Кроме того, оно происходит в разных местах.

Исходная ситуация такова. Прошло уже десять лет после падения Трои, участники войны вернулись на родину, только Одиссей все еще не может попасть домой, ибо многострадального героя в течение семи лет задерживает на острове Огигия влюбленная в него нимфа Калипсо. Таким образом, прошло целых двадцать лет, как Одиссей покинул родной остров.

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА. ТЕЛЕМАХ В ПОИСКАХ ОТЦА. «Зачин» поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея. Богиня Афина, побывавшая на родине Одиссея Итаке, наблюдает бесчинства женихов, домогающихся Пенелопы, жены Одиссея, которую считают вдовой, расхищающих одиссеево имущество. Афина предлагает послать Гермеса к нимфе Калипсо и поручить ему «наш приговор сообщить, что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному». Во 2-й песне действие переносится на Итаку, где, вопреки наглости и настойчивости женихов, Пенелопа хранит верность мужу, несмотря на его 20-летнее отсутствие. Она всячески демонстрирует свое презрение к женихам, которые проводят время в пирах, развлекаются с рабынями. С помощью всякого рода хитростей Пенелопа оттягивает брак с претендентами на ее руку. Богиня Афина в мужском облике Ментора, сына Алкима. является к сыну Одиссея Телемаху и советует ему, снарядив корабль, отплыть на поиски отца. Женихи же должны еще год ждать от него известий. Телемах проводит народное собрание, но женихи. в первую очередь их заводила Ангиной, обвиняют Телемаха, «необузданного, гордоречивого», и его мать, Пенелопу, в тайных против них умыслах. Они не дали ему корабля, но богиня приходит к нему на помощь. Найдя на И гаке лучший корабль, отправляет его в путь. Сначала Телемах приплывает в Пилос к вещемv старцу, «великой славе ахеян», Нестору. Он – самый старший и мудрый в греческом войске, обложившем Трою. Ему посчастливилось благополучно вернуться в родной Пилос, где он долго царствовал. Его имя, как старейшины рода или социальной группы, стало нарицательным. (В «Горе от ума» Грибоедова говорится: «Тот Нестор негодяев знатных…») Нестор рассказывает Телемаху о возвращении греков из-под Трои, о гибели Агамемнона от руки своей жены Клитемнестры. Телемаху удается побывать в Спарте у Менелая и Елены. Менелай рассказывает о своих странствиях, о том, что встреченный им веший старец Протей сказал ему:

…Лаэртов божественный сын. обладатель Итаки.

Видел я на острове льющего слезы обильно

В светлом жилите Калипсо, богини богинь, произвольно

Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный;

Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы

Он безопасно пройти, по хребту многоводного моря.

Это дает сыну надежду на возвращение отца. Несмотря на намерение женихов погубить его, Телемаху удается благополучно вернуться домой.

НИМФА КАЛИПСО И ЦАРЬ АЛКИНОЙ. В 5-й песне действие переносится на остров Огигию. Телемах уже исчезает из повествования: он появится лишь тогда, когда отец прибудет на Итаку. Гермес приносит решение богов нимфе Калипсо. Та горько сетует и укоряет олимпийцев за то, что они, просто, позавидовали ее счастью. Вынужденная подчиниться богам, она помогает Одиссею построить плот с парусом. Однако на 7-й день спокойного плавания в море его замечает Посейдон, желавший рассчитаться с Одиссеем за то, что тот ослепил его сына – циклопа Полифема. Бог моря устраивает бурю, чтобы погубить Одиссея. Его плот разбит в щепки, но благодаря помощи нимфы Левкотеи Одиссею удается спастись, и волны выносят его на остров Схерия, населенный мирным и гостеприимным народом – феакийцами, отличными мореходами. Обессиленный Одиссей засыпает на отмели, зарывшись в водоросли. Туг его обнаруживает царская дочь Навсикая, которой Афина, «сердцем заботясь о скором возврате домой Одиссея», внушила во сне пойти со служанками стирать белье на берег моря. Для этого богиня убеждала царскую дочь:

Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая!

Ты не печешься о светлых одеждах, а скоро наступит

Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заранее

Платье, и тем, кто тебя приведет к жениху молодому.

Окончив стирку, девушки начинают играть в мяч, будят Одиссея, а затем дают ему чистую одежду и приводят в царский дворец. Гам царь Алкиной, «многоумием богу подобный», вместе с женой Аритой радушно его принимают и устраивают в его честь пир.

РАССКАЗ ОДИССЕЯ. Как и водится, Одиссей, «плачевный скиталец», поначалу не открывается, кто он. На пиру слепой певец аэд Демодок услаждает гостей песней о походе на Грою, о подвигах Одиссея. В этот момент Одиссей «выдал» себя: на глазах блеснули слезы, которые были замечены Алкиноем. Герой открывает феакийцам свое имя, говорит, что он Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки. И по просьбе Алкиноя повествует о приключениях, сказочных историях, случившихся после того, как он покинул Трою. Знаменитый рассказ Одиссея – цепь красочных новелл – занимает четыре песни, с 9 по 12. Это прием рассказа в рассказе, обширная ретроспекция, обнимающая три года, от падения Трои до появления Одиссея на острове у нимфы Калипсо.

Сначала спутники Одиссея попадают в страну киконов во Фракии. Потом их корабли бурей отогнаны в отдаленные края. Первое приключение на пути – страна лотофагов. (I). пожирателей лотоса. Тот, кто отведает его сладкого плода, забудет свою родину. Одиссею приходится насильно забрать тех, кто успел им полакомиться. Затем он и его спутники приплывают в страну одноглазых циклопов, (II). приходят в пещеру одного из них – Полифема, сына Посейдона. Людоед убивает нескольких спутников Одиссея, разбив им головы о скалы, и пожирает их. Оставшихся в живых запирает в пещере, привалив ко входу камень. Одиссею удается спастись из, казалось, безнадежной ситуации благодаря дальновидности и хитроумию. На вопрос, как его звать, Одиссей ответствует: «Никто». Он поит Полифема вином, а когда тот засыпает, выжигает ему раскаленным мечом единственный глаз. Услышав стенания Полифема, к пещере сбегаются другие циклопы и интересуются, кто его так обидел. Он же отвечает: «Никто». после чего циклопы удаляются. После этого Одиссей и его спутники привязывают себя под брюхом овец; поутру Полифем, выпуская их на пастбища, ощупывает сверху, и таким образом героям удается вырваться на волю.

Этот эпизод, как и многие другие, подчеркивает дальновидность Одиссея, его способность рассчитывать на несколько ходов вперед. Окажись на его месте «взрывной», вспыльчивый Ахиллес, он в отместку за убийство своих друзей умертвил бы опьяневшего Полифема. Но тогда бы он навсегда был замурован в пещере, ибо не сумел бы сладить с гигантским камнем.

Следующий эпизод: Одиссей на острове у бога ветров Эола. (III). который дает ему мешок с завязанными в него неблагоприятными ветрами. Но уже в виду Итаки, когда Одиссей засыпает, спутники, надеясь, что там спрятано золото и серебро, развязывают мешок, вырвавшиеся оттуда ветры далеко отгоняют от родных берегов суда многострадального героя. Очередное приключение, столкновение с великанами-людоедами лестригонами, (IV), приводит к тому, что они уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, после чего действие переносится на остров волшебницы Кирки (Цирцеи) (V), которая превращает часть его спутников в свиней. В течение года герой наслаждается любовью этой волшебницы. С помощью бога Гермеса Одиссею удается преодолеть ее чары. Посещает Одиссей по указанию Кирки царство мертвых (VI), где встречается с бесплотными душами, с матерью, с товарищами по троянскому походу Агамемноном и Ахиллом. Возвратившись из страны вечной ночи, Одиссей плывет мимо острова сирен, (VII), существ с женской головой и птичьим телом, обладающих чарующим голосом, которые завлекают моряков пленительным пением. а затем их губят. Чтобы избежать лютой смерти от их рук, Одиссей затыкает своим спутникам уши воском, а себя приказывает покрепче привязать к мачте, так как желает все-таки услышать это чудесное пение. (Отметим, что слово «сирены» приобрело ныне нарицательный смысл – «коварные обольстительницы».)

Проплывает Одиссей и мимо двух опасных скал: на одной из них – шестиглавая Сиилла, которая пожирала людей, на другом – чудовище-Харибда (VIII). Трижды в день губила суда Харибда, заглатывая черную волу вместе с кораблями. Понимая, что кого-то одного не миновать, Одиссей подходит близко к Сиилле, которая шестью ртами схватила и проглотила шесть его спутников. Но остальные уцелел и. С тех пор стало бытовать выражение: находиться между Сциллой и Харибдой – это значит, что из двух неизбежных зол надо выбирать меньшее.

После встречи с чудовищами спутники Одиссея достигают острова Гринакрия, где пасутся стада бога солнца Гелиоса (IX).

Там Одиссей из-за неблагоприятных ветров вынужден был задержаться. но при этом строго запретил спутникам приближаться к священным быкам. Тем временем их запасы продуктов истощились. Когда же богини ниспослали Одиссею сон, его спутники, измученные голодом, зарезали несколько быков. За это Зевс, уступив жалобе Гелиоса, наказал их, разбив молнией корабль Одиссея. Только сам многострадальный герой спасся и выплыл на остров Огигию, где нимфа Калипсо (по греческой мифологии дочь Атланта) продержала его семь лет (последнее, X приключение). Нимфа полюбила Одиссея, обещала сделать его счастливым, но тот продолжал тосковать по дому, о чем и поведал Алкиною. Оттуда, как уже известно читателям, он попал в страну феакийцев.

ОДИССЕЙ НА ИТАКЕ. У СВИНОПАСА ЕВМЕЯ. Вторая половина «Одиссеи» (песни 13–24) – это история возвращения Одиссея домой и мести женихам. В этой части фантастический элемент играет значительно меньшую роль; события приобретаю! житейскую достоверность.

Выслушав рассказ Одиссея, царь Алкиной щедро его одаривает. Феакийцы за ночь доставляют его на И гаку. Правда, Посейдон превращает их корабль в скалу. Из мира сказки Одиссей переносится в мир суровой действительности. Явившаяся к нему в облике молодою пастуха Афина предупреждает Одиссея об опасностях, наставляет в предстоящей борьбе. Она дает ему облик нищего; в этом обличье неузнанный Одиссей, приходит к «божественному» свинопасу Евмею, трудолюбивому, гостеприимному, хотя и недалекому, но верному человеку. Одиссей рассказывает Евмею о себе вымышленную историю. У Евмея он встречается с сыном Телемахом, посланным гуда Афиной; тот вернулся из Спарты, избежав засады женихов. Одиссей «открывается» сыну. Они вместе разрабатывают план мести женихам. Под видом бродяги Одиссей приходит в свой дом.

ОДИССЕЙ И ЕВРИКЛЕЯ. Первый, кто его узнает, – старый пес Аргус, не забывший и за двадцать лет голос хозяина. Для всех же остальных он – подозрительный незнакомец, объект унизительных насмешек. Находясь в стане врагов, Одиссей выказывает завидную выдержку, играя роль нищего, не реагируя на оскорбления женихов. Он стоически сносит издевательства, зная, что обидчикам, все равно, придется расплатиться за это. Увидев Пенелопу, он говорит, что знает о скором прибытии Одиссея из недальнего края. Обрадованная Пенелопа спешит оказать страннику знаки внимания и просит служанку, старушку Евриклею, омыть ему ноги. Во время омовения происходит второе «узнавание»: служанка замечает на ноге Одиссея знакомый рубец, след раны, полученной на охоте на вепря. С несказанной радостью старушка восклицает: «Ты Одиссей, ты мое золотое дитя, ты вернулся!» Но тот, схватив ее, повелевает молчать, хранить тайну его возвращения; в противном случае ее и других служанок не минует суровая кара.

МЕСТЬ ЖЕНИХАМ. Напряжение усиливается. Пенелопа, созвав женихов в пиршественную залу, обещает, что ее мужем станет тот, кто, взяв лук погибшего Одиссея, сумеет пробить стрелой двенадцать колец. Начинается пир, Пенелопа вносит лук Одиссея, приглашая всех к состязанию. Но ни один из ста двадцати женихов не в силах натянуть тетиву. Они собираются отложить соревнование, но тут Одиссей в облике нищего просит разрешения испытать себя. Женихи пытаются воспротивиться этому, но Телемах вступается за отца, сказав, что он наследник лука и волен им распоряжаться. Первая же стрела, «заостренная медью», пролетает через все 12 колец. Затем Одиссей пускает вторую стрелу, которая попадает в горло самому беспардонному из женихов. Ангиною, в тот момент, когда тот подносит кубок с вином к губам. Одиссей распрямляется, являя силу и богатырский рост. Он сообщает о том, что жив для «правды и возмездия». Телемах встает рядом с отцом взяв меч и копьем. Женихи с помощью оружия, принесенного им рабами, изменившими Одиссею, вступают в бой. С помощью сына, Евмея и при участии богини Афины, помрачившей ум женихов, Одиссей истребляет их всех, а также их подручных.

ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА: «УЗНАВАНИЕ». Но и в обстановке всеобщего ликования Пенелопа, находившаяся во время битвы в своих покоях, не решается признать в незнакомце мужа, не верит рассказу Евриклеи. Тогда Афина возвращает Одиссею его прежний облик, а он рассказывает Пенелопе известную только им двоим тайну устройства их брачного ложа.

…И я. не иной кто, своими руками

Сделал ее. На дворе находилась маслина с темной

Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме.

Из этой маслины он сделал кровать своими руками, а теперь подробно описал Пенелопе процесс ее создания. Услышав рассказ Одиссея, Пенелопа с рыданиями бросается на шею к мужу. Происходит счастливое соединение супругов. Чтобы продлить радость встречи, Афина просит богиню зари Эос немного оттянуть наступление рассвета…

РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

Рекомендуем почитать

Наверх